Ремень и розга: как наказывать детей за непослушание. Можно ли наказывать ремнем ребенка - советы психолога

На сегодняшний день многие родители пытаются брать за основу воспитания собственного ребенка западную модель отношений, то есть, полностью исключив любое физическое наказание. Однако немало родителей уверены, что старые «дедовские» способы воспитания, не исключающие регулярного внушения ремешком по мягкому месту, действуют намного лучше и доходчивее. Считается, что только через телесное наказание можно дать понять ребенку, что он поступил плохо и удержать его от таких действий в дальнейшем, особенно в тех ситуациях, когда простые увещевания и иные меры воздействия не приносят успеха. Можно ли наказывать ребенка ремнем или правильнее было бы позволять детям делать все, что угодно, выбрав другие меры воспитания, без тумаков и подзатыльников?

Роль физического наказания детей, безусловно, чрезвычайно важна, но положительная она или, напротив, таит в себе исключительно отрицательные моменты? Можно ли наказывать провинившегося ребенка по попе ремнем? Мнения как всегда разделились и они, прямо сказать, кардинально противоположны. Для многих родителей наказание ремнем предстает наиболее удобным, простым и действенным способом добиться того, чтобы ребенок был послушен. Тем не менее, физическое воздействие может скрывать в себе массу подводных камней, давая лишь кратковременный воспитательный эффект, но тая массу отрицательных последствий в будущем. С другой стороны некоторые родители, отличающиеся мягкостью характера, не способны не то чтобы ударить ребенка, но даже пригрозить сделать это, позволяя своей слабохарактерностью садиться себе на шею, что тоже, согласитесь, не есть хорошо.

Да, маленькие дети - тоже люди, более того, они уже личности, пусть и не до конца сформировавшиеся, но все же. Тем более актуален вопрос о физическом наказании в этом возрасте, можно ли регулярно наказывать непослушного ребенка ремнем. Детям предстоит жить в обществе, в основе которого лежит система наказания за те или иные поступки, считающиеся в социуме неприемлемыми, плохими. Посудите сами, государством и обществом управляют законы, следование которым считается обязательным для всех, в противном случае, если закон нарушить, преступившего его человека ждет наказание, по крайней мере, так это задумано. Разумеется, в современном цивилизованном мире физические наказания для людей, совершивших плохой, сточки зрения общества, поступок, считаются аморальными, неприемлемыми, для них имеются другие меры воздействия.

В свою очередь ребенок, который плохо себя ведет, не слушает родителей, должен быть как-то наказан, опекуны должны дать понять ему, что такое хорошо и что такое плохо. Во многих случаях меры вербального внушения остаются безуспешными и приходится брать на вооружение что-то посерьезнее. Если не наказывать непослушного ребенка физически, а других мер воздействия он попросту не понимает, родители рискуют упустить возможность объяснить формирующемуся человеку разницу между плохим и хорошим, и что же будет в итоге? Не донеся до ребенка тот факт, что, например, воровать деньги у родителей - плохо, имеется серьезный риск, что впоследствии вырастет человек, моральные принципы которого будут позволять ему взять чужое, что, конечно же, неприемлемо.

Но и наказывать ребенка ремнем тоже нужно уметь правильно. Безусловно, в воспитании детей крайне важен индивидуальный подход: кто-то с первых лет жизни отличается буйным характером, плохо поддается внушению, другие дети напротив, спокойны и впечатлительны. Наказание должно хоть как-то соответствовать тяжести проступка. К примеру, лупить пацана за то, что он задержался, гуляя на улице, наверное, незачем, а вот за издевательство над животным можно и пройтись ремешком по заднице. Наказывать ребенка нужно не за все, а только лишь за те проступки, которые наносят серьезный вред в первую очередь ему самому, окружающим, либо таят в себе угрозу для жизни. Ребенок, лазающий в трансформаторную будку, или катающийся на крыше товарняка, несомненно, должен быть подвергнут самому серьезному внушению, в том числе и физическому, в противном случае мы рискуем попросту лишиться объекта воспитания, и наказывать будет уже некого.

Физическое наказание необходимо для того, чтобы помочь родителям исправить его, но при этом крайне важно избегать плохих последствий. Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, ущемлять чувство собственного достоинства, бить его на людях, оскорблять в присутствии посторонних. Важно, чтобы ребенок понимал, что если он совершит какой-то серьезный проступок, он будет за это наказан, возможно, это убережет его от необдуманного шага. Наказывая ребенка необходимо делать это так, чтобы он понимал, за что принимает заслуженную кару. В противовес наказанию необходимо помнить и о мерах поощрения ребенка за хорошие поступки.

Давать советы о том, как воспитывать детей - занятие неблагодарное. Кто скажет, почему часто случается так, что в семьях профессиональных педагогов вырастают лоботрясы и хулиганы, ведь по отношению к ним применялись все прогрессивные педагогические меры воздействия? Может быть, пороть надо было чаще? С другой стороны, чрезмерное насилие в семье может привести к тому, что характер ребенка будет сломлен, внутри него затаится извечная обида на всех и вся, будет нанесена серьезная душевная травма, от которой человек будет страдать впоследствии всю свою жизнь. Кто-то заметит, что применяя по отношению к ребенку меры физического воздействия, родители тем самым подписываются под своим бессилием. Возможно, это так, но чаще всего, почему-то, такие слова можно услышать от людей, которым в своей жизни никогда и не приходилось заниматься воспитанием детей. Далеко не каждый взрослый человек обладает таким даром внушения и морального превосходства над детьми, чтобы уметь без особого труда поставить на место выскочку, успокоить капризы, наказать за все пакости, не прибегая к ремню.

Осознанно, не в момент нервного срыва, а в целях «воспитания» родитель может бить своего ребёнка в случае отсутствия у него эмпатии, способности напрямую воспринимать чувства другого человека, сопереживать ему.

Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет. Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.

Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог.

Что касается вопроса наказаний, приведу отрывки из своей книги: «Как ты себя ведешь? 10 шагов по преодолению трудного поведения »:

«Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось».

Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание – просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг – не в наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь – и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.

Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» – давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.

Ненаступление естественных последствий – одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире.

Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в этот день без ужина останутся?» «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация.

Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир – и дальше как знаешь…

Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь – значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги – придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент – придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице – прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.

Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно.

Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?» «Десять тысяч – отвечает мама, – две недели назад купили». Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре, и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет».

Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение – ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше – подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать».

Но это казалось им слишком суровым – ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.

Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие – ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.

Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке – отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка не было.

Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли.

Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство».


Модели отношений

Мне кажется, между родителем и ребенком всегда существует некий негласный договор о том, кто они друг другу, каковы их взаимоотношения, как они обходятся с чувствами своими и друг друга. Есть несколько моделей этих договоров, в каждой из которых тема физических наказаний звучит совершенно по-разному.

  • Модель традиционная, естественная, модель привязанности.

Родитель для ребенка – прежде всего источник защиты. Он всегда рядом в первые годы жизни. Если надо ребенку что-то не разрешить, мать останавливает его в буквальном смысле – руками, не читая нотаций. Между ребенком и матерью глубокая, интуитивная, почти телепатическая связь, что сильно упрощает взаимопонимание и делает ребенка послушным.

Физическое насилие может иметь место только как спонтанное, сиюминутное, с целью мгновенного прекращения опасного действия – например, резко отдернуть от края обрыва или с целью ускорить эмоциональную разрядку.

При этом особых переживаний по поводу детей нет, и если оно требуется, например, для обучения навыкам или для соблюдения ритуалов, они могут подвергаться вполне жестокому обращению, но это не наказание никаким боком, а даже наоборот иногда. Дети адаптированы к жизни, не слишком тонко развиты, но в целом благополучны и сильны.

  • Модель дисциплинарная, модель подчинения, «удержания в узде», «воспитания»

Ребенок здесь источник проблем. Если его не воспитывать, он будет полон грехов и пороков. Он должен знать свое место, должен подчиняться, его волю нужно смирить, в том числе с помощью физических наказаний.

Этот подход очень ярко прозвучал у философа Локка, он с одобрением описывает некую мамашу, которая 18 (!!!) раз за один день высекла розгой двухлетнюю кроху, которая капризничала и упрямилась после того, как ее забрали от кормилицы. Такая чудная мамаша, которая проявила упорство и подчинила волю ребенка. Никакой привязанности к ней не испытывающего, и не понимающего, с какого перепугу он должен слушаться эту чужую тетю.

Появление этой модели во многом связано с урбанизацией, ибо ребенок в городе становится обузой и проблемой, и растить его естественно просто невозможно. Любопытно, что даже семьи, у которых не было жизненно важной необходимости держать детей в черном теле, принимали эту модель. Вот в недавнем фильме «Король говорит» между делом сообщается, как наследный принц страдал от недоедания, потому что нянька его не любила и не кормила, а родители заметили это только через три года.

Естественно, не подразумевая привязанности, эта модель не подразумевает и никакой эмоциональной близости между детьми и родителями, никакой эмпатии, доверия. Только подчинение и послушание с одной стороны и строгая забота, наставление и обеспечение прожиточного минимума с другой. В этой модели физические наказания абсолютно необходимы, они планомерны, регулярны, часто очень жестоки и обязательно сопровождаются элементами унижения, чтобы подчеркнуть идею подчинения.

Дети часто виктимны и запуганы либо идентифицируются с агрессором. Отсюда – высказывания в духе: «Меня били, вот я человеком вырос, потом и я буду бить». Но при наличии других ресурсов такие дети вполне вырастают и живут, не то чтобы в контакте со своими чувствами, но более-менее умея с ними уживаться.

  • Модель «либеральная», «родительской любви»

Новая и не устоявшаяся, возникшая из отрицания жестокости и бездушной холодности модели дисциплинарной, а еще благодаря снижению детской смертности, падению рождаемости и резко выросшей «цене ребенка». Содержит идеи из серии «ребенок всегда прав, дети чисты и прекрасны, учитесь у детей, с детьми надо договариваться» и так далее. Заодно с жестокостью отрицает саму идею семейной иерархии и власти взрослого над ребенком.

Предусматривает доверие, близость, внимание к чувствам, осуждение явного (физического) насилия. Ребенком надо «заниматься», с ним надо играть и «говорить по душам».

При этом в отсутствие условий для нормального становления привязанности и в отсутствии здоровой программы привязанности у самих родителей (а откуда ей взяться, если их-то воспитывали в страхе и без эмпатии?) дети не получают чувства защищенности, не могут быть зависимыми и послушными, а им это жизненно важно, особенно в первые годы, да и потом. Не чувствуя себя за взрослым, как за каменной стеной, ребенок начинает стараться сам стать главным, бунтует, тревожится.

Родители переживают острое разочарование: вместо «прекрасного дитя» они получили злобного и несчастного монстрика. Они срываются, бьют, причём не намеренно, а в приступе ярости и отчаяния, потом сами себя грызут за это. А на ребенка злятся нешуточно: ведь он «должен понимать, каково мне».

Некоторые открывают для себя волшебные возможности эмоционального насилия и берут за горло шантажом и чувством вины: «Дети, неблагодарные существа, вытирают об родителей ноги, ничего не хотят, ничего не ценят». Все хором ругают либеральные идеи и доктора Спока, который вообще ни при чем, и вспоминают, где лежит ремень.

Так вот, в пределах дисциплинарной модели физическое насилие не очень сильно ранило, если не становилось запредельным, потому что таков был договор. Никаких чувств, как мы помним, никакой эмпатии. Ребенок этого и не ждет. Больно, – терпит. По возможности, скрывает проступки. И сам к родителю относится как к силе, с которой надо считаться, без особого тепла и нежности.

Когда же стало принято детей любить и потребовалось, чтобы они в ответ любили, когда родители стали подавать детям знаки, что их чувства важны, – все изменилось, это другой договор. И если в рамках этого договора ребенка вдруг начинают бить ремнем, он теряет всякую ориентацию. Отсюда феномен, когда порой человек, которого все детство жестоко пороли, не чувствует себя сильно травмированным, а тот, кого один раз в жизни не так уж сильно побили или только собирались, помнит, страдает и не может простить всю жизнь.

Чем больше контакта, доверия, эмпатии – тем немыслимее физическое наказание. Не знаю, если б вдруг, съехав с катушек, я начала со своими детьми что-то подобное проделывать, мне страшно даже подумать о последствиях. Потому что это было бы для них полное изменение картины мира, крушение основ, то, отчего сходят с ума. А для каких-то других детей других родителей это был бы неприятный инцидент, и только.

Поэтому и не может быть общих рецептов про «бить не бить» и про «если не бить, то что тогда».

И задача, которая стоит перед родителями в том, чтобы возродить почти утраченную программу формирования здоровой привязанности. Через голову во многом возродить, ибо природный механизм передачи сильно поврежден. По частям и крупицам, сохраненным во многих семьях просто чудом, учитывая нашу историю.

И тогда многое само решится, потому что ребенка, воспитанного в привязанности, не то что бить, наказывать, в общем, не нужно. Он готов и хочет слушаться. Не всегда и не во всем, но, в общем и целом. А когда не слушается, то тоже как-то правильно и своевременно, и с этим более-менее понятно, что делать.

Что же такое физическое насилие?

Модели моделями, но давайте посмотрим теперь с другой стороны: что есть сам акт физического насилия по отношению к ребенку (во многом все это справедливо и для нефизического: оскорбления, крик, угрозы, шантаж, игнорирование и так далее).

1. Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта, как животные, в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка. У наших соседей была большая старая собака колли. Очень добрая и умная, позволяла детям себя таскать за уши и залезать верхом и только понимающе улыбалась на это все.

И вот однажды бабушка была дома одна со своим трехлетним внуком, что-то делала на кухне. Прибегает малыш, ревет, показывает руку, прокушенную до крови, кричит: «Она меня укусила!». Бабушка в шоке: неужели собака с ума сошла на старости лет? Спрашивает внука: «А что ты ей сделал?» В ответ слышит: «Ничего я ей не делал, я хотел с балкона посмотреть, а она сначала рычала, а потом…» Бабушка на балкон, там окно распахнуто и стул приставлен. Если б залез и перевесился, – все: этаж-то пятый.

Дальше бабушка мелкому дала по попе, а сама села рыдать в обнимку с собакой. Что он из всей этой истории понял, я не знаю, но отрадно, что у него будут еще лет восемьдесят впереди на размышления, благодаря тому, что собака отступилась от своих принципов.

2. Попытка ускорить разрядку. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом он имеет возможность утешиться и восстановить контакт.

3. Стереотипное действие, «потому что так надо», «потому что так делали родители», так требуется культурой, обычаем и тому подобное. Присуще дисциплинарной модели. Может быть разной степени жестокости. Обычно при этом не вникают в подробности проступка, мотивы поведения ребенка, поводом становится формальный факт: двойка, испорченная одежда, невыполнение поручения. Встречается чаще у людей, эмоционально туповатых, не способных к эмпатии (в том числе и из-за аналогичного воспитания в детстве). Хотя иногда это просто от скудости, так сказать, арсенала воздействий. С ребенком проблемы, что делать? А выдрать хорошенько.

Для ребенка также эмоционально туповатого оно не очень травматично, ибо не воспринимается как унижение. Ребенка чувствительного может очень ранить.

Вообще этот тип мы не очень хорошо знаем, потому что к психологам такие родители не обращаются, в обсуждениях темы не участвуют, ибо не видят проблемы и не задумываются. У них «своя правда». Как с ними работать не очень понятно, потому что получается сложная ситуация: общество и государство вдруг стали считать такое неприемлемым и готовы чуть ли не забирать детей. А люди реально не видят, из-за чего сыр-бор и говорят «чего с ним будет?». Часто и сам ребенок не видит.

4. Стремление передать свои чувства, «чтоб он понял, наконец». То есть насилие как высказывание, как акт коммуникации, как последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя, вплоть до измененного состояния сознания «у меня в глазах потемнело», «сам не знаю, что на меня нашло» и прочее. Часто потом родитель жалеет, чувствует вину, просит прощения. Ребенок тоже. Иногда это становится «прорывом» в отношениях. Классический пример описан Макаренко в «Педагогической поэме».

Не может быть сымитировано, хотя некоторые пытаются и получают в ответ лютую и справедливую ненависть ребенка в ответ. Отдельные особи еще и себя потом делают главными бедняжками с текстом: «Посмотри, до чего ты довел мамочку». Но это уже особый случай, деформация личности по истероидному типу.

Часто бывает на фоне переутомления, нервного истощения, сильной тревоги, стресса. Последствия зависят от того, готов ли сам родитель это признать срывом или, защищаясь от чувства вины, начинает насилие оправдывать и выдает себе индульгенцию на насилие «раз он слов не понимает». Тогда ребенок становится постоянным громоотводом для родительских негативных чувств.

5. Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка или самого ребенка ожиданиям взрослого. Часто возникает у людей, в детстве не имевших опыта защищенности и помощи в совладении с фрустрацией. Особенно если они возлагают на ребенка ожидания, что он восполнит их эмоциональный голод, станет «идеальным ребенком».

При столкновении с тем фактом, что ребенок этого не может и/или не хочет, испытывают ярость трехлетки и себя не контролируют. Ребенка вообще-то страстно любят, но в момент приступа люто ненавидят, то есть смешанные чувства им не даются, как маленьким детям. Так ведут себя нередко воспитанники детских домов или отвергающих родителей. Иногда это психопатия.

На самом деле этот вид насилия очень опасен, так как в приступе ярости и убить можно. Собственно, именно так обычно и калечат, и убивают. Для ребенка оборачивается либо виктимностью и зависимостью, либо стойким отторжением от родителя, страхом, ненавистью.

6. Месть. Не так часто, но бывает. Помнится, был фильм французский, кажется, где отец бил сына как бы за то, что неусердно занимается музыкой, а на самом деле, – мстил за то, что из-за детской шалости ребенка погибла его мать. Это, конечно, драматические навороты, обычно все прозаичнее. Месть за то, что родился не вовремя. Что похож на отца, который предал. Что болеет и «жизнь отравляет».

Последствия такого поведения печальны. Аутоагрессия, суицидальное поведение ребенка. Если родитель так сильно не хочет, чтобы ребенок жил, он чаще всего слушается и находит способ. Ради мамочки. Ради папы. В более мягком варианте становится старшим и утешает, как в том же фильме. Реже – ненавидит и отдаляется.

7. Садизм. То есть собственно сексуальная девиация (отклонение). Вряд ли это новая мысль, но порка очень похожа символически на половой акт. Обнажение определенных частей тела, поза подставления, ритмичные телодвижения, стоны-крики, разрядка напряжения. Не знаю, проводились ли исследования, как связана склонность физически наказывать детей (именно пороть) и степень сексуального благополучия человека. Мне вот сдается, что сильно связаны. Во всяком случае, самые частые и жестокие порки наблюдались именно в тех обществах и институтах, где сексуальность была наиболее жестко табуирована или регламентирована, в тех же монастырских школах, частных школах, где традиционно преподавали люди несемейные, закрытых военных училищах и так далее.

Поскольку в глубине души взрослый обычно прекрасно знает, в чем истинная цель его действий, городятся подробные рационализации. А поскольку удовольствия хочется еще и еще, строгость усиливается все больше, чтобы всегда был повод выпороть. Все это описано, например, в воспоминаниях Тургенева о детстве с мамашей-садисткой. Так что, если кто с пеной у рта доказывает, что бить надо и правильно, и начинает еще объяснять, как именно это делать, да чем и сколько, как хотите, а у меня первая мысль, что у него проблемы на этой самой почве.

Самый мерзкий вариант – когда избиение подается ребенку не как акт насилия, а как, так сказать, акт сотрудничества. Требуют, чтобы сам принес ремень, чтобы сказал потом «спасибо». Говорят: «Ты же понимаешь, это тебе во благо, я тебя люблю и не хотел бы, я тебе сочувствую, но надо». Если ребёнок поверит, система ориентации в мире у него искажается. Он начинает признавать правоту происходящего, формируется глубокая амбивалентность с полной неспособностью к нормальным отношениям, построенным на безопасности и доверии.

Последствия разные. От мазохизма и садизма на уровне девиаций до участия в рационализациях типа «меня пороли – человеком вырос». Иногда приводит к тому, что подросший ребенок убивает или калечит своего мучителя. Иногда обходится просто лютой ненавистью к родителям. Последний вариант самый здоровый при подобных обстоятельствах.

8. Уничтожение субъектности. Описано Помяловским в «Очерках бурсы». Цель – не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель – именно сломать волю. Сделать ребёнка полностью управляемым. Признак такого насилия – отсутствие стратегии. У Помяловского те дети, которые весь семестр старались вести себя и учиться хорошо и ни разу не были наказаны, в конце были жестоко пороты именно потому, что «нечего». Не должно быть никакого способа спастись.

В менее радикальном варианте, представленом во всей дисциплинарной модели, тот же Локк говорит буквально: «Волю ребенка необходимо сломить».

Чаще всего встречаются пункты 3 и 4. Реже 5 и 6, остальное еще реже. На самом деле 2 тоже, думаю, часто, просто про это не говорят, поскольку оно не выглядит проблемой и, наверное, ею и не является.

А вообще, по данным опросов, половина россиян используют физические наказания детей. Такой вот масштаб проблемы.

«Не хочу бить!», что делать?

Бороться с «жестоким обращением с детьми» сегодня тьма желающих, а вот помогать родителям, которые хотели бы перестать «воспитывать» подобным образом мало кто хочет и может.

Я безмерно уважаю тех родителей, которые, будучи сами биты в детстве, стараются детей не бить. Или хотя бы бить меньше. Потому что их Внутренний родитель, тот, который достался им в наследство от родителей реальных, считает, что бить можно и нужно. И даже если в здравом уме и твердой памяти они считают, что этого лучше не делать, стоит разуму ослабить контроль (усталость, недосып, испуг, отчаяние, сильное давление извне, например, от школы), как рука «сама тянется к ремню». И им гораздо труднее себя контролировать, чем тем, у кого в «программе» родительского поведения это не записано и ничего никуда не тянется. Если им все же удается контролировать себя, – это здорово. То же относится к крику, молчанию, шантажу и так далее.

Итак, что же делать родителям, которые хотят «завязать»?

Первое – запретить себе фразы типа «ребенок получил ремня». Особенно меня передергивает от «ему по попе прилетело». Это языковая и ментальная ловушка. Никто сам по себе ничего не получал. И уж точно никому ничего от мироздания не прилетало. Это вы его побили. И под видом «юмора» пытаетесь снять с себя ответственность. Как кто-то написал: «он совершил проступок и получил по попе, – это естественные последствия». Нет. Это самообман. Пока вы ему предаетесь, ничего не изменится. Как только научитесь хотя бы про себя говорить: «Я побил (а) своего ребенка», –удивитесь, насколько вырастет ваша способность к самообладанию.

То же самое с фразами типа «без этого все равно нельзя». Не надо обобщать. Научитесь говорить: «Я пока не умею обходиться без битья». Это честно, точно и обнадеживает.

В той книжке, про трудное поведение, которую я цитировала, главная мысль такая: ребенок, когда делает что-то не так, обычно не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей и так далее. Трудное поведение – просто плохой способ этого достичь.

Все то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто ХОЧЕТ мучить и обижать своего ребенка. Исключения есть, это то, о чем шла речь в пункте 8, с оговорками – 6 и 7. И это очень редко.

Во всех других случаях родитель хочет вполне хорошего или, по крайней мере, понятного. Чтобы ребенок был жив-здоров, чтобы вел себя хорошо, чтобы не нервничать, чтобы иметь контроль над ситуацией, чтобы не стыдиться, чтобы пожалели, чтоб все как у людей, чтобы разрядиться, чтобы хоть что-то предпринять.

Если понять про себя, чего ты на самом деле хочешь, когда бьешь, какова твоя глубинная потребность, то можно придумать, как удовлетворить эту потребность иначе.

Например, отдохнуть, чтобы не надо было разряжаться.

Или не обращать внимания на оценки посторонних, чтобы не стыдиться.

Или убрать какие-то опасные ситуации и вещи, чтобы ребенку не угрожала опасность.

Или что-то превратить в игру, чтобы контролировать ситуацию весело.

Или сказать о своих чувствах ребенку (супругу, подруге), чтобы быть услышанным.

Или пройти психотерапию, чтобы освободиться от власти собственных детских травм.

Или изменить свою жизнь, чтобы не ненавидеть ребенка за то, что она «не удалась».

Привычка эмоционально разряжаться через ребенка – это просто дурная привычка, своего рода зависимость. И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе». Не «с этой минуты больше никогда», – все знают, к чему приводят такие зароки, а «сегодня хоть немного меньше, чем вчера», или «обойтись без этого только один день» (потом «только одну неделю», «только один месяц»).

Не пугаться, что не все получается. Не сдаваться. Не стесняться спрашивать и просить помощи. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».

И помнить, что почти всегда дело в собственном Внутреннем ребенке, обиженном, испуганном или сердитом. Помнить о нем и иногда, вместо того чтобы воспитывать своего реального ребенка, заняться тем мальчиком или девочкой, что бушует внутри. Поговорить, пожалеть, похвалить, утешить, пообещать, что больше никому не дадите его обижать.

Это всё происходит не быстро и не сразу. И на этом пути нужно очень друг друга поддерживать супругам, и знакомым, и просто всем, кого считаете близкими.

Зато, если получается, выигрыш больше, чем все сокровища Али-бабы. Приз в этой игре – разрыв или ослабление патологической цепи передачи насилия от поколения поколению. У ваших детей Внутренний родитель не будет жестоким. Бесценный дар вашим внукам, правнукам и прочим потомкам до не знаю какого колена.

У вас растут маленькие дети, с которыми вам с каждым днем все труднее справляться? Вы начинаете их наказывать, лишая сладостей и любимых игр, а, может, даже задумываетесь над тем, чтобы в руки взять ремень? Узнайте, что об этом думают психологи, и чем такой метод воспитания грозит вашему сыну или дочке в будущем!

К чему приводит воспитание ремнем

Ваши многие знакомые регулярно бьют своих детей ремнем, стоит малышам лишь сделать неверный шаг? Вы считаете, в этом нет ничего страшного, ведь, возможно, даже ваши родители тоже применяли такой старинный метод воспитания?

В принципе, даже гуляя по улице или находясь в магазине, можно увидеть как мама или папа бьют своих детей, вместо того, чтобы просто объяснить все на словах. Но вы сами понимаете, если родители даже на улице при посторонних позволяют себе поднять руку на ребенка, то, что происходит дома, страшно даже представлять.

Прежде всего, следует понимать: мы, родители, для своих детей являемся идеалом, что бы мы ни делали. Именно поэтому в будущем не удивляйтесь, если ваш взрослый сын или дочка будут бить ваших внуков ремнем, ведь именно вы показали им такую модель воспитания.

Родители, которые привыкли постоянно бить своих деток, должны задуматься правильно ли они поступают и для чего они это делают.

Психологи предупреждают: малыши, регулярно получающие наказание ремнем, будут себя вести агрессивно на улице, в детском саду и школе по отношению к своим сверстникам, они тоже будет применять физическую силу.

Они делают это не потому, что злые или плохие, просто мальчик или девочка иначе не могут решить конфликт, ведь их же бьют. Родители должны уяснить для себя, что бить ребенка они не имеют права.

Вы, наверное, не раз были свидетелем неадекватного поведения родителей, когда мама берет в руки ремень только из-за того, что ее сын или дочь испачкали одежду во время прогулки или за обедом, но разве детские слезы того стоят? Важно научиться контролировать свои эмоции, нужно хорошенько подумать прежде, чем физически наказывать своих детей.

Когда бьют девочек

Конечно, нельзя бить деток, независимо от того, какого они пола, но следует знать, что физическое наказание девочек особенно опасно для них самих. Если спросить любого здравомыслящего человека, можно ли бить ребенка ремнем, он даст категорический ответ: «Нет !».


Хотите узнать почему? Дело в том, что девочка, воспитанная методом рукоприкладства родителей, в будущем на подсознательном уровне выбирает себе в мужья человека, который будет применять к ней физическую силу. Такой семейной жизни вы желаете своей дочери?

Так устроена наша психика, что модель идеальной семьи закладывается еще в раннем детстве. Таким образом, выходит, что родители сами программируют психику дочери и влияют на выбор потенциального партнера. Если вам приходится смотреть, как детей бьют ремнем, вы лучше объясните человеку, что такое его действие является лишь проявлением собственной слабости.

Что чувствуют детки

А вы задумывались над тем, что ощущает малыш, по отношению к которому его собственные родители применяют физическое наказание?

Когда мама или папа бьют ребенка, малыш такое действие воспринимает, как унижение, ему стыдно и некомфортно, но он не в силах изменить ситуацию.

Такое жестокое отношение к деткам через несколько лет может привести к таким последствиям, как:

  • побеги из дома;
  • уличная компания;
  • неуважительное отношение к родителям.

Единственное, чего добьется родитель, который бьет своего сына или дочь – ненависть к себе со стороны детей в подростковом возрасте. Вместо ремня и пощечин лучше дайте своим малышам любовь, заботу и ласку, и тогда вы получите к себе уважение, а не презрение.

Все проблемы можно легко решить с помощью разговора в спокойной обстановке, когда дочка или сын вами будет восприниматься, как личность.


Разговаривайте с малышом сразу после рождения, чтобы он научился вникать в слова родителей, тогда не придется через несколько лет хвататься за ремень.

Также не нужно спокойно смотреть, когда родители применяют физическое наказание по отношению к своим детям, попробуйте им тактично объяснить, что они делают большую ошибку. Не бойтесь вмешиваться в ситуации при виде, как детей бьют ремнем. Так вам, может быть, удастся изменить к лучшему детство мальчика или девочки, которое лишено родительской ласки.

Эта тема обсуждается не один десяток лет. Сколько сломано копий по этому поводу, сколько кандидатских диссертаций педагогов и психологов защищено — подсчитать невозможно. Однако однозначного ответа до сих пор нет. Давайте присоединимся к специалистам и постараемся взвесить все «за» и «против» жесткого воспитания.

Бить или не бить?

Теперь приведем аргументы «за» физические наказания.
Однако о ремне здесь речь не пойдет. Максимум, что рекомендуют психологи — легкий шлепок по «мягкому» месту.
Те же психологи утверждают, что дети могут быть особенно неадекватны в возрасте трех лет. Именно в это время у ребенка происходит психологический кризис, поэтому многие трехлетки совершенно неуправляемы. Шлепнуть ребенка нужно не больно, в этом случае важнее задеть его самолюбие, вызвать недоумение. От неожиданности малыш прекратит свои шалости и прислушается к тому, что говорят родители.
Существует теория, что благодаря наказанию в сознании ребенка выстраивается логическая конструкция: сделал что-то плохое — за этим последует боль. В этом случае наказание — своего рода способ обучения. Самый наглядный пример такой логики — ожог крапивой. Все в детстве обжигались листьями крапивы. И это был самый эффективный урок на всю жизнь: к крапиве лучше не подходить. Большинство взрослых без труда вспоминают детские обиды, связанные с наказанием, вспоминают то чувство боли и беспомощности, которое испытали в тот момент. Значит, логическая цепочка «работает» до самой старости.

Наверное, еще одним аргументом «за» физические наказания могут стать истории жизней наших бабушек и дедушек, родителей. Мало кому из представителей старшего поколения удалось в детстве избежать хотя бы того же ремня. Но как бы там ни было, большинство из них стало достойными людьми с «правильными понятиями», которых так не хватает многим представителям нынешнего юного поколения. Что интересно, старшее поколение полностью поддерживает методы физического воздействия на детей. «Нас били, но били за дело», — считают они.

В любом случае, методы воспитания собственного ребенка вы выбираете сами. Но необходимо раз и навсегда решить, куда вы поставите запятую в известной фразе: «Наказывать нельзя воспитывать».

Как правильно наказывать детей? До какого возраста и насколько сильно физически наказывать ребёнка? Как наказывать ребенка? Как толковать места из Библии, где говорится, что детей нужно бить (розгами)?

Отец двух дочерей, богослов и учитель Андрей Долганов делится библейскими и жизненными принципами правильного воспитания детей, а также объясняет места Писания, где говорится о наказании детей.

Андрей, давайте начнём с библейских советов о воспитании детей. Что Библия говорит об этом?

Библия говорит о том, что воспитание должно начинаться с самого первого момента - принятия ребенка как дара от Бога.

Писание говорит, что родители должны занимать активную позицию в воспитании своих детей. «Наставь юношу в начале пути его, и он не отклонится, даже когда состарится», - говорится в Книге Притчей.

У родителей должно быть единое понимание, как воспитывать ребенка. Им нужно знать, какие навыки он должен получить на различных этапах установления его как личности. Научить ребенка правильно себя вести дома, в гостях, на улице, как вежливо относится к родителям, старшим, близким.

Правильное воспитание начинается с того момента, когда будущая мама узнает о своей беременности. И в этот момент родитель и все родственники должны принять этого ребенка и ожидать его с любовью.

Если говорить о Притчах, то там написано следующее: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его».

Это очень важный момент, потому что воспитание и наказание идут вместе. Их нельзя между собой путать.

Наказание - это не воспитание. Воспитание - это понимание правильных моральных принципов, которые родители хотят привить своему ребенку. А также - создание для ребенка физической, душевной и духовной безопасной зоны. И родители должны предпринять наказание, чтобы вернуть ребенка в эту безопасную зону, если он начинает нарушать границы, что может привести к физическим травмам или к тому, что он чему-то неправильному научится.

Наказание - это не воспитание. Воспитание - это понимание правильных моральных принципов, которые родители хотят привить своему ребенку.

Мама как-то наказала меня. Честно, не помню, за что. Но это был армейский ремень - я нормально получал, и в какой-то момент от него отлетела бляха и рассекла мне в голову. Я даже не видел кровь, но запомнил, как испугалась мама. По-моему, больше я никогда не видел ремня.

Думаю, твоя мама не справилась с гневом, не рассчитала силу. Поэтому я бы не рекомендовал наказывать армейскими ремнями. Есть понимание - розга, тоненькая такая веточка. Она не причинит большого вреда.

Хорошо, что ты начал говорить о том, что родители должны делать. Вот у тебя две дочери - тебе приходилось наказывать их физически?

Да, приходилось, как говорил мудрый Соломон: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». Наша дочь была желанна с самого начала. Мы молились за неё, благословляли её, но когда она, допустим, вела себя вызывающе в магазине или на улице, и когда уже не действовали слова и уговоры, то приходилось, конечно, её наказывать и физически.

У нас была специально пластмассовая линеечка, которую я применял. Но это было только в тех случаях, когда она не слушала предупреждения.

Например, у нас был один случай. Мы собирались с семьей выйти в магазин - я, жена и Анастасия.

Сразу скажи, сколько ей лет было?

Годика три ей, наверное, уже было. И я прекрасно понимал, что когда она будет на публике, то захочет расширить свои границы свободы, захочет нами манипулировать, чтобы больше получить. Понимая это, я заранее с ней поговорил, еще когда мы были дома.

Я сел на корточки напротив - глаза в глаза - и сказал: «Анастасия, мы сейчас пойдем в магазин, но если ты себя будешь вести себя плохо, я, как папа, буду тебя наказывать. И общественное мнение не будет на меня влиять, потому что для меня гораздо важнее твоё воспитания. Ты поняла?» Она махнула головой. Я говорю: «Вот смотри - линеечку я беру вместе с собой».

Мы идем в центральный магазин, она начинает себя вести очень плохо - кричит, требует что-то купить. Я взял её спокойно за руку, вывел из магазина, сел опять так, чтобы мои глаза смотрели ей в глаза и сказал: «Анастасия, я тебя предупреждал, что если ты будешь вести плохо, я тебя накажу?» Она кивнула. «Поэтому ты получаешь наказание за своё непослушание», - я взял линеечку и легонечко хлопнул её по попе.

На улице, среди людей?

Да. И в тот момент к нам подошла беременная девушка, которая курила, и начала возмущаться, что я неправильно воспитываю своего ребенка. Что меня поразило, так это реакция моей дочери. Она повернулась к ней, грозно посмотрела и махнула рукой: «Тетя, уходи!» То есть, стала защищать наши семейные ценности.

Физическое наказание действовало где-то до пяти лет, после этого я перестал так наказывать своих дочерей.

Наказание должно быть причинно-следственным. Оно должно следовать за неправильным поведением, приводиться им в действие.

А с какого возраста начал?

С тех пор, когда ребенок начал уже понимать и слушать предупреждения, что его поведение сейчас неправильное, и это может привести к серьезным последствиям.

Андрей, вот у меня двое маленьких детей. Мне жаль их бить, можно ли как-то воспитывать их без физического наказания?

Думаю, так не получится. Пока ребенок маленький, он не понимает наставлений, он еще не может логически сопоставить свой поступок и последствия, к которым это может привести.

Когда трехлетняя дочь полезет двумя пальцами в розетку, я же не буду её останавливать словами: «Ты знаешь, электрический ток - это очень больно, тебя может очень сильно ударить или даже убить». В этот момент ты просто физически наказываешь ребенка, и у него появляется причинно-следственная связь: «Я не должен лезть туда, потому что это очень опасно и может последовать физическое наказание».

Следующий момент - когда ребенок начинает эмоционально раскручиваться, и в тот момент не может ничего ни слушать, ни понимать. Тогда для его нервной системы будет лучше физическое наказание. Это будет как холодный душ - он немножко поплачет, но придет в себя и тут же успокоится.

Наказание должно быть причинно-следственным. Оно должно следовать за неправильным поведением, приводиться им в действие.

Но как наказать так, чтобы не навредить ребенку?

В классе моей младшей дочери бегали такие ребятишки, по реакции которых я видел, как их наказывают дома. Если ребенок прячется от протянутой руки, значит, он получает подзатыльники, а если ребенок льнет под руку, я уже понимал, что нормально его наказывают.

Поэтому для наказания быть какой-то предмет. В Библии мудро сказано, что бить нужно розгами. Розги - это тоненькая палочка, которой бьют по мягкому месту. Она дает болевой эффект, но не способна глубоко поразить ткани.

Ни в коем случае нельзя наказывать рукой, ни при каких обстоятельствах! Рука должна ассоциироваться с защитой, родительской лаской, нежностью, обеспечением и помощью.

Дочь в детстве боялась линейки, а не моей руки. Она даже её прятала, и мне приходилось её искать. Или как-то она взяла эту линейку и стала мне угрожать, показывая, что теперь она имеет силу и власть над папой. Я посмеялся, конечно, забрал линейку и объяснил, что если она спрячет эту, то я куплю другую.

И следующий очень важный момент - никогда нельзя наказывать в гневе. В гневе, можно переступить болевой порог ребенка и ударить так сильно, что потом у него будут физические проблемы.

Наказание должно быть причинно-следственным. Оно должно следовать за неправильным поведением, приводиться им в действие. Нельзя надолго откладывать наказания за нарушения. Это должно быть как можно быстрее, чтобы ребенок не забыл.

И следующий важный момент - наказав ребенка, тут же необходимо его принять. После того, как я наказывал своих дочерей, тут же обнимал их, прижимал к себе и говорил на ушко спокойным голосом: «Папа тебя любит, потому и наказывает. Если бы папа тебя не любил, то был бы равнодушным к твоему поведению. А я неравнодушный, потому что хочу для тебя лучшего».

Что делать, если не сдержался и в гневе наказал ребенка? Извиниться? Или не надо? А если надо, тогда как?

Мы говорили, что дети - это дар от Бога. Поэтому с самого раннего детства мы должны ценить их как личности, в то же время дети должны понимать, что мы тоже люди и можем ошибаться. Поэтому смирение в том, что перед ребенком ты готов признать ошибку и попросить прощение.

В моей семье было несколько случаев, когда я не справлялся и наказывал в гневе, кричал, может быть, сильно. То я потом просил прощения у своих дочерей. Я просто склонялся, чтобы был контакт глаза в глаза и просил: «Анастасия, прости папу, папа был не прав». Она улыбалась, целовала, обнимала меня и говорила: «Папочка, все хорошо».

Писание говорит, что родители должны занимать активную позицию в воспитании своих детей.

А было такое, что ребенок был не виноват, а вы наказали?

Разок, возможно, был. Мы не проверяли, кто из них дома напакостил, и я просил, как у младшей, так и у старшей дочери прощения.

Моя мама, когда хотела извиниться, то просила прощения каким-то делом - или кушать приготовит, или что-то купит, но без слов. Нормально ли так поступать или все-таки нужно говорить?

Думаю, все-таки надо говорить, потому что слово показывает наше смирение перед ребенком. Если родитель просто готовит еду, то это своего рода откуп от своего поступка, и у ребенка не возникает причинно-следственной связи. А он должен четко понимать, что за правильным поступком идет одобрение, поощрение и благословение в его жизнь, а за неправильным следует наказание.

Если родители ошиблись, об этом надо вслух говорить, чтобы ребенок осознал, что мы тоже можем ошибаться, но через эти слова они чувствуют уважение к себе как к личности.

Даже когда моему ребенку было 2-3 годика, я становился перед ним на колени, чтобы смотреть в его глаза, уважая тем самым его, как личность. Были случаи, когда дочь руки в бока упирала. Я ей говорю: «Ручки убери, ты еще маленькая так стоять».

А может Бог наказывать родителей за неправильное воспитание детей?

Конечно, потому что дети - это дар, который Бог дает. И дети приходят в семью на время.

Ребёнок должен четко понимать, что за правильным поступком идет одобрение, поощрение и благословение в его жизнь, а за неправильным следует наказание.

Как отец, я понимаю Божию иерархию власти, о которой пишет Апостол Павел: «Всякому мужу глава Христос, а жене - глава муж», и тогда папа с мамой - глава детям. Я правильно их воспитываю, правильно применяю наказание, когда это необходимо, и доверяю Богу в том, что когда я буду стареньким и не смогу работать, мои дочери будут воздавать мне добром и заботиться обо мне.

Наказанием для родителей, которые неправильно воспитывают детей, в том, что их дети могут не заботиться о них в старости. Такое наказание может быть потому, что нарушается Божий принцип воспитания детей.

Поэтому наш самый лучший вклад в будущее - это правильное воспитание наших детей. Нужно заботиться об их физическом здоровье, образовании и их духовном состоянии.

Все дети разные. Что ты можешь посоветовать родителям, чьи дети очень энергичные и непослушные?

Прежде всего, важно больше проводить времени вместе в активных играх и заниматься спортом. К сожалению, многие родители вопрос воспитания концентрируют на удовлетворении физических и интеллектуальных нужд и проводят мало времени в совместных играх с детьми. Но именно в совместном занятии играми или хобби возникает эмоциональная привязанность. Поэтому если дети себя плохо ведут, лучше пойти с ними поиграть в футбол или волейбол, и когда они выбегаются, идти домой и уже спокойно говорить о каких-то других вещах.

Наш самый лучший вклад в будущее - это правильное воспитание наших детей. Нужно заботиться об их физическом здоровье, образовании и их духовном состоянии.

А если у родителей разные взгляды на воспитание и нет общей позиции?

Папа с мамой должны видеть единство в вопросах воспитания и наказания.

Если жена наказывает наших детей, я просто говорю: «Мама права, её необходимо слушаться», если же я наказывают детей, то жена говорит детям: «Папа прав».

Но есть проблема, когда, допустим, папа наказал, а дети тут же бегут к маме. И она говорит: «Ой, папа плохой, а мама такая хорошая!» Дети тогда начнут манипулировать, не будет целостности в воспитании. Детей потом очень сложно будет выводить на искренние разговоры, они будут искать пути, чтобы расширитьсвои границы - допустим для того, чтобы поздно приходить домой или начинать курить сигареты.

А вы договорились с женой поддерживать друг друга в этом вопросе?

Конечно, с самого начала нашей совместной жизни, когда мы еще ждали детей в нашу семью, мы договорились, что у нас будет единое понимание в вопросах воспитания, и никто из нас не будет нарушать авторитет родителя в глазах детей.

Как вы поступаете в ситуациях, когда, например, кто-то из вас наказал ребенка, но другой родитель этого не знает? Вы потом говорите об этом?

Мы это обычно сообщаем друг другу. Допустим, если я с детьми весь день занимаюсь, тогда коротко рассказываю жене, как они себя вели. Вначале наедине, потом в присутствии детей, чтобы они как можно меньше видели разногласий между папой и мамой в вопросах воспитания.

Еще хотел сказать, что есть различные виды наказания . Первое - это замечание , когда мы словам пытаемся остановить ребенка, сказать, что его поведение неправильное, и он должен остановиться. Если это не помогает - предупреждение , когда мы сообщаем, что из-за своего поведения ребенок будет лишен определенных удовольствий - сладостей, или какой-то прогулки. После мы лишаем ребенка подвижности . Можно его посадить на стул, или поставить в угол. Когда он стоит в углу, его внимание не занято игрушками, мультфильмами, и у него есть время одуматься, поразмыслить о своем поведении. И уже последний момент - физическое наказание.

Важный момент - наказание должно быть соизмеримо с проступком. Чем более проступок может принести вред ребенку или семье, тем сильнее должно быть наказание. Тогда у ребенка фиксируется понимание, что этого делать нельзя.

Нужно чтобы дети как можно меньше видели разногласий между папой и мамой в вопросах воспитания.

Какой принцип в воспитании самый важный?

Всё начинается с понимания, что ребенок - дар от Бога, что мы должны принимать его с любовью, как подарок.

Нам необходимо молиться за детей и благословлять их. В Библии написано, что Иисусу приносили маленьких детей, Он возлагал руки и благословлял их. В моей семье действует этот принцип, потому что я верю в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Поэтому я благословляю своих детей, молюсь за них каждый день, а когда уезжаю в командировку или провожаю в школу, обязательно прошу, чтобы Бог их хранил от всякого зла.