Речь и рисование. Изобразительная деятельность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Особенности развития связной речи у детей

2. Методика развития связной речи на основе изобразительной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи - Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Большое значение в данный период времени приобретает изобразительная деятельность. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем изобразительной деятельности в развитии связной речи старших дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Аверьянова А. В. Изобразительная деятельность в детском саду. / А. В. Аверьянова М: 2011. стр. 27

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование -- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Если использовать изобразительную деятельность с целью развития связной речи, то речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

1. Особенности развития связной речи у детей

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. / Ф.А. Сохин М: Вопросы психологии. № 2. 2013. стр. 45

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Большую роль в развитии речи детей, в повышении ее выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной, гибкой.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте. Они способны иногда улавливать контекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

2. Методика развития связной речи на основе изобразительной деятельности

Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречалось крайне редко. Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой. / М: переизд. 2013 г. стр. 116-117

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом. Убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. связный контекстный речь изобразительный

На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.

Как и на занятиях, изобразительной деятельностью, в процессе конструирования решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г. Г. Григорьева М: 2010. стр. 84

В процессе конструирования дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, .справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси.

На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи.

Начиная со старшей группы следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей.

Надо вызывать детей на сравнение рисунка с тем, что нужно изобразить, подводить к оценке того, как это сделано. Дети учатся понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Вначале надо направлять внимание на положительные стороны, учить отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т.п.), затем указывать и на ошибки (например, цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны своих рисунков и рисунков сверстников, понимали замысел работ сверстников и рассказывали о своем.

Таким образом, изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Заключение

Многие исследователи отмечают, что развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Л. Река М: 2010. стр. 42

Исследователями отмечается использование нетрадиционных техник рисований, которые могут способствовать преодолению моторной неловкости, а также создавать психофизиологическую базу для развития речи, а картины и собственные рисунки служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи.

Результаты исследований показывают, что значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при ее аномальном развитии.

Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

Список использованных источников

1. Аверьянова А. В. Изобразительная деятельность в детском саду. / А. В. Аверьянова М: 2011. 156 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич М: перизд. 2012. 255 с.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г. Г. Григорьева М: 2010. 123 с.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой. / М: переизд. 2013 г. 279 с.

5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. / М: Н.В. Новотворцева 2011. 345 с.

6. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Л. Река М: 2010. 123 с.

7. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. / Ф.А. Сохин М: Вопросы психологии. № 2. 2013. 97 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Анализ особенностей развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися детьми. Разработка методических рекомендаций для преподавателей по развитию связной речи в процессе трудовой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2017

    Теоретическое обоснование проблемы изучения связной повествовательной речи. Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе. Экспериментальное изучение связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Характеристика связной речи, ее особенностей. Определение уровня развития монологической связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и без речевой патологии. Методические рекомендации по логопедическому воздействию на детей с ОНР.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2017

    Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2011

    Развитие связной речи. Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи. Анализ результатов исследования (констатирующий эксперимент).

    дипломная работа , добавлен 24.09.2012

    Специфика развития связной речи у дошкольников. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников. Описание опыта работы и методического сопровождения по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2011

    Развитие речи в онтогенезе. Изучение дефектов, задерживающих формирование речевых компонентов. Анализ словообразования и грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи. Исследование особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2010

    Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2013

    Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Методика и результаты обследования дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей связной монологической речи.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, пред­ставление, воображение и т.д.), без которых не может развивать­ся изобразительная деятельность, оказывает положительное вли­яние на развитие личности ребенка.

Речь (учителя и ребенка) организует и активизирует мышле­ние школьника, помогает ему устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять поря­док необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль до­полнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем она слу­жит средством преодоления тенденции к образованию стереотип­ных, шаблонных, малоподвижных навыков.

Речь способствует формированию графических умений и на­выков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисова­нием представляют сильное средство развития речи учащихся.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происхо­дит обогащение словаря школьников терминами, которые перво­начально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства обще­ния; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на кор­рекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.

На уроках рисования у учащихся формируются понятия, кото­рые связаны с процессом изображения («узор», «линия», «поло­са», «контур», «симметрия» и т.д.), происходит активное накоп­ление слов, характеризующих признаки предмета или его частей («большой», «длинный», «прямоугольный», «синий» и т.д.), дей­ствия («провести», «разделить», «соединить», «раскрасить» и т.д.), пространственные отношения («посередине», «вверху», «слева», «ближе» и т.д.).

Помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, школьники усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение» и т.д.

Всестороннее обследование объектов изображения, ознаком­ление с основными геометрическими формами и их характерны­ми особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваи­вать словесные обозначения этих форм.

Работа по обогащению словаря умственно отсталых школьни­ков в ходе занятий рисованием крайне необходима, если учесть, что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. У учащихся младших классов специальной школы полностью от­сутствуют многие понятия. Дети не знают названий некоторых предметов, несмотря на то что они им хорошо знакомы. Еще мень­шим запасом слов учащиеся располагают для характеристики признаков объекта. Совсем ограниченный круг слов они используют для обозначения действия.

Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включе­ние речи в акт восприятия способствует более активному его про­теканию. В свою очередь, речь учащихся, содействуя более совер­шенному восприятию, значительно улучшает качество представ­лений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.

Многие исследователи изобразительной деятельности детей отмечают благотворное влияние речи на процесс рисования. Уме­ние правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает луч­ший контроль за движениями руки, делает изобразительные дей­ствия более целенаправленными.

«Включение речи может существенно перестроить течение про­цесса изображения: ребенок начинает анализировать свой собствен­ный рисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо, над чем еще необходимо продолжить работу.

Слово помогает осмысливанию процесса изображения - в про­цессе создания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойства изображаемых предметов», - пишет Е. И. Игнатьев.

Между тем, как показывают наблюдения, речевая активность учащихся специальной школы на уроках рисования очень мала. Учитель не всегда использует вербальные возможности школьни­ков. Нередко он стремится сам проанализировать натуру или об­разец. На уроках недостаточно применяются такие методические приемы, как словесное описание структуры изображаемого пред­мета и порядка выполняемых действий. Редко обсуждаются воп­росы композиционного размещения рисунка. В должной степени не организуются отчеты учащихся о выполненной ими работе.

Отмечая особую значимость речевой активности школьников при изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуж­даются в дополнительных побуждениях. В начальной стадии об­следования предмета достаточны побуждения типа: «Рассмотри получше! Что еще можно сказать? Дальше!» и т. п. Однако целесо­образность их применения слишком кратковременна. Чтобы вер­бализовать нужные для рисования признаки предмета, необходи­мо более определенно организовать восприятия ученика. При этом перед ним надо поставить ясные задачи. И. М. Соловьев подчерки­вает, что умственно отсталых детей надо учить рассуждать во время рассматривания объекта. Эта работа, по его убеждению, долж­на проводиться при каждой демонстрации наглядного пособия, ею должны быть пронизаны все уроки, связанные с рассматрива­нием предметов.

С помощью речи следует направлять мыслительную деятель­ность ребенка на такие особенности объекта, как форма, конст­рукция, пропорции, взаимное расположение элементов, цвет и др.

Словесное обозначение признаков, в свою очередь, требует от учащихся актуализации соответствующих терминов. В связи с этим В. Г. Петрова пишет: «Если в нужный момент их не оказывается в распоряжении ребенка и ему их сообщают, то в такой ситуации эти термины запоминаются лучше, чем во многих других услови­ях, так как ученик не просто слышит новое слово, но узнает его в тот момент, когда нуждается в нем, испытывает потребность им воспользоваться».

По выражению Г. М.Дульнева, «методически выгодно» при­урочивать словесные обозначения, указания, рекомендации к моменту выполнения соответствующих практических действий. В данном случае речь идет об уроках ручного труда. Однако рисо­вание настолько сходно с этим видом деятельности, что принци­пы педагогического влияния через посредство речи фактически являются равноценными.

Учащиеся коррекционной школы в значительно большей сте­пени, чем учащиеся массовой школы, нуждаются в подробных объяснениях со стороны учителя в процессе восприятия и изобра­жения.

Наши опыты показали, что умственно отсталый ребенок не может действовать в полном соответствии с инструкцией, если она сформулирована в самом общем виде, например: «Внима­тельно смотрите на предмет и рисуйте его». Такое указание не фиксирует внимание детей на особенностях воспринимаемого объекта, не подчеркивает значимость характерных деталей, кото­рые должны быть учтены при изображении. Даже рисунок на дос­ке, выполненный учителем от начала до конца непосредственно перед самостоятельной работой учащихся, не обеспечивает пол­ного понимания структуры объекта. Отсюда и неизбежно возни­кающие в детских рисунках ошибки.

Приведем некоторые данные, полученные нами при изучении вопроса о роли словесных объяснений для учащихся специальной школы в процессе рисования с натуры.

В качестве объекта изображения была выбрана башня из куби­ков строительного конструктора. Задания предлагались учащимся II классов массовой и специальной школ (по две группы из каждой).

Учащимся первой группы после ознакомления с предметом экспериментатор демонстрировал на доске порядок построения рисунка. Однако никаких пояснений и указаний не давал. Во вто­рой группе показ последовательного хода выполнения изображе­ния сопровождался подробными объяснениями. Детям давались детальные рекомендации в отношении построения рисунка. Экс­периментатор фиксировал внимание на том, что основание баш­ни состоит из трех кубиков, что посередине находится кубик крас­ного цвета, а слева и справа от него располагаются зеленые. Затем он давал детям пояснения в отношении рисунка: «Сначала надо нарисовать красный кубик, на него поставить желтый, на жел­тый - синий. После этого следует нарисовать узкий брусок жел­того цвета, а затем зеленую крышу треугольной формы. Крыша-треугольник имеет большие размеры и ее края выступают за пре­делы стенки».

Рисунки учащихся второй группы оказались значительно луч­ше рисунков учащихся первой группы.

Только 33 % учащихся первой группы из специальной школы успешно справились с заданием. Остальные допустили те или иные ошибки. Во второй группе успешно справились с заданием 80 % учащихся. Учащиеся первой и второй групп из массовой школы справились с заданием соответственно в 87 и 100 % случаев.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство умственно отсталых школьников не могут самостоятельно понять структуру объекта и усвоить порядок рисования. Они нуждаются в развернутых инструкциях, устанавливающих взаимную связь со­ставных частей, подчеркивающих индивидуальные особенности деталей и объекта в целом. Если такой работы не проводить, то учащиеся воспринимают порядок построения рисунка недиффе­ренцированно. Действуя без учета своеобразия натуры, они совер­шают многочисленные графические ошибки.

Следует особо отметить малую продуктивность изолированно­го использования слова в процессе обучения рисованию младших школьников. Слово необходимо соотносить с определенным пред­метом (рисунком) или его элементами. Кроме того, его нужно подкреплять конкретным действием (показ, жест).

Важно научить детей умению обозначать словом предмет и его детали, рассказывать о своей работе, комментировать свою дея­тельность. Все это способствует развитию речи и более сознатель­ному усвоению последовательности выполнения рисунка.

Отмечая, что речь учителя выполняет роль регулятора изобра­зительной деятельности учащихся, нельзя не сказать о тех случа­ях, когда она может оказаться своеобразным тормозом на пути преодоления возникающих у детей затруднений.

В педагогической литературе неоднократно подчеркивалось, что речь учителя должна быть правильной, доступной, точной, выра­зительной, умеренной. Последнее требование нередко нарушает­ся, особенно в младших классах. Стремясь к подробным объясне­ниям, учитель невольно становится многословным. Такой «рече­вой поток» дезорганизует деятельность школьников, отвлекает их, снижает и без того слабую целенаправленность в работе. Длитель­ные словесные разъяснения вызывают у учащихся охранительное торможение, в результате чего они перестают слушать учителя, начинают заниматься посторонними делами.

С целью предупреждения пассивности детей во время анализа объекта изображения необходимо их самих активно привлекать к этому процессу. Правильно подобранные и поставленные вопро­сы побуждают учащихся к систематическому выделению призна­ков предмета и планированию предстоящей работы.

В качестве педагогических средств усиления речевой активно­сти школьников в процессе изобразительной деятельности мож­но использовать различные приемы. К ним относятся: побужде­ние ребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с це­лью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описа­ние структуры); побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисун­ком (планирование); решение задач композиционного характе­ра; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изо­бражения между собой в процессе выполнения задания; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого уро­ка; обсуждение и отбор рисунков на классную или школьную выставку и т. п.

Рациональное сочетание направляющей речи учителя и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием в качестве мощного источника развития познавательной деятельности ум­ственно отсталых школьников.

Павлова Надежда Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Сказка"
Населённый пункт: п. Приволжский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи детей с ОНР через изобразительную деятельность
Дата публикации: 20.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Развитие речи детей с ОНР через изобразительную

деятельность.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». /В.А.Сухомлинский/ Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. Занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» и л и п р о д у к т и в н а я деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта. К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок. А в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают
последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Наряду с решением основных задач на занятиях изобразительной деятельности успешно осуществляется и развитие речи детей. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Так, дидактические игры “Что в руке”, “Подбери предмет”, “Найди такой же” перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: “У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая” Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого мы используем произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов,
передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, мы на музыкальном фоне читаем строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием– игра “Слово в копилку. С помощью этого приема у детей с общим недоразвитием речи обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы “Осень” на занятии по изодеятельности в старшей логопедической группе перед тем, как рисовать дерево, дети “складывали” в копилку красивые слова об осенних листьях: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные. На занятиях по изодеятельности мы применяем различные приемы работы с детьми: – обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных); – комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.); – воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему); – подробные вопросы к детям по форме и цвету; – предварительные упражнения для развития мелкой моторики. Нами используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д. У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо мы “превращаем” треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывается определенный план: форма, цвет, размер плода, вкус, вариант использования в пищу. При рисовании ребенок рассказывает: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная. На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”. Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка-
логопата прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. Например, на занятии по рисованию акварелью кота. По плану дети придумывают рассказ по своему рисунку: – кого ты нарисовал, как его зовут, какая у него мордочка, шерстка, лапки, глаза, нос, ушки, какой у него характер, чем он любит заниматься, чем он тебе нравится. Рассказы, как и рисунки, получаются самые разные. Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем. Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

связной речь изобразительный

Введение

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи - Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Большое значение в данный период времени приобретает изобразительная деятельность. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем изобразительной деятельности в развитии связной речи старших дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».

Объектом исследования является: процесс формирования связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: использование изобразительной деятельности (описание картин и собственных рисунков, анализ текстов) в процессе развития связной речи старших дошкольников.

Цель данной работы - определить значение изобразительной деятельности для развития связной речи старших дошкольников.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи исследования:

Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Определить значение изобразительной деятельности для развития связной речи старших дошкольников.

Определить и реализовать систему работы по развитию связной речи с использованием изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Оценить результаты работы и пути развития связной речи через изобразительную деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности.

Если использовать изобразительную деятельность с целью развития связной речи, то речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

Методы исследования:

1)теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, базовых понятий исследования;

2)эмпирические: наблюдение, анализ детских рассказов;

3)экспериментальные методы;

4)методы статистической обработки данных: графические, математические, табличные.

Глава I. Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

1.1 Изобразительная деятельность и ее виды

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах.

Существуют виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Ознакомление детей дошкольного возраста с видами изобразительного искусства происходит на занятиях изобразительной деятельностью и вне занятий, а широкое использование искусства в оформлении детского сада создает условия для полноценного восприятия детьми произведений различных жанров.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование -- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы.

Для старшей группы рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,-- глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Основное средство в создании изображения в лепке -- передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Большую роль в развитии речи детей, в повышении ее выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной, гибкой.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте. Они способны иногда улавливать контекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

1.3 Методика развития связной речи на основе изобразительной деятельности

Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречалось крайне редко. Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом. Убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.

Как и на занятиях, изобразительной деятельностью, в процессе конструирования решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д.

В процессе конструирования дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, .справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси.

На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи.

Начиная со старшей группы следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей.

Надо вызывать детей на сравнение рисунка с тем, что нужно изобразить, подводить к оценке того, как это сделано. Дети учатся понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Вначале надо направлять внимание на положительные стороны, учить отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т.п.), затем указывать и на ошибки (например, цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны своих рисунков и рисунков сверстников, понимали замысел работ сверстников и рассказывали о своем.

Таким образом, изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

2.1 Анализ уровня усвоения программы по разделу связная речь детей старшего дошкольного возраста

В результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической литературе по проблеме были выделены следующие аспекты, послужившие основой для построения диагностической работы:

дети должны уметь употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая, пользоваться прямой и косвенной речью;

уметь в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

составлять по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

Исследование проводилось на базе МКДОУ БГО Центре развития ребенка - детском саду №19 города Борисоглебска. В качестве испытуемых выступали дети дошкольного возраста одной из групп детского сада. Возраст детей: от 5 до 6 лет. Дети имеют примерно одинаковую базу знаний. Все испытуемые посещают обычную по образовательной направленности группу. Анализ анамнестических данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как прентального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы.

Опытно-экспериментальная работа состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-проверочного экспериментов.

Задачами для опытно-экспериментального исследования явились:

Диагностика и выявление детей с недостаточным уровнем развития связной речи.

Разработка и апробирование системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности.

Диагностика эффективности апробированной системы.

Задачами констатирующего этапа исследования явились:

1.Выявить возможности детей употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая, пользоваться прямой и косвенной речью.

2. Выявить умение в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).

3. Выявить умение в составлении по образцу самостоятельных рассказов из опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

4. Сопоставить и проанализировать полученные результаты исследования.

Диагностики: Занятие по рассматриванию картины, рассказывание об игрушках, пересказ литературного произведения.

Оценка результатов.

Уровни освоение программы

Низкий. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна.

Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

Самостоятельно производит анализ четырехзвуковых слов.

Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении -- делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный -- согласный, твердый -- мягкий, ударный -- безударный гласный, место звука в слове).

Успешному осуществлению поставленных задач способствовала и совместная работа с родителями, которые не всегда могут понять, что именно изобразил их ребёнок, почему не так как все. И порой оценка рисунка, непонимание, осуждение обижают детей. В индивидуальном порядке, а так же оформляя выставки детских работ, предлагалось рассмотреть и обсудить работы - почему именно так нарисовал их ребёнок, почему именно эти цвета выбрал; предлагались рекомендации для беседы с ребёнком по содержанию, как делать соответствующие выводы; по закреплению дома полученных знаний и умений в изображении предметов.

Анализируя работу, можно с уверенностью сказать, что систематическая комплексная работа по изодеятельности является непременным условием для развития речи, творческого воображения, а так же предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам выявить взгляды разных авторов на проблему влияния изобразительной деятельности на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Многие исследователи отмечают, что развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.

Исследователями отмечается использование нетрадиционных техник рисований, которые могут способствовать преодолению моторной неловкости, а также создавать психофизиологическую базу для развития речи, а картины и собственные рисунки служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи.

Результаты исследований показывают, что значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при ее аномальном развитии.

Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

Литература

1. Аверьянова А. В. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,2001. - 56 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000. -400с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1999. -159с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981. -255с.

5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. - 123 с.

6. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. - М., 1974. - 342 с.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.,2006. - 73 с.

8. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. - М., 1972. - 245 с.

9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой. - М.,1979. - 279 с.

10. Мухина В.С. Психология дошкольника, - М., 1975. - 231с.

11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 1995. - 345 с.

12. Немов Р.С. Психология. Том 2. - М., 1998. - 452 с.

13. Река Л. О занятиях по развитию речи. - М.,1990. - 123 с.

14. Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары. 1980. -345 с.

15. Розенкарт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. - 341 с.

16. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. //Вопросы психологии. - 1974. - № 2. - С.30

17. Сохин Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника. // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С.30

18. Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. - М., 1962. - 243 с.

19. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

20. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

21. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977. -239с.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М., 1960. -348с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические и методологические основы исследования развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2017

    Психолого-лингвистические основы и проблемы развития связной речи детей в теории и практике дошкольного образования. Содержание и методика экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием картин.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Закономерности, особенности и педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи. Cовершенствования качества работы педагогов.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Работа с керамикой как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2013

    Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2010

    Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста. Роль словесных игр в ее развитии. Содержание и основные методики изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации по ее развитию.

    аттестационная работа , добавлен 15.03.2015

    Теоретическое обоснование проблемы изучения связной повествовательной речи. Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе. Экспериментальное изучение связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Анализ особенностей развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися детьми. Разработка методических рекомендаций для преподавателей по развитию связной речи в процессе трудовой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2017

    Развитие речи в онтогенезе. Изучение дефектов, задерживающих формирование речевых компонентов. Анализ словообразования и грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи. Исследование особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Елена Круглова
Развитие речи дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Рисование – самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. Изобразительная деятельность обеспечивает полноценное развитие таких процессов , как восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля, а так же развивает мелкую моторику рук . Наблюдения за деятельностью детей и анализ специальной литературы по проблеме обучения детей рисованию позволили сделать вывод : рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Изобразив событие , легче потом рассказывать о нём.

В то же время дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи . Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи .

Поэтому воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь во всех видах деятельности , в том числе и в изобразительной , и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в группе речевую среду. Воспитатель должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности воспитатель решает следующие задачи, направленные на развитие речи дошкольников :

1. Для формирования навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры используются чистоговорки до и во время изобразительной деятельности :

Лёт-лёт-лёт – нарисуем (я рисую, мы рисуем, получился) самолёт.

Ву-ву-ву – нарисуем мы сову.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой, мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй, дуй-дуй-дуй, ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, ты, листок, не улетай!

2. Для уточнения, систематизации и обогащения словарного запаса детей по определённой лексической теме могут использоваться специально подобранные стихотворения :

Тема «Игрушки» :

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем :

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение с воспитателем.

Тема «Город» :

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем :

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

3. Для совершенствования грамматического строя речи используются следующие дидактические игры :

Д/и «Большой - маленький» : Петя нарисовал огурец, а Ваня маленький…огурчик.

Д/и «Какой? Какая?» : помидор круглый, а огурец…овальный.

Д/и «Один – много» : Петя нарисовал одно дерево, а Ваня много…деревьев.

Д/и «Где это нарисовано?» : (по рисунку «Зима» ) Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замёрз лёд? Где катаются дети? Где слепили снеговика?.

4. Для развития умения детей связно высказываться, обосновывать свои суждения используется :

1) составление рассказа по своему рисунку или рисунку другого ребёнка (по сюжетной или предметной картине) :

Я нарисовал лимон. Это фрукт. Он растёт на дереве. Лимон круглый, жёлтый, твёрдый, кислый. Внутри у него косточки. Он покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай.

Выпало много снега. Мальчик вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом - средний, а затем – маленький. Вместо глаз он вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый, даже птички на дереве им любуются.

2) составление творческого рассказа : «Что я буду рисовать» , «Что произойдёт с героями моего рисунка дальше» и пр.

Я хочу нарисовать собачку, потому что она ласковая, пушистая, любит играть.

5. Развитие регулирующей и планирующей функции речи .

Возникновение регулирующей, планирующей функций речи – центральная особенность дошкольного возраста . Возникает как функция, порожденная окружающими, затем становится обращенной на собственное поведение в форме эгоцентрической речи и , наконец, переходит во внутренний план. Внутренняя речь появляется только к концу дошкольного возраста , ее интенсивное развитие приходится на школьные годы. Чтобы сформировать внутреннюю речь, необходимо проводить систематическую кропотливую работу. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся воспринимать задания воспитателя, анализировать образцы рисования, лепки, выполнять рисунки или лепные поделки в соответствии с требованиями педагога. С первых лет пребывания в детском саду важно учить детей понимать задание и ориентироваться в нем. Непонимание отдельных слов или словосочетаний приводит к неполной или неточной ориентировке в условиях задания, что влечет его неправильное выполнение. Условия практической деятельности предполагают формирование умения выполнять задание до конца, действуя самостоятельно, соблюдая требования педагога. При выполнении заданий педагоги должны поддерживать детей, следить, чтобы ребенок не прекращал или не прерывал деятельность , доводил рисунок или лепку до конца.

6. Для развития речевой моторики , дыхания, ритмичности, выразительности речи используются следующие артикуляционные упражнения :

Рисунок «Слон» :

Подражаю я слону : губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

Рисунок «Дятел» :

Я по дереву стучу – д-д-д.

Червячка добыть хочу – д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д.

Всё равно он будет мой – д-д-д.

Рисунок «Лошадка» (после каждой строчки цокаем языком)

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива :

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок-цок-цок.

7. Для развития мелкой моторики , координации движений используются следующие упражнения :

Дети изображают дождь , отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень» :

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла…

Импровизация движений в такт стихотворения :

Дети в огород идут,

А там овощи растут,

Дети спинки наклоняют,

И горох они срывают.

Воспитатель читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш вперёд – назад.

Пальчиковая гимнастика (по теме)

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щёчки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше :

Катись, прыгай и летай!

(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик» . Затем выпустить воздух : шшш.

ДОМ И ВОРОТА

На поляне дом стоит.

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Надо всегда помнить, что изобразительная деятельность является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

8. Для развития зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации можно предложить детям следующие стихотворения :

Взял пару треугольников

И палочку – иголочку.

Соединил легонько я

И получилась ёлочка.

Вначале вывел я два круга – колеса,

А между ними поместил я треугольники,

Из палок сделал руль и – что за чудеса! –

Велосипед стоит. Катайтесь, школьники!

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад.

Теперь живёт в нём гномик.

9. Для формирования интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи , рисунке можно использовать специально подобранные стихотворения :

ЛЕТНЯЯ КАРТИНКА

У солнца руки горячи,

Работают с охотой.

Всю землю кисточки – лучи

Покрыли позолотой!

А серый дождик – озорник

Тихонько подошёл

И всё зачиркал – чик-чик-чик –

Простым карандашом.

А. Шибаев

ВЕСНА РИСУЕТ

Был у зимы огромный лист –

Необычайно бел и чист!

Он был по-своему хорош :

Ни одного пятна.

И вот его закрасить сплошь

Надумала весна.

Уже зелёный виден цвет,

Лиловый, жёлтый, синий…

Каких оттенков только нет,

Узоров, пятен, линий!

Что получилось?

Не секрет :

Самой весны автопортрет!

А. Шибаев

Таким образом, во время художественной деятельности у воспитателей есть все возможности для развития речи своих воспитанников .