Ребенок вырос эгоистом, что делать? Как перевоспитать эгоистичных детей? И как не вырастить эгоиста? Воспитание сильной личности или как не вырастить эгоиста

Как не воспитать эгоиста?

И ответственность за «волшебное» превращение милых ангелочков в эгоцентричных тиранов и инфантильных нюнь, в первую очередь лежит на родителях.

Взрослые эгоисты появляются от чрезмерной любви и повышенной опеки в детском возрасте. Потакая любому капризу малыша, безропотно выполняя каждую его просьбу, ты рискуешь однажды не узнать свое чадо. Правда, тогда уже будет поздно что-то менять - формировать свое отношение к себе, людям и окружающему миру необходимо в детстве.

Кстати, абсолютно неважно почему родители балуют малыша, потому ли, что он поздний ребенок, который «нелегко дался» или же компенсируя таким образом недостаток общения с сыном- дочкой («много работаем». Результат будет одинаковый.

Не воспитать эгоиста гораздо сложнее, чем обратное. Поэтому, решив объявить войну эгоизму, главное понимать, что борьба будет непростой. Ведь придется бороться не только с крохой, но и с самой собой.

Одной из главных ошибок родителей является желание все сделать за малыша: «Я сделаю это лучше и быстрее,» -- считает мама (папа, бабушка&hellip. Таким образом, ребенок привыкает к тому, что у него нет никаких обязанностей, зато всегда на подхвате куча людей, готовых прийти на помощь. Помогай ребенку, но не делай работу за него! Иначе, по крайней мере, будет странно требовать от него самостоятельности и энтузиазма в будущем.

Понятно, что разбросанные игрушки ты уберешь намного быстрее, но стоит ли это делать? Не лишай кроху инициативы. Если ребенок хочет делать что-то самостоятельно (одеваться, кушать), но делает это слишком медленно, подкорректируй распорядок дня, и вставайте раньше, чтобы не опаздывать в сад.

Хвалить надо уметь

Неправильная похвала, как и неконструктивная критика, может принести много вреда. Постоянно нахваливая кроху за дело и без, наедине и на людях, ты очень рискуешь вырастить зазнайку. Будет правильнее не хвалить малыша без меры, просто так, а все же отмечать его реальные достижения или процесс работы над ними. Также неправильно будет сравнивать своего кроху с другими, менее успешными, детьми.

Если у вас в семье есть еще и младшенький, говори старшему, что он твой самый важный помощник. Объясняй ему, что без его помощи тебе никак не обойтись. Проси его помочь сделать какие-то мелкие, но на самом деле очень необходимые дела. Даже трехлетний кроха может отнести использованный подгузник в мусорное ведро, подать тебе книгу, полить цветы. Поощряй заботу малыша о других. Бабушке он может поискать тапочки, а дедушке - очки, накрывая на стол - разложить вилки-ложки.

Постоянно демонстрируй сама, как должен себя вести кроха. Если папа пропускает женщину возле дверей магазина или уступает место старушке в метро, сын никогда не будет расталкивать людей локтями при входе и опускать глаза в транспорте.

В тоже время абстрактное морализаторство, не подкрепленное наглядным поведением родителей (а иногда наоборот противоречащим ему) не имеет никакой силы - ребенок пропускает замечания мимо ушей.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Еще один вариант профилактики эгоизма - ответственность за кого-то. Необязательно сразу заводить домашнее животное, ты можешь просто подарить ребенку его личный цветок, который он должен будет вовремя поливать.

Пусть кроха сам решит, что ему есть на завтрак или какой сок выпить в кафе, какой мультик поставить. Дети, за которых всегда кто-то выбирал, так никогда и не научатся принимать правильные решения, их всегда будет страшить проблема выбора.

Если малыш был в гостях у бабушки, расспроси его, как она себя чувствует, чем занимается. Когда он приходит из садика, внимательно слушай его рассказы и задавай вопросы не только о том, как прошел день у него, но интересуйся также его друзьями, их успехами. Тогда ребенок начнет обращать внимание на других людей, замечать и отмечать их существование.

Каждая мама имеет право

Конечно же, не нужно нагружать малыша взрослыми проблемами, но и не надо ограждать его он них полностью. Малыш должен понимать мама - тоже человек, у нее может болеть голова, она может чем-то быть расстроена или обижена. Но в таких случаях обязательно необходимо объяснять, в чем дело. Не бойся говорить с крохой о своих эмоциях и чувствах. Ему не нужны лишние детали, но он нуждается в общем понимании ситуации. Если же ты будешь угрюмо молчать, он, не зная в чем дело, возьмет вину на себя.

Самым надежным способом избежать формирования эгоизма психологи считают только один. Нужно научить ребенка сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям. Человек, обладающий такими качествами, никогда не станет эгоистом.

Была ли эта статья полезна для тебя?

Больше информации

Иногда молодые мамы спрашивают: «Когда начинать воспитание детей?» Воспитание малыша начинается с рождения. Пока ребенок маленький, родители окружают его вниманием и заботой, чутко реагируют на его плач и капризы. Они любят его и готовы многое сделать, чтобы младенцу было уютно, тепло и комфортно.

Кроха познает окружающий мир, наблюдая за взрослыми, осматривая обстановку комнаты, пробуя «на вкус» красочные предметы. Встав на ноги, исследует обстановку дома и улицы. Радуясь первым шагам и успехам своего чада, родители восхищаются малышом, не обращая внимания на мелкие шалости: ведь он еще несмышленыш.

После его «исследований» мама или бабушка начинают убирать за ним разбросанные вещи и игры. Это первые ростки взращиваемого эгоизма. Потакая прихотям подрастающего дитяти, умиляясь его скромным пока желаниям, взрослые совершают типичную ошибку.

Усвоение хороших привычек

Прежде всего учитесь разговаривать с малюткой. Поясняйте, что делать позволяется, а что запрещается. Приучайте его убирать за собой. Поиграл, наведи порядок, показывая на собственном примере. Похвалите за работу, выделяя поступок словами: «Как чисто стало в нашей комнате, у нас растет настоящий помощник».

Научите малыша обслуживать самого себя: ходить на горшок, надевать и снимать белье, правильно держать ложку, аккуратно кушать. Конечно, проще и быстрее сделать самим, но чрезмерно опекая малыша, отбиваете инициативу делать это самостоятельно.

Безусловная польза

Много читайте и рассказывайте. Сначала потешки, песенки, прибаутки, сказки, рассматривая яркие картинки. Есть много детских произведений, в которых показываются положительные и отрицательные черты характера. Это расширяет кругозор и развивает память.

Например, «Заюшкина избушка». Прочтите, рассмотрите иллюстрации и обсудите, кто из персонажей правильно поступил, а кто нечестно. По книжкам научите переживать за героев и оценивать их действия. Это поможет малышу понять реальность. Придумывайте сказки сами, связывая сюжеты с действительностью.

Не упустить момент

Если у ребенка плохое настроение, поговорите с ним, что случилось. Узнайте причину беспокойства. Объясните, что в таких ситуациях можно предпринять. А лучше всего сделайте что-то сообща: покормите дворовых животных или птиц, сходите на спортплощадку, приготовьте обед.

Малец увидел новую забаву у друга и захотел такую же. Не поддавайтесь порыву уступить ему. Уступив единожды, результат не заставит себя ждать.

Внук, приходя к бабушке в гости, забирался с ногами на кухонный стол и требовал конфет. Сначала это было забавно, потому что он был маленький. Но взрослея, он продолжал повторять это из раза в раз. И в случае отказа устраивал истерики. Не допускайте, чтобы дитя манипулировало вами. Уйдите в другую комнату, дайте ему выплакаться и возможность понять, что он неправ.

Через игру – в жизнь

Научите ребёнка играть. Сначала это займет много времени. Но пока малыш не узнает, как обращаться с тем или иным предметом, ему трудно определить ее назначение. Будьте не только учителем, но и образцом для подражания. Активно включайтесь в совместные игры. С их помощью развивается речь, воображение, творческие способности.

Двойняшки выходили на улицу поиграть в песочнице. Там под зонтиком всегда было полно разных игрушек для песка: машинки, ведерки, даже емкость для воды. Но ребятишки не знали, что с ними делать. Воспитательница показала, как поливать песок, что можно из него лепить, какие проложить дорожки для машин, как катать кукол. В дальнейшем дети играли самостоятельно.

Скромность украшает

Мальчик 5 лет любил ходить с папой в детский магазин. Отец покупал ему все, на что тот указывал. Но однажды он пошел туда с няней. Они долго ходили по магазину. Мальчику хотелось купить все подряд: велосипед, машину, мяч. Но наставница подсказала выбрать ту игру, которой не было дома.

Он послушался. Выбрали и подошли к кассе, у которой скопилась небольшая очередь. Мальчик не хотел стоять и ждать, стал кричать и требовать пропустить его. Объясняйте ребенку, как надо себя вести в общественных местах. Чаще бывайте с ним в театре, цирке, посещайте детские праздники и дни рождения сверстников.

Не идите на поводу

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» считает, чтобы развить мыслительную деятельность и умение находить нестандартные решения, не нужно покупать все, что попросит ребенок.

Научитесь договариваться с детьми о покупках заранее. «Да что он понимает?» — Спросите вы. Дети многое понимают, только не могут свои мысли выразить словами. Если вы пришли за одной покупкой, не покупайте попутно то, что вдруг понравилось малышу. Умейте тактично отказать. Вы и так купите ему недостающие книги и развивающие игры, когда придет время.

И продолжайте читать книги, учитывая возрастные особенности. Кроха подружится с устным творчеством, это поможет пополнить словарный запас, воспитает положительные качества характера. Даже когда карапуз не умеет разговаривать, он накапливает информацию.

«Не стой в стороне равнодушно»

После работы мама взяла сына из детского сада. Придя домой, он самостоятельно переоделся, помыл руки. Но свои вещи кинул на кровать, даже не потрудившись вывернуть. На слова матери убрать их на место мальчик никак не отреагировал. Он схватил пульт от телевизора и включил мультфильм. Ребенку важно было удовлетворить свою потребность.

Воспитывайте уважительное отношение к окружающим, учите детей понимать их состояние и оказывать посильную помощь. Ведь взрослые тоже устают или болеют. Закрепите за малышом его обязанности по дому: помыть свою тарелку, полить комнатные растения, подмести у порога. Воспитывайте ответственность и умение считаться с интересами других.

Дети – наше отражение

Если все-таки со стороны взрослых произошло упущение, то незамедлительно постарайтесь исправить положение. Посвятите время самому родному человечку, подскажите, как нужно поступить в данный момент. Не забывайте, что ребенок – это отражение ваших отношений в семье, потому что он впитывает в себя науку жизни, глядя на близких ему людей.

Всегда интересуйтесь, что делали в детсаду или школе, что произошло нового у него и его друзей. Принимая участие в повседневной жизни дошкольника и школьника вне дома, тем самым приучаете думать не только о себе, но и своих товарищах, их успехах и достижениях.

Старайтесь приглашать маленького члена семьи на домашние советы: что важнее приобрести в квартиру, куда поехать на отдых всей семьей, что подарить дедушке на день рождения. Вы научите его думать, самостоятельно анализировать и находить правильное решение, тем самым готовя к реальной жизни.

Воспитывая детей, воспитываемся сами

Мама попросила дочку помыть посуду и вынести мусор. Она играла и пропустила наказ мимо ушей. Не спешите выполнить сами посильную для дошкольника работу. У родителей тоже должно быть личное время на досуг. Но и за оказанную помощь не расплачивайтесь подарком и тем более деньгами. Это приводит к плачевным результатам: даже стакан воды не поднесет бесплатно.

Дитя всегда нуждается в одобрении его поступков, внимании и ласке. Не лишайте его удовольствия быть любимым и счастливым рядом со старшими. Обделенный в детстве радостью и сочувствием, он станет душевно черствым и эгоистичным. Какими вырастут дети, полностью зависит от наглядных примеров, прочитанных книжек, проведенных вовремя бесед в период формирования подрастающего человека.

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Эгоизм – далеко не самая приятная черта в человеке. Но, зачастую, родители сами не осознают, как делают своего ребенка эгоцентричным. Спустя время мамы и папы становятся первыми, кто страдает от плодов своего воспитания.

Как же избежать ошибок и воспитывать ребенка в гармонии с окружающим миром?

«Детоцентризм» — первый шаг к эгоизму

Преувеличение значения ребенка – одна из страшных бед современности. Родители буквально в восторге от каждого поступка своего малыша, хорошего или плохого. Этого делать нельзя. Воспринимайте ребенка адекватно: не хвалите попусту, но и не игнорируйте действительно важных поступков.

Не навязывайте ему свои взгляды

Со временем ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо. Не нужно насильно «обучать» его быть таким же, как вы. Это лишает детей всякой мотивации, не дает развиваться интересам и собственным взглядам.

Не делайте за ребенка работу

Если не желаете вырастить безынициативного лентяя, то давайте ребенку самому справляться с поставленными задачами. Если не умеет – научите, покажите, как это сделать, но не выхватывайте из рук. Помните, что не понимать и не уметь чего-то для ребенка естественно, он только учится жить.

Давайте позитивный пример

Вы учите ребенка, что нужно делиться и помогать другим, но, при этом, сами отказываете в мелкой помощи соседке/родственнице/знакомому. У малыша в голове возникает конфликт, и нравственные представления становятся расплывчатыми.

Не подкупайте ребенка

Плата/бонусы за хорошие оценки или уборку в комнате снижает ценность самих поступков и заставляет ребенка думать лишь о выгоде, а не о собственном благе. Малышу становится интересно лишь получить денежную «премию», обещанную игрушку, сладость.

Чрезмерная опека вредит детям

Не старайтесь слишком много времени уделять воспитанию ребенка, взращиванию моральных ценностей и опеке. Это попросту раздражает малыша, и у него возникает желание поступать наоборот. Постоянная излишняя опека атрофирует всякий интерес к познанию и проводит к психологической и эмоциональной незрелости ребенка.

Если вы заметили, что внимание ребенка сосредоточено только на нем самом, то пора принимать активные меры по борьбе с развивающимся эгоизмом. Как это сделать:

  • перестаньте во всем «обслуживать» ребенка, пусть сам заправляет кровать, выполняет уроки и убирает за собой тарелки после еды;
  • дайте ребенку ощутить последствия его решений, пусть поймет, как его действия или бездействие сказываются на качестве жизни/отношении с людьми, собственный опыт всегда ценнее мудрых советов;
  • давайте ребенку домашнюю работу, пусть выполняет посильные задачи на благо всей семьи (вымыть посуду, пропылесосить ковер в гостиной и т.д.);
  • интересуйтесь успехами друзей ребенка, разговаривайте о них в позитивном ключе;
  • развивайте социальную жизнь малыша;
  • приучайте ребенка к помощи другим людям, животным.

Альтруизм и здоровый эгоизм

Воспитание альтруистических качеств позволит избежать формирования эгоизма. Объясните ребенку, что порой окружающим требуется помощь, на собственном примере покажите, как это важно, проявлять внимание к интересам другого. Учите его добрым делам, симпатизировать окружающим, быть доброжелательным.

Однако в погоне за воспитанием альтруистичной личности, не забудьте объяснить малышу, что его интересы тоже важны и имеют значение. Учите его уступать, но не принижать значимость собственных желаний. К примеру: ребенок принимает условия игры своего друга и умеет уступать – отлично. Он делает это постоянно и занимает «подчиненную» позицию – плохо. Учите малыша взаимодействовать с миром, объяснять и отстаивать свою позицию словами и правильными поступками.