Ребенок не хочет учиться. Легкий способ, как все исправить (советы психолога). Ребёнок не хочет учиться: почему это происходит, что делать, советы психолога

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Практически все родители в определенный период сталкиваются с ситуацией, когда их дети не проявляют большого желания учиться в образовательном учреждении. Хватаются за головы: «Как же так, ведь он такой умненький и талантливый, совсем недавно он с удовольствием учился и приносил из школы хорошие оценки, учителя его хвалили, но сейчас - будто подменили…»

Что только не предпринимают папы и мамы, бабушки и дедушки в своем благородном стремлении наставить чадо на путь истинный, используют метод кнута и пряника, стыдят, хвалят, рисуют «лентяю» его незавидное будущее, приводят в пример в учебе сверстников, а исчерпав все методы воздействия, отчаявшись, идут с сыном или дочкой к психологу.

Между тем причины, по которым ребенок не хочет ходить в школу, довольно просты, однако, требуют тщательного разбора.

Масштаб проблемы

А известно ли вам, что изначально слово «школа» в переводе с греческого означало «свободное времяпрепровождение, беседа». Философы приглашали желающих на своеобразные «уроки», где обменивались опытом, ведя неспешные беседы в спокойной обстановке. А теперь сравните древнегреческую и современную школы. Сегодня система образования далека от исконной: строгий контроль за успеваемостью, оценки.

Школа выполняет свое предназначение - дать детям определенные знания, а индивидуальные особенности конкретного обучающегося - это уже второстепенный вопрос. Родители хотят того же, чтобы их дети на протяжении одиннадцати лет усваивали информацию, приносили удовлетворительные оценки, чтобы впоследствии могли поступить в вуз и получить образование. Ребята же непосредственны и искренни, многие из них не приемлют навязанную в ультимативной форме систему обучения.

Так что, нежелание учиться является адекватной реакцией. Вспомните себя в их возрасте? А так ли уж было велико ваше стремление посещать школу каждый день? Все ли предметы вызывали у вас одинаковый интерес? Все ли учителя были любимы вами? Вряд ли. Да и современная система образования в наши дни далека от идеальной.

Если разобраться, то все дети без исключения хотят учиться. Однако у всех школьников разные способности. Одни наделены аналитическим складом ума, другие обладают творческими способностями, третьи тяготеют к гуманитарным предметам.

Между тем всем им приходиться овладевать одними и теми же науками, многие из которых им попросту не даются. Так что, перед тем как навешивать на ребенка ярлык бездельника, попробуйте вникнуть в проблему, разобраться, что лежит в основе потери интереса к учебе, и если вы вовремя не смогли раскрыть в нем талант, подумайте, может быть, в сложившейся ситуации есть и ваша вина тоже?

Пока не поздно нужно принимать меры, которые заключаются в выявлении у ребенка профориентации, склонности к тем или иным изучаемым наукам, и при необходимости переводить в учебное заведение, где углубленно изучают эти предметы, подбирать кружки, записывать на факультативы.

10 причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе

Если родители сумеют выяснить причину, по которой их ребенок не хочет учиться, то можно сказать, что проблема наполовину решена. Главными факторами, вызывающими отрицательное отношение к школе, являются:

  1. Тотальный контроль со стороны родителей. Ребенка, вернувшегося из школы, сразу же заставляют делать уроки, скрупулезно осматривают дневник, тетради, начинают ругать за неудовлетворительные оценки. Между тем ему требуется не менее 1,5 часов, чтобы восстановиться и передохнуть. Усталость, рассеянность приводят к тому, что он становится раздражительным, в нем поднимается буря протеста против подобного контроля и, как следствие, возникает нежелание учиться.
  2. Отсутствие контроля. Бывает и так, что родители впадают в другую крайность, предоставляя ребенку полную свободу действий, мол, он уже взрослый и ответственный. Ребятам же хочется погулять, поиграть с товарищами, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. Не переоценивайте возможности сына или дочери, контроль в разумных пределах еще никому не вредил.
  3. Конфликты в школе. Ребенок может не рассказывать родителям о своих личностных проблемах. Он может ссориться с другими ребятами, педагогами и не афишировать этот факт. Между тем это основная причина, по которой дети не хотят учиться и посещать учебное заведение, и являются неуспевающими.
  4. Переоценка ценностей. На малыша, с самого раннего возраста проявлявшего выдающиеся способности, родители возлагают большие надежды. Каким же горьким бывает разочарование, когда ребенок, которого они с гордостью называли гением, вдруг заявляет, что ему неинтересно учиться. Такие ребятишки не могут учиться из-под палки, а чрезмерное давление их только раздражает.
  5. Нет стимулов. Если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, что у него нет мотивации. Не все дети понимают, зачем нужно каждый день ходить в школу, не все ориентированы на долгосрочный результат, на окончание учебного заведения хотя бы без троек.
  6. Спекуляция на здоровье. Часто болеющие дети иногда могут симулировать признаки болезни. Родители жалеют свое чадо, часто позволяя ему оставаться дома, вместо того, чтобы отправляться в школу. Хитрец же, получая поблажку, начинает размышлять примерно так: «Зачем нужна эта школа, оценки, если все равно за прогулы не накажут?» Хорошие отметки ведь и так поставят, жалея «бедного больного».
  7. Неблагоприятная обстановка в семье, скандалы между родителями способствуют раздражительности и нервозности у ученика, снижает интеллектуальные процессы и желание учиться.
  8. Плохая компания. Очень часто ребенок-подросток не хочет учиться, если он находится под влиянием других детей, для которых в приоритете другие ценности и, возможно, дурные привычки.
  9. Закомплексованность. Если у ребенка есть какие-то дефекты внешности или он сильно отстает по какому-либо предмету, вполне логично, что он не будет испытывать желание ходить в школу, опасаясь насмешек в свой адрес.
  10. Чрезмерная активность. Если мальчик или девочка отличаются гиперактивностью, ему будет сложно высидеть все уроки в школе, выдержать учительский контроль.

Есть и множество второстепенных причин, объясняющих, почему дети не хотят учиться в школе. Это может быть и психологические стрессы, и переутомляемость, и недосыпание (обычно это касается младших школьников), и чрезмерная ответственность ребенка, которая может привести к потере интереса к учебе.

Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться

В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком, как со взрослым человеком, узнать, что именно является для него препятствием для успешного обучения. Установив причину, следует немедленно приступить к ее устранению. От того, насколько оперативно вы будете действовать, зависит успех процесса, который не будет быстрым.

Например, если причина отсутствия интереса к учебе кроется в чрезмерной родительской опеке, то необходимо слегка опустить вожжи и дать ребенку немного самостоятельности (в разумных пределах). Вполне может статься, что вначале он будет учиться хуже, но затем обязательно поймет, что ходить в аутсайдерах не слишком престижно, и предпримет определенные усилия для получения хороших оценок.

Установите доверительные отношения. Поинтересуйтесь, как ваш сын или дочка общается со сверстниками, возможно, с кем-то из них у него серьезный конфликт. С малышами - учениками −1-4-х классов (от 7 до 11 лет) - проблему можно решить, что называется, на месте. Достаточно прийти вместе в класс и поговорить с детьми, со всеми вместе или по отдельности. С детьми в подростковом (12-15) и старшем возрасте (16-18) несколько сложнее, так как в этом возрасте не хочется казаться слабым перед ровесниками.

Что еще нужно делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Обязательно поговорите с учителями. Не все педагоги обладают тактичностью и бывают справедливы. Не допускайте, чтобы кто-то обижал вашего ребенка.

Проводите с детьми больше времени, ходите на концерты, в кино, гуляйте, занимайтесь спортом. Найдите общие интересы - это будет способствовать сближению.

Если вы не можете сами разрешить ситуацию, нелишним будет обращение за помощью к специалисту, иногда и к психиатру, если проблема очень серьезна.

Было бы неправильным считать, что посещение психолога - это нечто постыдное, ведь на кону стоит здоровье вашего ребенка. Вполне возможно, что даже одного посещения специалиста будет достаточно, чтобы сделать жизнь ребенка и всех членов семьи легче. Советы опытного психолога, специализирующегося на школьных проблемах, помогут снять напряжение и прекратят дальнейшие споры о важности и целесообразности обучения:

  1. Постройте доверительные отношения с ребенком, станьте для него другом. В этом случае тайн у него от вас не будет.
  2. Постоянно показывайте малышу, насколько он дорог вам и любим, и его плохие отметки не повлияют на ваше отношение.
  3. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более успешными товарищами. Это может вызвать обратную реакцию.
  4. Позволяйте проявлять самостоятельность и самому решать, когда садиться за уроки и в каком порядке их делать. Однако ненавязчиво подскажите, что приступать сначала нужно к более сложным предметам, требующим максимальной концентрации внимания.
  5. Не устанавливайте жестких временных рамок, не принуждайте садиться за уроки. Договоритесь, что если малыш выполнить домашние задания до 19.00, то после это вы пойдете на каток, в кино, в зоопарк. Не бойтесь стимулировать.
  6. Не скупитесь на похвалу, помните, что лучшая награда - родительское одобрение.
  7. Не ругайтесь, за несделанные уроки, а констатируйте факты, например: «Ну вот, скоро ложиться спать, домашние задания еще не выполнены…»
  8. Не делайте уроки вместо ребенка, позвольте ему проявить собственную инициативу.
  9. Радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху. Ребенок должен поверить, что вы готовы разделить с ним его радости.
  10. Не стесняйтесь озвучивать чувства: «Я переживаю, что ты плохо выучил стихотворение. Вдруг учитель попросит тебя его рассказать, и ты получишь плохую оценку?».

В заключение хочется сказать всем взрослым: доверяйте сыну или дочери. Если ребенок произносит слова «Мне неинтересно учиться, я не пойду в школу», это не значит, что он хочет причинить вам обиду, возможно, он нуждается в помощи. Вам придется проявить незаурядное терпение, чтобы пройти со своим чадом этот долгий путь, стоит только захотеть.

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

14

Счастливый ребенок 24.10.2017

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком. Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены. Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться. Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки. По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы. Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом. Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. Главная задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа . Клип группы Любовные истории .

Смотрите также

14 комментариев

    Марфа
    19 Сен 2018 в 6:32

    Ответить

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.