Ребенок боится: что делать? Почему ребёнок боится оставаться в комнате и дома один: подробная инструкция для родителей

Наталья Барложецкая

Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же нормальные и неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, удивление и печаль. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Однако если страхи сохраняются на длительное время, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка, что говорит о неправильном поведении родителей или о наличии конфликтных отношений в семье.

Рассмотрим типичные страхи детей разного возраста:

От 1 года до 3 лет дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.

От 3 до 5 лет возможен страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Родители часто пугают детей этого возраста Бабайкой, Серым Волком, Бородатым дядькой и т.д. Этого делать нельзя ни в коем случае, так как ребенок воспринимает подобных персонажей как реальных существ, которые могут прийти и наказать. Такие методы только усугубляют проблемы ребенка и могут привести к серьезным психическим расстройствам.

От 5 до 7 лет часто можно наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и родителей).

От 7 до 11 лет ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Кроме этого, дети начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий.

От 11 до 16 лет подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами. Природные страхи (основанные на инстинкте самосохранения) преобразуются в страх войны, пожара, стихии, боязнь заболеть.

Дневные страхи. Ребенок боится оставаться один в комнате

«Моей дочери 3,5 года. С недавних пор я стала замечать, что она боится оставаться одна в комнате. Если мы находимся в незнакомом месте, она всегда держит меня за руку и не отпускает от себя ни на шаг. Когда я ухожу на работу, а она остается с бабушкой, дочь выходит в коридор и начинает плакать, иногда даже может описаться. Я спрашивала ее о причинах такого поведения. Она говорит, что боится. Как мне помочь ребенку справиться со страхом?»

В возрасте 3-5 лет большинство детей испытывают так называемые нормативные (нормальные, соответствующие этому возрасту) детские страхи, которые выражаются в основном в неосознанной тревоге, повышенной возбудимости, в страхе одиночества, темноты и замкнутого пространства. Очень часто эти страхи перемешиваются с боязнью сказочных героев: Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Водяного, Лешего и т.д. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, вы можете предпринять следующие шаги:

1. Поговорите с ребенком о его страхах, но не высмеивайте малыша за его трусость. Скажите, что с этого момента вы объявляете войну его страхам.

2. Если ребенок боится потеряться в незнакомом месте, можно «отыграть» это в сценке, где ваш ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ребенок почувствует ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения. Таким же образом можно проиграть и другие травмирующие ребенка страхи. Например, уход мамы на работу.

3. Справиться со страхами темноты и замкнутого пространства поможет игра «Жмурки». Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» – им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников.

4. Сделайте вместе коробку, пройдите с ней по квартире и сложите в нее все, что может пугать малыша. Закройте коробку и вместе выбросьте в реку.

5. Нарисуйте вместе с ребенком его «страх». Спросите: «Где он живет?», «Откуда появляется?», «Чем питается?» и т.д. Вместе с ребенком разорвите этот рисунок, сожгите кусочки и выбросьте их в реку.

6. Нарисуйте супергероя, который справится с любым врагом! Это может быть любимый герой из фильма или мультфильма, а может быть персонаж, придуманный самим ребенком. Повесьте этот рисунок на самом видном месте.

7. Никогда не пугайте ребенка Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой, Кикиморой и т.д.

8. Если ребенок боится оставаться один в комнате, наряду со всем вышеизложенным, можно построить небольшой домик, в котором малыш сможет спрятаться от всех невзгод и несчастий. Прочитайте с ребенком сказку о трех поросятах и проговорите, какие именно свойства домика помогли противостоять Серому Волку. Положите в этот домик любимые игрушки и фонарик.

Ночные страхи. Ребенок боится спать один

«Нашему ребенку 5 лет. Он привык ложиться с нами, но после засыпания мы переносим его в детскую кроватку. Раньше никаких проблем не было, он самостоятельно спал до утра. Сейчас сын просыпается ночью и бежит к нам. Говорит, что боится спать один».

Действительно ли страх заставляет ребенка бежать в кровать к папе и маме?.. Такому поведению есть два объяснения, которые тесно связаны друг с другом. Первое: ребенок просто хочет спать вместе с родителями и использует страх как предлог, чтобы прибежать к ним в кровать. Второе: малыша действительно мучают глубокие страхи, возникновение которых связано с переживанием стресса. Есть несколько симптомов, которые могут свидетельствовать о том, что малыш действительно испытывает страх во сне: беспокойный и прерывающийся сон, ребенок все время вертится, вскрикивает, вскакивает на ножки, плачет, может просыпаться «мокрым», даже если приучен к горшку. Если же причиной прихода к родителям всетаки является желание спать вместе с ними, то в таком случае поможет последовательная, доброжелательная, но твердая и согласованная позиция мамы и папы.

1. Терпеливо и мягко, но настойчиво объясните ребенку, что мама и папа спят отдельно от детей, а дети – отдельно от родителей. Будет лучше, если родители вместе отведут малыша в свою постель и поцелуют его на ночь. Ребенок понимает, что папа и мама действуют заодно, а сопротивляться этому ему сложнее.

2. Нельзя ругать и наказывать ребенка, не обвиняйте его во лжи. Лучше помогите ребенку справиться со своим состоянием, успокойте его, но, тем не менее, отведите назад в его кровать.

3. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, вместе играть, гулять, читать книги, смотреть мультики и т.д., то есть дать ребенку возможность общаться с вами и испытывать удовольствие от совместного времяпрепровождения вне вашей спальни.

4. Чаще обнимайте ребенка, целуйте и прижимайте к себе. Иногда именно недостаток физических прикосновений заставляет ребенка искать этой близости ночью в постели у родителей.

5. Создайте некий ритуал отхода ко сну: молоко с печеньем, туалет, душ, сказка на ночь. Оставляйте включенным маленький маячок-ночничок.

Иногда детские страхи появляются после достаточно неприметных для родителей событий. Так называемый невротический детский страх может возникнуть после увиденного телевизионного кадра, услышанной сказки или рассказа. Попытайтесь помочь ребенку справиться со страхом физически: увеличьте время прогулки, дайте на ночь успокоительный травяной чай, примите перед сном теплую ванну с успокаивающими травами, сделайте массаж.

Успокойтесь сами! Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Чем больше вы тревожитесь, нервничаете и паникуете, тем сложнее будет справиться с проблемой. Если ребенок прибежал к вам ночью и говорит о чудовищах в комнате, помогите ему проверить все темные места, загляните вместе под кровать, проверьте тумбочки и шкафы. Если же в результате всех ваших усилий ситуация не нормализуется, тогда, необходимо будет обратиться к специалистам: невропатологу, детскому психологу или психотерапевту. «Реже всего нам помогают те, в ком мы особенно нуждаемся». (Л. Вовенарг)

Боится мыть голову

«Моему сыну 3 года. Каждый раз купание для него просто пытка. Вернее, когда просто купается, то все нормально, а вот голову не дает помыть. Начинаю мыть, так он вырывается, поднимает шум и крик. Просто сидеть в ванне он очень любит и воды не боится. Летом на море с трудом заставляли его вылезти на берег. Но как только я включаю душ и беру в руки специальный детский шампунь, он бросает все игрушки, с которыми играл в ванне, и пытается из неё вылезти. Что делать?»

Многие дети боятся мыть голову. Чаще всего этот страх связывают с невозможностью контролирования ситуации ребенком и ощущением беспомощности, которое возникает, когда вода мешает дышать. Если малыш с удовольствием играет в ванной, переливает водичку из чашечки в чашечку, купается в речке, говорить о страхе воды не приходится. Однако ситуация, когда вода попадает на голову, является для ребёнка практически не контролируемой, а потому пугающей. Чаще всего этот страх проходит самостоятельно и, при наличии у родителей терпения, не требует специальной коррекции. Чтобы безболезненно преодолеть этот период, следуйте таким правилам:

1. Не концентрируйтесь сами на данной проблеме и не акцентируйте на ней внимание ребёнка. Не обсуждайте этот вопрос в его присутствии.

2. Покажите пример! Разрешите малышу находиться в ванной комнате, когда под душем моются взрослые (в плавках). Говорите с ним в то время, когда намыливаете себе голову. Попросите подать шампунь, мыло, мочалку, переключить воду и т.д.

3. Если в семье есть старшие братья или сёстры, которые не боятся этой процедуры, помойте сначала волосы им. Пусть малыш держит душ или поливает голову водой из кувшина. В качестве примера могут выступать также мама и папа.

4. Попробуйте принять душ вместе с ребёнком. Пусть он помоет голову вам, а потом вы ему. Иногда малыши предпочитают не сидеть, а стоять во время умывания, предложите помыть голову стоя.

5. Попытайтесь вместо душа и крана использовать кувшин или большую пластиковую кружку. Многие дети с удовольствием поливают себя сами, если вы дадите им такую возможность.

6. Внимательно следите за температурой воды. Необходимо помнить, что поток из душа ощущается горячее, чем вода, идущая из крана. Используйте для ополаскивания прохладную воду. Напор струи должен быть мягким, чтобы не травмировать чувствительную кожу головы.

7. Шампунь перед применением лучше смешивать с небольшим количеством тёплой воды, получившуюся смесь понемногу выливать на волосы и уже после этого массировать голову.

8. В детских магазинах продаётся большое количество специальных приспособлений, которые помогут вам справиться с проблемой: специальная шляпа с широкими полями для мытья головы, маска и очки для подводного плавания и прочее.




Детские страхи настолько частое явление, что уже можно было бы составить группы, по которым разделялись бы они все: животные, окружающие люди, темнота, доктора и больницы, общение и т.д.. Когда ребенок подходит к родителям и говорит, что боится чего-то, реакция обычно не предполагает выяснения причины, мы просто говорим, что все само собой пройдет, это всего лишь эмоциональное перенапряжение. Нужно просто отвлечься и все. Однако позднее можно заметить, что ребенок стал совсем не тот: его беспокоят ужасные сны по ночам, из-за чего он кричит и просыпается в холодном поту, не остается надолго в комнате один и при малейшем резком звуке готов заплакать, старается меньше смотреть телевизор и общаться с людьми, предполагая, что все это принесет ему вред. Это уже относится в большой психологической травме.

Наблюдая за происходящим, родители начнут задумываться над тем, почему ребенок боится остаться один? Предпримут ряд мер, которые могли бы временно отвлечь его от чувства страха. Однако, спустя определенное время, все вернется вновь и хуже того, с новой силой.

Как понять, что ребенок испытывает панический страх, а не простой испуг вследствие внезапного закрывания двери или шутки друга?

Прежде всего, нужно родителям обратить внимание на поведение ребенка, но не устраивать слежки, иначе это приведет к ухудшению ситуации и ребенок начнет думать, что его преследует какой-то монстр. Теперь посмотрите, были ли увидены вами такие особенности поведения:

Дергание и оглядывание

Крепко держится за руку, а при каком-либо испуге мгновенно вырывается и бежит

Двери в комнату просит не закрывать при подготовке ко сну, а также категорически отказывается выключать свет. Часто просит остаться на ночь маму или папу.

Прячется в доме и ведет себя весьма возбужденно. Замечается рассеянность и торопливость во время любой деятельности.

Если все это продолжается в течение длительного времени, то полностью меняется поведение ребенка: он становится молчаливым уходит в себя и старается никому не показываться на глаза. Сверстники оказывают на него только отрицательный эффект, вследствие чего он избегает встреч с ними. Но бывает и наоборот, когда спасение ребенок видит именно в постоянном присутствие кого-либо, не может угомониться, громко говорит.. Что следует делать в таких случаях? И почему нельзя оставлять ребенка одного?

В момент страха дети часто могут испытывать чересчур сильное эмоциональное напряжение и потому, их действия могут носить неосознанный характер. Отмечались случаи, когда дети выбегали на улицу, звонили на разные телефонные номера и просили помощи, искали лекарственные средства, чтобы успокоиться, но из-за незнания препаратов, употребляли о, что вело к отравлению.

Если ребенок обратился к одному из родителей за помощью сказав, что испытывает боязнь чего-либо, не отказывайте ему в этом. Поговорите и разберитесь, что послужил причиной появления столь негативного явления.

Если ребенок сообщил вам о том, что его замучили приступы страха, ни в коем случае нельзя смеяться над ним и говорить о том, что подобное не достойно. Многие мужчины совершают такую ошибку - говорят своим детям, что те, кто боятся - никогда не будут уверенными в себе и ничего не добьются в жизни, их всегда будут презирать. С одной стороны, они правы, но с другой, если ребенок уже испытывает страх, например, остаться один, боится темноты, кошек, тени, то для него эти слова окажутся решающими. Он будет считать, что раз боязнь уже подступила, значит, нет смысла надеяться на хорошую и счастливую жизнь, так как все равно уже ничего не получится.

Если ребенок говорит вам о преследующем его страхе, из-за которого он боится остаться один, то не стоит спешить ему доказывать, что это все вымысел. Многие молодые мамы, у которых опыта в этом вопросе маловато, берут за руку детей и открывая дверцы шкафа, показывают, что там нет никаких чудовищ. От этого, легче, поверьте, не станет. Важно поговорить с ребенком, а лучше отвлечь путем игр.

Есть такое понятие как «клин клином выбивать» - здесь использование этого метода не подойдет. Просто так забыть обо всех своих страхах будет сложно, а уж тем более применять не столь эффективный метод.

Оставаться одному неприятно всем. Причем, этот страх касается и взрослых людей, например, наиболее часто его можно заметить у бабушек и дедушек, которые не хотят оставаться наедине с тишиной и предметами мебели. Однако, их страх вызван простым нежеланием принимать старость и нехваткой общения с родными. А ребенок способен фантазировать и потому представляет, что в его комнате обитают кровожадные монстры ждущие пока выключат свет и закроют дверь, чтобы начать охотиться за ним.

Причинами могло послужить: сеанс фильма ужасов, который кстати, дети очень любят просматривать перед сном и вместо отдыха организм начинает активно работать, борясь с внешними негативными явлениями, если кто-то напугал или накричал на ребенка. Даже проезжающая мимо машина, резко начавшая сигналить, может изменить привычный ход жизни, расшатав нервную систему ребенка. Остаться одному будет очень сложно, а боязнь ого, что источник страха может вновь возвратиться и повториться - уйдет преследовать в течение всей жизни.

Обезопасьте своего малыша от внешнего отрицательного воздействия и при попытках ребенка объяснить свои проблемы, не противьтесь и откладывайте помощь на завтра.

Больше уделяйте время для прогулок по магазинам, парку, отдавайте предпочтение подвижным играм, создайте интересный род деятельности, при котором страхи будут обходить его стороной.

Проблема детских страхов, к сожалению, не понаслышке знакома многим родителям. По мнению психологов, одной из распространенных фобий является боязнь оставаться в комнате или помещении одному.

Почему ребенок вдруг стал бояться оставаться один

Детские фобии – распространенное явление. Предпосылкой является несформированная психика. Именно поэтому детские страхи не являются патологией. Это возрастная особенность, которую необходимо учитывать и контролировать. Что делать если ребенок боится оставаться один дома или в комнате? Ответ на этот вопрос мы подробнее разберем в этой статье.

Разберем основные причины появления страха:

  • Страшные истории, сказки, мультипликационные фильмы, персонажами которых часто пугают детей взрослые. Например, уговаривая ребенка съесть очередную порцию каши, родители пугают его бабой Ягой или Кащеем бессмертным.
  • Детки с повышенным порогом эмпатии и чувствительности, испытывая особенную привязанность к родителям, могут бояться остаться без их.
  • Фобия может выступать как последствие стресса, перенесенного в школе, во дворе или детском саду.
  • Навязчивая боязнь смерти или темноты зачастую формируется под острым впечатлением от увиденного по телевизору страшного эпизода, пережитой в реальной жизни чрезвычайной ситуации.
  • Страшные сновидения становятся частой причиной формирования устойчивого испуга.
  • Патология центральной нервной системы.
  • Физическое и психологическое насилие, травмы, перенесенные детками.

Страх – естественная защитная реакция организма на опасность. Для сохранения психического здоровья ребенка родителям необходимо сократить объем просматриваемых телепередач и ограничить время, проводимое в сети Интернет.

Возрастные особенности страха у детей, которые остались одни в комнате или дома

Каждому детскому возрасту свойственен страх остаться в одиночестве. Рассмотрим подробно каждый из них.

Детки в 5 лет

В 5 лет ребенок уже задумывается о смерти. Малыш, оставаясь один, понимает, что в любую минуту любимые люди могут навсегда покинуть этот мир. Большинство фобий, присущих деткам в этом возрасте, основаны на боязни смерти. Естественной частью взросления является боязнь остаться в комнате или доме одному. Ведь в это время с родителями может приключиться необратимое.

Зачастую психодиагностика не выявляет никаких патологий. Специалисты в области возрастной психологии рекомендуют мамам и папам проводить как можно больше времени со своими детками, уделять внимание задушевным беседам.

Дети в 6 лет

Боязнь смерти может со временем трансформироваться в боязнь природных стихий, катаклизмов, войны. В 6 лет дети особенно восприимчивы к глобальным потрясениям, которые круглосуточно транслируют средства массовой информации. Стресс, пережитый от увиденного по телевизору страшного эпизода, может стать причиной страха, когда малыша оставили одного в комнате.

Под впечатлением от увиденного, малыш рисует в своем воображении драматические картинки, которые пугают его еще больше. Дети в шестилетнем возрасте очень открыты и буквально впитывают всю информацию, поступающую извне. Например, узнав о вреде некоторых продуктов питания, малыш отказывается есть и ходить в туалет. Родителям стоит контролировать и строго пресекать источники негатива, которые могут уязвить неокрепшую психику, стараться не оставлять малышей одних в комнате, где включен телевизор.

Детки в 7 лет

В 7 лет ребенок часто задается вопросом о своем будущем. Его волнует собственная внешность, как он выглядит в глазах ровесников. В этом возрасте, с походом в школу, он вступает в новый жизненный период. Стресс зачастую бывает связан с новым окружением, расписанием дня, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой.

Например, многие первоклассники боятся опоздать на урок, сталкиваются с непростыми взаимоотношениями в новом коллективе, насмешками одноклассников, изоляцией. Неразрешимое внутреннее беспокойство трансформируется в навязчивый страх остаться дома одному.

В семь лет ребенок озадачен настоящим и испытывает испуг перед будущим. Важно установить благоприятную домашнюю атмосферу. Наблюдая счастливых, спокойных, удовлетворенных жизнью родителей, малыш находит разрешение внутреннего конфликта и постепенно успокаивается.

Ребенку 8 лет

В процессе взросления уходят старые страхи, уступая место новым фобиям. Например, в восемь лет деток часто беспокоит положительная реакция взрослых на свое поведение.

Период начальной школы связан с беспокойством получить низкую оценку, замечание со стороны преподавателя, вовремя успеть к уроку. Напряженный график и новые обязательства становятся настоящим испытанием для психики школьника. Под влиянием психоэмоционального напряжения зачастую формируется страх остаться дома или в квартире одному.

Дети в 10 лет

Трансформация личности, протекающая в подростковом возрасте зачастую является предпосылкой для формирования тревожности. Уже в десять лет мальчик или девочка могут задаваться вопросом «кто я». Отсюда появляется страх быть не собой.

Активная гормональная перестройка организма сопровождается бурными эмоциональными реакциями. «Я странный, не такой, как все», «со мной что-то не так» - порой подобные утверждения прочно входят в повседневную реальность и существенно осложняют жизнь десятилетнего ребенка.

Как можно выяснить причину боязни?

Итак, в каждом возрасте ребенок может чувствовать внутреннее беспокойство. Воспитание инициативной, смелой, уверенной в себе личности неотъемлемо связано с преодолением страха, разрешением внутреннего конфликта. Адекватная реакция родителей на детскую фобию остаться в одиночестве позволит корректно и полностью ее устранить.

На помощь приходит доверительная беседа. Здорово, если мать или отец, в процессе дружеского разговора в ненавязчивой форме приведут примеры из собственной жизни. Необходимо проявить эмпатию, которая убедит подростка, что он не одинок в своем душевном смятении, аккуратно снимет беспокойство.

Родительский авторитет должен выражаться в уважении, а не в боязни. Благоприятная семейная атмосфера, уравновешенные и любящие отец и мать являются тем ориентиром, который поведет человека через все жизненные препятствия.

Психологи предлагают несколько действенных, проверенных опытом, способов решения проблемы.

Лепим фигурки или рисуем

Действенным методом является лепка из пластилина. Проведите с сыном или дочкой несколько минут за увлекательной игрой, итогом которой будет поверженная в честной борьбе фигура, олицетворяющая страх остаться в одиночестве.

С помощью игр

Моделирование проблемных ситуаций часто применяется в психодиагностике. Поиграйте с дочкой или сыном в игру, поменявшись ролями. Внесите разнообразие в процесс с помощью игрушек. Создайте инсценированный спектакль в результате которого вы не только получите ответы на вопрос, что именно волнует малыша, но и сможете устранить проблему.

Оптимальный возраст, когда дети перестают бояться, оставшись дома одни

Детские страхи и фобии носят индивидуальный характер. Некоторые дети могут спокойно оставаться дома и в четыре года. Специалисты утверждают, что оптимальный возраст, когда ребенок спокойно переносит одиночество, начинается в семь – восемь лет.

Беспокойство, связанное с пребыванием дома одному младшему школьнику должно обратить на себя пристальное внимание. Как правило, страхи проходят со временем, но у особенно восприимчивых малышей, они могут развиваться, перерастая в невроз.

Что запрещено делать если у ребенка уже развилась фобия

Категорически запрещается действовать от противного. Укладываясь спать, рекомендуется оставить с малышом его любимую игрушку. Оставляя ребенка одного в комнате намеренно, вы усугубляете ситуацию, развиваете в нем чувство отверженности и одиночества.

Ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своего отпрыска с другими детьми! Этим грешат многие родители, формируя в любимом чаде комплекс неполноценности.

Всем родителям важно проявлять бдительность и уделять особенное внимание детским страхам. Специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с малышом, устанавливая с ним дружеские и доверительные отношения. Это позволит своевременно выявить проблему, скорректировать свое поведение.

Если вам интересны подобные статьи, вы можете посетить наш раздел о воспитании детей , там много похожего материала.

Видео о том как научить ребенка оставаться дома одному

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.

Здравствуйте, драгоценные мамы и папы!

Если вы сейчас читаете эту статью, значит вы задаетесь вопросом, почему ваш ребенок боится оставаться один. Не важно в комнате не хочет или в квартире. О мы с вами уже разговаривали.

Значит предпосылки к этому уже были сделаны и в итоге, казалось бы уже довольно самостоятельного ребенка невозможно оставить даже на 15 минут, чтобы сбегать за хлебом.

Причины или предпосылки

Что же может спровоцировать данный страх? Наиболее частыми могут служить два вида ситуаций:

  1. Стрессовая ситуация в детском саду, или во дворе, или дома может оказать сильнейшее давление на психику ребенка. Это могут быть конфликты со сверстниками или воспитателями. Уже случившаяся ситуация является адекватной реакцией ребенка — отказ оставаться одному, что его могут обидеть.
  2. Детская фантазия, ребенок сам выдумывает себе чудищ и верит в них.

С какого возраста можно оставлять ребенка одного

Конкретного возраста здесь нет. Каждый ребенок взрослеет и становится ответственным и самостоятельным индивидуально. Кто-то и в 30 лет боится дома один сидеть.

Но как правило, вы сами поймете, что ваш ребенок стал к этому готов.

Он может самостоятельно заниматься, к примеру, в своей комнате и не окликивать вас по поводу того, чтобы удостовериться что кто-то есть дома.


Психологи утверждают, что это может быть после 5 лет. Когда вы поймете, что настал этот час, то можете постепенно начинать приучать ребенка к этому.

Начните с небольшого интервала: минут 15-20 будет вполне достаточно. Если все проходит спокойно, будете увеличивать время.

У ребенка должна быть связь с вами, чтобы в любой момент он мог сообщить вам все что угодно: даже то, что хомячку он построил новый дом или парковка для игрушечных машин никак не клеится.

Не важно. Всегда будьте на связи со своим ребенком. Тем более, что в наше время это доступно.

Но и не стоит вам чересчур волноваться и звонить ему каждые 2 минуты, чтобы спросить как дела и что он делает. Пусть привыкает к самостоятельности.

Учите его, что никому никогда не нужно открывать дверь ни при каких обстоятельствах, что у своих есть ключи.

Обязательно скажите через сколько вы вернетесь, если задерживаетесь, позвоните и сообщите об этом.

По приходу расспросите, как он, чем он занимался — ведь вам не все равно, что он тут делал без вас и вы думаете о нем и скучаете.

Советы родителям

  • Ни в коем случае не оставляйте ребенка насильно одного, вы только усугубите ситуацию.

Хоть ребенок и уже довольно самостоятелен, но все равно требует присмотра. Если вы его бросите в таком состоянии, то это он запомни на всю свою жизнь.

  • Попробуйте ненавязчиво поговорить с ребенком, не давите на него. Скажите, что он может вам доверять.

Почему он боится оставаться один. Если ребенок не может ничего вразумительного ответить, предложите ему нарисовать то, чего он боится.

Если он боится, что мама с папой не вернутся с работы, что он видит какая картинка может случится.

  • Если ребенок сообщил вам о своем страхе.

И вам показалось это сущей ерундой, ни в коем случае не смейтесь и не говорите типа: «фу, какая чушь!» — иначе это будет ваш последний откровенный разговор.

Дайте понять ребенку, что вы компаньоны, что он может вам доверять и вы вместе все преодолеете. Разговаривайте серьезным тоном и скажите что это останется между вами, вы не расскажете его друзьям и знакомым.

  • Не доказывайте ребенку, не переубеждайте его и не навязывайте свое мнение о том, что это все фантазии, этого не существует и пр.

Отсюда ребенок просто замкнется и откажется от бесед в дальнейшем. Соглашайтесь с ним и поблагодарите его, что он все вам рассказал. Сочувствуйте и сделайте вид, что согласны с ним.

  • Не усердствуйте с опекой, давайте малышу становиться старше и быть самостоятельным. Избавьте его от чрезмерного круглосуточного надсмотра.
  • Расскажите ребенку сказку про волшебный амулет или сказочный пояс смелости, который поможет вашему ребенку оставаться дома.

Или это может быть какой-то другой предмет или игрушка, который вы можете ему подарить или смастерить совместно.

Ни кого не бойтесь и будьте счастливы, всего доброго!