Ребенок (2 года) часто психует и капризничает. Психическое состояние ребенка. Истерика у ребенка. Грудничок капризничает

Прибавление в семье – огромное счастье родителей. Когда роды прошли благополучно и ребенок развивается согласно возрастным нормам, маму редко беспокоит капризность ребенка. Родители не могут нарадоваться, когда малыш растет спокойным и покладистым. Мамы и папы к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все меняется. Ребенок стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое часто случается к концу первого года жизни. Почему так происходит?

Капризы детей до 1 года

Чтобы понять, может ли ребенок в возрасте до 1 года капризничать, предлагаем разобраться в психологических особенностях развития крохи:

  • Кризис новорожденности

Кризис проявляется в промежутке от рождения до 2 месяцев. Это очень важный этап в развитии ребенка. И своевременное появление кризиса является нормой. Ваш ребенок должен реагировать на приближение взрослого, издавать звуки (вокализации) при общении с мамой, реагировать улыбкой. Потеря веса – главный признак кризиса.

  • Младенческий возраст

Это второй этап развития ребенка до года. Чаще всего он проявляется от второго месяца до года. В это время малыш общается через эмоции. И родителям важно уделять общению огромное внимание. Постепенно кроха произносит первые слова, изучает мир через действия с предметами окружения.

Плач и лепет в этот период говорят о стремлении установить контакт со взрослым. А когда появится самостоятельная речь ребенка – кризис миновал.

Изучив важнейшие психологические особенности детей в это период развития, попробуем разобраться, несут ли в себе капризы ребенка до года что-то серьезное.

Что такое капризы. Может ли новорожденный ребенок капризничать

Под капризами понимают разные прихоти и упрямство. В раннем возрасте под видом каприза прячутся основные потребности ребенка и чувство дискомфорта. Иногда, называя своего малыша в возрасте до года капризным, мамы неверно истолковывают само определение. Ведь плач и беспокойство ребенка в столь нежном возрасте – это единственный путь общения с родными. В их арсенале нет слов, жесты тоже еще слабо выражены — остается только реветь. А причин для расстройств может быть несколько. Первые, естественные – ребенок хочет кушать, у него мокрые пеленки, либо же он замерз. Возможно также, что малыш просит помощи, когда у него что-то болит. Заботливая мама сразу поможет малышу.

Часто бывает, что радостный и праздничный день, ярко проведенный вместе с малышом заканчивается капризами и слезами ребенка. Он отказывается засыпать, излишне возбужден и его трудно успокоить. Такое поведение для деток 10-18 месяцев - результат нервного перенапряжения, которое они испытали. Их слезы - естественный в этом возрасте способ избавится от напряжения. Ведь шумная компания, новые лица, яркие краски и непривычные звуки - все это для малыша оказалось стрессом. Поэтому он и раздражается, плачет, капризничает. В такой ситуации необходимо проявить максимум заботы и терпения к ребенку. Не получиться криками и угрозами заставить его успокоиться. Лучше прижмите ребенка к себе, поносите на руках, сделайте приятные для него процедуры: выкупайте в теплой ванне или проведите сеанс легкого массажа. Все это поможет малышу быстрее расслабиться и успокоиться.

Подобные беспокойства и капризы у ребенка могут возникать и в другой ситуации, когда вступают в силу запреты родителей. Почти год малыш был ограничен стенками манежа или коляски, его окружали только знакомы вещи. С развитием ребенка у него возникают потребности к познанию нового. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

Ползая и делая первые попытки самостоятельно подняться с пола и ходить, он тем самым расширяет свой кругозор, узнает много нового. Не понимая опасности окружающих предметов, малыш с интересом все исследует. У него возникает естественное желание не только рассмотреть, но и пощупать руками, испытать на прочность и отведать на вкус новый предмет. Такое поведение непременно вызывает реакцию родителей. И чаще всего она носит запретный характер в виде окрика и отбирания понравившейся вещи.

Повысили голос, забрали “цацу” и даже унесли с интересного места назад в манеж. Как в этом случае малышу выразить свое возмущение и желание продолжить исследования в новом мире? Только криком. Пока это единственное, что он может делать для привлечения внимание к себе и своей естественной потребности познавания нового. Никакие компромиссы в виде старых игрушек или соски его не устраивают.

Оставьте первооткрывателю то, что принесет ему радость. То, что можно будет передвигать, складывать друг в дружку или позволит извлекать из предметов новые звуки. Ведь неприглядные пустые коробки, крышки, кастрюльки и половники гораздо интереснее хоть и ярких, но уже надоевших игрушек.

Еще одной из причин внезапного раздражения ребенка могут стать трудности при становлении речи. Малыш растет, а его речь не поспевает за его развитием. Новые желания что-то сделать или попытки передать свои эмоции выливаются в мычание или протягивание рук. Родители не понимают его “намеков” и не идут на помощь. Как, кроме слов, обратить внимание на себя и на возникшую проблему? Опять детские крики и капризы. Они могут проявиться в отказе от привычного купания или пользования горшком, к которому уже приучен ребенок. Все, что раньше было малышу приятно и он охотно это принимал, теперь может вызывать у него недовольство.

Самое результативное средство в этой ситуации - время. Не стоит ругать ребенка за каприз и настаивать на своем. Дайте ему время забыть о неприятном инциденте и через некоторое время повторите свои попытки.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как преодолеть детские капризы

Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

Капризы, крики и плачь - это не обычное безобразие, которые следует немедленно прекратить. Это очередной сигнал ребенка о том, что он ждет понимания и реакции со стороны взрослых. Он ищет способ управления родителями для получения желаемого. В ход идет все: крики, слезы, кусание, дерганье за волосы, драка. И если это сработаете, то такое поведение станет нормой, и решать свои проблемы ребенок будет только таким способом. Этого нельзя допустить. И если не реагировать на неправильное поведение и показать малышу, что капризами ничего не добьешься, то он станет меняться и перестанет плакать и капризничать.

В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша. Ведь даже некоторые взрослые любят “выступать” на публику, что уж говорить о детях.

  • Многие родители заблуждаются, считая, что малыша нужно больше ласкать и носить на руках. Это неправда! Чаще всего капризными становятся дети, которых окружает чрезмерная ласка. Психологи советуют не впадать в крайности. Да, малыш нуждается в вашем внимании и ласке, однако, он тоже должен понимать, что мама и папа не могут сутки напролет носить его на руках. У них тоже есть свои потребности;
  • Вседозволенность и неограниченность. С самого раннего возраста ребенок должен знать слова «Нельзя», «Нет», «Стоп» . Это будет дополнительным стимулом для дисциплинированности крохи в будущем. Наличие в воспитании этих понятий избавит как малыша, так и родителей от излишних капризов. (Читаем по теме: ) ;
  • Постоянное внимание старших часто становится причиной детских капризов. По своей натуре ребенок не может общаться исключительно со старшими. Он начинает уставать от навязчивого поведения взрослых. Дайте больше свободы крохе. Пусть он поиграет сам, погуляйте на улице с другими мамочками, пообщайтесь с ними. А малыши будут обмениваться жестами и улыбками друг с другом в коляске;
  • Не перестарайтесь, следуя предыдущему пункту. Полное отсутствие внимания также негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии крохи. Криками и капризами он будет требовать внимания близких людей;
  • Непоследовательность и отсутствие единства требований мешают адаптации ребенка к окружающему миру. Во избежание этого, договаривайтесь с родственниками о единой линии воспитания. Следите за своим отношением к ребенку. Если вы что-то разрешили вчера и запретили сегодня, то необходимо объяснять малышу, почему вы так поступаете. Независимо от того, что он еще совсем мал. Он все поймет на уровне эмоций.
  • Самый популярный каприз – вечерний, когда пора идти в кроватку. Малыш никак не может понять, почему вместо интересной игры в футбол с папой он должен спать. Чтобы вечерние капризы остались в прошлом, за час до сна отмените все подвижные игры — пусть это будет чтение книги или просмотр мультфильма. Кстати, очень полезны в этом случае детские передачи по типу «Спокойной ночи, малыши» — они действуют, как сигнал ко сну.

Какой должна быть реакция родителей

Например: «Маленький Вова полез в шкаф, достал оттуда стеклянный графин. Малыш не знает, как им пользоваться. Графин Вовочка уронил. Тот разбился».

Как быть маме?

Плохим примером будет крик и ругательство в адрес ребенка! Лучше поступить так: «Вовочка, я так испугалась! Я очень-очень расстроилась! Ты мог пораниться, я бы тогда долго плакала (гримасничает)! Пожалуйста, запомни, что трогать мои вещи без разрешения запрещено!» Последняя фраза произносится строгим голосом, указывая на запрет.

Таких примеров множество. Помните, что капризы ребенка во многом зависят от вас. (сейчас мы не говорим о том, когда малыша что-то беспокоит) . Самый трудный в воспитании ребенка до года – это первый месяц. Совершенно нормально когда новорожденный малыш может плакать и капризничать просто так до двух часов в день. Не волнуйтесь, с каждым месяцем вы все больше и больше будете понимать своего малыша. Любите свою капризную кроху!

С форумов: как реагировать на капризы ребенка до года?

Люба Мельник: Бог с вами, какие капризы в этом возрасте. Надо понимать ребенка, если, что называется, капризничает такой малыш — значит есть серьезная причина: плохо себя чувствует, тревожен, голоден.

Нелли: Ребенок не капризничает, он или дает вам знак что где-то у него проблемка или привлекает ваше внимание, так как сказать пока не может.

Алёнушка: ну какие же это капризы? ребенку же даже года нет. он капризничает, потому что его что то беспокоит. он просто сказать не может.

list: целовать, прижимать к себе, носить на ручках, быть с ним всегда и радоваться всему, что он делает…

Винакова: Детки до года не капризничают и уж тем более не «работают на публику»! Они подают сигналы, что их что-то беспокоит. Нам большим тетям и дядям бывает некомфортно и хочется поплакаться кому-нибудь, что же говорить о малышах, которые ничего не знают об этом мире? И как справляться с тем, что беспокоит — конечно плакать!

Iris: Терпеливо разобраться в чем причина. Малыши ведь не делают что-то нам назло — если она ноют или капризничают, значит что-то не так: хочет есть, пить, спать, играть с мамой, что-то болит, реагирует на погоду и т. п. Иногда конечно нервишки не выдерживают, но надо себя контролировать…. чем больше мы нервничаем и раздражаемся, тем сильнее ребенок плачет….

Леля: Я считаю, что нельзя всегда потокать ребенку. Надо давать ему и покричать. Когда у моего сына начинается плач по поводу того, что ему не дают или, когда, что-то запрещают, я все равно настаиваю на своем. Он покричит, видит и понимает, что не добился ничего своим криком и в следующий раз уже относится к запретам спокойнее. Дети очень хитрые и умные. Очень быстро понимают, что могут монипулировать взрослыми и сразу начинают этим пользоваться. Нельзя допускать того, что ребенок становится хозяином положения!

Верунчик: По моему малыш до года ещё не умеет вредничать и наигрывать капризы. Если малыш плачет значет его действительно что-то волнует. Мой сыночек просто так из вредности ещё плакать не умеет, ему 1 год 3 месяца.

Очень капризный ребенок - это извечная проблема, с которой знакомы чуть ли не все родители в мире. Дети с самого раннего возраста, уже с первого года жизни, проявляют свои желания по-разному. И очень часто - через истерики, слезы, шантаж - через те самые капризы, с которыми просто невозможно справиться. Почему ребенок капризный? Что делает его таким? Как избавится от этого "дефекта" в его поведении? И вообще, возможно ли это?

  • Почему ребенок проявляет свои капризы?
  • Капризный ребенок в 2-3 года или в 5 лет - к чему приведут эти капризы дальше?
  • Как воспитывать капризного ребенка? Как правильно влиять на него?

Первые капризы ребенка - это тревожный звоночек для родителей, сигнализирующий, что воспитательный процесс идет не самым лучшим образом. Где-то есть недоработка, что-то мы делаем не так. А вот когда капризы становятся образом жизни для малыша, в пору бить тревогу - капризы грозят закрепиться в жизни. Ведь из капризного ребенка может вырасти капризный взрослый.

Купи вертолет... - слышу писклявый, не лишенный наглости, голос за спиной. В огромной корзине на колесиках, среди горы продуктов, сидит 5-летний мальчик, явно видно - капризный, избалованный ребенок.

Я обещал тебе купить вертолет, если ты будешь хорошо заниматься. Ты занимался? Нет. Тогда никакого вертолета, - отвечает папа, не особо обращая внимания на требования отпрыска.

Я занимался! Купи!

Ты не занимался вообще! Я все знаю, прекращай, Глеб. Договор дороже денег, ты не выполнил свои обязательства, значит никакого вертолета.

Корзину с продуктами и капризным ребенком бесцеремонно развернули и начали удалять от детского отдела. И чем дальше, тем больше слышался визг ребенка, к которому уже примешивались слезы:

Я занимался! Занимался! Занимался! Ты плохой! Я ненавижу тебя! Ты не мой папа. Ты меня не любишь. У всех есть вертолет, а в меня нету. Купи-купи-купи-купи-купиииииииииииии...

Фух... наконец-то ребенка не слышно, все взрослые вздохнули спокойно. Но что я вижу, через пару минут к полке с вертолетами возвращается папа - он берет игрушку. Мне интересно и я следую за ним. Через десяток стеллажей стоит его корзина с зареванным ребенком, который уже не может орать во все горло, а буквально задыхается слезами.

Ладно, вот тебе вертолет! Но это в последний раз я тебя жалею. А ты с сегодняшнего же дня начинаешь заниматься в два раза усердней, как мы и договорились. Да?

Да, папочка. Я люблю тебя больше всех на свете!

Куда только делись слезы. На лице заиграла улыбка, не лишенная самодовольства.

Для всех очевидцев этого происшествия, кроме папы, стало очевидно: что-что, а заниматься ребенок не будет. Это уж точно.

Современные дети - очень умны и проницательны . Они быстро научаются использовать чувства родителей, бабушек и дедушек. Капризы, которые они применяют в своих истериках-атаках, часто приводят их к маленьким победам. Игрушка получена, мороженое куплено, уроки можно не учить, а только смотреть мультики, да и кашу есть не обязательно – лишь бы не истерил. Мы надеемся, что основной воспитательный процесс идет правильно, а истерики - куда же без них. Все через это проходили, и мы прорвемся.

Однако это не так. Капризы у детей, особенно детей лет 5-6 лет и старше - это угроза для них самих. Какое у этих капризов будущее?

За каждым, даже самым маленьким капризом от ребенка, стоит серьезный вопрос для его родителя: что делать и как поступить правильно? Как ответить ребенку на его требование, так, чтобы хорошо повлиять на него?

Хотя, кажется, что капризный ребенок - это загадка, к которой нужно подбираться каждый раз с разными ключами, на самом деле это совершенно не так. Капризы ребенка всегда идут по одному и тому же сценарию, да и реакции от родителей на них типичны.

Кто, как и почему капризничает? Ребенок капризный – так ли это?

Вам это будет интересно. Читайте серию статей о воспитании детей с разными векторами " "

Говоря в целом - каждый ребенок всегда хочет все и для себя. "Дай" - вот настоящая первая мысль любого малыша. Это нормальная природа человека. Потом, в процессе роста и взросления, через культурные ограничения и стыд, мы научаемся разделять, что плохо, а что хорошо, что правильно, а что неправильно, что положительно, а что преступно. Но до этого, малышу еще очень долго расти и учиться. Когда же ему исполняется 4 месяца или годик, 3 или 5 лет, вся его сущность словно бы стремится делать то, что хочется, получать, то, что хочется, и наоборот, не делать то, что не неприятно. Как ребенок добивается всего этого? По-разному. И очень часто - через капризы и истерики.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке .
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Для тех, кого интересуют вопросы воспитания детей, мы предлагаем уникальную рассылку со статьями по системно-векторной психологии. В каждом выпуске - множество информации о детях и особенностях их воспитания, в зависимости от векторального набора.

28.10.2017 12:00:00

Капризные дети! Сколько проблем они создают! Особенно когда закатывают истерику в общественных местах. Когда не слушаются, когда не хотят одеваться, чтобы идти в садик.

Нормальный язык они не понимают. Применять насилие не хочется. Приходится давить психологически, шантажировать, запугивать. А если и это не помогает, встряхнуть хорошенько и гаркнуть!

Только так доходит. По хорошему никак!

К сожалению, насильственный метод помогает ситуативно. Вы можете ругать, бить и кричать на ребёнка, но он не станет от этого более послушным.

Проблем становится не меньше, а больше.

«Капризы глазами родителей»

Представьте, что вы стоите с ребёнком в очереди. В одной руке держите корзинку с продуктами, а в другой ребенка, который лезет, извивается, хочет дотянуться вон до той конфеты.

Вы уже объяснили, что конфету покупать не станете. Но ваше чадо настойчиво продолжает требовать. И вот, не успели вы и глазом моргнуть, как начинались капризы.

Нормальные слова и просьбы оказались бесполезными. Приходится включить плохого полицейского и прибегнуть к грубости.

Вот так доходит. Только так понимает!

«Капризы глазами ребёнка»

Ух ты, какая конфета! Должно быть вкусная. Столько радости она мне принесёт. Надо брать!

— Мам, хочу эту конфетку!

— Нет, ты не заслужил. Кто в садике себя плохо вёл?

— Ну ма-ам!

— Ну ма—ма!

— Я тебе сказала, НЕТ!

— Ну ма-а-ама!

— А ну заткнись, скотина, — прошипела мама сквозь зубы, — Я тебе что сказала?! Ты наказан! Домой придём, я папе скажу, как ты себя вёл! Он с тобою поговорит, вот увидишь!

Слёзы, тихое завывание и проглатывание соплей…

Со стороны, кажется, что ребёнок всё понял и, наконец-то, послушался. Но давайте заглянем в душу маленького человечка и посмотрим, что же там сейчас происходит…

«Капризы глазами эмоций ребёнка»

Мама кричит на меня. Говорит, что я плохой. Она строгая, она злая. Она меня не любит. Когда она любила меня, то притворялась, а на самом деле я ей не нужен!

Ребенок испытывает одну или несколько из нижеперечисленных эмоций:

Жалость к себе — я хороший ребёнок, а она со мною так плохо обращается. Я не заслужил такого. Мама делает мне больно. Ей всё равно, что мне плохо. Она меня не любит.

Обида — это несправедливо. Мама не должна так со мною обращаться. Она должна любить, а она злая. Она кричит и не любит меня.

Желание отомстить — я умру, и вы будете плакать! Тогда поймёте, кого потеряли. Пожалеете, что плохо со мною обращались, но будет поздно.

Горе — я ненужный ребёнок. Со мной плохо обращаются, значит, не любят. Я лишний. Лучше бы меня не было. Зачем меня вообще рожали?

Подавленная злость — хочется крикнуть на неё, огрызнуться, но нельзя, потому что будет еще хуже при оказании сопротивления.

Страх — мама от меня совсем откажется. Позвонит в милицию и меня заберут за плохое поведение. Она от меня совсем-совсем откажется!

Печаль — ничего не могу сделать, чтобы меня любили. Они ведут себя жестоко, не считаются со мною. Ничего не могу с этим поделать. Мне так не повезло! Других детей любят родители, а меня нет.

Отчаяние — папа накажет меня, когда я приду домой. Он снова может наброситься на меня с ремнём. Как же этого не допустить? Что делать? Что говорить? Надо просить прощения, умолять.

Паника — наказание неизбежно, неотвратимо, ничего не могу поделать с этим! Ведут к ремню, как животное на бойню.

«Эти эмоции ложатся в основу взрослой жизни вашего ребёнка!»

Мозг ребёнка формируется. Эмоциональные страдания становятся кирпичами в многоэтажном здании его будущей жизни. Сегодня всё больше родителей это знают и понимают.

Воспитание, которое вызывает страдания, является деструктивным подходом!

Оно разрушает будущее ребёнка. Превращает яркую личность в серую посредственность с потухшими глазами.

Во взрослой жизни ваш ребёнок будет заливать внутренние детские раны алкоголем. Боль и пустоту в груди закуривать сигаретами. Страх одиночества (в животе) заедать нездоровой пищей.

«Есть ли более здоровый способ? Конечно, есть!»

Я видел его много раз в разных странах мира. Он прост, как дважды два. Но есть один нюанс…

Родители боятся поступать так, как я хочу им посоветовать!

Природа опасений заложена в неверных представлениях о психологии ребёнка, которые укоренились еще со времён крепостного права.

Давайте разберём их сейчас, а уж потом я расскажу, как себя вести, чтобы ребёнок стал просто шёлковым.

«Ситуация: ребёнок упирается, капризничает, не хочет идти в садик»

Теперь давайте погрузимся во внутренний мир родителя. Проанализируем мысли, эмоции, желания и ожидания в этот момент.

Итак, ребёнок сидит на полу, колготки одевать не хочет, упирается, плачет и стучит руками по полу.

Анализ роли родителя

Мысли: «Ну, всё! Достал уже. Настал конец моему терпению!»

Эмоции: негодование, злость, раздражение, гнев.

Причина эмоций: ребёнок идёт против моей воли. Делает всё на зло. Не слушается. Грубит, обзывается.

Желание: накричать, нашипеть, взять за ухо, ударить по заднице, влепить подзатыльник. Говорить жестко, грубо, повышая громкость голоса.

Ожидания: если поступить так, ребёнок сразу же послушается, заткнётся и сделает так, как ему говорят. Это подтверждается опытом.

И тогда? Гнев уляжется. Ребёнок начал вести себя правильно, как ему сказали. Нужный результат получен. Это быстрее, чем уговаривать и объяснять.

Какой есть другой вариант?

Уговаривать, объяснять. Это долго. Это работает плохо. Ребёнок видит, что с ним мягко обходятся, и начинает капризничать ещё громче и требовательнее.

Если согласиться с требованиями ребёнка не идти в садик, значит, кто-то должен с ним сидеть. Значит, не идти на работу. А деньги кто тогда будет зарабатывать?

Единственный выход, который видится из этого замкнутого круга: применение жёстких мер!

«А что, разве есть другие способы?»

Конечно, есть! :) Причем, намного лучше первых двух, перечисленных выше.

Давайте вспомним, что переживает ребёнок, когда родители обращаются с ним жёстко, холодно, твёрдо и решительно.

Со мною жестоко обращаются: подавляют, ограничивают, шантажируют. Значит, меня не любят. Если не любят, значит, я им не нужен. Если не нужен, то в любой момент меня могут бросить.

И еще: за что со мною так? Почему так жестко? Почему они не хотят по-хорошему, почему они это делают по-злому?

Когда ребёнок переживает бурю неприятных эмоций, в этот момент родители ругают его и что-то объясняют на логическом уровне. Ребёнок пропускает родительские слова мимо ушей. Почему?

Когда внутри бушуют подобные эмоции, осознанность любого человека становится очень низкой. Сознание сужается. Осмысление словесной информации затруднено.

Внутри малыш страдает, все силы уходят на подавление своих эмоций. Ему не хватает энергии, чтобы понимать слова родителей.

Ребёнку приходится чисто машинально соглашаться и что-то обещать, лишь бы «эти придурки» скорее отстали.

«В чём основное страдание ребёнка?»

Если кратко, то «меня не любят» и «я им не нужен». При этом неважно что говорят родители, чему они учат в этот момент и прочее.

Вот совет, который я обещал. У некоторых родителей от него волосы начинают шевелиться на затылке:

«Любите ребёнка в момент капризов!»

Чего?! За что же его любить, когда он ведёт себя плохо, перечит, грубит и не слушается?

Если любить, когда он не слушается, идти у него на поводу, то он приучится и будет дальше так делать. Начнет этим пользоваться, на шею сядет окончательно. Испортим ребёнка, разбалуем!

А если мы жёстко пресекаем капризы, то это отбивает охоту делать так в будущем.

«И в этом моменте мы находим две логические ошибки!»

О первой скажу кратко. Если вас бить каждый раз, когда вы обижаетесь или злитесь, то произойдет что? Это сделает вас необидчивым и незлым человеком? Конечно, нет.

Вторая ошибка. Смотрите, какая интересная логика: «Если любить, значит разрешить, а если жёстко, значит запретить».

Теперь небольшой фокус. Разорвём связь между «любить» и «разрешить». И вот что мы получим…

Во время капризов, обнимите ребёнка, возьмите на руки, поцелуйте, приласкайте. При этом мягко и с любовью НЕ РАЗРЕШИТЕ ему то, что не разрешаете.

Чувствует ли ребёнок, что его не любят? Нет! Может, чувствует себя ненужным? Нет! Может, чувствует, что вы с ним жестоки? Нет, вы с ним мягки. Вы его любите. Он чувствует ваше тепло и поддержку. Ему хорошо. Он успокаивается.

Любовь всё поглощает! Она проглатывает весь негатив целиком.

Эмоции малыша приходят в норму. Осознанность повышается. В этом состоянии легко понять и осознать словесную информацию из родительских уст.

В этот момент с ребёнком легче всего договориться!

«Иван, мы пробовали! Не помогает. Ребёнок всё равно продолжает капризничать и не успокаивается»

— И что вы делали тогда?

— Пришлось отлупить.

— Пришлось отлупить.

— Facepalm.jpg

Что нужно делать: продолжать любить! Вы настойчиво запрещаете, но с любовью. Малышу нужно время, чтобы почувствовать вашу любовь, ощутить ваше тепло и успокоиться.

Эмоции инертны!

Не ждите, что этот хорошенький маленький человечек способен быстро усмирить непонятно откуда возникшие эмоции. Не каждый взрослый на это способен, между прочим!

Ваш замечательный малыш успокоится. Обещаю. Я видел это сотню раз своими собственными глазами. Так воспитывают в Индии, в Испании, в Португалии, в Таиланде, в Англии, в Ирландии, в США, в Канаде, в Голландии…

Если ребёнок бьётся в истерике на полу, они его поднимают, берут на ручки, обнимают, гладят по головке и… О ЧУДО! Малыш тут же начинает успокаиваться.

И дети у них спокойные. И родители довольные. Дети любят родителей, слушаются их. Почему? Потому что родители любят их! Не унижают, не бьют, не ругают, а просто любят. Запрещают мягко и с любовью.

«Ещё раз: ребёнок копирует поведение родителей!»

Вспомните, о чем я говорил в предыдущей статье. Ребёнок учится поступать с другими так же, как поступают с ним его родители.

Бьёте сына ремнём? А через 20 лет он будет бухой гонять жену по всей квартире с табуреткой в правой руке. А соседям каково? Когда хочется расслабиться, а через стену грохот, крики, мат-пере-мат…

Любите дочь? Она будет любить своего ребёнка так же, как и вы. Мужа будет любить так же, как вы её любите. Подавайте пример любви. Ваша дочь будет намного спокойнее и увереннее в себе.

Чем больше вы любите своего ребёнка, тем больше счастья вы создаёте в его будущем.

«Разве я не люблю? Мои дети обуты, одеты, накормлены, не шляются, где попало…»

Любить — это глагол, это действие.

Когда ребёнок одет и обут, какие действия вы совершаете, чтобы показать, что любите? Всё просто. Надо гладить по голове, обнимать, целовать, говорить, что любите.

Новенькая куртка, которую вы купили, не сделает такие простые действия за вас. Борщ в желудке ребёнка не скажет нежных слов о родительской любви.

«Иван, на это просто нет времени! Прихожу уставшая с работы, голодная и злая, как собака…»

Без проблем. Обнять и поцеловать малыша — это 10 секунд. Затем переоденьтесь, поешьте, примите душ. Поздравляю! Теперь вы полностью готовы, чтобы по 1-2 минуты давать любовь ребёнку.

«Если ребёнку давать любовь и внимание, ему будет мало, он начнёт требовать ещё больше»

Представьте, что у вас огромный пак шоколадок. Вы никогда таких вкусных не ели (никто не давал).

Вы съедаете одну за другой. По этой логике, вам будет хотеться больше. Хорошо, продолжаем есть. Чем больше съедено, тем больше хочется? Голод и желание кушать растут в геометрической прогрессии?

Очевидно, что нет.

Утоление любой жажды приводит к облегчению и сытости. В первую очередь это касается жажды любви. Так утолите ее, наконец! И перестаньте ругать, кричать, унижать вашего самого близкого человечка.

Можете любить порциями по 20 секунд, распределяя их во времени. Подошли, погладили по голове, обняли, пошли дальше.

«Поначалу ребёнок будет удивляться…»

Как это так? Вчера ругали за непослушание, а сегодня разговаривают, объясняют и любят. Вчера бы треснули подзатыльник за баловство, сегодня обнимают.

В этой статье:

Для родителей капризы и психи ребёнка в 2 года - это серьезное испытание. С одной стороны, они понимают, что малыш делает это не нарочно и скорее всего не отдаёт себе отчёт в действиях. С другой же, каждая новая истерика воздействует на терпение, которому рано или поздно может прийти конец. Во время очередного приступа капризничанья поведение малыша сильно меняется: он бросает всё, что попадается ему под руку, бьёт и кусает окружающих, ломает игрушки, кричит, плачет, падает на пол.

Для взрослых самое обидное - это когда ребёнок капризничает или психует совершенно без повода, по крайней мере, по их мнению. На самом же деле повод есть, и для малыша он достаточно серьезный. Например, ему дали бутылочку, лишь наполовину заполненную компотом, когда он хотел исключительно полную, либо же взрослые настаивают на выборе синих сандалий для прогулки на улицу, а кроха мечтал надеть красные.

Родители остро реагируют на капризы и психи ребёнка в 2 года, но прежде всего не потому, что беспокоятся о его состоянии, а потому, что опасаются негативной реакции и осуждения окружающих. Именно поэтому мамы и папы часто готовы удовлетворить любые желания капризного крохи в общественном месте только лишь для того, чтобы уберечь себя от внимания прохожих.

В чем причины капризов двухлеток?

На самом деле, капризы, истерики и психи у малыша в 2 года - это вполне нормальное явление. В этом возрасте кроха активно познаёт мир, который готовит для него не всегда приятные сюрпризы. Для ребёнка на этом этапе жизни важно быть самостоятельным, при этом он по-прежнему остро нуждается в помощи взрослых, хоть и не хочет это признать.

В 2 года малышу сложно оставаться всегда в хорошем настроении и получать удовольствие от всего, что его окружает и в чём
он участвует. Ребёнок ещё слишком мал и неопытен, он по-прежнему чувствует сильную связь с матерью, хотя и пытается её отрицать.

Для малыша крайне важно в этот период осознать пределы собственного «я», обозначить для себя рамки дозволенного, порой доводя себя и окружающих до предела. Кроме того, в 2 года кроха вполне сознательно пробует манипулировать взрослыми, ощущая плоды собственной власти над ними.

Сложный период пройдет ближе к трём с половиной годам, но ненадолго. В 4 года у малыша начнётся новый этап в жизни - переход от младшего дошкольника к среднему с новыми принципами, желаниями и мнением.

Если ребёнок в 2 года часто капризничает и психует, то это означает лишь одно: кроха взрослеет. Родителям нужно понять его и научиться не реагировать на истерики. На время переходного возраста родителям нужно научиться сохранять терпение, забыв о том, что хорошо, а что плохо, позволяя малышу получать самостоятельный опыт – естественно, в рамках разумного.

Если ребёнок всё хочет делать сам, нужно ему это позволить (конечно, когда речь не идет о переходе дороги, спуске с крутой лестницы и
так далее). Во всём остальном можно дать малышу возможность получать собственные впечатления.

Так, например, если кроха настаивает на том, чтобы надеть летом шапку, стоит ему позволить – пусть на прогулке почувствует, насколько это жарко и некомфортно. Собственный опыт поможет малышу лучше осознавать происходящее, чем нравоучения взрослых.

Задача родителей двухлетних малышей - не препятствовать получению ими личного опыта, деликатно оберегая от опасности. Важно слышать и слушать малыша в этот период жизни, учитывать его мнение, искать компромиссы.

Игра для укрепления контакта

Чтобы наладить контакт с малышом, который в силу возрастных особенностей капризничает и психует, можно с ним поиграть. В этом возрасте игра - единственное, что серьёзно может его увлечь. Практически всё свободное время дети посвящают играм и игрушкам, поэтому обязательно оценят попытки взрослых принять участие в их забавах.

Многие родители говорят о том, что ребенок в 2 года разбрасывает игрушки, относится к ним небрежно, ломает без сожаления. На
самом деле, даже если так и происходит, то делает малыш это не специально.

Разбросанные по дому игрушки - следствие кратковременной памяти крохи. Наигравшись с ними, он просто про них забывает. Родители могут привлекать кроху к уборке игрушек, превратив процесс в игру и подготовив для каждой из них свое место. Оптимальное место для игрушек - это открытые полки, где их можно будет расставить по форме и размерам.

Не стоит позволять ребёнку играть сразу всеми игрушками одновременно. Только ограничивая доступ к части игрушек и позволяя играть ими попеременно, можно будет сохранить интерес малыша. Конечно, стоит сделать исключение в отношении самых любимых игрушек крохи: они должны быть доступны ему всегда.

Развлекайте малыша

Если ребёнок в 2 года много капризничает и часто плачет, возможно, он просто не умеет себя сам развлекать, и такое поведение есть не что иное, как следствие скуки. В 2 года далеко не все малыши способны придумать себе занятие без помощи взрослых, даже имея под рукой солидный арсенал игрушек.

Если мама или папа заметили, что капризы малыша появляются от неумения развлекаться самостоятельно, стоит предложить ему
варианты игры. Например, дети в этом возрасте с удовольствием играют:

  • в ролевые игры (магазин, больницу, детский сад);
  • в подвижные игры с мячом, кеглями или скакалкой;
  • с плюшевыми игрушками;
  • с конструкторами.

Важно, чтобы во время игр малыши имели возможность сделать новые открытия, ближе познакомиться с окружающим миром. Именно поэтому, принимая участие в игре, взрослый не должен полностью брать на себя инициативу, выполняя самые интересные действия за ребенка. Достаточно будет деликатно подтолкнуть кроху к выполнению определённых действий, продемонстрировав их алгоритм на личном примере.

Станьте другом малышу

Многие задумки ребёнку в 2 года не по силам только из-за некоторых ограничений в отношении физического развития. В таких случаях очень важно, чтобы кроха имел возможность рассчитывать на поддержку взрослого. Так, например, малыш решил сделать поилку
для птиц, но не в состоянии ее самостоятельно установить на дерево, - здесь без помощи мамы или папы ему просто не обойтись.

Необходимо, чтобы взрослые выступали в роли партнеров, выполняющих поручения малыша, но ни в коем случае не брали на себя роль лидера, руководящего процессом. Для ребёнка в этом возрасте очень важно делать самостоятельно то, что он задумал, поэтому, не давая ему такой возможности, можно лишь усугубить проявление капризов и истерик.

Родители двухлетних малышей обязательно должны принимать во внимание детские интересы, не только предлагая свою помощь, но и проявляя заинтересованность, становясь участником игры. Дети не должны умолять родителей поиграть с ними, взрослые должны это делать с удовольствием и по собственной инициативе, причём ровно столько, сколько в этом нуждаются малыши. Очень важно, чтобы инициатором окончания игры выступал именно ребёнок: только в этом случае он получит максимальное удовлетворение от процесса.

Что делать, когда истерика неизбежна

Даже самое ласковое и деликатное обращение с малышом в 2 года не застрахует от возникновения критических ситуаций, когда истерика неизбежна. В этом возрасте вести себя всегда хорошо кроха при всем желании не сможет, поэтому психи и капризы так или
иначе время от времени будут проявляться. Родителям нужно быть к этому готовыми и выработать собственную линию поведения в такие моменты.

Ребёнок, склонный к нервным срывам, часто неусидчив, активен, точно знает, что ему нужно, и противится всем попыткам взрослых ему помочь в достижении желаемого. Непонимание родителей вызывает у него негативную реакцию. Такой малыш в сложных ситуациях плачет и психует, требуя своего, не видя и не слыша ничего вокруг.

Кульминацией истерики может стать падение на пол с громкими криками и хаотичными движениями. Во время падения ребёнок настолько не контролирует ситуацию, что может обо что-нибудь удариться. Крик и истерика могут продолжаться достаточно долго, до тех пор, пока кроха окончательно не выдохнется или его не стошнит. Родители при этом могут впадать в ступор, не понимая, что им делать.

На самом деле, взрослые должны оставаться хладнокровными в таких ситуациях и стараться сделать всё для того, чтобы поскорее прекратить истерику. Оптимальный вариант, конечно, окружить кроху комфортными условиями, снижающими возможность проявления подобного рода срывов.

А вот что касается успокоительных препаратов, которыми часто «угощают» малыша, желая предотвратить истерики, то их может прописать только врач: любая самодеятельность в таких случаях может иметь губительные последствия.

Итак, что же делать, если малыш в 2 года уже зашёлся в
истерике? Для начала нужно проанализировать ситуацию и постараться отвести кроху от опасных для него предметов. Чтобы малыш сам себя не покалечил, разумно будет его удерживать, не допуская хаотичных движений. Как только кроха успокоится, можно будет уложить его в постель.

Если ребенок не любит, когда его удерживают во время истерики, стоит считаться с его желаниями, не ограничивая личной свободы. В этом случае достаточно будет очистить территорию вокруг него от предметов, которые способны нанести вред.

Истерика у ребёнка: чего делать нельзя

Некоторые родители считают, что привести в чувство малыша во время приступа истерики можно с помощью шлепков или пощечин. На самом деле такие действия не будут давать эффект, более того, они усугубят ситуацию. Во время выхода ситуации из-под контроля не имеет смысла кричать, бить ребёнка, объяснять ему правила поведения, стыдить или упрашивать успокоиться.

Ни одно из этих действий не будет давать результата. Нужно просто подождать, когда кроха найдёт в себе силы успокоиться
самостоятельно, и ни в коем случае не начинать разговаривать с ним первыми.

Правильным будет подождать, пока малыш не только успокоится, но и сможет сам подойти. Только в этом случае можно будет его обнять, поцеловать и продолжить общение, не вспоминая о недавней вспышке. Такой алгоритм действий должен быть вне зависимости от того, где началась истерика - дома или в людном месте.

Даже опасаясь осуждения и внимания окружающих, родители не должны поддаваться на провокации ребёнка, позволяя ему с помощью истерики получать желаемое. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что со временем кроха перестанет себя вести подобным образом.

Помните о том, что истерика у ребёнка в определенной мере рассчитана на зрителей, и если реакции от них нет, то и продолжать представление рано или поздно потеряет для него всякий смысл.

Когда нужно думать о врачебной помощи

Стоит ли обращаться за помощью к психологу и когда это действительно нужно делать? Консультация детского психолога не помешает, если истерики у ребёнка в 2 года стали происходить слишком часто и имеют продолжительный характер. Если малыша выводят из себя даже мелочи, если он долго не может успокоиться и плохо восстанавливается после приступов, стоит показать его доктору, учитывая, что психическое здоровье крохи может быть под угрозой.

Обычно в таких случаях уместным будет обследование не только у детского психолога, но и у невролога, которые, возможно, помогут подобрать препараты на натуральной основе для успокоения ребёнка.

Любая мама, воспитывающая ребенка, проходила через разные жизненные ситуации, вызывающие сложности, но почти каждый родитель подтвердит – двухлетний возраст малыша является чуть ли не самым сложным. Как правило, именно в этот период даже самый положительный и жизнерадостный малыш внезапно становится настоящим маленьким тираном, который не дает покоя маме и папе постоянными криками и беспричинными капризами.

Детская истерика считается довольно сложным явлением, поскольку найти универсальный рецепт, который поможет справиться с капризами ребенка, не представляется возможным. Родители начинают терять терпение, выходить из себя, и жизнь семьи из идиллии превращается в настоящий кошмар. Начавшаяся истерика ребенка может длиться часами, причём, без видимого повода. В этот момент невозможно ни о чем договориться с малышом, однако успокоить его все-таки нужно.

Основанный на эмоциональном фоне, вопрос истерики двухлетних малышей заботит детских психологов уже довольно давно. Зачастую приступ сопровождается агрессией и другими проявлениями:

  • беспричинным раздражением;
  • отчаянием;
  • гневом;
  • громким плачем;
  • истеричными криками.

Кроме того, в процессе истерики ребенок перестает контролировать моторику своего тела, в результате чего родители сталкиваются с так называемым «истерическим мостиком», когда малыш сильно выгибается назад во время крика.

Одним из самых страшных проявлений истерики является желание крохи биться головой об твердые предметы. В это время ребенок совсем не испытывает боли, что является очень опасным, поскольку в забытье малыш может себе что-нибудь повредить и не заметить этого.

Некоторые родители ошибочно принимают детские истерики за обычное непослушание. Сходства действительно есть, потому что ребенок начинает демонстративно лежать на полу, колотить ногами и руками окружающих его людей, швырять вещи и ломать всё, что попадает под руку. Малыш становится очень капризным, без всякого повода отказывается от пищи и предъявляет требования, которые кажутся неосуществимыми. Если такие ситуации проявляются часто, то родители должны проявить беспокойство и отвести любимое чадо к невропатологу для консультации.

На что жалуются родители

Чаще всего родители испытывают абсолютную беспомощность в попытке справиться с собственным ребенком. Мама чувствует, что совсем не понимает свое дитя, потому что привычные действия вызывают у малыша только раздражение.

Очень часто родители двухлетних детей замечают, что именно в таком возрасте у крохи появляются проблемы со сном. В дневное время ребенок отказывается спать, а вечером требует к себе внимания. При этом, его становится очень сложно приучить к каким-то действиям: убирать за собой игрушки, слушать колыбельные или сказки. На все кроха отвечает плачем и криками.

Если раньше малыша можно было отвлечь каким-то другим занятием, то сейчас попытка перевести внимание на что-то другое вызывает длительную истерику. Некоторые родители пытаются даже легонько шлепать ребенка в качестве наказания, но тот часто просто смеется в ответ, вызывая ужас мамы и папы.


Вполне логично, что при частых капризах малыша, родители начинают задумываться о методах воспитания своего отпрыска. Рано или поздно молодая мама приходит к выводу, что вина полностью лежит на ней, но это заблуждение. Причиной сложного состояния являются процессы естественного характера: малыш начинает тесно взаимодействовать с миром, начинается процесс социализации, который никогда не проходит легко и безболезненно. Маленькому человечку нужно в кратчайшие сроки освоить новую систему отношений с окружающими его предметами, понять и принять их такими, какие они есть.

Ожидаемо, что ребенок в такой ситуации стремится к определенной доли самостоятельности и пытается справляться с самыми простыми вещами без помощи своих родителей. Когда малыш чувствует, что мама с папой начинают ущемлять его формирующуюся личность, он начинает бороться с помощью истерик и криков.

Среди других причин также указываются:

  • чрезмерное напряжение, которое в конечном итоге принимает формы истерики;
  • большое количество нерастраченной энергии;
  • неудовлетворенные потребности (когда родители отказываются покупать новую игрушку, шоколадку или говорят свое решительное «нет» по другим поводам);
  • недостаток внимания, ревность к другим детям;
  • освоение речи – часто малыш хочет сформулировать и обозначить какое-то свое желание, но элементарно не может, поскольку у него еще не развиты речевые навыки.

Не лучшие способы справиться с детской истерикой

По словам специалистов, посредством воя и плача ребенок также может стараться нащупать границы дозволенного. Если малыш привыкает, что с помощью крика может получить что угодно, то вектор его поведения в будущем искажается, что приводит к сложностям психологического характера. Без границ кроха перестает ощущать свою безопасность, поэтому отказывать ребенку очень важно. Но делать это нужно грамотно.

Многие родители выбирают самый безопасный и простой путь, уступая ребенку во всех его капризах. Однако устанавливать запрет на какое-то либо действие очень важно. Не менее существенно быть последовательным и придерживаться этого запрета дальше. Однажды поддавшись, вы демонстрируете малышу шанс руководить вами, даже если мотивом были такие светлые чувства, как ощущение жалости или нежности к ребенку.

Стрессовая ситуация предполагает еще один простой путь – отвлечение внимания ребенка. Однако родители со временем замечают, что эффективность этого метода существенно снижается и в какой-то момент он уже не помогает. По словам психологов, отвлекать малыша, находящегося в истерике, не стоит по той причине, что это только откладывает проблему, но не устраняет ее источник.


Первое, что нужно сделать родителям, – это постараться успокоиться. Худшее, что можно сделать в такой ситуации – начать кричать и давить на ребенка. Малыш очень чутко реагирует на родительский голос, поэтому вы должны быть максимально спокойны и убедительны. Не пытайтесь пускаться в пространные рассуждения и стараться достучаться до совести крохи. Не забывайте, что имеете дело с ребенком.

Необходимо четко и ясно объяснить малышу, по какой причине его требования не будет выполнено. Если ребенок не готов прекратить истерику, оставьте его на какое-то время в помещении одного. Такой метод часто действует лучше любых убеждений. После этого малыш чаще всего сам проявляет интерес к родителям. Тогда мама с папой должны быть максимально нежными и приветливыми.

В двухлетнем возрасте у малыша появляется интерес к своим сверстникам. Кроха начинает интересоваться, как его ровесники проводят время, какие игры предпочитают, какую линию поведения выбирают. Именно поэтому очень важно поместить ребенка в ту среду, где ему будет комфортно наблюдать за детьми и налаживать с ними общение. Можно записаться на какие-нибудь групповые занятия вместе с малышом. Это поспособствует правильному развитию крохи и повысит навык его социализации.

Когда нужно обратиться к врачу

В норме двухгодовалый ребенок предается истерикам примерно 2-3 раза в течение недели. Во многом количество капризов зависит от особенностей темперамента малыша. В том случае, если малыш несколько раз за день доводит родителей бесконечными криками, это уже повод обратиться к специалисту. Возможно, кроха переживает стресс и нуждается в помощи. В таких случаях родители отводят ребенка к неврологу или психологу.

Важно понимать, что плач и раздражение в детстве – это вполне нормально. Иначе ведут себя только дети-флегматики.


Видео – Как бороться с детской истерикой