Ребенку 3 месяца не слышит что делать. Как понять, что ребенок не слышит

Слух – функция, без которой трудно себе представить нашу жизнь. Звуки природы, музыка, любящий голос мамы – все это мы воспринимаем через слуховой анализатор. Но что делать, если вдруг малыш не слышит?

Сначала нужно диагностировать, а глухота ли это? Для этого я вам вкратце расскажу, как развивается восприятие речи малыша на первых этапах жизни.

Первая стадия общения ребенка с внешним миром является крик. С криком малыш рождается, криком дает понять, что ему что-то не нравится. Вначале, так он только привлекает к себе внимание окружающих. Потом начинает учиться общаться. Например, малыш кричит, когда зовет маму, потом затихает и ждет, когда она придет. Если мамы нет, он кричит еще раз. Это, можно сказать, определенный диалог.

1 месяц

Примерно к концу первого месяца малыш реагирует на обращение к нему, на общение. Если Вы станете с ним разговаривать, он сосредоточится, будет внимательно на вас смотреть.

2 месяца

В этот период малыш отвечает улыбкой на обращение к нему. К середине второго месяца ребенок начинает строить гримаску, пытаясь улыбнуться. А к концу второго месяца малыш полноценно улыбается и у него меняется интонация крика. По определенной интонации мама может определить, что хочет ее кроха. Разными видами крика ребенок говорит о том, что ему сыро, холодно, голодно, страшно, больно и т.д. Даже когда малыш может говорить, он периодически использует крик.

3 месяца

Малыш оживляется, когда с ним общаются и улыбаются, реагирует «агуканьем». В основном, в «агуканье» превалируют гласные звуки и согласные «г», «к», «н». Формирование речи начинается до появления первых слов. «Агуканье» так же называют «гулением». Возникает оно вначале третьего месяца. Малыш произносит такие звуки как агу, гы, гэ, агы и др. Интересный факт, но дети всего мира агукают одинаково. Малыш играет звуками, учится произносить новые. Малыш не просто гулит, а зачастую смотрит при этом Вам в глаза. Во время этого процесса малыш учится координировать голос и взгляд одновременно. Старайтесь общаться с малышом, подражая его гулению.

4 месяца

В это время можно услышать первый смех малыша. Появляется он в результате общения со взрослыми. Вначале он кратковременный, но к концу четвертого месяца малыш может смеяться продолжительно.

5 месяцев

6 месяцев

Малыш произносит свои первые звуки «ба», «ма», «да». Это детский лепет. Вначале слоги лепета произносятся отдельно, словно случайно. Потом он достаточно часто повторяет одинаковые слоги. Активизировать гуление можно чтением ребенку стишков (очень простых), пением несложных песенок, много – много разговаривайте, обращаясь именно к нему. В этот момент малыш должен быть у Вас на руках и видеть движение губ. Ребенок всегда стремится к общению со взрослыми. Общение с малышом самый действенный способ к его обучению. Говорите с ним эмоционально. Ребенок начинает понимать интонацию, реагировать на обращение, узнает голоса родных.

7 месяцев

Ребенок пытается привлечь внимание звуками. Для него это игра.

8 месяцев

Начинается «лепет». Это когда ребенок повторяется слоги: «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «па-па». Малыш пользуется такими согласными как «п», «м», «б», «к», «г» и гласные – «э», «а».

9 месяцев

Малыш играет в ладушки, общается жестами.

10 месяцев

Ребенок в этот период может произносить 1-2 слова (из серии лепетных). Они должны произноситься в определенной ситуации и малыш должен понимать их значение. Такие слова как «мама», «папа», «баба».

11 месяцев

Малыш оперирует уже тремя словами (из серии лепетных). Может больше. Эти слова так же малыш понимает и использует в определенной ситуации. К этому времени кругозор ребенка расширяется.

1 год

В этот период малыш пользуется примерно 8 словами (из серии лепетных). Понимает слова, понимает значение слов, которые ему говорят, понимает простые просьбы такие, как «на», «дай», «нет», «нельзя».

Определить нарушения слуха у малыша можно самостоятельно уже на 5 месяце. В результате того, что ребенок не слышит своего голоса и голосов окружающих, он не играет с интонацией не «поет». Затем к 6 месяцу у него не появляются первые звуки: «ба», «ма», «да». Самостоятельное развитие речь у ребенка останавливается, так как нарушен слуховой анализатор, ребенок не получает стимуляции к дальнейшему использованию голоса.

Но даже если ваш малыш по какой-либо причине не произносит эти звуки во время не стоит отчаиваться. Проведите первую диагностику слуха сами.

Метод 1

Возьмите шумящую игрушку (погремушку, «говорящую» игрушку) и погремите ей сзади малыша, только сделайте это так, что бы ребенок ее не видел. Если у малыша со слуховым анализатором все в порядке, то он будет реагировать на шум (заплачет или начнет искать игрушку).

Метод 2

Возьмите четыре пластмассовых яйца из-под «Киндер-сюрприза»: в первое насыпьте манную крупу или муку, во второе – гречневую крупу, а третье и четвертое оставьте пустыми. Затем возьмите в одну руку яйцо с манной крупой, а во вторую пустое, поднесите к голове малыша на уровне ушей и одновременно потрясите. Если ребеночек поворачивает глаза или голову к яйцу с манкой – значит слуховой анализатор в норме. Если же первый опыт результата не дал, возьмите яйцо с гречневой крупой, а во вторую пустое и аналогичным образом поднесите к голове малыша и потрясите. Если в этом случае ребеночек среагировал на шум в яйце, то волноваться не стоит.

А вот если ни один из вышеописанных опытов не дал положительного результата обратитесь к сурдологу. Специалист проведет полную диагностику слуха и скажет прогнозы. Так же сурдолог поможет правильно подобрать и настроить слуховой аппарат, что поможет в дальнейшей реабилитации ребенка.

Многие родители не правильно реагируют на диагноз. Начинают пытаться лечить, водят к бабкам и ворожеям, пытаются найти лучших врачей. Но все это занимает драгоценное время которое так необходимо для реабилитации и адаптации ребенка к окружающему миру.

Как только вам стал известен диагноз «сенсоневральная тугоухость» или «сенсоневральная глухота» нельзя терять ни минуты – сразу же надо приступать к корекционно-педагогическим мероприятиям. Специалисты помогут ребенку овладеть речью, чтением, письмом, помогут развить моторику, мышление. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов можно будет достичь.

В дом пришла беда...Выяснилось, что ребенок не слышит. Почему это случилось? Будет ли эффективным лечение и улучшиться ли слух? А если нет, то, что делать? Как помочь такому ребенку? Эти непростые вопросы возникают перед родителями детей с нарушениями слуха, и решить их бывает чрезвычайно трудно. Наш консультант - сурдопедагог высшей категории Запорожской областной психолого-медико-педагогической консультации Любовь Маркова.

В течение многих лет общаясь с родителями детей с нарушением слуха, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался в возрасте двух-трех лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что малыш не реагирует на имя, ее беспокоило, что он не говорит. Мать обращалась к врачам, но ее успокаивали: "У него все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после трех лет. Подождите". Между тем, время шло, ребенок так и не начинал говорить, и только когда ему исполнилось три года, было проведено необходимое обследование и стало очевидно, что ребенок глухой.

Ведущая роль в раннем выявлении слуха у детей принадлежит, безусловно, родителям. Именно они должны обратить внимание на основные признаки возможного нарушения слуха у ребенка.

1. Вздрагивает ли ребенок на громкие звуки в возрасте двух-трех недель?
2. Замирает ли при звуке голоса в возрасте четырех-пяти недель?
3. Оживляется ли на голос матери в возрасте один-три месяца, не видя ее?
4. Поворачивает ли голову в возрасте четырех месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса матери?
5. Гулит ли в возрасте двух-четырех месяцев?
6. Переходит ли гуление в лепет (появление слогов (ба)-(па)-(ма)) в возрасте четырех-шести месяцев?
7. Появляется ли эмоциональный лепет на появление родителей?
8. Поворачивается ли на свое имя в возрасте старше восьми месяцев?
9. Понимает (выполняет) ли простые просьбы в возрасте восемь-десять месяцев? ("Где мама?" "Дай мячик" и. т.д.)
10. Появляются ли слова в возрасте одного года?
11. Появляются ли двухсловные фразы в возрасте полтора-два года?
12. Старается ли ребенок старше двух лет смотреть на лицо говорящего с ним человека при общении?

Если родители отвечают на вопросы с 1 по 11 отрицательно, а на 12-й положительно - может быть заподозрено снижение слуха. В этом случае рекомендуется пройти комплексное обследование слуха с использованием объективных методов.

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота .

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота .

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени тугоухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

  • с горохом - в 3 месяца;
  • с гречкой - в 4-5 месяцев;
  • с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не существует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

Мама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.

Бывает, о том, что ребенок не различает звуки, родители узнают не сразу. Пройдут месяцы, прежде чем станет ясно: кроха не реагирует на шум... С этого момента начинается борьба за его слух. Победа будет за вами!

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота.

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Ищем разницу!

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота.

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени туго-ухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

с горохом - в 3 месяца;

с гречкой - в 4-5 месяцев;

с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не сущест-вует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

ама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?..

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!..

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.

Многие обыватели считают, что тугоухость – удел стариков. А на самом деле нарушение слуха может присутствовать и в раннем детском возрасте.

Тугоухость у детей и новорожденных – это не приговор, современная медицина умеет решать эту проблему, пусть и не полностью, но максимально возможное лечение обеспечивается.

Интересный факт – тугоухость в детском возрасте могут распознать и родители ребенка, для этого понадобится лишь внимательное отношение к собственному отпрыску и минимальный набор знаний в области развития детского организма.

Определение степени тугоухости и ее лечение

По данным Всемирной Организации Здравоохранения тугоухость является серьезной проблемой современного общества – на планете каждый 10 человек имеет снижение слуха. Что касается детского возраста, то и здесь цифры пугают – 1 новорожденный из 100 страдает тугоухостью врожденной этиологии, к трехлетнему возрасту 3% детей начинают хуже слышать, а к 5 годам этот процент возрастает до 15.

Если ребенок плохо слышит, то у него страдают многие функции и в первую очередь речь. Малыш поздно начинает произносить какие-то звуки, а если и начинает разговаривать, то его речь непонятна окружающим (звуки «смазаны», исковерканы, буквы «проглатываются») либо обозначение предметов не соответствует действительности.

Очень важно при имеющихся нарушениях слуха у детей провести определенные процедуры, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка. Главным в таком случае является не только лечение, но и определение причины, которая спровоцировала снижение слуха. Что предпримет врач:

  1. Установка причины тугоухости.
  2. При имеющейся возможности провести ряд лечебных мероприятий, чтобы избавиться от причины тугоухости.
  3. Своевременно и грамотно подобрать слуховой аппарат.
  4. Проводить комплексные занятия, которые будут улучшать общее развитие ребенка, несмотря на имеющуюся тугоухость.

Снижение слуха в детском возрасте: возможные причины

Вообще, в медицине рассматривается несколько факторов, приведших к тугоухости в детском возрасте или у новорожденных. И врачам важно точно определить провоцирующий фактор как можно раньше – во многих случаях слух ребенка удается восстановить практически на 100%.

Что провоцирует снижение слуха у ребенка:

  • инфекционные заболевания – грипп, корь, осложнениями которых являются патологические изменения во внутреннем ухе (в частности, поражению подвергается слуховой нерв);
  • патологии среднего уха воспалительного характера – чаще всего к рассматриваемому состоянию приводит отит, протекающий в острой или хронической форме;
  • прободения барабанной перепонки – дети слишком часто засовывают различные предметы в уши (это могут быть спички, пуговицы, мелкие детали от конструктора и так далее), что приводит к разрыву барабанной перепонке, образованию на ней рубцов и грубых сращений.

Отдельно стоит упомянуть тугоухость у новорожденных детей – ее диагностируют непосредственно в роддоме. Такой тип рассматриваемого патологического состояния может развиться у малыша в том случае, если мама во время беременности переболела опасными инфекциями – к таковым относятся грипп, токсоплазмоз, краснуха, герпес.

Как правило, протекает в тяжелой форме, но по статистике именно это нарушение слуха в детском возрасте встречается крайне редко.

Нейросенсорная тугоухость у детей может появиться после перенесенного гриппа (особенно если лечение сводилось к несанкционированному приему антибиотиков), на фоне травмы головы. Но как правило, подобное снижение слуха наблюдается уже в более старшем детском возрасте, поэтому ребенок сам может указать на появившуюся проблему.

Чаще всего снижается слух с годами, родители и врачи, как правило, не распознают тугоухость на ранней стадии развития и поэтому диагноз ставится не сразу, а лечение начинается с опозданием.

Детская тугоухость кондуктивного типа

Обычно причиной развития такого вида нарушения слуха является воспалительный процесс, протекающий в среднем ухе – отит, протекающий в хронической форме. Тугоухость такой степени может развиться на фоне серной пробки – это самая безобидная причина снижения слуха у ребенка, потому устраняется одним посещением ЛОР-врача. В кабинете специалиста серная пробка удаляется путем промывания, слух восстанавливается практически сразу.

Симптомы тугоухости нейросенсорного типа

В этом случае отмечается патологическое поражение слухового анализатора нервной системы. Часто тугоухость у новорожденных диагностируется на фоне гидроцефалии, при родовой травме или перинатальной патологии.

Рассматриваемый вид тугоухости в детском возрасте может протекать в разной тяжести:

  • Симптомы первой степени – малыш абсолютно не слышит тихие звуки, а обычную разговорную речь взрослых ребенок не сможет различить в шумной обстановке. В обычных условиях ребенок с 1 степенью нейросенсорной тугоухости слышит разговорную речь с расстояния 6 метров, а шепот – с 1-3 метров. При развитии рассматриваемой степени тугоухости у ребенка обязательно будут присутствовать нарушения речи, малыш постоянно переспрашивает взрослых.
  • Симптомы второй степени – ребенок не различает средние и тихие звуки. При обследовании врач выявит, что обычную разговорную речь малыш услышит только с четырехметрового расстояния, а шепот – только при условии произношения звуков возле самого уха. Ребенок достаточно плохо разговаривает, его ответы на вопросы взрослых заключаются в словах «да/ нет/ не знаю».
  • Симптомы третей степени – ребенок абсолютно не слышит шепот, а обычную разговорную речь различает только с метрового расстояния. Малыш с третьей степенью нейросенсорной тугоухости начинает разговаривать очень поздно и непонятно. Он редко реагирует на обращенную к нему речь, только если ему не прокричать что-то возле уха.
  • Четвертой степени – ребенок практически ничего не слышит, его речь не развивается абсолютно. Такое состояние граничит с полноценной глухотой.

Пути решения проблемы

В некоторых случаях, если причиной рассматриваемого состояния являются не патологические поражения слухового отдела нервной системы, врачи назначают детям комплексное лечение. Оно подразумевает:

  • введение лекарственных препаратов – назначают сосудистые средства, ноотропы, витамины группы В, мочегонные травы (снижение внутричерепного давления), но в строго индивидуальном порядке;
  • проводят курсы рефлексотерапии микротокового характера – активизируются речевые зоны головного мозга, улучшается кровоснабжение улитки внутреннего уха, нормализуется тонус сосудов головного мозга;
  • специализированные занятия с логопедом, который не только «ставит» речь малыша, но и исправляет дефекты в произношении отдельных звуков, посещение курса лечения у психолога – это поможет улучшить развитие ребенка, даст ему шанс нормально разговаривать и понимать обращенную к нему речь, стать обучаемым и социально адаптированным.