Развивающие занятия для детей от 1 года. Координация, логика и мелкая моторика

Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.

Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.

Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.

Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.

Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.

Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.

В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.

Какие игры родители могут предложить малышу?

  1. Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
  2. Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
  3. Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
  4. Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
  5. Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
  6. «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
  7. Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
  8. Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
  9. Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
  10. Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
  11. Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.

Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры

Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.

Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?

  1. «Чудо-коробочка». В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи. Содержимое нужно регулярно обновлять, а саму коробку не стоит держать на виду. Пусть ее появление будет сюрпризом. Внутри «чудесной» коробочки могут быть детали от конструкторов, небольшие игрушки, флакончики, упаковки от витаминов, то есть все, что подсказывает вам ваша фантазия. Будьте осторожны – не кладите маленькие детальки, которые кроха может проглотить.
  2. Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики. Самый дешевый и безопасный вариант – игры с рулоном туалетной бумаги. А вот глянцевые журналы и газеты давать не стоит. Газетные страницы пачкаются типографской краской, а журнальный глянец имеет острые края, которые могут поранить маленькие пальчики.
  3. Пакет с одеждой. В текстильную сумку сложите вещи, из которых малыш уже вырос, или одежду не по сезону. Маленьких модниц и модников подобные игры с гардеробом обычно увлекает минут на 20-30. Они любят стоять перед зеркалом и примерять вещички на себя. Кстати, тем самым вы можете научить кроху самостоятельно одеваться.
  4. Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет. Многим детям нравится вполне невинная забава – шлепать ладошками по поверхности воды и наблюдать за брызгами. Однако не стоит малышу разрешать играть в ванной без вашего присмотра. Лучше постелить в комнате клеенку и поставить на нее тазик с водой.
  5. Мультфильмы и развивающие презентации. Безусловно, смотреть мультфильмы лучше вместе с ребенком, но если вам нужно отвлечься минут на 10-15, можно включить хороший анимационный фильм или интересную презентацию. Однако подобным методом не стоит увлекаться, ничто не заменит крохе общение со взрослыми и взаимодействие с реальными предметами.

Чтобы дать все лучшее малышу, посещайте с ним развивающие занятия для детей 1-2 лет. Это интереснейшее времяпрепровождение обогатит новым опытом не только самого кроху, но и его родителей. А значит, станет понятно, чем можно занять непоседу и в домашних условиях. Долой капризы и непослушание: главное – создать правильную среду для маленького исследователя. Такую, как среда Монтессори.

Развивающие занятия для детей 1-2 лет – отличный способ вырастить гармоничную личность (а даже самый маленький кроха уже является таковой). Цель занятий – не просто научить ребенка новым знаниям и навыкам, а позволить ему разобраться во всем самому, и лишь мягко направлять его. Интересно, что уже через несколько занятий можно определить наклонности ребенка. Развивающие занятия с детьми 1 года и старше не преследуют цели вылепить гения, а стимулируют полноценное психическое и творческое развитие маленького человека.

Какую пользу приносят развивающие занятие для детей 1-2 лет

О да, мы отлично знаем, как могут быть несносны крохи в этом возрасте. Но стоит им чем-то увлечься, и они проявляют чудеса сосредоточенности. А с помощью развивающих занятий для детей 1,5 лет можно не только узнать новое, но и научиться правильному поведению и взаимодействию в коллективе.

Среда и материалы Монтессори позволяют развивать:

  • Сенсорное восприятие и ощущения;
  • Крупную и мелкую моторику, физическую форму ребенка;
  • Логическое мышление – понимание связей между предметами;
  • Речь благодаря обогащению словарного запаса;
  • Творческие способности.

Как проходят развивающие занятия для детей 1,5 лет

Не беспокойтесь, что малыш пока не умеет оставаться один – это совершенно нормально. В клубе «Созвездие» развивающие занятия с детьми 1 года проходят вначале в присутствии родителей. Более того, мама или папа активно задействованы в играх и творчестве – ведь это очень увлекательно, рисовать или делать аппликации вместе! Посещать занятия можно несколько раз в неделю – в группе или индивидуально. В зависимости от характера малыша и ваших возможностей предусмотрены три варианта продолжительности – 45 минут (группа «Кометы»), 60 минут («Кометы плюс») или 90 минут («Звездочки»). Можно переходить из одной группы в другую.

Узнайте больше о развивающих занятиях для детей 1- 2 лет, посетив пробное бесплатное занятие.

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Олеся Шакирова
Конспект занятия для детей 1–2 лет

Занятие

Тема : Сказка К. Чуковского «Цыпленок и петух»

Приветствие : «В колыбельке золотой спало солнце за рекой. Встало солнце поутру, разбудило детвору. Вышли детки погулять, стали прыгать и скакать. А потом пошли в детский сад пришли…. И Ваня здесь, и мама … здесь. И Женя здесь ….(Выполняем движения по тексту)

Пальчиковая гимнастика :

Здравствуйте!

Здравствуйте, глазки, глазки, глазки! Руками показывать называемые

Здравствуйте, ушки, ушки,ушки! части тела.

Здравствуй, носик, носик, носик!

Здравствуй, ротик, ротик, ротик!

Здравствуйте, ручки, ручки, ручки!

Здравствуйте, ножки, ножки, ножки!

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

Куй, куй, Ковалёк, Взять правую ножку ребенка в руку.

Подкуй сапожок, Ритмично постукивать левой

На правую ножку ладошкой малыша по правой пятке.

золоту подковку,

На левую ножку Затем постукивать правой ладошкой

золоту подковку по левой пяточке.

Подкуём, подкуём. Соединить стопы

Ножки, бегайте бегом(2раза) и постукивать стопу о стопу.

Ехал пан, ехал пан

Шагом, шагом, шагом, шагом.

Ехал пан, ехал пан

Рысью, рысью, рысью, рысью.

Ехал пан, ехал пан

Махом, махом, махом, махом.

Массаж с массажным мячиком.

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко, как сжимает лапку кошка.

Оздоровительная гимнастика «Мы – музыканты»

Ходьба за инструктором. Легкий бег врассыпную. Ходьба. Построение в круг. Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Основная часть.

Барабанить я люблю.

Барабаню и пою.

И. п. – Основная стойка.

Выполнение :1-3- руки согнуть в локтях, указательными пальчиками изобразить игру на барабане : «бум- бум-бум» ,4- возвратиться в и. п. (4раза)

Мы на дудочке играем,

Всех ребяток развлекаем.

И. п. – Основная стойка.

Выполнение : 1-2- подняться на носки, руки поднести ко рту «Ду-ду-ду» , 3-4- и. п. (4раза) .

Погремушкой постучим,

Всех вокруг мы удивим.

И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.

Выполнение : 1-2- нагнуться, постучать по коленочкам, сказать : «Динь- динь» ,3-4-и. п. (4раза)

Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.

Приходите в гости к нам,

Малышам- крепышам.

И. п. – Основная стойка.

Выполнение : на счет 1-4- прыжки на двух ногах, 5-8- ходьба на месте. (4 раза) .

Заключительная часть.

Ходьба друг за другом.

Показ сказки «Цыпленок и петух»

Инсценировка развивает эмоциональность, воспитывает интерес к сказке, учит понимать содержание произведения.

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. (показать цыпленка) Но он думал, что он очень большой, и высоко задирал голову. И у него была мама. Она его очень любила. Мама была вот такая (показать курицу) . Мама кормила его червячками. И были червячки вот такие (показать пластилиновых червячков) . Как- то раз налетел на маму- курицу кот и прогнал её со двора. Это был белый кот- вот такой. (показать кота) . Цыпленок остался один. И вдруг он увидел как на забор взлетел петух. Он вытянул шею и громко прокричал Ку-ка-ре-ку. Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею (вот так) и что было силы закричал : пи-пи-пи. Но спотыкнулся и упал в лужу, вот так (показать) . А в луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялся : Ха-ха-ха. Далеко тебе до петуха. А была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела его и приласкала. Вот так (показать) . Вам понравилась история?

Игра «Собери червячков»

Развивает мелкую моторику рук, внимание.

Предложить детям найти червячков в тазах (с горохом или пшеном) .

Обучающая игра «Желтый, красный»

Разложить перед детьми платочки разного цвета. Педагог называет «красный цвет» , дети находят и показывают красный платочек, так же и «желтый цвет» , если дети затрудняются то педагог показывает цвет (желтый и красный)

«Спрячь мозаику» Дети находят нужный цвет и накрывают мозаику (Желтый платок на желтую мозаику) .

Аппликация «Цыпленок»

На цветной бумаге рисунок кота. Мамы мажут изображение кота клеем, а детки высыпают на клей манку, стряхивают лишнее. Получается белый, пушистый кот.

«Ножки топают, ручки хлопают»

Чему учится ребенок : соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; обозначать действия звукоподражанием (хлопаем : оп-оп; топаем : топ-топ) ; соотносить движения со словами потешки.

Оснащение : две картинки - на одной изображение кисти руки, на другой - ступни, небольшая ширма.

Ход игры: 1. Прочитайте малышу двустишие :

Мы хлопаем руками : оп-оп-оп! Мы топаем ногами : топ-топ-топ!

Сопровождайте чтение стихотворения действиями - на слова «оп-оп!» похлопайте в ладоши, а на слова «топ-топ!» потопайте одной ногой. Предложите ма-

лышу поиграть вместе с вами. Читайте стихотворение и выполняйте движения по тексту, не договаривая звукоподражания, стимулируя у ребенка звукоподражание :

Ручками похлопаем : оп-оп-оп!

Ножками потопаем : топ-топ-топ!

В случае необходимости помогите малышу сделать это. Покажите ему сначала одну картинку : «Это рука. Где у Вани рука?»

Аналогично поговорите о второй картинке : «Это ножка. Где у Вани ножки?» Затем положите две картинки рядом прямо перед малышом и проверьте, различает ли он изображения : «Где ножка?» , «Где ручка?»

Ребенок должен показать пальцем или глазами на соответствующую картинку.

Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры для детей от 1 до 2 лет в которые можно играть дома.

Вот оно, радостное событие – малышу исполнился один год! И пусть карапуз еще не говорит, но он уже самостоятельно ходит. Да что там ходит – бегает! Норовит залезть во все шкафы, ящики стола, перевернув вверх дном их содержимое, погреметь посудой, и чем громче, тем лучше; стянуть скатерть, наблюдая, как она скатывается со стола вместе с телефоном, вазой, чашкой и тарелкой. А как можно не нырнуть в такой заманчиво-блестящий барабан стиральной машинки или не всунуть палец в дырочку розетки?! Время, когда ребенку от одного до двух лет, – самое хлопотное для родителей.

Игры с куклами или машинками для таких крох еще непонятны и неинтересны – они скорее оторвут игрушкам руки-ноги, волосы или колесики, чем будут играть. Бумажные книжки и альбомы малыши скомкают и порвут – это вполне нормально и предсказуемо. Карандаши, краски и фломастеры, скорее всего, будут отправлены в рот, точно так же, как и мелки, а мягкие игрушки обслюнявлены. И как бы ни уставали родители все это убирать – так и должно быть.

В то же время этот возраст – период становления и укрепления координации движений малышей, первых навыков самостоятельного анализа и оценки окружающего мира. Только игры и занятия для этого нужно подобрать соответствующие. Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры, которыми можно увлечь малыша.

Тематический материал:

Координация, логика и мелкая моторика

Детей привлекают цветные передвигающиеся предметы разной формы и объема – шарообразные, квадратные, треугольные: шарики, кубики, кастрюльки. Из них получаются хорошие развивающие игрушки.

Шарики

Насыпьте в картонную коробку с невысокими бортиками разные шарики (пластиковые, резиновые, вязаные, главное, чтобы они не помещались в рот ребенка). Поставьте её перед малышом. Пусть он сначала покатает их в коробке (для детей важно ощутить предмет руками – это познание мира через тактильный контакт). Затем переверните коробку, рассыпьте шарики по полу и призовите кроху собрать их. Для карапуза, которому еще не исполнилось два года, такого занятия хватит надолго. С каждым днем можно усложнять игру, стимулируя кроху положить в коробку шарик одного цвета, затем другого (каждый раз проговаривайте, какого именно цвета предмет). Потом можно добавить понятия «больший», «меньший». Из одной игры может получиться целый комплекс упражнений. Эти занятия развивают логическое мышление, способность различать цвета, объем, моторику пальчиков и движения кистей.

Пирамиды и кубики

Кубиками и пирамидки (следует выбирать те, что с крупными элементами из мягкого пластика и с большими отверстиями для нанизывания на основу) интересны тем, что из них собираются высокие башни, дороги, дома. Сначала можно хаотично нанизывать их на палочку-основу, затем стимулировать детей делать это в правильном порядке. Потом называть форму предмета и его цв. Как пример: «Желтый круг ставим вниз, на него устанавливаем оранжевый овал» и дальше по аналогии. Либо «Сделаем первый этаж из красного квадрата, второй – из голубого прямоугольника, а крышу – из зеленого треугольника». Подобные занятия будут интересны не только малышам от года. Разные пирамидки, особенно если их составные части состоят из нескольких легко смыкающихся элементов, – полезны и занимательны для детей четырех, а то и пяти лет.

Матрёшка

Варианты пирамидки (обратного порядка) – матрёшки, стаканчики и даже кастрюли. Их нужно ставить один в другой: меньший в больший. Любимое занятие детей – вынимать предметы и куда-то их вставлять. Так они познают объём, сопоставляя формы и размеры.

Тематический материал:

Счёты

Деревянные счеты – с яркими шариками (фото 2), которые нужно передвинуть, чтобы заполнить обратную сторону спицы; равномерно (зеркально) установить камушки на одной и другой стороне, разделив их пополам. Сделать верхний ряд длиннее, чем нижний… Такие игры стимулируют мелкую моторику ручек, логику малышей. Они подходят как для дома, так и для прогулки (на детской площадке, как правило, под горкой, установлены большие счеты).

Навыки, умения, сопоставления

Детей одного-двух лет также заинтересуют игры на ориентацию в пространстве и преодоление препятствий. Их лучше проводить на первых порах дома. Это сложные, но очень увлекательные и интересные занятия. Рассмотрим некоторые из них.

«Тропинка»

Делаем дорогу из двух рядов поставленных друг на друга или рядом книг, кубиков, кассет, шнуров – всего, что найдете дома. Сначала сами выставляем предметы, затем – с детьми, обучая малышей ходить между ними (не касаясь «обочины») по прямой дороге, затем усложняем её изгибами, поворотами.

Следующий этап – установка препятствия на дороге (положим, например, на дорожку карандаш или кассету), через которое нужно переступить, ближе к двум годам интереснее будет его перепрыгнуть. Тропа может быть любой длины и ширины (сужающаяся, расширяющаяся). По ней можно пройти, проползти самому или вместе с игрушкой. Для мальчиков интереснее пройтись по дорожке, катая машинку, ведя ослика на веревочке… Малышей порой так увлекают вариативные занятия на ориентацию, что они рады заниматься ими полдня.

«Мостик»

Расстилаем на полу в детской или общей комнате узкое полотенце или кладем доску (тщательно отшлифованную, а лучше – обернутую мягкой тканью). На одном её конце малыш, на другом – игрушка. Задача крохи – пройти по мостику не оступившись. Такое развивающие занятие для детей от 1 года можно дополнить фантазийной составляющей, например, сказкой о том, что под мостиком – бушующее море, зыбучий песок, и нужно быстро и аккуратно пробежаться по единственно возможному пути, чтобы и самому не утонуть, и игрушку спасти. От такой игры будет двойная польза – навыки координации плюс развитие воображения.

«Гостевой домик»

Это игра с разными по форме фигурками, которые нужно точно вложить в прорезь крыши домика, шара, деревянного либо пластикового куба. Найдет ребёнок правильную форму – фигурка войдет в необходимый паз. Если для малышей первого года жизни это довольно сложные игры, и они стараются побыстрее снять крышку «домика», чтобы запихнуть туда непослушную игрушку (что тоже хорошо – приобретаются навыки анализа и оценки ситуации, и кроха понимает, что препятствие можно обойти), то при достижении двух лет им интереснее точно вставить объемную фигуру в соответствующий паз.

«Репейник»

Это самодельные либо покупные конструкторы с липкими элементами, которые следует либо вставить к соответствующую ячейку, либо слепить из них какую-то простейшую фигурку (например, цветочек, шарик, солнышко). Развивающий эффект можно усилить дополнительным «препятствием» – застежкой (как на данной картинке). Вставил горошинки в стручок – закрыл их. Хочешь достать – открой. Очень полезное занятие.

«Стучалки-гремелки»

Самые популярные игрушки у детворы! Это шумное занятие можно направить в полезное русло – дайте малышу в руки барабанные палочки и большую поверхность для того, чтобы он от души настучался (вместо мягкого барабана можно взять обычную кастрюлю, главное, чтобы родителей не утомлял громкий звук). Затем предложите ребёнку той же палочкой попасть в меньший по размерам музыкальный инструмент. Карапуз будет вынужден сфокусироваться на другой форме предмета, сопоставить размеры палочки и гремящей (музыкальной) поверхности. А в двухлетнем возрасте сделать это непросто! Так что даже шумовые игры приносят пользу.

И это только несколько примеров. А еще кроха может: играть в воде, перебирая в руках камушки, в песке – лепя первые куличики, запускать маленькие ручки в разноцветную крупу, поставленную перед ним в мисочках. Все это развивающие игры, которые подойдут детям от 1 до 2 лет. И чем разнообразнее материал, из которого изготовлены игрушки, и их форма – тем больше польза. Главное, чтобы родители были рядом, оберегая играющих малышей, а не запрещая им исследовать мир. Деткам нужно всё потрогать, везде заглянуть. Трогайте и заглядывайте вместе с ними – тогда запретный плод утратит свою привлекательность, и крохе уже не захочется тыкать пальчиком в розетку и грызть провода. А его развитие будет протекать плавно и поэтапно – в соответствии с возрастом.