Развивающие игры от 0 до 12 мес. Развивающие игры для годовалых детей. Игры со шляпой

Все взрослые когда-то были детьми, но с возрастом позабыли, каким серьезным и ответственным делом для малышей является такая, на первый взгляд, нехитрая забава, как игра.

Ведь в процессе игры маленькие исследователи постигают мир и его обитателей, учатся правильно общаться и вести себя, проигрывая «взрослые» ситуации. Поэтому крайне важно, чтобы выбранная вами для своего чада игра могла бы не только его развлечь, но и принести максимум пользы в плане развития. Разумеется, она должна быть ему понятна и интересна.

В самом раннем возрасте деятельность ребенка по сути является предметно - манипулятивной, иными словами: что под руку попалось, то и хорошо. Но уже к двум годам, с развитием воображения, в игровом арсенале малыша появляются предметы-заместители: кубик теперь — это и печка, и пирожок, и машина. Именно поэтому бесполезно пытаться втолковать годовалой крохе, что можно плюшевую игрушку «искупать» под воображаемым душем или покормить куклу воображаемой кашей.

Игра - ведущая деятельность ребенка

Игра сопровождает ребенка с самых первых дней. С этого момента и до трех месяцев ему предстоит освоить несколько важных навыков: фиксировать взгляд на неподвижном и перемещающемся объектах, удерживать голову, инстинктивно отталкиваться ножками от твердой поверхности. Такие занятия под аккомпанемент забавных стишков, песенок и шума яркой погремушки развивают, помимо прочего, зрение и слух малыша.

Примеры игр с детьми до трех месяцев

♦ Положите младенца на спину. Дождитесь, когда он сосредоточится, и начинайте игру: широко открывайте и зажмуривайте глаза, подмигивайте, улыбайтесь, закрывайте и открывайте рот и стройте веселые рожицы.

♦ Переверните малыша на живот и поглаживайте спинку снизу вверх. Держите на некотором расстоянии от его глаз яркую погремушку — чтобы у него появилось желание приподнять голову. Приговаривайте:

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучится к нам в окно!

♦ Снова переверните младенца на спину. Прикладывайте к его ступням свою ладонь, так чтобы он отталкивался от нее пяточками. Приговаривайте:

Топа-топ, топа-топ,

Скоро (имя малыша) годок,

Встанет (имя малыша) на ножки,

Побежит по дорожке.

Что за ножки, чудо - ножки

У тебя, у нашей крошки!

♦ Теперь возьмите младенца под мышки и плавно приподнимайте и опускайте его так, чтобы малыш как бы отталкивался пяточ-ками от твердой поверхности.

Приговаривайте:

Скок-поскок, скок-поскок,

Скачет (имя ребенка) малышок!

Вместе с солнышком встает,

Вместе с птицами поет!

Игры с детьми от трех до шести месяцев

Научившись удерживать голову, ваш малыш продолжает упорно практиковаться в освоении своего тела: пытается переворачиваться со спины на живот, садиться, становиться на четвереньки. И очень радуется веселым потешкам, восприни-мая их мелодичный тон на интуитивном уровне. Игры этого периода направлены как раз на развитие сенсорного (чувственного) восприятия у малыша.

Примеры игр для детей от 3-х до 6 месяцев

✦ Голенького малыша уложите на мягкое покрывало и легонько перекатывайте его по поверхности. Так кроха быстрее научится переворачиваться в кроватке, а кроме того, тактильная стимуляция укрепит его нервную систему.

✦ Опустите малыша ножками в миску с го-рохом, фасолью или другими обтекаемыми мелкими предметами. Малыш сразу начнет «сучить» ножками, переталкивая горох. Такой «самомассаж» принесет несомненную пользу его нервной системе.

✦ Положите малыша на спину так, чтобы он мог видеть вас. Потрясите перед ним погремушкой или колокольчиком. Когда ребенок остановит взгляд на игрушке, начинайте медленно ее перемещать. Наконец, спрячьте ее за спиной, не прекращая издавать звук, и пусть малыш какое-то время поищет ее глазами. Затем обязательно покажите ему, где «пряталась» игрушка.

✦ Теперь, показав лежащему на спине малышу игрушку, положите ее рядом с ним, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться в таком положении. Чтобы достать игрушку, младенец наверняка попробует перевернуться на живот.

✦ Положите младенца на спину и легонько касайтесь его животика игрушкой, про-изводя «прыгающие» движения. Малыш непременно захочет дотянуться до нее и попытается приподнять верхнюю часть туловища. Такая игра помогает ребенку научиться переходить из лежачего положения в сидячее. Сопровождайте свои движения потешкой:

Заинька, походи, серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись.

Заинька, попляши, серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись, серенький,

поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

Игры для детей от шести месяцев до года.

Ваш малыш уже умеет сидеть, учится ползать, ходить, сначала держась за мамину руку, а потом и самостоятельно переступать через невысокие предметы. Он уже понимает названия частей тела и умеет находить их у себя и мамы. Особое внимание в этот период должно уделять-ся так называемым пальчиковым играм, которые способствуют развитию речи, внимания и мелкой моторики. Кстати, выбрасывая игрушки из манежа, полугодовалый карапуз, таким образом, сам пытается вовлечь вас в игру. Так что не раздражайтесь на такие «выходки», примите игру и верните выброшенную игрушку на место: «Смотри, а я нашла твой кубик!» Если ваш малыш затеял такую игру и она ему нравится, значит, он уже научился переживать потерю и осознает, что, хотя предмета не видно, он по-прежнему существует. Поэтому с этого момента можно отучать его от груди.

Примеры игр с детьми от 6 месяцев до 1 года

♦ Малыши этого возраста с восторгом прыгают у родителей на коленях, особенно если такую игру сопровождать потешкой или песенкой. Усадите малыша к себе лицом и «переваливайте» его с одного колена на другое. Приговаривайте или напевайте.

Шла коза по мостику

И махала хвостиком.

Зацепилась за перила —

Прямо с горки угодила!

♦ Все карапузы в этом возрасте, как попугайчики, повторяют за взрослыми все движения. Именно поэтому им так нравятся стишки вроде:

Посмотри, малютка, — это я,

А это деточка моя.

У меня глаза есть,

А глазки у тебя.

У меня есть нос,

И носик у тебя.

У меня два уха,

Два ушка у тебя.

Это ты, а это я.

Крошка, деточка моя,

Мы с тобой сейчас коленочки найдем,

Встанем на коленки и тихо поползем

Мимо стула, под столом.

Куда хотим — туда ползем!

Проговаривая названия частей тела, показывайте их сначала у себя, а потом у ребенка. Со временем он выучит этот стишок и будет вам «подсказывать».

♦ Встаньте перед малышом, крепко возьмите его за ручки и мягко потяните его вперед, ободряя его сделать первый шаг. Когда кроха начнет ходить более уверенно, можно будет отпустить одну руку, а в один прекрасный момент — обе. Приговаривайте:

Ходит (имя малыша) с трудом.

Топ-топ.

В первый раз обходит дом.

Топ-топ.

Мама водит взад-вперед.

Топ-топ.

(Имя ребенка) ходит взад-вперед.

♦ Поставьте на пол игрушку. Ведя малыша за ручку, дойдите с ним до препятствия. Отодвиньте игрушку с дороги, погрозите ей пальцем и ведите ребенка дальше, приговаривая:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет.

Через киску упадет!

♦ Сделайте с помощью листа ватмана и скотча полую трубку. В один конец «тоннеля» закатывайте мячик или любой другой небольшой предмет и выкатывайте с другого конца. Малышей подобное зрелище приводит в неописуемый восторг.

♦ Поставьте перед малышом несколько коробочек, баночек или пластиковых бутылочек с разными крышками. Предложите ему открыть их, а потом закрыть, правильно подобрав к каждой крышку.

Развивающие игры для ребенка до 1 года. Развиваться никогда не рано! А если учесть, что головной мозг к трем годам практически заканчивает формироваться, то важно еще и не упустить момент.

Каждая мама может вооружиться описанными развивающими играми для ребенка до 1 года и заниматься со своим малышом с первых месяцев!

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры вполне подвластны малышу уже с 6 месяцев . Научите его хлопать в ладошки под ваши ритмичные стихи:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки. (сами хлопаете в свои ладоши)
Что ели? Кашку. (возьмите ручки ребенка и сделайте ими пару хлопков)
Что пили? Бражку…

Существует множество вариаций на тему ладушек («Ладушки-ладушки, испекли оладушки», например). Больше пальчиковых игр вы найдете в нашей , им посвященной.

Самая популярная пальчиковая игра, которая развивает и , и тончайшие тактильные ощущения, да и чувство ритма – про Сороку-белобоку.

Чтобы научить малыша верным действиям, сначала продемонстрируйте их на своей ладони. Вот вы варите кашку, вот «кормите» птенцов (загибаете пальчики). Скоро малыш сам захочет загибать ваши пальчики , а потом и своими ручками управлять научится !

Что ты чувствуешь?

Как развивать ребенка до года? Важно уделить внимание всем чувствам – и зрению, и осязанию, и слуху, в том числе музыкальному. Не забудьте про вкусовые и обонятельные ощущения!

Уже с трехмесячного возраста вы можете окружить свое чадо разномастными шуршалками и звенелками . Все, из чего можно извлекать звуки, подойдет!

Музыкальные развивающие игры для детей до 1 года не предполагают сложной техники. Едва ли кроха сумеет освоить ксилофон (металлофон) и сможет дудеть в трубу. Однако барабан и кнопочное пианино доступны в самые юные месяцы .

А больше всего малыши обожают разнообразную перкуссию: погремушки, маракасы, бубны, тамбурины, трещетки… Вы можете купить специальные приспособления или изготовить занимательные вещи самостоятельно.

Развивающий маракас своими руками

Возьмите пустую пластиковую бутылку (объемом 300 мл), тщательно промойте, протрите. Внутрь поместите гречневую крупу, горох, фасоль, монетки, деревянные бусинки, пластиковые пуговицы или мелкие макароны. Заметьте, все эти вещи звучат по-разному – можно создать целый оркестр.

Вы также можете связать или заказать мастерице . Помимо деревянных бусин разместите на ней обвязанный желтый контейнер от киндер-сюрприза. Внутрь контейнера поместите бубенчик или горох: малыш будет не только чесать десны, но и извлекать звуки!

Развивающие игры для ребенка до года: в песке и в воде

Малыша важно познакомить с разными средами – водой, землей, песком. Летом это проще простого: отвезите малыша на пляж, усадите на теплый морской песочек, выдайте ему стаканчики, совочки, ведерки…

Не хочет играть «по правилам»? Пускай просто возится в песке, пропуская его между пальчиков и рассыпая на одежду.

Те же формочки и лейки можно использовать для игр в надувном бассейне, ванне или тазике.

Пусть кроха радостно плещется, катает уточек, брызгается и выставляет ручки под кран. Вы можете научить его умываться и самостоятельно мыть ручки с мылом. А еще это превосходная закалка!

Домашние развивающие игры для годовалых малышей

Многим кажется , что пирамидки и кубики нужно покупать после года . Но вы не верьте и соберите развивающий набор заранее .

Пусть в него войдет мяч, пирамидка и несколько кубиков (можно мягкие), набор картинок с животными, пластилин и пальчиковые краски.

Все малыши развиваются в индивидуальном ритме. Кто-то уже в 9 месяцев с визгом возится с пластилином и размазывает пальчиковые краски по ватману, а иные и в 4 года – не охотники до этих «грязных» занятий.

Дело даже не в умениях, а в тяге, в характере, в предпочтения. А они есть даже у годовалой крошки.

Ваше дело – предлагать. Ненавязчиво, деликатно. Возьмите кубики и соберите из них высокую башню. Вот увидите, ребенок немедленно приползет и порушит ее. Разрушение – дело не менее полезное, интересное и познавательное, чем созидание.

То же самое и с пирамидкой. Первое время дети только разбирают их, снимая одну деталь за другой. Но и этот процесс требует от них недюжинной концентрации!

Расширяем кругозор

Чем заняться с ребенком до года? Зрение, концентрацию, внимание, узнавание, запоминание – все эти качества можно развивать с помощью книг и карточек.

Листая картонные книжки , показывайте пальчиком на тех или иных животных . Описывайте их : «это – собака, и она говорит «гав», «это – цыпленок, он желтый и маленький».

При возможности показывайте ему реальные предметы, виденные ранее на картинках. Изучите детскую комнату, а затем и весь дом. «Вот телевизор на фотографии, а вот – у нас в комнате».

Спустя время, ребенок легко ответит на ваш вопрос «Где лампа?», указав пальчиком на потолок или на ее изображение на карточке.

Познакомьте малыша с его телом, расскажите ему, где ручки, где глазки, а где – пальчики. Покажите те же части тела на примере животных, кукол, родителей: «Вот носик у кошечки, а вот – папин нос. А где у Васеньки носик? Вот он».

Тактильные игры для детей до года

Собирайте материалы с разнообразной фактурой . Это могут быть: наждачная бумага, ребристый кусочек металла, отполированное дерево, лоскутки бархата и шелка…

Предлагайте малышу потрогать каждый из них, объясняйте, что из них гладкое, а что – наощупь шершавое, холодное оно или теплое, что легкое, а что – тяжелое.

Для развития мелкой моторики хороши игры с крупой . В контейнер насыпьте рис или горох, а на дно положите фигурки животных, погремушки. Пусть малыш погрузит пальчики в емкость и попробует нащупать и достать «сокровища».

Рис также можно покрасить пищевыми красителями в несколько цветов и предложить смешивать их, рисуя узоры пальчиком.

Даже простое рассыпание риса, фасоли и пуговиц полезно для ребенка. Не ругайте его , если он слегка намусорит , и приглядывайте, чтобы ничего из «дидактических материалов» не было съедено.

И никогда не настаивайте. Помните, что это только игра – добровольная и веселая!

Появление младенца на свет – не только большая радость, но и ответственность. Родительские обязанности не сводятся к кормлению и присмотру, важно воспитывать полноценную личность. А сделать это можно, если правильно выбрать развивающие игры для детей до 1 года.

Не секрет, что развитие ребёнка идёт с первых минут его жизни. Вот почему неразумно считать, что если он ещё не может ходить и говорить, то и заниматься с ним нет особой необходимости.

Однако каждый день для малыша – настоящее открытие, поэтому развивать его нужно постоянно, с каждым днём усложняя занятия и добавляя другие способы взаимодействия с ним. Предлагаем рассмотреть помесячно развитие ребёнка и определить самые полезные занятия с маленькими детьми до 1 года.

Являетесь сторонником обучения с пелёнок? Изучите и выберите наиболее подходящую обучающую программу.

Основные принципы развития младенца

Задача родителей – не изменять естественный рост (физиологический и психологический) ребёнка, а стимулировать заложенное в нём желание познать окружающий мир. Вот почему взрослым необходимо запомнить 5 основных принципов организации развивающих занятий.

Месячный ребёнок, лежащий в колыбели, не знает, что такое игра и как в неё пригласить близких людей.

Именно на родителей возлагается обязанность предлагать малышу соответствующие развлечения, а он, в свою очередь, будет откликаться на подобные инициативы.

Таким образом, младенческие игры значительно отличаются от традиционных забав пятилетних и даже двухлетних детей.

Поэтому не стоит ждать, когда грудничок продемонстрирует как-то взрослым, что хочет с ними поиграть.

Учёт возрастных особенностей

Этот фактор крайне важен для оптимального детского развития, поэтому те родители, которые думают, что малыш совершенно одинаков и в месяц, и в полугодовалом возрасте, заблуждаются.

Развитие ребятишек идёт гигантскими шагами. Как свидетельствуют учёные, за первые 12 месяцев жизни человек получает столько информации, сколько не способен получить за всю оставшуюся жизнь. Причём усваиваются такие знания в годик во много раз эффективнее, нежели впоследствии.

Занимаясь с ребёнком до года, важно помнить, что:

  • игры нужно подбирать в соответствии с возрастом (учитывая каждый месяц);
  • воздействовать нужно на сенсорную сферу: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильную сферу;
  • отказ от учёта возрастного фактора чреват физической и психической перегрузкой.

Учёт личностных особенностей

Безусловно, учитывать возраст ребёнка необходимо, но стоит присматриваться и к индивидуальным особенностям. Не секрет, что развитие крохи идёт в своём собственном темпе, поэтому один малыш начинается переворачиваться раньше условной нормы, а второй – несколько позже.

Несмотря на условность нормативных показателей, матери следует следить за тем, как ребёнок выполняет задания, которые рассчитаны на его возрастные показатели. В этом случае можно рано заметить отставание в развитии.

Играть с ребёнком нужно постоянно, по определённой схеме, вводя занятия в детский распорядок дня.

Подобное правило нужно учитывать потому, что младенцы крайне чувствительны к изменению режимных моментов и негативно реагируют на любое вмешательство или изменение.

Проще всего составить целый игровой курс, в котором будет прописано, во сколько нужно заниматься с малышом и в какие игры лучше всего играть.

Учёт детского интереса

Всё вышеописанные правила работают, если родители учитывают и заинтересованность малыша. Не следует начинать занятия, когда новорождённый или 8-месячный ребёнок:

  • только-только проснулся;
  • недавно покушал;
  • раздражён из-за мокрых или грязных подгузников;
  • мучается коликами, метеоризмом, режущимися зубками, температурит.

Игры с новорождённым малышом должны быть строго регламентированы. Если поначалу хватит и двух минуток, то ближе к 12 месяцам занятия могут длиться уже 10 минут. Естественно, нужно учитывать и заинтересованность ребёнка.

Перегружать малыша нельзя ни в коем случае. В процессе развития младенца принцип «чем больше, тем лучше» точно не работает. Хроническая усталость и переутомление способны существенно навредить психическому развитию грудничка.

Вопрос, какие игровые принадлежности понадобятся для малышей младше годика, достаточно актуален. В этот возрастной период ребёнок только знакомится с миром, поэтому необходимо обеспечить всестороннее развитие за счёт подбора правильных игрушек.

Игровые принадлежности для новорождённых и младенцев должны соответствовать определённым требованиям. При покупке важно обращать внимание на следующие качества:

  • привлекательность и яркость (для новорождённых подойдут чёрно-белые игрушки);
  • лёгкость;
  • экологичность материалов;
  • разнофактурность;
  • простота в уходе;
  • отсутствие съёмных деталей или хрупких элементов;
  • относительно большие размеры, чтобы малыш не смог затолкать игрушку в рот;
  • отсутствие громких и резких звуков, могущих напугать младенца;
  • отсутствие острых уголков.

Осталось на конкретных примерах понять, какие игрушки подойдут малышам. Так, для младенцев первого полугодия жизни можно приобрести:

  • погремушки;
  • тканевые мячи;
  • кольца;
  • мобили;
  • коврики для развития.

Когда ребёнок подрастёт, ассортимент игровых принадлежностей существенно расширится. Для детей второго полугодия жизни как нельзя кстати подойдут:

  • музыкальные аксессуары (пианино для малышей);
  • маленькая пирамида с закруглёнными краями;
  • вкладыши;
  • матрёшки;
  • сортеры;
  • пальчиковый театр;
  • мягкие книги;
  • кубики (лучше тоже мягкие);
  • неваляшки;
  • мячи.

Все эти игрушки не стоит предъявлять малышу за один раз, поскольку играть кроха сможет лишь с одной-двумя. Предложите эти две игрушки, а через несколько дней замените их другими, чтобы ребёнок не заскучал.

Ниже представлены занятия с ребенком по месяцам от 0 до 1 года. Конечно, не обязательно точно следовать им, однако принимать их во внимание всё же следует. Это поможет создать свою собственную программу раннего развития.

Игры от 0 до 3 месяцев

В первый квартал жизни ребёнок не отличается высокой активностью. Особенно это относится к новорождённым малышам.

Однако и для этого возрастного периода можно подобрать полезные и эффективные развивающие занятия.

Игрушки по большому счёту в этот период не особо нужны. Для ребёнка важна мама, которая кормит его грудью и успокаивает. Но поскольку психика новорождённого представляет собой чистый лист, каждая манипуляция родителей уже способна простимулировать детское развитие.

Развить новорождённых помогут самые простые упражнения:

  • громко-тихо . При приближении к малышу начинайте с ним разговаривать. Меняя подгузник, обмывая кожу, говорите всегда. При этом нужно изменять интонацию и высоту голоса. Тихое шептание убаюкает, а громкие слова, наоборот, заставят насторожиться.
  • материнское лицо . Фокусировка на лице – важное достижение для новорождённого. Матери необходимо медленно двигаться вправо-влево, чтобы малыш поворачивал головку и отслеживал перемещения;
  • наблюдение . В период новорождённости дети лучше видят чёрно-белые предметы, поэтому нужно взять, к примеру, игрушечную зебру и водить ею в различные стороны. Игрушку нужно держать на расстоянии в 25 см и менять направление после того, как кроха передохнёт;
  • мамин голос . Чтобы детский слух смог развиваться, почаще зовите кроху по имени из разных уголков комнаты. Так ребёнок сможет отслеживать направление шума и совершенствовать слуховое восприятие.

В первый месяц жизни у ребёнка лучше всего развито осязание, вот почему прикосновения матери – это лучший тренажёр для интеллекта. Кроме того, мамины руки – это залог уверенности и безопасности. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно делать массаж новорождённому.

Второй месяц

Период новорождённости заканчивается появлением комплекса оживления, который заметен при приближении матери. Кроме того, ребёнок дольше концентрирует внимание, поэтому и игры с ним будут более серьёзными и продолжительными.

  • колокольный звон . Положите кроху на животик, пошумите перед ним колокольчиком и подвесьте бубенец на краешек постели. В следующий раз, заслышав звон, ребёнок станет поворачиваться в сторону интересного звука;
  • нежные пальчики . Когда ребёнок бодрствует, можно гладить его ладони и пальчики различными материалами. Это может быть трикотаж, шёлковый платок, меховушка, грубая вязка. Подобные действия совершенствуют осязание;
  • попрыгушка . Небольшую мягкую игрушку нужно оснастить резинкой и подвесить над постелью. Младенец станет разглядывать перемещения предмета. Также можно приобрести специальный мобиль – более совершенный вид подвесок;
  • потешки . Всем известные коротенькие стихотворения на каждое действие малыша – великолепный вариант развивающей игры. Мама может проговаривать потешки во время массажа, кормления, купания, поглаживания.

Плавание в ванне – не только приятная забава, но и корригирующее занятие, если у ребёнка имеется гипертонус мышц. Сначала малыша можно просто купать, а потом, заботливо придерживая, стоит выполнить просто упражнение – «восьмёрку».

Ребёнок быстро прогрессирует и уже способен держать головку, держать в ладошках небольшие предметы, гулить, наблюдать за собственными ручками. Также дети пытаются переворачиваться, поскольку им хочется исследовать весь мир.

Подобную любознательность удовлетворят следующие игры:

  • фитбол . Поскольку малыш способен провести около 10 минуток лёжа на животе, можно придумать весёлую игру с фитболом. Ребёнка кладут на надувной мячик, который начинают осторожно покачивать в разные стороны, придерживая при этом маленького «пассажира»;
  • погремушки. Ребёнок опять же лежит на животе, а перед ним размещаются несколько ярких погремушек. Как только младенец потянется к одной из них, следует создать опору для его стоп, чтобы ребёнок попытался оттолкнуться. Это упражнение полезно для ползания;
  • танцы . Развивающие игры до года невозможно представить без музыкального сопровождения. Смело включайте любимую детскую песенку и «приглашайте» кроху на танец. Достаточно просто медленно кружиться, похлопывать в ладони в такт музыке;
  • звучащий браслетик . На полоску из трикотажа нашейте несколько бубенчиков. Такой «браслет» нужно надеть на любую детскую конечность. При шевелении ребёнок будет слышать звон и станет определять его направление, в результате чего произойдёт активное изучение рук-ног.

Актуальными остаются игры с мобилем, чтение потешек, а также массаж. Не следует забывать и про плавание в ванной.

Которые можно использовать даже в возрасте новорождённости. Читайте об этих игровых приспособлениях в статье психолога.

Игры от 4 до 6 месяцев

Этот возрастной этап характеризуется глобальными изменениями в детском развитии. Во-первых, ребёнок начинает переворачиваться, а потом и садиться. Во-вторых, его пищеварительная система становится более совершенной, поэтому родители переходят к прикорму. Становятся более сложными и занятия.

Это время переворотов, поэтому нельзя оставлять кроху одного на поверхности, которая не ограничена бортиками.

Занятия для 4-месячного ребёнка:

  • разговор . Матери необходимо наклониться над малышом и повторять короткие стихотворения или потешки, в которых отчётливо слышны гласные звуки. В ответ младенец начнёт гулить, продолжая начатый «разговор»;
  • забиралки . Разнофактурные игрушки следует по очереди вкладывать в детские ладони. Как только младенец изучит предмет, его забирают осторожно и предлагают следующий. Подобные пальчиковые игры подготавливают руку к манипуляциям со столовыми предметами и письменными принадлежностями;
  • зеркало . Небольшое зеркальце или другую небьющуюся отражающую поверхность нужно прикрепить к бортам кровати на 30-сантиметровом расстоянии от детского личика. Кроха с удовольствием станет рассматривать собственное отражение;
  • подвески . Магазинные мобили с яркими игрушками, музыкальным сопровождением и ночником – универсальный развивающий комплекс. С его помощью совершенствуется точная моторика, внимание, тактильные чувства.

Четырёхмесячным деткам можно и нужно приобретать различные книжки с яркими картинками, только лучше брать не обычные, бумажные, а мягкие. В продаже имеются книги, которые можно взять с собой в ванную комнату.

В этом возрасте детишкам надоедает лежать, они пытаются садиться и ползать. Подобную физическую активность необходимо всячески поощрять, не забывая о развитии и психических процессов.

Занятия усложняются и становятся более продолжительными.

  • мячики . Эти игрушки бывают самыми разными. Так, тканевый пригодится для развития хватания, пупырчатый – для тонкой моторики, с «начинкой» в виде колокольчиков – для слуха. Вариантов – масса;
  • «ку-ку» . Отыскиваться спрятавшуюся маму – любимое занятие пятимесячных малышей. Мать либо укрывается за постелью, либо просто закрывает лицо ладошками, а потом появляется с возгласом «ку-ку» под радостный детский смех. Забава развивает внимание и эмоции;
  • прыжки . Ребёнок стремится занять вертикальное положение, когда его поддерживают. Позвольте ему немного попрыгать, словно пружинка, придерживая за ручки. Важно лишь не ставить малыша на ножки;
  • «кто пришёл?» . Ребёнок эмоционально реагирует на родных людей. Когда в комнату заходит, к примеру, отец, маме можно произносить следующее: «Кто пришёл? Папа пришёл. Кто выходит? Это папа выходит»;
  • название игрушек . При вручении малышу какой-либо игрушки, следует чётко произносить её название: «Это кукла. Смотри, какая красивая кукла. Куклу зовут Маша». Это расширяет лексикон ребёнка и совершенствует языковые навыки.

Следует больше разговаривать с ребёнком, даже если он просто агукает. Детям нравится, когда мамы их передразнивают, повторяя слоги «па-па-па» или «ма-ма-ма».

Ребёнок в возрасте 6 месяцев уже пробует садиться, у некоторых это получается. Это расширяет их кругозор, следовательно, появляется желание изучить все близлежащие предметы.

С маленькими детьми 6 месяцев от роду можно заняться исследованиями игрушек.

  • ладушки . Классика отечественной педагогики! Это забава отличается простотой. Мама произносит стишок, хлопая в ладони, а ребёнок по мере возможности повторяет «аплодисменты». Очень весело и полезно;
  • мешок с секретом . В небольшой трикотажный мешок нужно сложить различные предметы таких размеров, чтобы их было невозможно проглотить. Это могут быть шишки, пупсы, мячики и т.д. Ребёнок толкает в мешок ручку, ощупывает и достаёт предмет, а мать его называет;
  • катание на плечах . Если ребёнок уже умеет сидеть, папа может посадить его на плечи и пройтись по комнате или улице. Это откроет широкие горизонты (во всех смыслах) к познанию окружающего мира. Малыша, естественно, нужно придерживать;
  • «полёт» . Для этой игры также лучше пригласить папу, поскольку не всякая мама сможет поднимать ребёнка за подмышки и раскачивать. Также отец сможет делать «самолёт», придерживая малыша за грудную клетку и нижние конечности.

Начинающий ползать ребёнок приступает к самостоятельному исследованию окружающей действительности, если, конечно, не сидит в безопасном манеже. Важно убрать из поля зрения крохи различные бьющиеся, острые и другие опасные конструкции.

Для полугодовалого ребёнка представляет особый интерес развивающий коврик, у которого имеется зеркальце, разнофактурные игрушки, музыкальная панель. На этом устройстве малыш сможет провести много времени.

Игры от 7 до 9 месяцев

В этом возрасте многие дети уже активно ползают, а другие к концу третьего квартала начинают уже вставать на ножки. Подобная мобильность существенно расширяет игровой репертуар. Развивающие игры до года для малышей 7 — 9 месяцев представлены ниже.

Седьмой месяц

Семимесячные ребятишки чаще всего «сидячие», поэтому их ручки свободны для упражнений. Пальчиковые игры – отличный вариант для развивающих занятий в 7 месяцев. Чем ещё можно занять ребёнка:

  • «сорока» . Популярные пальчиковые игры, когда мама читает стишок и поочерёдно загибает детские пальчики, великолепно совершенствует тонкую моторику и готовит руку к манипуляциям с различными небольшими предметами;
  • крупяной мешочек . Из ткани шьют небольшие мешки, которые наполняют затем гречкой, горошком, фасолью, рисом. Такие самодельные игровые принадлежности формируют мелкую моторику, развивают интерес к познанию;
  • пищащий молоток . Молоточек с пищалками на конце предназначен для постукивания по полу, столу. Достаточно полезная игрушка для развития координации действий, однако не каждая мама способна подолгу слушать такие звуки;
  • барабан . Для создания шума подойдут как детские музыкальные инструменты, так и обычные кастрюльки с ложечками. Постукивание с различной интенсивностью позволяет развивать фонетическое восприятие и музыкальный слух;
  • самодельные книги . Такие книжки делают из ткани различной текстуры, пуговиц, прочих мелких предметов. Пролистывание подобных «литературных произведений» надолго увлечёт малыша, который сможет даже сам её рассматривать.

Именно на пальчиковые игры делают основной упор с этого возраста. Однако важно формировать не только мелкую, но и крупную моторику. Об этом подробнее расскажем дальше.

Ребёнок достаточно мобилен, подвижен, любознателен. Ему интересно буквально всё, поэтому удержать его в кроватке очень сложно, да и не нужно.

И лето, и зима – отличное время для восьмимесячных малышей активно двигаться.

  • «мяу, гав, му» . Для большинства малышей этого возраста характерен повышенный интерес ко всяческой живности. Заинтересованность нужно удовлетворить. Для этого мама демонстрирует картинку с собакой и спрашивает: «Как гавкает собака?» Сама отвечает, а потом просит повторить кроху;
  • полная бутылка . Пластиковые ёмкости небольшого объёма заполняют крупой или водой. Такие предметы ребёнок крутит, трясёт, чтобы разглядеть, как сыпется крупа или булькает жидкость. Подобные занятия помогают развивать зрение и слух;
  • ползание . Поначалу яркая игрушка кладётся рядом с ребёнком, который, чтобы ею завладеть, добирается ползком. По мере выполнения задания потенциальную «добычу» отодвигают подальше, стимулируя малыша к ползанию;
  • «Кку-ку» . Вариация предыдущего одноимённого развлечения. Взрослый укрывается за креслом, а ребёнок ползёт к ней, чтобы отыскать. Затем игроки меняются ролями, теперь кроха скрывается, а мама старается его найти;
  • «бросалки» . Сюда можно отнести мягкие кубики, пищалки, другие небьющиеся предметы. Это развлечение помогает ребёнку понять способы познания вещей. А когда малыш немного повзрослеет, эти предметы можно предложить бросать в пластиковую ёмкость;
  • «третье лишнее» . Ребёнку предлагают взять в ручки две куклы или машинки, а затем помещают на видное место новую игрушку. Обычно малыш быстро догадывается, что необходимо освободить руку, чтобы изучить предложенный предмет.

Не нужно отбрасывать и прежние игры. Так, ребёнку в 9 месяцев будет интересен развивающий коврик. Также можно предложить сидячему малышу и бизиборд – сенсорную доску с многочисленными предметами для вдумчивого изучения.

Доска Монтессори — очень полезная игрушка, поэтому родителям будет полезно узнать, как сделать и что для этого понадобится.

Девятый месяц

Девятимесячные ребятишки начинают понемногу осваивать вертикальное положение. Также малыши более уверенно орудуют пальчиками, проявляя интерес к столовым приборам. Чем полезно заниматься с детьми этого возраста:

  • ванные игры . Поскольку малыш уверенно сидит в ванной, ему можно предложить специальные водные игрушки. Их сейчас огромное множество – от банальных уточек и корабликов до различных фонтанов, мельниц на батарейках;
  • матрёшки . Знакомый всем символ России идеально подходит для развития ребёнка. Эти куколки годятся для понимания размеров, синхронизации действий, совершенствования моторики. Перед занятием нужно продемонстрировать принцип матрёшки;
  • пирамиды . Пригодятся пирамиды деревянные или пластиковые с небольшим количеством колец. Собирание и разборка таких игрушек способствует изучению формы, цвета, развивает синхронность действий ручек и глаз;
  • «почтовый ящичек» . Эта игрушка представляет собой коробку (обычно из дерева или безопасного пластика) с отверстиями различной формы, куда проталкивают соответствующие предметы. Как только ребёнок справится с занятием, коробка открывается;
  • копилки . В крышке пластиковой ёмкости делается небольшое отверстие, куда можно бросать различные монеты, пуговицы, жетоны. Затем эта игрушка используется в качестве шумихи или погремушки. Главное – что она сделана своими руками.

Манипуляции с мелкими предметами представляют серьёзную опасность для детишек раннего возраста, поскольку могут быть ими проглочены. Поэтому такие игры необходимо проводить в присутствии родителей.

Игры от 10 до 12 месяцев

Ближе к первой юбилейной дате ребёнок становится всё более любознательным и умелым. В этот возрастной период родители стараются уделять повышенное внимание хождению малыша и его оперированию различными предметами.

10-месячные малыши начинают ходить. Это заставляет родителей активно развивать именно это умение. Но всё же нужно помнить и о других психологических процессах.

Для всестороннего развития можно воспользоваться полезными играми:

  • катание. С помощью колёсных машин можно показать ребёнку, как приложенные усилия влияют на результат. Например, если толкнуть автомобиль не очень сильно, он «заглохнет» достаточно быстро, если же приложить силу, то придётся за ним идти;
  • конструктор . Простейшие варианты конструкторов с крупными деталями хорошо справляются с совершенствованием наглядного мышления, крупной и точной моторики, координированности действий;
  • тряпичные куклы . Необходимо брать игрушки с крупными чертами личика. Эта игрушка знакомит детей с названиями и расположением частей туловища и лица. Мама предлагает показывать, где у куколки глаза, нос, руки и пр.;
  • рисование . На альбомном листе нужно изобразить краской или карандашом рыбку или дом. Мама таким образом показывает, что пишущие предметы оставляют следы на бумаге. Ребёнок обязательно захочет познакомиться с фломастерами или красками, но пока рисовать самостоятельно он не может;
  • хлопки . Чтобы научить ребёнка действовать по подражанию, предложите ему повторить за вами элементарные действия. К примеру, малыш хлопает в ладошки, стучит ножкой о пол, шлёпает ручкой по коленке и т.д.

Не забываем и о ходьбе. С помощью мамы ребёнок передвигается по комнате, а чтобы обезопасить его от травм, необходимо убрать все опасные предметы и прикрыть острые углы у мебели.

Одиннадцатый месяц

Физическая активность возрастает. Ребёнок в 11 месяцев ходит, изучает окружающую среду с удвоенной силой. Поощрять нужно как двигательную активность, так и развитие познавательных навыков. На помощь придут множество полезных занятий:

  • машина-каталка . Для улучшения навыков хождения специально были разработаны каталки. Ребёнок, двигая машину на колёсах, идёт следом за ней, удерживает равновесие и попутно разглядывает всё вокруг;
  • лошадка-качалка . Популярнейшая игрушка во все времена. Под присмотром родителей малыш раскачивается, совершенствуя тем самым вестибулярный аппарат. Это поможет ускорить уверенное хождение ребёнка;
  • песочные игры . Лепка куличиков, пересыпание совочком песка в ведёрко – всё это способствует освоению навыка владения столовыми приборами. Чтобы не прерывать такое полезное занятие в зимнее время, можно купить специальный кинетический песок себе домой;
  • «ловись, рыбка» . В продаже имеются специальные удочки с магнитами, которыми можно «ловить» различные предметы. Весёлое и полезное занятие, помогающее ребёнку развивать точность движений и моторную ловкость;
  • заводные игрушки . В эту группу входят заводные машины, поезда, мыши и пр. Сначала нужно продемонстрировать принцип работы таких игровых принадлежностей, а затем ребёнок сможет самостоятельно завести машинку.

Узнайте из статьи, что такое и как с ним играть. Также родители смогут прочитать, как приготовить этот игровой материал в домашних условиях.

Для малышей до 1 года и даже старше такие игрушки, как пирамидки, волшебные мешочки, почтовые ящики, матрёшки, представляют большой интерес. Поэтому не нужно их убирать на полку, если ребёнок ими продолжает увлекаться.

Двенадцатый месяц

Ребёнок в 12 месяцев – достаточно взрослый человечек. Он уже по-другому смотрит на известные игры и вещи, поэтому можно экспериментировать, используя знакомые игрушки в непривычном свете. Чем может заинтересоваться годовалый кроха:

  • пальчиковые краски . Великолепное занятие – ставить отпечатки ладошек на ватман, которые потом можно превращать в различные яркие рисунки – солнышко, деревце, человечек, осьминожек. Важно брать именно безопасные краски для младенцев;
  • лепка . Солёное тесто или особый пластилин – принадлежности, эффективно способствующие совершенствованию точной моторики. Пока лепить фигурки малыш не может, однако мять пальчиками пластичную массу вполне в состоянии;
  • «покажи цвет» . 12-месячные ребятишки способны различать основные цвета, однако пока ещё не могут их называть. Родители, взяв, например, синюю погремушку, просят ребёнка показать предмет такого же цвета. После удачной попытки нужно обязательно похвалить малыша;
  • «золушка» . В небольшой таз засыпают горошины и фасолины, хорошенько перемешивают и предлагают крохе разложить их по различным посудинам. Обязательно нужно следить, чтобы маленький умелец не затолкал эти предметы в нос или ротовую полость;
  • «человек-паук» . Между тяжёлыми креслами натягивают резиночку так, чтобы она напоминала паутину. Мама показывает, как нужно проходить сквозь препятствие, а затем предлагает малышу почувствовать себя супергероем.

В процессе игры нужно следить не за точным выполнением инструкции, а за эмоциональной составляющей. Важно улыбаться ребёнку, поддерживать его и хвалить за каждое выполненное действие.

Огромный плюс всех этих забав – отсутствие особого «реквизита», так что мама не просто разовьёт малыша, но и сэкономит деньги на приобретении дорогостоящих игровых принадлежностей. Ну а на основе описанных выше игр родители могут придумать свои собственные развлечения. Дерзайте!

Клуб Увлеченных Мам

Холя и лелея своего малыша, каждая мама мечтает о том, что он вырастет самым сильным, ловким и смелым. А мы с вами знаем, что то, каким вырастет малыш, зависит от того, занимаются ли родители физическим развитием ребенка или ограничиваются лишь ежедневным уходом.

Сегодня мы рассмотрим простые, не требующие специальной подготовки подвижные игры для малышей до года . Эти игры вы сможете легко «вписать» в распорядок дня и получать удовольствие, играя с малышом.

Подвижные игры для малышей до года по месяцам

Подвижные игры в 0-3 месяца

Подвижный звоночек

Для игры вам понадобится бубенчик и резинка, их сейчас легко приобрести в отделах, где продают аксессуары для рукоделия. Резинку выбирайте такую, чтобы она не давила на запястье и щиколотку малыша. Пришейте бубенчик к резинке – приспособление для игры готово.

  • Когда малыш не спит, наденьте ему на ручку или ножку вашу нехитрую погремушку, которую смастерили сами.
  • Размахивая ручками и ножками, ребенок установит связь между шевелением и звуком бубенчика и станет активнее двигаться, чтобы услышать этот звук.

Так вы зададите малышу цель на активность, а еще ребенок начнет устанавливать первые причинно-следственные связи.

Ладушки-топотушки

Вам может показаться, что игра в ладушки вам не по возрасту, но попробуйте самый легкий ее вариант.

  • Берите за ручки малыша и хлопайте ими друг о друга и по другим местам, до которых уже могут дотягиваться крохотные ручки. Ручки пока еще сжаты в кулачки, расправятся они позже.
  • Берите в свои руки ножки ребеночка и хлопайте ступнями друг о друга и по другим местам, до которых уже могут дотягиваться крохотные ножки.

Эти игровые упражнения легко впишутся в небольшую зарядку после сна и помогут устанавливать вам с малышом эмоциональный контакт.

Игра с большим мячом

Очень удобно, если у вас дома есть большой или средний фитнес-мяч (фитбол).

  • Положите ребенка на мяч животом и катайте его вперед-назад и вправо-влево.
  • Интенсивность определяйте, исходя из состояния вашего малыша и в зависимости от того, насколько хорошо младенец сам удерживает головку.

Игра с мячом может быть веселой или успокаивающей, все зависит от амплитуды ваших движений.

Подвижные игры в 3-6 месяцев

В этот период можно сделать первый курс массажа вашему малышу. А из простых подвижных игр для малышей больше всего подойдут такие игры:

Самолет

  • Поднимите малыша на вытянутых руках, держа его под ручки, и начните «полет» по комнате.
  • Снижайтесь и снова взмывайте вверх, ориентируйтесь на настроение ребенка.

Следите, чтобы малыш не пугался, и игра была ему в радость, увеличивайте амплитуду движений по мере привыкания ребенка к игре. Во время полета имитируйте звуки самолета, это очень нравится малышам. Как только появятся признаки усталости, сразу идите «на посадку».

Кресло-каталка

Чтобы успокоить и подготовить ребеночка ко сну, научитесь этой игре.

  • Родитель садится на пол, ноги вытягивает вперед и немного сгибает их в коленях. Малыша посадите лицом к себе на нижнюю часть своего живота, так чтобы голова ребенка оказалась на ваших коленях. Ножки малыша уприте себе в грудь.
  • Теперь держите малыша за ручки и аккуратно перекатывайтесь на спину, чтобы в итоге ребенок встал на ваш живот. Вернитесь в исходное положение.

Такое катание с вашей поддержкой прекрасно укрепляет мышцы, развивает координацию и чувство равновесия. Делайте все медленно и аккуратно, следите за реакцией ребенка.

Лифт

У этой игры есть два варианта — начальный и усложненный, — они отличаются захватом при игре.

Первый вариант:

  • Возьмите малыша под руки и плавно, а по мере освоения игры уже резче, поднимите малыша вверх. Проговаривайте, что лифт едет вверх.
  • А потом лифт едет вниз, и мы опускаем малыша вниз до удобного и комфортного для вас обоих уровня.
  • Так продолжаете «кататься» на лифте, пока эта игра малышу в удовольствие.

Второй вариант:

Недавно стали мамой малыша?

  • Возьмите малыша крепко за ладони и поднимайте его вверх то за одну ручку, то за другую, пока «лифт» не доедет до «верхнего этажа».
  • Затем опускайте малыша также попеременно за ручки до уровня, удобного для вас обоих.

Такая игра, кроме физического развития, помогает научиться малышу осознавать положение своего тела в пространстве.

Подвижные игры в 6-9 месяцев

В шесть месяцев часто малыш уже начинает ползать, это первый самый важный навык, который является подготовкой к самостоятельному хождению. Поощряйте ползание с помощью ниже описанных подвижных игр, и это укрепит мышцы спины вашего ребенка.

Препятствия на пути к мечте

Для этой игры нужна «заветная цель», до которой очень захочется доползти вашему «ползунку».

  • Создавайте препятствия на пути к яркой игрушке, вам понадобятся рулончики-валики из полотенец, одеяла и подушки.
  • Увеличивайте сложность этой игры, по мере того как малыш научится преодолевать сначала валики из полотенец, затем подушки и валики из одеял.
  • Создавайте препятствия мгновенно из своих рук и ног. Позже малыш научится перелезать вас, лежащего на животе или спине, и в завершение станет перелезать вас, лежащего на боку.
  • Усложненный вариант – заползание на горку с препятствиями. Для этого берется ровная доска и устанавливается с наклоном, наклон регулируете по мере усложнения игры.

Эта простая игра чрезвычайно полезна для воспитания характера!

Туннели

Возьмите картонную коробку побольше для домика и к нему приделайте небольшой лаз из коробки поменьше. Сделайте отверстия-окошечки в туннеле, чтобы малыш не испугался, и вы могли контролировать его движение внутри.

Можно сделать туннель еще проще — из любого стула или нескольких одинаковых стульев, просто занавесив тканью по бокам.

Цель игры в туннеле — научить ребенка проползать, нагибая голову и следовать по туннелю, это поможет малышу освоить координацию и ориентирование в пространстве и не бояться нестандартных ситуаций.

Танцы

В эту игру играть можно с рождения ребенка, но интереснее играть, когда малыш уже имеет некоторый опыт освоения разных движений.

Игра проста – включайте любую музыку и танцуйте вместе!

  • Сначала танцуйте с малышом на руках, чтобы он чувствовал разные ваши движения. Учите малыша двигаться сидя, затем, когда встанет на ножки у опоры, покажите ему, что можно танцевать у опоры, хотя если вы начнете танцевать раньше, то к 8-10 месяцам он и сам начнет танцевать, как только встанет на ножки.
  • Двигайтесь под музыку, пусть малыш понимает, что вы двигаетесь в ритм с музыкой. Так вы научите ребенка чувству ритма и будете совершенствовать координацию тела.

Подвижные игры в 9-12 месяцев

В этот период ребенок уже хорошо ползает и начинает ходить.

Альпинист

  • Возьмите ребенка за ручки и дайте ему сделать несколько шагов по полу, затем чуть приподнимите его, и пусть дальше он начнет шагать по вам вверх. Используйте это, когда малыш просится к вам на руки, и тогда каждый раз вы будете совершенствовать координацию и укреплять мышцы, пока ребенок «ползет» к вам на руки.
  • Если у вас дома есть спортивный комплекс или лесенка у стенки, то повесьте музыкальную игрушку так, чтобы ваш ребенок залезал к ней по лестнице.

Турничок

Самое время начать знакомить ребенка с перекладиной-турником и тренировать подтягивание. Сделайте из этого занятия веселую игру!

Еще больше подвижных игр для малышей в возрасте одного года вы найдете в статье .

Если статья оказалась полезной для вас, расскажите о ней друзьям.

Посмотрите, в какие еще можно поиграть :

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.