Развиваем моторику руки 6 7 лет распечатать. Развитие моторики у детей. Работа с бумагой

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

3. Тир

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Озерова Марина

Озерова Марина Сергеевна.

На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук . Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления .

Что значит развивать мелкую моторику ?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором . Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий :

Упражнения с мелкими предметами ;

Графические задания;

Пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо, не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Например :

Графические задания (штриховка по контуру, рисование прямых, наклонных линий, волн, узорная штриховка, задания «Дорисуй картинку» , «Соедини точки» , «Проводи ребят до дома» , повторение рисунка по клеточкам, графические диктанты).

Игры с мелкими предметами , сыпучими продуктами, семенами, пуговицами, веревочками, с прищепками, спичками, тенисными мячиками, использование пальчиковых игр.

Лето прекрасная пора, когда также можно готовить руку ребенка к письму, развивать его мелкую моторику .

Предлагаю занятие с использованием бумаги «Утенок Геша»

Цель : Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей , внимания, усидчивости.

Раздаточный материал : листы с изображением утенка, квадраты из салфеток (в зависимости от того какой объем хотите получить, дополнительные атрибуты-ленточки, пластиковые глазки, клей, салфетка для рук.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите как много у меня утят, но они какие-то неживые. Давайте сделаем их объемными. Мы будем брать по одному кусочку салфеточки, скатывать из нее шарик (их надо сделать много) и наклеить по контуру на утенка. Посмотрим, что получится!.


Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную (перемещение тела, ходьба).

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные.

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Приемы развития мелкой моторики рук для детей 5–6 лет Мелкая моторика рук для детей 5-6 года. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии детей, позволяет сформировать.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего развития Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

Ряд исследований таких ученых, как Л.С. Выгодского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева были направлены на доказательство того, что дети 6 лет и дети 7 лет приходят в школу с разным багажом знаний и у шестилеток в основе данного багажа отсутствуют новообразования, присущие детям семи лет. Именно в период от 6 до 7 лет проявляются очень заметные, прогрессивные изменения психофизиологических функций, сенсорной сферы, личностных новообразований.

Большие изменения претерпевает такой процесс, как восприятие , оно становится более целенаправленным, управляемым и планомерным, легче устанавливаются ребенком взаимосвязи между речью и мышлением. Ведущим при ознакомлении с окружающим становится именно зрительное восприятие.

Все более отчетливо отслеживается формирование произвольности таких процессов, как память и внимание . Связано это не только с психофизиологическими процессами созревания, но и с тем, что дошкольник, при соответствующей подготовке старается использовать специальные приемы сосредоточения и запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала, планирующие функции речи.

Что качается анализа процессов мышления дошкольников 6 и 7 лет, изучение которых отражены в трудах Г.Г. Кравцова, И.Л. Семаго Д.Б. Эльконина и др., то можно выделить следующие изменения:

Переход от эгоцентризма к децентрации, что позволяет объективнее воспринимать действительность, мышление становится внеситуативным;

Формирование новых способов умственных действий, опора при решении задач на словесно-логические рассуждения, освоение определенных действий при различных подходах к решению проблемных ситуаций;

Возрастает планомерность мышления, практические действия становятся итогом предварительного обдумывания, обсуждения;

Познавательная активность становится более упорядоченной, проявляются осознанные стремления проявить свои знания. попробовать свои силы;

Отчетливо прослеживаются индивидуальные особенности мышления: гибкость, самостоятельность, пытливость .

Еще один процесс, неотъемлемый от детского сознания – воображение, тоже претерпевает серьезные изменения именно к семилетнему возрасту. Оно все более приобретает произвольный характер. Ребенок старается сначала создать замысел, а затем планомерно его реализовать. В игре ребенка, благодаря развитому воображению все больше элементов замещающей деятельности и предметов-заместителей, уже нет необходимости в наглядной опоре для создания сюжетов и образов.

Эмоционально-волевая сфера ребенка так же претерпевает серьезные изменения именно к 7 годам. И здесь психологи отмечают массу противоречащих явлений. С одной стороны может ярко проявляться кризис 7 летнего возраста, который Л.С. Выгодский описывает такими признаками, как утрата детской непосредственности, наивности, появление манерности, вертлявости, натянутости с скрытности в отношениях .


В то же время такие ученые, как А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько отмечают, что к 7 годам чувства ребенка становятся более осознанными, разумными, внеситуативными. В основе мотива поведения уже лежат не внешние запреты, а усвоенные нравственные и эстетические нормы.

Вообще, что касается такой характеристики, как произвольность, формирование которой у дошкольников прослеживается, как в психических познавательных процессах, так и в эмоционально-волевой сфере, то она в большей степени присуща именно детям 7 лет, нежели шестилеткам. Это подтверждают методики и проведенные по ним исследования Н.И. Гуткиной. Она отметила, что при выполнении таких задач, как работа по образцу, сенсомоторная координация – семилетние дети всегда справляются лучше, чем дети более младшего возраста, хотя их познавательная активность и мотивационная готовность могут быть и на одном уровне .

Еще один компонент школьной зрелости, который можно рассматривать, как часть психофизиологическго развития, но по причине, что в учебном процессе большую роль играет успешное овладение письмом – этот компонент принято диагностировать отдельно – это уровень развития мелкой моторики руки. Это вопрос глубоко изучался в теоретическом и практическом амспекте в отечественной психологии такими специалистами, как Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер.

Всегда психофизиологическая незрелость сопровождается слабым развитием мелкой моторики руки, это наглядно подтверждают такие методики, как ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Иирасека, тест Бендер. Однако низкий уровень развития мелкой моторики руки может встречаться и у детей имеющих высокие интеллектуальные показатели и нормальный уровень развития процессов саморегуляции. Причиной в этом случае может являться:

В дошкольном детстве было уделено недостаточное внимание таким важным видам деятельности, как рисование, лепка, вырезание ножницами, пренебрежение пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой;

Астенический тип личности, слабый тип ВНД, в результате чего пальцевые мышцы не имеют достаточной силы – ребенок старается выполнять задания связанные с письмом, но быстро утомляется истощается.

Ведущей рукой ребенка является левая рука, но дошкольника активно переучивали в правшу

Исследования Н.И. Гудкиной, Т.Б.Филичевой, Л.В. Занкова указывают так же на то, что при одинаковых системах упражнений для развития мелкой моторики руки для детей 6 и 7 лет, более старшие дети имеют более высокий уровень развития мелкой моторики, процесс овладения упражнениями в такой группе идет успешнее, а положительная динамика выше.

Таким образом психологическая наука имеет большой ряд доказательств того, что дети семи лет в силу более зрелого уровня психомоторного развития, развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки имеют и более высокую степень готовности обучения к школе.

В период старшего дошкольного возраста родители, занимающиеся развитием малыша, сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.

Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам надо прежде всего тренировать его пальчики и ручки. Это очень и очень важно!

Какие игры и упражнения для развития мелкой моторики будут интересны и полезны ребёнку 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!

Игры с мелкими предметами

Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых требуется перемещать мелкие предметы:

  • домино, лото, мемо и прочие настольные игры с карточками и фишками;

Комбинируйте их в различных вариациях, используйте для организации весёлого детского или семейного праздника, активно внедряйте в развивающие занятия. Примечательно, что таким способом вы стимулируете мелкую моторику, параллельно изучая с ребёнком основы математики, пространственные и временные понятия, цвета, буквы и пр.

Графические упражнения

Выполняя описанные в данном разделе упражнения, ребёнок развивает точность и быстроту мелких движений кистями и пальцами рук, тренирует глазомер, улучшает зрительно-моторную координацию, а вместе с тем стимулирует воображение и речевые навыки.

«Укрась вазу»

Приготовьте шаблон вазы, распечатав и вырезав по контуру раскраску на плотном листе формата А4 или А5.

Используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, ребёнок должен украсить вазу геометрическим узором.

Вы можете предложить работу по образцу или позволить малышу проявить фантазию. Можно провести на шаблоне легкие линии пунктиром и организовать упражнение в виде последовательного выполнения словесных команд:

  • в верхней полосе нарисуй три круга;
  • ниже - линию из чередующихся ромбов и треугольников;
  • под ней - линию из квадратов

Можно подготовить шаблоны разных предметов: посуды, мебели, домашнего текстиля, одежды и т. д.

Можно делать узоры не из фигур, а из различных линий, как в образце:

«Графическая меткость»

В эту группу упражнений для тренировки рук мы собрали задания, в которых ребёнку надо провести на бумаге чёткие линии, не отрывая от листа ручку или карандаш (именно карандаш рекомендуется использовать для письменных заданий с дошкольником):

  • лабиринты : провести линию внутри полосы, не задевая границ;
  • соединить линиями пары картинок : зверей и их домики, взрослых животных и детёнышей, предметы и их тени;
  • проследить путь : мышки к сыру, бабочки к цветку, машинки в гараж.

Заранее приготовьте серию карточек с графическими заданиями и предлагайте их ребёнку в рамках ваших развивающих домашних занятий или используйте их, чтобы скоротать образовавшийся в распорядке дня перерыв.


«Рисование по клеточкам»

Задания этой серии прекрасно развивают зрительно-моторную координацию и пространственное мышление.

Возможные варианты:

  • повторение рисунка по образцу;
  • продолжение узора;



Великолепная десятка: как развивать мелкую моторику в быту

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже должны быть обязанности по дому. Он может и должен помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол, он должен и может самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры. Привлекая малыша к бытовым делам, вы не только формируете в нём трудолюбие и самостоятельность, но и создаёте благоприятные условия для развития мелкой моторики. Какие действия особенно полезны для тренировки пальчиков и ручек?

  1. Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
  2. Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
  3. Перебирать крупу для каши.
  4. Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
  5. Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
  6. Открывать дверные замки ключом.
  7. Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
  8. Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
  9. Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
  10. Затачивать карандаши, используя точилку.

При творческом подходе к воспитанию развивающую ценность приобретает любое ваше совместное с ребёнком занятие: игры, прогулки, чтение любимых книжек, работа по дому… Давайте малышу пищу для ума и работу для рук, наслаждайтесь доверительным общением с наследником, и пусть родительство ваше будет счастливым.

Юлия Сергеевна Кравцова
Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

"Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного , тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка , которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности , быстроты движения, развивают глазомер , воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки .

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий :

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета) .

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Родители дают задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо) .

Варианты заданий :

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения , точность

Ребёнку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки) .

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение , речь

Ребёнок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий :

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий :

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Публикации по теме:

Для развития мелкой моторики рук и упражнения в счете, я придумала вот такой простой тренажёр из бусинок. Цель: помощник в решении простейших.

Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Уже с десяти месячного возраста активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с достаточной амплитудой. Так, малышам.

Консультация для воспитателей и родителей «Упражнения по развитию мелкой моторики» У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,.

Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.