Развитие ребенка в один год три месяца. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца
Вашему крохе - 1год и 3 месяца. Уверенной поступью он переходит из младенческого возраста в период раннего детства. В чем это проявляется? В развитии и совершенствовании двух отличительных умений Человека - прямохождения и речи.
Движение…
Обычно к 1 году 3 месяцам ребенок уже уверенно ходит, а к полутора годам – свободно и самостоятельно перемещается в различных направлениях. Но ходьба еще не достигла совершенства в полной мере, эти навыки будут «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.
Речь…
Малыш продолжает овладевать речью. В первые три месяца второго года жизни у крохи в активном словаре было примерно 10 слов (в том числе и лепетных): «мама», «папа», «баба», «дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко», «ля-ля» и пр. Этот «запас» сохранился и даже расширился, а некоторые слова теперь выступают в качестве обобщенных. Например, если малютка называет кошку «мя-а-а», то в его лексиконе это слово может обозначить и мягкую, пушистую как кошка – бабушкину шаль! Это значит, что в речи ребенка появились первые обобщения, по сходным признакам предметов.
Что это значит? Многое: например, то, что ребенок внимательно наблюдает за окружающим его миром. Далее, дитя делает попытки разобраться во всей информации, которую предоставляет ему его собственный жизненный опыт, а главное - он уже начинает делать первые сравнения. Пусть малыш пока «откликается» только на внешние признаки предметов – все же это начало логической мыслительной деятельности. Например, уже к полутора годам кроха способен не просто выделить новую или наиболее яркую, бросающуюся в глаза, игрушку, но и заметить сходство и различие во внешнем виде у двух игрушек.
Ребенок еще лучше стал понимать обращенную к нему речь, и, хоть и с большим трудом, начинает повторять услышанные слова.
Считают нормой, если к 1 г. 6 мес. Ребенок может воспроизвести примерно 30-40 слов. Но, конечно же, понимает он в 10 раз больше. Вы замечаете, как ведет себя малыш, когда Вы ему что-то говорите, поете или читаете? Он замирает, вглядываясь в Ваше лицо, он с удовольствием готов Вас слушать!
Развиваемся - играя!
Как и раньше, большое значение для развития ребенка в этом возрасте имеют предметные игры – в том числе и с дидактическими игрушками и пособиями. Теперь действия крохи с игрушкой заметно усложнились, приобрели поисковый характер. То есть, малыш, играя, желает познать все свойства игрушки, в том числе и скрытые, которые сразу невозможно увидеть. Теперь, глядя на игрушку, он хочет не только знать «что это?» (хотя порой может определить сам), но и «что с этим можно делать?». Таким образом, в понимании ребенка появились действия с предметами, с учетом их функциональности. То есть – машинку надо катать, куклу кормить, из кубиков строить башенку. Но это еще не ролевая игра, в полном смысле этого слова, а лишь отобразительные действия, которые ребенок копирует из увиденного в жизни.
Ученые утверждают, что ребенок, в этом возрасте, может играть с игрушкой довольно долго, не отвлекаясь, но только, если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если эта игрушка – с сюрпризом (Подробнее об игрушках с сюрпризом). Таким образом, если развивающие игрушки подобраны правильно – то со временем в поведении ребенка появляется устойчивость внимания в игре, которая, в свою очередь, имеет большое значение в формировании его интеллекта и умственных способностей.
Вот почему Ваше общение с ребенком - по его значимости трудно переоценить . Крохе необходимо постоянно демонстрировать действия с предметами быта и игрушками, каждый день необходимо выделять время для занятий и игр, чаще взаимодействовать друг с другом, создавая благоприятную среду партнерских отношений.
Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста 1-3 лет
Игре на нашем сайте уделяется большое внимание, ибо это лучшая "развивающая методика" для детей, потому что соотвествует их "детской" природе. Поэтому мы создали целые разделы, посвященные настоящим развивающим играм и игрушкам:
Ознакомясь с ними, Вы откроете для себя множество секретов правильного подбора игрушек, и построение развивающих игр.
Развитие интеллекта в игре:
Продолжайте развивать наглядно-действенное мышление. То есть, в процессе игры наглядно формируйте в понимании ребенка первые обобщения предметов (каша, суп, огурец – еда, и пр.).
Расширяйте в предметной игре сенсорный опыт ребенка. В этом возрасте уже можно выполнять с ребенком первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по принципу - «такой же» и «не такой». Пусть эти задания состоят из одного действия: например - величина «большой - маленький», или форма «шарик-кубик».
Продолжайте совершенствовать ориентировочные реакции на слух. Можно уже вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные игрушки, инструменты).
Продолжайте играть с ребенком во все виды развивающих игр: сюжетные, дидактические, и пр. Мы подобрали для Вашего малыша несколько подходящих ему по возрасту игр – об этом в статье «Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев».
Знакомство с окружающим миром
Обогащайте сенсорный опыт ребенка при действиях с различного рода предметами. Так Вы на практике дадите ему возможность познавать физические закономерности окружающего мира. Это может быть осознание расстояния («далеко-близко»). А при действиях - соотношение величины предмета (например, вкладыш можно вложить маленький в большой, но не наоборот). В том числе и зависимость действий от формы предмета (шарики – катать, из кубиков – строить).
Пользуйтесь замечательной возможностью ребенка – подражать взрослому – это тоже отличный способ познания окружающего мира. На данном этапе это можно делать опять же через игру: с куклой - «Покорми Лялю», машинкой - «Как машинка едет?».
Не забывайте еще об одной отличительной особенности ребенка раннего возраста – необузданное стремление к самостоятельности. Пусть малыш сам кушает ложкой, натягивает носочки, умывается – это пойдет ему только на пользу.
Ну и последнее по порядку, но главное по значению – очень важно для развития ребенка - создать в семье доброжелательную энергетическую среду, основанную на любви ко всем членам семьи. Оберегайте еще слабенькую нервную систему ребенка от стрессов и негативных ситуаций.
Развитие речи ребенка
При общении помните о развитии у ребенка понимания речи взрослого. Постепенно расширяйте свой словарь обращений к ребенку, называйте предметы, окружающие его и действия с ними. Не забывайте о полезных советах статьи «Как научить ребенка понимать речь»
Развивайте и активную речь ребенка. Побуждайте малыша к общению, продолжайте вводить в лексикон малыша простые облегченные слова, состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка). Создавайте ситуации диалога с ребенком, при этом используйте все доступные средства общения: мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, лепетные слова.
Старайтесь регулярно проводить артикуляционную гимнастику.
Воспитание: Маленький «Вездесуйка»!
Ваш малыш постоянно и безудержно лезет во все ящички, коробочки, сумки, предметы бытовой техники? Не отчаивайтесь – тут есть повод для радости - кроха развивается правильно, в соответствии с его возрастом. Помните, что программа этого периода детства, заложенная на генетическом уровне – это накопление сенсорного (чувственного) опыта в познании информации о свойствах окружающего мира.
Все в поведении ребенка строится на непроизвольном интересе, любопытстве. Но малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и законы гравитации – хоть и приходится падать, и постоянства смены явлений, например «утро-вечер» - хоть и приходится капризничать при уходе ко сну. Именно познанное в раннем детстве – основа формирования его человеческих возможностей, так необходимых в последующей жизни.
Относитесь к чудачествам ребенка с пониманием, не лишайте его радости познания окружающего мира, при этом мудро руководя этим процессом.
Как контролировать стихию детского любопытства?
Отдельную тему можно завести по вынужденным запретам для ребенка – таким, когда дело касается опасности для его здоровья, или даже жизни. В этот период жизни дитя делает все вопреки запретам, и в ответ на очередное «нельзя» ребенок упрямо «идет напролом», не внимая уговорам… Идет на поводу своего любопытства – «А что будет?». И любопытство это – как непреодолимая стихия, захватывает все его существо.
Как же ее контролировать?
Пример: Вы говорите – «В лужу не ходи, промочишь ноги!», ребенок же упрямо направляется в лужу… Все что Вам нужно сейчас, это взять себя в руки, а ситуацию под контроль. Возьмите кроху на руки, и, обойдя лужу, объясните последствия мокрых ног. А затем быстро обратите ситуацию в полезное русло: «Давай лучше кинем в лужу камушек! Получатся брызги!», или, «…попускаем кораблики».
Хорошо, если Вы при этом пошутите, посмеетесь, на ходу сочините какой-нибудь простое четверостишие:
По дорожке я иду,
Вижу лужу глубоку…
В лужу я не побегу,
Постою на берегу.
В итоге, каким бы импульсивным ни был ребенок, он постепенно усвоит эти правила поведения. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения и педагогической подготовленности родителей и других близких взрослых. И напоследок упомянем еще пару важных советов:
Требования по воспитанию должны предъявляться к ребенку всеми членами семьи, и не противоречить друг другу. Причем все взрослые должны во всем подавать ребенку положительный пример.
Чтобы сберечь нервную систему малыша – организуйте его воспитание так, чтобы он в процессе общения со взрослым получал примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запретов.
Не применяйте в общении физические наказания, скучные нотации, сердитые окрики и театральные стоны! Мудро выводите малютку из всех нежелательных ситуаций, используя, как мы уже писали «отвлекающие маневры».
Если Вы ребенку что-то запрещаете, в этот момент особенно важно внимательно следить за своей речью, знать цену отдельным словам. Например, отдельная статья про слово «нельзя» -
В итоге правильного педагогического подхода к воспитанию, у детей раннего возраста проходит тревожность, плаксивость, свойственная началу 2-го года. И к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает доверие к окружающему миру – это важно, ведь именно на доверии строятся все последующие достижения малютки.
Физическое развитие:
Не забывайте и о совершенствовании координации движений ребенка в пространстве , в том числе и равновесие при смене положений тела (например - поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Для этого в процессе игры, можно усложнять ситуации, побуждающие смену направлений движения.
Для развития чувства равновесия – так же хорошо подойдут такие занятия: пусть в процессе игры ребенок пойдет по «мостику» - положенной на пол доске, или попрыгает по болотным кочкам – разложенным на полу, недалеко друг от друга, листочкам бумаги А4. Так же неплохо для этих целей использовать домашние качели, лошадки - качалки.
Регулярно побуждайте к выполнению двигательного задания, состоящего из одного простого действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»). Это будет улучшать ориентировку ребенка в пространстве.
Очень важно развивать и координацию руки, мелкую моторику пальцев. В таких занятиях не обойтись и без специальных пособий, развивающих «ручные умения», таких как, «шнуровка», «бусы», «цепи» предметов.
- подробнее о гимнастике - в статье
Ребенок начала 2-го года жизни во многом сохраняет черты младенчества. Он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе и умном руководстве. У него продолжается интенсивное «созревание» коры головного мозга, идет формирование центральной нервной системы. Этим и объясняются возрастные особенности поведения: у малютки отсутствуют волевые действия – эмоции ведут его «за собой», малыш «живет» ими.
Поведение крохи ситуативно; откликаясь на многообразие окружающего мира, он демонстрирует ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство . Его интересует и падающая со стола чашка, разбивающаяся на мелкие кусочки, и шагающая по двору ворона, и лужа, сверкающая на солнце, и дворник, машущий метлой, и многое другое. Никогда в будущем человек не будет смотреть на мир так заворожено, доверчиво, бескорыстно, как дитя начала второго года жизни. В этом уникальность и романтика начала второго года жизни малютки: ребенок входит в новый мир неизвестных ему отношений, приобретает навыки и умения, которые останутся значимыми на всю жизнь - ходьба, речь и мышление .
Учимся ходить
Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой - вертикальным перемещением в пространстве - очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой!» Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому хорошо, если мама и папа сумеют создать малышу максимальный комфорт для передвижений по дому.
Центральную часть комнаты, по возможности лучше освободить. Ребенок должен хорошо видеть пути передвижения. Хорошо просматриваемое им пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Малыш повторяет и повторяет удавшееся ему действие, как бы «тренируется». При этом он не избегает наиболее трудных «участков пути», если это происходит вне дома. Малыш не выбирает более ровное пространство, его притягивают и впадинки, и бугорки, и горочки, и пенечки. Он часто падает, но поднявшись самостоятельно или с помощью взрослых, все начинает сначала.
Таким образом формируется множественность «степеней свободы» движений ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия . И так во всем: дитя «завоевывает» окружающий мир, «учится» быть человеком. Например, разве ему легко управляться с ложкой? Почему ребенку в 1год З месяца так трудно поднести ее ко рту? Потому что еще не сложилась достаточная координация руки, а мелкая моторика пальцев и вовсе отсутствует. У крохи все еще впереди.
Рефлекс… любопытства
В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга, тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых «уроках», не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.
Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой . Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста. Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой .
Общение со взрослыми и их «деловые» контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в «деловые», игровые контакты. Конечно, продолжается социализация малыша, то есть, вхождение в общество людей, усвоение формы их поведения и отношений, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего 2-го года жизни, а пока происходит переход в отношениях со взрослым от действий «рядом» к действию «вместе».
Малыш овладевает активной жизненной «деловой» позицией с ориентировкой на самостоятельность и «открытие себя как деятеля». Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ребенку все необходимо потрогать, ощутить, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких. Прежде всего, дитя овладевает разнообразными внешними действиями: делает первые самостоятельные шаги, в том числе, к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее, нанизывает на стержень кольца, а не только снимает и разбрасывает, пытается самостоятельно удерживать ложку.
Не ломает, а познает!
Первые три месяца второго года жизни отличаются тем, что у малыша наблюдается нарастание двигательных умений . Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами. Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства .
Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами. Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки. «Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, книги и картинки разрывает!» - жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш «анализирует» и «синтезирует» в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства.
Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала 2-го года жизни была гениально «угадана» в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках. Хочется отметить, что первые игры ребенка со сборно-разборными предметами, «готовят» в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности.
Ребенок постепенно учится устанавливать «внутренние» связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект . Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках. Заметно, что дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых, и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится приоритетной для крохи по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот – по этим качествам в поведении малютка очень близок с младенцем конца первого года. Он очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Порой взрослому даже не приходит в голову, что малыш может выкинуть в последующую минуту.
Вот почему родителям необходимо знать особенности возраста и усвоить приемы общения с малышом, подкрепленные эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких, такие как: потешки, песенки, стихи. Но пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу. Звуковые игрушки так же любимы малышами начала 2-го года: барабан, бубен, колокольчики, погремушки. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1году 3 месяцам не только самостоятельно «играет», но и находит их по просьбе взрослых. Эмоциональность ребенка проявляется и в том, что дети в этом возрасте не контролируют своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение и мудрость.
Второй год - самый тяжелый в жизни родителей, потому что дитя требует «глаз да глаз» за собой. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее - холодное, острое - тупое, гладкое - колючее, если не прикоснуться к этому?
Контролируем процесс развития
В каждую стадию своего раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Развитие его и после года продолжает идти быстрыми темпами, если взрослые уделяют крохе должное внимание и проявляют заботу. Следует учитывать, что переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего 2-го года, по мере роста и развития малютки. Но это – не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам собой достигнет вершин человеческого развития.
Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша - дитя в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Вот почему педагоги, психологи, врачи «отслеживают», как развивается малыш, по микропериодам его жизни. Эта система проверок овладения соответствующими умственными действиями, навыками и умениями тестируется не только на 1-ом году, но и 2-ом году жизни малыша, а четыре триместра: от 1 года до 1 года и 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев и от 1 года 9 месяцев до 2-х лет - это «вехи» в поступательном развитии .
Каждый триместр имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если дитя отстает на 2-3 триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития. Необходимо искать причины такого состояния малыша и корректировать его развитие. Потеря времени может обернуться нервным срывом для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Ведущими линиями по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие . В развитии речи не видится большого прогресса: дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш значительно больше слов, чем может произносить. По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами.
Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывам для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Очень важно своевременно и правильно взять старт начала 2-го года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.
|
Год и три месяца – период, когда интенсивное физическое развитие крохи уже позади, и ежемесячные изменения роста и веса уже не являются важными показателями правильного развития малыша. На первый план в этом возрасте выходит психическое развитие карапуза – теперь активно познающий мир малыш радует родителей своими открытиями и достижениями. Но для того чтобы контролировать развитие крохи и при необходимости своевременно его корректировать, важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца.
Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:
- Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек — 74,8–80,2 см;
- Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
- Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.
Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно.
В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:
- Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
- Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
- Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
- Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
- Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
- Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
- С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
- Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
- Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
- Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).
На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.
В этом возрасте ребенок уже может проситься на горшок, но так как данное умение связано с волевыми процессами, этот навык относится и к психическому развитию малыша.
Психическое развитие
После года бурными темпами развивается эмоциональная сфера – ребенок бурно реагирует на появление родителей, новые игрушки, копирует поведение взрослых и их мимику. Малыш проявляет интерес к другим детям и может «заражаться» их эмоциями (звонко хохочет или плачет за компанию). Эмоциональный фон еще очень подвижен – настроение крохи может очень быстро меняться. По сравнению с предыдущим периодом малыш в течение дня более уравновешен.
Окружающий мир познается через чувствительное и эмоциональное восприятие (что такое «горячо» или «больно» познается эмпирически). Новое вызывает у ребёнка удивление, неожиданное – пугает.
Малыш увлеченно исследует все вокруг, поскольку он уже начинает улавливать причинно-следственные связи (если что-то толкнуть, оно падает и т.д.).
Если у карапуза что-то не получилось, он расстраивается, и радуется, если достиг своей цели. В сложные моменты кроха обращается за поддержкой к взрослым.
В один год и три месяца ребенок:
- Знает две формы (шар-мяч и куб-кубики);
- Способен различать предметы по цвету и размеру;
- Умеет возводить башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамиду;
- Воспроизводит разученные действия с игрушками (возит машинку, кормит игрушки и др.);
- Любит играть с предметами обихода, «говорить» по телефону;
- Изучает устройство предметов;
- Выкладывает из коробок предметы и складывает их обратно, накрывая крышкой;
- Может пробовать «рисовать».
В год и 3 месяца развитие речи идет стремительными темпами, поэтому кроха разговаривает с игрушками.
Речь ребенка
Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца в норме включает:
- Значительное увеличение пассивного словарного запаса (слов, которые малыш понимает, хотя не все из них произносит).
- Повторение новых слов и звуков. Слова в большинстве своем обозначают близких («ма-ма», «ба-ба» и др.) или являются звукоподражательными (собака – «ава» или «ав-ав»). Малыш может вместо слова произносить начальный слог или слог под ударением (от случайных слогов такие слова отличаются привязкой к конкретному предмету или ситуации).
- Произнесение слов, объединенных по определенному признаку (например, «ам-ам» может быть и посудой, и выражением желания поесть, и констатацией факта, что кто-то ест или это едят). Признак, по которому обобщаются разные предметы, может быть разнообразным – форма, текстура и др.
- Произнесение вопросительного слова-звука и одновременное показывание пальцем на предмет. Таким образом ребенок дает понять, что он хочет узнать название этой вещи.
- Может выборочно слушать стихи (в процессе рассматривания книжки) или короткую «сказку на ночь», но репертуар всегда ограничен («Репку», если ребенок согласен слушать сказку, можно повторять несколько раз за один день – малышам нравится, когда они узнают текст, но длинные произведения в прозе они запомнить не могут).
Развитие речи у детей зависит от того, насколько часто родители общаются с ребенком. Речь быстрее развивается у малышей, мамы и папы которых комментируют свои действия, и в ответ на указательный жест крохи или на его обозначающее предмет «слово» называют предмет или объясняют его назначение.
Способствуют развитию словарного запаса телесные ощущения и действия, которые сопровождают новое слово (листик можно потрогать, в колокольчик позвенеть).
Важно: На данном этапе развития карапуза (до 2 лет) необходимо быть очень осторожным с методиками раннего обучения. Дети в этот период действительно способны хорошо запомнить буквы, цифры и фигуры. Так как это абстрактные понятия, а абстрактное мышление в таком возрасте отсутствует, обучение приобретает характер механического заучивания и вредит развитию речи. Кроме того, обучение по разнообразным методикам не должно доминировать над живым эмоциональным общением, иначе у вас вырастет вундеркинд с нарушениями эмоциональной сферы.
Развивающие занятия и игры
Многие мамы, попав в игрушечный магазин, теряются от обилия ярких и разнообразных игрушек. С одной стороны, хочется порадовать детку новой игрушкой, а с другой стороны, поющего бегемотика ребенок игнорирует, и вместо этого возится с коробкой.
Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чем он действительно будет играть, и что будет способствовать развитию?
Для деток после года и трёх месяцев можно покупать:
- Каталки – фигурку животного или предмет, которые во время движения «оживают» (крутят головой, перебирают лапками и т.д.). До полуторагодовалого возраста приобретать стоит только те каталки, которые надо толкать перед собой - ребенку интереснее идти за игрушкой, которую он видит, чем тянуть ее за собой. Благодаря каталкам ходьба у малышей быстрее приобретает автоматический характер. Конечно, при выборе каталки надо обращать внимание не только на яркость и эффектность, но и на устойчивость. Игрушки, издающие резкие звуки, желательно не покупать.
- Игрушки, которые помогают осваивать действия, совершаемые с бытовыми предметами. К таким игрушкам относятся формочки и лопатки для песочницы (зимой большой лопаткой можно копать снег), кукольная посудка (должна быть достаточно прочной и не очень маленькой по размеру), игрушки, имитирующие строительный инструмент (молоточек и т.д.), удочка для ловли рыбок при помощи магнита и т.д.
- Самообучающие игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики), при игре с которыми ребенку приходится самостоятельно соотносить размер, расположение или форму частей.
- Игрушки для развития речи – сюжетные картинки или крупные пазлы, книжки для самых маленьких (в твердой обложке, с яркими картинками по типу «Где чей малыш», «Овощи» и др.).
- Мячи - от помещающегося в руке пружинящего мячика до детского мяча для фитнеса (заниматься на нем можно только с мамой!).
- Способствующие физическому развитию лесенки, коврики, обручи и т.д. (если детская позволяет, можно купить даже горку).
- Машины – грузовики для перевозки кубиков, песка и т.п. (нравятся даже девочкам), машины, на которых можно кататься при помощи ног и просто яркие машинки, которые можно возить на веревочке.
- Соответствующие возрасту интерактивные и музыкальные игрушки (например, Chicco «Ферма»). Такие игрушки стимулируют развитие речи и тренируют память.
Занятия для физического развития
В этом возрастном периоде детки не могут долго играть самостоятельно, поэтому кроме развивающих игрушек малышу нужны развивающие игры. Первый шаг уже остался позади, но не все дети одинаково ловко управляются с собственным телом. Именно для физического развития рекомендуются упражнения:
- С обручем (совместные со взрослым приседания, когда и родитель, и ребенок держатся за обруч, проползание через обруч и т.д.);
- Сгибание и разгибание туловища;
- Катание мяча;
- Приседания, при которых кроха собирает игрушки;
- Поднимание ног и др.
Важно: Любые развивающие занятия должны быть удовольствием для ребенка, игрой, поэтому принуждать малыша категорически запрещается – если ребенок противится, его нужно заинтересовать. Занятия не должны занимать много времени, так как кроха быстро устает, и должны проводиться регулярно.
Питание ребенка в 1 год и 3 месяца
Режим дня остается прежним, питание – пятиразовым или четырехразовым, с интервалом в 3–4 часа.
В рационе должно присутствовать достаточное количество молочных продуктов (количество творога можно увеличить, добавить небольшое количество нежирной сметаны), фруктов и овощей.
Ягоды с плотной кожурой желательно измельчать в пюре, мягкие плоды можно давать дольками. Экзотические фрукты можно давать только в умеренном количестве. При склонности к аллергии перед введением нового продукта желательно проконсультироваться с аллергологом.
Блюда должны подаваться в тушеном или вареном виде, а сладкое присутствовать в минимальном количестве (печенье или вафли на полдник).
Поскольку дети в этом возрасте могут перебирать, что они будут есть, а что – нет, блюда можно оригинально оформлять (в виде мордочек животных и пр.).
Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.
Общее развитие
В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.
После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.
Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?
Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:
- он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
- наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
- ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
- открывает и закрывает ящики и шкафы;
- протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.
Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.
Речь малыша
В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.
Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.
Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца
В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.
Питание
Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.
Сон
В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.
Безопасность
Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.
Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:
- положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
- убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
- отодвинуть от окон подставки и стулья;
- внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.
Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.
Чему можно научить ребенка?
Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.
Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.
Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.
Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.
Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.
Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.
Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.
Развивающие игры
Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.
- Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
- Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
- Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.
Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.
Собираем грибы.
Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.
Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».
Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.
К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.
Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие . Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: «мама», «папа», «баба», «дай-дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко» (яичко), «ля-ля» (кукла), «га-га» (уточка), «ав-ав» (собачка). Этот «запас» сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку «кхи-кхи», теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже, дедушкину седую бороду.
Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения , пока что по несущественным признакам . О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя «откликается» на чисто внешние признаки .
И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки («такой» и «не такой»). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном . Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш «живет глазами», накапливая информацию об окружающем мире.
Пойми меня, мама!
Интенсивно развивается понимание речи взрослого , которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть, в разговорную практику. Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью. Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком I г. З мес.-1г. 6 мес.:
- речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка значительно более длительный чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается. речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений.
- описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: «Куколка едет на лошадке! (Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!»
- отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: «Самолет летит! У-у-у!» Или: «Машина едет! Би-би-би!»
- необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, «Бери ложку - будем есть кашу». Или: «Моем ручки - будут чистыми».
- лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными.Например, «Возьмем купаться гагу-уточку». Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению.
- создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия.
- допускаются «сюрпризные» моменты, то есть, внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение).
- широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например, «Где расческа?» (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы» (Показ).
Эмоциональность взрослого как условие понимания: Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый «язык» самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения. Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а, следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость,. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное , то есть, основополающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.
Не шалости, а знакомство с миром!
По- прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый «рисунок», они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы «вычерпывает» все свойства игрушки, желая узнать не только «что это?» но и «что с этим можно делать?»
Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает е е «новое» видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна, за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту, - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - «подай сюда!». Его невозможно уговорить «не баловаться», потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира.
Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок– прирожденный «исследователъ», потому что он рожден человеком. Начало раннего детства – «звездный» час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием «жизнь». Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом руководя.
Живое «зеркальце»
Возраст 1г. 6 мес. – особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом I г.-1г.Змес. «Скачок» в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта. Новым в поведении ребенка к I году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает е е по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к е е личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия . Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому. Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости.
Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками «большого человека». Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя «порядок» в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.
«Стихию» познания – под контроль
Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону «обратной связи», он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам.
«Адский период родительской жизни!»,- говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке. Мама говорит сыну или дочери: «Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!». Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные «подвиги» малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь – сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.
Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: «Нельзя!», чтобы удержаться в «рамках приличий» он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более, опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место.
Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки («кораблики»), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:
Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!
Лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу
Каким бы импульсивным ни был ребенок 1г. Змес.-1г. 6 мес, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.
Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и «обходные маневры», постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым «со слова». Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года –«драматическому» периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к I г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.
|