Развитие психики ребенка в пренатальный период. Пренатальное развитие. Какую методику пренатального развития выбрать

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Период от оплодотворения до рождения. Характеристика пренатального развития ребенка. Развитие органов чувств и появление чувствительности. Развитие мозга и поддержание его в стеническом состоянии. Мать как субъект эмоционального взаимодействия с ребенком.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии. Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье. Формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ребенка. Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2014

    Рассмотрение первоначальных этапов развития ребенка в период от рождения до трех лет. Изучение эволюции познавательной сферы (эмоции, мышление, предметная деятельность) личности в период раннего детства. Определение причин проявления кризиса у малышей.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2010

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Психологические аспекты формирования материнской сферы. Рассмотрение основных условий развития эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2014

    Теоретические основы гармоничного развития детей до и после рождения. Психологические особенности развития детей во внутриутробный период. Роль матери для благоприятного протекания периода младенчества. Экспериментальное исследование и его результаты.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Пренатальное развитие - начало жизни человека.

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Истоки представлений о внутриутробном развитии теряются в веках. Возможно, они появились вместе с Homo sapiens, открывшим у себя функцию деторождения. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, предусматривающих создание наилучших условий для жизни и развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти через церемонию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представлялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребёнок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском... В некоторых культурах, в частности у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и североамериканцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.

По-настоящему же серьезное изучение жизни еще не родившегося человека началось лишь в XYII веке, и в течение нескольких веков знания о внутриутробной жизни были фрагментарными и малочисленными. Даже в первой половине ХХ века развитие человека до его рождения понималось только как разворачивание телесных форм - считалось, что никакого индивидуального существования, а тем более психики, при этом нет. И лишь благодаря успехам современной биологии, генетики, медицины, психологии, благодаря развитию новых методов исследования удалось проникнуть в тайну жизни до рождения ребенка и получить знания об его активном внутриутробном психическом развитии. Парадокс в том, что, несмотря на огромный опыт, за тысячелетия накопленный человечеством, новорожденный ребенок за это время практически не изменился.

Пренатальное развитие начинается со слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки, образовавшаяся при этом зигота несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый» лист. Существует точка зрения, что личность человека формируется задолго до его появления на свет - мысли, переживания, ощущения матери передаются не родившемуся еще ребенку, и он не только чутко воспринимает их, но и запоминает. Так, страх и беспокойство матери ведут к появлению в ее крови особых химических веществ - катехоламинов. Через пуповину они попадают в плод, он тоже начинает испытывать беспокойство. Но одновременно эти вещества играют и роль стимуляторов, когда каждая волна материнских гормонов резко выводит плод из обычного состояния, пробуждая примитивное самосознание и обостряя восприимчивость. Плод начинает ощущать, что что-то произошло, и даже пытается понять, что именно.

Хотя впечатления пренатального периода в дальнейшем во многом определяют характер, поведение, степень психического здоровья человека, ответить на вопрос о том, с какого момента развивающийся организм действительно является человеком, очень сложно. С одной стороны с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится биологический компонент будущего человека, но с другой стороны уже в это время он живет своей жизнью, реагируя на настроение матери, а также на стимулы извне: громкие звуки, шум, музыку, человеческую речь. Возможно, эти реакции начинаются с момента формирования нервной системы, но возможно и гораздо раньше - ведь его клетки способны улавливать даже изменения в химическом составе материнской крови.

В настоящее время считается, что родившийся человек не только наделен элементарными механизмами для поддержания жизни, но, не обладая почти никакими готовыми формами поведения, уже имеет немалый житейский опыт и знает достаточно много. От него невозможно скрыть, любят его или нет. И даже плод чувствует негатив матери, если она раздражается необходимостью его появления на свет. Образующиеся при этом в ее организме гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще не родившегося ребенка. Сейчас уже хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности. Большое значение имеют сигналы, которые получает мозг на ранних этапах своего развития.

Для того чтобы узнать, какую информацию из внешнего мира усваивает плод, способен ли он обучаться, было поставлено немало экспериментов. Так, группу живущих в Лондоне будущих матерей разделили на тех, кто смотрит популярный ежедневный сериал, и тех, кто нет. Через несколько часов после рождения, младенцам проигрывали мелодии из этого фильма в тот момент, когда они плакали. Дети, чьи матери не смотрели сериал, никак не реагировали на музыку. Дети, чьи матери смотрели сериал, переставали плакать и прислушивались - то, что они чему-то научились, не оставляло никакого сомнения.

Американские исследователи стимулировали развитие мозга плода с помощью различных игр и упражнений. Обучение начиналось на пятом месяце внутриутробного периода. Например, дважды в день будущие родители постукивали по животу матери. Через два месяца появлялась реакция - плод начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Затем таким же сигналом подкреплялось произношение простых слов. Один из будущих отцов периодически четко произносил: " Малыш, я - твой папа". После рождения ребенка, он напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын ее узнал - он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца. Вообще же, “обученные новорожденные” более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями.

Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

Когда начинать воспитание малыша? У каждого народа на этот счет были свои правила. В древнем Китае, например, существовали дородовые клиники.

Там будущие матери были окружены красотой и покоем, чтобы дети родились такими же красивыми и спокойными.

Периоды пренатального воспитания

Современной женщине приходится организовывать пренатальное в оспитание своего младенца самой. А для этого ей полезно знать следующее.

Считается, что прожив свои первые 40 дней в утробе матери, младенец уже сформировался.

Пренатальный период (период беременности) можно условно разделить на 3 части. Такое деление обусловлено уровнем сформированности детского организма:

  1. первые 3 месяца,
  2. от 3 до 6 месяцев,
  3. после 6 месяцев.

Каждый триместр имеют совершенно иной темп, характер и уровень развития. В соответствии с этим матери следует по-разному обращаться с младенцем. Каким станет будущий человечек зависит не только от её питания, физического здоровья, но и от чувств, эмоций, испытываемых матерью.

Малыш получает через мать много информации. Важно постараться, чтобы информация была качественной. С первых недель внутриутробного состояния к младенчику следует относиться как ко взрослому человеку.

I этап пренатального развития

В первый триместр мать общается с младенцем на уровне чувств. На этом же уровне развивается и дитя. Очень важно в это время уходить от негативных чувств и эмоций, наносящих ребеночку вред. Все, что испытывает мать, испытывает и дитя. Более того, «записывает» на клеточном уровне. А потом зафиксированное реализуется в жизни.

  1. Культивируйте в себе состояние внутренней свободы и счастья, передавая его своему ребенку.
  2. Для этого вспоминайте лучшие события из собственной жизни.
  3. Любуйтесь природой. Природа дает нам покой и свободу. Запоминайте эти ощущения красоты и дарите их своему малышу.
  4. Читайте стихи, но обязательно прислушивайтесь, какие чувства стихотворные строки у вас вызывают. Отбирайте и повторяйте, вызывающие у вас прилив энергии. Мысленно купайте в ней дитя, представляйте, как у младенца добавляется здоровья.
  5. Хотя бы раз в день 10-20 минут слушайте классическую музыку. Дородовое развитие и музыка – это отдельная тема. Главное: сосредоточить свое внимание на чувстве, которое музыкальные произведения у вас вызывают и представлять, что вы переживаете его вдвоем.

Классические мелодии способны вызвать у слушателя ощущение волшебной красоты. Это состояние положительно сказывается на здоровье матери и ребенка, активизирует его рост и интеллект. Стимулирует все пренатальное развитие.

А еще пойте своему малышу колыбельные. Выучите много колыбельных песен !

II этап пренатального развития

В период до 6 месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие им центры мозга. Пренатальное развитие изменяется. Это значит, что будущая мать должна сосредоточиться на ощущениях.

  1. Продолжая выполнять все предыдущие упражнения, представьте себе, что вы вместе с маленьким человеком начинаете заново изучать окружающий мир. Вы друзья, и мать – старший друг .
  2. Трогайте как можно больше предметов, старайтесь ощутить вес, цвет, форму, материал.
  3. Слушайте звуки: звуки природы, звонкие детские голоса, радуйтесь им. Сравните звучание мужского и женского голоса. Нажмите на любую клавишу пианино. Какие ощущения вызывает у вас этот звук. Постарайтесь передать ощущения ребенку.

III этап пренатального развития

После 6 месяцев у малыша начинает функционировать внутреннее ухо. Теперь дитя воспринимает звуки и передает сигнал в мозг. Поэтому к положительным эмоциональным переживаниям, осознанию ощущений можно добавить восприятие речи.

  1. Разговаривайте с малышом обо всем, что вы делаете, видите. Младенец следит за вами, воспринимает 3 потока информации: эмоциональное состояние матери, речь и отношение к нему.
  2. Положив руку на живот, прочитайте ребенку книжку вслух. Если есть картинка, расскажите, что на ней нарисовано.
  3. Слушая музыкальные сказки, старайтесь переживать события с точки зрения младенца. По окончании выскажите свое отношении к героям: какой герой смелый, умный, веселый…
  4. Говорите младенчику, как вы любите его и ждете рождения. Какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный, сильный. Говорите это независимо мальчика или девочку вы ожидаете.

В этот период важно общение с отцом. Если отец разговаривает с малышом регулярно во время беременности, то дитя будет узнавать его голос почти сразу после рождения.

Современная наука пытается разобраться, что именно полезно в дородовый период. Исключительное влияние на него оказывает музыка. Об этом интересно и подробно рассказывается в предлагаемом видеоролике.

Дети, получившие пренатальное развитие, отличаются хорошим умственным развитием, доброжелательностью, эмоциональной уравновешенностью, любознательностью. Сайт Нестандартные дети желает здоровья и благополучия всем деткам.

Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.

Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.

Пренатальный период

Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.

Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.

Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.

Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.

Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.

Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.

Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.

Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.

Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.

Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.

На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Развитие паттернов движений у плода

Источник : [Баттерворт, Харрис, 2000, с. 72].


Активное поведение плода способствует нормальному развитию суставов, органов чувств, предотвращает «прилипание» к стенке матки, позволяет занять более удобное положение в утробе матери [Баттерворт, Харрис, 2000]. Как видно из табл. 3.1, с 17-й по 24-ю неделю активность плода падает, что, по-видимому, обусловлено формированием в этот период тех высших центров головного мозга, которые координируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

К последнему, третьему триместру большинство систем плода функционируют достаточно надежно, что дает шанс на выживание вне материнского организма преждевременно рожденному ребенку. Возраст, начиная с которого ребенок способен выжить, называется возрастом жизнеспособности , он наступает в интервале между 22-й и 26-й неделями беременности [Берк, 2006]. Однако так рано родившийся ребенок выжить может только при условии интенсивной поддержки и особого ухода, и в дальнейшем он с большой долей вероятности столкнется с серьезными проблемами в физическом и психическом развитии.

На протяжении последних трех месяцев головной мозг продолжает быстро развиваться: увеличивается в размерах кора головного мозга, совершенствуется неврологическая организация, и плод проводит больше времени в бодрствующем состоянии. К 20-й неделе вариации сердечного ритма указывают на то, что плод все время спит, однако к 28-й неделе плод бодрствует уже примерно 11 % времени, а незадолго до рождения – 16 % [Там же]. При переходе на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются циклы сна и бодрствования. В 30 недель у плода регистрируются быстрые движения глаз, это та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями.

В третьем триместре также растет восприимчивость плода к внешней стимуляции. Примерно на 24-й неделе плод впервые ощущает боль. Поэтому после этого времени при любых пренатальных хирургических операциях должны применяться анестезирующие средства. К 25-й неделе плод реагирует на раздающиеся рядом звуки посредством телодвижений. На последних неделях беременности плод начинает различать тон и ритм голоса матери. В ходе одного исследования [Кайл, 2002] беременных женщин просили читать вслух рассказ доктора Сьюза «Кот в колпаке» дважды в день на протяжении последних полутора месяцев беременности. К моменту рождения каждый ребенок, будучи на стадии плода, слушал этот рассказ в общей сложности не менее 3 ч. Затем новорожденным позволяли сосать пустышку, соединенную с магнитофоном так, чтобы сосущий младенец мог включать или выключать проигрывание записи. Исследователи обнаружили, что новорожденные сосали пустышку, чтобы включить запись материнского чтения рассказа «Кот в колпаке», но не хотели слушать записи других рассказов, читаемых матерью. По-видимому, новорожденные узнавали ритмический строй рассказа, запомнившегося им до рождения.

Исследования, в ходе которых изучались реакции плода, показали, что паттерны активности плода позволяют предсказать темперамент младенца, проявляющийся между 3-м и 6-м месяцами жизни после рождения. Те плоды, которые чередовали спокойное и активное поведение, обычно становились спокойными младенцами с предсказуемыми ритмами сна – бодрствования. И наоборот, те плоды, которые были склонны к долговременным периодам активности, в младенчестве чаще становились детьми с трудным темпераментом, демонстрируя суетливость, отвержение нового опыта, нерегулярность циклов питания и засыпания, высокую активность [Берк, 2006].

В течение последнего месяца беременности у плода образуется подкожный жировой слой, помогающий осуществлять температурную регуляцию; из организма матери начинают передаваться антитела для защиты плода от болезней и поддержки его собственной развивающейся иммунной системы. К концу 9-го месяца плод достигает веса, обычно превышающего 3 кг, и вырастает чуть более 50 см. По мере того как он заполняет матку, его движения постепенно становятся менее частыми, чему способствует также развитие головного мозга, которое позволяет организму затормаживать свои импульсы. Темп прибавления веса у плода снижается, в последние недели большинство плодов принимают положение вниз головой, клетки плаценты начинают дегенерировать – ребенок готов к рождению.

В табл. 3.2 представлены основные вехи пренатального развития.

В процессе пренатального развития обнаруживаются следующие общие тенденции [Крайг, 2000, с. 165–166]:

цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении «от головы к ногам»;

проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к периферии;

от общего к специфическому – тенденция развития, заключающаяся в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций к более локальным и специфическим реакциям;

дифференциация – в пренатальном биологическом развитии это процесс, в ходе которого недифференцированные клетки становятся все более специализированными;

интеграция – организация дифференцированных клеток в органы и системы.