Развитие малыша 9 месяцев во что поиграть. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения. Игре время, развитию час

Игре время, развитию час

Одной из наиболее характерных особенностей ребенка от 9 месяцев до 1 года является его . Он переворачивается с живота на спину и на бок, чтобы рассмотреть заинтересовавший его предмет. Малыш способен садиться, ползать, некоторые дети даже начинают ходить в этом возрасте. Ребенок активно интересуется окружающим миром, и именно родители становятся основным источником знаний. В качестве первых развивающих уроков можно рассказать малышу о форме, цвете, соответствии размеров и т.д.

Для того, чтобы ребенок развивался интенсивнее, ему нужно помогать. С помощью развивающих игр можно подготовить почву для плодотворного познания, стимулировать работу мозга, запустить механизм развития логического мышления, воображения, фантазии, памяти.

В 9 месяцев малыш, как правило, уже лепечет первые слова. Чтобы речевые функции формировались активнее, нужно предлагать ребенку игры для развития моторики: рисование с помощью пальчиковых красок, игры «в ладушки» с использованием речевок и песенок.

Методики раннего развития детей

Некоторые мамы, едва малышу исполнится 9 месяцев, спешат отдать его в . Вопрос целесообразности раннего развития – довольно дискуссионный. В этом возрасте важно дать не максимальный охват энциклопедических сведений, а привить интерес к познанию, развить любознательность.

Эксперты считают, что с этой задачей вполне может справиться мама и папа. Более того, пожалуй, никто лучше них этого не сделает, так как только родители в глазах малышей имеют авторитет. А посещение развивающего центра в столь юном возрасте сопряжено с массой негативных последствий. Многие родители и вовсе ставят под сомнение сам факт необходимости раннего развития. «Школа с пеленок» лишает ребенка беззаботного детства, уверены они.

Пожалуй, лучше всех рассеять подобные сомнения сможет автор японской методики раннего развития Масару Ибука. Его книга «После трех уже поздно» стала настоящим бестселлером в мировой педагогической практике.

Как ни странно, методика, снискавшая такую популярность во всех странах мира, написана не педагогом, и даже не детским психологом. Масару Ибука – один из основателей и главный инженер инновационной компании «Sony». Его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Именно они в свое время заметили тягу внука к техническими наукам и поддержали его увлеченность конструированием. Многие новинки электроники, которыми пользуются современные люди, изобретены Масару Ибука.

Так случилось, что его сыну диагностировали аутизм . Заботливый и любящий отец не захотел опускать руки. Привыкший всегда добиваться результата, он принялся изучать существующие методики детского развития и в каждой из них находил изъяны. В конечном счете, из его заметок и размышлений «родилась» авторская методика Масару Ибука, которая заключается в многогранном комплексном подходе к развитию ребенка. Масару Ибука убежден, что с детьми следует заниматься едва ли не с самого рождения. К трехлетнему возрасту клетки головного мозга сформированы на 80%, значит, основной массив информации ребенок должен получить до этого возраста.

Ибука много общался с детьми и обнаружил, что среда, в которой проходит детство ребенка, первична перед природными дарованиями и способностями. Задача родителей – создать наиболее комфортный микроклимат в семье, способствующий познанию. Занятия на музыкальных инструментах, рисование, освоение иностранного языка, физические упражнения, плавание, чтение книг и – малыш должен «хватать» знания из мира науки и искусства.

Но, самое главное, считает Масару Ибука, это контакт родителей с ребенком, который должен быть доверительным, полным искренности.

Другой автор собственной методики развития, Мария Монтессори, также считает первые три года жизни ребенка наиболее важным периодом в процессе формирования личности. Этому возрастному отрезку она дала название – «Психический эмбрион». Монтессори считала, что в это время развивается душа ребенка. Если взрослый способен отсеивать свое восприятие, то ребенок «зеркалит» увиденное в окружающей среде, оно так или иначе становится частью его личности.

В процессе развития малыш переживает так называемые «чувствительные» и «сенситивные» периоды. Когда в ходе фазы чувствительности ребенок находит интересное занятие, его способности резко возрастают. В сенситивный период малыш поглощен полностью: интеллектуально и личностно. Мария Монтессори называет этот процесс «нормализацией».

Одним из важнейших факторов развития ребенка автор методики считает совершенствование чувств. Ни один ребенок не устоит перед соблазном понюхать, потрогать, попробовать на вкус новый предмет. Значит, умственное развитие протекает через абстрактное чувственное познание.

В Монтессори с ребятками занимаются музыкой, языком, творчеством и самое интересное - работа с материалами. Материалы - это сенсорика, то есть работа с крупами, (например, отделить с помощью сита фасоль от манки), построение башни, застегивание пуговиц и ремешков, рисунки пальчиками на песке и многое другое.

Настаивала, что обучение ребенка необходимо вести легко и непринужденно. Пусть малыш учится сам того не замечая. Он познает окружающий мир через собственные действия и поступки. Скажем, чтобы выучить слово «дом», ему нужно построить его из кубиков. Так он не только поймет значение слова, но и запомнит его раз и навсегда. При желании развивающие занятия можно найти прямо под рукой. Причем для эффективного развития ребенка необязательно покупать очень дорогие игрушки.

Урок 1:
Вы наверняка замечали, что малыши любят играть со взрослыми предметами обихода гораздо больше, чем с детскими игрушками? Эту особенность можно использовать в своих интересах. Во время приготовления обеда насыпьте в один контейнер для хранения продуктов фасоль, в другой – горох, в третий – скажем, гречку. Поставьте перед ребенком все три емкости и предложите с ними поиграть. Смотрите, с каким удовольствием и восторгом он отнесся к вашей затее! После того, как ребенок вволю пощупал разные виды крупы, высыпьте перед малышом содержимое одного из контейнеров и попросите помочь собрать крупу назад. Это занятие развивает пальчики рук, учит малыша играть, соблюдая правила.

Урок 2:
Сортер очень быстро наскучил малышу? Не беда, доставайте свой набор кастрюль и предлагайте ему сложить из них пирамидку. Можно также «сложить» одежду на полку. В этой игре ребенок получит первые сведения о форме и размерах.

Урок 3:
Возьмите коробку и сделайте в ее крышке отверстие. На нитку привяжите разные по цвету и текстуре ткани. После этого нитку поместите внутрь коробки, оставив ее «хвостик» в отверстии. Предлагайте малышу тянуть за нить, пока не появится первый лоскутик. Неожиданное, почти волшебное появление материи вызовет бурю радостных эмоций у малыша. Расскажите, какого цвета ткань, дайте пощупать. Очень скоро ребенок будет реагировать на цвет и проговаривать его вместе с мамой.

Применительно к данном возрасту уместнее говорить не о развитии, как таковом, а о заложении основ для полноценного обучения в будущем. Развивающие занятия с 9 месяцев до 1 года формируют у ребенка любознательность, тягу к новым знаниям. Если эта основа будет заложена правильно, то будет даваться намного легче.

9 месяцев

Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово «нет» – для него весь
дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и
потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно
проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой
ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом,
следует тщательно «прочесать».
Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок
«сейчас», но также и о том, что он научится делать через месяц: какие
шкафчики и ящики он попробует открыть, з"а какие провода потянуть, какие
безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно,
разобьются.
Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие
вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой
комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас
игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто
предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне,
какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами,
которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать.
Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком,
обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит,
что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи,
видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание
поиграть – передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее
обратно.

    Время игр

Новые открытия
Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.
«Осязательная» игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему
будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой
материи и гладкой, шелковистой.
В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик
линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и
губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда
обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример,
плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите,
исправит ли малыш «положение» своих друзей.
Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони.
Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему
понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.
Улучшение координации
Поиграйте с ребенком в ладушки
Поиграйте с вашим ребенком в «ладушки». Помогите ему похлопать в
ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом
наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.
Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик
снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой
цели лучше всего подходит мягкий мячик.
Как сесть на пол
Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за
что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу
протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите
ребенку возвращение в сидячее положение.
Дайте ребенку «пирамиду»
Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он
будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если
стержень качать из стороны в сторону.
Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш
попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте
крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит свои старания.
Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте,
сообразит ли он, как нужно ее пе-
ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть
расположены предметы.
Поиграйте в «дай мне игрушку»
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и
попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите
шумный восторг.
Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите
шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все
шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Повседневные дела

Время кормления
Как напоить плюшевого мишку
Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить
и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он
постарается повторить ваши движения. Эта игра типа «как будто» для совсем
маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят
играть дети постарше.
Пища для развития
Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже
совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него.
Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую
коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой
пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по
кастрюльке.
Время переодевания
Как переодеть непоседу
Поменять подгузники девятимесячному ребенку – задача не из легких. Как
правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на
месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить,
отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой «к случаю».
Как поймать ребенка
Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда
ребенок старается уползти от вас,
хватайте его за ножки и тащите обратно: «Я тебя поймала!» Поиграйте так
несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он
устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы
спокойно переодеть его.
Пуховичок для пудры
Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и
покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит
ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас
будет случай поговорить с малышом о частях тела («где у нас носик», «где у
нас глазки» и т. д.).
Паучок, паучок
Прежние «родственные» чувства приобретут новый оттенок, если под
какую-нибудь живую мелодию «паучок» побежит по ножке ребенка, а потом по
жнвоти-ку. С «паучком» малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой
игры.
Время купания
Пусть ребенок «самостоятельно» помоется
Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите
ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к
«самостоятельному мытью» и само «мытье» потребует больше времени.
Оп-оп
Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего «подпрыгивающего»
малыша и командуйте ему «оп-оп!» Когда ребенок перестает «прыгать»,
перестаньте говорить «оп-оп!» Из этой игры может получиться целая забавная
серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от
слов, и в то же время для него это полезная тренировка.
Время отдыха
Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку
Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать
вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу
почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком.
Усыпляющий вальс
Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить
его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя
и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.

Ребенок на 9 месяце жизни обычно проявляет себя в качестве неутомимого исследователя окружающего мира. Именно в этот период любопытство маленького человечка достигает своего апогея. Чтобы физические и интеллектуальные способности чада развивались в правильном русле, важно с умом подбирать игрушки для 9-месячного ребенка.

Как сделать верный выбор игрушки? На что стоит обращать внимание при организации игрового процесса? Какие действия родителей позволят малышу приобрести самостоятельность? Об этом и не только будем говорить в представленном материале.

Физиология 9-месячного малыша

Основной навык, которым овладевают дети в этом возрасте - способность садиться и более-менее уверенно удерживаться на ногах без посторонней помощи. Если этого не происходит на протяжении длительного времени, родителям стоит обратиться за советом к специалисту. Причиной способны послужить расстройства неврологического характера, которые были приобретены ребенком еще на этапе внутриутробного развития.

Какие игрушки для заслуживают внимания заботливых родителей? В первую очередь - это приспособления, конструкции, которые помогут малышу самостоятельно удерживаться на ногах в прямоходящей позе. Самостоятельно научиться передвигаться ребенку довольно сложно. Ведь психически неокрепшему человечку приходится осуществлять недюжинные усилия, направленные на координацию большого количества мелких движений. Впрочем, выбирая игрушки для 9-месячного ребенка, которые позволят ему встать на ноги, не стоит уж слишком Важно дождаться момента, когда малыш будет готов самостоятельно передвигаться.

Навыки, развивающиеся у детей на 9-10 месяце жизни

В это время у малышей появляются следующие умения:

  • принимать сидячее положение;
  • активно передвигаться на четвереньках, стоять на ногах, удерживаясь за вспомогательные предметы;
  • делать несколько шагов, удерживаясь за руки родителей;
  • реагировать на команды, просьбы;
  • указывать на называемые предметы;
  • рвать бумагу, комкать мягкие вещи, мять пластилин или глину;
  • воспроизводить членораздельные звуки, подражать голосовой интонации взрослых.

Развитие мелкой моторики

Что нужно 9-месячному ребенку из игрушек? В этот период малыши уже многое осознают, знают названия предметов, способны отвечать на команды. Поэтому родителям важно подбирать приспособления, которые позволят развивать мелкую моторику пальцев. Отличным решением здесь выглядят такие игрушки для 9-10 месячного ребенка, как мозаики, несложные конструкторы, всевозможные кубики. При этом не стоит оставлять собственное чадо с такими предметами одного. Малыш непременно попробует игрушку на зуб, что может привести к удушению мелкими частями.

На 9 месяце жизни ребенок не только узнает окружающих, но способен ориентироваться в помещении, реагировать на названия предметов домашнего интерьера. Если попросить его показать, где находятся игровые кубики либо при правильном построении вопроса, способен указать на нужный объект.

Как организовать игровой процесс?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на развивающие игрушки для 9-месячного ребенка, которые позволят разыгрывать простые для понимания сюжеты. Например, с помощью плюшевых мишек либо кукол можно научить малыша кивать, «танцевать» в сидячем положении, удерживать предметы. В процессе такой игры важны комментарии, а также похвала со стороны родителей. В скором времени ребенок обязательно пожелает повторить манипуляции, которые выполняли с предметами взрослые.

Приобретая игрушки для 9-ти месячного ребенка, стоит сосредоточиться на выборе изделий, которые обладают максимально ярким, красочным оформлением. Такой подход позволит привлечь внимание малыша к игровому процессу.

Какие игрушки нужны 9-месячному ребенку?

В играх с малышом стоит ориентироваться на применение:

  • мячиков, изготовленных из мягких материалов, которые будут способствовать развитию физических навыков ребенка;
  • предметов, которые издают звуки: всевозможные резиновые пищалки, погремушки, прочее;
  • плавучих приспособлений для игры в ванной;
  • кукол-неваляшек различного размера, преимущественно, заводных моделей, способных самостоятельно шагать;
  • игрушек, что представляют собой реалистичные модели животных (пластмассовые, резиновые, мягкие модели);
  • заводных, забавных игрушек с сюрпризом;
  • миниатюрных копий предметов интерьера (игрушечная мебель, модели столовых приборов, образцы кукольной одежды);
  • игрушек на колесиках, которые позволят малышу проявлять двигательную активность (машинки, заводные модели, тележки).

Что предпринять, если малыш отказывается использовать предложенные взрослыми игрушки?

Для развития психики малыша ему крайне важно подражать занятиям взрослых. Если выбранные игрушки для 9-месячного ребенка не вызывают у карапуза интерес, родителям стоит самостоятельно продемонстрировать, как весело проводить время с такими предметами. В случаях когда такой подход не дает результата, стоит проконсультироваться с детским психологом. Впрочем, если предложенная родителями игрушка уж слишком не понравилась малышу, а ее вид не вызывает ничего, кроме истерики, стоит отложить изделие до лучших времен.

Роль книг в игровой деятельности малыша

Активное взаимодействие с книгами - серьезный шаг на пути окончательного становления речи ребенка. Просмотр печатных страничек вместе с родителями способствует развитию интеллекта и образного мышления маленького человечка, расширению его мировоззрения. Красочная, качественная книга, наполненная оригинальными, привлекающими внимание иллюстрациями, восполняет потребность 9-месячного малыша в получении новой информации об окружающем мире, а также дарит ему впечатления, которые могут сохраняться на всю жизнь.

Развитие понимания речи

В ходе игрового процесса родителям следует уделять внимание речевому общению. На этот счет имеется несколько советов:

  • во время взаимодействия малыша с игрушкой, необходимо называть предмет, описывать его составляющие части, указывать, какие именно действия выполняются с объектом в текущий момент;
  • назвав игрушку, нужно дать время ребенку, чтобы он смог познакомиться с новым изделием, подержать его в руках, рассмотреть с различных сторон и дождаться речевой реакции;
  • важно, чтобы речь родителей по отношению к игрушке совпадала с моментом манипуляций с используемым предметом;
  • в ходе взаимодействия с игрушкой не следует допускать многословия ведь это не позволит малышу «зацепиться» за определение, которое ему необходимо осознать и запомнить.

Как правильно сказать ребенку «нет»?

Используя игрушки для развития 9-месячного ребенка, важно научить малыша расставаться с любимым развлечением. Если дитя не желает этого делать, в моменты, когда того требует ситуация, взрослым стоит сделать сердитое выражение лица, сопровождая такую реакцию твердым словом «нет». Такой подход работает эффективнее, нежели попытки насильно отобрать у ребенка развлечение и скрыть его с глаз долой.

Занятия с игрушками для 9-месячного ребенка

Существует целый ряд игр, которые помогут малышу в постижении сути используемых предметов:

  1. «Колпачки». Необходимо использовать несколько колпачков либо стаканчиков различных цветов. Из таких приспособлений необходимо построить пирамидку, чтобы ребенок это видел, буквально на глазах у малыша. Разобрать конструкцию можно также вместе с собственным чадом. Со временем ребенок научится выполнять подобные манипуляции самостоятельно.
  2. «Наперстки». Для организации такой игры подойдут те же колпачки или стаканчики. Посадив ребенка перед набором таких предметов, необходимо попеременно прятать под ними небольшую игрушку, а затем вытаскивать ее обратно. Далее стоит предложить чаду запомнить, куда был положен предмет и отыскать его.
  3. «Коробочка с сюрпризом». Методика позволит проявить у ребенка интерес к новым игрушкам. Здесь потребуется вместительная емкость с крышкой. Сюда необходимо заблаговременно поместить несколько игрушек, последовательно вытаскивая их и демонстрируя малышу. При этом стоит называть каждый предмет, обращать внимание ребенка на его детали. Со временем малыш станет самостоятельно складывать в коробку любимые игрушки.
  4. «Тарелочки» - необходимо использовать несколько разноцветных тарелок из дерева либо пластика. Необходимо предлагать ребенку ухватить каждую из них за край. Нужно следить, чтобы малыш правильно захватывал предмет, помещая большой палец сверху, а остальные подставляя снизу. Это занятие поможет чаду уверенно удерживать предметы в руках.

В 9-10 месячном возрасте дети уже начинают проявлять первую самостоятельность. В этот период малыши нуждаются в меньшей опеке со стороны взрослых, нежели ранее. По этой причине, организовывая игровой процесс, стоит поощрять собственное чадо к независимости. Например, следует отходить на некоторое время от малыша, пока он взаимодействует с игрушками. В ходе купания в ванночке можно показать ребенку, как пользоваться полотенцем либо мочалкой. Для формирования самостоятельности это крайне полезно.

Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой . Пусть кукла "пройдется" по дивану, "потанцует", «поговорит» с малышом, "поест" из игрушечной посуды, "ляжет спать". При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.

Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.
Играя с куклой, мишкой или зайчиком, не забывайте демонстририровать эмоциональное отношение к игрушке : хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только так Вы сможете пробудить в своем малыше добрые отношения ко всему окружающему.

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями, в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки. Можно предложить малышу одноместную матрешку, при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства.

Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс - каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Еще более интересными для малыша становятся несложные и сборные башенки: теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно - широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша).

Отличное средство для развития мелкой моторики - коробка или верстачок с отверстиями различной формы (игрушка ), в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). Если у малыша не получается точно подбирать фигурки по форме, и он пытается всунуть игрушку силой - не оставляйте его одного с этой проблемой, помогите ему всунуть вкладыши в отверстия (ключевая фраза: "Давай вместе!") и затем упростите игру - пусть он просто поперекладывает эти же фигурки из одной емкости в другую. Не стоит требовать с ребенка выполнить то, что пока еще выше его сил - но показать "принцип действия" игрушки - можно, так мы будем расширять "горизонты" его мысли.

Как мы уже писали в статье , хорошо, если в каждом уголке Вашего дома у ребенка будет возможность поиграть. Например, на кухне устройте для вашего малыша отдельное место с разными баночками, кастрюльками и ложками.
«Личный» ящик в ванной комнате займет внимание "владельца", когда Вы, например умываетесь или решили быстренько принять душ. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Включайтесь во все игры с ребенком . Создавайте ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Не надо опережать инициативу ребенка.
Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему в том случае, если видите, что малыш не может обойтись без помощи, переживает свои неудачи. Важно чтобы малыш в Ваших совместных играх получал от Вас опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом.

В этой статье:

Развитие девятимесячного малыша открывает перед родителями широкие возможности для игр и занятий с ним. Кроха становится более самостоятельным, внимательным, наблюдательным. С ним можно бывать в гостях, отправляться в путешествие. В этом возрасте малыши осваивают много нового, постепенно привыкают к меню почти взрослого стола, меньше спят и больше двигаются.

Во время бодрствования для 9-месячного малыша является очень важным иметь возможность для познавательной деятельности и игр, поэтому родителям нужно будет подумать о том, как обезопасить кроху без принудительного ограничения его передвижения по дому или на прогулке.

Особенности физического развития малыша

Для 9-месячного ребенка, развитие которого идет своим чередом, нормальными считаются следующим показатели: рост - от 72 до 74 см, вес - от 8900 до 9300 г. Естественно, что возможны отклонения от нормы в ту или другую сторону, что может быть связано с особенностями малыша, его генетической предрасположенностью, питанием и рядом других факторов.

В 9 месяцев малыш уже многое умеет и продолжает закреплять ранее приобретенные навыки. Так, например, практически все детки в это время умеют уверенно сидеть, причем садятся они самостоятельно из разного положения – как стоя, так и лежа. Кроме того, нормой для 9-месячного ребенка считается умение ползать.

Как правило, мышечный корсет и позвоночник уже достаточно крепкие в это время для того, чтобы выдержать нагрузки не только во время ползания, но и во время попыток малыша встать на ножки и делать первые шаги.

Обычно для 9-месячного ребенка, физическое развитие которого соответствует его возрасту, вполне нормальным является большую часть времени в часы бодрствования исследовать территорию всеми доступными для него способами.

Малыши пробуют ползать, периодически вставая и передвигаясь на небольшие расстояния вдоль стен, опускаются, чтобы поднять игрушку, часто падают из-за пока не совершенной координации.

Родителям нужно будет позаботиться о том, чтобы занять малыша в такие моменты, направив его неиссякаемую энергию в нужное русло.

Режим ребенка в 9 месяцев

По сравнению с прошлым месяцем существенных изменений в режиме 9-месячного ребенка не происходит. Малыш по-прежнему рано встает, около 7 утра, и ложится вечером спать не позднее 22 часов. Кроха находится на пятиразовом кормлении, днем продолжает спать по несколько раз на протяжении 1,5-2 часов.

Родители, планируя режим дня для 9-месячного ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности, не заставляя ложиться спать вечером раньше, чем он
будет к этому готов, и не настаивая на трехразовом дневном сне, если крохе достаточно двух раз.

Развитие малыша в этом возрасте позволяет ему бодрствовать на протяжении нескольких часов, а иногда и больше. В период бодрствования кроха не капризничает и не плачет. Он с удовольствием играет, исследует территорию квартиры, общается с родителями, слушает музыку и даже танцует! Чтобы увлечь малыша в это время, родители могут попробовать позаниматься с ним гимнастикой или развивающими играми.

Для 9-месячного малыша очень важно ежедневно по несколько раз бывать на улице. Самый оптимальный вариант - это прогулка до обеда и после сна вечером. Во время прогулок малыши с большим удовольствием наблюдают за всем, что их окружают, делают попытки ходить за ручку с родителями, контактировать с другими детьми.

Купать малышей в этом возрасте можно не каждый день, если на улице прохладно, но ежедневно, если за окном лето и жара. Чтобы малыш вечером лучше засыпал, можно придумать какой-то особенный ритуал, который поможет ему настроиться на сон. Это может быть колыбельная, сказка, легкий массаж или даже покачивания.

Питание крохи в 9 месяцев

В 9 месяцев дети едят 5 раз в день, по-прежнему многие из них получают грудное молоко перед сном. В рационе 9-месячного крохи
появляется все больше новых продуктов, за счет чего блюда становятся более разнообразными. Малыш получает каши:

  • гречневую;
  • рисовую;
  • овсяную;
  • кукурузную.

Овощное меню пополняется полезными и вкусными овощами:

  • морковью;
  • тыквой;
  • капустой;
  • зеленым горошком;
  • кабачком;
  • листьями салата;
  • шпинатом;
  • картофелем.

Готовить овощи нужно таким образом, чтобы максимально сохранить их полезные свойства, то есть на пару или в духовке. Соль и специи лучше не использовать – вместо этого придавать вкус пище можно с помощью свежей зелени.

Для 9-месячного ребенка, у которого уже имеется несколько зубов, нуждающихся в определенной нагрузке, вполне нормально пережевывать пищу, поэтому блендер лучше использовать в крайних случаях, стараясь разминать пищу вилкой и оставляя небольшие кусочки.

На этом этапе развития дети с большим удовольствием пробуют есть самостоятельно. Родителям нужно поощрять попытки малышей пользоваться ложкой без их помощи, несмотря на то, что сначала это едва ли будет у них получаться так, как нужно. Со временем малыш научится и сможет есть аккуратно и быстро.

Приблизительное меню для 9-месячного малыша:

  • первый завтрак - грудное молоко или молочная смесь;
  • второй завтрак - каша на молоке со сливочным маслом и фруктами;
  • обед - овощной суп, котлета на пару, яичный желток, компот или сок;
  • ужин - творог, печенье, сок;
  • второй ужин - грудное молоко или смесь.

Это лишь пример. У каждого малыша есть свои вкусы и предпочтения, поэтому родители могут составить меню для него с их учетом, подстраиваясь под режим дня крохи.

Психологическое развитие ребенка на 10 месяце жизни

В 9 месяцев развитие нервной системы продолжается, поэтому настроение малыша непостоянно. Родителям стоит проявить понимание и постараться быть рядом с ребенком каждый раз, когда он будет чувствовать себя одиноким или несчастным. Важно оказывать поддержку малышу, окружая его заботой, при этом не слишком потакать его слабостям, давая понять, что у родителей тоже могут быть свои дела.

Часто, капризничая, малыш пытается сказать о том, что он голоден, устал или что ему скучно. Решив проблему, родители поднимут настроение крохи. И если с проблемой голода и усталости все ясно – достаточно будет накормить кроху и помочь ему заснуть,
то со скукой можно бороться с помощью развивающих занятий и увлекательных игр.

Малышу можно почитать, поработать с ним над изучением карточек с изображениями животных, птиц и т.д. В этом возрасте дети уже способны воспринимать такого рода информацию и с удовольствием вслед за родителями пробуют имитировать звуки, произносимые этими животными и птицами.

Вариантов для игр с детками в 9 месяцев множество. Желательно, чтобы все они были направлены на развитие общей и мелкой моторики, речи и мышления. Подробнее о способах развлечения малышей – ниже.

Особенности познавательного развития

Девятимесячные малыши очень любознательны и подвижны. Они наблюдают за всем, что происходит вокруг, а особый интерес у них вызывают манипуляции взрослых. Кроха уже видит, что мама или папа разговаривает по телефону, и пробует
повторить то же самое, используя собственные игрушки и подручные предметы.

С большим удовольствием малыш забавляется с игрушками, извлекая из них звуки. Например, ребенок может намеренно выбрасывать игрушки из манежа или кроватки, только чтобы услышать, как они падают. Не меньше радости малышам доставит возможность постучать игрушками, пошуршать или даже порвать, например, старые газеты и журналы.

Моторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему пользоваться пинцетным захватом. Это умение действительно радует кроху, который пробует поднимать мелкие предметы двумя пальчиками, рассматривает их, совершает с ними разного рода манипуляции.

Эмоционально-социальное развитие малыша

9 месяцев - это как раз тот период, когда малыш начинает активно налаживать социальные контакты. Кроха сознательно выбирает для себя любимые игрушки, некоторое время играет ими без участия взрослых. Малыш радуется собственным успехам и расстраивается из-за неудач. Так, например, если дать крохе возможность поиграть пирамидкой, предварительно показывая, как
снимать кольца, он обязательно постарается повторить действия взрослых и придет в восторг, если все получится.

Для 9-месячного крохи очень важно чувствовать участие родителей в его жизни. Малыши поддерживают любую их инициативу касательно новых игр. Лицо ребенка в этом возрасте уже может выражать целый букет эмоций, начиная от интереса и радости и заканчивая недовольством и обидой.

Особенности речевого развития

В 9 месяцев малыш уже знает свое имя и откликается, если его позвать. Кроха с удовольствием выполняет простые поручения, ищет игрушки по требованию, показывает пальчиком на называемый предмет. Это означает, что в пассивном словаре ребенка уже
достаточно много слов, причем не только имен существительных, но и глаголов.

Малыш четко понимает, что от него хотят, когда предлагают «постучать», «бросить» или «встать». В этом возрасте кроха сознательно наблюдает за шевелением рта взрослых, стараясь запомнить движения губ.

Что касается активной речи, то в 9 месяцев малыш уже умеет не просто лепетать, но и произносить отдельные слоги, а также имитировать голоса животных, «мяукая», «лая» и так далее.

Как научить ребенка играть?

Девятимесячного малыша уже можно обучать игре, используя простые сюжеты. Играть можно с куклами, с машинками, с мягкими игрушками, предлагая малышу разные сценарии, озвучивая главных героев, копируя манеру поведения людей. Важно, чтобы в
процессе игры ребенок научился сопереживать героям, проявлять заботу.

С крохой можно играть небольшим мячом. Игра обязательно повеселит малыша и поможет ускорить развитие его координации. Также в это время можно приобщать малыша к чтению книжек, которые обязательно должны быть в твердом переплете.

Во время игры следите за тем, чтобы ребенок не отвлекался и проявлял интерес. Если этого не происходит, то правильнее будет переключить его внимание на что-то другое, отложив занятия на более поздний срок.

Игры для развития мелкой моторики

Мелкая моторика - это гибкость и ловкость пальцев и рук малыша. Чем более развитыми будут руки, тем лучше ребенок сможет освоить навыки письма, быстрее научится справляться с такими простыми вещами, как пуговицы на рубашке, шнурки на ботинках, и с целым рядом других бытовых проблем.

Отличный вариант для развития мелкой моторики в 9 месяцев - это забавы с кинетическим песком, пластилином или глиной. Кинетический песок - экологически безопасный, легко собирается, может быть окрашен в яркие цвета. Им можно засыпать целую мини-песочницу для дома, где малыш сможет проводить время, строя башни и первые куличи.

Кроху можно научить катать шарики и колбаски из пластилина или глины или, если это ему пока не под силу, дать возможность помять материал пальчиками, разделяя его на куски.

Для развития тактильных навыков с малышом можно играть предметами из разных материалов. Так, например, кроха обязательно обратит внимание на разницу между кусочком натурального меха и шершавой фольгой. Предложите ему потрогать образцы тканей разного типа, касаясь его ручек и щечек, описывая ощущения, которые испытывает кроха.

Для развития речи с ребенком можно поиграть в телефон, используя, например, трубку от старого аппарата. Суть игры сводится к тому, чтобы взрослые, обращаясь к ребенку, произносили в трубку простые слоги или слова, меняя интонации, и предлагали ему их повторить уже со своей трубкой.

Конечно же, развитию речи и развитию в целом будет способствовать регулярное общение с ребенком дома и на прогулке с комментированием всего, что он видит и делает. Не стоит забывать и о пальчиковых играх, с помощью которых можно будет стимулировать развитие мелкой моторики и речи ребенка.