Развитие и занятие ребенка по месяцам. Развиваем малыша с первых дней жизни: советы родителям. Упражнения с игрушками, материалом

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий - привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны - малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление - отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки - почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики - напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный : с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком - развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки . Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему - покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы , у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.

Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых . Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка - это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное - интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте - массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Нравится

Со скольки лет ребёнка нужно развивать, выделять ли время на специальные занятия? Этот вопрос беспокоит многих новоиспечённых родителей, которые хотят в 3 года отдать малыша в лучшее дошкольное учреждение, а в 7 лет – в престижную школу. Но следует ли дожидаться будущего, чтобы приступать к специальным упражнениям с малышами?

Нет, конечно, ведь развивающие игры особенно полезны для детей с первых дней жизни и до года. И не беда, что ребенок ещё располагается в колыбельке и укутан пелёнками. Самое важное – правильный родительский настрой и знание некоторых тонкостей.

Новорождённый ребенок, скажем прямо, мало что умеет. И задача родителей – стимулировать его познавательные способности через совместную деятельность. Существует несколько важных правил, которых следует придерживаться маме при организации занятий с грудными малышами.

Правило № 1. Инициатива исходит от взрослых

Развивающие игры с детьми в пелёнках имеют определённые отличия от пряток, догонялок и прочих развлечений для малышей 3-5 лет. Новорождённые и младенцы постарше вообще не представляют, что такое игра и как в неё приглашать участников. Именно родители, занимаясь с грудничком до года, предлагают ему поиграть, а ребенок, будучи ведомым, откликается на их предложение.

Правило № 2. Игры обязаны учитывать возрастные особенности

Если мамочка хочет, чтобы развивающие занятия доставляли ребёнку не только радость, но и пользу, их необходимо подбирать с учётом возрастных показателей.

Большое заблуждение – полагать, что ребёнок и в 4 недели, и в 10 месяцев, и ближе к году совершенно одинаков. Для детей первого года жизни характерно удивительно быстрое развитие, хотя маму может смутить тот факт, что малыши «просто» глядят своими глазками и не выдают какую-либо реакцию.

В семь месяцев дети сидят уже более уверенно, тянутся и берут в ручки любые предметы, расположенные в зоне досягаемости. Более того, некоторые ребятишки уже пробуют ползать. Чем заниматься с семимесячными малышами?

  • Ребёнка начинают интересовать пальчиковые упражнения – «Сорока», «Этот пальчик дедушка…» Подобные занятия отлично развивают точную моторику и подготавливают детскую ручку к держанию предметов в руке.
  • Мешок с крупой. Сшейте из тканевого полотна небольшие мешочки и наполните их любым натуральным наполнителем – гречневой крупой, горошинами, фасолью и пр. Малышу понравится трогать, бросать, удерживать и трясти подобные самодельные игрушки.
  • Пищалки. Ребёнок до года знакомится с подобными игрушками, обожая стучать молоточком с пищалкой на конце по полу или другим гладким поверхностям. Забавно и полезно, хотя мамочки обычно долго этого не выдерживают.
  • Барабанщик. В качестве ударного инструмента подойдёт бубен, барабан либо вообще обычная кастрюля. Стуча по различным поверхностям, кроха развивает фонетический и музыкальный слух, а это поможет воспитать настоящего музыканта (лет в 5 можно будет купить детский синтезатор).
  • Катание. Малыша усаживают на пол, мама садится по другую сторону. Смысл занятия – толкать небольшой мячик ребёнку и показывать, что необходимо отталкивать шар обратно. Если взять несколько разный мячей, то можно проговаривать их размеры: «Катится большой, а теперь – маленький».

В этом возрасте главный упор делается на развитие моторики пальчиков, а эту задачу можно реализовать во многих играх.

Ближе к году ребёнок интересуется всё более широким кругом вещей. Эту любознательность обязательно следует поддерживать и подпитывать через развивающие игры.

ТОП-5 лучших развлечений для восьмимесячных малышей:

Ребёнок активно ползает, поэтому все опасные для него либо дорогие вам предметы следует спрятать или положить повыше.

Ребятишки в девять месяцев ещё более активные, поскольку уже в совершенстве овладели ползаньем, а некоторые даже встают на ножки и делают робкие шаги. Улучшается в этом возрасте и общая моторика.

Предлагаем ТОП-5 наиболее полезных для 9-месячного младенца развивающих игр:

Во время игр с малышами до года (и вообще до трёх лет) необходимо следить, чтобы небольшие предметы оставались в детских ручках, а не были проглочены.

В 10 месяцев ребятишки учатся ходить, поэтому многие родители основное внимание уделяют именно этому навыку. Однако не следует забывать и о совершенствовании остальных умений. Как это выполнить?

11-месячные карапузы уже довольно-таки активно ходят, поэтому необходимо всячески стимулировать это умение. Предлагаем ТОП-5 лучших развлечений для развития навыков движения для малышей до года.

К году ребёнок продолжает интересоваться прежними игрушками, которые и в этом возрасте остаются актуальными: матрёшки, пирамиды и ёмкости для складывания.

Занятия для годовалого крохи

Годовалый малыш – уже довольно знающая и умеющая личность. К году у него появляются многочисленные навыки и умения, которые позволяют по-новому взглянуть на уже знакомые игрушки и занятия. Вот что же поиграть с двенадцатимесячным ребёнком?

  • Где звонят? Сотовый телефон либо часы с будильником прячут под , в комод либо под кровать. Ребёнку предлагается отыскать дребезжащий предмет на слух.
  • Золушка. Всыпьте в одну широкую ёмкость горох и фасоль и предложите крохе рассортировать их по тарелкам. Задание можно усложнить – перекладывать горошины и фасолины только по одной.
  • Паучок. Меж стульями или креслами попробуйте натянуть резинку либо длинную верёвку. Продемонстрируйте, как можно переступать, перелезать и ползать под препятствием. Малышу понравится чувствовать себя человеком-пауком.
  • Грабельки. Когда кроха рассыплет детали конструктора, дайте ему детские грабли и попросите сгрести все детали в коробочку или в специальную банку.
  • Фото. Показывайте малышу альбом с фотоснимками, на которых изображён он сам, бабушки и родители в молодости. Подобное упражнение помогает развитию памяти. Важно только отслеживать, чтобы кроха невольно не порвал и не измял снимки.

Следует понимать, что указанные упражнения для развития младенцев можно применять и позже, если ребёнок не потерял к ним искренний интерес. Однако главные советы специалистов касаются непосредственного эмоционального общения матери с младенцем. Самое важное – не точное выполнение инструкции, а обмен любовью и теплотой.

Клуб Увлеченных Мам

Холя и лелея своего малыша, каждая мама мечтает о том, что он вырастет самым сильным, ловким и смелым. А мы с вами знаем, что то, каким вырастет малыш, зависит от того, занимаются ли родители физическим развитием ребенка или ограничиваются лишь ежедневным уходом.

Сегодня мы рассмотрим простые, не требующие специальной подготовки подвижные игры для малышей до года . Эти игры вы сможете легко «вписать» в распорядок дня и получать удовольствие, играя с малышом.

Подвижные игры для малышей до года по месяцам

Подвижные игры в 0-3 месяца

Подвижный звоночек

Для игры вам понадобится бубенчик и резинка, их сейчас легко приобрести в отделах, где продают аксессуары для рукоделия. Резинку выбирайте такую, чтобы она не давила на запястье и щиколотку малыша. Пришейте бубенчик к резинке – приспособление для игры готово.

  • Когда малыш не спит, наденьте ему на ручку или ножку вашу нехитрую погремушку, которую смастерили сами.
  • Размахивая ручками и ножками, ребенок установит связь между шевелением и звуком бубенчика и станет активнее двигаться, чтобы услышать этот звук.

Так вы зададите малышу цель на активность, а еще ребенок начнет устанавливать первые причинно-следственные связи.

Ладушки-топотушки

Вам может показаться, что игра в ладушки вам не по возрасту, но попробуйте самый легкий ее вариант.

  • Берите за ручки малыша и хлопайте ими друг о друга и по другим местам, до которых уже могут дотягиваться крохотные ручки. Ручки пока еще сжаты в кулачки, расправятся они позже.
  • Берите в свои руки ножки ребеночка и хлопайте ступнями друг о друга и по другим местам, до которых уже могут дотягиваться крохотные ножки.

Эти игровые упражнения легко впишутся в небольшую зарядку после сна и помогут устанавливать вам с малышом эмоциональный контакт.

Игра с большим мячом

Очень удобно, если у вас дома есть большой или средний фитнес-мяч (фитбол).

  • Положите ребенка на мяч животом и катайте его вперед-назад и вправо-влево.
  • Интенсивность определяйте, исходя из состояния вашего малыша и в зависимости от того, насколько хорошо младенец сам удерживает головку.

Игра с мячом может быть веселой или успокаивающей, все зависит от амплитуды ваших движений.

Подвижные игры в 3-6 месяцев

В этот период можно сделать первый курс массажа вашему малышу. А из простых подвижных игр для малышей больше всего подойдут такие игры:

Самолет

  • Поднимите малыша на вытянутых руках, держа его под ручки, и начните «полет» по комнате.
  • Снижайтесь и снова взмывайте вверх, ориентируйтесь на настроение ребенка.

Следите, чтобы малыш не пугался, и игра была ему в радость, увеличивайте амплитуду движений по мере привыкания ребенка к игре. Во время полета имитируйте звуки самолета, это очень нравится малышам. Как только появятся признаки усталости, сразу идите «на посадку».

Кресло-каталка

Чтобы успокоить и подготовить ребеночка ко сну, научитесь этой игре.

  • Родитель садится на пол, ноги вытягивает вперед и немного сгибает их в коленях. Малыша посадите лицом к себе на нижнюю часть своего живота, так чтобы голова ребенка оказалась на ваших коленях. Ножки малыша уприте себе в грудь.
  • Теперь держите малыша за ручки и аккуратно перекатывайтесь на спину, чтобы в итоге ребенок встал на ваш живот. Вернитесь в исходное положение.

Такое катание с вашей поддержкой прекрасно укрепляет мышцы, развивает координацию и чувство равновесия. Делайте все медленно и аккуратно, следите за реакцией ребенка.

Лифт

У этой игры есть два варианта — начальный и усложненный, — они отличаются захватом при игре.

Первый вариант:

  • Возьмите малыша под руки и плавно, а по мере освоения игры уже резче, поднимите малыша вверх. Проговаривайте, что лифт едет вверх.
  • А потом лифт едет вниз, и мы опускаем малыша вниз до удобного и комфортного для вас обоих уровня.
  • Так продолжаете «кататься» на лифте, пока эта игра малышу в удовольствие.

Второй вариант:

Недавно стали мамой малыша?

  • Возьмите малыша крепко за ладони и поднимайте его вверх то за одну ручку, то за другую, пока «лифт» не доедет до «верхнего этажа».
  • Затем опускайте малыша также попеременно за ручки до уровня, удобного для вас обоих.

Такая игра, кроме физического развития, помогает научиться малышу осознавать положение своего тела в пространстве.

Подвижные игры в 6-9 месяцев

В шесть месяцев часто малыш уже начинает ползать, это первый самый важный навык, который является подготовкой к самостоятельному хождению. Поощряйте ползание с помощью ниже описанных подвижных игр, и это укрепит мышцы спины вашего ребенка.

Препятствия на пути к мечте

Для этой игры нужна «заветная цель», до которой очень захочется доползти вашему «ползунку».

  • Создавайте препятствия на пути к яркой игрушке, вам понадобятся рулончики-валики из полотенец, одеяла и подушки.
  • Увеличивайте сложность этой игры, по мере того как малыш научится преодолевать сначала валики из полотенец, затем подушки и валики из одеял.
  • Создавайте препятствия мгновенно из своих рук и ног. Позже малыш научится перелезать вас, лежащего на животе или спине, и в завершение станет перелезать вас, лежащего на боку.
  • Усложненный вариант – заползание на горку с препятствиями. Для этого берется ровная доска и устанавливается с наклоном, наклон регулируете по мере усложнения игры.

Эта простая игра чрезвычайно полезна для воспитания характера!

Туннели

Возьмите картонную коробку побольше для домика и к нему приделайте небольшой лаз из коробки поменьше. Сделайте отверстия-окошечки в туннеле, чтобы малыш не испугался, и вы могли контролировать его движение внутри.

Можно сделать туннель еще проще — из любого стула или нескольких одинаковых стульев, просто занавесив тканью по бокам.

Цель игры в туннеле — научить ребенка проползать, нагибая голову и следовать по туннелю, это поможет малышу освоить координацию и ориентирование в пространстве и не бояться нестандартных ситуаций.

Танцы

В эту игру играть можно с рождения ребенка, но интереснее играть, когда малыш уже имеет некоторый опыт освоения разных движений.

Игра проста – включайте любую музыку и танцуйте вместе!

  • Сначала танцуйте с малышом на руках, чтобы он чувствовал разные ваши движения. Учите малыша двигаться сидя, затем, когда встанет на ножки у опоры, покажите ему, что можно танцевать у опоры, хотя если вы начнете танцевать раньше, то к 8-10 месяцам он и сам начнет танцевать, как только встанет на ножки.
  • Двигайтесь под музыку, пусть малыш понимает, что вы двигаетесь в ритм с музыкой. Так вы научите ребенка чувству ритма и будете совершенствовать координацию тела.

Подвижные игры в 9-12 месяцев

В этот период ребенок уже хорошо ползает и начинает ходить.

Альпинист

  • Возьмите ребенка за ручки и дайте ему сделать несколько шагов по полу, затем чуть приподнимите его, и пусть дальше он начнет шагать по вам вверх. Используйте это, когда малыш просится к вам на руки, и тогда каждый раз вы будете совершенствовать координацию и укреплять мышцы, пока ребенок «ползет» к вам на руки.
  • Если у вас дома есть спортивный комплекс или лесенка у стенки, то повесьте музыкальную игрушку так, чтобы ваш ребенок залезал к ней по лестнице.

Турничок

Самое время начать знакомить ребенка с перекладиной-турником и тренировать подтягивание. Сделайте из этого занятия веселую игру!

Еще больше подвижных игр для малышей в возрасте одного года вы найдете в статье .

Если статья оказалась полезной для вас, расскажите о ней друзьям.

Посмотрите, в какие еще можно поиграть :

Все девять месяцев в ожидании ребенка вы в большей степени материально готовились к его появлению: покупали крошечные ползунки и распашонки, кроватку и балдахин, и много чего другого, необходимого для ухода за малышом. И вот у вас на руках долгожданный комочек счастья, которому нужна ваша любовь и забота. Малышу, прежде всего, нужны ваши нежные руки и любящий взгляд. Все манипуляции, которые вы проделываете день за днем, надо превратить в игру – от этого будет польза и малышу, и вам, ведь игра – это способ уйти будничной рутины. Прежде, чем перечислить и описать игрушки и игры, в которые можно и нужно играть с ребенком, хочу рассказать, зачем это надо делать.

Зачем надо играть с ребенком

Почему ребенку недостаточно того, чтобы его кормили, поили, мыли и укладывали спать. Почему малыш все время голоден для любви (раскрою секрет: дети растут от любви).

Если перестать разговаривать с ребенком, молча и бездушно выполняя «обязанности по воспитанию»,
Если стараться побыстрее положить его в кроватку, чтобы «не приучить к рукам»,
Если игнорировать плачь малыша и с первых дней заниматься сомнительной дрессурой, ребенком неизбежно овладеет синдром тяжелей физической и психической отсталости, а именно – госпитализм.

Малыш заболевает, если ему не хватает общения с родителями: физического и эмоционального контакта. В результате начинается замедляться развитие (в особенности умение ходить), ребенок плохо прибавляет в весе и мало растет. Тормозится развитие также и нервной высшей деятельности мозга. Зайдите в любой Дом малютки, где на попечении государства живут детки с рождения до трех лет (потом их переселяют в детские дома). Новорожденные лежат по боксам, с ними, конечно, общаются медсестры: но детей много, а женщин мало, всех на руках не поносишь. Впоследствии, прекрасная игровая, занятия, замечательные санитарно-гигиенические условия и полноценное питание, - все это все равно не компенсирует бедность детей на эмоции, речь и мышление воспитанников более ограниченны, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Все чаще госпитализм фиксируют и в неблагополучных семьях, где мамины объятия и улыбка являются дефицитом.

Так что, не думайте, что ваши разговоры с малышом ему не нужны, мол, он все равно ничего не понимает. Играя с ребенком, вы насыщаете его головку знаниями о мире, в который он пришел. Игра – это практика развития и большая школа жизни для малышей. Это правило, о котором уже давным-давно писал мой любимый американский педагог, детский психолог Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», цитрую: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра - то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере – плодотворны. Ошибочно думать будто игра - это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Какими должны быть игрушки у грудничка

Игрушки должны быть сделаны из материалов, которые останутся безопасными для малыша, даже если они попадут ему в рот (а это обязательно произойдет). А именно: качественный пластик, дерево, резина.

Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.

Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.

Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.

Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.

Итак, какие игрушки нужны грудничкам?

От рождения до 3 месяцев
  • Традиционно родители дарят своему ребенку погремушку. Их может быть много. Они выполняют задачу привлечения внимания ребенка. Сначала мама тихонько потряхивает игрушкой в 15-20 см от лица ребенка, малыш пробует сфокусировать на ней взгляд, и с каждым разом это у него получается все лучше и лучше. Вскоре ребенок сам сможет схватить погремушку и обязательно попробовать ее на вкус. Хорошо, если в вашей коллекции будут погремушки контрастных цветов. Также годится все безопасное без мелких деталей, что можно сжимать и хватать.
  • Разноцветный – электронный или заводной мобиль. Надо прикрепить его к краю кровати и завести механизм: мобиль начнет движение и зазвучит музыка. В первые месяцы жизни малыша мобиль очень даже занимает ребенка, у мамы появляется возможность передохнуть в то время, как кроха смотрит за крутящимися игрушками и слушает приятную мелодию. Так развивается слух и зрение.
  • Даже новорожденному можно будет интересен воздушный шар, наполненный гелием (он прекрасно парит в воздухе). Если в семье есть старший ребенок, поручите эту миссию ему. Так вы убьете сразу двух зайцев: первенец почувствует свою значимость, ведь ему дали возможность сделать что-то для своего братика или сестренки, а младший получит лучшего друга на всю жизнь. Так, после того, как старший ребенок вдоволь наиграется и продемонстрирует все возможности шарика, привяжите его к ручке малыша. Сначала ребенок не сможет установить связь между своим движением и полетом шарика надо головой. Знание и умение манипулировать этим предметом обязательно придет, но немного позже.
  • Пока малыш не способен различать полутона и светотени, а занять его все-таки надо, в такой ситуации на помощь придет обыкновенная рожица, нарисованная лично вами обыкновенным черным фломастером. Тут не важны ваши художественные способности: главное, чтобы у лица были все черты, присущие нормальному человеку. То бишь: глаза, нос, рот. Малышу будет очень интересно рассматривать картинку, почти так же, как ваши дорогие черты. Подобный эффект имеют другие черно-белые картинки.
  • К трем месяцам малыш не просто реагирует на любые звуки, он активно ищет его источник. В это время вам очень пригодятся музыкальные игрушки: дудочки, пищалки, погремушки, колокольчики. Разговаривайте с ребенком всегда и везде: он живо интересуется не только, о чем вы там ему рассказываете, ему важна интонация, любые переходы от тихого до громкого звука. Комментируйте абсолютно все: машина едет, фен жужжит, собачка лает, телефон звонит и т.д.
  • Неваляшка, конечно, еще подождет, пока малыш ее сможет лично попробовать свалить, но, все же, ее тоже вполне можно запустить в мир ребенка. Просто раскручивайте и пытайтесь опрокинуть неваляшку до тех пор, пока это действие не надоест ребенку. Игрушка обнаруживает в ребенке желание познавать все больше и больше, также неваляшка способствует развитию зрения.
  • Очень практичную и простую игрушку вы можете сделать сами. Купите толстую, широкую резинку для волос, хорошенько пришейте к ней маленький колокольчик – все, готово. Теперь одевайте ребенку эту игрушку попеременно на оба запястья руки. Малыш будет подергивать ручками, в это время колокольчик будет звенеть: забава та еще, всем малышам нравится! Формирует координацию движений, умение сосредотачиваться на звуке.
  • У вас обязательно должны быть игрушки, выполненные из материалов различных фактур: мягкие, шершавые, скользкие и.т.д. Можно просто вкладывать ребенку в ручку кусочки разных тканей. Так у ребенка вы будете развивать тактильную чувствительность. Ощупывая поверхность различных материалов, малыш на другом уровне познает окружающий мир. Можно пошутить: наденьте на ножку ребенка носочек. Кроха обязательно потянется за ним, сначала будет пытаться снять его, а когда это получится – обязательно засунет в рот (поэтому игрушки, и все, что вы даете ребенку, надо постоянно мыть).
  • В три месяца малыш уже умеет внимательно следить за предметом. Покажите ему маленькое представление. Прямо на краю кроватки пусть с вашей помощью туда-сюда побегает какая-нибудь зверушка: зайчик или медвежонок, это неважно. Ребенок будет непременно следить за перемещением мохнатого товарища и наверняка наградит вас гулюканьем.
  • Развивающие коврики украсят будни вашего малыша. А заодно выработают у ребенка правильное отношение к кровати, где он только спит, а не играет. Таким образом, кроватка будет у него ассоциироваться со сном и отдыхом, а вот развивающий коврик – с бодрствованием и игрой. Игрушки, подвешенные на дугах коврика, настолько интересны, что могут заменить многие экземпляры, продающие отдельно и по гораздо более высокой цене. Коврик снабжен и безопасным зеркальцем, в которое малышу будет весьма интересно посмотреть на себя. Игрушки выполнены из различных материалов, в них вставлены «шуршалки» и «трещалки». Развивающий коврик будет развивать вашего ребенка незаметно и комфортно для него. Пригодится до 1 годика.

От 4 до 6 месяцев

  • Ближе к четырем месяцам детей многих начинают беспокоить прорезающиеся зубки, поэтому в коллекции игрушек должен появиться прорезыватель. Обычно их выполняют в форме различных зверей, птиц или рыбок, поэтому прорезыватель вполне можно считать еще и игрушкой. Она специально сделана так, чтобы ее можно было удобно сосать, жевать, даже грызть.
  • Мобиль не теряет своей актуальности, только вот в период от трех до шести месяцев детки становятся намного сильнее, чем прежде. Поэтому внимательно проверяйте, насколько надежно прикреплен мобиль перед тем, как запустить его для ребенка. Малыш уже спокойно дотягивается до подвешенных игрушек, поэтому плохо закрепленный мобиль грозит упасть при любом резком движении ребенка.
  • Небольшой мягкий кубик или мячик, такой, чтобы ребенок спокойно мог его захватить ладонью. Было бы вообще замечательно, если внутри игрушки будет бубенец. Тогда помимо зрительно-моторной координации, вы разовьете в своем ребенке еще и слух. Ближе к шести месяцам вы можете посадить ребенка к себе на колени и дать возможность ему уронить мячик или кубик на пол. «Бах, упал!- в тот самый день вы совершите революцию в голове у ребенка. В ближайшее время (даже если вы сами не показывали, как падают предметы), выбрасывание игрушек из кровати станет самым любимым развлечением. Это вытворяют дети всех поколений. Это же так весело!
  • В предыдущие три месяца вы уже показывали малышу, как играет дудочка, как свистит свисток, теперь, когда ребенок хорошо держит головку и может не менее десяти минут пролежать на животе, можно показать ему небольшое пианино, которое работает на батарейках. Малыш с удовольствием будет нажимать клавиши, извлекая новые звуки.
  • Никогда не устаревают и всегда актуальны обычные бусы с крупными бусинками. Их можно трясти, ощупывать, хватать, совершенствуя при этом координацию движений и получать новые тактильные ощущения. Было бы неплохо, если бусы будут сделаны из дерева, все-таки природные материал предпочтительнее пластмассы.

От 7 до 9 месяцев

  • В этом возрасте дети уже умеют сидеть, границы их возможностей расширяются. Теперь можно предложить ребенку деревянный молоточек с колышками, которые нужно забивать. Конечно, все действия вы сначала продемонстрируете сами, ребенок потихоньку будет повторять и вскоре тоже начнет попадать по игрушечным «гвоздикам». Благодаря такой работе у ребенка укрепятся мышцы рук, успешно будет развиваться моторно-зрительная координация.
  • Вот и настало время выбрасывать игрушки из кроватки, параллельно с этим хулиганством развивается мелкая моторика, слух, зрение, познавательные способности.
  • Самое время, если вы еще до сих пор не приобрели, купить малышу мягкие книжки. Пусть их будет несколько и сделаны они будут из разных материалов. Такие книжки можно при желании сделать и самим. Книги могут быть тканевые и сделанные из пластика. Они удобны во всем: если испачкаются, то быстро и легко моются, их можно жевать и не бояться испортить. С ними можно даже купаться. Научите малыша переворачивать странички, обязательно называйте, кто и что нарисовано в книге. Обычно все дети с интересом вглядываются в красочные, яркие картинки. В библиотечке вашего ребенка должны быть и обычные книги, но лучше всего, если они будут выполнены из толстого ламинированного картона. Так они прослужат дольше, и, быть может, доживут до рождения следующего вашего ребенка.
  • Ежедневные купания превратят в праздник специальные игрушки, предназначенные для игр в воде. Кораблики, уточки с утятами, губки в виде зверушек, заводные рыбки, которые надо ловить сачком и.т.д. Игрушки лучше всего давать ребенку всегда, когда он принимает ванну. Ведь это для вас гигиеническая процедура перед отходом ко сну, а для ребенка - это долгожданный праздник в конце дня, прекрасное развлечение и способ снять усталость и напряжение.
  • Игровые центры сочетают в себе несколько различных игрушек: телефон, крутящиеся шарики, движущиеся фигурки и много чего другого.
  • Удовольствие не из дешевых, но весьма увлекательно для ребенка.

От 9 до 12 месяцев

  • Пирамидку можно было приобрести и пораньше, но в 9 месяцев она должны быть уже непременно. Обязательно обратите внимание на то, как она сделана. Жизненный опыт показывает, что самая лучшая пирамидка сделана со стационарным основанием, в которое вставлен и хорошо закреплено стержень (вообще не вынимается), на который ребенок будет одевать колечки. Можно приобрести две такие пирамидки: одну деревянную, другую мягкую, кольца которой сделаны из ткани. Моторно-зрительная координация, мелкая моторика, последовательность действий, изучение цветов, - все это с успехом десятилетия подряд развивает в ребенке пирамидка.
  • Игрушки-вкладыши. Бывают в форме стаканчиков, они вкладываются один в другой, а также могут быть использованы для построения настоящей башни. Игрушки-вкладыши развивают познавательный интерес, мелкую моторику (что важно для развития речи) и, кончено, координацию движений.
  • Обычные кубики, деревянные или пластмассовые. На них могут быть нанесены цифры или буквы, впоследствии по ним можно будет изучать алфавит или счет. А пока вы будете строить, а малыш с удовольствием разрушать. А скоро он составит маленькую башенку из двух кубиков, так в вашем доме начнется эра великого строительства.
  • Игрушка Матрешка может заменить собой и куклу, и игрушку-вкладыш. Изобретенная в 19 веке, она стала народной любимицей, особенно среди детей. Состоит из двух частей, внутри каждой Матрешки находится еще одна, поменьше. Число кукол от шести до бесконечности, все зависит от высоты Матрешки. На примере этой игрушки ребенок учится понимать размер (маленькая, большая), форму, цвета, развивается речь, логика.
  • Деревянные или пластмассовые поверхности, в которых проделаны отверстия различной формы, к этим логическим игрушкам прилагаются вкладыши, подходящие по форме к отверстиям. Квадратные кубики могут пролезть только в квадратные отверстия, круглые предметы – только в круглые.
  • Игрушки-каталки снабжены колесиками и длинной ручкой. Пригодится и машина-каталка. Обратите внимание: колеса должны быть большими. Машины с маленькими колесами двигаются с трудом, ребенок нервничает, психует. Так что, лучше не продешевить и купить такую машину, которая не будет пылиться или вызывать отрицательные эмоции, а только радовать ребенка и развивать у него координацию движений. Такие машины будут интересны не только мальчикам, но и девочкам (что подтверждает пример моей дочери).
  • Потихоньку знакомьте ребенка со всеми спортивными игрушками. Хорошо, если у вас в доме есть хотя бы маленькая шведская стенка. Дети обожают залазить куда угодно и где угодно. Пусть развивают мышцы рук, координацию движений и растут здоровенькими!
  • Металлофон, синтезатор на батарейках, барабан, дудочки – развивают слух и моторно-зрительную координацию.
  • Научиться предсказывать движение предметов, развить зрение и познавательные способности поможет желоб или игровой центр, в которых по спиралевидным проволочкам вниз скатывается шарик.
  • Прыгающая лягушка, убегающая под кровать мышка – заводные игрушки никогда не надоедят малышам и способны осушить самые горькие слезки.
  • Обычная или тряпичная кукла небольшого размера с крупными чертами лица должна быть не только у девочки, но и у мальчика. Ребенок должен уметь позаботиться о кукле: покормить ее, покачать, уложить спать. Так начинается воспитание в будущем мужчине хорошего отца. На куклах хорошо обучать ребенка, как называются части тела, лица, элементы одежды.

Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки

Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)».

Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает:
«Потягунюшки,
Потягунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходюнюшки,
А в ручки = хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!»

Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху:
«Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»

Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать:
В светлом теремочке
«Выросла (имя девочки)
Люди ее любят,
Все ее голубят».

Как играть с новорожденным ребенком

Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш.

Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.

Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.

И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».