Развитие и воспитание детей третьего года жизни. Особенности воспитания и развития ребенка третьего года жизни

В данной статье поговорим о развитие ребенка 3 года.

Что уже умеет малыш?

Прочитав статью не забудь написать комментарий и поделись в соцсети.

Развитие ребенка 3 года жизни

Ребенок быстро запоминает новые слова, повторяя их за своими родителями и сверстниками. Ребенок различает понятие: «Что такое хорошо, и что плохо». Играя с игрушкой, может представить ее в нескольких функциональных назначениях, а именно кубик может быть и машиной, и солдатом, и башней, т.е. у малыша хорошо развито воображение.

Играем и учимся

В игре ребенок получает новые знания о различных предметах, идет развитие его внимания, памяти, воображения, мышления. В игре у ребенка возникают трудности, которые он преодолевает с помощью различных приобретенных навыков.

Ребенок легко узнает знакомые звуки, повторяет за песней в мультфильме, может выучить небольшое стихотворение и рассказывать его наизусть перед взрослыми. Понимает понятие мало и много, различает далеко и близко, отличает предметы по цвету, величине и форме.

У ребенка хорошо развита память, не глядя он может определить на ощупь какой у него в руке предмет, помнит что происходило в ближайший месяц, может рассказать, что изображено на картинке.

Учимся рисовать

Ребенок перестал играть с карандашами и фломастерами, он теперь понимает для чего они нужны и использует их по назначению, также ребенок учится лепить из пластилина различные формы.

Ребенок трех лет может собрать пазлл из четырех картинок, из множества игрушек найдет ту игрушку, которую попросили.

При разговоре с трехлетним ребенком понимаешь, он может легко отвечать на вопросы, при этом отвечая, в правильной форме падеже и с предлогами.

Ребенок знает свое имя и фамилию, а также может назвать все имена близких ему людей (имя мамы, папы, бабушек, дедушек, друзей со двора и садика). Трехлетний ребенок знает 6 основных цветов. Понимает и различает времена года.

Развитие внимания

Ребенок должен находить одинаковые предметы, нарисованные на картинке, находить отличии между двух картинок (пример: у этой кошки белые лапки, а у этой черные, у собаки есть домик, а другой нет, на этой картинке три мячика, а на этой один).

Развитие памяти

После того как закроешь книгу, ребенок может назвать то, что было изображено на картинке. После рассказа сказки или просмотра мультфильма, ребенок может ответить на вопросы, пример: кто съел колобка, куда спешил Айболит. Ребенок помнит какого цвета солнце, небо, трава и т.д.

Математика

Ребенок может назвать сколько нарисовано мячиков и какого цвета, пример: на картинке 4 красных мяча и 1 синий. Ребенок понимает поровну или нет, если на картинке нарисовано у одного ежика два грибочка, а другого один. Различает треугольник, квадрат и круг.

Развитие речи

Ребенок знает названия основных диких и домашних животных.
Если ребенку задать вопрос, он спокойно ответит двумя, тремя предложениями. Знает понятие сидит, лежит, идет, бежит, плывет.

Мелкая моторика

На листе бумаги ребенок должен изображать прямые вертикальные и горизонтальные линии. Должен уметь нарисовать круглые предметы. Ребенок должен стараться аккуратно раскрашивать картинки.

Что еще может ребенок трех лет?

1. Самостоятельно чистит зубы.

2. Самостоятельно кушает.

3. Самостоятельно одевается (но не всегда хорошо получается, а также процесс одевания зависит от его настроения).

4. Спускается и поднимается по лестнице.

5. Самостоятельно катается на трехколесном велосипеде.

6. Может выполнить легкие задания (принести с кухни полотенце и вытереть с пола разлитый чай).

7. Понимает, когда к ниму обращаются.

8. Знает основные части своего тела (голова, нос, ухо, рука и т.д.).

9. Самостоятельно ходит в туалет.

10. Хорошо играет, общается с детьми.

На этом буду заканчивать, подписывайтесь на обновление сайта , до скорых встреч пока!

С уважением, Андрей Добродеев

Третий год жизни ребенка - довольно часто - первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей. Казалось бы, все сложности позади: ребенок вырос, заговорил. Доброе, смышленое, активное существо, и общаться с ним - одно удовольствие. Но вдруг начинается непонятное: за завтраком он оттолкнул кашу и потребовал суп, на предложение погулять ответил отказом, обозвал бабушку "бякой", на просьбу убрать за собой игрушки - улегся на ковер и притворился спящим.

Наука определяет такого рода проявления в поведении трехлетних детей неприятным словом "кризис". Психологи обычно советуют родителям не паниковать. Кризис -явление естественное, пройдет. И у некоторых ребятишек он действительно проходит - быстро и без последствий. Но у других принимает осложненные формы, и им нужно помочь - правильно и своевременно.

Кризисы известны педагогам-практикам давно. Еще во времена Песталоцци, Ко-менского и Руссо отмечалась неодинаковость развития ребенка в разные периоды его жизни: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, истеричным. Кризис и есть период такого стремительного развития, а симптомы трудновоспитуемое - признак его начала.

Что происходит с ребенком?

Как только ни называли кризис третьего года жизни - и "возраст оури и натиска", и "кризис независимости", и "трудное детство". А все потому, что кризис не просто неизбежен, он - необходим. Но как быть? Покориться неизбежности и ждать, когда, пережив "трудный возраст", ваш малыш снова станет прежним, а его психический рост войдет в стабильную фазу?

Это не лучший выход. Пассивное ожидание - не самое верное решение проблемы, а прежним после кризиса ребенок все равно не останется. Совсем не обязательно, что он станет хуже, что трудный (кризисный) возраст испортит его характер, - он может стать гораздо лучше, чем был, а то, что он стал умнее, самостоятельнее и взрослее, вы обязательно отметите. Кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложен как для самого ребенка, так и для родителей. Они не всегда поспевают за резкими изменениями в его психике и, сами того не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают сами в первую очередь.

Однако, как показывают исследования последних лет, такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитуемоести. Говоря о неизбежности кризиса, ученые имеют в виду направление развития ребенка и его темпы. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.

А вот стиль поведения ребенка в фазе кризиса - фактор субъективный: он не только различен у разных детей, но даже у одного и того же ребенка может существенно меняться от начала кризиса к его концу.

А это влияет и на стиль родительского поведения. Поэтому даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка. Однако некоторые признаки "нормы" и "отклонений" в кризисе все-таки существуют, и их надо знать, чтобы избежать типичных семейных ошибок.

Лики кризиса

У многих детей кризисный возраст заявляет о себе негативизмом, своеволием, строптивостью - ребенок постоянно прекословит вам во всем. Вы зовете его на прогулку, он отказывается, хотя любит гулять, но стоит отменить прогулку - и он тут же начинает канючить: "Гулять хочу, пошли гулять". Вы собираете его одежду, а он снова отказывается от прогулки. Изматывающее противоборство становится все более частым. Вы поставили на стол сыр, а он упорно называет его маслом. Устав спорить, вы соглашаетесь: "Масло", он злорадно возражает: "А вот и нет, это сыр". Ему все равно, что стоит на столе, - не истина, а спор со взрослым его основная цель.

Как чаще всего реагируют взрослые? Странно, но они обижаются на ребенка, воспринимая его поведение как осознанное желание досадить им. Успокойтесь - первичный наивный негативизм отнюдь не свидетельство испорченного характера ребенка и его нелюбви к вам. Напротив, это отражение прогрессивных тенденций в его развитии - начинается психическая "эмансипация" от взрослого, попытка отделить себя от других, заявить о собственных намерениях.

Делает это малыш неумело, что естественно. Его возможности заявить о себе весьма ограничены, а сами эти намерения он даже представить себе четко еще не может. Поэтому и выплескивается все в виде абсурдного противоречия очевидному. Ему говорят "да", он же твердит "нет", ничего другого не желая, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени "одерживать победу" в разумных пределах, разумеется. Частые уступки чреваты еще более странным поведением. В одной семье, где мы наблюдали развитие трехлетнего малыша, мама, по нашей просьбе, "боролась" с его негативизмом только одним способом - во всем соглашалась с ним. Спустя неделю он начал играть в "негативизм": он ставил игрушку рядом с кем-нибудь из взрослых, отбегал на некоторое расстояние и с криком: "Не трогай, моя игрушка", бросался к ней, хотя никто и не думал на нее покушаться. Однажды, перед сном, когда в очередной раз все его капризы были исполнены, он просто зашелся в истерике.

Другие наши наблюдения также показали: ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, к трем годам становится истеричным и очень несчастным. Очевидно, проблема вот в чем: сопротивление воле взрослого, силовые способы взаимоотношений с ним ребенку этого возраста все-таки нужны - убрать их невозможно, да и не нужно.

С их помощью он как бы "нащупывает" пределы дозволенного, оп ределяет, "что такое хорошо и что такое плохо", а родительские реакции помогают ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственных желаниях и ощущениях. Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно.

Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным.

Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

При нормальном течении кризиса, ближе к концу третьего года, ребенок научается более или менее отчетливо формулировать свои замыслы и отстаивать их "человеческими" способами. Абсурдное противоборство родителям исчезает, но далеко не всегда им становится легче: на смену негативизму и своеволию приходит букет других, не менее сложных симптомов.

Кризис и воображение

Обычно появляющаяся у детей третьего года жизни инициативность сопровождается повышенным интересом к предметам и действиям с ними. На языке науки - "становление личного действия: задуманное ребенком и самостоятельно исполняемое действие вдруг обретает для него какую-то особую ценность. От этого действия его трудно отвлечь; если оно не ладится, то он может расстроиться до слез, а на критику в свой адрес может отреагировать и вовсе непривычно: закричать на вас, попытаться свалить неуспех на другого, залиться краской от стыда.

Большая часть симптомов личностной перестройки сугубо положительна: малыш становится самостоятельным, настойчивым и усидчивым. Если раньше он действовал с тем предметом, который попался ему на глаза, то теперь он специально ищет и подбирает предметы под тот план действия, который он составил заранее. Да и само действие становится иным - целенаправленным. Ребенок размышляет и сравнивает: если действие не ведет к нужному результату, он меняет его на другое, более подходящее для его целей.

Однако эти симптомы родители замечают редко: то, что не вызывает проблем, не останавливает на себе их внимания. Более всего в этом возрасте их настораживают все более частые случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, невероятной хитрости и изворотливости. Например: не в меру любопытному ребенку запретили трогать пылесос. Выждав, когда мама выйдет из комнаты, он подошел к окну, задернутому шторой: "Тучка, можно тлогать пылептош?" - "Можно, Кила (Кира), можно", - сам себе разрешил он и со спокойной совестью занялся запрещенным предметом. Способность обходить нежелательные запреты с помощью фантазии - очень развита у детей "кризисных" трех лет. Вообще воображение в этом возрасте сильно активизируется и используется ребенком для самых разных целей. Прежде всего оно играет главную роль в его предметных действиях, поскольку позволяет планировать их заранее, перебирать в уме способы их достижения и удерживать в памяти конечную цель. Это. так сказать, продуктивное и полезное воображение. Однако довольно часто ребенок вынужден использовать воображение для защиты своего достоинства и своих прав. Это-то защитное воображение более всего и настораживает родителей, хотя именно они чаше всего и вызывают его к жизни. Запреты заставляют ребенка активизировать свое воображение, чтобы обойти их. Ведь предметная деятельность крайне важна для него. В трехлетнем возрасте "я" ребенка своеобразно сращивается с первыми самостоятельными результатами в деятельности. Его гордости нет предела.: успех в действиях с предметом как бы уравнивает его в правах с нами, взрослыми. Предметная деятельность - то единственное, что он может повторить вслед за нами и так, как мы. Это для него очень важно, поэтому лишить его возможности пылесосить, как мама, или забивать гвозди, как папа, практически невозможно. Защитное воображение порождает и хронический неуспех в предметной деятельности, и частую критику родителей. Это больно ранит малыша. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Воображение и страхи

С воображением тесно связаны и "кризисные" страхи. Их отличие от прежних - они не просто реакция ребенка на необычные и сильные раздражители. В два года он вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи трехлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от неуютности темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаст причудливые образы "страшного" и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трехлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощенном - могут стать очень серьезной проблемой.

Довольно часто навязчивые страхи - признак невротизации личности и ребенка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего, или, что бояться -стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому право бояться нужно признать, но и помочь ребенку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность. Одному трехлетнему карапузу помогла "волшебная шпага" - очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали возле его кроватки. Другой малыш с помощью мамы "варил" зелье против привидений - в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты. Это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищенности и страхи уже не страшны ему.

Итак, три года - рубеж, который преодолевает каждый ребенок, важный и ответственный период в его развитии: он входит в фазу перестройки всей своей психической жизни. Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства.

Если взрослые продолжают относиться к нему как к маленькому, неумелому, задевают его самолюбие обидными замечаниями, ограничивают инициативу и строго регламентируют его активность, если они невнимательны к его интересам, кризис обостряется и ребенок становится трудным и несговорчивым.

Это может укорениться, если взрослые не перестроят своих с ним взаимоотношений. И, напротив, легко преодолевается, если они уважительно относятся к его занятиям и заботам, деликатно оценивают его результаты, поддерживают и ободряют его.

Тогда у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Если оно не сформируется на этапе кризиса трех лет, оно вообще может никогда не возникнуть. У каждой психической функции, у каждой личностной черты - свой оптимальный срок зарождения. Главное - не пропустить его.

Особенности развития ребёнка на третьем году жизни

Назирбекова Ирина

На что необходимо обратить родителям внимание, чтобы обеспечить ребёнку психофизическое благополучие на третьем году его жизни? Отечественные и зарубежные учёные пришли к выводу, что третий год жизни ребёнка особенно благоприятен для развивающей педагогики. Поэтому если вы хотите приобщить ребёнка к математике, музыке, пению и живописи, то не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы его будущих способностей закладываются именно в этот возрастной период.

2 года – 2 года 6 мес.

Действия. Сам одевается, кроме застегивания пуговиц и шнуровки ботинок.

Поведение. В играх ребёнка уже выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает её спать. Выполняет двухэтапную инструкцию, например, «пойди в кухню, принеси чашку». Целый день остаётся чистым.

Речь. Говорит многословными предложениями из 3–5 слов. Активный словарный запас уже 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет своё имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.

2 года 7 мес. – 3 года

Действия. Полностью сам одевается и застёгивает пуговицы. Обувается и с помощью взрослого завязывает шнурки.

Может несколько секунд постоять на одной ноге.

Поведение. Использует воображение в игре (стул – машина, кубик – мыло). Возможны игровые действия и без предметов. Появляются ролевые игры – например, играя с куклой, говорит: «я – мама», «я – доктор».

Может участвовать и в коллективной ролевой игре под руководством старших: «ты будешь зайчик».

Собирает пирамидку с учётом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет четыре основных цвета.

Выполняет элементарные рисунки карандашом. Лепит простые фигурки из пластилина.

Понимает прочитанные короткие сказки, что видно по мимике и ответам на вопросы.

Речь. Называет имена родителей. Часто задаёт вопросы («почемучка»). Говорит о себе «я». Речь использует с целью объяснения и размышления.

Новым в этом периоде можно считать интенсивное развитие у ребёнка воображения, особенно во второй половине года (от 2,6 до 3 лет). Это значит, что ребёнок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, он может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встаёт на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идёт мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т. п. С развитием воображения и памяти у него появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование и игра (ролевое поведение) и др. Вам следует обратить особое внимание на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребёнка. Эти виды деятельности способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности и формированию интеллекта.

К трём годам в речи ребёнка может присутствовать уже 1200–1500 слов и более. Появляется сложная функция – умение строить фразу из 3–4 слов. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, которые относятся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения.

В этом возрасте ребёнок очень «чувствителен» к поступкам и действиям окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Ребёнок не только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей и умозаключения. Постигая на своём уровне логику поступков и действий взрослых, малыш «учится жить». Именно поэтому в присутствии ребёнка 2–3 лет не должны происходить семейные конфликты. Он не должен стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых.

Родители для малыша по-прежнему представляют высший образец для подражания, хотя теперь ребёнок имеет хоть и небольшой, но уже достаточный социальный опыт. В более ранние периоды детства, в нежелательных ситуациях безотказно действовал метод отвлечения или запрета. А теперь при решении проблемы эффективнее действует метод сотрудничества.

У ребёнка возникает и потребность в общении со сверстниками, а так как сюжетно-ролевая игра требует участия партнёра, то малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста. Сюжетная игра в первой половине третьего года более развёрнута по содержанию. Но, хотя малыш и отображает действия близких людей (мамы, бабушки, отца), но пока не берёт на себя исполнение роли.

Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх, отражая в игре свой жизненный опыт. Он выполняет в условном игровом плане действия взрослых в виде ролей мамы, доктора и др.

В этом возрасте причиной возникновения детского негативизма в отношениях со взрослыми является отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» Это свидетельствует лишь о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию.

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

2.10. Ступени развития ребенка С первых дней жизни ребенок обучается жить у своих родителей, все приобретенные при этом навыки понадобятся ему во взрослой жизни. От того, чему он научился, во многом зависит его будущая жизнь. Весь этот детский опыт можно разделить на

Из книги Справочник по уходу за больными автора Айшат Кизировна Джамбекова

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Физиология развития ребенка Растущий организм ребенка проходит определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возрасты. Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова

Особенности периода развития Дошкольный период (3–7 лет) Для этого периода характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется. Выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. В этот период иммунная защита достигает известной

Из книги Мой малыш родится счастливым автора Анастасия Такки

Особенности психофизиологического развития Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало. Это препубертатный

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Елена Петровна Сосорева

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную

Из книги Развитие ребенка от 1 года до 3 лет автора Жанна Владимировна Цареградская

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.Мышцы детей

Из книги автора

Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей

Из книги автора

II. Особенности физического развития 1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Из книги автора

Примерные нормы нервно-психического развития ребёнка второго года жизни Назирбекова Ирина Главной целью ребёнка второго года жизни продолжает выступать познание окружающего мира. Малышом руководят два основных стремления: удовлетворение собственных потребностей и

Из книги автора

9 месяцев развития ребенка по Звезде Магов Главные этапы внутриутробного развития ребенка под влиянием планет, соответствующих 9 месяцам беременности. Что делать для того, чтобы наш малыш впитал лучшие качества, поданные планетами-покровителями. В следующих главах мы

Из книги автора

Елена Сосорева Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития

Из книги автора

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ РЕБЕНКА НА ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ Мы всегда сначала выясняем один вопрос: как вы считаете, до какого возраста мама должна кормить ребенка грудью? «Как на работу пойдет», «пока не будет готова мама», «чем дольше тем лучше» – это до 18 лет? Короче, мнения

Из книги автора

ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Сейчас мы с вами рассмотрим развитие детеныша от года до трех ориентировочно по месяцам. Хочу сразу сказать, что все то, что мы говорим о каком-то месяце, важно, чтобы ребенок сделал шаги в возрастном развитии где-то в ближайшем окружении. За 2

Учитель- логопед Дерябкина Ю.А.
Ваш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее "с места на место, стучит ею, тянет ее в рот, то есть познаете помощью действий ее предметные свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.

Наличие различных впечатлений - необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, постоянно находящийся в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для воссоздания ее в воображаемой ситуации, в игре.

Еще одно условие возникновения игры - умение ребенка подражать действиям взрослого. На втором году жизни игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Воображаемая ситуация, которая необходима для возникновения игры, только-только начинает быть доступной ребенку. Элементы игры в этом возрасте переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок в игре еще не способен выстроить логическую цепочку действий.

Расширение жизненного опыта, взросление ребенка приводит к тому, что игра ребенка третьего года жизни становится более разнообразной и зрелой. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. На третьем году жизни дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра - это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его . психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Малыш получает возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. Игра - приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относиться к играющему ребенку - если ребенок играет, он занят очень важным. и с взрослой точки зрение делом - он развивается и учится. Ребенку надо не только не.мешать играть, но и всячески помогать и стимулировать его к этому.

Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому- учите детей играть! Прежде всего нужно заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую-нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие - чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого - увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого, например: “Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять”. Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Вначале малыш будет только подражать вам, не слишком осознавая смысл предлагаемых замещений.

Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

Как быстрей привыкнуть к детскому саду

Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учреждение, осознайте всю серьезность этого шага и для ребенка, и для вас. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным стрессовым фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Не обольщайтесь радостными надеждами, что малыш легко и радостно будет ходить в сад. каждый день, а вечерами будет встречать вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику . Иллюзии на этот счет могут привести лишь к дополнительным стрессам. Нередко мама, столкнувшись с реальностью, начинает, сознательно или неосознанно, обвинять ребенка во всех этих неприятностях и соответственно с ним себя ведет, а это усугубляет их и без того тяжелое эмоциональное состояние. Если же мама принимает возможные сложности как вполне вероятный, хоть и неприятный факт, то ее поведение будет вполне реалистично, она способна оценить ситуацию, найти из нее выход и помочь ребенку.

Заранее готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей.

Ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в выбранном вами детском саду. В течение какого-то времени (иногда 1-2 недели, иногда месяц) вы можете приводить ребенка на полдня, находиться с ним и в группе, и на прогулке. Так вы поможете малышу познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, исподволь понаблюдаете за ним в колективе. Предупредите воспитателя, что любит и чего не любит ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи, предупредите, чтобы его не кормили насильно.

Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: “Я не пойду с ней, она кричит, она злая!”. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте вашему малышу страдать и общаться с неприятными людьми . Хорошо, если “вторая мама” для вашего ребенка похожа на вас по своим воспитательным методам, обладает способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

В первое время, пока вы находитесь с ребенком в группе, постарайтесь всемерно поощрять его интерес к другим детям, называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями. Ваш спокойный голос, уверенная интонация создают для него некоторую опору в этом новом незнакомом мире.

Когда придет время оставить ребенка в саду одного, заранее предупредите его об этом. Хотя бы первое время после этого приходите за ребенком пораньше, и ни в коем случае не опаздывайте.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить его оставить игрушку ночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, .не было ли ей грустно. Так вы сможете узнать, каким образом вашему малышу удается привыкать к детскому саду. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть одна из игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте и помогите вместе с ребенком найти ей друзей , порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

С пониманием отнеситесь к его “необоснованным”, на ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь - это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу сейчас тяжело, он перегружен впечатлениями и очень устает. Поэтому так важна ему ваша помощь. В целом старайтесь вести себя с ребенком так, будто вы оба давно привыкли к тому, что он ходит в садик. Но будьте внимательны, и если чувствуете испуг ребенка или какие-то другие возникшие у него тревоги, объясните ему происходящее спокойным, уверенным голосом, так, будто он тоже это знает, но просто сейчас забыл. Такое поведение облегчает малышу знакомство с новой обстановкой, не дает возможности возникнуть и развиться неоправданным страхам.

Развитие речи ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем - дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: “Что это?”. За каждым таким этапом - огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? - не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать, на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения - идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года - 300 слов, к трем годам- до 1000-1200 слов

Лексика


В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы,

междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: “Митя хочет спать”, “Митя идет гулять”.

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: “мамин, папин, Колин”. Затем появляются характеристики состояния: “злой, веселый, голодный”. Пространство же передается такими словами, как: “так, туда, тут”.

Овладение слоговой структурой слова - точное воспроизведение слогового ряда - звукового оформления, - к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН - это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД -ВИ-ПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе - АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности: - односложные слова - СОК, МЯЧ, ЛЕС;

Простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые--МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

Двухсложные слова со стечением согласных - ПАЛКД, ПОЛКА, ГАЛКА;

Трехсложные слова без стечения" согласных - КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

Трехсложные слова.со с" БУРЕНКА;

Слова с закрытым слогом ^РАФ:

слова.со стечением согласных - БАРАНКА, БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕФОН- четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных-БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных “ЛОТО”. Ежедневно следует анализировать не более 2-3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка - овладение грамматической структурой.

Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: “Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола”.

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: “Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла”. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч),

а также сонорные (л, р).

Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан - БАЛЯБАН, горка - ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани - СЯНИ, зайка - ЗЯИКА), заменяют шипящие - свистящими (шайба - СЯИБА, жаба - ЗЯБА) или звуками т-д: шуба - ТЮБА, жук - ДЮК. Нарушения звукопроиз-ношения объясняются недостаточным развитием Артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу - ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями.

Слуховое внимание .Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместо, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т.д.- они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокас-сеты с.записями хорошо известных сказок: “Колобок”, “Курочка-Ряба”, “Теремок”, “Репка” и т. д. Учите малыша петь и поите вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата - улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. .

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии - театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало,

но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2--2.5 лет.

Задержки речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить певротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком но типу “давай вместе”. Н в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым” Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует па окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточива-

ясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое

поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в “ку-ку”), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в “сороку-ворону” и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

“Детские” слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических “детских” слов типа “бу-бу”, “лю-ка” кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.


В связи с невозможностью предоставить универсальный план занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы, для примера предлагается несколько случаев с подробным описанием занятий*

1 случай: Ребенок А., 3,5 года, с высоким уровнем интеллектуального развития, обладал хорошей механической памятью, знал наизусть множество стихов, сказок, мультфильмов, предпочитал конструктивную деятельность. Нарушения в эмоциональной и социальной сферах проявлялись в следующем:

Избегал тактильного контакта с другим человеком.

Избегал контакта глазами.

Выражал свои желания жестом или криком.

Говорил о себе во втором или третьем лице.

Не обращался за помощью к взрослому.

В большинстве случаев не реагировал на вопросы и обращения взрослого.

Наблюдалась стереотипность поведения и ритуальные действия.

Слабость эмоциональных контактов с близкими людьми.

Чрезмерная брезгливость (мокрые руки, пятна на одежде, краска, пластилин, земля - все, что может запачкать, вызывало негативную реакцию), если попадала капелька еды на одежду, кричал, пока его не переоденут.

Индивидуальное занятие: “Огороди Цели:

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие умения работать сообща.

Формирование устойчивого положительного эмоционального состояния ребенка.

Улучшение взаимодействия ребенок - взрослый.

Работа со страхом испачкаться.

Развитие речи.

Развитие крупной моторики.

Развитие слухового внимания.

1.Приветствие

Психолог встречает ребенка с козлом (игрушкой-мари-ойеткой) в руках. Здоровается от имени игрушки с ребенком и его мамой и приглашает поиграть вместе.

Мама погладила игрушку, поздоровалась с ней. Ребенок только посмотрел и не потрогал игрушку.

2. “Пройди по следам козла” Из мягких модулей выложена “дорожка” разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.

Мама садилась на скамейке в стороне. Ребенок шел за психологом и игрушкой. В конце дорожки ребенок отказался от помощи психолога и обошел сложный угасток.

3. “В огороде”

Настоящие овощи - капуста, картофель, морковь - разложены в нишах между модулями и видны не сразу. Надо найти овощи и положить их в корзинку.

Когда ребенок нашел первый овощ, он не взял его в руки. Психолог взял овощ и положил в корзину. Начиная с третьего раза ребенок уже сам брал овощи и быстро кидал в корзину.

Когда все овощи собраны, надо достать их по одному и выложить на тарелку, называя каждый из них.

Ребенок достал овощи, но не называл их и не повторял за психологом.

Каждый овощ разрезается пополам, рассматривается середина.

4. Коллаж “Огород”

На мольберте закреплен лист ватмана. На срезы овощей кисточкой наносится гуашь (на картошку - желтая, на капусту - зеленая, на морковь - красная). Каждый овощ используется как печать (срезом с краской прикладывается к листу бумаги).

Ребенок отказался сам держать овощи, а только наносил на них краску. Ребенок старался уйти от задания. После мытья рук ему предложили показать картинку маме, но он проигнорировал это предложение.

5. Сказка “Репка”

Ребенок сидит за столом и смотрит спектакль. Психолог разыгрывает сказку, используя игрушки.

Спектакль ребенку понравился, он нагал сразу же, без просьбы психолога, произносить текст сказки, не дожидаясь появления нового героя, не обращая внимания на просьбы психолога.

6. Игра “Посади репку”

1 этап “Выбери семена”

Ориентируясь на слух, ребенок должен выбрать два одинаково звучащих “яичка” (от киндерсюрпризов) из пяти предложенных. В “яички” насыпаны различные семена (в два - одинаковые).

Ребенку было трудно выполнять это задание, но он справился с ним.

2 этап “Подготовь землю”

Земля насыпана в таз, в ней много камней, палочек. Ребенку предлагается очистить землю от посторонних предметов.

Ребенок сначала наблюдал, как психолог достает камни и складывает их в миску, потом начал помогать складывать в миску, но сам из земли камни не доставал.

3 этап “Посади семена”

Ребенку предлагается взрыхлить землю, разровнять ее граблями, сделать пальцем отверстия в земле, положить в них семена, полить водой из лейки.

Ребенок с удовольствием работал инструментами: рыхлил, ровнял землю, поливал семена. Делать отверстия в земле, сажать в них семена - отказался.

7. Игра “Вытащи репку”

Психолог тащит “репку”-ребенка за веревку. Потом меняются ролями.

Игра огонь понравилась ребенку. Улыбался, смотрел в глаза психологу, входил в тактильный контакт.

8. а) Свободная игра ребенка Ребенок играет в любые из предложенных игр по своему желанию.

Ребенок играл с мягкими модулями (строил дом), затем забрался в этот дом и периодически выходил из него и возвращался обратно.

б) Беседа психолога с мамой

Пояснение маме действий психолога, объяснение поведения ребенка, консультирование мамы, как поступать в подобных случаях дома. ^

9. Прощание

Психолог провожает ребенка и маму до дверей. Ребенок не хотел уходить, сел на пол и плакал. Мама какое-то время сидела рядом, затем с помощью отвлекающих приемов психолог помогла маме вывести ребенка из игрового помещения.

В конце первого цикла занятий у ребенка была выявлена положительная динамика. В течение занятия почти не выходил из контакта с психологом, позволял маме играть вместе с ним в одну игру, психологу позволял менять условия игры. Во время игр с красками он при попаданий краски на руки не сразу же бежал мыть руки, а заканчивал рисунок. На четвертом занятии второго цикла ребенок согласился нанести краску на руку и оставить отпечатки на бумаге, затем любовался своим рисунком и взял его домой.

2 случай: Ребенок К„ возраст 2,5 года, интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы в социальной и эмоцио-

1. Третий год жизни: особенности возраста……………………………….5

2. Психическое и физическое развитие ребенка 3-х лет…………………9

3 . Особенности воспитания детей третьего года жизни……………….12

III . Заключение……………………………………………………………….14

Библиографический список…………………………………………………….15

Актуальность

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

Впервые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

  1. 1. Третий год жизни: особенности возраста

Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.

Нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так, получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт в речь и т.д.

На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой - желания быть похожим на взрослых, подражать им.

Все сказанное имеет отношение к психологической характеристике возраста.

В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.

Следует обратить внимание на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.

Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что "ходил с папой и мамой в зоосад", или "вчера приходили гости", или "мама купила игрушечную машинку" и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Последнее не случайно. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.

Особенностью речевого развития является не только расширение понимания обращенной к малышу речи, а также активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция - умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи.

Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.

Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.

Сюжетная игра в первой половине года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), дети не берут на себя роли. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и берет на себя определенную роль - мамы, доктора и др.

Малыш по - прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию.

В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведение малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова "можно", "нельзя", но и понимает смысл слова "надо". Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.

Все перечисленные новации в развитии малыша возможны только как результат правильного воспитания.

Кроме того, важную роль играет знание физиологических характеристик возраста. В среднем масса тела за год возрастает на 2-3 кг, рост увеличивается на 7-8 см (к 3 годам вес -14,8 - 15,0 кг; рост - 95,0-96,0 см; окружность грудной клетки - 52 см).

Малыш становится более самостоятельным, движения - более координированными. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, излишней опекой стесняют инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям родителей. Крепнет организм, совершенствуется двигательная сфера, более выносливой становится нервная система. Этим и объясняется "скачок" в развитии возрастных возможностей ребенка на третьем году жизни, что влечет изменения в режиме дня на протяжении этого периода.

Таким образом, можно заключить, что речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т.е. развитию личности ребенка в целом.

2. Психическое и физическое развитие ребенка 3-х лет

Особенности физического развития

За год до 2-3 лет ребенок вырастает на 7-8 см. Его вес увеличивается на 2 кг изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета, совершенствуется ходьба: по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются не согласованными движения рук и ног. Ребенок может кататься в это время на 3 – х колесном велосипеде, подпрыгивать на двух ногах, уверенно ползать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой и перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика, ребенок может самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать ботинки. В этот период совершенствуется строение внутренних органов. Ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.

Особенности психического развития

К 3 годам фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга и ее основных отделов. В дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование, увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка, бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки и ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, лучше развиваются тормозные процессы. Ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям, но по-прежнему у него недостаточно развита подвижность нервных процессов. Малыш плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.

Восприятие

Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является началом развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше. Ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов: цвет, форма, величина, в числовых и пространственных представлениях: много и мало, далеко, близко. У ребенка развивается память. Он может вспомнить, что было в прошлом году. Воспроизводит в играх действия взрослых, узнает по частям предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать внимание и распределять его. Взрослый моет фокусировать внимание ребенка.

Мышление

На 3 году жизни мышление из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственных связей. Н а 3 году жизни происходит расширение функций речи, развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о назначении предмета, пространственных отношениях. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

В 2 года 6 мес. – 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К 3 годам способен делать умозаключения, сравнения и глубокие обобщения.

Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, целенаправленно двигается с мячом, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года – 2 года 6 месяц преобладает сюжетно-отобразительная игра, 3 года меняется содержание игр. Дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия, и в игре начинают отражаться социальные отношения. С 2 лет 6 мес. начинает формироваться с/р игра. Ребенок начинает отображать те или иные действия, но при этом сам кого-то изображает. В период от 2,6 – 3 лет дети играют без определенного сюжета. Дети могут играть непрерывно 25-30 минут. На 3 году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации « я сам» и сохранения потребности в защите и эмоциональной близости.

Таким образом, к 3 годам выявляются следующие показатели зрелости ребенка:

коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками;

продолжает развиваться наглядно – образное мышление и сенсорно-моторный интеллект; формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и происходит ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико – символичесской деятельности, элементарный предметный рисунок, но остаются каракули;

игровая деятельность в виде сюжетной и с/р игры вместе со взрослым. Игровые действия более развернутые. Продолжает развиваться предметно практическая игра, элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.

3.Особенности воспитания ребенка 3 лет.

Для того чтобы выработать правильные подходы к воспитанию ребенка в 3-4 года, необходимо понять основные изменения, которые происходят в этом возрасте с малышом:

Во-первых, обычно к трехлетнему возрасту организм ребенка достигает достаточного развития для проявления самостоятельности. Малыш становится настоящим исследователем не только окружающего мира, но и собственных возможностей. Поэтому у него возникает протест к любой помощи со стороны родителей и ограничению его активности; Во-вторых, психологи считают, что в этом возрасте «рождается» личность ребенка. При воспитании ребенка 3-4 лет следует понимать, что малыш начинает психологически отдаляться от родителей и осознавать себя отдельной личностью. Наиболее употребляемой в этом возрасте фразой становится «Я сам». Его внутренний конфликт обусловлен именно желанием быть самостоятельным, при осознании своей зависимости от заботы и любви родителей; В-третьих, многочисленные симптомы кризиса могут быть связаны с ошибками в воспитании ребенка в 3-4 года, когда родители вовремя не заметили того, что их малыш вырос, а, значит, в общении с ним необходимо было многое поменять. Обычно легче всего кризис трех лет протекает в семьях, где изначально ребенок не является центром всей семейной жизни. При этом в семьях, где малыш не опекаем сверх меры родителями и другими родственниками, обычно у ребенка больше возможности для свободного развития, а, значит, значительно меньше повода для протеста. Происходящие с малышом изменения нельзя игнорировать или подавить авторитарными методами. Раз и навсегда прекратить нежелательное поведение малыша не под силу никаким родителям. Поэтому при воспитании ребенка трех лет родители должны принять своего малыша со всеми проблемами кризисного возраста и постараться минимизировать негативные последствия этого периода. Не следует ожидать того: Что ребенок будет адекватно реагировать на просьбы или запреты; Что малыш будет покладистым и будет быстро соглашаться с любым предложением родителей; Что он не будет выражать отрицательные эмоции. При этом ко всем проявленным в этом возрасте симптомам нужно отнестись с пониманием, поскольку именно сейчас закладываются многие черты характера, которые определят дальнейшую судьбу малыша. Многие психологи советуют при воспитании ребенка 3-4 лет понять, что «воевать» с ребенком в этом возрасте нельзя, а необходимо искать новые подходы для общения с ним. По мнению психологов для преодоления кризиса нужно искать «золотую» середину. Это связано с тем, что неограниченная свобода наносит ребенку такой же вред, что и строгие ограничения. Поэтому малышу следует предоставлять больше самостоятельности, однако при этом его не нужно оставлять без внимания, пуская процесс на самотек. Лучшим решением будет сотрудничество, направленное на всестороннее развитие, и поддержка, которую малыш обязательно оценит. Молодым родителям в преодолении кризиса трехлетнего возраста может помочь книга известного педагога М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому», в которой изложены действенные методы воспитания ребенка 3 лет. При проявлении симптомов, которые во многом напоминают кризис подросткового периода, не следует пытаться «задавить» ребенка собственным авторитетом, а, уважая его стремление к самостоятельности, нужно проявлять больше гибкости и находчивости, стараться увлекать его новыми играми, активным отдыхом, развивающими занятиями. Возможно, с первого раза малыш и не прислушается к словам родителей, однако при всей готовности опротестовать все предложения, он со временем их может принять, если решит, что именно он является их инициатором. При воспитании ребенка трех лет нужно понимать, что детский бунт необходим для того, чтобы ребенок смог лучше понять себя и развить необходимую для дальнейшей жизни самостоятельность.

  1. Заключение

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

Библиографический список

    Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Голубева Л.Е, Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М.: АСАДЕМА, 2002.

    Ежкова Н.С., Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.

    Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т. В., Мещерякова СЮ. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.-М.: МГППУ, 2002.

    Теплюк С. Н., Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. - Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.