Развитие детей по неделям. Внутриутробное развитие плода по неделям

Новорожденность — период жизни ребенка, который включает в себя примерно месяц (28 дней), рассматривается по частям и делится на 2: ранний и поздний. Первый длится 7 дней с момента появления малыша на свет, второй — с 7-го по 28-й день. Как происходит по неделям? Ребенок рождается с неокончательно сформированными внутренними органами и тканями, которые продолжают развиваться в эти периоды. Главной деятельностью крохи в это время являются сон и питание.

В этой статье будет дана информация о нормах развития младенца в и о том, на какие моменты взрослым необходимо обратить внимание.

График развития ребенка в ранний период новорожденности

В данное время ткани и внутренние органы крохи интенсивно совершенствуются. Поэтому необходимо частое посещение детского врача и внимательное наблюдение с его стороны. Осматривая ребенка, педиатр оценивает его общее состояние:


Развитие новорожденного по неделям: поздний период

Примерно со второй недели жизни становится короче, а время бодрствования дольше. Кроха уже начинает поворачивать головку к источнику звука, и она к этому моменту приобретает нормальную форму. В этот период, после того как заживет пупочная ранка, уже можно выкладывать на животик и заниматься аэробикой на фитболе. Ощущение любого дискомфорта ребенка выражается его плачем. Со временем мама сможет различать причины и принимать нужные меры. Движения и взгляд младенца становятся более осознанными, а основные рефлексы уже сформированы.

Развитие новорожденного по неделям: основные положения

Родителям стоит учитывать, что здесь даны только средние показатели, а каждый ребенок развивается по-своему. Поэтому не стоит волноваться, если что-то отличается от них. В этот период, как и в любые другие, крохе необходимы родительские любовь, ласка, забота, понимание и принятие. Массаж, гимнастика, потешки, купание и многое другое очень полезны в это время и сделают развитие малыша более интересным для него и мамы.

Диагностика развития ребенка на конец периода новорожденности

К концу первого месяца жизни малыш уже умеет:

  • поворачивать голову к источнику света или звука;
  • сосредоточивать взгляд на объекте;
  • прислушиваться к источнику звука около 15 секунд;
  • улыбаться маме, слыша ее голос и видя лицо;
  • агукать, кряхтеть и произносить звуки нараспев;
  • «общаться» со взрослыми;
  • приподнимать головку на несколько секунд в положении лежа на животе.

Развитие новорожденного по неделям: подведение итогов

Первый месяц жизни очень важен для малыша. В это время окончательно сформировываются ткани и внутренние органы крохи, развиваются основные рефлексы. Движения и взгляд становятся более осознанными, и появляется множество новых навыков, которые являются фундаментом дальнейшей жизни малыша.

В этой статье:

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками.

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа».

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус.

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба».

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими.

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п.

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки.

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки.

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям.

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д.

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

Полезное видео о новорожденных детях

Малыш появился на свет: он такой маленький и беззащитный! У молодой мамы сразу возникает множество вопросов: как правильно ухаживать, понимать, на что стоит обращать внимание. Каждый день приносит все новые вопросы, поэтому важно знать развитие новорожденного по неделям, чтобы не впадать в панику при проявлении тех или иных рефлексов и особенностей малыша.

Характеристика периода новорожденности

Первые 28 дней жизни малыша считаются периодом новорожденности. Этот месяц очень важен для маленького человечка, ведь развитие новорожденного по неделям идет семимильными шагами.

Все, что происходит вокруг ребенка - ново для него. Период новорожденности - время, когда главенствующую роль играет тот набор рефлексов, с которым малыш появился на свет.

Поисковый рефлекс. Выражается в том, что ребенок начинает искать источник пищи ртом и поворачивать головку, если коснуться его нижней или верхней губы.

Сосательный рефлекс. Малыш производит сосательные движения при касании его губ или языка каким-либо раздражителем.

Ладонно-ротовой рефлекс. Ребенок открывает рот, если надавить на его ладошку в области большого пальца.

Хватательный рефлекс. Малыш сжимает кулачок, если надавить на его ладошку.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры. Ребенок поджимает ножки, если взять его под мышки, а если почувствует опору, встанет полной ступней и даже сделает шажки, если наклонить его чуть вперед.

Защитный рефлекс. Необходим ребенку, чтобы не задохнуться в положении лежа на животике. Выражается в том, что малыш поворачивает головку набок, если лежит на животе.

Физиологические особенности новорожденного

Есть еще ряд особенностей только родившихся малышей: их не стоит бояться, это вполне нормальное состояние ребенка. К таким особенностям относятся, например, роднички - участки черепа, не прикрытые черепной костью.

У 60-70% новорожденных наблюдается желтушность кожи - это нисколько не связано с наличием гепатита, просто кровеносная система начинает функционировать в соответствии с новыми условиями в воздушной среде - отсюда наличие в крови билирубина, который и окрашивает кожу в желтый цвет.

Не стоит пугаться и небольших белых пятнышек на личике малыша - это результат наличия у него женских половых гормонов эстрогенов - он их получил от мамы.

Нормальная температура тела новорожденного - 37-37,5 градуса, он еще не научился регулировать этот показатель.

Следует помнить, что острота зрения у младенцев существенно отличается от взрослых. Это объясняется фокусным расстоянием, которое равно 50 см, постепенно малыш научится фокусировать глаза на предмете.

Основные тенденции в развитии малыша

Родившись на свет, ребенок испытывает тяжелейший стресс: ему приходится заново приспосабливаться к окружающим его условиям и образу жизни. Ново для него все, начиная от окружающей температуры и заканчивая необходимостью требовать пищу. Можно сказать, что малыш привыкает жить заново, это же происходит с его организмом: все системы начинают очень быстро развиваться и приспосабливаться.

Новая среда холоднее, светлее, шумнее той, в которой он обитал до этого. Чтобы помочь малышу, нужно чаще брать его на руки (не бойтесь приучить, избаловать ребенка - именно сейчас это просто необходимо). Намного лучше, если малыш будет слышать стук маминого сердца, ведь он сопровождал ребенка все 9 месяцев внутриутробного развития.

Первая неделя

Раскрывать развитие новорожденного по неделям начнем с первых 7 дней его жизни. Это время знакомства малыша с окружающим миром. Как правило, тяжелее всего дело обстоит с пищеварительной системой, ведь ребенок получал все необходимые вещества через плаценту, а теперь не просто должен сам добывать пищу, но и перерабатывать ее. Рождается малыш с полностью стерильным кишечником, лишенным какой-либо полезной микрофлоры, и должно пройти определенное время, чтобы пища стала хорошо перевариваться. Отсюда - частые проблемы с коликами и болями в животике. Нередко малыши первой недели теряют в весе из-за проблем с усвоением пищи.

Первородный стул темного цвета постепенно становится обычным для новорожденного ребенка, светлым, имеющим кашицевидную структуру.

Кожа малыша также приспосабливается к окружающей среде: возможны шелушение, краснота и пожелтение. О последнем мы уже говорили, а вот шелушение связано с тем, что малыш из водной среды попадает в воздушную. Тут важно следить за увлажненностью воздуха в комнате малыша, использовать детские крема или масло. Покраснение кожи ребенка первой недели жизни не следует воспринимать как патологию. Наоборот, это говорит о том, чтосделав первый вздох, он расправил легкие и максимально насытил кровь кислородом. Краснота будет проходить по мере того, как станет изменяться тонус сосудов и их приспособление к внеутробной жизни. Как правило, к концу первой недели она проходит вместе с шелушением.

Чтобы помочь малышу быстрее приспособиться к новым условиям, нужно знать, как происходит развитие новорожденного ребенка по неделям и месяцам, какие изменения должны произойти, а при наличии каких следует бить тревогу. Так, синюшняя кожа малыша говорит о неправильной работе систем жизнеобеспечения.

Сон недельного ребенка занимает большую часть его времени - 12-16 часов в сутки. Он просыпается, чтобы поесть, и опять засыпает. Перерыв между кормлениями - 2-3 часа.

Фокусировать взгляд на предметах малыш может недолго и на небольшом расстоянии (не больше 15 см).

Слух у недельного ребенка уже хорошо развит, однако различить, что это за звук, малыш не может. Громкие звуки вызывают у него боязнь (ребенок вздрагивает), а тихие, спокойные мотивы способны убаюкать.

Обоняние - еще одно чувство, которое весьма хорошо развито у недельного малыша. Так, маму он хорошо выделяет среди других по запаху грудного молока, исходящего от нее.

Вторая неделя

Какой новорожденный 2 недели? Развитие его быстро идет вперед. Желтушность, покраснения и прочие проблемы с кожей остаются позади, ребенок приобретает нормальные черты.

Процесс кормления постепенно налаживается, малыш сосет активно и с удовольствием. Вес начинает прибавляться, однако могут начаться проблемы колик и скопления газов в кишечнике. К сожалению, этому подвержен каждый четвертый новорожденный ребенок (2 недели). Развитие моторики кишечника продолжается - он опорожняется всего 3-4 раза за день. Проблема колик может сохраниться вплоть до 4-месячного возраста малыша.

Спит двухнедельный ребенок уже меньше, по 15 часов, периоды бодрствования увеличиваются. Он постепенно начинает фокусировать взгляд на лицах взрослых, разглядывая отдельные части их лиц: глаза, губи, брови. Малыш может заинтересованно разглядывать яркие или контрастные игрушки. Он начинает различать ласковые голоса окружающих: мамы, папы или того, кто ухаживает. Именно в этот период кроха одаряет окружающих своей первой улыбкой.

Третья неделя

Исполнилось 3 недели новорожденному. Развитие всех функций организма продолжается. В этот период ребенок активно познает то, что его окружает: он хорошо знает голос мамы, уже показывает плачем, когда его что-то беспокоит. Начинает проявлять характер: например, может заплакать, если ему не нравится надевать чепчик или переодевать подгузник.

Когда наступает 3 недели новорожденному, развитие зрения приносит свои плоды: ребенок подолгу разглядывает предметы, понимает положение своего тела, крутит головкой, смотрит по сторонам. Фокусное расстояние увеличивается до 20 см.

Врожденные рефлексы развиты очень активно, например, хватание и подергивание ножками при держании его на твердой поверхности.

Четвертая неделя

У ребенка первый юбилей - месяц, 4 недели новорожденному. Развитие его уже достигло весьма внушительных результатов. Маленький человечек - настоящий исследователь окружающего мира. Он не только активно крутит головкой на руках у взрослых, но и на какое-то время поднимает ее и пытается крутить из положения лежа.

Яркие, гремящие и шуршащие предметы могут надолго заинтересовать малыша, он даже сопровождает их взглядом.

Ребенок может лежать в кроватке один, бодрствуя, разглядывая игрушки. Однако присутствие взрослых и их тактильные контакты с малышом очень важны. С ребенком необходимо подолгу разговаривать, ведь он уже улавливает оттенки интонации, улыбается в ответ на улыбку. Завершение периода новорожденности - так называемый комплекс оживления, когда малыш начинает активно работать ручками и ножками, как только видит взрослого.

Основные выводы: таблица

Поможет проследить развитие новорожденного по неделям таблица, в которой отразим основные изменения в жизни крохи первого месяца жизни:

Пищеварительная система

Физиология, сон

Рефлексы

В норме - потеря веса на 500-600 г;

Формируется стул светлого цвета;

До 12 испражнений в сутки.

Покраснения, шелушения, желтушность кожных покровов;

Сон до 16 часов в сутки.

Не может долго фокусировать зрение на 10-15 сантиметрах

К концу первой недели проявляются основные рефлексы;

Хорошо слышит, но звуки не различает.

Находит маму по запаху.

Активно ест, набирает вес;

3-4 испражнения в сутки;

У 20% детей начинаются колики.

Кожные проблемы проходят;

Сон до 15 часов в сутки.

Фокусирует взгляд на отдельных частях лиц взрослых.

Начинает корректно работать вестибулярный аппарат.

Различает ласковые слова, улыбается в ответ.

Изменений нет

Период бодрствования увеличивается, лежит в кроватке, разглядывает окружающие предметы

Фокусное расстояние увеличивается до 20 см, отдает предпочтение ярким, шуршащим предметам

Осматривается, поворачивает голову, когда его держат на руках.

Оповещает плачем родителей, когда ему что-либо нужно, четко различает интонацию: темпераментную и спокойную

Четвертая

Пища переваривается лучше

Достаточное время может находиться один в кроватке

Осознанно рассматривает окружающие предметы, следит за движущимися игрушками.

Ненадолго поднимает и поворачивает голову из положения на животике;

«Комплекс оживления» - основное достижение новорожденности

Как видим, развитие новорожденного по неделям - очень важные вехи первых дней его жизни, которые должны быть под особым контролем родителей и педиатров.

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 164039 . 6. Период новорожденности – это промежуточный этап между жизнью в утробе матери и жизнью вне ее организма, продолжающийся около 4 недель.

Новорожденный переживает шок, связанный с рождением и первым столкновением с внешним миром, теряет непосредственную физическую связь с матерью в момент перерезания пуповины (которая окончательно отпадает через несколько дней).

Приспособление к новым условиям требует возникновения и усовершенствования многих механизмов, управляющих правильным дыханием , кровообращением, пищеварением, поддерживанием постоянной температуры тела, увеличения массы, выделением продуктов жизнедеятельности.

7. Знание характерных особенностей воспитания ребенка и ухода за ним в первые недели жизни уменьшает чувство страха и бессилия перед новым незнакомым существом.

Собственная оценка реакций и потребностей новорожденного помогает справляться с обязанностями, которые взваливают на себя родители с первых дней жизни маленького человека.

8. Здоровый новорожденный ребенок спит, плотно сомкнув веки, большую часть дня.

Это неглубокий, поверхностный сон, во время которого ребенок совершает резкие нескоординированные движения конечностями, неосознанные мимические движения (гримасничает), иногда напоминающие улыбку, напрягает мышцы спины.

Открывает веки, совершает бессознательные, бесцельные движения глазками. Дети рождаются с согнутыми ручками и ножками, а затем долго учатся их разгибать самостоятельно. Поэтому не рекомендуется пеленать малыша с вытянутыми ручками и ножками, так как эта поза для него противоестественна.

9. Кожа здорового малыша сразу после рождения розовеет, у него недостаточно развиты потовые железы, поэтому кожа немного суховата и при плохом уходе могут образоваться опрелости.

На 2-3-й день после рождения у ребенка может пожелтеть кожа. Это обусловлено функциональной незрелостью печени. Такая желтуха называется физиологической и, как правило. Исчезает бесследно через 1-2 недели.

10. В короткие периоды бодрствования, которые постепенно становятся все продолжительнее, здоровый ребенок энергично двигает ручками и ножками, временами громко кричит с гримасами плача на лице, но без слез, так как слезные железы еще «не дозрели».

На неприятные раздражители новорожденный реагирует криком, общим возбуждением, напряжением тела, движением рук и ног. Подобные реакции наблюдаются при болезненном вздутии живота (газовых коликах).

11. Способность регулировать температуру (поддерживать температуру тела) у новорожденного также еще не развита.

Он легко переохлаждается (кожа становится прохладной на ощупь) и перегревается, при этом наблюдаются беспокойство, обезвоживание и повышение температуры тела. В нормальном состоянии ладони и стопы ребенка должны быть прохладными, и не нужно их согревать, увеличивая температуру в комнате или тепло укутывая малыша.

Правильно вскармливаемый и не перегревающийся ребенок в первые дни теряет только 5-10% от массы тела при рождении и полностью восстанавливает ее между 7-10-м днем жизни. Физиологическое уменьшение массы тела наступает в результате потери жидкости с мочой и калом, а также при испарении через кожу и при дыхании.

В то же время количество поступающей жидкости не восполняет потерь (высосанного молока для этого недостаточно), а это приводит к уменьшению жировых запасов в тканях, что представляет собой нормальное явление.

12. Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз.

Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.

Первородный кал (меконий) – темный и липкий, на 3-4-е сутки кал становится зеленоватым и более жидким, стул более частым – до 10 раз в сутки. На второй неделе жизни число опорожнений кишечника уменьшается до 3-5 в сутки, а выделяемый кал уже желтый и кашицеобразный.

13. Период после рождения характеризуется наличием безусловных рефлексов, которые свидетельствуют о несовершенстве нервной системы новорожденного и исчезают в первые месяцы жизни.

Ребенку нужно помочь пойти трудный период новорожденности, удовлетворяя все его потребности: регулярно кормить, поддерживать оптимальную температуру окружающей среды, регулярно проветривать помещение, создавать спокойную доброжелательную атмосферу в доме. Ребенку необходим тесный контакт с мамой, особенно во время кормления, ее ласковый голос и нежные прикосновения при пеленании.

19. К концу первого месяца жизни у ребенка вырабатываются простейшие механизмы осуществления основных жизненных функций, в том числе и прироста массы тела.

Наступает следующий период – грудной возраст. Считается, что окончанием периода новорожденности является момент, когда ребенок сделал первое осознанное движение, требующее участия коры головного мозга.

Обычно это сосательное движение, которое делает малыш, когда его укладывают в позу для кормления , не раздражая при этом губ. Такое явление можно наблюдать уже на 3-й неделе жизни у детей, вскармливаемых грудью. Ребенок чмокает губами, когда мама кладет его на руки, прижимает к себе, собираясь кормить.

С актом сосания в этом случае соединились и другие раздражители – положение тела, тепло и запах матери. Это первое проявление участия коры головного мозга в процессах нервной деятельности. С этого момента числа таких проявлений быстро возрастает, обеспечивая психическое развитие ребенка и познание им мира.

20. Первый месяц жизни важен не только для самого ребенка, но и для его родителей.

За это время они должны овладеть трудными приемами удовлетворения всех потребностей новорожденного, обеспечивающих развитие, не нарушая при этом покоя и равновесия в доме.