Расширяем круг понятий. Чем занять малыша в парке

Тесто

Тесто вполне можно использовать за место пластилина – замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала – пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

Пластиковая бутылка.

Для развлечения малышей можно сделать игрушку для развития мелкой моторики. Взять пустую 5-ти литровую пластикувую бутылку с широким горлом, и крышки от пластиковых бутылок из под лимонада или мин.воды. Ребёнок будет с удовольствием сначала доставать крышечки, а потом их обратно засовывать. Дети с удовольствием играют в эту игру, а потом можно крышки ещё раскладывать по цвету в кучки.

Поиграем в макарошки (от 2 лет)

Приготовим макаронные изделия, чтобы они были не мелкие (спиральки, бантики,ракушки и др.) Лучше купить для игры специально разноцветные, перемешать их в пластиковом судочке. Усадить кукол, поставить им тарелочки из детской посудки и разложить каждой куколке свою кашку. Можно ставить её на плиту варить, тщательно размешивать. А мальчикам можно раскладывать в несколько маленьких машинок – грузовичков и пусть отвозят на стройку стройматериалы(брёвнышки, трубы и др.)Можно придумывать разные сюжетные игры. Играть под присмотром взрослых. Автор Л.Исакова.

Кукольный театр

Можно устроить с ребенком, взяв для него нераскрашенные деревянные ложки. Раскрашиваем в тех героев, которые нам понадобятся, одеваем одежки на резиночке. Куклы готовы! А за деревянную спрятанную ручку очень удобно держать даже самым маленьким.

Шнурочки

Дайте ребёнку пару листов плотного разноцветного картона и дырокол. Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком,попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием«шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, используя разноцветные шнурки, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы и фигуры. Автор Л.Исакова.

Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки

Одна из излюбленных детских «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.
Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из под крема, и вы его займете минут на 30. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!

Волшебная сумочка

Возьмите свою старую сумку, положите в нее баночки от старых кремов, пудры, и губных помад (вымытые), пустые коробочки, крупные пуговицы, ручки без стержней, старый телефон, пульт от телевизора, блокнотик, карандашик и прочую ерунду (не острую, не грязную и не опасную для малыша). Можно разложить во внутренние карманчики и закрыть замочки и дайте ребенку на растерзание. Дети с игрушками столько не возятся, сколько с этими «сокровищами». А уж если Вы не поленитесь засунуть в пустые коробочки всякие мелочи, у Вас появится масса свободного времени, а малыш получит замечательное развлечение. Маленького человека интересуют только «взрослые» вещи! Автор Л.Исакова.

Игрушки из киндер-сюрприза.

Насыпать в коробку крупу, спрятать туда игрушки из киндер сюрприза. Ребенок наблюдает. Потом предложить их найти. Малыш с удовольствием разгребает крупу и находит спрятанные игрушки. Эта игра проводится только под присмотром взрослого!

Помпоны, клубки

Помпоны – замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных . Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

Крупные скрепки

Высыпьте на лист белой бумаги коробочку очень крупных цветных скрепок. Оказывается,из них можно создавать различные силуэты и обводить их. А также можно соединить длинную цепочку возить автомобиль, или соединить несколько автомобилей, бусы для мамы или бабушки. Занятие очень продолжительное и увлекательное. Чем старше ребёнок тем мельче скрепочки. Моя дочь играла с ними с удовольствием! Попробуйте сами, а потом предложите своему маленькому творцу. Автор Л.Исакова.

Контейнеры от Киндер-сюрпризов

Для самых маленьких, месяцев с 4-х: в контейнеры из под киндера насыпать разную крупу: горох, рис, гречку, манку, макароны, получаются погремушки с разными звуками. Чтобы малыш не рассыпал и не засунул крупу себе куда-нибудь, можно использовать полиэтилен для пасхальных яиц.Так же отрезаете, одеваете, опускаете в кипяток. Готово! Красиво, привлекательно, безопасно!!!

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки

Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки

Тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

Крупы, соль

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.

В 3 года ребенок начинает активно контактировать с окружающими. Тем не менее, родители продолжают оставаться его основным примером, ориентиром. И именно на них возложена ответственность за организацию досуга, грамотное развитие личности.

Что должен уметь трехлетний малыш

Трехлетний возраст знаменуется резким скачком сообразительности чада, который уже с легкостью:

  • различает левую и правую стороны;
  • знает несколько простеньких стишков;
  • верно употребляет местоимения;
  • собирает предметы в группы;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • складывает картинки из крупных пазлов;
  • умеет найти нужную игрушку;
  • объясняет сходство, различие между предметами;
  • рисует, лепит без посторонней помощи.

Важно уже в 3 года приучить к навыкам гигиены : расчесыванию, мытью рук, чистке зубов, использованию платочка. Ничего страшного, если вы не разрешаете чистить зубы с помощью пасты, самостоятельно пользоваться расческой. Полезно привить саму привычку по утрам и вечерам следить за полостью рта, прической, телом, одеждой.

А ещё он должен быть приучен к аккуратности : умению складывать вещи, своевременно переодеваться, если одежда испачкана. Так как дети проводят много времени на полу, задача родителей - следить за идеальной чистотой помещения, своевременным проветриванием.

Приблизительный план на день: чем заняться с ребенком 3 лет дома

Главное - распределить режим бодрствования и отдыха рационально. Четкий распорядок дня - это гарантия хорошего самочувствия, эмоциональной стабильности, поддержания здоровой физической формы. Чем раньше малыш привыкнет к режиму, тем проще ему будет адаптироваться в социуме. Для непосед, посещающих детский сад, точный распорядок дня - это норма. Аналогичный режим должен распространяться и на тех, кто остается дома.

  1. Подъем нужно осуществлять в одно и то же время. Отклоняться в ту или иную сторону не рекомендуется. Постоянство упростит не только само пробуждение, но и вечерний отход ко сну. В выходной день можно позволить крохе поваляться в постели чуточку дольше обычного, но и залеживаться ему до обеда тоже нельзя разрешать, чтобы не выбить из привычной колеи.
  2. Гигиенические процедуры. Здесь важнее выработать привычку умываться, при этом не обязательно следить, чтобы кроха все сделал, как положено.
  3. Организация питания по часам. В минуты перекуса нельзя предлагать мучное, сладкое. Лучше дать стакан свежего сока, фрукты, ягоды.
  4. Обязательным пунктом должны стать ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду . Препятствием может стать только ливень, стихийный ветер. Дождь, мороз не должны пугать ни родителей, ни детей. Главным условием при этом выступает качественная одежда и обувь.
  5. Дневной сон - еще один обязательный момент, который способен сохранить детскую психику и физическую работоспособность в хорошей форме.
  6. Игры, развлечения, самостоятельное времяпровождение.

Грамотные родители не упустят времени и позволят ребенку, не посещающему детское учреждение, развиваться разнопланово.

Чем занять 3-летнего ребенка дома

К 3 годам непоседа запросто может организовать свое игровое время. Родителям нельзя поддаваться искушению оставить его наедине с собой, чтобы заняться своими делами. Важнее общения, развивающих игр в его возрасте ничего быть не может. Кроме того, нельзя отмахиваться от рассказов, умозаключений, уставать отвечать на вопросы, иначе его любознательность может резко иссякнуть.

Физические упражнения, игры на воздухе

«Выпустить пар», поиграть в мяч, догонялки, позволить покататься на велосипеде - важная составляющая физического развития. Подвижные игры формируют координацию движений, укрепляют мышцы, учат непоседу падать, группироваться.

Головоломки, развивающие игрушки

Конструкторы, пазлы, мозаики, калейдоскопы, кубики должны быть в арсенале игр любого ребенка. Развитие мышления, мелкой моторики не должно останавливаться ни при каких условиях.

Поделки, рисование, лепка, ролевые игры

Развитие пространственного, творческого мышления, фантазии не менее важны для трехлетнего чада. Родители обязаны позаботиться о наличии наборов «юного парикмахера», «врача», «таксиста», побыть в роли клиентов, пациентов, обеспечить место и принадлежности для рисования, лепки, аппликаций.

Кроме того, творческие задания могут увлечь малыша на некоторое время и предоставить маме свободные минуты для личных дел. При этом надо всегда быть начеку - вовремя подсказать, «дорисовать», «вылепить», отрезать, если что-то не получается.

Помощь по дому

На то, чтобы проделать совместно домашнюю работу, требуется ворох терпения и выдержки. разрешайте детям участвовать в процессе уборки, приготовления пищи, при сортировке чистого белья. Это не только позволит занять делом, но еще и приучит к аккуратности.

Например, складывая светлое белье в стиральную машину, попросите кроху принести кукольное платье белого цвета. Малыш при этом закрепит знание цветов, озадачится и найдет среди игрушек нужную вещь, переоденет куклу, отвлечется на время и предоставит вам свободное время. Разбирая вещи после стирки, крохе тоже можно дать ответственное задание - сложить отдельно свои носочки, разобрать их по парам.

Чтение книг, просмотр мультфильмов

Не отмахивайтесь от ребенка, который просит почитать книжку. Не забывайте каждый раз после прочтения, обязательно обсудить сюжет сказки, рассказа, мультфильма. Этим вы не только развиваете словарный запас, но и учите думать, развиваете память.

Думаю, будет лишним напомнить о том, что в возрасте трех лет вредно смотреть телевизор долгое время . Об этом не устают твердить известные медики, педагоги. Старайтесь ограничивать время пребывания всего одной серией мультфильма.

Важно увидеть в возрасте 3-4 лет, к чему тянется ребенок, что у него получается лучше всего, всячески поощрять такие упражнения. Если выявятся особые склонности, таланты - родителям следует проявить инициативу и начать водить его на индивидуальные курсы иностранных языков, танцы, плавание, рисование, занятия музыкой.

Как только малыш достигает трехлетнего возраста, он во многом меняется. Зачастую детки в этом возрасте уже хорошо знают, чего они хотят и как добиться желаемого. Трехлетка - это уже настоящая личность со своими вкусами и предпочтениями. Но ребенок еще достаточно мал, чтобы совершенно не зависеть от родителей. Ему предстоит еще многому научиться. А помочь в этом могут взрослые.

Как и где организовать

Большинство деток в 2-3 года уже начинают посещать детский сад. Здесь

квалифицированные воспитатели занимаются с малышом по специальной программе. В компании своих одногруппников малышу учиться интересно и весело. В детском саду дети, как правило, быстро усваивают информацию. Но к сожалению, не все родители могут отдать своего ребенка в Прекрасные развивающие занятия для детей 3 лет можно проводить также и в домашних условиях.

Если ребенок не посещает детский сад, его развитием занимается мама или бабушка. В редких случаях нанимают квалифицированную няню. В любом случае рядом с малышом всегда находится взрослый, который не только следит за тем, чтобы ребенок был здоров и сыт, но и часто проводит занятия с ним.

Планировать развивающие занятия для детей 3-4 лет дома желательно в первой половине дня. В это время ребенок наиболее восприимчив к новой информации. Уроки должны вызывать интерес у ребенка. Если он отвлекается и не идет на контакт, занятия лучше перенести.

Вместе совсем нескучно

Выполнять простые задания желательно вместе с ребенком. Независимо от того, рисует малыш или собирает пазлы, необходимо делать это вместе с ним. Даже самое скучное занятие может превратиться в веселую игру, если взрослый будет делать все на одном уровне с ребенком.

Ребенка нужно постоянно хвалить. Даже если что-то не получается, он должен знать, что находится на правильном пути. Можно показывать готовую работу малыша родным и близким. Дополнительная похвала совсем не сделает из малыша зазнайку. А вот положительные эмоции и стремление к покорению новых вершин обеспечены.

Воображение - основа всех способностей

Незаурядный характер любого человека в огромной мере зависит от его творческих способностей. А основой любого творчества является воображение. Поэтому если

родители хотят воспитать по-настоящему неординарную и успешную личность, огромное внимание следует уделить воображению. Все, что должны делать хорошие родители - это не мешать ребенку. Все малыши являются большими фантазерами.

Родители должны быть внимательны к желаниям ребенка и его играм. Не стоит лишний раз одергивать малыша и советовать, как построить дом из конструктора. Малыш должен прийти к решению самостоятельно.

Многим родителям удавалось заметить, что ребенок интересуется нестандартными предметами. В карманах могут оказаться тюбики из-под зубной пасты, палки, подобранные на улице, или прищепки для белья. В это же время дорогие игрушки совсем не интересуют трехлетку. Это вполне нормально. Ребенок может играть с чем угодно. Основное, о чем должны позаботиться родители - это безопасность.

Развиваем моторику рук

Огромное внимание следует уделять развитию моторики детских ручек. Занятия с 3-летними детьми ускоряют умственное мышление и развитие речи. Ребенок становится

более внимательным и усидчивым.

Начинать занятия с малышом следует с изучения руки. Ребенок должен знать, сколько пальцев на ней, как называется каждый отдельный пальчик. Для этого родители могут нарисовать небольшой плакат, на котором будет изображена ладонь. Каждый пальчик можно окрасить в свой цвет. Так ребенок сможет запомнить названия гораздо быстрее.

Прекрасно развивают моторику детских рук специальные тренажеры, которые можно изготовить самостоятельно. Это может быть небольшая картонка, обшитая тканью. На нее следует поместить шнурки и несколько видов застежек. Застёгивая кнопочки и пуговички, завязывая узелки, малыш будет развивать свои пальчики.

Уже с трёхлетнего возраста можно начинать подготавливать ребенка к письму. Для этого в продаже имеются специальные прописи для самых маленьких. Занятия нужно начинать с наиболее простых заданий. Пускай ребенок обводит кружочки и ставит палочки. Такие уроки помогут ему быстрее научиться правильно держать ручку.

Фантазируем и рисуем

Рисование способствует развитию воображения у малышей и также прекрасно

развивают моторику пальчиков. Ведь чтобы получилась красивая картина, нужно правильно держать в руках кисточку и карандаши. трех лет обязательно должны включать уроки рисования.

Начинать нужно с самого простого. Ребенок должен научиться рисовать предметы правильной формы - круг, квадрат, линию. Вместе с малышом можно нарисовать полянку, солнышко, домик. Первые рисунки лучше создавать вместе, чтобы малыш смог запомнить технику.

Немалой популярностью пользуются развивающие занятия для детей 3 лет с использованием пальчиковых красок. Для урока лучше использовать большой ватман. На огромном листе малыш в полной мере сможет проявить свою фантазию. являются абсолютно безопасными для детского здоровья. Их можно использовать уже с самого раннего возраста. Не беда, если ребенок захочет попробовать понравившийся цвет на вкус.

Изучаем буквы

умственное развитие, а также способствует расширению кругозора. Но прежде чем малыш научится читать, он должен освоить алфавит. Первые развивающие занятия для детей 3 лет дома стоит начинать с простого чтения вслух. Для этого надо выбрать большую красочную книгу со сказками. Ребенок должен не только на слух воспринимать информацию, но и видеть страницы.

Малыш должен ежедневно сталкиваться с буквами. Можно приобрести специальные пазлы с изображением алфавита. Не стоит также прятать от ребенка книги, боясь что он их испортит. Часть литературы, конечно, пострадает. Но ежедневно видя текст, ребенок сможет обучиться чтению гораздо быстрее.

Поможет быстрее выучить алфавит большой яркий плакат с изображением букв. Его следует повесить на самое видное место в детской комнате.

Изучаем английский с трехлеткой

Существует мнение, что в раннем возрасте малыши поддаются обучению иностранным языкам в наибольшей мере. В любом случае развивающие занятия для детей 3 лет, предполагающие изучение английского, не будут лишними. В этом случае ребенок сможет гораздо лучше воспринимать другие иностранные языки уже в школьном возрасте.

Занятия для детей 2-3 лет не должны быть навязчивыми. Начать процесс можно с просмотра мультиков на иностранном языке. Тем более что в раннем возрасте малыша мало интересует, на каком языке разговаривают герои. Чтение ярких книжек на английском также пойдет на пользу.

Иностранный язык можно учить также и на прогулке. Мама может рассказывать ребенку на иностранном, что она видит вокруг себя. Начинать лучше с наиболее простых слов.

Сегодня существует немало специальных мультфильмов, которые предназначены специально для изучения иностранного языка с маленьким ребенком. Огромной популярностью пользуется мультсериал «Даша-путешественница». Маленькая девочка в достаточно простой форме обучает малышей простым словам.

Физические занятия с малышом

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста имеет огромное значение.

Родители должны постепенно подготавливать малыша к более серьезным нагрузкам в будущем. Первое, что должны организовать близкие для ребенка - это утренняя зарядка. Всего несколько минут утром можно уделить простым упражнениям. Занятия для детей 3-4 лет нужно проводить до завтрака.

Нельзя пренебрегать ежедневной прогулкой на свежем воздухе. Можно взять с собой мяч или воздушного змея. Развивающие занятия для детей 3 лет можно проводить в парке или на собственном дворе. На улице можно также заняться чтением, изучением английского или окружающей природы. Главное, чтобы прогулка не утомляла ребенка и вызывала у него большой интерес.

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым (Масару Ибука).

Мы, как родители ответственные и осознанные, не хотим что-либо упустить в развитии своего малыша, и поэтому интересуемся тем, . Эта статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Тема развития трехлетнего ребенка достаточно обширная, и можно писать по ней отдельную книгу. Поэтому мы остановимся с вами на основных важных моментах и определим основные направления, в которых стоит двигаться, развивая вашего ребенка.

Давайте обратимся за помощью к известному педагогу Марии Монтессори, которая уже давно определила и структурировала зоны развития ребенка:

  • практическое развитие,
  • сенсорное развитие,
  • математическое развитие,
  • развитие речи (в т.ч. развитие мелкой моторики),
  • естественнонаучное развитие (в т.ч. физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие).

Эта классификация поможет нам разобраться в вопросе, как развивать ребенка в 3 года . Эти зоны развития переплетаются между собой и влияют друг на друга.

Также, задумываясь о развитии вашего ребенка, задавайтесь следующими вопросами:

Кем я хочу видеть своего ребенка в будущем?

Какие качества необходимы моему ребенку, чтобы быть полноценной личностью в обществе?

Какие важные события ожидают моего ребенка в ближайшем будущем, и какой подготовки они требуют? и т.д.

Задаваясь такими типами вопросов, вы будете определять для себя направления движения в развитии ребенка: определяем цель, подбираем методы, планируем, готовимся и действуем.

Практическое развитие трехлетнего ребенка

Цель развития нашего трехлетнего ребенка в этой зоне – научить его быть более приспособленным к практической жизни.

Трехлетний ребенок должен научиться ухаживать за собой. Особенно это становится очевидным и актуальным, когда ребенок начинает ходить в детский сад, а здесь необходимо хорошо и аккуратно самостоятельно кушать ложкой, мыть руки, застегивать пуговицы, убирать за собой, быть дружелюбным и щедрым, ответственным, чувствовать время и т.д. Поэтому мы должны прививать ребенку эти навыки, как в специальных развивающих занятиях, так и в повседневных делах.

Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.

Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и , творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и . Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.

Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:

  1. Свой огород. Заведите с ребенком на окне небольшой огород, например, посадите в горшочки лук. Поливайте его, ухаживайте за ним, следите за ростом. Даты и время полива, степень роста отмечайте в специальной таблице, которую повесьте рядом с огородом. Пусть ребенок каждый раз вытирает воду тряпочкой, когда он ее пролил.
  2. Моем посуду. Научите ребенка мыть посуду. Если боитесь, используйте пластиковую посуду. Для начала покажите ребенку, как вы сами это делаете, начиная от процесса мойки тарелок до уборки. Затем пусть ребенок попробует сам. А вы его хвалите и корректно направляйте, если у него не очень хорошо получается.
  3. Рисование нетрадиционными материалами. Разнообразьте ваше рисование использованием различных техник, например, рисование пипеткой и «снежком» из бумаги. Пусть ребенок набирает пипеткой краску, и на его полянке неожиданно закапает дождик, который затем перерастет в настоящий ливень (сминаем бумагу в виде снежка, затем макаем его в краску и «топаем» по бумаге, проговаривая «вот какой сильный дождик полил»).

Сенсорное развитие

В этой зоне мы занимаемся развитием и совершенствованием у нашего трехлетнего ребенка всех 5 чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха ребенка – и его способности владеть собой.

По статике, в среднем, в три года ребенок способен запоминать 2 слова из 10, названных нами и около 4 предметов или их изображений из 10-15. Помните, что ребенок лучше запоминает то, что вызвало у него хорошие, яркие и положительные эмоции. Называет правильно 4 основных цвета, знает некоторые оттенки. Собирает хорошо последовательность из 4-6 предметов, например матрешки и вкладыши, а также пирамидку. Может называть большой, средний и маленький, мягкий, твердый и т.д.

В развивающих занятиях и в бытовой жизни ребенку трех лет полезно пробовать различную еду, трогать предметы разной температуры, нюхать запахи, взвешивать руками и на весах различные предметы, выполнять задания с закрытыми глазами, выполнять различные , слушать живую музыку, играть с различными сортерами, ощущать , играть в игры на определение цветов и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне сенсорного развития:


Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Математическое развитие

Сенсорное развитие является важной основой математической развития, так как благодаря ему мы формируем у ребенка пространственное, логическое, абстрактное мышление, представление о множестве и свойствах объектов, учим его мыслить, развиваем воображение и фантазию.

В зоне математического развития ребенка 3 лет необходимо сконцентрироваться на развитии навыков счета и понятии о цифре. В изучении математики для ребенка очень важным является иметь образ количества, которому соответствует та или иная цифра. До того как начать активно считать и пользоваться цифрами, ребенок должен насытиться образами того или иного числа, например, что 3 – это может быть три коровы и 3 булочки, 5 – это 5 машинок и 5 бегемотов и т.д. Затем переходим к запоминанию названий цифр. Помните, дети мыслят совсем иначе, то, что для нас кажется проще простого, для них – сложно. Не спешите в математике, хвалите ребенка за его достижения.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне математического развития:

  1. Играем со счетными палочками. Подготовьте счетные палочки и небольшие карточки с написанными на них цифрами от 1 до 10. Положите на стол первую палочку и скажите «один», затем положите вторую и скажите «два», затем пересчитайте палочки «один, два». И так до 10. После того, как все палочки будут выложены, положите возле каждой палочки карточку с написанной на ней цифрой. Называйте цифры и пересчитывайте. Можете пригласить любимую игрушку, пусть мишка считает вместе с вами и спрашивает у ребенка, все ли он понял, сколько палочек на столе и т.д. Можно раздавать любимым игрушкам определенное количество палочек (две зайке, две мишке, две кукле).
  2. Печем цифры. Испеките с ребенком обычное печенье и печенье в виде цифр. Пусть ребенок помогает вам лепить колбаски и складывать из них печенье — цифру. А после выпечки изучайте цифры и сортируйте печенье соответственно цифре, а также угощайте ими всех членов семье и друзей. Изучайте понятие много, мало, больше, меньше. Также из печенья можно складывать длинные и узкие дорожки, высокие и низкие башни.
  3. Математические сказки. Запланируйте на вечер математическую сказку. Сделайте ледяную лампу (заморозьте воду в шарике на несколько часов, достаньте шар из морозилки и струей горячей воды проделайте в нем достаточное отверстие для свечки, так, чтобы хватало воздуха для ее горения). Выберите любую понравившуюся вам сказку в интернете (или из книги) или сочините сами, и пусть математика станет для вашего ребенка волшебством.

Развитие речи

Характерным для развития ребенка 3 лет , является особый интерес к языку и словам. Активный словарь ребенка может насчитывать до 1500 слов.

Очень важным для развития речи является оттачивание движений рук и пальцев, координации между зрением и руками, а также развитие осязания и слуха. Развивающие занятия могут быть направлены на развитие , включать пальчиковую гимнастику, чтение книг, пение песенок и заучивание стишков, театр теней и кукольный театр, творчество и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне развития речи:

  1. Команды на карточках. Сделайте карточки с командами достаточного размера, чтобы ребенку было видно с расстояния 1,5 метра (где-то 8*22 см). Напишите на карточках команды: Встань, Присядь, Прыгай, Танцуй, Подними руки, Подними ногу, Пой и т.д, около 20 слов. Покажите ребенку карточку, назовите команду, и пусть он ее выполняет. Начинайте с команд, состоящих из одного слова. Когда ребенок научиться распознавать команды, пусть он сам читает и выполняет действия.
  2. Подписывайте творческие работы. Подписывайте с ребенком все его творческие работы. Можно приемом «рука в руке» (мама пишет ручкой ребенка) или пишет сама мама. Например, нарисуйте фломастерами папе машину, а отдельные ее элементы, например колеса, окна и двери залепите пластилином. Напишите на рисунке: «Машина», «Рисовал Даня». И вручите папе, когда он придет с работы.
  3. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковую гимнастику можно делать как под специально подобранные стишки, так и под любые, которые нравятся вашему малышу.

Естественнонаучное развитие

Трехлетний ребенок – это, с одной стороны, маленький, а с другой – уже такой взрослый человечек, который жаждет познания мира, хочет быть самостоятельным, много и разнообразно играет. Он стал уже более терпеливым и дольше может быть вовлечен в одно занятие. А мы, родители, находимся рядом и помогаем ему расти.

Следует стараться обогатить мир трехлетнего ребенка знаниями, образами, показать ему окружающий мир, его красоту и многогранность, объяснить происходящие в нем процессы, научить жить в нем и жить среди людей, привить ему эстетический вкус и т.д. И все это в интересной, понятной для детей форме – в виде игры.

Естественнонаучное развитие – одна из самых широких областей развития ребенка, которая включает в себя физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие и т.д.

Физическое развитие. Желательно, чтобы у трехлетнего ребенка был свой и различный спортивный инвентарь (велосипед, самокат, ролики, коньки, лыжи, мячи, кегли и т.д.). Можно водить его в бассейн и на другие секции. Ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, спрыгивать, перепрыгивать, залезать, слезать, качаться и т.д.

Творчество. Также у ребенка должен быть уголок для творчества и место, где он может быть наедине сам с собой, различные игрушки для сюжетно-ролевых игр (фигурки животных и людей, наборы врача, парикмахера, мастера, кухонная техника и т.д.), конструкторы, кубики, глобус и др.

Духовный мир. С детства приобщайте своего ребенка к духовным вещам: знание и понимание традиций своего народа, моральных ценностей, чтение детских духовных книг. Помните вопрос: «Кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок?». А он должен иметь не только академические знания и здоровое тело, а и «полный внутренний сосуд».

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне естественнонаучного развития:

  1. Северный полюс . Познакомьте ребенка с Северным полюсом, его обитателями и особенностями окружающей природы. Постройте Северный полюс в пустой коробке или миске, снег подготовьте из крахмала и пены для бритья (500 г крахмала на 300 г пены, пену добавляем постепенно и вымешиваем, пока снег не начнет лепиться). Лепите ледники, играйте с фигурками животных, фантазируйте и изучайте Северный полюс.
  2. Поиск сокровищ. Спрячьте в темной комнате различные светящиеся предметы (светящиеся палочки, браслеты, специальные наклейки для декора (звездное небо, например)), и пусть ребенок отправляется на их поиски. Заранее скажите, сколько нужно найти предметов. Можете играть с ним наперегонки.
  3. Рисование шариками. Возьмите стеклянные шарики (около 6 штук), противень, гуашь разных цветов и плотную бумагу. Накапайте краску в середину листа и положите туда несколько шариков. Пусть ребенок наклоняет противень в разные стороны. Получаются очень интересные картины. Не забудьте подстелить что-то на пол.

Нужно заканчивать. Вы, наверное, уже чуть-чуть устали? Конечно же, можно было бы и дальше много говорить о развитии ребенка в 3 года , но это получилась бы очень и очень большая статья. Поэтому почаще заходите на наш сайт, и вы найдете много с трехлеткой.

Главное, любите ребенка безусловной любовью. А это пригодится, ведь кризис трех лет никто не отменял!

О том, что происходит с ребенком в возрасте 3 лет, вы можете посмотреть в этом видео:

Вам также может быть интересно:

Как вы занимаетесь развитием своего ребенка в 3 года? Как кризис 3 лет повлиял на ваши занятия? Поделитесь в комментариях!

Ребенок в возрасте 3-4 лет становится очень активным. Многие мамочки мучаются вопросом: «Чем занять своего ребенка?». Ведь малыш должен проводить время с пользой. В этом возрасте детей надо развивать, прививать им навыки общения.

Конечно, детки все разные по характеру и темпераменту. Кто-то в возрасте 3-4 лет может целый день играть одной , а кому-то необходимо разнообразие в деятельности.

В 3-4 года дети уже осмысленно играют и им требуются развивающие занятия

Обратите внимание! Занимая дома ребенка 3-4 лет каким-либо делом, будьте обязательно рядом. Малышей в этом возрасте нельзя оставлять без присмотра. Будьте поблизости, организуйте свои дела так, чтобы между Вами и ребенком было небольшое расстояние.

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

3-4 года – это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно. У детей проявляются музыкальные способности, им нравится танцевать и петь.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет. Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.


Дети в 3-4 года уже играют со сверстниками

В этот период формируются взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Он становится участником совместных игр, начинает воспринимать правила поведения в играх.

У детей в этом возрасте возникает много вопросов, они нарабатывают жизненный опыт. Информация, которую может впитывать ребенок в этот период – просто колоссальна по своим объемам.

И, конечно, задача родителей и педагогов, подобрать такие развивающие игры, которые бы помогали формированию личности и навыков ребенка, как в детском учреждении, так и дома.

Возраст 3-4 лет - это прекрасное время для того, чтобы развивать творческие способности детей. Можно лепить из пластилина или соленого теста. Для ребенка в возрасте 3-4 лет интересны занятия рисованием. Юные художники с одинаковым удовольствием рисуют карандашами и малюют красками, нравятся им фломастеры и цветные мелки.


Игры на развитие моторики рук и фантазию

Обратите внимание! Сами рисовать в этом возрасте дети не могут, а вот раскрашивать им по душе и по силам. В продаже есть специальные книги для раскрашивания, можно распечатать раскраски и из интернета.

Родителям художников надо быть внимательными, потому, что в возрасте 3-4 лет рисовать дети любят не только на бумаге. Нравятся им стены и двери. Интересным вариантом могут быть доски для рисования. Такую доску удобно установить дома – места она занимает мало.


Отличная идея - мозаика - игра для творчества

В этом возрасте занять детей можно конструкторами. Для 3-4 лет подойдут конструкторы из пластмассовых деталей. Особенно интересуют детей башни и домики, которые они с удовольствием строят. Дома можно позволить детям создавать домики и из подручных материалов – подушек, стульев, пледов.

В период, когда ребенок достигает 3-4 лет, родители начинают задумываться о дополнительном развивающем обучении.

Мамы и папы подбирают для своей крохи , кружки или секции. Детей водят на плавание, гимнастику. Если начать занятия по изучению иностранного языка, то результат будет очень хорошим.

Но заниматься с детьми можно и вне дома. Ребенку 3-4 лет полезно пребывание на воздухе.


Игры в песочнице любят все дети

Занятия на улице разнообразны. Детей такого возраста привлекает песочница, где они с удовольствием играют, строят. Игровая площадка – это место, где ребенок сможет поиграть и отдохнуть с комфортом.

Мелкая моторика: малыши 3-4 лет с удовольствием выкладывают мозаичные узоры, рассматривают картинки в книгах. Интересуют их движущиеся игрушки.

Какие виды занятий можно использовать дома

Дома ребенка можно занять следующим:


Практически все предложенные варианты – развивающие: малыши не только заняты увлекательным и полезным делом.

Если мама что-то готовит из теста, то дайте ребенку кусочек – пусть он внесет свой вклад.

Есть еще интересное занятие: возьмите крупную фасоль, макароны и немного гороха, смещайте и поручите ребенку разобрать в три емкости. Обыграйте, как необходимую помощь вам по дому. Обязательно похвалите.

Вообще, кухня притягивает и девочек, и мальчиков – фантазируйте, и у вас маленький помощник с удовольствием будет выполнять задания.


Дети на кухне с удовольствием будут помогать

Чем занять малыша вне дома

Часто, находясь вне дома, малыши 3-4 лет мучаются от того, что не знают чем заняться.

В летнее время детей 3-4 лет привлекает песочница. Все с песком – развивающие. Строя разные фигурки, прорывая канавки, кроха через руки познает формы и объемы. Воздействие через руки оказывает благотворное влияние на речевую активность. На песке играть интересно и очень удобно:

  • из влажного песка можно «налепить» много фигурок при помощи формочек. К примеру, предложите ребенку создать песочный парк или приготовить пирожки для кукольного обеда;
  • на ровной поверхности можно «нарисовать» картину из песка.

Расставьте на поляне пластмассовые кегли или бутылки, пусть ребенок учиться «водить» мяч между ними.


Отличная идея для дачи - самодельные дорожки

На детских площадках есть мини-кольцо, дайте мяч и предложите забросить его в корзину, причем, с разного расстояния.

Дайте ребенку цветные мелки – пусть рисует на асфальте. Покажите, как нарисовать клетки – прыгать по ним малыш будет с удовольствием.

Чем занять малыша на даче

На даче в летнее время занять малыша просто:


Чем занять малыша в парке

В осеннем парке предложите малышу собрать коллекцию осенних листьев. Перед прогулкой подготовьте пакетик или коробку, куда он будет складывать свои сокровища.

Еще один вариант подвижной игры – это предложить малышу пробежки, например, до зеленой скамейки, до большого камня, до рябины и т.д.

Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?


Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге

Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?

  • В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
  • Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
  • Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
  • Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
  • Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
  • Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.

Игры в дорогу можно купить комплектом

В поезд можно смело брать фломастеры и альбомы – пусть ребенок нарисует то, что видит в окно или изобразит поезд. Дайте ребенку влажную салфетку – пусть протрет стол и двери.

В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.

Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.


Что должны знать родители малыша 3-4 лет

  • Для малыша в этом возрасте покой - это возможность двигаться, быть активным.
  • Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
  • Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
  • У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
  • Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.

Игры с крупами развивают фантазию

Ребенку нужна любовь, терпение родителей и их внимание. Тогда любое задание он выполнит с удовольствием.

Похожие материалы