Работающих стариков лишат заслуженной социальной пенсии. Доживем ли до пенсии? Разбираем, что ждет россиян в ближайшем будущем после реформы

Премьер-министр Дмитрий Медведев 14 июня озвучил неизбежное решение, которое, по его же словам, уже давно готовилось Правительством РФ, не только нынешним, но и предыдущим его составом. Пенсионный возраст в России вслед за другими странами – и богатыми, и не очень, – будет повышен. Реформа будет постепенной, на неё уйдёт от 10 лет для мужчин до 16 лет для женщин. Но что она означает для тех, кто уже вышел на пенсию?

Ответим сразу: ничего. Ничего плохого – точно. Закон обратной силы не имеет, и тех, кто уже вышел на пенсию, никто "дорабатывать" прибавленный срок трудоспособности, конечно же, не заставит. Свою пенсию вы, как и еще 46,5 млн граждан России, уже заслужили. Сохранятся и все иные льготы, которые положены вам по тем или иным причинам.

"В отношении пенсионеров никакие правила не меняются, – подчеркнул Дмитрий Медведев на заседании Правительства. – Они будут получать и все положенные им иные льготы".

Ничего не изменится и для тех, кто выходит на пенсию в 2018 году. Повторимся, для перехода на новую пенсионную систему предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Первыми этот переход затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Но и они выйдут на пенсию уже в 2020 году - в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Итак, вот график дальнейшего выхода на пенсию:

2020 год: мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. (61 год и 56 лет);

2022 год: мужчины 1960 г.р. и женщины 1965 г.р. (62 года и 57 лет);

2024 год: мужчины 1961 г.р. и женщины 1966 г.р. (63 года и 58 лет);

2026 год: мужчины 1962 г.р. и женщины 1967 г.р. (64 года и 59 лет);

2028 год: мужчины 1963 г.р. и женщины 1968 г.р. (65 лет и 60 лет);

2030 год: женщины 1969 г.р. (61 год);

2032 год: женщины 1970 гр. (62 года);

2034 год: женщины 1971 г.р. (63 года).

Но вернемся к нынешним пенсионерам, потому что, как и сказано выше, реформа не грозит им ничем плохим. Поэтому перейдем к хорошему.

Дмитрий Медведев, объясняя цели проводимой реформы, напомнил:

"Ключевая задача, поставленная Президентом - повысить пенсии. Вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем".

Но как продление трудоспособного возраста будет способствовать повышению существующих пенсий? Будет, причём удвоенными темпами.

Каждый из вас прекрасно знает, что пенсия в последние годы росла, но не слишком заметно, будь то разовые выплаты в начале года или плановый рост. Например, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году - 524 рубля, а в 2018 году составит 481 рубль. После введения реформы, как гарантируют в Правительстве, ежегодный рост пенсий составит не менее 1 000 рублей . И в условиях рекордно низкой инфляции (по итогам 2017 года она составила около 2,5%) это действительно может стать ощутимым подспорьем. Подчеркнем еще раз: речь идет не о разовом, а о ежегодном повышении.

А как же дети и внуки, спросите вы, им же теперь придется дольше работать? А вот теперь давайте подумаем. С каждым годом пенсионером становится все больше – наша страна пока еще никак не оправится от ужасных 90-х, которые, помимо заметного обнищания населения, привели и к серьезной демографической яме. Пока еще Россия не молодеет. Что это значит? Это значит, что увеличивается нагрузка по пенсионному обеспечению на тех, кто работает. Пенсии берутся не из какой-то кубышки, а из налоговых и социальных отчислений, которые производят работающие граждане России. И если еще в 70-х годах, как сказала вице-премьер Татьяна Голикова, таковых на одного пенсионера приходилось 3,7 человека, то в 2019 году будет уже всего два. Проще говоря, если раньше на одну пенсию фактически "складывались" почти четыре работающих, то теперь – всего два.

Никто не оспаривает заслуженность пенсий, но только представьте: половину вашей пенсии вам платит совершенно не знакомый с вами человек. Не ваш ребенок и не ваш внук, увы.

Были ли другие выходы? Были Например, снизить пенсии. Но это совершенно недопустимо, и об этом совершенно однозначно заявил Владимир Путин. И в послании Федеральному Собранию, и в своём майском указе, и даже в ходе "Прямой линии" Президент четко обозначил курс на повышение благосостояния пенсионеров. Да и признаемся честно: не та у нас пенсия, чтобы ее снижать. Нет, этот вариант не годится.

Но раз количество пенсионеров растет (в 2019 году в их "полку" пребудет еще около 1,7 млн человек), а размер пенсий не снижается, то надо увеличивать пенсионные отчисления, а они, как мы уже выяснили, берутся из доходов работающего населения. То есть, из кошельков детей и внуков. Что было бы, если бы эти отчисления действительно увеличили? Скорее всего, сократились бы их доходы. По крайней мере – можно было бы точно забыть о росте зарплат. А в ряде случаев ушлые работодатели перешли бы на так называемые "черные" или "серые" схемы, платили бы в конвертах. Думаете, ну и пусть? А как же их, детей и внуков, пенсия? Ведь она-то начисляется из официального заработка!

Вот почему предложенный Правительством вариант действительно оказался самым безболезненным, а, по большому-то счету, даже выигрышным: работающие получили залог того, что их достаток точно не будет падать, а пенсионеры – гарантию удвоенного роста пенсий.

И вот еще один важный момент. Пенсионная реформа проводится параллельно с целым рядом мер, направленных на повышение доступности и качества здравоохранения, на сбережение народа и рост долголетия граждан России. Потому что "время на пенсии" тоже хочется проводить с пользой: иметь достаточно здоровья и сил, получать достаточно для того, чтобы этим здоровьем и силами пользоваться. И если не помогать детям и внукам, то хотя бы обузой для них не становиться.

Мнения экспертов:

"Главный смысл пенсионной реформы, которая начинается в стране и будет идти не один год, - сделать жизнь людей после выхода на пенсию более комфортной, достойной и обеспеченной. Данная реформа - это масштабная программа развития социальной сферы страны, вывода ее на принципиально новый качественный уровень".

Генеральный секретарь партии "Единая Россия" Андрей Турчак.

"Главным итогом пенсионной реформы должно стать поэтапное повышение пенсий до 40% утраченного заработка. Планируется, что в результате проводимых изменений ежегодно пенсия будет увеличиваться не на 380−400 рублей, как это было в последние годы, а в среднем на 1000 рублей, так как все средства, которые высвободятся, будут направлены на увеличение пенсий".

Депутат Государственной Думы, член Комитета по госстроительству и законодательству Ольга Баталина .

"Действительно, нам нужна пенсионная реформа, которая приведет к улучшению благосостояния наших пенсионеров, к повышению их доходов и в целом приведет к улучшению качества их жизни".

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке

Президент поручил правительству повысить благосостояние пенсионеров, которых насчитывается в стране 43 миллиона. Пока об одних заботятся, грядущие реформы могут вовсе лишить средств к существованию миллионы людей, которые готовились выйти на пенсию — а вынуждены остаться работать из-за повышения пенсионного возраста.

Что будет с миллионами «новых пожилых»

Уже в среду на заседании правительства России будет предложена новая концепция пенсионной реформы, суть которой — в поэтапном повышении пенсионного возраста. Американское агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники в Кремле сообщило, что изначально обсуждались три возможных сценария реформы, из которых премьер-министр Дмитрий Медведев выбрал наиболее «жесткий».

Пенсионный возраст для женщин будет увеличен сразу на восемь лет — с 55 до 63 лет; для мужчин он вырастет на пять лет — с 60 до 65 лет. При этом, впрочем, при реформировании останутся неизменными ряд существующих льгот для отдельных категорий пенсионеров — военных, медиков, работников вредных производств.

Дискуссия о том, что в России нужно повышать пенсионный возраст, ведется уже не первый год. Но особую остроту она приобрела сразу после президентского послания Федеральному Собранию: Владимир Путин заявил, что средняя продолжительность жизни составила 72,5 лет, а к 2024 году должна вырасти до 78 лет. Хотя если посмотреть большинство российских регионов, там средний возраст мужчин — всего 61(!) год.

Идею повышения пенсионного возраста поддерживает лишь каждый десятый россиянин, свидетельствуют соцопросы. Зато «за» многие экономисты, в том числе бывший министр экономики, а ныне глава Сбербанка Герман Греф : по его словам, пенсионный возраст должен «отодвигаться» синхронно с увеличением среднего возраста в стране. Иначе, мол, не преодолеть дефицит Пенсионного фонда.

На сегодняшний день он составляет 265 млрд. рублей, в то время как для обеспечения всех российских пенсионеров требуется сумма в 7 трлн. рублей (из нее только половина покрывается за счет отчислений работодателей).

Однако, несмотря на постоянный рост дефицита Пенсионного фонда, существовал негласный мораторий на официальное обсуждение вопроса с повышением пенсионного возраста. Ведь, как показывает практика последних лет, пенсионеры были той социальной группой, которую Москва предпочитала не трогать.

В нынешней же ситуации недовольными они и не станут, ведь президент поручил правительству повысить их благосостояние. Может быть, даже обеспечат какую-то единовременную выплату, как было весной. Недовольными же окажутся «новые пожилые» или молодые пенсионеры — женщины в возрасте 56−62 лет и мужчины в возрасте 61−64 лет. То есть они всю жизнь работали, а, оказывается, никакой пенсии им не положено… И не только им, люди помоложе вообще рискуют не дожить до пенсии.

Не готова к вызовам времени

В разгар общественной дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста появился доклад Центробанка, в котором вина за провал пенсионной реформы возлагается… Нет, не на служащих Пенсионного фонда, построивших в каждом райцентре гигантские мраморные дворцы с люстрами и пальмами. И даже не на налоговую службу, которая в упор не замечает в России гигантский теневой сектор, где платят зарплаты «в конвертах».

Виновники провала пенсионной реформы, по мнению экспертов банковской системы, — это поколение миллениалов: те, кому сейчас от 20 до 40 лет. Эти люди, по мнению банковских аналитиков, настроены на сиюминутные траты, а не на накопление средств и приобретение товаров.

«Несмотря на сравнительную активность российской молодежи при формировании накоплений, ее большинство склонно к вложению свободных денежных средств в получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу. Это может подрывать устойчивость существующей модели пенсионной системы», — говорится в докладе.

По мнению аналитиков, миллениалы большую часть средств тратят на развлечения и иные услуги; вместо покупки новой квартиры предпочтут арендовать жилье, а вместо покупки новой машины — воспользуются сервисом каршеринга. Правда, как говорится в докладе, такая же тенденция имеется и в других странах.

Только ведь власти Германии или Франции не обвиняют свою молодежь в том, что она подрывает экономические устои

— Возможно, наша банковская система не готова к современным реалиям, — говорит директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов . — Современный российский человек приучен со времен распада СССР к тому, что копить невыгодно. Слишком мала зарплата и слишком велик шанс все потерять, как в свое время в Сбербанке, «Чаре» или «Русском доме Селенга». Вот и живут в большинстве своем от зарплаты до зарплаты. А если деньга шальная появляется (наследство, например), то сразу продают доставшуюся квартиру, дабы ремонт в своей сделать и машину новую купить.

Фирсов: основная проблема — слабость экономики России

Вообще, справедливо ли проводить аналогию между проблемами российских миллиниалов, не желающих откладывать деньги на будущую пенсию, и их западных ровесников? Этот вопрос «Свободная пресса» задала руководителю Центра социального проектирования «Платформа» Алексею Фирсову .

— Есть культурные факторы: владеть становится менее модным. Но я не думаю, что дело надо сводить только к смене культурного кода. Есть и экономические причины: налоговая политика или то, что дешевые займы делают более выгодной покупку недвижимости в кредит.

Но, я думаю, в России более значимый фактор — это снижение уровня жизни. Доля затрат на еду в России довольно высока, и продолжает расти, а это характеристика слабой экономики. Но снижение уровня жизни фактически происходит и в Западной Европе (ряде стран, кроме Германии, Швейцарии), и в США, если брать нижний уровень среднего класса и ниже. Проблема в том, что никакой универсальной «отмычки» нет. В той позиции, на которой находится наша банковская система, отказ молодежи от накоплений — это, наверное, проблема. А с позиций реального сектора может быть ровным счетом наоборот — лучше ведь, если современный человек не копит, а тратит. В общем, это всегда баланс. А может быть и третья позиция — главная проблема в слабости макроинститутов в России, в избыточной доли госсектора.

Законопроект о повышении пенсионного возраста — самая обсуждаемая сейчас тема. Могут ли смягчить реформу? Не грозит ли нам безработица и бедность? Самые болезненные вопросы на тему повышения пенсионного возраста АиФ.ru задал директору Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Владимиру Назарову.

Татьяна Богданова, «АиФ»: Владимир Станиславович, объясните лично мне, почему я должна работать без пенсии на 8 лет больше?

Владимир Назаров: Чтобы пенсии в стране стали больше, чтобы они росли выше инфляции и наши пенсионеры (как нынешние, так и будущие, в том числе вы и ваше поколение) чувствовали себя достойно в материальном плане, надо повышать пенсионный возраст. Поверьте, другого выхода нет. У нас сейчас каждый год численность рабочей силы сокращается на 1%. А соотношение пенсионеров и людей, с зарплаты которых идут страховые взносы, стало почти 1/1. Такая ситуация невозможна для стабильного функционирования пенсионной системы. Если не поднимать возраст, соотношение пенсии к зарплате может упасть с нынешних 35% до 15%. Государство просто не имеет права допустить столь резкое падение уровня жизни пенсионеров.

Альтернативой повышению пенсионного возраста могло бы стать увеличение страховых взносов. Но их придётся ежегодно поднимать на 1%, и лет через 30 уже ползарплаты уйдёт на пенсии. Это угробит экономику, загонит её в тень. Другая альтернатива — это отнимать деньги от здравоохранения, образования, обороны... Где-то в бюджете есть резервы, но их невозможно забирать вечно.

Повышать возраст — это единственный выход. Ни одна страна не нашла другого варианта. Все страны, столкнувшиеся со старением населения, уже сделали это, в том числе наши соседи: Белоруссия, Украина, Прибалтика, Казахстан, Грузия. И везде, прямо скажем, население не обрадовалось реформам. Почти во всех странах опросы показывали, что 80-90% граждан против. Где-то, как в Польше и во Франции, повышение возраста воспринималось очень остро, а где-то, как в Германии, прошло довольно спокойно. Но изначально идея повышения возраста была непопулярна во всех странах.

— У нас уже сейчас каждый третий мужчина не доживает до пенсионного возраста, а в некоторых регионах (Тыва, Еврейская АО) — каждый второй. Как при таких цифрах повышать им возраст выхода на пенсию до 65 лет?

— Наверное, для нынешних мужчин порог в 65 лет довольно высок. Но пенсионный возраст будет повышаться не сразу, а постепенно, в течение 10 лет. Есть демографические прогнозы, по которым за эти годы продолжительность жизни у мужчин вырастет на 5 лет. Через 10 лет новый пенсионный возраст в 65 лет будет даже более приемлемым с социальной точки зрения, чем нынешний в 60 лет. Понятно, что для этого надо вкладывать серьёзные финансовые ресурсы в здравоохранение, и самим мужчинам менять образ жизни. С употреблением алкоголя и табака ситуация в стране улучшается, надо продолжать в том же духе. Что касается наших женщин, то у них ситуация с продолжительностью жизни очень благоприятная. Женщины сегодня в среднем живут до 78 лет. Работают около 30 лет, 90% достигают пенсионного возраста и на пенсии пребывают примерно 24 года. К 2034 году, когда закончится переходный период и возраст выхода на пенсию будет 63 года, продолжительность жизни вырастет до 85 лет.

— А если болезнь появится до пенсии, причем такая, что и пенсию по инвалидности не дадут, и работать не сможешь? Или за старым родственником надо будет ухаживать, а пособие по уходу сейчас 1200 руб. в месяц. Идти с протянутой рукой?

— Надо поддерживать такое социальное явление, как уход пожилых за пожилыми. Человек берёт на себя функцию соцработника и должен получать за работу адекватную плату: не тысячу, а хотя бы прожиточный минимум. Строить дома престарелых иногда дороже, чем платить людям за уход. Это нормальные европейские практики, которые нам надо применять. Еще одно распространённое у нас социальное явление — бабушки, сидящие с внуками. В свете повышения пенсионного возраста об этом тоже беспокоятся. С детсадами ситуация нормализовалась, теперь надо заниматься яслями. Кроме того, в ряде регионов успешно прошла программа под названием «Мамин выбор». Смысл её в том, что мама получает финансирование, которое было бы выделено на ребёнка, если бы он находился в детстком учреждении. И её воля, как его потратить: самой сидеть в малышом или бабушке заплатить. Надо изучить этот опыт и, возможно, распространить на всю страну. Чтобы у людей не было страхов из-за того, что с внуками некому будет сидеть.

— Ещё один страх — безработица. Лично я с трудом представляю себя 63-летней бабушкой-журналисткой. Обновление коллективов происходит во всех отраслях, людям старше 45-50 очень сложно найти работу. А пособие по безработице максимальное 4900 руб. На что жить?

— Ситуация будет улучшаться сама собой по демографическим причинам. С рынка труда уходит многочисленное послевоенное поколение, приходит малочисленное поколение девяностых годов. В целом по стране будет дефицит рабочей силы, а не безработица. И работодателям надо перестраивать свое сознание и понимать, что других работников у них не будет. Понятно, что у отдельных людей могут возникнуть проблемы с работой. И для них надо подстелить соломку. Пособие по безработице для пожилых людей должно быть более высоким, на уровне прожиточного минимума. И службы занятости должны активнее искать для них работу.

Почему не трогаем олигархов?

— Согласно новому «майскому указу», уровень бедности к 2024 г. надо сократить в 2 раза. Сейчас люди получают пенсию и зарплату, а останутся без пенсии. Значит, бедных станет больше?

— Пенсии у неработающих пенсионеров будут увеличиваться более высокими темпами, их домохозяйства станут богаче. У работающих есть зарплата, которая выше пенсии, а МРОТ сейчас повышается до прожиточного минимума. Конечно, могут быть случаи, когда повышение пенсионного возраста приведёт к увеличению риска бедности в семье. Для этого нужно вводить универсальное пособие по нуждаемости. Помогать надо всем малоимущим вне зависимости от возраста и пола. Мы не должны допустить, чтобы наши люди имели доход ниже прожиточного минимума. Только так можно снизить бедность в 2 раза.

— Вы говорите, что надо увеличить пособие по безработице, больше платить за уход, вводить зарплату мамам, пособие по нуждаемости... В результате бюджет не проиграет от такого объёма помощи?

— Задача государства не в том, чтобы бюджет выиграл от повышения пенсионного возраста. Нужно сделать пенсионную систему более эффективной. Сейчас низким пенсионным возрастом мы пытаемся, словно фиговым листком, прикрыть многие проблемы общества. На самом деле у каждой из социальных проблем есть свое уникальное решение, гораздо более эффективное, чем низкий пенсионный возраст.

— Некоторые ваши коллеги предлагают дать возможность людям раньше выходить на пенсию, но с меньшим размером выплат. Поддерживаете?

— Мне эта идея не нравится. Предположим, человеку разрешат выйти на пенсию в 55 лет с пенсией 5 тыс. руб.? Он согласится, потому что, пока у него есть зарплата, это просто приятная прибавка к доходу. Но что будет потом? В старости этих денег не хватит, чтобы прожить.

Во многих странах эту практику активно применяли, но получили обратный эффект. Так, в Нидерландах быстро подняли возраст до 65 лет, но оставили лазейки, чтобы выйти раньше. В результате все выходили на пенсию в 58-59 лет, получали низкие пенсии, проблема бедности осталась. Пришлось потом эти лазейки закрывать.

Наше правительство предлагает другой путь: женщинам с сорокалетним и мужчинам с сорокапятилетним стажем выходить на 2 года раньше. Это актуально для работников тяжелого физического труда, сельского хозяйства, где люди рано начинают трудиться. Думаю, в начале повышения возраста эти требования можно смягчить. Скорее всего, свои коррективы тут внесут профсоюзы.

— Можно ли ждать смягчения других параметров реформы?

— Законопроект ждёт обсуждение в Госдуме, регионах, среди работодателей и профсоюзов. Каждый внесёт свою лепту. Но, думаю, надо снижать возможные риски, которые мы с вами обсуждали, а не идти на кардинальное изменение параметров закона. Белоруссия выбрала более мягкий темп повышения: поднимает возраст по полгода в год до 58 лет женщинам и до 63 лет мужчинам. Но, скорее всего, для них это будет только первая остановка. Потом придётся продолжить повышение. В странах Восточной Европы сегодня классика — это 65 лет как общий возраст для мужчин и женщин. В Западной Европе началась уже вторая волна: повышение до 67 лет, но теперь делают это очень постепенно, по 2-3 месяца в год.

— Почему государство хочет решить проблему за счёт простых пенсионеров и не трогает олигархов? Именно этот вопрос часто задают читатели «АиФ».

— Если взять для примера Романа Абрамовича и отобрать у него все деньги, чтобы выплатить пенсии пенсионерам, знаете, на какой срок их хватит? На 2,5 месяца. А что будем делать дальше? Олигархи разбегутся, пенсионеры останутся. И количество их с каждым годом будет только увеличиваться. Поэтому от повышения пенсионного возраста нельзя отказываться.

Правительство РФ продолжает ужесточать нормативы по пенсионной реформе. На этот раз Министерство труда и социальной занятости опубликовало проект постановления об отмене социальной пенсии - если пенсионер устроился на работу, либо получает деньги каким-либо иным коммерческим путём. Проект указа уже опубликован на сайте проектов нормативных правовых актов.


ХАЗИН: Пенсионная реформа вообще не имеет никакого смысла

Стоит напомнить, что социальная пенсия — это те деньги, которые государство регулярно выплачивает человеку, если они признаны нетрудоспособными. Либо в силу каких-то причин не имеют права на страховую пенсию. Такие выплаты начинаются через пять лет после достижения гражданином пенсионного возраста. На сегодняшний день сумма этой пенсии составляет 5.180 рублей и 24 копейки в месяц.

Впрочем, найти работу в 65 и 70 лет не так уж и просто, особенно в регионах. Поэтому выплаты для многих людей сохранятся".

Вообще, понятно, что человек, бывший нетрудоспособным, вряд ли устроится на работу. Но есть еще и другие причины для вполне физически здоровых и трудоспособных людей, по которым они не имеют права на страховую пенсию.

Но вот в чем нюанс, попытка такого регулирования, скорее всего, не столько поможет государству сэкономить деньги, сколько откроет новые перспективы "серых" схем, устройства на работу без трудового договора, и простимулирует прочие "интересные экономические механизмы".

Как говорится в самом документе, "прекращают выплачивать с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер вышел на работу". А если пенсионер вышел на работу неофициально и без договора? И, почему-то, есть мнение, что таких пенсионеров при вступлении данного указа в силу станет значительно больше.

Второй момент, если можно так выразиться, социально символический. Фактически, такой проект выглядит и читается в массовом сознании примерно как "государство решило отобрать последние деньги у пожилых инвалидов". Впрочем, в нашем правительстве и министерствах, судя по последним событиям , о политической символике не задумываются вообще, равно как и о публичной репутации.

Что характерно, эти инициативы Министерства труда не прошли никакого публичного обсуждения. То есть их просто взяли и опубликовали, поставив население страны перед фактом. В случае с самой пенсионной реформой такая манера принятия решений по ключевым политическим вопросам породила ощутимый социальный и политический протест. Который, кстати, в той или иной форме продолжается до сих пор.

Кстати, первое урезание пенсионных выплат для работающих пенсионеров было произведено ещё в 2015-м году. Тогда работающим пенсионерам прекратили индексацию пенсии. Теперь настала очередь пенсионеров "социальных".

В Минтруде, между тем, уточнили, что документ носит технический характер, и что он лишь проясняет бюрократические аспекты, ранее принятого Конституционным судом решения.

С другой стороны, в документе разъясняется и то, кому социальная пенсия положена. Например, студентам, учащимся в иностранных вузах, по потере кормильца. Эти выплаты положены студентам до достижения ими возраста 23 лет. Еще пенсия положена даже тем людям, которые были признаны банкротами.

Впрочем, эти комментарии Минтруда есть на незначительном количестве информационных ресурсов. В социальных сетях и большинстве СМИ, реакцию на этот "технический документ" трудно назвать позитивной. Тем более, что последние несколько месяцев тема пенсий в принципе воспринимается в российском обществе достаточно болезненно.

С другой стороны, если документ действительно только технический, и просто проясняет порядок выплат и невыплат социальных и иных пенсий, а порядок на практике сложился уже в течение нескольких лет, то практических последствий этого решения граждане на себе не ощутят.

И, соответственно, негативных настроений в обществе это не прибавит. Но если речь идет о еще большем ужесточении пенсионного законодательства на практике, то последствия могут быть весьма неприятными для государственной системы в целом.

Очередная перетряска пенсионной системы может оказаться самой серьезной за многие годы. Для начала решено не платить пособия по старости работающим пенсионерам-миллионерам. Следующим, похоже, будет решен вопрос о повышении пенсионного возраста. Велики шансы и на гораздо более радикальные реформы - вплоть до полного отказа от государственной части пенсии.

220 тыс. человек, возможно, лишатся пенсии в ближайшем будущем. Стольким работающим пенсионерам, по подсчетам главы Минтруда Максима Топилина, могут быть остановлены выплаты с 2016 или 2017 года. Мера коснется граждан с годовым доходом свыше 1 млн руб. "Это 83 тыс. руб. в месяц" - можно было бы и без министра подсчитать, но, видимо, правительству так понятнее.

С учетом того что всего пенсионеров в России более 41 млн (работающих пенсионеров - 14,3 млн), "счастливчиков" немного. Основной удар придется по москвичам (около 200 тыс. работающих из 2,8 млн пенсионеров). Именно в столице максимальная концентрация высокооплачиваемых пенсионеров. Средний заработок в Москве почти вдвое выше, чем по России (61 тыс. против 32 тыс. руб. на ноябрь 2014 года). При этом многие подходят к пенсионному возрасту на пике доходов или чуть ниже, почему и продолжают работать.

У этого плана практически стопроцентные шансы стать реальностью: Минфин, МЭР и представители обеих палат парламента его поддерживают. "Если решение в итоге пройдет и не вызовет протестов, то сумму, скорее всего, начнут двигать вниз или оставят на месте, но со временем миллион будет не очень крупной суммой за счет инфляции",- замечает попросивший об анонимности информированный собеседник "Денег". А "Деньги", в свою очередь, собираются следить за конкретными законопроектами: вероятность, что из-под этой инициативы будут выведены пенсии силовиков и чиновников, тоже близка к 100%.

Кроме того, Минфин предлагает ввести дополнительный взнос 1% зарплаты в бюджет ПФ. Таким образом, налоговая нагрузка на работающих граждан вырастет до 14% (1% плюс 13% НДФЛ). Это может дать бюджету около 170-200 млрд руб. в год, чего явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета ПФР (623 млрд руб.). Шансы у этого предложения не столь велики, в декабре 2014 года президент Путин предложил ввести мораторий на повышение налогов на ближайшие четыре года. Однако, если речь идет о скоропалительной, без серьезного общественного и экспертного обсуждения, корректировке только что проведенной пенсионной реформы, можно предположить, что теперь возможно и это.

18 февраля на совещании у премьер-министра Медведева обсуждались и другие планы. Минтруд предложил постепенно повысить минимальный стаж для выхода на пенсию учителям, врачам и творческим работникам. Сегодня стаж педагогов - 25 лет, медработников - 25 и 30 лет при работе на селе и в городе соответственно. С 2016 года планируется повышать его с шагом три месяца за год. Это может затронуть около 20 тыс. человек в год. Шансы на принятие высокие, считает собеседник "Денег": "Решение по педагогам и медикам, скорее всего, съедят - льготные пенсии для них все-таки пережиток прошлого".

Тема продления заморозки пенсионных накоплений тоже рассматривалась на совещании, но пока решения нет, заявил Топилин. Крайне отрицательно об этой идее ранее высказывался глава Минэкономики Алексей Улюкаев. Заморозка накопительной части пенсии - это де-факто повышение налогов с целью снизить дефицит ПФР. Деньги, которые шли на персональный счет работника, пойдут в общую кубышку на оплату текущих расходов по выплате пенсий. Первое решение о заморозке пенсионных накоплений было принято осенью 2013 года и стало абсолютной неожиданностью. Тогда чиновники заверяли, что это временная мера, теперь, говорят циники, "она стала еще более временной".

Однако оптимисты пока не сдаются. "От создания полноценной системы пенсионных накоплений уклониться не удастся,- считает директор по региональным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг" Антон Табах.- Сбережения из нынешней системы могут стать основой для добровольных накоплений, стимулированных налоговыми льготами и для работников, и для работодателей, типа британского NEST или новозеландского KiwiSaver".

Дело в возрасте

Главная проблема пенсионной системы другая - низкий пенсионный возраст. Президент Путин поручил изучить вопрос о его повышении на экспертном уровне, а затем перенести "на уровень рабочих форматов правительства", рассказал журналистам экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, участвовавший в антикризисном совещании с главой государства 13 февраля. И это прорыв: раньше глава государства категорически отвергал идею.

Сторонники повышения говорят о постепенных реформах. Алексей Улюкаев и глава Минфина Антон Силуанов предлагают британскую схему постепенного перехода. "Режим, когда для новых будущих пенсионеров устанавливается график примерно полгода увеличения пенсионного возраста за год, является разумным. То есть относительно лет за десять--пятнадцать прийти из нынешнего состояния в то гипотетическое новое состояние",- считает Улюкаев. Таким образом, срок выхода на пенсию у мужчин в 63 года будет установлен не ранее 2021 года, а для женщин - не ранее 2031-го (сейчас пенсионный возраст в России - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Смягчают позиции и противники реформы. Например, Минтруд, ранее не поддерживавший инициативу Минфина и МЭР. "Нужно сравнивать это с продолжительностью жизни, сравнивать это с тем возрастом, сколько люди живут в нашей стране после пенсионного возраста, сколько в других странах",- сказал Топилин. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко (по наблюдениям "Денег", ее можно считать опережающим индикатором официальной позиции Кремля) раньше была против повышения пенсионного возраста, а теперь, судя по сообщению "РИА Новости", солидаризовалась с Улюкаевым и Силуановым.

Бодания с демографией

Стабильность пенсионного обеспечения не только в РФ, но и в мире находится под угрозой негативных демографических трендов, а именно старения населения. В 1950 году в развитых странах, по данным ОЭСР, на одного пенсионера приходилось более семи человек в работоспособном возрасте, в 1963-м - шесть, в 1976-м - пять, а в наше время - четыре. Старение населения продолжается, и, начиная с 2023 года, это соотношение упадет до трех к одному, а с 2047-го - до двух к одному.

В 2000-х на Западе осознали, что стареющее население можно прокормить, только повышая пенсионный возраст. Его дно в странах ОЭСР было достигнуто в 1999 году и составило для мужчин чуть меньше 62 лет и 60,5 года для женщин. В течение 15 лет там плавно повышают возраст выхода на пенсию и будут продолжать и далее. В 2000 году средний пенсионный возраст в странах ОЭСР составлял 60,5 года для женщин и 61,8 для мужчин, а в 2013-м - уже 64 и 65 лет соответственно.

В России из-за низкого пенсионного возраста дела хуже. По среднему варианту демографического прогноза ООН для России до 2050 года, к концу периода доля населения пенсионного возраста увеличится в 1,5 раза, в то время как доля населения трудоспособного возраста значительно сократится. В результате соотношение численности лиц пенсионного и трудоспособного возраста вырастет почти вдвое, с нынешних 32% до 61% к 2050 году.

Вопросы эмансипации

Традиционный аргумент противников повышения пенсионного возраста - низкая средняя продолжительность жизни в РФ. Она действительно намного ниже, чем в среднем по странам ОЭСР (70,7 года против 80 лет). "Да, у нас каждый год растет продолжительность жизни, но пока этот показатель, особенно продолжительность жизни мужчин, к повышению пенсионного возраста не подталкивает",- цитировало "Эхо Москвы" Матвиенко в сентябре 2014 года.

Ключевое слово здесь - "мужчин". В возрасте выхода на пенсию есть гендерный разрыв: женщины выходят на пенсию раньше мужчин. При этом продолжительность жизни женщин больше, чем продолжительность жизни мужчин. Соответственно, женщины проводят на пенсии гораздо больше времени, чем мужчины: в среднем в странах ОЭСР мужчины проводят на пенсии 16 лет, а женщины - 21 год. Развитые страны пошли по пути признания равенства полов и постепенно сокращают гендерный разрыв (сейчас в среднем всего год, а в большинстве стран у мужчин и женщин один и тот же пенсионный возраст).

В России же не только один из самых низких в мире пенсионных возрастов, но и огромный гендерный разрыв - пять лет. Ситуацию усугубляет разница в продолжительности жизни мужчин (65,1 года) и женщин (76,3): она в России самая высокая в мире - более 11 лет. В итоге ожидаемое время пребывания на пенсии (продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста) для доживающих до него российских мужчин составляет примерно 13 лет (ниже среднего уровня по ОЭСР на три года), для женщин - более 23 лет (выше среднего уровня по ОЭСР почти на три года).

Соответственно, пенсионеров-женщин в России втрое больше, чем пенсионеров-мужчин. По данным Росстата, мужчин в пенсионном возрасте на начало 2014 года было 9,7 млн, а женщин - 24,1 млн (в 2011-м мужчин было 8,9 млн, а женщин - 22,8 млн). То есть, несмотря на меньшую продолжительность жизни с момента рождения, российские женщины проводят на пенсии значительно большую часть жизни, чем женщины в развитых странах, ведь продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста у них давно уже выше среднего уровня стран ОЭСР. Сейчас на одну женщину в пенсионном возрасте в России приходится всего 1,7 женщины в трудоспособном возрасте, а на одного мужчину в пенсионном возрасте - 4,6 в трудоспособном.

Скрытый ход

"Возраст выхода на пенсию в России оставался неизменным с начала 1930-х,- отмечает замдиректора Независимого института социальной политики Оксана Синявская.- С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат".

Впрочем, возможно, официально увеличивать эту границу не будут и сейчас. Ведь можно сделать это в скрытой форме, что уже отчасти осуществлено с введением балльной системы. "План Минфина не учитывает политической составляющей и, скорее всего, был вброшен, чтобы все ахнули и сказали: ну то, что приняли, не страшно. Вопрос могут подвесить, например введут какой-нибудь возраст для повышенной пенсии, 62 года или 65 лет, а пенсии с 55 и 60 просто не будут индексировать. Инфляция быстро их обесценит",- замечает собеседник "Денег", попросивший об анонимности.

Еще одна возможность - введение проверки нуждаемости для выплаты пенсий. Это западный вариант государственной пенсии для бедных, принятый, например, в Великобритании. Претендент на пенсию должен будет доказать, что он в ней нуждается. Ввести новый порядок можно с тех же 55 и 60 лет, а потом, если все пройдет гладко, и далее по старшим возрастам.

В этом случае пенсия превращается в пособие по бедности в старшем возрасте - сначала не для всех. Затем логичен следующий шаг - превращение государственной части пенсии в "социальное пособие по нетрудоспособности, ориентированное по размеру на минимальный прожиточный уровень пенсионера". Напомним, именно к такому выводу пришел тогда еще первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев ровно три года назад (см. "Деньги" от 19 марта 2012 года).