Психология ребенка от а до я. Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку

Раиса Баландина
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»

Консультация для родителей :

«ЧТО ДЕЛАТЬ , ЕСЛИ РЕБЕНОК

НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ

Многие родители не хотят мириться с положением, когда дети, поиграв с игрушками , отказываются затем убирать их . Если Вы постоянно убираете игрушки после детских игр сами, Ваш ребенок будет все время ожидать от Вас этой помощи.

Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать , то, как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки , то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры. Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки , обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете , куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка , скорее всего, не появится привычки убирать игрушки , если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи : одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание…

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру . Можно предложить ребенку поменяться ролями . Пусть он будет мамой, а вы – дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек , следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы) .

Не оставляете мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер , если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка . Если же уборка превращается в прощание с игрушками , в укладывание их спать и становиться необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете , что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки . Пусть ребенок знает , что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать , что это – правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум : уберешь игрушки – буду тебе читать , не уберешь – не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том , что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать» .

Ниже приводятся несколько советов, как помочь ребенку справиться с данным заданием :

1. Правильно формулируйте задания. Не ограничивайтесь просто требованием "Убери". Ребенку трудно сориентироваться в огромной куче игрушек , и он не знает с чего начать. Попытайтесь дать более точные инструкции : "Сначала убери машинки, а затем принимайся за книжки". Разбив задание на небольшие этапы, Вы поможете ребенку понять , что уборка это не бесконечный процесс, и он вполне сможет с ней справиться.

2. Объясните, почему уборка игрушек необходима . Для Вас, конечно, цель уборки очевидна, но для Вашего ребенка она означает только , что развлечения придется отложить ради нудного дела .

3. Организуйте пространство удобным для ребенка образом . Разместите на корзинах и ящиках для игрушек картинки , которые помогут малышу запомнить, какие контейнеры предназначены для каких игрушек .

4. Добавьте громкость. Поставьте музыку, когда ребенок занимается уборкой . Так уборка пойдет веселее, а энергичная мелодия создаст ребенку необходимый настрой .

5. Пусть уборка превратится в игру . Поставьте кухонный таймер на 10 минут и предложите ребенку задачу "уложиться за это время". Или устройте соревнование "Кто быстрее": "Я собираю одежду для куклы, а ты - пазлы, победителем будет тот, кто закончит первым!"

6. Не переделывайте сами. Когда ребенок , наконец, убрал комнату, не переделывайте то, что, по Вашему мнению, сделано не идеально . Неровно застелена кровать? Не нужно поправлять покрывало. Неправильно расставлена мебель в кукольном домике? Не обращайте на это внимания. Когда работа сделана , просто оставьте все как есть. Четырехлетка не в состоянии убрать так же хорошо, как и взрослый.

7. Поощрите за хорошо сделанную работу . Разместите на кухне или на другом видном месте в доме график уборки. Когда Ваш дошколенок справится с задачей, пусть он пометит цветным стикером соответствующий квадратик в графике.

Чего никогда не надо делать ?

Если вы , действительно, хотите понять, как научить убирать ребенка игрушки за собой , то вам придется придерживаться определенных правил и никогда не допускать следующих ошибок :

Не стоит заставлять ребенка убирать игрушки насильно

Не надо кричать на ребенка

Не надо давать обещаний обязательно поощрить за это ребенка . Иначе малыш быстро поймет это и будет ждать : «А что мне за это будет?» . Тогда вместо положительного навыка аккуратности, вы, невольно, привьете ему навык вымогательства.

Никогда не следует убирать игрушки самому родителю .

Наберитесь терпения, никогда не ждите быстрого результата, а весело и задорно в игровой форме ежедневно вместе с ребенком постигайте эту науку и, у вас обязательно вырастут аккуратные и послушные дети, а вашем доме будут царить любовь, уважение и желание всегда порадовать друг друга.

Публикации по теме:

Консультация «Что делать, если ребенок кусается?» Что делать если ребенок кусается? Это нормально? Большинство детей в возрасте до 3-х лет могут укусить кого-то хоть раз. Если кусание продолжается.

Консультация «Если ребенок не может постоять за себя» Мы все понимаем, что агрессия порождает агрессию. Поэтому, взрослые должны помочь ребенку найти конструктивные пути взаимодействия, способы.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок еще не читает» (продолжение) ДВА ГЛАСНЫХ ЗВУКА ЛЕГКО произнести. Посмотрите, как это делает малыш. Наверное, он потерялся и зовем маму. Похоже, он зовет ее так: А-О.

Ликбез для родителей. Если ваш ребенок еще не читает (сказочное отступление) О трёх волшебных замках. (сказочное отступление) Жили были в волшебной стране печальные звуки. Почему печальные? Они были так обижены,.

Многие родители задаются вопросом, как заставить ребенка убрать игрушки и навести порядок в своей комнате. Чаще всего взрослые рассказывают детям дошкольного возраста истории про сказочных персонажей, которые забирают вещи и игрушки, разбросанные по дому, а детей постарше лишают чего-либо приятного за непослушание.

Существуют ли действенные способы привлечь ребенка к домашним делам, не прибегая к страшилкам и наказаниям? Например, в Израиле отец, расстроенный тем, что его сыновья предпочитают компьютерные «стрелялки» помощи по дому, отвез их на «экскурсию» в лагерь беженцев в Восточном Иерусалиме. Увидев последствия войны, мальчики отказались от компьютерных игр и стали больше ценить чистоту и уют родного дома. А родители юной американки, увлеченной соцсетями, забрали у нее на две недели телефон, и все это время выкладывали в ее аккаунт свои шуточные фотографии, на которых они убирают в ее комнате. Девочке стало настолько стыдно за «глупых предков», что она удалила все страницы в социальных сетях.

старшей дочери 6 лет, и с уборкой такая же проблема. спецально повесели полки, купили коробки для мелочей. но эффекта от них мало.
иногда все-таки заставляю убираться. заявляю ей что выкину все что найду в ее комнате и начинаю собирать с пола шмотки. видя что я не шучу, начинает уборку.

У нас та же проблема, все раскидывается, а убирать сыну вечно лень. Помогает такая игра: я объявляю "бой" и "стреляю", например, по кровати, он тоже в ответ в моей комнате по чему-то стреляет, и этот кусок надо срочно убрать - кто быстрее. Получается весело и ненапряжно. Мотивация, как ни странно, зашкаливает:) Правда, надо после устраивать госприемку содержимого шкафа, так как в спешке школьная форма может оказаться комом с носками, игрушками и т.п. :)

а в младшем возрасте вы как эту проблему решали? Сами убирали или ребёнок? Если ребёнок, то как он это делал - потому что уже привык(распорядок такой - игрухи убрать, а потом спать) или потому что мама каждый вечер ругалась и заставляла?
Простите, что не советую ничего - пытаюсь для себя выяснить, это возрастное у них(у детей), ли же от воспитания всё-таки что-то зависит))

раньше - тоже наверное сами в основном все убирали. Потому что так проще. Но иногда и сама она помогала. Раньше не было убежденности, что ребенок все это может (или, может, не хватает места, или шкафчиков-ящичков), а сейчас есть (вроде, большая уже), отсюда проблемы. От воспитания - уверена, что зависит...

Из моего опыта - дети, которых с малых лет (когда ребенок только НАЧИНАЕТ сам брать вещи, где-то с года, он САМ старается положить их на место, а иногда и УБИРАЕТ за другими) приучили, прежде всего СВОИМ примером и поощряя действия ребенка, убирать за собой - тогда проблем в возрасте постарше (где-то от пяти-десяти и до 12-17) гораздо меньше, хотя они всё равно обычно есть, а потом уже ВЗРОСЛЫЙ человек воспринимает уборку и поддержание порядка как норму прежде всего ДЛЯ СЕБЯ (а не к приходу гостей или обязанность жены).

Утром в субботу говорю детям (8 и 11 лет), что телевизор можно будет включить только когда будет убрана та комната, где он стоит, в воскресенье, что после уборки в собственных комнатах. Может, и непедагогично, зато самое действенное оказалось:-)

Я склоняюсь к генетике. У меня из троих только один способен нормально убирать. Именно нормально. И это скорее всего в свекровь. Не в меня, это точно. Старшего нужно тыкать носом и говорить "положи эту тряпочку сюда, а эту бумажечку туда" Средний убирает гениально (внимание!!!) с 1,5 лет. Но я гарантирую, я его не воспитывала, он сам такой родился.

У меня есть форма шантажа, которая вам не подойдет. Шахматы и солдатики можно только в чистой комнате. Но опять же - за всех отдувается один ребёнок. Младшего использую как грубую рабочую силу- он пылесосит и затаскивает во двор баки с мусором.

Вот ещё подумалось. Старший делал в 7 лет ВСЁ. И это было было результатом воспитания. Среднего не воспитываю, но когда он что-то делает, то у него всё в руках просто горит. И это результат врожденных способностей. но, наверное, воспитывать всё-равно нужно))

Мои нервы портятся от бардака в комнате, а это очень опасно для ребенка, между прочим. Регулярно пугать и шантажировать ребенка не стоит. Но один раз показать, что родители не шутят, можно.
Я сделала так два раза. Один раз, когда дочка не убирала рассыпанные по полу пуговицы три дня, несмотря ни на какие уговоры, потому что это было лень и трудно, я выкинула одну пуговицу в форточку. Этого (и еще решительного выражения лица) хватило. В другой раз неубранные игрушки сбежали ночью. Потом постепенно вернулись. Вообще-то я и так меняю игрушки, они уходят в отпуск на шкаф на месяц-другой. Когда их мало, то и убирать легче, понятнее, что куда класть.
У нас правило, что перед сном все игрушки должны быть убраны. Без этого я просто не читаю на ночь. И если полгода назад, когда дочке было пять, случались скандалы, нужно было напоминать каждый раз, помогать (то есть значительную часть убирать самой), то теперь стало почему-то легче. Доросла наверное. Перед ужином или пока наливается ванна, я прошу дочку убрать игрушки, она идет и спокойно убирает. Я ей помогаю, но чем дальше, тем меньше. Она просто не любит убирать одна, и я ее понимаю. Единственное, что я делаю в основном сама, это разбираю ящики стола со всякими красками, тетрадками, бумажками, потому что здесь нужен критический взгляд на вещи и отстраненная позиция.

Нам помогли флайледи;)
15 минут каждый день вечером по таймеру.

НО старший привел свою комнату в идеальный порядок и поддерживает. ВСЕГДА!!(14 лет детка, выше мамы;), а малая (12 лет) после генеральной уборки со мной 1 раз в 2-3 месяца по требованию потом в течении 1-2 мес способна поддерживать порядок на 15-минутках, потом все опять потихоньку зарастаeт грязью и...см. выше;)

ОЧЕНь помогает РАCХЛАМЛЕНИЕ!!
У детей часто иочень много всего, и они не справляются с таким количеством вещей (1. Вариант, так делала моя мама: половина игрушек складывается в коробку(и) выноcится в сад в кладовку, на шкаф и т.д. через пару месяцев (перед приходом друзей, когда дети не должны мешать;) достаются убранные коробки и собираются новые..
2. Вариант (упрощенный 1.:половина игрушек складывается в коробку(и) выносится в сад.. продается, дарится..навсегда;))
Дышится легче.Всем

я вам расскажу из своего детства, если можно. Возможно, это не ваш случай. Просто, может пригодится. Я была таким ребёнком. Раскидывала вещи по комнате, а сама сидела где-нибудь в эпицентре и подальше от двери. Не убирала, пока не начинали уже пинать ногами мои игрушки. Крики и приказы не помогали. Потому что мне не нравилось, что взрослые бесцеремонно вторгались в моё пространство. Объяснить я это русским языком не могла, т.к. была маленькая, но я просто не хотела, чтобы они меня постоянно контролировали.

Когда-то и у нас с дочкой была подобная проблема; решали мы ее по-разному в том числе и не очень удачно: скандалами, угрозами и даже выкидыванием разбросанного...Продолжалось так до тех пор. пока не были прочитаны мною книги Росса Кэмпбелла "Как по-настоящему любить своего ребенка" и "Как справляться с гневом ребенка"
В ней так много умных и как теперь я знаю ВЕРНЫХ советов. Только там я нашла объяснение "ситуации с уборкой" и способы выхода из нее. Надеюсь Вы сможете найти эти книги, но конспективно:
- подобное незрелое проявление гнева ("пассивно-агрессивное поведение") очень характерно для девочек 7-10 лет;
- оно связано с недостатком родительского внимания(ласки, участия) и часто ребенок не может объяснить даже себе причины такого поведения;
- способы "лечения" - не заостряйте внимание на уборке (ребенку порой кажется,что порядок Вам важнее чем он и таким способом он Вас "тестирует" и, к сожалению, лишь находит подтверждения своей версии, ему кажется, что Вы его не любите, а порядок любите и так по нарастающей...)
Вам нужен порядок? Для чего? Для комфорта? Вашего? Так и наведите его сами. Всем будет легче. Поверьте, как только Вы смените акценты, она и сама начнет убираться.
- покажите девочке, что Вы ее любите не только словами,а и 1) физическим контактом - объятиями, поглаживаниями, прикосновениями; 2) зрительным контактом - глаза в глаза (это очень сильнодействующее средство!!!) Оказывается дети очень нуждаются в таком взгляде,в связи с вечной нашей загруженностью и усталостью они недополучают этой энергетики и потому страдают сами не понимая от чего. Остановитесь и внимательно выслушайте все школьные и дворовые новости Вашего ребенка глядя ему в глаза. Вы удивитесь результату!!!
Желаю Вам счастья!

(7 голосов : 4,9 из 5 )

О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)

«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.

Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.

У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.

В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.

Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».

Трудолюбие через игру

Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.

Изобретения.

Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.

Время объявлений.

Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Семейные субботники.

Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

Награды.

Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.

Школьная форма небрежно брошена на смятую постель, свернутые бубликом грязные носки валяются на книжных полках, под кроватью, в углу комнаты. На рабочем столе - банки из-под газировки и пакетики от чипсов… добро пожаловать в комнату современного подростка! Если эта картина вам приблизительно знакома, узнайте, как оперативно заставить его убирать свою комнату.

Признать право на личное пространство

Важно понимать, что подростковый период - временной интервал, в течение которого родителям придется проявить большое терпение и такт. Мало того, что типичный тинейджер сам не наводит порядок в своей комнате, так он еще и запрещает взрослым это делать, считая, что тем самым они «нарушают его жизненное пространство». Иногда, как в американских фильмах, подростки клеят на двери, ведущей в их спальню, плакаты с грозными надписями вроде «Посторонним вход воспрещен». Неудивительно, что родители в такой обстановке теряют остатки терпения. Однако первое, что нужно понимать: личность, с которой вы имеете дело, - это уже не тот милый кроха, в чьей детской вы некогда заботливо расставляли плюшевых мишек и делали ремонт. Если маленький ребенок ощущает свое единство и связь с родителями и поэтому охотно делит с ними свою территорию, то подросток стремится от них отделиться, и его комната - это своеобразный бастион, где он укрывается от «посторонних». Увы, в подростковом возрасте к категории «посторонних» относятся и родители.

«Не хочу убираться» или «Не умею»?

Для начала попробуем встать на место подростка. По мнению психологов, некоторые тинейджеры не убирают в своей комнате просто потому, что… не замечают беспорядка. Недавно в США проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что у ребенка в переходном возрасте лобовая часть мозга, функция которой связана с управлением порядком действий и концентрацией внимания, еще недоразвита. Пик ее развития приходится лишь на возраст 19-20 лет. Кроме того, по мнению детских психологов, помещение, в котором личность проводит большую часть времени, является отражением ее внутреннего состояния. Поскольку в переходном возрасте в мыслях ребенка обычно царит хаос (а виной тому гормональные изменения), то и в его комнате соответственно полный беспорядок. Как же тогда приучить сына или дочь к порядку?

Конкретные обязанности вместо призывов к «идеальному порядку»

Первое, что нужно сделать, это признать право ребенка на обладание личным пространством. Вместо того, чтобы врываться в его комнату и нависать грозной тучей с требованием немедленно навести первозданную чистоту, попробуйте сначала постучать (тем самым вы выражаете уважение к сыну или дочери). Затем вы можете попросить подростка навести порядок.Озвучьте свои пожелания, но в максимально конкретной форме: «Я хочу, чтобы ты повесил свой пиджак в шкаф, бросил грязные носки в бельевую корзину и расставил музыкальные диски на полке». Это позволит ребенку четко осознать, что именно от него требуется. Не призывайте к «идеальному» порядку, это слишком абстрактная категория для подростка. Чтобы он не опасался большого объема работы, лучше сразу перечислить все, что он должен сделать.

Объясните, почему так важно соблюдать порядок в комнате. Скажем, пыль может нанести вред аппаратуре, стать причиной выхода из строя DVD/CD rom"а. В данном случае ваши логичные доводы не вызовут острого протеста, ведь вместо того, чтобы посягать на территорию сына или дочери («Сейчас же выйди из комнаты, здесь нужно пропылесосить!»), вы тактично предлагаете помощь. Кроме того, вы как бы даете понять подростку, что признаете в нем отдельную личность, обладающую правом занимать собственное пространство.

Поэтапная уборка, минимализм в комнате и собственный пример

Как правило, дети игнорируют уборку потому, что она требует больших затрат времени и сил. Покажите ребенку, как поэтапно устранить беспорядок в комнате. Скажем, сегодня можно протереть пыль на книжных полках и аппаратуре, а завтра пропылесосить комнату. Если это не привело к должному результату, пусть подросток выполняет один тип работ, к примеру, протирает пыль и застилает постель. По мере взросления можно увеличивать список его обязанностей.

Чтобы поддерживать порядок в комнате, еще с раннего возраста приучайте детей к тому, чтобы детская была обставлена в минималистичном стиле. Большое количество декоративных штучек на горизонтальных поверхностях визуально создают ощущение бардака в комнате. Чем меньше в ней будет лишних предметов и пылесборников, тем легче подростку будет навести порядок. И, конечно же, не скупитесь на похвалу, когда заметите первые признаки опрятности. Наконец, сами подавайте хороший пример: если в доме у вас царит уют и первозданная чистота, то вряд ли подросток будет устраивать форменный беспорядок, хотя бы потому, что всю жизнь был приучен к чистоте.


Статья предоставлена:

Аревик Чахоян,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Прочитать ответ

Еще статьи

Осень - сезон роста количества инфекционных простудных заболеваний, особенно среди детей. Гомеопатия предлагает альтернативные традиционным подходы к лечению таких заболеваний. Данная статья поможет родителям сориентироваться в гомеопатических препаратах, которые часто назначают детям.