Проявление характера печорина во взаимоотношениях с грушницким, вернером, верой, княжной мери. Cочинение «Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)

Для меня роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.
Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна»…
А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…»
Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.
Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!
Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».
Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из важнейших качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.
Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: «…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым». Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства» во взоре, умение прекрасно «пользоваться своими преимуществами» и поразительное при этом ощущение собственной «несчастливости». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр». Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.
Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.
Послание Веры Печорину автор создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней». Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от «счастья» с Мери.
Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов романа «Герой нашего времени», потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

Задачи и тесты по теме "Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Меню статьи:

Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными. В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.

Дорогие читатели! Предлагаем которое написал М.Ю. Лермонтов.

В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.

Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе

Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе. Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак. Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.

Развитие отношений в Кисловодске

Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.

В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.

Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.

После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.

Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным. Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее. В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.

Напрасность жертвы Веры

Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.


Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность. Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.

Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.

Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны. В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.

Любил ли Печорин Веру?

Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.


В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.

Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.

Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?

В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.

После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.

В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком. Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.

Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.

Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения

4.1 (81%) 20 votes
/ / / Печорин в отношениях с Вернером, Мери, Верой (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Главный герой романа « » раскрывается совершенно с разных сторон в отношениях с людьми.

Если сравнивать Печорина и Вернера, можно заметить следующее. Оба персонажа отличаются особым умом, наблюдательностью и находчивостью. Мы видим образ Вернера не как участника жизни, а как ее свидетеля. Он сочувствует окружающим, он сопереживает Печорину. Но, при всем при этом, он достаточно пассивен. Его равнодушие делает его парализованным и не способным на поступки. Печорин же, совершенно противоположен в этом плане. Он активен, он ищет приключений, он испытывает свою судьбу. А это значит, главный герой принимает участие в общение с людьми, с окружающими его персонами.

Отношения с раскрывают перед нами Григория Александровича, как холодного и эгоистичного человека, который способен получать удовольствие от своих увлечений, а не от эмоций. Он замечает тот факт, что перед дуэлью с Грушницким, в нем не зародилось ни одно чувство – ни жалости, ни страха, ни злобы. В его голове промелькнуло всего лишь несколько идей, которые остались незаметными. Сам Печорин понимает, что его сердце давно окаменело. Им управляет расчетливый и любопытный разум, который и впутывает его во всякие истории. Григорий, увлекаясь княжной, считает это действо лишь игрой. Ведь женская любовь давно, а может, и никогда не приносила ему удовольствие. Он достаточно быстро разочаровывается в своих спутницах и не может справиться с чувствами скуки и грусти, находясь рядом с одной и той же женщиной.

Получается, что Григорий не может найти общий язык с окружающим его миром. И со временем, он теряет свою личность, натура его значительно искажается. Главный герой боится обыденной жизни, поэтому и не вступает в серьезные отношения с Мэри. Он отвергает ее чувства, оставаясь холодным и равнодушным.

При последней встрече с молодой девушкой, испытывает лишь жалость к ее страданиям, и не более.

Только лишь отношения с позволяют нам понять, что душа есть в главном герое. Он испытывает настоящие чувства к этой женщине, он не способен ее обмануть. Эпизод расставания Веры и Печорина еще раз доказывает нам тот факт, что в душе главного героя еще есть человечный огонек. Но, он очень быстро затухает от холодного и эгоистичного характера Григорий.

В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

В романе «Герой нашего времени» Григорий Печорин сам объяснил причины своего несчастного характера: «Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, ведь он сам сознавал трагичность своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда погибает Бэла, когда им оскорблена княжна Мери; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть в глазах других и в своих собственных подлецом. Но более всего проявляются глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения его души в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру. Мы не знаем ничего о ее личности, о ее образе жизни, об ее отношениях с людьми, мы не знаем даже, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и темой этих разговоров является только любовь к нему. Это образ самой любви - беззаветной, самозабвенной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть сердце Печорина - эгоистичное и ожесточенное. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа - глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но и это бывает нечасто.

В своем прощальном письме Вера пишет: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Пусть так, но чувство это сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «ужасная грусть» стеснила его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его жилам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, - ведь все это свидетельства истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как гонится он за уехавшей Верой, как рухнул загнанный конь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно.

Утрата Веры для Печорина - это, пожалуй, самая большая потеря, но личность его с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», у которого под обликом холодного эгоиста скрывается очень ранимая и глубокая душа.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В стихах этих — весь Печорин, его мироощущение, его отношение к жизни, его отношение к любви. Таков он в истории с Бэлой, в эксперименте с Мери. Точно так же Печорин ведет себя и по отношению к Вере.

Вера — главная женщина в его жизни. Роман с ней длится, очевидно, еще со времен его юности. Вера — замужняя женщина, однако она не любит своего второго мужа, впрочем, как и первого. Похоже, она всю жизнь любит Печорина. Судьба снова сводит их в Пятигорске, и Вера вверяется ему «с прежней беспечностью».

Однако Печорин вновь заставляет ее страдать и мучиться ревностью. Чтобы отвлечь подозрение от Веры, он обещает ей познакомиться с Литовскими и немного поухаживать за княжной Мери. Однако Печорин «весьма преуспевает» в своем «волокитстве»: Мери Литовская влюбляется в него. И Вера вновь терзается подозрениями, сомневаясь в чувствах Печорина. Узнав от мужа о дуэли Печорина с Грушницким, она не выдерживает и открывается во всем Семену Васильевичу. Муж увозит ее, перед отъездом она пишет Печорину письмо, которое ярко характеризует Веру и ее отношения с Печориным.

Вера — умная, проницательная женщина, она прекрасно понимает душу Печорина, его характер, его внутренний мир. «Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», — пишет Вера. Однако героиня приемлет такую мораль. И в этом сказывается не только недостаток «женственной гордости», но и длительная жизнь Веры в светском обществе, где она усваивает именно такой тип отношений мужчины и женщины.

Вера чувствует, что Печорин глубоко несчастен. И она поддается тайному, чисто женскому желанию пожертвовать собой для того, чтобы сделать своего избранника счастливым. И в этом — глубокое заблуждение героини. Она не может сделать Печорина счастливым, так как никто не может сделать этого. Григорий Александрович не способен к настоящей любви, надежда Веры и ее жертва напрасны. Однако героиня не сознает этого.

Письмо Веры проливает свет на характер ее отношений с Печориным. «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому что ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно...», — признается Вера. Ее чувство к Печорину не что иное, как болезненное обожание, болезненная зависимость. «Любовь охватывает ее с такой силой, что все остальные чувства как бы атрофируются. Она теряет „нравственное равновесие"».

Об этом говорит и сам Печорин, рассуждая о своих отношениях с женщинами. «...Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь», — признается герой в своем дневнике. Именно таковы его отношения с Верой.

Белинский считал, что образ этой героини неуловим и неопределенен, что отношения ее к Печорину похожи на загадку. «То она кажется вам женщиною глубокою, способною к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению; то видите в ней одну слабость и больше ничего. Особенно ощутителен в ней недостаток женственной гордости и чувства своего женственного достоинства, которые не мешают женщине любить горячо и беззаветно, но которые едва ли когда допустят истинно глубокую женщину сносить тиранство любви. Она любит Печорина, а в другой раз выходит замуж, и еще за старика, следовательно, по расчету, по какому бы то ни было; изменив для Печорина одному мужу, изменяет и другому, скорее по слабости, чем по увлечении чувства».

Другой исследователь выдвигает свою версию поведения Веры. «Идеальный и романтический элемент играл большую роль в ее любви, чем страсть», — замечает Стороженко.

Думается, оба критика правы. В отношениях с Печориным, безусловно, Веру привлекает романтизм: таинственность этих отношений, исключительность личности избранника. Но в героине ощутим и недостаток чувства собственного достоинства. Это натура не самостоятельная, слабая, попадающая под чужое влияние. Слабость характера Веры, ее неуверенность подчеркивают последние строки ее письма к Печорину: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете...» В интонациях Веры — неуверенность, растерянность.

Вместе с тем, вероятно, подсознательно она догадывалась, какое впечатление произведет на Печорина ее послание. И действительно, при возможности потерять Веру она становится для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья». Как безумный он мчится в Ессентуки, пытаясь догнать ее. Однако увидеть Веру Печорину не суждено: он загоняет своего коня и остается в пяти верстах от Ессентуков.

Таким образом, эта история любви лишь подчеркивает одиночество Печорина, его разобщенность с людьми. Вера не могла дать ему счастья, к которому он так стремился, и причина здесь прежде всего в самом Печорине, в его душе.