Происхождение слова татуировка. История происхождения тату

Практика украшения своего тела - это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Татуировкой человечество увлекается едва ли не со времени своего появления на Земле. В разные периоды существования цивилизации тату была способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом вол-вращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных.

Вероятно, первые татуировки появились в эпоху палеолита, точнее, около 60 тысяч лет назад.И хотя татуировки, сохранившиеся не в виде косвенных письменных свидетельств, а непосредственно на коже мумифицированных тел, значительно моложе (им около 6 тысяч лет), известно, что искусство украшения тела с их помощью существовало уже во времена первобытнообщинного строя.

Географическое распространение татуировок

География возникновения древней татуировки весьма обширна: Европа и Азия, Австралия и Океания, Северная и Южная Америка. Во всех этих местностях искусство татуажа зародилось совершенно независимо друг от друга.

При этом часто просматривается такое различие: для белой кожи характерно татуирование знаками, орнаментами и цветами, для темной - скарификация (от англ. to scare - делать шрамы). В последнем случае надрезы на лице и теле создают рельеф, который превращается в декоративный элемент. Чаще всего рельеф подчеркивается краской, нанесенной на раны. Полинезийские и индонезийские аборигены сохранили древнейшую практику татуировки до сих пор, передавая ее из поколения в поколение.

Социальное значение татуировок

Это доказывает, что татуировка обусловлена и генетически, и социально. Она служит не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, обозначает социальную принадлежность ее обладателя. Поэтому в таком почете здесь родовые знаки татуировки - послания мудрости и магии от духов предков, дошедшие из глубины веков. Кроме того, тату наделяется определенной магической силой. Есть татуировки, свидетельствующие об особых событиях в жизни, особых навыках и умениях. Татуировки начинают наносить в десять-одиннадцать лет, чтобы к началу взрослой жизни ребенок получил покровительство высших сил.

Завершение татуировки - это завершение формирования личности, которое может откладываться на долгие годы. Так, постепенно узоры покрывают тела полинезийцев подобно одежде, из которой можно узнать о происхождении, богатстве, успехе. Это своего рода паспорт - индивидуальный и постоянный, который нельзя потерять или подменить. Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти - они служили проводниками в загробный мир.

Техника нанесения татуировки в племенах в наши дни

Весь этот колорит дошел и до наших дней, сохранив традиции и секреты. На островах Полинезии татуировки до сих пор наносят при помощи сажи (см. Полинезийские татуировки). Берут палочку, например расщепленный бамбук, обмакивают его в сок кактуса агава, а затем - в сажу, оставшуюся от костра. И этой палочкой выводят на лице, руках, спине человека нужный узор. Потом подносят к участку тела другую палочку, в которую вставлены острые акульи зубы, берут подобие молоточка и по контуру рисунка вбивают сажу под кожу. В других случаях на поверхности тела делаются надрезы, куда в свою очередь тоже втирается сажа.

Интересно сравнить искусство татуировки индейцев (см. Татуировки индейцев) с другим наследием. Рисунки на лице и теле - непременный атрибут индейской культуры, а точнее, культур, так как каждое из племен имело свой стиль. Подлинная индейская традиция была насильственно прервана. Резервации, завоевание исконно индейских земель привели к гибели племен и уничтожению культуры. И тем не менее искусство индейцев не пропало бесследно. Их атрибутика - длинные волосы, налобные повязки, бахрома, бисер, пончо - стала означать принадлежность к свободному и гордому народу.

Сохранилось и искусство татуировки. У индейцев она служила для маскировки, распознавания своих, обозначения статуса внутри рода или в качестве оберегов. Узоры-обереги часто строились «от противного»: чтобы избежать беды, необходимо было ее изобразить. Тогда духи решат, что беда уже свершилась и здесь им делать больше нечего. Именно по этой причине тела индейских воинов часто украшал символ смерти - череп. Процесс нанесения татуировки осуществлялся очень болезненно, с осложнениями, вплоть до летального исхода. На тело наносились раны, в которые втиралась смесь из сажи и древесного угля.

Причиной возникновения татуировки были и естественные повреждения кожи - так считают некоторые исследователи. Охотник или воин возвращался домой с ранами, которые рубцевались и образовывали на теле причудливый рельефный узор. Считалось, что чем больше таких знаков отличия было на теле мужчины, тем большим опытом и отвагой он обладал. С усложнением и расслоением иерархии общества эти знаки доблести стали наносить искусственно, в том числе и на тела тех, кто не принимал участия в боях и охоте. Почетные отметины в пределах каждого племени приобретали определенное значение, как современные знаки отличия.Позднее обычай татуировки распространился и на женщин.

Техника нанесения татуировки в Японии

Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве (см. Японские татуировки). В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница. Иногда встречались крайние проявления тэту - например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Тату для женщин были немногочисленны и изящны. Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер. Их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов.

Технология японской татуировки крайне трудоемка. Узор, который позже будет выколот на теле, рисовали на коже человека кисточками. Он наносился вручную, иглой или пучком игл (для заполнения плоскости) с бамбуковой рукояткой (так, например, делали татуировки Якудза). По традиции ушник начинал практиковаться в работе с иглами, только проведя три года во внимательном наблюдении за работой хозяина, - никакие объяснения в татуировке, как и в других восточных практиках, не были приняты. Вначале ученик работал без туши, отрабатывая силу и ритм удара по бамбуковой рукояти. Первые опыты ученик производил на ноге учителя, затем - на собственной ноге, и только после успешной сдачи экзамена он допускался к клиенту. Высокий профессионализм, граничащий с самопожертвованием!

Старые мастера считали, что ручная работа создает особый контакт между клиентом и художником. Впрочем, с широким распространением машин и химических красителей традиционная техника пришла в упадок. Сейчас еще живы татуировщики старой школы, помнящие Японию довоенных времен. Но молодое поколение татуировщиков выбирает интернациональный стиль работы, и не исключено, что через несколько десятилетий традиционная японская татуировка перестанет существовать.

В период неолита (8-3 тыс. лет до н. э.) татуировки в виде геометрических знаков практиковались на территории современной России (см. Славянские татуировки). Наши предки, например, пользовались глиняными штампами с орнаментами, которые полагалось иметь при исполнении магических ритуалов древнего культа плодородия.

В эпоху раннего Средневековья ремесленники обозначали татуировкой принадлежность к определенному цеху: столяры, кузнецы и жестянщики рисовали на руке или груди символы своей профессиональной деятельности (см. Средневековые татуировки). Позднее, уже в XIX-XX веках, эта традиция возродилась в среде моряков (см. Морские татировки), литейщиков, горняков. Считают, что современный татуаж на Западе обязан своей популярностью именно им. В дальнейшем отставные моряки стали открывать первые тату-салоны в крупных портовых городах.

Религиозные татуировки. Закат искусства татуировки

С распространением христианства обычай стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов. Христианские миссионеры сугубо отрицательно относились к языческим практикам украшений тела, поскольку в Ветхом Завете существует прямой запрет налагать на тело знаки и клейма (несмотря на это есть много примеров Религиозных татуировок). Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Кроме того, викторианская мораль считала процедуру татуировки слишком кровавой и варварской. Примерно в середине XIX века татуировка была окончательно запрещена, но еще в 1920-х годах ученые зарисовывали великолепные образцы татуировок, принадлежащих старикам, и записывали песнопения о сакральном происхождении татуировки.

Возрождение татуировок

Татуировка возродилась, но уже не в изначальном, ритуально-сакральном, значении, а как орнаментальная заморская диковинка, мода, не обремененная каким-то особым смыслом.

Татуировка не всегда и не везде являлась позитивной отметкой, символом доблести, иногда она знаменовала наказание. В Японии был свой метод отмечать несчастного, нарушившего закон. Татуировка на лице () стала одним из пяти классических наказаний и в Китае. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тэту для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Клеймение преступника на Руси - словом «вор».Во время Первой мировой войны в Британии букой D метили дезертиров, а в период Второй мировой в идлагерях пленным выкалывали порядковые номера.

Лишь в начале 50-х годов татуировка распрощалась с мрачным налетом исторического наследия. Всплеск молодежной культуры 50-60-х годов породил новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев. Это породило богатые направления и стили. Поиск новых средств самовыражения и новый взгляд на личную свободу привел к возобновлению многих древних методов, в частности татуировки. Первая конвенция по тату состоялась в Бристоле (Великобритания) в 1950 году. С тех пор тату-движение шагнуло так далеко вперед, что ежемесячно в мире проводится не менее пяти местных конвенций.

История российских конвенций начинается в 1995 году, когда под эгидой байк-клуба «Ночные волки» была проведена Первая московская тату-конвенция.

Все, что связано с человеком, будь то жизненный уклад, обычаи того или иного человеческого сообщества, традиции и привычки, способы и язык общения, другие многочисленные аспекты жизнедеятельности высшего творения природы - человека, могут быть понятны только при внимательном изучении причин и мотивов поступков и поведения отдельных представителей человеческой расы или целых регионов.

Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности - к искусству украшения человека. Ведь нелепо было бы думать, что в прошлом одежда существовала только для защиты от дождя, снега, ветра. Разнообразие костюмов даже в рамках одной какой-либо немногочисленной народности свидетельствует о стремлении человека посредством одежды привлечь к себе внимание, выделиться или другими словами - украсить себя. И как это ни парадоксально, но одним из элементов искусства украшения является древний обычай раскрашивать свое тело различными способами - обычай, который тесно связан с появлением одежды. И один из способов - татуирование тела. Проникнуть в тайну татуировки, впрочем, как и в другие тайны человеческой цивилизации, помогает история - великая наука, дающая нам в полной мере осознать кто мы, почему мы такие, какие причины лежат в основе наших привычек, традиций и поступков.

Раскрашивание тела в любых его видах следует рассматривать как пережиток времен заро­ждения человечества. Первоначально тело просто размалевывалось красками. Художники каменного века, расписывая кожу, оперирова­ли уже красками семнадцати различных цветов и оттенков. В железный век в копях для добыва­ния красок искали главным образом охру, кото­рая, между прочим, применялась и при создании знаменитых франко-кантабрийских пещерных наскальных рисунков. Тела размале­вывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания обществен­ного положения и ранга, а также в культовых целях.

Однако эта живопись была непрочной. По­этому возникла потребность в способе, позво­ляющем создавать узоры, сохраняющиеся на коже длительное время. Кожу стали надрезать и накалывать. Вначале появилась татуировка руб­цами, которая и поныне применяется у отдель­ных темнокожих племен на островах Океании.

Мотивы, которыми человек руководствовал­ся, татуируя свое тело, были весьма разнообраз­ны. В некоторых случаях знаки татуировки служили клеймами или племенным отличием. В других случаях рисунок настолько непостоянен для каждого индивидуума, что о «национальном» отличии не может быть и речи. Так, например, племя моту в Новой Гвинее то татуировалось, то вовсе не придерживалось этого обычая. Безусловно, важны также мотивы культа. Операция нанесения татуировки обставляется значительной религиозной торжественностью и идет рука об руку с обрядами, совершаемыми при наступлении половой зрелости. Например, у австра­лийцев к 18-20 годам совершалась церемония опрыскивания кровью и татуировка.

И все-таки самым важным мотивом остава­лось и остается желание человека украсить себя. Это подтверждает песнь, которую пели при выполнении татуировки в Полинезии:

"...Пусть каждая линия будет проведена

На теле великого, богатого мужа,

Пусть фигуры будут красивы!

А на теле мужа, который ничего

не может заплатить,

Проведи линии и кривые, и не замыкай их!.."

Таким образом, богатые и знатные татуиро­ваны лучше и обильнее, чем бедные. Рабы же и вовсе были лишены этой чести.

С течением времени внутреннее содержание и смысл рисованных изображений постепенно от­ступали на задний план, и в тех местах, где еще. сохранялся обычай татуировать свое тело, татуи­ровка выражается различными вариациями. Так, индейцы тлинкиты (северо-запад Америки) изо­бражали в своих рисунках браслеты и кольца; на Каролинских островах девушки татуировали себе нижние части живота и ляжек; африканские яунде, которые татуировались рубцами, проводят от, угла рта к уху через щеку изображение трубки.

Культурные религии Запада и Востока сократили область распространения татуировки. А между тем много веков назад и в Европе были знакомы с этим обычаем. Так, постановление церковного совета в Норткумберлэнде (Англия) в 787 году осуждало этот языческий пережиток.

Совсем недалеко от нас то время, когда тун­гусы, якуты и остяки выводили на лице рисунки уколами; на руках татуировка была чаще. Те­перь она исчезла совершенно.

У индейцев колумбийских берегов на северо-востоке Америки женщины разрисовывали се­бе даже язык.

В Японии низшие слои общества покрывали тело изображениями различных растений, ландшафтами, человеческими фигурами.

На центральных островах Полинезии сущест­вовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя - священного животного.

У ряда африканских племен супруги получа­ют татуированные знаки вместо обручальных колец, а мать носит знаки, указывающие на чис­ло ее детей.

В Калифорнии (у кароков и патават) выводи­ли на щеках узор пера, и весь живот покрывали изображением дерева. По рисунку и цвету татуи­ровки на теле туземцев, а также по ее месторас­положению можно было определить статус данного лица в племени. Американские индей­цы наносили на свое тело боевой раскрас во время враждебных отношений с другими племе­нами. Различие лишь в том, что яркий раскрас наносился на некоторое время, тогда как татуи­ровка - на всю жизнь.

О древности обычая украшать свое тело раз­личными рисунками свидетельствуют как пись­менные источники, так и находки археологов. В связи с этим представляется весьма интерес­ным краткий исторический «экскурс", проведен­ный известным археологом С. И. Руденко в работе «Культура населения горного Алтая в скифское время". Вот что он пишет.

В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообще­нию Геродота, у фракиян "порезы на коже озна­чали благородное происхождение; не имеющий их - не благороден». Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разри­сованы, а передняя часть тела татуирована цве­тами». По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы «разрисовывали свои лица и тела бо­лее или менее, смотря по степени благородства». Позже этот обычай отмечен у динлинов и у на­следовавших им кыргызов, у которых татуиров­ка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времена Дария Гистаспа татуировкой пользовались для кон­спиративной переписки. Так, к Аристагору - тирану Милета - "из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Ариста­ гору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сде­лать это безопасно только следующим обра­зом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал воло­сам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поруче­нием: по прибытии на место предложить Ари­стагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмуще­нию».

Следует отметить, что на наличие татуировки у племен Ближнего Востока и Восточной Европы имеются некоторые" указания. По сообщению Гиппократа, «вся масса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного, - объясняет знаменитый врач, - как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергич­нее». О царских скифах Геродот писал, что они "делают себе на руках порезы» в знак печали при похоронах, вместе с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на тепе после указанных операций еще нельзя рассматривать как татуировку. О наличие татуировки у соседей скифов - агафирсов - сообщают позднейшие авторы. Так, Помпоний Мела пишет, что они «разрисовывают лица и тела... одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно», а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, «даки и сарматы мужчины расписывали себе тело».

Прекрасным подтверждением этого является татуировка вождя одного из алтайских племен - саков, по образу жизни и культуре родственных скифским племенам, обитавшим в Северном Причерноморье. Она была обнаружена на теле вождя, погребенного в одном из Пазырыкских курганов, в процессе археологических раскопок в 1948 году.

Татуировка эта сохранилась не целиком.

Плохо сохранилась татуировка, особенно в ле­вой ее части, на груди мужчины, захороненного в одном из курганов. Здесь кожа и мышечная ткань были разрушены. Между тем здесь, над сердцем. была изображена передняя часть туловища, точ­нее, голова львиного грифона или какого-то дру­гого фантастического зверя. Туловище зверя проходило под левой рукой мужчины, а над левой лопаткой была изображена задняя его половина с длинным, приподнятым кверху и спирально за­вившимся хвостом со змеиной или птичьей голов­кой на конце (рис. 1, 2). Хотя передняя часть и голова зверя не сохранились, а передние лапы сильно деформированы, о голове можно соста­вить представление по аналогичным изображе­ниям на правой руке или на правой ноге внизу. Особенно хорошо, за исключением участка на плече, сохранилась татуировка правой руки, по­крывающая ее полностью, начиная от плеча до кисти. В развернутом виде эта татуировка пред­ставлена на рис. 5. Внизу изображение кулана или осла с вывернутым задом; на одном с ним уровне изображение фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом; выше - горный ба­ран с вывернутым задом, затем в той же позе олень с орлиным клювом, длинными рогами, от­ростки которых заканчиваются птичьими голов­ками, птичьи же головки изображены вдоль по шее и на конце длинного хвоста; над оленем снова изображение клыкастого хищника, но уже не крылатого, а подобного тому, который изобра­жен на левом боку; наконец, на плече опять изо­бражение оленя с вывернутым задом, рогами с птичьими головами и длинным хвостом, на конце которого такая же птичья головка.

Татуировка на левой руке сохранилась хуже (рис. 4) и, насколько удалось установить, со­стояла из трех самостоятельных изображений, которые представляют собой фигуры двух оле­ней и одного горного барана, с подогнутыми в прыжке передними ногами, вывернутым задом и приподнятыми кверху задними ногами. Самое интересное и лучше других сохранившееся - среднее изображение оленя.

Основное изображение на правой наружной стороне голени, от коленной чашечки до щико­лотки, - рыба. Ниже рыбы, на стопе, - изобра­жение фантастического клыкастого и рогатого, с кошачьим хвостом, зверя; на шее этого живот­ного три птичьих головки. Обращают на себя внимание шарики, как бы вылетающие изо рта этого зверя. Скорее всего, эти кружки татуиров­ки не имеют непосредственного отношения к изображению зверя. Подобные кружки - одним длинным и другим коротким рядами - татуиро­ваны на спине, по обеим сторонам позвоночни­ка до поясницы (рис. 2). И те и другие нанесены, вероятно, с медицинскими цепями, как утоляю­щие местные боли того или иного происхожде­ния. Такое назначение татуировки хорошо известно этнографам, изучающим сибирские на­родности, в частности - хантов и эскимосов. С внутренней стороны ноги, вдоль голени, парал­лельно изображению рыбы, изображены в ряд четыре мчащихся горных барана или козла с вы­тянутыми ногами. Фигуры этих баранов ногами касаются друг друга и представляют собой еди­ную динамичную композицию. Выше этой груп­пы имелось еще одно недостаточно выясненное изображение присевшего рогатого и крылатого зверя с длинным хвостом, заканчивающимся птичьей головкой.

Описанная татуировка могла быть выполнена либо прошиванием кожи, либо нанесением уко­лов с введением глубоко под кожу черного кра­сящего вещества, по всей вероятности сажи. Прием накалывания более вероятен, чем прошивания, хотя алтайцы в это время имели тончай­шие иглы и нитки, с помощью которых могли пользоваться и последним приемом. Значитель­ная глубина проникновения красящего вещест­ва в тело позволяет думать, что татуировка была выполнена не прошиванием кожи, а путем нако­лов. Несомненно также, что она производилась задолго до смерти этого престарелого вождя, возможно, еще в молодости. Дело в том, что он был тучным, с сильно развитой подкожной жи­ровой клетчаткой. Обильный слой жира, непо­средственно залегающий под кожей, не был окрашен, между тем мышцы под ним, на участ­ках непосредственно под татуировкой, были ин­тенсивно окрашены в черный цвет. Во время татуировки вождь если и не был худ, то во вся­ком случае был не так тучен, как перед смертью.

При жизни человека татуировка, выполнен­ная сажей или черной краской, как и всегда, на белой коже имела голубой, синеватый цвет, а на смуглой коже - темно-синий. В момент от­крытия тела при раскопках она была почти чер­ного цвета на коричневом фоне кожи.

Анализ сохранившихся изображений на теле вождя позволяет сделать некоторые выводы о назначении татуировки.

Вероятнее всего, она отмечала знатное про­исхождение вождя или его мужество, а может быть, и то и другое вместе. С другой стороны, не случайно изображение на груди в области серд­ца львиной или грифоновой головы - основной фигуры во всей татуировке. Кроме того, боль­шинство остальных изображений - звери фан­тастические, концентрирующие в себе признаки тигра, оленя и орла, змеи. Все эти изображения могли иметь какое-то магическое назначение, пока еще неясное. Однако наряду с этими изо­бражениями, наличие в татуировке ряда бегу­щих горных баранов как бы указывает на то, что на данном этапе развития горно-алтайского об­щества татуировке могло придаваться уже и чис­то декоративное назначение.

Таким образом, помимо украшений, которые надевали в уши, на руки, возможно, на ноги, у древних племен практиковалась и татуировка тела.

Площадь покрытого татуировкой человеческо­го тела во все времена колебалась в зависимости от различных факторов: как от существующих культовых, религиозных и других обычаев, так и от желаний и возможностей субъекта.

Так, например, некоторые полинезийцы умуд­рялись покрывать татуировкой целиком все тело, поэтому они производили впечатление оде­тых, хотя на самом деле были совершенно голы. Умение добиться такого эффекта расценивалось как признак высшего мастерства.

Новозеландские маори, высокоразвитая спо­собность которых к орнаменту выражается так­же и в великолепной резьбе по дереву, заполняли всю кожу на теле сложнейшими сюжетами, стро­го соблюдая при этом симметрию. Изобилие и красота татуировки считались знаками благород­ного происхождения и высокого социального по­ложения.

Ранг, личные качества, звание - все это и даже больше (например, длинная родословная) могло быть выражено в татуировке. И поскольку рисунки на коже так много значили в обществен­ном мнении, женщины без татуировки считались безобразными. Но и мужчину без татуировки тоже считали человеком второго сорта.

Так, однажды один европейский художник написал портрет старого маори. Это была очень удачная картина. Однако, когда портрет показа­ли самому новозеландцу, тот спросил, кто на нем изображен. Художник воспринял этот во­прос как шутку, но маори взял кисть и нарисо­вал на свободной стороне холста полосы и крендели татуировки своего лица. Когда он за­кончил, то стал поучать европейца: «Вот так я выгляжу, а твоя мазня бессмысленна».

В Европе во времена галерного рабства, что­бы легче было поймать сбежавшего галерника, ему клеймили каленым железом плечо или голо­ву. Почти два тысячелетия спустя, этот обычай возродился среди корабельных экипажей. С той лишь разницей, что люди подвергали себя этой пытке добровольно, а рисунки на коже делались для обозначения их профессии.

Поначалу не каждому европейскому матросу хотелось оставлять у себя на коже сувенир из Юж­ных морей в виде татуировки. Одним казалось это чересчур болезненным, другие опасались, что в случае их розыска полицией татуировка могла их выдать.

Вскоре рисунки на коже вошли у моряков в моду. Дело дошло до того, что без татуировки на матроса смотрели как на неполноценного. Для это­го уже не надо было плавать в Южные моря. Те­перь в любом европейском или американском порту имелись специалисты по нанесению рисун­ков на тело.

Рядом с именами своих девушек матросы лю­били накалывать распятие. Считалось, что то­гда в море с ними ничего не случится.

Огромным спросом пользовалась роза, кото­рую считали символом любви. Очень популярно было и сочетание креста, якоря и двух объятых пламенем сердец. Нельзя не упомянуть также о матросе, целующем развевающееся знамя и неж­но обнимающем девушку. Эти сцены олицетво­ряли расставание и встречу.

Отливающие синевой женщины, изображен­ные на бедре, руке или груди морского бродяги, почти всегда были обнаженными. К немногим полностью одетым идолам морской татуировки относится маленькая морячка, изображенная вместе с трехмачтовиком на заднем плане и из­речением "Fare well!» - «Счастливого пути!». Чтобы выставить это напутствие напоказ, мат­росские блузы шились с вырезом, доходящим почти до пояса. С тех пор, как человечество на­чало подвергать себя опасностям на море и в чу­жих странах, изображение женщины стало также и символом богини удачи - Фортуны. Подобными символами морского счастья были также якорь, спасательный круг и дельфин. Встречались матросы, которые умудрялись выкалывать якорь даже на лысине.

Матросы, татуировавшие распятие на всех частях тела, были убеждены, что в случае ко­раблекрушения ни одна акула не осмелится не то что съесть татуированного, но даже попробо­вать мизинец на его ноге. Устрашающее дейст­вие должны были оказывать и змеи.

Таким образом, татуирование тела имеет давнюю и интересную историю, которую каж­дый может изучить, листая труды всемирно из­вестных ученых - историков, археологов, этнографов и блестящих популяризаторов исто­рии человечества.

В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» - картина, «ату» - дух. «Та-ату», «тату» - картинка-дух.

Русский советский ученый-криминалист М. Н. Гернет утверждал, что слово «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики» – сторожа и защитника, изображаемого с закрытыми глазами, чующего опасность прежде, чем она появится в поле зрения. По преданиям, он якобы и научил людей татуировке.

В истории человечества искусство нанесения несмываемых изображений на тело насчитывает по разным источникам от 4 до 6 тыс. лет. Придерживаемся точки зрения, что данному навыку более 5 тыс. лет. Как подтверждение - наличие татуировки в форме креста и линий на коже мумии «ледяного человека Отци» (Ötzi), обнаруженного в 1991 г. в Тирольских Альпах. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Наверное, люди накалывали себе изображения и ранее, однако прямых подтверждений этому нет. Ведь татуировка также изменчива, как и человеческая жизнь. Она исчезает вместе с её носителем. Причины возникновения обычая татуировки кроются в глубокой древности, когда от случайно полученных повреждений кожи возникали необычные рубцы, а где-то при попадании в порез золы или растительного красителя на теле оставались изображения, которые, возможно, отличали их носителя как храброго воина и удачливого охотника. При первобытнообщинном строе изображения на теле служат как украшением, так и обозначением рода, племени. Указывают на социальную принадлежность её обладателя, а, быть может, наделяют даже определенной магической силой. Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносятся рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих, чаще всего, они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании.

В истории культуры маори в Новой Зеландии известен обычай, основанный на покрытии специальной татуировкой поверхности лица. Такие татуированные узоры, которые у мужчин покрывали всё лицо, а у женщин – только его части, назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. Эти удивительные хитросплетения узоров служили постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. На просторах Северо-Восточной Сибири, у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов тоже была известна техника нанесения татуировки на лицо. Она требовала использования иглы и нити (ранее изготавливающейся из сухожилий зверей). Нить окрашивалась в чёрном красителе и вместе с иглой протягивалась под кожей человека согласно предварительно исполненному рисунку. Женщины Айну - аборигены Японских островов, некогда проживавшие и на территории Камчатки, Сахалина и Курил, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину, или переселение из этой жизни в загробный мир. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

С распространением христианства в Европе обычай татуировки стал повсеместно осуждаться как составная часть языческих обрядов и процедура, угрожающая спасению души. Однако, официально было разрешено клеймить татуировкой всевозможных преступников. Неудивительно, ведь это был обычай с давними традициями, уходивший своими корнями в эпоху рабства. Следствием такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирования скверной репутации татуировки среди большинства представителей общественности.

Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры в 18 веке отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Капитан Джеймс Кук (James Cook ) внёс наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово «tattow », но и «Великого Омаи» - сплошь татуированного таитянина, ставшего сенсацией - первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия привезённых с других континентов «татуированных дикарей». Постепенно мода на аборигенов начинает спадать и уже с середины XIX в., вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, покрытые узорами местных тату-мастеров.

На исходе девятнадцатого столетия татуировка становится необычайно популярной в Соединенных Штатах Америки. В 1891 г. американец ирландского происхождения Самюэль О"Рейли (Samuel O Reilly ) запатентовал первую в мире электрическую татуировочную машинку. Благодаря введению в практику электромашинки, татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая её менее кропотливой, с другой же значительно ускорял её, достигая большей производительности и, в конечном счёте, получая большие доходы. Появляются салоны художественной татуировки, что позволяет татуировке выйти из зоны, отведённой лишь для посвящённых и привелигированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма. Выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес, и в этом огромная заслуга электромашинки для татуирования!

Наступил двадцатый век. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые, в условиях мирной жизни, быть может, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это, чаще всего, не скуки ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела, которое вызовет смерть, сделает невозможным идентификацию останков, а в конечном счёте - выполнение последнего религиозного обряда.

В период между войнами появляются новые мастера и тату - салоны в столицах Германии, Англии, Франции, США. Мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить себе татуировки на тело, а снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательность для более богатых людей. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

После прихода в Германии к власти нацистов и введения законов, санкционирующих вмешательство государства во все области жизни, художественная татуировка запрещается как явление, противоречащие ценностям национал-социалистического государства. Этот период принёс общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских лагерях, где с целью идентификации татуировали узников. Здесь же сложился ужасный вид коллекционирования галантерейных изделий из татуированной человеческой кожи. Обязательной татуировке подлежали члены преступной организации «SS », у которых на коже выкалывалась группа крови. После второй мировой войны, благодаря этим татуировкам, облегчилась работа международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников, принадлежавших к этой организации. Всё это ещё более снизило художественную ценность и популярность тату.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1950-1960-х гг., основным вектором которой был протест, революция, раскрепощение и освобождение от любых норм, татуировка стала одним из важных символов этого освобождения, превратившись в неизменный атрибут субкультур. Постепенно татуировка через рок-музыкантов, фоторепортажи и фильмы про мотобанды легализовалась в медиа. Первым татуированным человеком, попавшим на обложку американского журнала («Rolling Stone», октябрь 1970 ), стал художник и основатель тату - музея Лайл Таттл (Lyle Tuttle) , к тому времени сделавший множество татуировок рок - идолам, в том числе Дженис Джоплин (Janis Joplin ). Так, с новыми реалиями времени зародилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.

Татуировка в России

Доподлинно пока не известно, как относились к изображением на теле в Киевской Руси и в более поздний период российской государственности. Во всяком случае, документами на это счёт мы не располагаем. Одно, можно утверждать совершенно точно, что воочию русские увидели татуированных людей во время первого кругосветного плавания русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803-06 гг. Среди членов команды оказалась группа «благовоспитанных людей», составляющих свиту Н. П. Резанова, назначенного послом в Японию. Одним из них был гвардейский поручик граф Фёдор Толстой. Толстой был человеком действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки у острова Нукагива, относящегося к архипелагу Маркизовых островов, «Надежду» посетил вождь местного племени Танега Кеттонове. Внимание Толстого привлекла татуировка на теле вождя, которое было буквально разрисовано замысловатыми орнаментами, экзотическими животными и птицами. Федор Толстой разыскал и привез на корабль нукагивца, художника-татуировщика, и велел «разрисовать себя с ног до головы». На руках молодого графа были вытатуированы змеи и разные узоры, на груди в кольце сидела птица. Многие члены экипажа последовали примеру Толстого. По причине чрезвычайной болезненности процедуры татуировки (кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений) экипаж был несколько дней нетрудоспособным. Крузенштерн негодовал: срывался график похода, и каждый член команды был на счету. Как сложилась далее жизнь татуированных матросов этого похода - не известно, однако, сам граф Федор Толстой впоследствии в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал, вводя в конфуз светских дам, «произведение искусства» безызвестного мастера с далекого острова Нукагива. К концу XIX века русские каторжники, высланные на Сахалин, украшали себя "сахалинскими картинками", установив тем самым традицию татуировки как искусства, связанного самым тесным образом с тюремным бытом. В Иркутской губернии подобная практика возникла в Александровском Централе, одной из центральных каторжных тюрем дореволюционной России.

Тем временем, в столице России в конце XIX - начале XX вв., татуировка становится одним из символов аристократичности: тон моде задаёт императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II, будучи ещё цесаревичем во время визита в Японию «приобрел на теле» изображение в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович, по некоторым сведениям, инкогнито он сделал себе тоже татуировку дракона. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу увлекла представителей света и богемы. Уже на рубеже 1906-07 гг. в Санкт-Петербурге в Управление Главного Врачебного Инспектора М.В.Д. рассматривается прошение «О разрешении Е.П. Вахрушеву заниматься татуированием». Был ли после этого открыт первый тату-салон до сих пор остаётся загадкой, никаких документальных подтверждений на этот счёт не обнаружено. Однако наличие этого документа подтверждает интерес и осведомлённость о татуировке среди горожан Петербурга! Но дальнейшее развитие татуировки как вида искусства прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных «пережитков царского режима».

В советский период татуировка подверглась гонению из-за сформировавшейся с конца XIX века до 30-х гг. XX века мощной асоциальной прослойки (т. н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Кроме воровского жаргона, к традиционным элементам воровской субкультуры относились татуировки, которые содержали информацию о виде криминальной профессии, судимостях и т.д. В период Великой Отечественной Войны в составе штрафных батальонов Красной Армии в боевых действиях участвовало огромное количество людей с уголовным прошлым. После Победы домой вернулось достаточное количество героев, носивших ордена и медали на гимнастёрках, под которыми скрывались татуированые тела. В связи с этим, отношение к татуировке становится более адекватным.

В послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских низов в атрибуты моды, стиля и подросткового «форса» через городской фольклор и блатные песни. Не только шпана и огольцы, но и малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе «наколки» и «портачки» (морская татуировка). Например, известный певец Иосиф Кобзон, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом, сделал на своем теле целых пять татуировок, а потом, по собственным словам, свел.

Во время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа» (1960), разлетевшийся на цитаты. В советской повседневности 1960-70- х отношение к татуировке не сильно изменилось и во времена песен Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского поэта - бузотёра Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера опознать не берусь я, по наколкам - Вера, а по шрамам - Люся». В татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и Неприличность как пуританское отражение из советского зазеркалья общеизвестной западной формулы «Sex & Drugs & Rock"n"Roll».

В СССР в 1980-х гг. происходят грандиозные сдвиги в осмыслении татуировки. Появляются первые цветные рок-наколки, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится сначала Ленинград, а чуть позже и Москва. История советской рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, имеет конечно свою специфику, потому как и развивалась с задержкой на два десятилетия. Многое пришло с Запада в готовом виде, информация просачивалась по крупицам - через иностранные журналы и кадры с видеокассет. Впрочем, понимание того, что музыкальная татуировка - протестный атрибут, который пугает и раздражает обывателя, во многих буйных головах зародилось само собой - исходя из отношения в обществе к лагерной росписи по телу и установок советской действительности.

Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо видны. Древние египтяне почитали искусство тату и, благодаря торговым связям, научили украшать собственные тела жителей Персии, Греции и Крита.

По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, служила маскировкой во время охоты, а также наделялась магической силой. Первоначально рисунок наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.

Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. У некоторых народов делали порезы на коже только людям благородного происхождения. У других богатые люди разрисовывали спину и переднюю часть тела. Татуировка использовалась даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.

Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных - хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т.д., а также сцены из легенд и мифов.

В Европе о татуировке узнали благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. В 1769 году он привез с собой из странствий полинезийца, сплошь покрытого татуировкой. По другой версии искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад. С распространением христианства отношение к татуировке стало меняться - её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию. В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека.

Однако тату применяли на протяжении многих веков, его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам - в виде рогов, осуждённым на галеры - надпись "GAL", пожизненно осужденным на исправительные работы - "TFP". В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы "КТ".

Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками. Самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей: чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, распятия, которые считались оберегом от несчастий.

В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали своё тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными. Наибольший рассвет культура тату получила в Японии. Татуировки носили самураи и гейши (им запрещалось показывать обнажённое тело, поэтому они делали татуировки, имитирующие одежду, не нанося орнамента только на лицо, ладони и ступни). Японские мастера впервые предложили трехмерные изображения. Вместо орнаментов и плоских фигур они стали изображать объемных и цветных мифических животных.

В Северную Америку искусство татуировки, скорее всего, "приплыло" через Берингов пролив вместе с чукчами. Чукчи дружили с Североамериканскими индейцами, и они передали искусство татуажа в Центральную и Южную Америку.

Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично. Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседними племенами.

Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода. Нанесение татуировки - ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в другой мир? Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился. Всё чаще стали делать декоративные наколки. С помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, выразить свое внутреннее "я".

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычной татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины, и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода...

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Татуировка у разных народов мира была символом рабства, избранности, оберегала и несла в себе зашифрованную информацию. Так, на египетских мумиях археологи нашли примеры самой древней татуировки. Они датируются приблизительно 2000 годами до нашей эры. Египтяне татуировали только своих фараонов и наиболее могущественных жрецов. Островные народы с помощью наколок приближались к своим богам. Древние народы использовали татуировку в религиозных ритуалах, в качестве амулета и как украшение. Например, греки накалывали зашифрованные татуировки своим шпионам, а римляне клеймили преступников и рабов. Причем, римскому императору Калигуле нравилось, когда состоятельным безупречным гражданам ради развлечения делали рабские татуировки.

Лицо всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Почти все племена Северной Америки пользуются татуировкой: чем сильнее зататуирован человек, тем более смелым и доблестным он считается среди своих соплеменников. Наши предки также любили разукрасить свое тело причудливыми изображениями животных, которые, по их верованиям, должны были отвести беды от рода. Древние индейцы на своем теле отмечали с помощью тату количество побежденных врагов.

В Новой Зеландии и Полинезии люди, сделавшие татуировку, почитались как святые. Невыносимая боль, которую они испытали в процессе нанесения татуировки, возводила их в ранг мучеников. Рисунок выдалбливался на лице, руках и ногах молоточками с иглами в течение нескольких часов. Тот, кто не выдерживал до конца, считался проклятым вместе со всей семьей. В Японии татуировать себя разрешалось лишь самым уважаемым и достигшим вершин мастерства учителям школ единоборств. В средневековье христианская церковь постаралась уничтожить традиции татуировки, считая ее варварским наследием. В просвещенной Европе татуировка произошла от клейма средневекового палача, метившего воров и убийц. Долгое время в советской России тату считался атрибутом тюрьмы.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - все приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки.

Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями".

В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг.) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака".

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое.

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Татуиро́вка, тату — Виды модификации кожи, вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки). Возможно сформированный в рисунок или в символ. Человеческая татуировка — декоративная модификация тела, в то время как на животных обычно используются для идентификации. Современные мастера татуировки используют профессиональное оборудование для нанесения татуировок, самой распространенной является индукционная машинка.

Татуирование - процесс нанесения на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Слово "tattoo" является производным от таитянского "tatau" и маркезанского "ta-tu", что означает "рана", "знак".
Первая татуировочная машинка была изобретена в 1891 году американцем О`Рейли. Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

История появления татуировки произрастает из глубокой древности. Родиной так называемых «вечных рисунков» историки считают Месопотамию. Уже в те времена жители тех земель наносили на свое тело изображения предметов и явлений, которые в те времена окружали местных жителей: животных, солнце, небесные объекты и прочее. Можно также достаточно достоверно описать способ нанесения татуировки на тело древних жителей нашей планеты. Сначала следовало нагреть участок кожи, на который наносилось изображение, после этого на кожу накладывали какой-либо краситель.

Затем на теле вырезали необходимый рисунок, а краска смывалась и получалась татуировка. Значение выполнения татуировки у мужчин и женщин был разным. Если первые украшали тело для того, чтобы показать свою силу, храбрость, доблесть, отвагу, мужество и прочие черты характера, необходимые для успешного существования в то время, то вторые пытались таким способом уберечься от злых духов, нечистой силы и прочих неприятностей, связанных с потусторонним миром. Весомую роль в становлении и распространении тату сыграл ислам. Приверженцы этой религии предпочитали иметь на своём теле татуировки с текстами из Корана. Хотя, как и сейчас, на свое тело люди наносили всевозможные татуировки, отображающие все грани социальной жизни индивидуума. Но татуировки делали только мужчинам, представительницы женского пола вынуждены были довольствоваться услугами дкак, которые имели право наносить рисунки только женщинам.

Интересно и то, что дкаки занимаются своим ремеслом и по сей день. Как правило, татуировки имеют свой смысл, хотя не все сосредотачивают на нем внимание. До сих пор в Ираке принято наносить младенцам знаки, которые символизируют принадлежность новорожденного к своему семейному роду. Как видно из истории, наши предки руководствовались объективными причинами при нанесении татуировок, сейчас же на первый план вышла имиджевая составляющая тату. Также очевидно, что татуировки попали к нам из Азии, и лишь в последствии мода на татуировки была перенята европейцами.

О татуировке узнали в Европе благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. Другие источники, утверждают, что искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад.

Советские археологи, исследовавшие захоронения древних скифов близ Алтая в 1947 году, натолкнулись на прекрасно сохранившегося мумифицированного скифского воина, покрытого татуировками с изображениями мифологических зверей (скифы - племена кочевников, пришедшие с востока, являются наиболее вероятными прародителями нынешних славян). По всей вероятности, именно завораживающая особенность культуры татуировки, в одинаковой степени привлекать к себе, интриговать и отпугивать, сохранила и пронесла ее сквозь тысячи лет, при этом татуировка присутствовала, практически, на всех континентах, во многих культурах и религиях.
Телесная география

У индейцев лицо имело приоритетное положение для нанесения татуировки. Жители Полинезии превращали свое лицо в страшную маску, вызывающую у врагов панический ужас. Маскообразные тату - Моко носили племена Майори из Новой Зеландии. Если ты воин, и желаешь быть похороненным с почестями, да еще чтобы твою голову хранили, как реликвию, то сделай тату Моко, укрась себя хитрыми и сплетенными узорами, иначе твое тело после гибели войдет в непрерывный процесс смерть-жизнь и послужит пищей для животных.

Также тату Моко служила идентификационным целям - вместо сегодняшней подписи или печати, Майори изображали точную копию своей маски, а лиц с «особыми» приметами легче найти в стоге сена нашей цивилизации. Женщины аборигенов Айну, вы, конечно, знаете, что это японское племя, сигнализировали о наличии мужа, количестве детей узорами на веках, щеках и губах. В наше время, не совсем понятно по макияжу женщины - с кем она и плодовита ли.
Инициация

Нанесение татуировки - ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в мир иной? Нет? Пока не знаете, а вот племена Дмак, с так хорошо нам знакомого острова Борнео, верили, что в их раю Апо-Кезио, все оборачивается противоположностью: Черное становится белым, сладкое - горьким, поэтому они татуировались в темные цвета. А уж после смерти, это темное, становилось светлым и освещало путь через пропасть между землей и Апо-Кезио. Надо заметить, что, наверное, и ели они горькое при жизни.
Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: детей, рожденных на атолле Нукуро нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — "Апо-Кезио" — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т.д. Поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в темные цвета. Они верили, что, видоизменившись после смерти, их татуировки станут светлыми и сияющими, и этого света хватит, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и "Апо-Кезио".
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.
Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на спине огромное распятие, в надежде, что он оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

В приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ- "собака". В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей. Испанские конкистадоры позднее продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь татуированного полинезийца, ставшего сенсацией- первой живой тату — галереей . И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия... Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и т.д., использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям.
Во время Первой мировой войны в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, во время Второй мировой в Германии выбивали номера жертвам концлагерей. Всё это снизило художественную ценность и популярность тату.
Скудное воображение и сомнительный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам. Всю первую половину XX века Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.
И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, создавая новые стили,направления и школы.
Так начался новый, современный этап тысячелетнего искусства тату.




nnm.ru