Проект (подготовительная группа) на тему: Проект "неделя масленицы в подготовительной группе". Педагогический проект "широкая масленица"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Журавушка»»

Асбестовского городского округа

Краткосрочный проект

"Широкая масленица"

(группа 5 до 6 лет)

25.01.2016 - 29.01.2016

исполнитель: воспитатель Бочкарева В.В

Проект «Широкая масленица»

в старшей группе №10 «Ягодка»

для детей от 5 до 6 лет

Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, кратковременный.

Актуальность : Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи проекта : Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Оборудование, материалы: . «Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги. Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.

«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи.

Видео-фильм «Смешарики – Масленица».

Электронная презентация «Широкая Масленица».

Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта : 1 неделя.

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цель

Форма реализации

Период

Примечание

Организационный

сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Формулирование проблемы;

Выбор способа решения.

Интернет,

Методическая литература,

Планирование деятельности

реализация проекта.

Провести мероприятия согласно плану

НОД. Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями.

Заключительный

Подведение итогов.

Оценить результативность проделанной работы.

Развлечение с родителями

Этапы проекта:

Этапы

Деятельность

дети

родители

педагоги

Организационный

Беседы с детьми о празднике

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Широкая масленица».

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения, загадки о Масленице)

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Подготовить презентацию «Широкая масленица»

создание развивающей среды по проекту

Планирование деятельности

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный

Презентация «Широкая масленица».

Творческая работа с детьми

Выставка работ в группе.

Развлечение с родителями

План реализации проекта

Сроки/дата

Совместная деятельность

Самостоятельна/ Свободная творческая деятельность

Совместная работа родителей с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно – образовательная деятельность

«Встреча»(понедельник)

Рассматривание альбома «Масленица»

Заучивание стихотворения «Масленица»

Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;

Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

Загадки о весне, о масленице

Статьи в родительский уголок «Масленица идет»

«Заигрыш»(вторник)

Беседа «Как отмечать Масленицу»

Русские народные игры «Горелки», «Почта»;

Рисование на тему

"Масленица

Рисование

Совместно с родителями наити частушки о масленице

«Лакомка»(среда)
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

Изготовить атрибутику для игры "Сбей колпак снежинками"

«Разгуляй» (четверг)
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»

Аппликация коллективная

Конкурс частушек «Как на масляной неделе»

Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами

Составление детских рассказов "О широкой масленицы"

Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси»;

Пение русских народных песен.

Итоги проекта: Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

ПРОЕКТ

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Тип проекта: творческий

Возрастная группа: подготовительная группа

Длительность: недельный

Вид: итоговый

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА».

На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.

МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Цель проекта:

Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».

Задачи:

  • Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
  • Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
  • Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Знакомить родителей с традициями празднования «Масленицы» на Руси

Этапы проекта:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1.1. Разработка проекта:

  • Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.
  • Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».
  • Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

2.1. Разработка праздника:

Планирование проведения праздника;

  • Обсуждение оформления группы.
  • Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
  • Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.

  1. Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.
  2. Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков.
  3. Разучивание хороводных и подвижных игр.
  4. Рисование по теме: «Масленица пришла»
  5. Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»
  6. Ручной труд: Изготовление масленичек.

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:

1. Проведение масленичной недели.

2. Праздник для детей, проведение хороводных и подвижных игр,

3. Чаепитие на день «Лакомки»,

4. Блины на протяжении всего праздника.

Приложение №1

Весёлые посиделки в группе «Здравствуй масленица». Показ презентации «Здравствуй масленица»

Ход мероприятия:

Заклички:

  1. Внимание! Внимание!
    Велено до вас
    Довести в сейчас указ,
    Продиктованный самой
    Нашей матушкой Зимой:


Быть на проводах зимы!»)

2. «Каждый год числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село,
Выходи на праздник

(вместе: Непременно все должны
Быть на проводах зимы!»)

Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины .

Древние считали блин символом солнца , поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Масленица зиму прощает, Холодную жизнь кончает!

Масленица тепло да солнышко приводит, а вьюги да морозы уходят до следующего года.

Только ведь Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощеньями вкусными заманивали.

Дети читают и зазывают масленицу

Прощайся, народ, с тоскою! Душа ль ты моя, Масленица!

Праздник общий, мирской! Приезжай к нам в гости
Ведется порядком строгим давно: В блинах поваляться,
Людьми умными заведено! Сердцем потешиться!

Дорогая гостья Масленица Мы соломы с крыш надергаем,
По тебе мы так соскучились! Смастерим мы куклу Масленицу,
Знаем: коль приходишь ты – С ней пойдем просить с поклонами –
Зиме конец. Приезжай к нам в гости погостить!


Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных!

Приложение №2

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с народным праздником «Масленица»

(совместная деятельность взрослого и детей)

16.02.15

Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Чтение стихотворения «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

16.02 .15.

Воспитатель:

Масленицу начинаем отмечать с понедельника.

Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.

Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Как делали чучело масленицы?

Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

Мажьте масленее

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Поговорки про масленицу:

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Заклички про Весну:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

***

Весна-красна!

Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке.

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

***

Едет Весна едет

На золотом коне,

В зеленом саяне,

На борони сидючи,

Сыру землю аруючи,

Злато жито сеючи.

Лепка «Масленица – блиноедка»

17.02.15.

Воспитатель: Вторник - "Заигрыш".

Сдобный и румяный масленичный блин.

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Разучивается игра "Золотые ворота".

Стоящие произносят:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Знакомство с народной игрой.

Игра "блины".

Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Рассматривание рисунков детей нарисованных дома по теме «Масленица пришла».

18.02.15. Воспитатель:

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Игра «Галя по садочку ходила».

Правила игры:

Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Воспитатель:

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

Посмотрите, это картина художника В.И.Сурикова « Взятие снежного городка». Давайте вместе рассмотрим её.

(рассматривание картины вместе с детьми)

Давайте поиграем.

Игра «Карусели»

19.02.15 Рассказ воспитателя:

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.

Рассказ воспитателя:

Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".

Суббота - "Посиделки".

В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):

Рассказ воспитателя:

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Как у наших у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети собираются на праздник.

Приложении №3 Работа с родителями.

Масленица – любимый народный праздник. Каждый год он бывает в разные дни. Приходятся они со второй половины февраля до первых дней марта. Это потому, что начало масленицы, зависит от Пасхи. А время Пасхи тоже меняется из года в год.

Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому, что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины.

Здравствуй, масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных;

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие.

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Масленицу называли «широкой», ««веселой» и длилась она целую неделю.

Каждый день масленицы имел свое

название и свои забавы.

Понедельник – встреча.

Встречу масленицы устраивали ребятишки.

Забирались на снежную гору и звали масленицу:

Душа ли ты, моя масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Приехала масленица! Приехала масленица!

Любили дети масленицу. Утром делали они соломенную куклу Масленицу. Наряжали ее в сарафан или кафтан, ноги обували в лапти, сажали на салазки, ввозили на гору и скороговоркой причитывали:

Звал-зазывал честной Семик

Широкую Масленицу

К себе в гости на двор.

Вторник – заигрыши.

В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины: « Подайте широкой масленице!» Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Тетушка, не скупись,

На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах. Здесь можно было невесту, найти на суженного украдкой взглянуть. Но главное-как можно дальше прокатиться с горы. Потому что катанье на Масленицу не простое, а волшебное. Чем дальше прокатишься, там длиннее вырастит лен в предстоящее лето.

Среда – лакомка .

Тещи приглашали своих зятьев на блины.

Теща ухаживала за зятем,

Готовила лучшие блюда,

Молодоженов сажали за стол

На почетное место.

Где не было своих молодых,

приглашали родных или соседских – лишь бы счастье

в дом принесли.

С этого дня по деревне катались на

тройках с бубенцами.

Четверг – разгуляй, широкий-четверг.

В этот день было больше всего развлечений. Начинался масленичный разгул. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Съезжали с гор на санях, лыжах. Катались на конях по деревне. Обычно кататься начинали в своей деревне, потом ехали в другие. Каждую повозку встречали веселыми кликами, возгласами одобрения, всякий старался украсить ее как можно лучше.

В яркий солнечный день улица

Становилась широкой, пестрой рекой.

Ребятишки с торбой бегали по

избам и поздравляли с

Масленицей. Хозяйки на блюде выносили блины и

Деньги. А если кто пожадничает, тому ребята грозили:

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Не дашь пирога –корову со двора.

Пятница - тещины вечерки .

На вечерках уже зятья

Угощали блинам своих тещ. С вечера, в четверг,зять

лично приглашалматушку молодой жены к себе в гости.

А утром приглашали «зватых» обычно это были дружка

или сват. Они еще недавно помогали играть свадьбу. А

молодежь всю ночь веселилась: пели, плясали.

Суббота – золовкины посиделки.

В субботу молодая невестка приглашала к себе золовок-

сестер мужа. Сколько было новостей! Обо всем надо

было успеть переговорить, наряды новые рассмотреть

Да подарками похвастаться. Воскресенье – проводы

Масленицы, прощеный день. В последний раз

Проезжала Сударня-Барыня подеревне. Встречали ее смехом, шутками, песнями.

Воскресенье – проводы Масленицы,

прощеный день.

Кукла – Масленица в последний раз проезжала по деревне. За ней шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Потом девушки и юноши прыгали через костер. Считалось, что так они очистились от зимнего мрака. Вечером встречались родные и близкие. Просили прощения за умышленные и случайные обиды в текущем году. Целовали друг друга и низко кланялись. И не были унизительны эти поклоны и мольбы. Важно было получить прощение, установить или восстановить близкие и сердечные отношения. Ведь дружба и любовь на свете – выше всего!

Переломная пора.

Масленица – переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым. И радостное ожидание нового. В жизни природы и в жизни людей. Для этот важно всем быть вместе. Поэтому так почитают на Масленице стариков. И так радостно чувствуют в каждом доме молодоженов. Весеннее поминание родичей есть у всех народов. Вот и суббота перед масленицей – родительская. А уж потом – широкая радость всему миру:

Солнцу горячему – костры да горящие колеса на высоких столбах. Гори, свети, грей жарче!

Хозяйкам – удачи в стряпне. Чтобы блины плясали в горшке с опарою, просились на сковороды, а там - и в рот!

Детям, девушкам и молодушкам – долгое катание с высоких гор. И долгие песни. На долгие льны, на шелковые.

Мальчикам, юношам, мужчинам – молодецкие забавы.

Старикам – пряники с узорами и низкоечелобитьице.

Однако ж и Маслена не навек достается. Но когда молодым веселье, а старикам – почтенье, тогда и в мире – порядок.

Приложение № 4 Рецепты блинов.

Блины картофельные

Нам понадобится:

Картофель - 4 шт.;

Соль;

2 яйца;

1 луковица;

Мука;

Сыр.

Как готовить:

1. Картофель натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.

2. Посолите получившуюся массу.

3. Разрежьте луковицу на 2 половинки, измельчите одну из них.

4. В картофельную смесь добавьте 2 яйца и мелко нарезанный лук.

5. Добавьте такое количество муки, чтобы тесто стало не гуще сметаны.

6. Прокалите сковороду, добавьте растительного масла и начинайте выпекать блины.

7. Когда блины уже готовы, мелко нарежьте вторую половину луковицы и обжарьте до золотистого цвета.

8. Натрите сыр на мелкой терке или измельчите в блендере.

9. Смешайте натертый сыр с поджаренным луком.

10. Получившуюся смесь намажьте тонким слоем на блины, а затем подайте на стол.

Блины рисовые

Нам понадобится:

1 стакан риса;

2,5 стакана молока;

1 стакан муки;

25 г дрожжей;

50 г сливочного масла;

2 яйца;

Соль.

Как готовить

1. Сварите рис в 2 стаканах молока, протрите его через сито.

2. В протертый рис добавьте 1 стакан муки.

З.В полученную смесь добавьте 0,5 стакана молока и 25 г дрожжей.

4. Поставьте тесто в теплое место.

5. Возьмите 50 г сливочного масла и разотрите его с 2 желтками.

6. Взбейте 2 белка, чтобы получилась пена.

7. В поднявшееся тесто положите белки и желтки с маслом, немного посолите и оставьте подниматься дальше.

8. Когда тесто поднимется снова, начинайте выпекать.

Морковно-яблочные оладьи

Нам понадобится:

200 г моркови;

1 яблоко;

1,5 столовой ложки кефира;

1 столовая ложка манной крупы;

2 чайные ложки сахара;

1 яйцо;

50 г чернослива;

Сода;

Уксус;

Соль.

Как готовить

1. Морковь натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.

2. Взбейте яйца.

3. В измельченную морковь добавьте манную крупу, яйца, кефир.

4. Полученную смесь посолите, добавьте соду, гашеную в уксусе, перемешайте.

5. Оставьте смесь на полчаса.

6. Чернослив мелко нарежьте, яблоко натрите на крупной терке.

7. Добавьте чернослив и яблоки в тесто, тесто еще раз перемешайте.

8. Раскалите сковороду, налейте подсолнечное масло и начинайте выпекать оладьи.

К блинам можно подавать самые разнообразные начинки!

Приложение №5

Веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием

«Прощание с масленицей»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,

Она гостинка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комоньях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Про Масленицу говорили:

Душа ты наша Масленица!

Сахарны твои уста,

Сладка твоя речь!

Приезжай к нам в блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек. На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной.

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка". (ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли дрова - Осиновы дрова,

Березовы дрова!Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка

Нас кормила хорошенько

В масле мы каталися,

Блинами объедалися.

Под конец нас провела.

В закоулок завела

В закоулке Редькин хвост.

Впереди - Великий пост.

Масленица, прощай!

Быть назад не обещай!

Ляжет скатертью дорога

Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки.

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ «МЕЧТАТЕЛИ» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

Февраль 2015г.

Намеченные мероприятия

Совместная деятельность с детьми

Связь со специалистами

16. 02. Знакомство детей с народным праздником масленица

Беседа «Что за праздник Масленица?

Чтение стихотворения «Масленица»

Рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.

воспитатели

16.02 Первый день Масленицы

«ВСТРЕЧА»

Рассказ о праздновании первого дня

Знакомство с поговорками про масленицу.

Заучивание стихотворения «Масленица»;

Знакомство с народным фольклором закличка;

Продуктивна деятельность:

Изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.

Лепка «Масленица – блиноедка»

воспитатели

Музыкально – художественная деятельность:

Веселые поседелки в группе «Здравствуй масленица».

Знакомство с народными играми «Лошадки»(эстафета), «Силачи»(перетягивание каната), «Ловкачи» (бег в мешках).

Музыкальный руководитель

Воспитатель

17.02 Второй день Масленицы

«ЗАИГРЫШ»

Рассказ о праздновании второго дня;

воспитатели

Подвижные народные игры на улице

«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»

Инструктор по физкультуре

Художественно – творческая деятельность:

Рисование на снегу.

ИЗО

Рисование «Масленица пришла»

(домашнее задание)

родители

Слушание русских наигрышей и песен «Блины»

воспитатель

18.02 Третий день масленицы

«ЛАКОМКА»

Рассказ о праздновании дня «Лакомка»,

Информация о праздновании дня «Разгуляй»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова

«Взятие снежного городка»;

Разучивание и проведение хороводных игр.

«Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».

Воспитатели

Чаепитие в группе

Родители, мл.воспитатель

20. 02 Пятый день

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

Рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. (вечерний отрезок времени)

Игра в «Снежки»

воспитатели

музыкально-художественная деятельность:

Веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и ИЗО.


Участники проекта:
Музыкальный руководитель;
Воспитатели средней и старшей группы;
Родители;
Дети подготовительной группы.
Актуальность.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы», можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Более полное и обширное представление о нем дает детям возможность понять всю глубину, широту и смысл этого веселого и немножко грустного народного праздника. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа
(Праздник Масленица);
воспитание любви к своей Родине.
Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Тип проекта
По числу детей – групповой.
По доминирующему методу - игровой, творческий.
По предметным областям - чтение литературы, музыка, познание, физическая культура, художественное творчество, коммуникация.
Сроки реализации проекта - краткосрочный (две недели)
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование: «Масленица»- наряженная кукла, костюмы для взрослых: костюм скомороха, костюм Бабы- Яги, мешок, костюмы детские: платочки, казачьи юбки, фуражки.
Музыкальные инструменты: шумелки, бубен, трищетки, баян.
Спортивные оборудования: кегли, мячи, 2карзины, шары разных цветов, обручи.
Работа с родителями: Домашнее задание:
- Заучивание с детьми частушек,
- Выпекание блинов совместно с детьми.
Планирование работы над проектом:
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Материал к проекту.
План проведения проекта: «Широкая – Масленица 2014».

  1. Беседа «Широкая Масленица» (приложение №1).
  2. «Ой, ты, Масленица» - рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание народной песни: «Как вставала я ранешенько…».
  3. Игровая деятельность

Народные подвижные игры: «Гори, гори ясно»! (приложение№2)
«Заря»! (приложение№3)
«Масленица»! (приложение№4)
- Хороводная игра: «Ровным кругом» (приложение№5)
4. Заучивание закличек на Масленицу (приложение№6).
5. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка».
6. Заучивание масленичных частушек (приложение№7).
7. Конкурс рисунков «Зимний разгуляй».
8. Театрализованное представление «Широкая Масленица - 2014» детьми подготовительной группы в Доме культуры и перед сотрудниками и жителями социально реабилитационного центра ст.Николаевской.
Итоговое мероприятие: Праздник «Широкая - Масленица2014» в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная мной подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложение №1.
«ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ» .
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками

Приложение №2

Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

Приложение №3.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Приложение №4

Игра «Масленица»
Слова к игре: А я - масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?

Приложение №5.
Хороводная игра: «Ровным кругом».
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.

Приложение №6.
Заклички.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить.

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №7.
«Частушки» .
1. Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

3 . Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

4 .Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

5 .Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Раздел программы/область: социально-личностное развитие;

Название проекта: «МАСЛЕНИЦА»;

Тип проекта: краткосрочный (сроки реализации проекта с 24 февраля по 2 марта), информационно-творческий

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Наличие межпредметных связей : познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация

Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа;

Задачи:

Знакомить детей с русскими народными традициями;

Расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;

Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

Актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

Формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Мотивация деятельности по реализации проекта

В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название - Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат.

Расширение представлений детей о русских народных традициях;

Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Форма презентации

Досуг «Широкая Масленица» с участием детей, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта «Масленица»

Подготовительный (организационный) этап : разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.

Основной (деятельный) этап:

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)

Познание: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов), рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.

Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Социализация: дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Художественное творчество: аппликация с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа); декоративное рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; лепка «Ой блины, блиночки», оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.

Труд: Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка».

Безопасность: беседы - «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка»,»Ручеек«, «Матрёшки»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами.

Музыка : слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.

Формы взаимодействия с родителями

Устный журнал «Здравствуй, Масленица»

Информационный стенд «Широкая масленица»

Памятка «Масленичная неделя»

Папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»

Участие в подборе материалов для организации мини-выставки «Бабушкин платок»

Конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки

Мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов

Участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Масленичные посиделки».

Заключительный этап:

Проведение детско-родительского вечера досуга «Масленичные посиделки»;

Оформление книги рецептов блинов;

Создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА »

РЕЗУЛЬТАТ:

Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги : подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Бабушкин платок»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в народном гулянии оставляет более полное и глубокое представления о нем. Участие дает детям возможность понять широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья Масленица силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемый результат:

1. Приобщение детей к традиции проведения Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.

2. Радость и хорошее настроение от приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Объект проекта – русская народная культура.

Предмет проекта – русский народный календарный праздник Масленица.

Цели проекта:

1. Расширить знания детей о традициях русского народа.

2. Сформировать у детей чувство патриотизма.

3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.

4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.

Задачи проекта:

1. Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации : одна неделя.

Разработка проекта:

Составление совместного плана работы над проектом;

Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме;

Изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;

Проведение различных работ с детьми и родителями;

Организация места проведения праздника;

Проведение инструктажа по технике безопасности;

Подведение итогов, оформление проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

Познакомить с русским народным праздником Масленица, его историей и обычаями;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа;

Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда;

Дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину;

Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

Стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;

Познакомить с правилами русских народных игр и научить в них играть;

Формировать представление о здоровом образе жизни у дошкольников;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

Воспитывать любовь к народным праздникам через произведения художественной литературы;

Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

Поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;

Использовать праздник для общения детей, родителей и педагогов;

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников;

Развивать эмоциональную отзывчивость на классические произведения;

Стимулировать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности – пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения;

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

Обучать обыгрыванию воображаемых образов и предметов;

Развивать мелкую моторику и творческие способности.

Выполнение проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательная, социально-коммуникативная

Познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная

Электронная презентация «О праздниках и традициях русского народа». Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».

Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол-скруток, солнышка из шерстяных ниток, лоскутного коврика.

Физическая культура

Двигательная, игровая

Народные подвижные игры: «Карусель», «Утка – гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица».

Игры-аттракционы: «Петушиный бой», катание на санках с ледяных горок, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метлах.

Речевая

Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-игровая

Чтение русского фольклора, стихотворений о Масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице и блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.

Художественно-эстетическая

Познавательная, продуктивная

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на Масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Прослушивание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек «Весна – красна девица», «А мы Масленицу дожидались» и других. Разучивание русских народных песен «К нам гости пришли», «Блины». Разучивание «масленичных» частушек, русских народных заигрышей «Масленица-кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».

Разучивание русских народных игр «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен».

Работа с родителями

Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со словами Масленица и блин, участие в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным тематическим материалом.