Проблемы воспитания и развития детей дошкольного возраста. Детские проблемы. Проблемы воспитания и развития детей. Жизненные интересы дошкольника

Комарова Т.С.

Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. Шолохова Заслуженный деятель наук РФ Академик международной академии наук педагогического образования Москва, Россия

Проблемы воспитания и развития детей от рождения до школы на

современном этапе.

Сегодня всем известно, что дошкольное детство - важнейший период в жизни каждого человека. Именно в этот период формируются основные психические процессы, свойства и качества личности, черты характера. Становление и развитие личности в системе общественного дошкольного воспитания и образования во многом определяется педагогом. Это положение высказывали и развивали многие отечественные педагоги и психологи.(Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Караковский В.А., Рубинштейн М.М. и др.).

М.М. Рубинштейн подчеркивал, что ни одно государство, если оно жизнеспособно, не может отказаться от своих претензий определять образование и воспитание своих детей. Государство и общество не могут рассматривать детей как частное дело семьи и родителей. И именно такое отношение мы видим сегодня со стороны руководителей нашего государства и широкой общественности к вопросам обеспечения дошкольными учреждениями детей младшего возраста, поиску путей расширения сети детских садов и организации их работы. Отрадно, что и у правительства, и у общественности вызывает беспокойство и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Остановимся на наиболее важных проблемах, решение которых очень важно и для страны в целом, и для родителей и специалистов-ученых и практиков воспитания детей младшего возраста. Назовем эти проблемы.

1. Решая острую проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях не следует избирать путь ухудшения условий пребывания детей в группах за счет увеличения детей(особенно малышей). Трудности и риск здесь очевидны:

недостаток мебели, площади для игр самостоятельной деятельности детей; невозможность качественного проветривания, лишение детей чистого воздуха, недостаточность кислорода; быстрое распространение инфекций; нервные перегрузки и у детей, и у педагогов, повышается раздражительность; педагог не может в полной мере «дойти» до каждого ребенка, отчего дети чувствуют себя незащищенными, ненужными, возникают капризы, агрессивность, в то время как для детей необходимо жизнерадостное состояние, о чем писали и пишут известные педагоги и психологи и отечественные и зарубежные.

К сожалению, у нас нет исследований, которые могли бы дать ответ: каково оптимальное число детей в группе (в соответствии с возрастом ребятишек).

Какова мера и цена этого явления увеличения детей в группах? Мы не можем предсказать это с достоверностью. Ведь у нас не проводилось исследований, либо они неизвестны учёным и практикам: какое оптимальное число детей могут одновременно в течение нескольких часов находиться вместе. Какое количество ребятишек может охватить своим вниманием педагог?

Как это может сказаться на выполнении воспитателем основных функций: взаимодействия с детьми, охраны их жизни и здоровья и материнской функции (особенно это важно в группах малышей). Ведь если воспитатель за свою смену не поговорит с ребенком, не поможет ему, не скажет ему доброе слово, малыш, да и более старший ребенок, чувствует себя отверженным, не нужным, у него формируется низкая самооценка, а это уже серьезная проблема, в этом случае нельзя сформировать чувство собственного достоинства. А у педагога формируется профессиональная деформация. Как отмечает Прокопцева Н.В., исследовавшая эту проблему, у педагогов наступает усталость, нарушается самочувствие, появляется раздражительность, конфликтность. А это, как известно, отрицательно сказывается на повышении педагогического мастерства, проявлений доброты и внимания к детям.

2. Одна из главных проблем, как отмечается во Всемирном докладе по Мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», Париж 2007 год.) -подготовка педагогов для дошкольных учреждений и повышение их квалификации. Однако и здесь есть трудности: учителя повышают квалификацию с отрывом от

работы, а воспитатели, как правило, без отрыва (на усмотрение муниципальных органов), а это «усложнение» не всегда отвечает интересам педагогов дошкольных учреждений.

Особого внимания требует подготовка педагога в колледжах и вузах. Известно: чем младше ребенок, тем более образованным должен быть педагог. Вместе с тем профессиональное сообщество беспокоит тот факт, что учебные планы, по которым готовятся педагоги дошкольных учреждений, даже по основным курсам постоянно сокращаются Минобразования и науки: уменьшается количество часов на лекции, семинарско-практические занятия, практика в дошкольных учреждениях. Зато увеличивается самостоятельная работа, на руководство которой часы не выделяются. Это не может не привести к снижению уровня подготовки.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что педагог для ребёнка всё, и писал: "Как общество относится к учителю, так он относится к ученику".

Жизнерадостное состояние очень важно для детей. Е.И. Тихеева писала: "Радость - это та атмосфера, в которой пышно расцветают физические и нравственные силы ребенка; это тот рычаг, который удесятеряет энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает любовь и благорасположение". (с. 32) (Морозова М. Я., Тихеева Е. И. "Современный детский сад. Его значение и оборудование". СПб. 1914. - 110 с.)

Р. Штайнер подчеркивал, что радость и удовольствие - силы, способные формировать личность ребенка и черпаются из окружающего.

В.А. Сухомлинский - "Эмоциональная насыщенность процесса обучения" -"Сердце отдаю детям", 205, с 34, Киев, 1973.

Мы считаем необходимым формировать у детей жизнерадостность, положительное эмоциональное настроение. И при этом формировать у детей такие качества личности, которые необходимы для жизни: приобретение необходимых знаний о мире, об окружающих их предметах и объектах, овладение разнообразными видами деятельности, творчеством.

3. Третья проблема воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ), по мнению наших и зарубежных учёных подготовка детей к школе. Как показывает практика сегодняшнего дня, понимается этот вопрос по-разному, двумя

преемственными системами непрерывного образования. По мнению экспертов ЮНЕСКО (см. Всемирный доклад по мониторингу Программы ЮНЕСКО "Образование для всех", Париж 2007 г.), школа должна адаптироваться к ребенку, учитель должен адаптироваться к ребенку. Невзирая на существующие исследования психологов и педагогов, показавшие, что прежде всего, необходима психологическая, личностная подготовка детей дошкольного возраста к школе, включающая мотивационную подготовку, интеллектуальную, коммуникационную и др. Известный в нашей стране и за рубежом учёный - детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что основу подготовленности детей дошкольного возраста к школе составляет их всестороннее воспитание и развитие.

А школа выдвигает свои требования к детям, поступающим в начальную школу: уметь читать, писать, знать арифметику, более широко, чем это требуется по программе детского сада. Эти требования неправомерны, так как воспитатели дошкольного учреждения не подготовлены к обучению детей чтению и письму. Это не их функционал. Это не входит в программу колледжей и вузов, готовящих педагогов для дошкольных учреждений.

В дошкольном детстве у детей необходимо формировать умение учиться, и у старших дошкольников формировать предпосылки учебной деятельности - (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Исследования, проведенные психологами в начале 90-х годов под руководством В.И. Слободчикова, показали, что большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют образные представления, которые складываются в процессе занятий изобразительной деятельностью и конструированием. Именно в процессе этих занятий, если они проводятся в соответствии со спецификой детской деятельности, у детей формируется умение учиться.

Мы можем говорить об интеллектуально-эстетической подготовке детей к школе, включающей детскую художественную литературу, музыку, художественно-творческую изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, проектную деятельность, игру-драматизацию (по мотивам произведений художественной литературы, народных сказок). Эти виды детской деятельности

способствуют интеллектуально-эстетическому развитию детей, включающему образное восприятие, образные представления и воображение.

И в этой связи большое значение имеет формирование именно в раннем детстве и на протяжении всего дошкольного периода, разнообразных способностей и интеллектуальных и художественных и одаренности детей. А для этого необходимо обучение самых маленьких. В этот период дети начинают овладевать орудийными действиями (учатся есть ложкой, правильно держать карандаш), удерживать в руках предметы разной формы.

4. Важнейшей проблемой на современном этапе следует назвать просвещение родителей. В Советское время была разработана система просвещения родителей. Использовались различные формы как в образовательных учреждениях так и обществах знаний, создавались серии книг для родителей. Сегодня эта система разрушена, и взамен ничего не предложено. А родители нуждаются в квалифицированной помощи, информации. Большую работу по обсуждению актуальных вопросов воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста: от рождения до школы, приглашая специалистов: педагогов, психологов, родителей. Понимая большую потребность родителей в знаниях и умениях по воспитанию и развитию детей, Общественная палата Российской Федерации в 20112012 гг. совместно с Московским государственным гуманитарным университетом имени А.М. Шолохова организовала куры "Просвещённые родители" на 144 часа. Осуществляется эта работа по линии НОЦ (Научно-образовательный центр), созданного при кафедре эстетического воспитания педагогического факультета.

Многие родители стараются заниматься с детьми, записывают их в разные студии, кружки, секции, посещают вместе с детьми выставки театры и др. Однако это касается далеко не всех родителей; в этой работе нет системы. Детей в одних семьях перегружают, в других - не имеют возможности воспользоваться учреждениями дошкольного образования и заниматься с ними, даже читать книги многие родители не могут. Естественно, дети из этих семей пойдут в школу недостаточно, а то и вовсе неподготовленными.

В последние годы внимание ученых, педагогов и особенно психологов приковано к диагностике уровня развития детей дошкольного возраста. Конечно,

очень важно определить уровень развития детей по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, эта работа нуждается в упорядочении со стороны Министерства образования и науки с переадресовкой региональным руководителям.

Ведь сегодня чуть ли не каждый психолог в дошкольном учреждении и в школе разрабатывает (а иногда берет из старых, разработанных другими авторами, например, Керна-Ирасека или «придумывают» свои тесты, вопросы).

В результате, мы имеем огромное количество диагностических методик, которые далеко не всегда соответствуют своему назначению, а значит, не дают истинных знаний об уровне развития детей. А выводы позиционируют с указаниями на обучение, противоречащие основным, наиболее популярным программам «Воспитание и обучение в детском саду», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и другие.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Около года назад на одной из встреч с педагогами дошкольных учреждений на курсах, воспитатели задали мне вопрос о методике рисования человека. Я решила уточнить, что их интересует: система занятия или какая-то отдельная тема. Слушатели мне ответили: «Рисование руки человека». Нас упрекают, что мы не учим детей рисовать руку человека. И заставляют учить детей рисовать руку с пятью пальцами. Я пошутила: «А вас не заставляют учить детей рисовать обнаженную натуру». Ведь все эти задачи подготовки художников в художественных училищах и ВУЗах. Поняв шутку, педагоги засмеялись. Я объяснила, что дети дошкольного возраста могут рисовать так, как умеют, и как получается, а обучение точной передаче кисти руки не наша задача. Потом стала думать, откуда этот тест. Видимо, из старых диагностических методик, по которым определялся уровень умственного развития детей по тому, сколько пальцев в кисти руки нарисованного человека передал ребенок.

Все это наводит на грустные размышления. Методики эти сейчас уже не применятся (по оценке одного из ведущих психологов), а психологи школ, да и детских садов, видимо, сделали для себя «открытие» и переадресовывали методику для руководства к действию в управляющие органы муниципалитета, которые тут

же скомандовали: «Учить детей рисовать кисть руки с пятью пальцами». Невзирая на то, что специалисты не считают это необходимым.

Работая над пособиями к программе «От рождения до школы», наш авторский коллектив пришел к выводу, что необходимо создать педагогическую диагностику, не обремененную большим количеством методик, требующих больших временных затрат на проведение и обработку результатов. К тому же для подобных тестов (их разработки и проведения) нужны квалифицированные психологи.

Кроме того, важную информацию о развитии детей педагоги получают ежедневно в процессе наблюдения за детьми. Эти наблюдения могут быть целенаправленными, спланированными и спонтанными. Такие наблюдения осуществляются в естественной для детей привычной обстановке, поэтому воспитатели получают возможность при необходимости корректировать реакции и поступки, поведение того или иного ребенка.

В дополнение к педагогической диагностике могут быть использованы так называемые контрольные занятия. Для детей это выглядит как обычная дидактическая игра, игра-драматизация, декоративное или сюжетное рисование и т.п. В этом случае дети чувствуют себя свободно, их не сковывает искусственность обстановки, неизбежно возникающая часто при проведении психологической диагностики.

В 1989 году была подписана практически всеми государствами мира Международная конвенция о правах ребенка. В 2009 году мир отмечал 20-летие Конвенции о правах ребёнка. В специальном выпуске, посвящённом этому событию "Положение детей в мире" (UNICEF) в разделе "Программа действий" (С. 6-7) подчеркивается: "Сделать наилучшее обеспечение интересов ребёнка основным критерием проверки эффектинвости управления. Каждый аспект управления, затрагивает права ребёнка. Касаются ли принятые решения налогообложения или торговли, дипломатии или задолженности - никакая тематика или программа, никакой закон, бюджет или план не могут быть нейтральными по отношению к ребёнку".

В связи с этим первостепенной задачей для государств участников является оценка широкого ряда законодательных или административных мер с точки зрения их последствий для детей.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 27 усл.печ.л.

2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / под науч.ред. д.пед.н. Комаровой Т.С. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006. 8,04 усл.печ.л.

3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 7,7 усл.печ.л.

4. Прокопцева Н.В. Система работы по профилактике профессиональной деформации педагогов // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей: Вып. 35 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ - МОСПИ, 2010. С. 34-38. (0, 25 п.л.).

Очень важна позиция родителей в процессе воспитания малыша в дошкольный период. Часто родители слушают советы неопытных людей, которые сами не разбираются в том, о чем говорят, в результате возникают проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Очень важно, чтобы в отношении своего чада мама с папой проводили согласованную позицию, но, к сожалению, чаще всего, между родителями возникают разногласия по методам воспитания... Если ваш ребеночек капризничает, не слушается, плохо себя ведет, закатывает истерики, то ему конечно же, нужна ваша помощь. Такое поведение может быть вызвано двумя причинами – первая связана с неврологическим здоровьем вашего малыша. Это значит, нужно сходить на прием к детскому невропатологу, где вам помогут либо исключить, либо не усугублять заболевание. И вторая причина – это ваша семья, если быть более точным, то отсутствие четких правил в ней. Стоит набраться терпения, вооружиться практическим советами – в результате у вас все получится.

Причины разногласий

1. В основе лежит собственный опыт. Многие папы и мамы пытаются скопировать линию поведения ребенка с тех методов, которые применялись к ним самим в детстве.

2. Некоторые выбирают другой путь – если в детстве папа или мама испытывали давление со стороны своих родителей, то в результате своим детям они пытаются позволить слишком много, что может привести к появлению эгоцентричной и безответственной модели поведения. Впоследствии в этом случае вполне возможны проблемы воспитания в школе и в коллективе.

Очень важный фактор в выборе модели воспитания – это характер папы и мамы. Более строгий отец хочет добиться беспрекословного послушания своего чада, а мягкая по характеру мамочка потакает капризам ребенка и его слабостям. Здесь может быть два варианта линии поведения детей – либо повышается уровень тревожности из-за постоянного ожидания того, какой же следующий шаг сделают родители. Или же у ребенка появляется склонность к манипулированию его папой и мамой. Так, например, когда папа накажет, малыш может выпросить прощения у мамы, а может быть, даже компенсацию в виде подарка. Но ведь так подрывается авторитет отца.

Решение проблем дошкольного воспитания следует начинать только тогда, когда будут решены разногласия между отцом и матерью. Это одна из самых распространенных, основных проблем воспитания малыша в семье. Ваше чадо, пытаясь быть любимым всеми членами семьи, должен занимать позицию мамы либо папы, в результате приходится изворачиваться. Далее у малыша могут развиться невротические проявления в виде вспышек агрессии или страхов. Такие мальчики и девочки уже не могут выработать моральные и нравственные установки, а это мешает развитию их личности.

Жизненные интересы дошкольника

Это очень важно определить родителям прежде, чем начинать воспитывать ребенка дошкольного возраста. Так вы добьетесь большего эффекта в процессе воспитания и развития малыша. Ваше чадо будет лучше воспринимать ту информацию, которая связана как-то с его интересами. А значит, самое время взять и записать список интересов вашего ребенка. Поинтересуйтесь, спросите, что его интересует, что он любит. Запишите все, что успели узнать. Так в дальнейшем вам будет намного проще воспитывать ребенка и дошкольного, и школьного возраста.

Чтение правильной литературы

Воспитание детей дошкольного возраста не обходится без чтения книг. Для начала начните сами читать своему чаду правильные и полезные книги. По мнению психологов, польза книжки не в названии или красивой обложке, а в самом содержании. Подбирайте хороших авторов, самостоятельно проверьте содержании книги, которую читает ваш малыш.

Польза развивающих игр

Цель родителей – воспитание деток дошкольного возраста? Значит, самое время заняться созданием развивающих игр. Можно использовать готовые или придумывать свои, стоит забыть о вредных играх, которых довольно много. Подбирайте подходящую игру по возрасту и интересам малыша – только в этом случае будет достигнут необходимый эффект. Теперь вы сможете раскрыть в ребенке скрытый потенциал, развить внимательность и самостоятельность, смелость и общительность – ваш малыш станет смелым, общительным, лидером – главное правильно подобрать игры или попросить помощи у эксперта.

Татьяна, www.сайт

Видео "Современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста"

Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.

Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены . Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками . Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) требует особого подхода. Будучи подростками, мы уверены, что будем идеальными мамами и папами. Но, когда мы становимся родителями, начинаем осознавать, что далеко не идеальны. Мы такие же люди, и у нас не стальные нервы. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок. Главное – вовремя их исправлять!

Давайте подробнее рассмотрим эти ошибки.

Первая родительская ошибка – это Гиперопека.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

Развивается симбиоз, или по-другому «взаимопроникновение». Отношения между родителями и ребенком становятся очень тесными, переходящие все мыслимы и не мыслимые пределы. Гиперопека начинает разрушать личные качества и характер малыша.

Такое воспитание детей дошкольного возраста основано на тревожности и неуверенности ни в себе, ни в ребенке. Родители боятся момента расставания со своим чадом. Собственная личность для них не представляет никакой ценности. Они считают, что их ребенок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи.

Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы. Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения. Родители им не объяснили, что самостоятельность – это способ прожить свою жизнь интересно.

Подумайте – большую часть жизни, выросшему ребенку, хотите вы того или нет, придется прожить без вашей опеки. Повзрослев, он больше не захочет, чтобы вы его «водили за ручку».

Как бы вам не было трудно, научитесь отпускать от себя своего ребенка. Конечно, будет трудно. Начните это делать «по кусочкам». Например, сегодня вы поручили ему одно задание, через некоторое время – другое. А через месяц позволили наложить самостоятельно кашу в тарелку.

В воспитании ребенка дошкольного возраста должна присутствовать доля самостоятельности. Попробуйте составить список, – какими детскими правами и свободами обладает ваш ребенок. Проанализируйте его. Неужели на самом деле это представляет какую-то угрозу для ребенка.

Попробуйте отвлечься. Займитесь своими личными увлечениями. Интересное занятие поможет вам ненадолго забыть о гиперопеке над чадом. А ребенок отдохнет от ваших чрезмерных проявлений любви и заботы.

Вторая ошибка воспитания – «Родительский Авторитет»

Поговорим о второй ошибке, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – авторитаризм.

Ошибка заключается в постоянном давлении на ребенка со стороны родителей. Они постоянно давят на него, и требуют безоговорочного исполнения его приказов. Пытаются вырабатывать в малыше железную дисциплину и послушание.

Одним из любимых выражений таких родителей, является: «Я сказал!». Шаг вправо, шаг влево – считаются «побегом», и безжалостно караются. Ни какие мнения, кроме родительского, не подлежат рассмотрению.

Для таких мамочек и папочек важен только успех в каких-либо детских достижений. Любовь они проявляют только в том случае, если ребенок оправдал их надежды. Если ребенок не справился с поставленной перед ним задачей, он поддается безжалостной критике.

Такая жестокая мера воспитания детей дошкольного возраста, конечно, вырабатывает в них послушание. Но, в, то же время, дети становятся «забитыми» и не способными проявлять какую-либо инициативу.

Из них вырастают неудачники со сломанной личностью. Они постоянно испытывают тревогу и мнительность. Единственное, в чем они смогут преуспеть, так это в подобном «терроре» по отношению уже к собственным детям.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то с проблемами больше начинают сталкиваться именно родители. Воспаленное гормонами сознание ребенка, начинает сопротивляться родительскому авторитаризму.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Воспитание детей дошкольного возраста не должно быть основано только на таком авторитаризме. Подумайте, родители, ломая своего ребенка, вы вырабатываете его покорность не только к вам, но и к другим, более сильным личностям. Если вы хотите, чтобы он был «тряпкой», об которую вытирают ноги, то вперед – дерзайте.

А вы знаете, что выросшие в такой обстановке, дети, испытывают глубокое удовольствие, избивая своих жен или детей. Ведь именно вы, родители, заложили ему в голову, что можно обижать слабого.

Такие ситуации, могут возникнуть при воспитании мальчиков. Что же касается девочек?

Пытаясь добиться полного послушания от девочек, родители в буквальном смысле «выращивают» будущую жертву для насильников. Только такие девочки выбирают себе в мужья деспотов и тиранов. Это о таких девочках говорят «железная леди».

Попробуйте представить на себе все те действия, которые вы совершаете по отношению к собственному ребенку. Нравится? Если нет, то попробуйте услышать своего ребенка. Ведь, как не странно, у него существует свое собственное мнение и свое собственное «Я».

Третья ошибка воспитания – Отвержение собственного ребенка.

Рассмотрим третью ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – отвержение ребенка.

Такая ситуация возникает в следующих случаях: тяжелые роды, развод после родов и т.п. Ребенок ассоциируется с чем-то неприятным и плохим. Он попадает под категорию хулиганов и балбесов. От таких детей не ждут ни чего хорошего. А говорить о родительской ласке и вовсе не приходится. Ребенка просто терпят.

Сценарий воспитания детей дошкольного возраста в данном случае проходит по двум вариантам.

Отвержение, носящее эмоциональный характер.

Ребенок является помехой для работы, для нового брака.

Отвержение может иметь слабо выраженный окрас. Но напоминания о том, на какие жертвы родители пошли ради ребенка, что он должен им компенсировать все сложившиеся неудобства, всегда дают о себе знать.

Фразы, типа «если бы ни ты, у меня бы было все по-другому» или «учись хорошо, у меня и без тебя много проблем», формируют в ребенке гиперответственность в сочетании с частыми нервными срывами или неврозами.

Жестокое обращение с ребенком.

Такое воспитание детей дошкольного возраста сопровождается постоянными телесными и моральными наказаниями.

Целью таких наказаний является унизить ребенка, причинить ему боль. Судьбе таких малышей не позавидуешь. Она зависит от того, насколько крепка нервная система ребенка, и того, кто его окружает.

Такие дети обычно ищут утешения и ласки у добрых людей, которые живут рядом. В противном случае, они вырастают злобными и агрессивными по отношению ко всему миру.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Если вы на самом деле осознали свою ошибку, и искренне хотите ее исправить, посетите психолога. Само исправление, в данном случае, не поможет. Пытаясь исправить все самостоятельно, вы рискуете прибавить ко всему прочему чувство вины. А это только усугубит положение вещей.

Четвертая ошибка воспитания – Потворство.

Рассмотрим четвертую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – потворствующая гиперпротекция.

Интересы всех членов семьи зависят только от их драгоценного дитятка. Последствия такого воспитания очень плачевны. Нет ни единого человека, который бы смог здраво оценить сложившуюся ситуацию. Сохранить адекватное отношение ко всему, что происходит.

Причиной такого родительского поведения является возместить все свои неудовлетворенные потребности на ребенке. Огромное желание дать ему все, что они не имели сами. Такую же ошибку совершают когда ребенок рождается слабый. Родители неосознанно пытаются его таким образом уберечь от плохого.

Очнуться и трезвыми глазами оценить сложившуюся ситуацию. На самом ли деле ваш ребенок «особенный» и превосходит по всем параметрам других детей. Не нужно создавать иллюзий вокруг него о том, что он самый лучший. В будущем жизнь его жестоко обломает.

Такой подход к воспитанию детей дошкольного возраста является верным способом вырастить эгоиста. И помощи, потом, от такой личности, не ждите.

Если вы один раз закроете глаза на то, что ваш ребенок утащил чужую игрушку в четыре года, то вам придется покрывать его и в следующие годы жизни. В десять лет за то, что он избил ровесника, в семнадцать за то, что он изнасиловал девушку.

Не спите, откройте глаза. Наверняка у вас есть ситуации, за которые вы можете покритиковать поведение своего ребенка. Ведь недостатки есть у всех детей, а задача родителей – их выявлять, правильно и вовремя исправлять. Наверняка у вас есть бабушки, которые всегда приласкают и пожалеют ваше чадо – ведь это их прямая обязанность.

Пятая ошибка воспитания – сегодня «можно», завтра «нет».

Рассмотрим пятую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – неустойчивость воспитательного стиля.

Сегодня, у папы хорошее настроение – он разрешает ребенку, а у мамы, наоборот, плохое и она запрещает. Либо прибегает к шантажу: «Вот съешь суп, тогда да». Получается ситуация из басни Крылова: «Когда согласья нет – как, музыканты, ни садитесь…»

Такое воспитание детей дошкольного возраста является не стабильным и постоянно изменяющимся. Оно может в себе смешивать все стили, применимые в воспитании – авторитарно-либеральный, строго-попустительский, чрезмерное внимание и полное равнодушие.

Многие родители согласятся с тем, что они непостоянны в детском воспитании. Но они не умеют, а может, не хотят адекватно оценить, насколько сильна их неустойчивость. Такая эмоциональная неустойчивость может, сбить столку, любого ребенка.

Малыш со временем перестает понимать границы между «можно» и «нельзя». Он теряется, и блуждает в вопросах. Ребенок не может понять, любят ли его на самом деле, или все-таки не любят.

Мамы и папы силой формируют в ребенке такие качества, как упрямство и отсутствие восприятия родителей как авторитетных личностей. Все это может сильно отразиться в подростковом возрасте.

Если вы не хотите, чтобы это произошло – начните уже сейчас договариваться между собой.

Что делать, если это именно ваш случай?

Организуйте так называемый родительский совет, или собрание, в общем, называйте как хотите. Ребенок, естественно, на нем не должен присутствовать. Решите один раз, что может делать ваш ребенок, а чего нет. И старайтесь придерживаться договоренностей и установленных правил.

Главное, прежде чем окунуться в воспитание детей дошкольного возраста, научитесь договариваться между собой. Невозможно требовать чего-то определенного от ребенка, если вы сами непостоянны в своих действиях. Ну, а если вы не можете найти общий компромисс, не стесняйтесь и посетите психолога.

Шестая ошибка воспитания – «ноль» эмоций.

Рассмотрим последнюю, шестую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – безучастие.

Безучастие– это когда к ребенку не испытывают абсолютно ни каких чувств. Нет проявления злобы, да и проявления любви, тоже не наблюдается. Абсолютное ничего.

Такое отношение родителей к детям приводит в дальнейшем к катастрофическим последствиям. Пытаясь хоть как то обратить на себя внимание и родительскую любовь, ребенок начинает пробовать все способы.

Он превращается в ангелочка, и делает все, что его попросят, он ласков. Если это не работает, ребенок начинает хулиганить или воровать, с целью, хоть как-то привлечь к себе родительское внимание.

И не нужно в данном случае воспринимать его поведение как асоциальное. Это простой крик о помощи: «Если ты меня не замечаешь хорошим, почувствуй, что я есть, когда я плохой».

Так и не дождавшись любви и тепла от мамы и папы, ребенок по-настоящему может попасть в группы антисоциалов. Многие дети, живущие в полном равнодушии со стороны родителей, прибегают к суициду. Они считают это последним шансом обратить на себя внимание.

Что делать, если это именно ваш случай?

Навряд ли кто-нибудь из ряда данной категории родителей будет читать эту статью. Ведь ему все равно. Статья обращается к тем людям, кто имеет отношение к такого рода семьям – родственникам или соседям, друзьям.

Возьмите на себя ответственность за воспитание детей дошкольного возраста, попавших в не легкую ситуацию. Подарите ему ваше тепло и любовь. Ведь любому человеку, а особенно малышу, они так необходимы. Ребенок должен ощущать себя кому-то нужным.

Подумайте, возможно, вы спасете жизнь этому малышу. Ни кому не нужный человек – это отличная добыча для наркоманов, а также различных криминальных и сектантских личностей.


Поскольку родители в семье полностью отвечают за моральную и материальную поддержку детей, их роль очень важна, особенно в первые годы. Они должны обеспечивать безопасность детей и быть хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Содержимое

Проблемы современного воспитания детей , с которыми сталкиваются родители:

  • Родители могут позволять своим детям делать то, что они захотят. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но может привести к психическому стрессу у родителей.
  • В большинстве семей оба родителя работают и часто приходят домой уставшими. И не могут уделить своему чаду достаточно внимания, ребенок может чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.
  • Некоторые родители стремятся сделать ребенка лучше себя и бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Однако они становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей, чтобы принимать какие-либо решения в собственной жизни.
  • Помимо эмоциональной зависимости от родителей, дети могут также чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.
  • Если родители сами плохо справляться со стрессовыми ситуациями, то это так же может негативно повлиять на детей, и они могут приобрести различные страхи не чувствуя поддержки.

Несмотря на эти проблемы современного воспитания , существует несколько научно обоснованных советов, что бы вы вырастили счастливых и хорошо воспитанных детей .

Необходимо понимать ребенка. Многие родители воспитывают своих детей на примере других семей, но каждый ребенок индивидуален, и стиль воспитания, который подходит для одного ребенка, может не подходить для другого. Поэтому метод воспитания зависит от личности. Например, детям, которые плохо справляются со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, в то время как, адаптированный к общественной среде ребенок, может пострадать от чрезмерного контроля.

Необходимо шутить и играть с детьми, это повышает творческие навыки ребенка. Такие детям проще общаться в дальнейшем с людьми.

Очень важно, чтобы родители перестали искать совершенство в своем ребенке или в себе. Такое мышление только усиливает стресс, и снижает уверенность в себе. Надо стараться уменьшить давление, чтобы вы и ваш ребенок могли жить счастливее и спокойнее.

Хорошо известный факт, что родители, которые постоянно выражают негатив, или обращаются грубо с детьми , в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Необходимо уменьшить количества гнева в доме, это снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе. Теплые, заботливые отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая хороший пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования показывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети всему учатся у своих родителей, успешное воспитание требует активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни ребенка. Чем больше времени тратится на эффективное воспитание ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Двойные стандарты — мама разрешает, папа нет или наоборот.

Часто в семье по вопросам воспитания детей возникают разногласия. Это случается из-за того, что родители имеют разный взгляд на одну и ту же ситуацию. Мама чаще всего имея более мягкий характер разрешает что-то, а папа запрещает. Ребенку в такой ситуации сложно принять чью-то позицию, ведь мнение каждого из родителей для него одинаково важно. Это путает ребенка, потому как в силу возраста сам он не может правильно расставлять приоритеты.

Прежде всего, родителям необходимо помнить, что их мнения должны совпадать. В случае разногласий, их лучше обсудить между собой, не привлекая к этому ребенка. Четкое определение границ — что можно, а что нельзя, необходимо четко определить.

Родители в любом случае должны действовать совместно и в интересах ребенка. Поэтому важно, чтобы родители принимали одинаковое участие в воспитании малыша. Отец, как правило, выполняет в семье функции добытчика и может быть не у дел, считая свой долг выполненным. Тем не менее необходимо его привлекать к решению бытовых вопросов и просто совместному времяпрепровождению.

Очень важно не ссорится на глазах ребенка, поскольку ссора начавшаяся на почве разных мнений легко может перейти на личности и репутация родителей в глазах ребенка будет подорвана.

Не стоит срывать злость на ребенке. Надо прислушиваться к его проблемам, несмотря на то, что свои собственные кажутся важнее. Спрашивайте мнение ребенка как можно чаще, обсуждайте с ним семейные проблемы.

Честность — это основа воспитания. Не стоит врать ребенку, достаточно одного раза, когда ребенок поймет, что вы его обманули и доверие вернуть будет очень сложно.

Способность принимать решения и нести за них ответственность — важное качество, которое необходимо прививать ребенку с детства. К мнению ребенка надо прислушиваться, предлагать ему возможные варианты, не навязывая свой. Пусть это будет совет, но решение примет он сам.

Разговаривать в приказном тоне тоже не стоит. За успешно завершенное дело нужно похвалить. Здесь лучше, не ограничиваться банальным “молодец”, а развернуто объяснить, что сделал ребенок и как это важно.

Дети любят , когда с ними разговаривают по — взрослому, поэтому стоит обращаться к ребенку за советом и внимательно выслушать его мнение.

Воспитать ребенка и привить ему правильные ценности не просто. Но если родители хотят вырастить сильного и ответственного человека, придется приложить усилия и начать придется с себя. Ребенок – чистый лист и будет повторять ровно то, что видит в самых первых учителях в жизни — то есть в вас.

Поэтому важно, чтобы родители придерживались одинаковых взглядов в воспитании . Станьте для ребенка самым близким человеком, которому можно доверять, тогда вам будет проще его понять и договориться с ним. И помните — гармоничные отношения в семье, дают большую гарантию, что у вашего ребенка тоже будет благополучная семья в будущем .

Влияние на ребенка.

Рассмотрим несколько примеров влияния на детей. Самый негативный способ воспитания ребёнка - диктат . К сожалению, многие родители стремятся контролировать своего ребёнка во всем, не давая возможности выбора и принятия самостоятельного решения. Это плохо сказывается на развитии личности. Во взрослом возрасте такие дети обычно замкнуты и имеют множество проблем во взаимоотношениях.

Гиперопека взрослого способна вырастить из ребёнка несамостоятельного, инфантильного человека, с неуверенной позицией в жизни. Это даже опасно потому, что защищая малыша от малейшей опасности мы лишаем его возможности научиться самому трезво оценивать ситуацию и действовать в нужный момент.

Противоположная сторона гиперопеки - невмешательство. Когда родители уверены в том, что своим отсутствием в жизни ребёнка дают ему возможность быть самостоятельным, получается совсем другая ситуация. Ребёнок начинает чувствовать себя ненужным и покинутым, появляется чувство отчуждения. Во взрослом возрасте возникают проблемы с близкими людьми и человек не способен строить отношения.

Вредные привычки.

Если Вы заметили вредные привычки у своего ребёнка, то нужно непременно отучать его от них. Все мы знаем, что дети любят сосать палец, ковыряться в носу, кусать ногти и прочее, всё это не так страшно, когда у ребёнка одна-две привычки, но если вредных привычек много, то родителям нужно работать над этим.

Прежде всего, начать с себя, сколько времени Вы уделяете детям, занимаетесь ли с ними. Когда в семье разлад и частые ссоры, дети это чувствуют и появляются вредные привычки. Но не стоит забывать и о проблемах медицинской сферы.

Любая привычка у ребёнка может зафиксироваться и стать рефлексом , чтобы этого не произошло, не нужно слишком много требовать от малыша и ставить невыполнимые задачи.

Ребёнок сосёт палец и часто сам не осознает, что делает это, в этот момент главное не давить на него, иначе Вы рискуете только усилить проблему.

Самый лучший способ избавиться от вредной привычки у ребёнка - ролевая игра. Например, Ваш сын грызёт ногти - предложите ему игру в мастера маникюра и расскажите как правильно стричь ногти и ухаживать за ними. Будьте примером для своих детей, избавьтесь от вредных привычек сами и Вы увидите как дети будут подражать Вам, вредные привычки исчезнут.

Другая немаловажная проблема у детей - детская агрессия.

Она выражается в желании сделать другим больно. Такие дети могут мучить животных, рассказывать ужасные истории.

Нужно разобраться в причине такого поведения ребёнка. Обычно это простое любопытство или непонимание боли другого существа. Важно объяснить ребёнку, что его действия причиняют страдание. Если в семье старшие дети ведут себя жестоко, то младшие также будут подражать им. Ваша главная задача вовремя предотвращать такие ситуации, учить детей любить и заботиться друг о друге.

Поддерживайте Ваших детей, помните, что им очень важно Ваше внимание. Повышайте самооценку ребёнка путём уважения его действий и решений. Очень часто в момент ссоры родители заставляют своих детей чувствовать себя виноватыми в этом. Ребёнок должен знать, что он любим и ценен ни смотря ни на что. Главное не перестараться, иначе Вы разовьёте большое самомнение у малыша . Хвалите ребёнка только за реальные поступки, подкрепляйте в нём уверенность в его силах.

Если Вы заметили, что дети начали проявлять высокомерие по отношению к другим , поговорите с ними. Дайте понять детям, что к ним будут относиться также как и они к другим.

Если у Вашего ребёнка что-то не получается, то это не повод ругаться на него , в такой момент нужно ободрить малыша и помочь ему справиться с задачей. Любые Ваши действия должны быть направлены на установление доверия между Вами и Вашими детьми, это поможет выстроить полноценные отношения.

Самым благоприятным способом воспитания ребёнка на сегодняшний день является сотрудничество . В чем оно выражается? В поддержке друг друга всей семьи, в общих целях и совместных решениях проблем и задач разного характера. Ребёнок, который воспитывается в такой семье, вырастает уверенным в себе человеком, который способен принимать решения и строить свою жизнь.

Самое главное в воспитании детей - наладить контакт и взаимопонимание. Для этого нужно видеть в ребёнке личность, уважать выбор и решение Вашего малыша, ценить его мнение. Таким образом Вы не только повышаете самооценку ребёнка, но и его уверенность в себе.

Будьте авторитетом для своих детей, умейте выслушать и понять ситуацию. Многие дети не могут выразить словами то, что их волнует, главное, чтобы ребёнок Вам полностью доверял и тогда он обратиться к вам за помощью или советом. Для этого необходимо уделять детям достаточно времени, играть с ними, читать и заниматься совместной деятельностью. Если в семье несколько детей, то обязательно нужно выстраивать отношения с каждым ребёнком.

Подумайте и пересмотрите свой стиль воспитания, ведь в большинстве случаев когда ребёнок не слушается или капризничает проблема заключается в предвзятости родителей, достаточно просто услышать своих детей.

Если между родителями нет конфликтов и супружеская пара проявляет уважение друг к другу, то дети вырастут хорошо приспособленными к взрослой жизни. Однако выполнение этих функций сопряжено с проблемами для большинства родителей. Если Вы находитесь в депрессии, то постарайтесь не показывать это ребенку, постарайтесь как можно быстрее решить эту проблему, возможно обратившись к услугам психолога онлайн .