Проблемы в воспитании современных детей

Воспитание детей является неотъемлемой функцией, обеспечивающей развитие и прогресс человеческого общества. За всю историю было много людей и теорий воспитания, на которых основывается современная педагогика или время от времени основывалась педагогика прошлого.Известны многие системы воспитания детей, которые объединяются на основе приоритетных целей, выделяющихся как задачи воспитания. Это физические, эмоциональные, умственные задачи. Разнообразие систем и подходов воспитания подчас ставят современных родителей если не в тупик, то в ситуацию сложного выбора.

Стоит ли следовать строго определенной системе воспитания ребенка

Если цели воспитания ребенка практически у всех здравомыслящих родителей совпадают, то с выбором системы воспитания дело обстоит сложнее. С рождением ребенка родители в некоторой степени лишаются своей личностной свободы, теперь их важнейшей задачей становится его воспитание. И не просто потому, что с самых первых дней закладывается характер, модель поведения и основы личности. Жизнь – это наш величайший дар от Творца, а чужая жизнь в наших руках связана с серьезной ответственностью перед Дарителем, перед будущим ребенка. «Наставь юношу на истинный путь, и он не свернет с него, даже когда состарится»,- говорится в Книге Книг.

Жизнь может внести коррективы, порой достаточно серьезные, в результат стараний родителей. Поэтому еще более важно максимально прикладывать эти старания. Ошибки недопустимы. Они очень дорого могут обойтись уже в детстве, юности, при общении со сверстниками, а также вылиться в серьезные проблемы взрослой жизни: в отношении к труду, умении строить взаимоотношения с супругом и собственными детьми, жизненные идеалы и позицию, проявлении личностных качеств.

Воспитательный процесс предполагает активное участие всех членов семьи в развитии умственных, интеллектуальных, духовно – нравственных и эмоциональных задатков личности.

Создатели известных систем воспитания отстаивают правильность своей системы. Многие родители задаются вопросом о том, какой системе отдать предпочтение и часто совершают ошибки. Не стоит всерьез воспринимать ни одну из систем воспитания и расценивать их лишь как полезные рекомендации. Ознакомиться с ведущими системами и выбрать для себя самое подходящее из них, конечно, стоит. Единственно верной и универсальной системы не существует, как не существует двух абсолютно одинаковых детей.

Различные системы преследуют различные цели воспитания


Помимо известных в мире систем воспитания существуют его отдельные типы, или модели, согласно которой родители относятся к процессу воспитания.

  • Авторитарный тип предполагает небольшое количество любви, зато много дисциплины. Интересы ребенка, его самостоятельность игнорируются. Имеет место жесткий контроль над поступками, выбором занятий, почти над каждым шагом ребенка. Родители создают свод незыблемых законов и правил. Результат таких подходов – неизбежные конфликты и отсутствие понимания, точек соприкосновения между родителями и детьми в подростковом возрасте. В другом случае ребенок бунтует, превращается в слабую личность и часто попадает под дурное влияние.
  • Либеральный тип, в противоположность первому, предполагает минимизацию правил и ограничений, в том числе по дисциплине. Ребенок не ощущает грани допустимого. В будущем это скажется на категоричности и избирательности в общении ребенка: он не приемлет тех, кто не подстраивается под него. Дети вырастают конфликтными и трудно адаптируются в коллективе.
  • Авторитетный тип основан на соблюдении дисциплины, рациональных подходах в отношениях. Такой тип предполагает разумную альтернативу, что позволяет ребенку быть ответственным, обязательным и дает уверенность в себе.
  • Хаотичный тип определяется отсутствием системы воспитания, беспорядочностью действий и решений родителей. Требования к дисциплине, поручениям, последовательность запретов и разрешений непостоянны и разрозненны. Такой ребенок вырастет нерешительным, безответственным и нерешительным.
  • Тип гиперопеки является также морально травматичным для ребенка, когда все решается и выполняется за него. Помимо завышенной самооценки, такой тип воспитания формирует беспомощность, безволие, эгоизм и повышенное чувство тревожности.

Чтобы не запутаться в системах и типах воспитания, всем родителям, особенно молодым, обязательно знать принципы и порядок реализации процесса воспитания. Это такие принципы:

  • Обязательность.
  • Комплексность.
  • Равнозначность.

Несмотря на высокий уровень развития общественного образования, как дошкольного, так и школьного, ведущая роль в воспитании личности ребенка принадлежит семье. Отпечаток особенностей личности родителей неизбежен.

Однако если в полноценной семье прикладывается максимум усилий, чтобы воспитать ребенка всесторонне развитой, полноценной и гармоничной личностью, важность такого семейного воспитания трудно переоценить.

  • Оно формирует качества, которые невозможно сформировать больше нигде.
  • Традиции семьи способствуют формированию личности.
  • Важнейшие задачи семейного воспитания – воспитание ответственного семьянина, хорошего человека, законопослушного и трудолюбивого гражданина общества.
  • Отвечает за социализацию ребенка, из семьи он выходит в мир, создает по ее типу собственную семью.

Все знают, что дети учатся на примерах. Поэтому не так важно, какой системы образования вы будете придерживаться, — важно, как вы себя ведете и что представляете собой. Семья обеспечивает психоэмоциональную поддержку, а также экономически обеспечивает ребенка. Ребенок, воспитанный в полноценной семье и окруженный любовью получает необходимые в жизни навыки, учится любить себя и окружающих, познает собственное «я».

Главный принцип воспитания в семье

Таким принципом является однозначно спокойное отношение к ребенку, что бы ни случилось. В любой, самой неоднозначной ситуации родители должны оставаться доброжелательными и добрыми к своему чаду. Это зависит от положительного настроя в семье, прежде всего самих мамы и папы.

Родители должны спокойно и положительно позволить ребенку сделать свои первые ошибки на площади, ограниченной теплыми стенами родительского дома. Родители должны помнить, что ребенок вовсе не хочет им досадить или насолить. Он просто хочет все знать, так он познает мир, и нужно относиться к нему с терпением.

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология - определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм - явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей - советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка - советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании - когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» - часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей - самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Сергей Аваков. Воспитание детей

Практически все проблемы, которые есть в современном обществе, начинаются не просто с того, что разрушается институт семьи. А проблема, из-за которой разрушается институт семьи, состоит в том, что в социальной системе нет продуманного механизма воспитания мальчиков. Иначе говоря, проблема, с которой мы имеем дело и которая касается каждого из нас, в том, что нет системы воспитания из мальчиков настоящих лидеров и настоящих мужчин.

И из-за этого женщины чувствуют себя незащищенными, они пребывают в беспокойстве и для того, чтобы с этим справиться, женщины вынуждены сами брать на себя лидерскую роль. Они не хотят зависеть от таких мужчин, они объявляют так называемую свободу, и в результате этой «свободы и независимости» страдают сами женщины, дети и начинается карусель. Образ отца и матери – это первый образ любви, который питает ребенка. Когда есть отец, и есть мать, и есть образ, где они любят друг друга, есть то, что очень важно для ребенка.

Следующий фактор любви, который важен для ребенка, – это то, что от родителей к нему идет любовь. Например, когда ребенок появляется (не важно, сын это или дочь), он в большей мере находится под влиянием мамы. Ребенок больше имеет контакт с ней, потому как 9 первых месяцев он был во чреве матери, он был в сфере ее влияния. На 7-м месяце ребенок осознает практически все, он слышит звуки, чувствует настроение родителей, и в этот период особенно важно, чтобы отец был особенно внимательным к матери.

Мать дает нежность и любовь ребенку, отец дает нежность и любовь матери. Так они вместе питают ребенка.
Постепенно ребенок, сын, вырастает, и он продолжает находиться в сфере влияния мамы. Примерно до 5–6 лет (хотя он тоже чувствует отца) мать для него – это первый учитель. Поэтому Веды говорят, что матери нужно оказывать в 1000 раз больше почтения, чем отцу. И постепенно мальчику, чтобы он рос гармоничным и успешным, нужно перейти в сферу влияния отца. Ребенок так же чувствует связь с матерью, но по мере того, как мальчик взрослеет, он должен перейти в сферу влияния мужского, постепенно научиться брать у отца.

И благодаря этому сын наполняется больше мужским, и когда он наполнится силой от отца, у него появится естественная склонность уважать мать и вместе с матерью уважать и ценить все женское. Но если этого перехода не происходит, сын остается в сфере влияния матери и не берет у отца, отвергает отца, то в итоге такой мальчик не сможет уважать женское и не сможет принимать мужское. И, вырастая, он не может взять полную ответственность ни за себя, ни за семью.

И по сути дела, хотя физически он растет и развивается, как мужчина, но психически ребенок остается мальчиком, склонным к тому, чтобы резвиться, наслаждаться и жить играючи для самого себя, не принимая ответственность ни за кого. Но если сын отделяется от матери и наполняется всем мужским и от отца, и от дедушки, то он может отделиться от семьи и очень легко уйти в самостоятельную жизнь. Он становится взрослым человеком, а когда он разворачивается к родителям, у него есть почтение, любовь, благодарность. Он берет любовь от обоих, накапливает эту энергию и может отдавать ее дальше.

Мы много рассказали о мальчиках, но нельзя обойти и вопрос, связанный с девочками.

Девочка рождается и, постепенно вырастая, тоже находится какое-то время в сфере влияния матери. Но в возрасте 5–6 лет она понимает, что есть папа и папа отличается от мамы. У нее естественно возникает связь с отцом, и она постепенно переходит в сферу влияния папы. Здесь она начинает впитывать мужскую, папину силу. Говорится, что первый роман, первый интерес к мужскому у дочери возникает с отцом. В хорошем смысле роман. Она влюбляется в папу, и папа для девочки – это что-то очень-очень ценное.

Но если девочка, находясь в сфере влияние отца, выходит в жизнь так же, как мальчик, то, как вы думаете, это гармоничное развитие? Нет, это мальчик. Потому что у нее осталась связь с отцом и она не взяла достаточно женского, не напиталась женским и не переняла импульс материнства от матери. А когда дочь выходит из сферы влияния родителей в свою самостоятельную жизнь, она будет смотреть на отца, с которым у нее есть естественный «роман», и далее во всех будущих мужчинах будет искать такого же папу.

И скорее всего, ей это не удастся, потому что ни один мужчина не сможет заменить ей отца, это совершенно невозможно. И поэтому для девочки было бы более гармонично побыть в сфере отца, взять у него его защиту, его любовь, внимание, почувствовать, как это здорово, какие замечательные мужчины, как они могут заботиться, любить. Так у нее появляется чувство защищенности, понимание, что с мужчинами все хорошо, с ними можно сотрудничать, с ними можно жить. И потом (так гораздо правильнее) папа с большой любовью передает ее в сферу влияния мамы, говоря: «Мама чуть-чуть лучше».

И рядом с мамой она может уважать папу. И, соответственно, не только папу, но и все мужское. Потому что теперь она взяла много женского. Достаточно женского. И из этого пространства, получив от отца и получив от матери, теперь она может выйти в свою собственную самостоятельную жизнь. И имея достаточно женского, материнского, она может сама быть мамой, при этом уважать мужчину и способствовать тому, чтобы мужчина сам брал на себя ответственность, сам становился лидером.

Разумеется, не происходит буквально так, что «ребенок отделяется от мамы и уходит к папе». Это то, что происходит в бессознательной сфере нас, как личностей. Это процессы, которые происходят внутри нас, которые мы не осознаем. Когда начинается половое созревание, постепенно у девочки возникает интерес к папе. И когда папа принимает ее, дает ей любовь, заботу, внимание, дает ей много мужской любви, то именно благодаря этому у нее появляется естественное уважение к матери.

Принцип в том, что отец должен подчеркивать авторитет матери в глазах девочки и постепенно возвращать её в сферу влияния матери. Иначе говоря, его вербальные послания должны звучать так: «Твой основной учитель, и твой основной авторитет – это мама. Когда мама тебя ругает, когда мама говорит тебе что-то такое, что тебе неприятно, она делает это из любви к тебе». И таким образом он укрепляет авторитет мамы в глазах дочери.

И точно так же, когда мама помогает сыну перейти в сферу влияния отца, она говорит, что «когда папа строг с тобой или ругает тебя, при этом так проявляется любовь папы к тебе, и твой папа самый лучший». Так она помогает сыну принять отца. И так родители вместе, как пара, помогают друг другу взращивать у ребенка авторитет к противоположному. И тогда ребенок может это принять, с любовью, благодарностью, и тогда он наполняется сам и становится целостным, целостной личностью.

Не важно, полная семья или нет, важно то, как родители относятся друг к другу. Если ребенок, например дочка, слышит от мамы, что «это наша ответственность, тебе не нужно её брать на себя» и «твой папа очень хороший», и при этом мама позволяет дочке встречаться с отцом, она таким образом воспитывает к девочке чувство уважения к отцу, и, соответственно, у дочери будет уважительное отношение у мужчинам. Такая женщина будет привлекать в свою жизнь разумных, ответственных, настоящих мужчин.

Но если девушка переходит в сферу влияния отца и остается в сфере его влияния, а потом переходит в жизнь и не может найти подобного отцу мужчину, то тогда она входит в разные сложные сферы. Чаще всего такие женщины становятся или любовницами, или попадают в сложные отношения с мужчинами.

Что же делать детям, которые понимают, что недостаточно наполнились мужским или женским принципом?

Никогда не поздно прожить счастливое детство. Есть прием, и этот прием используется во всех традициях, но в ведической традиции особенно.
Проснувшись утром, не нужно спешить и по привычке бежать чистить зубы. Нужно осознанно остановиться и осознанно принести поклоны матери и отцу, представляя их образ вместе. И попросить у них благословления на сегодняшний день. И вечером, когда вы ложитесь спать, нужно сделать такое же движение в сторону родителей. И тогда, проникнувшись уважением к родителям, вы сможете взять от них и мужское, и женское и наполниться этим. В ведической традиции родители, когда принимали поклоны от детей, не принимали это в свой адрес, они понимали, что являются проводниками и ребенок не есть их собственность. Они передавали это детское уважение дальше своим родителям, и так по цепочке передавалась благодарность к Высшему Источнику.

Как быть маме, если у ребенка неродной отец?

Отчим действительно играет важную роль в жизни ребенка. Но важно понять и принять, что он второй, а папа первый. И отцу нужно дать место в своем сердце, благодарить, что он дал ребенку жизнь. Несмотря на то, что он ушел, сын или дочь всегда будут связаны с ним. С ребенком просто нужно поговорить об этом. Можно повесить изображение отца, и не должно быть настроения скорби. Лучше культивировать радость и объяснить, что «мы, родители, так любили друг друга, что в результате родилась или родился ты. Но так получилось, что судьба забрала у нас папу, а отчим сыграл важную роль в твоей жизни, как твой второй папа. И при этом у тебя может быть чуть-чуть больше любви к первому папе. У тебя есть на это право».

Что делать, если мужа нет, не хватает мужского?

Женщина рождена от отца и матери, и соответственно, в женщине тоже есть что-то мужское. Поэтому если женщина растит сына одна, то она помимо материнской любви и ласки может выставлять границы для сына. Мама не должна наказывать сына. Скорее, когда вы хотите наказать, лучше занять женскую позицию и сказать: «Мне тяжело, пожалуйста, помоги мне». Когда мама включает женскую позицию, в мальчике тут же включится лидерское мужское. Но когда женщина начинает орать, долбить и кричать на сына, она подавляет мужское в сыне.

Даже если женщина растит мальчика одна и отца рядом нет или он умер, то отец все равно есть. Отец у ребенка есть, и у них есть связь. Об отце можно рассказывать, можно вместе смотреть фотографии. Можно также найти вместе с сыном, выбрать какие-то мероприятия, где есть мужчины, где есть хороший тренер, например, по футболу или плаванию. Тренеру можно сказать: «У ребенка нет отца, но так как Вы хороший тренер, хороший специалист, не могли бы Вы хотя бы чуть-чуть давать ребенку мужского внимания? Я нуждаюсь в этом».

Когда женщина говорит «я нуждаюсь», никакой мужчина не откажется. Но когда женщина требует, то мужчина всегда ответит отказом.
Важно также знать, что мальчика до 5–6 лет воспитывают, как царя, но потом его переводят в следующий возрастной период жизни, который называют «период слуги». Это период, когда он должен стать слугой, или учеником, когда он должен взращивать свой характер. Ранее этот переход в сферу мужского осуществлялся таким образом, что сына отдавали на воспитание учителю, и мальчик уходил из дома. Потому что дом – это внутреннее пространство, и это как бы сфера матери.

Если сын остается только в этой сфере, то он не понимает, что происходит, потому что живет на всем готовом: мама готовит, папа все обеспечивает, и он даже не понимает, где пространство для его ответственности. Когда он переходил в семью учителя, то там начинал выполнять какие-либо обязанности. Например, он должен был сам, просыпаясь, протирать пол в своей комнате, или сам идти за дровами, приносить хворост для того, чтобы положить в печку, или сам стирать себе одежду.

То есть там давали маленькие виды ответственности, которые за ним закреплялись. И постепенно мальчик воспитывал в себе качества характера, и так взращивалась природа настоящего мужчины. А природа настоящего мужчины в том, что это абсолютно независимый принцип. Мужчина не зависит от внешних обстоятельств: если есть еда вкусная – хорошо, нет – возьму и сам приготовлю, если есть готовые поглаженные брюки – хорошо, нет – я сам их поглажу. То есть природу настоящего мужчины можно выразить в фразе «Я ни от кого ничего не требую».

И развитие мужского принципа происходит также благодаря тому, что развивается сильный разум. А разум – это способность делать выводы. Интересно, что в ведической культуре описывается, что есть 7 матерей, и каждой из матерей нужно оказывать почтение, и есть много отцов. Счастье в одной отдельно взятой семье – это скорее фантастика, особенно в наш век. Семья – это более широкое понятие, не просто физическое, но скорее духовное, понятие духовного единения друг друга, когда есть некая традиция и есть родовая связь.

Считается, что нашей мамой является жена нашего Учителя. Жена царя, который управляет государством, и жена священника тоже являются матерями. Женщина, которая была нашей кормилицей, если мама не могла кормить грудью или что-то произошло, тоже является нашей мамой. Корова является нашей мамой, потому что она дает нам молоко, и благодаря тому, что есть корова, есть удобрения и земля дает нам пищу.

Также есть отец, который дал физическое рождение, и есть отец, который стал духовным учителем и дает духовное знание. Есть бык, он считается отцом, потому что благодаря быку пашется земля и она становится плодородной, и т.д. Это культура. Когда наше сознание становится шире, когда мы так видим мир, мы чувствуем больше защищенности, чувствуем связь со многими и со всей Вселенной. И тогда легче жить. И тогда мы становимся более счастливыми.

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.

В наше время в педагогике общепринятым является тезис о том, что результативным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. Такие как В.А. Караковский, Л.Н. Новикова и Н.Л. Селиванова считают, что это понятие становится более распространённым, и в ближайшее время станет ключевым в нашей педагогике.

В.А. Караковский полагал, что школа представляет собой целый социальный организм, имеющий собственную логику и развитие. В этом «организме» происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

А.С. Макаренко утверждал, что в одиночку педагог, даже самый талантливый не может участвовать в организации учебно-воспитательного процесса. Должна быть организованная система, состоящая из коллектива единомышленников, которые создают эту систему и развивают ее.

Воспитательная система, которая была в свое время «запущена», стала ежедневно и ежечасно порождать в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание. Абсолютно, педагогическая деятельность воспитателя очень важна, но она не единственная.

Сделаем акцент на подростковом возрасте. Именно в этот период человек-подросток обретает способы грамотной адаптации во взрослом мире. Также в этот период формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет определять его жизненную позицию в будущем. Молодое поколение не имеет необходимых знаний понимать проблемы общества, не имеет психологической готовности, чтобы участвовать в них.

Большие запросы жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые педагогические подходы, чтобы соответствовать этим запросам. Воспитание подростка - это задача комплексная. В нее входят все сферы жизни ребенка.

Работая воспитателем с детьми подросткового возраста, а также являясь мамой двух детей данного возраста, была заинтересована в дальнейшем изучении проблемы воспитания детей подростков.

А чем же статья?

  • Во-первых, эта статья о воспитании, обеспечивающее личностный рост ребенка.
  • Во-вторых, это статья о воспитании и сотрудничестве педагогов и детей в сфере их совместного бытия, как школьного, так и вне школьного.
  • В-третьих, это статья о системном подходе к каждому ребенку.

Что же такое воспитание?

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него системы ценностей которые приняты в обществе. Воспитание можно поставить наравне с обучаемым процессом. Только в отличие от обучения воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношение к миру, к людям, к обществу, в конце концов, к самому себе. Результат обучения - это знания, умения и навыки.

Воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

Прежде чем требовать от ребенка усвоения норм поведения, педагог или родитель рассказывает ему об этих нормах и о необходимости придерживаться их, то есть передает ребенку знания об этих нормах. Потом следит за ребенком как он соблюдает эти нормы, время от времени напоминает о них. Нужно подавать пример собственным поведением, тем самым помогать выработать ребенком навыки поведения.

В качестве воспитуемого все время выступает ребенок, хотя воспитательный процесс осуществляется непрерывно, в течении всей жизни. Сенека Луций Анней еще в 4 в.до н.э. сказал «Век живи - век учись».

Воспитательный процесс затрагивает личностное развитие не только самого воспитанника, но и воспитателя, который обнаруживает и постепенно развивает у себя качества, необходимые для успешного осуществления воспитательного процесса. Можно сказать по другому, что родители чему-то обучаются у своих детей, а учителя чему - то учатся у своих учеников. Различные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться не только ребенка, но и воспитателя. Воспитывая своих детей, мы воспитываем самого себя.

Воспитание подростков в наше время является проблемой более чем актуальной. Это проблема, как для родителей, так и для педагогов. Подростки в таком возрасте стараются самовоспитаться без помощи взрослых. Из опыта своей работы можно сделать вывод, что подросток способен продолжать заниматься самовоспитанием, хотя далеко не все делают это сознательно и целенаправленно.

В процессе воспитания подростков можно выделить следующие этапы:

  • развитие у детей потребности в формировании того или иного качества;
  • усвоение детьми знаниями о личностных качествах;
  • воспитание умений, навыков и привычек поведения.

Эти этапы можно реализовать с помощью включение детей в различные формы и виды активной деятельности. На каждом этапе стоят различные задачи. И чтобы реализовать эти задачи, педагог организует какое-либо дело и прикладывает как можно больше усилий для включения в него воспитанников. Включив детей в их собственную деятельность, воспитатель может добиться благополучного решения этих задач, которые стоят перед ним.

И обучение осуществляется в различных социальных системах: в семье, в детских общественных, культурных, спортивных организациях. Например в семье детям надо дать возможность помочь родителям и не надо их отталкивать, если они сами вызываются на помощь. Неважно папе ребенок хочет помочь или маме.

Воспитание - это процесс целенаправленный.

Главные задачи воспитания - формирование и развитие ребенка как личность, владеющей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе.

Процессом воспитания является многофакторность. При его осуществлении этого процесса нужно учитывать и применять огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается различному влиянию и при этом накапливается не только положительный, но и отрицательный опыт.

В воспитательном процессе непозволительна противопоставление воспитателя с воспитанниками. Педагог должен бороться не с плохими качествами ребенка, которые у него есть, а за хорошие качества, которые у него будут.

Также непозволительно делать акцент на промахи и недостатки. Их надо поддерживать в любом случаи, необходимо выявлять положительные стороны, тем самым развивать ощущение успехов.

Личностные качества ребенка выражаются, прежде всего, в его общении и взаимодействии с окружающими людьми. Общение со сверстниками занимает равноправные позиции и тем самым подросток вырабатывает свой стиль поведения, формирует его.

Также личностные качества воспитываются в различных деятельностях. Деятельность может быть различной:

  • игровая деятельность включает ребенка в культуру его самореализации, приобретение им коммуникативных навыков (игры, соревнования);
  • творческая деятельность помогает воспитывать в ребенке способность к созданию чего - то нового;
  • трудовая деятельность включает совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражается и обогащается;
  • самоуправленческая деятельность включает в себя совместную деятельность ребенка с другими детьми и при этом создаются благоприятные возможности для личностного самоопределения.

В заключении можно сделать вывод, что воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили.

Не стоит пренебрегать использованием различной деятельности в обучении и воспитании подростков. Деятельность должна постоянно меняться. Различная деятельность формирует положительную атмосферу, и благоприятно влияет на физическое и психологическое состояние подростков.