Проблема влияния детства на дальнейшую жизнь человека. Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. Сочинение на тему "Детство"

Сочинение ЕГЭ:

Детство… Уникальная, волшебная пора в жизни каждого. Многие известные писатели посвящали свои произведения проблеме воздействия этого временного периода на мировосприятие человека, его самооценку. Достаточно вспомнить А. Толстого и его,Детство Никиты” , М. Горького и,Детство”. Не стал исключением и автор данного мне текста Ю. Нечипоренко.

Для того, чтобы проанализировать проблему воздействия впечатлений, полученных в детстве, на становление личности, Ю. Нечипоренко повествует о семье своего героя, размышляет о взаимоотношениях в ней. Автору важно понять, насколько важно для ребёнка жить одними интересами с родителями, может ли это оказать влияние на его характер. Именно поэтому писатель так подробно описывает уклад семьи главного героя: главенствующую роль отца, обыденную и незаметную - матери. Центральное место теста занимает повествование героя-рассказчика о «реализации» очередного бизнес-плана мамы - продажи трёх вёдер вишни и о том ощущении соприкосновения миров взрослых и детей, которое осталось в памяти надолго.

Писатель не высказывает явно свою позицию, но его точка зрения понятна. Так, Ю. Нечипоренко не сомневается в том, что детство имеет большое значения в жизни каждого человека. Рассказывая о времени, которое главный герой провел с мамой, публицист показывает становление характера мальчика: и по истечении времени герой все так же любит читать и мечтать о великом, как это было в детстве.

Я, безусловно, согласен с точкой зрения автора и уже сейчас уверен в том, что детство закладывает «кирпичики» будущего человека.

Аргументируя свою позицию, я бы хотел обратиться к рассказу русской писательницы Т. Кудрявцевой,Детский дом. Лека”. В нём описывается нелегкая жизнь маленькой девочки во время Великой Отечественной войны. Безусловно, ее тяжелое детство: отец погиб на фронте, мама умерла с голоду, отдав последний кусок хлеба дочери, - окажет влияние на дальнейшую жизнь. Так и есть, Ольга Ивановна, таковое имя выросшей Леки, и спустя почти полвека остаётся человеком, которого ценят в первую очередь за дар понимать других, сострадать им. Качества, которые героиня приобрела ребенком: милосердие, доброта, потребность помочь, терпение - помогли ей стать очень хорошим врачом.

Вторым примером, к которому я хотел бы обратиться, является рассказ Р. Бредбэри,Улыбка”. Речь в нем идет о событии, которое перевернуло жизнь маленького Тома. Герой оказался единственным, кто увидел чудесное в полотне, выставленном на растерзание толпы. Я помню чувство потрясения мальчика, то, как он бежал домой и пытался заснуть, но не смог: слишком велико было потрясение красотой картины и варварством общества. Я не знаю дальнейшей судьбы Тома, но могу предположить, что, праздник”, устроенный правительством, изменил жизнь ребенка -Том никогда не станет «толпой».

Перечитывая текст И.Нечипоренко, понимаешь, насколько важную роль играет детство в жизни каждого: в формировании характера, становлении человека как личности.

Текст Ю. Нечипоренко

(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это — дело наживное. (З)Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (б)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:
-Я тебя люблю...
(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (Ю)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.
(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване
—за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно
—хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом.
(19)Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех.
(20)И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.
(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом.
(22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.
(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников».
(27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)3елёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка — шар на ниточке. (ЗО)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города.
(31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.
(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (ЗЗ)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую...
(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:
-Спасибо, мама, я тебя люблю.
(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов.
(41)На двоих у нас три ведра небесных вишен.
По Ю. Нечипоренко

Детство – это время, в которое человек, как карточный домик, выстраивается посредством разных влияний на него. Родители, друзья, школа, ну и конечно самопознание мира – это всё запечатляется в памяти ребенка на долгие, долгие годы, возможно навсегда. И как важно, чтобы ребёнок запомнил счастливые, не обременённые тяготами взрослой жизни моменты, ведь иначе детство отложит неизгладимый, очень тёмный и страшный отпечаток на жизнь человека.

Проблема того, как влияют детские годы, впечатления и знания, накопленные за их время на дальнейшую судьбу человека чрезвычайно актуальна. Её поднимает в своем тексте «Супчик» Дина Ильинична Рубина.

Она рассказывает нам историю женщины, которая вспоминает страшные, тяжёлые довоенные годы, на которые выпало её детство. Мы узнаем, о том, что одной из самых ярких вещей, которые запомнились ей на всю жизнь был обыкновенный суп. Он возымел такое влияние на неё потому, что в детстве девочка страшно голодала, и однажды её накормили тёплым, вкусным, можно сказать спасительным для неё супом.

Именно поэтому « потом всю жизнь слова «суп», «супчик», «супец», «супенций» произносились с придыханием, чуть ли не наравне со словом «Всевышний».

Если ребёнок переживает много отрицательных моментов, если со всех сторон на него идёт лишь негативное влияние, а из детских воспоминаний лишь боль и унижения, это всё нарастёт как снежный ком, и станет идеальной почвой для развития в человеке психологических заболеваний, из которых вытекут ужасающие последствия. Если интересоваться детством маньяков, убийц и прочих подобных элементов, можно заметить схожую особенность. У многих из них было тяжёлое детство. Например, Андрей Чикатило – всемирно известный серийный убийца. Если углубиться в его детство, придёшь в ужас, так много страшных впечатлений должно остаться у ребёнка.

Отвратительное отношение родителей, непонимание со стороны сверстников, война, постоянные неудачи – невозможно в подобной обстановке вырасти полноценной, нормальной, человечной личностью. Андрей и не вырос. Тяжело об этом говорить, но в общем-то, дальнейшая судьба этого человека – это логичное следствие из того, каким было его детство.

Счастливые мгновения своего детства творческие люди: писатели, художники, музыканты могут передать в своих творениях. Люди, связанные с литературой часто пишут произведения посвящённые именно этому отрезку времени: детству, и соответственно воспоминаниям с ними. Углубляясь в повесть «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери мы понимаем, насколько счастливым, насколько безоблачным и запоминающимся было его детство. Он создал это частично автобиографичное произведение именно под влиянием тех самых светлых, невероятно ценных для него моментов, и мы это чувствуем, читая его книгу.

Подводя итоги, могу сказать, что чрезвычайно важно вынести из своего детства именно радостные, добрые воспоминания. Воспоминания о близких, родных. Воспоминания о том, какой всё-таки это прекрасный период-детство!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Различные события из далекого детства могут оказать влияние на судьбу человека, и об этом родители должны помнить с первых минут жизни их ребенка.

Когда малыш только появляется на свет, он открыт миру, готов познавать и стремится взаимодействовать со всем, что находится рядом. Вполне естественно, что любая неадекватная реакция внешней среды окажет влияние на его эмоциональное состояние и характер. Это та причина, по которой так важно как можно больше внимания и заботы уделить своему ребенку, ведь в столь юном возрасте он ничего еще не осознает, а родители являются для него своеобразными проводниками по непонятному миру.
Как выражаются детские травмы в поведении взрослого человека
Когда ребенок не получает достаточно родительского внимания и любви, не удивительно, что у такой сформировавшейся личности будет большое количество комплексов, рожденных чувством ненужности. Ребенок, не понимая сложностей взаимоотношений взрослых и причину поведения родителей, будет находить ее в внутри себя.
Взрослые, выросшие в таких условиях, не способны полюбить себя, потому что никогда не получали этой любви от родителей. Дисгармония малыша в отношении с близкими приводит к дисгармонии восприятия мира у взрослого человека.
Помимо внутренней агрессии, травмы детства могут проявляться во внешней агрессии, которая направлена на людей или даже на весь мир.
Что может повлиять на ребенка?
Негативные события
Грубое отношение взрослых
Обидные слова
Невыраженные/подавленные эмоции
Недостаток внимания и/или любви
Все, что происходит с людьми в детстве, остается в подсознании, хранится и оказывает непосредственное влияние на эмоциональный баланс, восприятие мира, характер человека. Следовательно, все, что окажет влияние на ребенка в детстве, будет неосознанно влиять на все его решения на протяжении всей жизни.
Как избавиться от влияние детских травм?
Лучше всего обратиться к психологу, однако, к сожалению, многие люди боятся обращаться за помощью, считая это чем-то зазорным или постыдным. За помощью обращаются только те, кто реально готов измениться, избавиться от груза прошлого, посмотреть правде в глаза и принять ее.
Хороший специалист без осуждения поможет разобраться в себе, посмотреть на себя или на проблему со стороны, поможет в принятии себя и важных решений.
Можно и самостоятельно попробовать справиться с травмами детства, но для этого необходим постоянный контроль своих мыслей и действий. Если что-то в жизни идет не так и приложенные усилия не дают никаких результатов, значит, нужно менять то, что максимально привычно. Нужно научиться принимать жестокую правду, очень часто то, к чему мы привыкли, привязаны во взрослой жизни, на самом деле не то, что нам нужно. Обязательно стоит задаться вопросом: “действительно ли это то, что мне нужно?”.
Дети – не игрушки, и прежде, чем заводить ребенка, надо убедиться, что вы обладаете всеми моральными и материальными возможностями, чтобы вырастить его здоровым, полноценным человеком. И помните, никогда нельзя перекладывать свои нереализованные мечты на ребенка – это другой человек, со своими мыслями и интересами, ему нужна возможность прожить свою полноценную жизнь.

Более 7 видов психологических травм могут произойти с человеком в детстве. Как избежать последствий и жить счастливо?

Люди, будучи уже взрослыми, пытаясь разобраться в себе и своих проблемах, часто даже и не подозревают, что их сегодняшние проблемы и конфликты связанны с детством и детскими травмами.

Детская, как и любая психологическая травма – это очень субъективная вещь. Событие может ссорящиеся родителиоказаться для человека травмирующим только в том случаи, если оно было для него, во-первых, значимым, во-вторых, вызвало сильное эмоциональное переживание. Это может быть предательство, обман, несправедливость, разочарование, насилие, смерть близкого человека, болезнь. Все эти события могут и не быть травмирующими, если человек принял этот опыт целиком и полностью и интегрировал его с собой.

Самыми травмирующими для нас являются травмы детства, поскольку мы их часто просто не помним и потому не осознаем. Они глубоко сидят в подсознании и потому особенно сильно и незаметно влияют на нашу жизнь. Любое нарушение семейных взаимоотношений не проходит бесследно ни для кого, но для ребенка в особенности, поскольку оно влияет на всю его дальнейшую взрослую жизнь.

Будучи детьми, все мы учились реагировать на те или иные обстоятельства, копируя поведение родителей, осознанно или нет, поскольку сами мы еще были не в состоянии конструировать собственное поведение на основе своего опыта. Родители учили нас всему, и потому являются для нас очень значимыми, «опорными» фигурами. Для ребенка и его будущего очень важны не отдельные поступки родителей, а их жизненная позиция: живут ли они как любящие, помогающие друг другу и твердые в своих убеждениях люди или что-то делает их злыми, тревожными, внутренне раздвоенными. Часто сами родители страдали от психологических проблем и неразрешенных конфликтов и показывали нам не всегда положительный пример поведения, даже того не осознавая.

Есть теория, что многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем «внушения» от родителя к ребенку в раннем детстве. Родители передают детям свои «родительские представления» (директивы) о том, как нужно жить, относиться к людям и обращаться с родителями и старшими, даже не задумываясь о том, что их «представления» не только являются причиной их собственных проблем, но и могут сломать всю жизнь ребенку.

Директива - это скрытое приказание, завуалированное в словах или действиях родителей, за неисполнение которого ребенок будет наказан. Наказание за неисполнение этой директивы следует не явное, как, например, физическое наказание, а косвенное – через чувство вины. Ребенок как бы наказывает сам себя чувством вины перед родителем, внушившим ему такую установку.

Многие из этих родительских директив и являются основой детской психологической травмы и не дают нам жить нормально во взрослой жизни. Вот лишь некоторые из них:

1. ТРАВМА «НЕ ЖИВИ»

Такую директиву внушают те родители, которые показывают или рассказывают ребенку, как много проблем он им принес, появившись на свет, и как тяжело им пришлось в период после его рождения, как он часто болел, сколько переживаний и горя он им причинил своим поведением, сколько бессонных ночей и нервов было на него потрачено. Слыша такое от родителей, ребенок понимает все буквально: «Родителям со мной тяжело. Лучше бы я умер, это избавит их от всех проблем». Выполняя этот родительский «приказ», ребенок сначала, «как бы случайно» начинает разбивать коленки и ломать руки, а вырастая, находит другой способ саморазрушения – алкоголь, курение, наркомания и экстремальные виды спорта.

2. ТРАВМА «НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ»

Человек с этой директивой постоянно не удовлетворен собой. Он все время хочет быть похожим на кого-то другого. А вызывается она родительскими высказываниями типа: «Вот посмотри на Анечку, она младше тебя, а уже много умеет», «Будь похожим на…», «Вот посмотри, как ведет себя этот мальчик (эта девочка) и бери с них пример». Вырастая, такой человек становиться очень критичным к себе. Будучи постоянно неудовлетворенным собой и мотивированным такими родительскими высказываниями на зависть к кому-то или чему-то, он начинает убегать от самого себя, и надевает маски тех, кого считает лучше себя, себя же при этом считая ничтожеством. Есть еще одна причина укоренения такого сообщения от родителей в подсознании, когда родители ожидали ребенка другого пола и не постеснялись неоднократно сообщить это своему чаду: «Мы так ждали мальчика, а появилась ты», «Мы хотели Анечку, а получился Антон».

3. ТРАВМА «НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ»

Родители часто повторяют: будь серьезным, не дурачься, что ты ведешь себя как маленький, ты уже взрослый, пора тебе поумнеть и все в таком роде. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои «детские» желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми, как со своими, так и с чужими, потому что он «взрослый». Ну и конечно без завести тут не обходится, ведь другим детям можно то, что ему было нельзя.

4. ТРАВМА «НЕ РАСТИ», «ОСТАВАЙСЯ МАЛЕНЬКИМ»

Такую директиву создают своим детям родители рассуждающие так: «Вот повзрослеет сынок (дочка), создаст свою семью, и я уже никому не буду нужен». Такие родители просто привыкли жить жизнью детей и уже забыли, как это жить собственной, поэтому не представляют, что они будут делать, когда дети их «покинут». Такие родители «внушают» своим детям, что детство – это самое прекрасное, что у них будет. Ребенок, получивший директиву «не расти», так никогда и не вырастет, отдавая свою взрослую жизнь родителям.

5. ТРАВМА «НЕ ДУМАЙ»

Такой «приказ» могут дать родители через фразы типа: «Не умничай», «Меньше думай, больше делай», «Хватит мечтать о небесных кренделях» и подобных. В итоге дети, вырастая не способны решать трудные проблемы, которые требуют стратегии. Разного рода «странные мысли» такой взрослый заглушает алкоголем и развлечениями.

6. ТРАВМА «НЕ ЧУВСТВУЙ»

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства и эмоции и запрещают проявлять, к примеру, страх или злость своему ребенку. Ребенок приучается «не слышать» сигналы своего тела и души о возможных неприятностях. «Не сахарный, не растаешь», «Терпи, перестань ныть, ты же мужчина». И ребенок в итоге начинает думать, что чувствовать это «плохо» и «нельзя» и внешне перестает чувствовать. Впоследствии это может стать причиной очень серьезных психосоматических заболеваний, поскольку сами эмоции никуда не деваются, а оседают глубоко внутри.

7. ТРАВМЫ «БУДЬ САМЫМ ЛУЧШИМ» И «НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА»

Эти два полюса всегда идут рядом. С одной стороны родители хотят гордиться своим ребенком и расстраиваются, если он не оправдывает их надежд: «Если закончишь четверть с «тройками», то …». Так ребенка приучают, что все надо выслужить. Но соблюсти все условия игры одновременно не удается. С другой стороны ребенок рискует «напороться» на родительскую зависть: «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончила институт». Уже потом, во взрослой жизни, не раз столкнувшись с неудачами и потерпев поражение, мы понимаем, что где-то глубоко внутри «достигнуть успеха» для нас означает - приносить родителям несчастья и зависть.

8. ТРАВМА «НИКОМУ НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ, - УЖ ВЫ МНЕ ПОВЕРЬТЕ!»

Фразы родителей «Никому не доверяй, все люди обманщики», «Верь только мне (родителю)» ребенок понимает примерно так: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный. Будучи взрослым, такой человек может иметь серьезные проблемы с доверием, а значит проблемы в личной и сексуальной жизни.

9.ТРАВМА «НЕ ДЕЛАЙ»

Сверхзаботливые и осторожные родители не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки. «Не трогай кошку - поцарапает», «Не лазай по деревьям - упадешь». В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Естественно, ребенок даже не догадывается, что его страхи - лишь послушное следование директиве, смысл которой: «Не делай сам, это опасно. Подожди меня». Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Это лишь немногие из тех детских психологических травм, которые продолжают влиять на нашу взрослую жизнь, на самом деле их гораздо больше. Секрет нерушимости этих родительских приказов в том, что нам невероятно тяжело перепрыгнуть тот уровень убеждений, который нам достался от родителей. Родители предлагали нам свои представления о жизни, так как свою шкалу ценностей они считают незыблемой, единственно правильной, и нам порой тоже не хватает смелости в ней усомниться.