Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театрализованной деятельности. Этюды на выражение эмоций

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:

у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

    овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);

    опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

    обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации - в изобразительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;

    достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;

    полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

    способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

формирование представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции (Приложение 4).

Литература

    Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.

    Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

    Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

    Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.

    Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.

    Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.

    Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972

    Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.

10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческой развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-

творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец); опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации - в изобразительном

(Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве; полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоциональноположительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

Формирование представлений о театре, эмоционально-

положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий;

необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

Подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

Формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.).

Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в

рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

Ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры.

Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную стороны взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;

«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетным обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции (Приложение 4).

Вопросы:

Ольга Костыгина
Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению . К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка .

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь .

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой

физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Результаты обследования детей

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста не знают русских народных сказок, т. к. родители мало читают детям художественные произведения Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения , но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение .

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра , поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому я решила использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры , что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.

Я в своей работе использую театральную деятельность , которая пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями , прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий , необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей .

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель , а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста , уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Я считаю, что включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность , в частности в театрализованную игру , позволит привить интерес к восприятию художественной литературы , а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

Именно поэтому была поставлена цель : Прививать интерес дошкольников к художественной литературе , через театрализованную деятельность .

Задачи :

1. Создать систему работы по приобщению детей к книге .

2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову .

4. Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников , в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек, былин.

5. Формировать нравственные качества личности дошкольников , такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Принципы работы

1. Принцип поэтапности - «погружения» в проект . Это самый ответственный принцип : если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, сложного задания.

3. Учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы , которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности. Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности

Этапы работы

Для эффективной работы и решения поставленных задач вся деятельность была разбита на 3 этапа

этапы Практические формы работы с детьми Практические формы работы с родителями

1. Информационно-аналитический Организация выставки книг в книжном уголке

Просмотр иллюстраций в книгах

Подбор методической литературы

Подбор дидактических игр анкетирование

Разработка перспективного плана

2. Внедренческий чтение книг

Беседы по прочитанному.

Заучивание наизусть.

Пересказ произведений.

Выразительное чтение

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Дидактические игры.

Элементы инсценирования.

Просмотр видеороликов, фильмов.

Оформление выставок

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации)

Изготовление масок, костюмов.

Создание книжек - малышек родительские собрания;

Консультации;

Семинары-практикумы;

Выставки детской литературы ;

Дискуссии;

Анкетирование;

Фотопрезентации.

Участие родителей в литературных конкурсах , в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок

Изготовление масок, костюмов

Создание книжек - малышек

3. Оценочный театральная постановка сказки

Наблюдение за деятельностью детей

Опрос совместные досуги, праздники;

Анкетирование

Ожидаемые результаты

1. Создание и апробирование системы работы по приобщению детей к книге , через театрализованную игру .

2. Оказание помощи родителями в решении проблемы

3. Заинтересованность детей в изучении русских народных сказок, потешек, басен.

4. Выражение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек через театральную деятельность .

Возможные проблемы (риски)

Риски Пути преодоления

Нет постоянно обновляемой библиотеки в детском саду Взаимодействие с сельской и районной детской библиотекой

Недостаточно литературы , методических материалов по проблемам детского чтения Изучение опыта работы других детских садов

Небольшое разнообразие игрушек и атрибутики для театрализованной игры Взаимодействие с родителями

Отсутствие театра в нашем городе Приглашение детских выездных театров в детский сад

Результативность опыта.

Я считаю, что в результате работы создана система работы по приобщению детей к книге , удалось познакомить детей с жанрами художественной литературы . Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать не большой текст. Дети охотно составляют свои сказки, дети осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой (выступают в роли режиссера) Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Мои воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг дошкольников показал , что более 95% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

С ребятами проводится большая системная работа.

В течение 4 месяцев я знакомила детей с устным народным творчеством (былины, сказки) . Воспитанники пересказывали, изображали прочитанное в рисунках, лепили героев используя пластилин, глину, совместно с родителями делали поделки из природного материала, шили костюмы, репетировали роли любимых героев, показывали сказки.

пт, 12/02/2016 - 16:29 | admincgmiideia

МАДОУ «Детский сад № 224 комбинированного вида» Советского района города Казани

Проектная работа

Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности

в контексте ФГОС дошкольного образования

Выполнили:

Риманас Ольга Георгиевна, музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

г. Казань - 2016г.

Введение

1.Актуальность проекта

2.Цели и задачи проекта

2.1 Цель проекта

2.2 Задачи проекта

2.3 Целевая группа проекта

3.Вид проекта

4. Проектное решение

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

6. Программа проектных мероприятий

7.Ожидаемые результаты реализации проекта

Заключение

Список литературы

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Прилоңение 4

Введение

Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

  1. Актуальность проекта

Театральное искусство – одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Оно позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи – диалогической и монологической; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

  1. Цель и задачи проекта
    1. Цель проекта

Воспитание у дошкольников любви к народному творчеству через театрализованную деятельность посредством постановки с детьми старшего дошкольного возраста татарской народной сказки «Три сестры».

2.2. Задачи проекта:

Обогатить представления детей о видах театра (кукольный театр, драматический, музыкальный).

Способствовать постижению основ сценического искусства (жесты, мимика, выразительность речи, дикция, пластика движений).

Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, умение к ролевому перевоплощению, разыгрыванию несложных сюжетных линий.

Воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.

Знакомство с татарским народным творчеством и традициями через художественное слово, музыку, танцы и театрализованную деятельность.

  1. Целевая группа проекта : воспитанники 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители

3. Вид проекта: творческо - игровой

4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Основная идея проекта: создание, внедрение и апробирование разработанного материала по приобщению детей к театрализованной деятельности в образовательный процесс. Установка эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и родителей. Приобщение к театральному искусству в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Приобретение личного опыта педагога в оформлении и организации образовательного процесса в рамках реализации проекта.

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1. Сроки реализации проекта: с 03.09.16 по 28.11.2016

5.2. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 03.09 по 17.09.2016г.)

2. Основной (с 18.09.по 20.11.2016г.)

3. Заключительный (с 21.11 по 28.11.2016)

  1. Программа проектных мероприятий

Комплекс

мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Подбор литературы по проведению театрализованной деятельности с дошкольниками, составление сценария

Личная библиотека,

методический кабинет

Музыкальный руководитель

Подбор музыкального репертуара, составление танцевальных композиций

Личная фонотека,

методический кабинет

Музыкальный руководитель

Создание декораций, атрибутов к спектаклю с участием педагогического состава, родителей и детей

Музыкальный зал, группа ДОУ

Ознакомление детей с содержанием сказки

Группа ДОУ

Музыкальный руководитель, воспитатели

Анкетирование родителей на выявление предпочтений и интереса к театру

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Этап 2

Рассказывание и пересказ сказки по ролям в рамках

Группа ДОУ

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

Разучивание диалогов по сюжету татарской народной сказки «Три сестры» посредством использования разных видов театра (настольный, пальчиковый, кукольный).

Группа ДОУ

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа над дикцией и выразительностью речи (скороговорки, артикуляционные упражнения)

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Работа над пластичностью, выразительностью, непринужденностью движений и передачей театрально – игрового образа

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Разучивание песен и танцевальных композиций

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Совместная творческая деятельность детей и родителей по сказке «Три сестры»

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Консультация для родителей

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Репетиции с детьми:

в рамках кружковой деятельности (2 раза в неделю) индивидуальной и подгрупповой работы в режиме дня

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Продуктивная деятельность (лепка, аппликации) по сказке «Три сестры»

Группа ДОУ

Воспитатели

Посещение детьми и родителями детских спектаклей

В течение всего проекта

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители

Практические занятия по выразительным средствам театрализованной деятельности (мимика, жесты, движения)

Музыкальный зал

15.10.2016-01.11.2016

Музыкальный руководитель

Этап 3

Выставка совместного творчества детей и родителей «Моя любимая сказка»

Музыкальный зал, фойе детсада

21.11.2016 – 28.11.2016

Воспитатели

Театрализованное представление для родителей и детей приуроченное ко «Дню матери»

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель,воспитатели

Анкетирование родителей на выяснение заинтересованностью результатами проекта

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Презентация итогов реализации проекта или творческий отчет в форме настенного фотоальбома или стенгазеты

Музыкальный зал, группа ДОУ

Музыкальный руководитель

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для педагога:

- Приобретение опыта в реализации образовательного процесса в рамках проектной деятельности.

Обогащение предметно - пространственной среды группы, в области театрализованной деятельности.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

Для детей:

Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка, его эстетического

Расширение представлений детей о жанрах и видах театра.

Развитие монологической и диалогической речи ребенка.

Владение жестами, мимикой, пластикой движений и средствами

выразительности речи: дикция, тембр и звуковысотный слух.

Развитие способности к перевоплощению, передачи настроения через жесты, мимику и движение.

Развитие социально – коммуникативных навыков общения.

Для родителей :

Приобщение родителей к жизни детского сада и умению воспринимать внутренний мир ребенка и его личностные потребности.

Получение возможности наблюдать за своими детьми в процессе театрализованной деятельности, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Возникновения доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада

Заключение

Проектная деятельность по теме «Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования» даст возможность сделать выводы о результативности проведённой работы и выявит положительную динамику в развитии у детей умений: импровизировать, с удовольствием выполнять творческие задания, умело использовать средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения (грация, пластика точность, плавность, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа); умения применять средства интонации (выразительность, чёткость, чувственность, регулирование темпа, громкости); умения детей владеть техникой кукловождения, обладать простейшими исполнительскими навыками, активным участием в театрализованных представлениях. А самое главное – в процессе совместной деятельности формирования положительных взаимоотношений у детей, осознания чувства удовлетворения, радости, эмоциональной раскрепощённости.

Список литературы

Основная

  1. Антипова Е.А. Театрализованная деятелҗность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  2. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5 - 7 лет М.: Сфера, 2012 3.
  3. Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. Волгоград, Учитель, 2016 г.
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: Сфера, 2009 1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  5. Солдатова О. В., Развитие творческой активности старших дошкольников. Минск.: Белый ветер, 2014 г.

Дополнительная

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: методическое пособие. М., 2006
  2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного: учебно – методическое пособие. СПб., 2002
  4. Девина И.А. , Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М., Ось, 2002
  5. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду/ Дошкольное воспитание, 2005, №4
  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно – методическое пособие. СПб, 2002
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003
  8. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми: справочник старшего воспитателя, 2008, №3.

Приложение 1

Анкета для родителей № 1.

  1. Что такое театрализованная деятельность?

а) игровая деятельность

б) трудовая деятельность

в) учебная деятельность

г) двигательная деятельность

  1. Театр – это сочетание всех видов искусства?
  1. Какие личностные качества развивает театрализованная деятельность?

(коммуникативность, раскрепощённость, артистизм, творческое самовыражение, возможность реализовать свои потребности и т.д.)

  1. Как часто вы посещаете театр с детьми?
  1. Когда, где и какой спектакль вы смотрели с ребёнком в последний раз?
  1. Хотите ли вы принять участие в постановке детского спектакля в детском саду?
  1. Какую помощь можете оказать? (помощь в оформлении декораций, пошиве костюмов, оформлении атрибутов и аксессуаров к спектаклю)

Приложение 2

Три сестры

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

Приложение 3

Анкета для родителей № 2.

  1. Принимали ли вы участие в реализации проекта?
  1. Если да, какое именно?
  1. Посещали ли вы с детьми театр? Какой? (В период с сентября по ноябрь 2016 года)
  1. Какое впечатление получил ребёнок при посещении просмотра спектакля?
  1. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
  1. Принимали ли вы участие в совместных выставках и в репетициях спектакля?
  1. Ваше отношение к совместным образовательным мероприятиям в группе?

Приложение 4

Использование скороговорок для отработки дикции

  1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
  2. Водовоз вёз воду из-под водопровода
  3. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
  4. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила
  5. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  6. У ёлки иголки колки.
  7. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  8. Саша шапкой шишку сшиб.
  9. От топота копыт пыль по полю летит.
  10. Ткёт ткач ткани на платке Тане.

Хөрмәтле ата-аналар,балалар белән тизәйткечләр

кабатлагыз.

1.Мин әйт әалам, кем әйтә ала?

2.Тукый, тукый тукыган, тугыз талны чукыган.

3.Тау башында таллыкта тукраннар тукылдый.

4.Мич башында биш мәче, биш мәченен, биш башы.

5.Биш мәченең биш башына ишелмәсен мич ташы.

6.Җиләк, җиләк, җиләкләр,

Бик тиз тулмый чиләкләр.

Тулыр иде чиләге,

Юк бит аның җиләге.

7.Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык,

Чык-чык, кошчык, очып чык!

Приложение 5

Консультация музыкального руководителя

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Приложение 6

Музыкальное сопровождение к инсценировке

татарской народной сказки “Три сестры”

  1. Выход матери
  2. Выход дочерей
  3. Танец парный
  4. Танец белочки
  5. Тема черепахи
  6. Тема паука
  7. Тема пчелки
  8. Финал

Приложение 7

Этюды на выражение эмоций

  1. Перед детьми карточки – подсолнухи с изображением разных эмоций.

Задание: прослушайте музыкальное произведение, найдите соответствующую картинку, изобразите эмоцию мимикой

  1. Упражнение “Зеркало”.

Задание: ребёнок смотрит в зеркало, педагог просит показать ту или иную эмоцию

  1. Упражнение.

“До чего же я красивая”. Сказать:

  1. Обыкновенно
  2. С восхищением
  3. С изумлением
  4. С надменностью
  5. С удивлением
  1. Игры – превращения (учимся владеть собой)
  1. Практические уроки с артистом театра (мимика, жесты, движения)

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источни-ком развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как ак-тивный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:
. у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
. наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
. театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;
. отсутствует готовность педагогов к руководству процессом вос-приятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):
. овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с восприни-маемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);
. опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);
. обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музы-кальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;
. достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;
. полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;
. способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждаю-щим к диалогу;
- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:
. формирование представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
. подведение к пониманию специфики актерского искусства. На ос-нове просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств об-разной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;
. формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;
. ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».
После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции ().

Вопросы:
Перечислите условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое развитие дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:
Составьте кроссворды, чайнворды, головоломки для дошкольников на театраль-ную тему.
Литература
1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной куль-туры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. - М., 1994.
8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок-М., 1972
9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.