Примеры сочинений по направлению: Отцы и дети. Отцы и дети сочинение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.Н. Островский «Гроза»

В.К. Железников «Чучело»

А.В. Вампилов «Старший сын»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Евгений Онегин»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мёртвые души»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

С.А. Есенин «Письмо матери»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

А.И. Куприн «Сказка»

А.Р. Беляев «Человек-амфибия»

А.С. Грин «Алые паруса»

А.А. Ахматова «Реквием»

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.

Советы родителей очень много значат для детей.

По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.

Не заботиться о своих родителях – значит предать их.

Не всегда родители несут добро своим детям.

Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.

Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.

Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Итоговое сочинение –2018

Тематическое направление

« ОТЦЫ И ДЕТИ »

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Возможные темы по направлению

«Отцы и дети»

1. Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?

2. В чем причины конфликта отцов и детей?

3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?

4.Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?

5. На чем строятся взаимоотношения в семье? 6. Какова роль матери в жизни ребенка?

7. Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей»?

8. Какова роль отца в жизни ребенка?

9. Может ли кто-нибудь заменить родителей? 10. Согласны ли Вы, что детям присущ «дух протеста» больше, чем их родителям?

11. Каковы последствия гиперопеки?

12. Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?

13. Могут ли дети повлиять на родителей?

14. Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?

15. Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?

16. Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»?

17. Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»?

18. Что такое «духовное сиротство»?

19. К чему приводит отсутствие любви в семье?

20. В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?

21. Что значит быть «отцами и детьми» в науке и искусстве?

22. Как вы понимаете словосочетание «поколение гугл»?

23. Важен ли спор поколений в «науке», искусстве?

24. Как спор поколений воздействует на прогресс?

25. Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?

26. Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»?

27. К чему может привести конфликт поколений?

28. Чем опасно отсутствие преемственности поколений?

29. Как отца и детям найти компромисс?

30. Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»?

31. Чем опасна «инфантильность» взрослых?

32. Кого называют «сынами Отечества»?

33. Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»?

34. Согласны ли Вы со словами Сервантеса «Заслуги отца на сына не распространяются»? 35. Как вы понимаете выражение «чужих детей не бывает»?

36. Раскройте смысл пословицы: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».

37. Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?

38. Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца».

39. С какими сложностями сталкиваются родители в воспитании подрастающего поколения?

40. Как вы понимаете высказывание «дурной пример заразителен»?

41. Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»?

Цитаты:

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

Фридрих Шиллер

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.

Иоганн Гёте

Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.

А. С. Грибоедов

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери.

Ги де Мопассан

Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

Эрих Фромм

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного.

| Л.Н. Толстой |

Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.

В. Г. Белинский

1. К какому литературному направлению относится творчество И.С.Тургенева?

А) классицизм

Б) сентиментализм

В) романтизм

Г) реализм

2. С каким журналом большую часть своей творческой жизни сотрудничал Тургенев?

А) “Вестник Европы”

Б) “Современник”

В) “Отечественные записки”

Г) “Русский вестник”

3. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А) семейный

Б) любовный

В) социально-психологический

Г) роман-путешествие

4. Какова композиция романа?

А) последовательная

Б) циклическая (повторяющаяся)

В) зеркальная

Г) “роман в романе”

А) углубить конфликт

Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем

6. К какому сословию принадлежит Базаров?

А) дворянин

Б) разночинец

Г) крестьянин

7. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса” (выберите нужное).

А) пролетариата

Б) крестьянства

В) революционных демократов

Г) дворянства

8. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

________________________________________________________________________

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

________________________________________________________________________

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

________________________________________________________________________

9. Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ)

Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы)

Г) любовный (Базаров – Одинцова)

10. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

А) о принципах

Б) об искусстве

В) о любви

Г) об аристократах

Д) о нигилизме

Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве

З) о науке

11. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

А) интеллигенция

Б) аристократия

В) патриархальное дворянство

Г) крестьянство

12. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым

Б) любовь к Одинцовой

В) разрыв с Аркадием

Г) отношения с родителями

13. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники

Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму

Г) показать антиподов братьев Кирсановых

А) Аркадий

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Ситников

Г) Василий Иванович Базаров

15. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

А) Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Одинцова

16. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова

Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь

Г) боялась лишиться покоя в жизни

17. Какова роль женских образов в романе?

Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин

Г) противопоставлены главному герою

18. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали. Ответы запишите.

А) серебряная пепельница в форме лаптя _________________________________

Б) томик стихов Пушкина ______________________________________________

В) балахон с кистями __________________________________________________

Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом ___________________

19. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией

Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории

В) конфликт разрешается в пользу дворянства

Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

21. Какова функция данного пейзажа в романе?

“ Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

А) романтическая

Б) социальная

В) психологическая

Г) философская

22. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

“ Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

А) романтическую

Б) социальную

В) психологическую

Г) философскую

23. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

Г) М. Антонович

25. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

1. Г 10. В, Е 19. В
2. Б 11. А 20. А
3. В 12. Б 21. Б
4. Б 13. В 22. Г
5. В 14. Г 23. А
6. Б 15. В 24. Б
7. Г 16. Г 25. В
8. А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) Н.П.Кирсанов

Г) Е.Базаров

17. А
18. А) П.П.Кирсанов

Б) Н.П.Кирсанов

В) Е.Базаров

Г) В.И.Базаров

9. В

Использованная литература.

1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Михайлова И.М. Литература: Тесты. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2000.

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2000.

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым .

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича . Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием. Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

Самое важное в подготовке к итоговому сочинению – это формирование личного банка аргументов, которые помогут раскрыть даже самую сложную тему. В этом деле вам поможет команда «Литерагуру», которая занимается созданием литературных примеров уже не первый год. Чтобы дополнить нашу подборку, пишите в комментариях, какое произведение добавить, и мы обязательно напишем соответствующий аргумент специально для вас.

  1. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои находятся по разные стороны баррикад, потому что они – представители разных поколений. Их конфликт происходит, казалось бы, на ровном месте, но под ним кроются серьезные причины, которые дают о себе знать не одно столетие. Каждый раз, каждый век отцы и дети ссорятся и не находят общего языка. Так и в книге: Евгений и Павел Петрович невзлюбили друг друга с первого взгляда. Хозяин дома даже не подал руки, а гость грубо и насмешливо вносил свой устав в чужой монастырь. Аристократ видел в разночинце невоспитанного и наглого выскочку, а ученый и медик считал праздного барина никчемным и пустым человеком. А все потому, что времена меняются, и отцы не могут приспособиться к переменам, а дети не желают перенимать их опыт из-за самоуверенности. Павел Петрович мог бы многому научить Евгения Васильевича, а именно такту, сдержанности и манерам. А Базаров мог бы ввести стариков в новый мир преобразований. Но оба поколения не могут понять и услышать друг друга, и причина этого конфликта – бескомпромиссность и категоричность отцов и детей.
  2. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрываются некоторые причины, которые объясняют нежелание многих детей перенимать опыт старших. Из личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и чрезмерных кутежей. В результате мужчина оставил детей на произвол судьбы, ведь женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее. Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека. Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками, поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.

Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение. Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также мужчина научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел по-настоящему близких людей.
  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил голодом половину слуг. Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками своего несчастья.
  • Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу искать лучшей жизни, став любовницей офицера. Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание. Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала, как несправедлива была к любящему отцу.
  • А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример, из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая наука, которую должен освоить каждый родитель. Самсон Вырин очень баловал свою дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет. Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца. Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие целомудренным девушкам побег из отчего дома. Естественно, девушка не устояла перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы. Поэтому очень важно не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности, совести и добропорядочности.

А. С. Пушкин, «Дубровский»

  • А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт отцов и детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров решил выгодно выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела стать его женой. Но Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию пары. Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит, отношения в семье навсегда испорчены. Вот, к чему ведет противостояние поколений, если его вовремя не прекратить.
  • А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они оба являются честными и благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны. Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было. Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед. Без сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.

И. А. Гончаров, «Обломов»

  • Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.
  • Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

  • К сожалению, плохое влияние отцов пагубно отражается на детях. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сам исповедует ложные ценности и навязывает их дочери. По его мнению, ее жених может быть ничтожеством, но только богатым и перспективным. Также его не смущает, что зять будет пресмыкаться и лицемерить, лишь бы получить чин. А еще отец выступает против образования, так что Софья довольствовалась только чтением романов. Естественно, подобная расстановка приоритетов в воспитании девушки сыграла не последнюю роль в формировании ее дурных наклонностей. Она спокойно обманывает отца, встречаясь с Молчалиным, бессовестно лжет гостям, обвиняя Чацкого в сумасшествии. Героиня не видит во лжи ничего плохого, ведь отец тоже не порицает лицемерие. Он приветствует все, что ведет человека к успеху, и его дочь усвоила урок: своего можно добиваться любыми средствами. Вот так грехи отцов передаются детям.
  • Конечно, зрелые люди опытны и авторитетны, но не всегда правы. Доказательство мы можем найти в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поколение отцов ратует за консерватизм и перетягивает на свою сторону молодежь, которая не спорит, а подстраивается под стариков, чтобы получить высокий чин. Например, Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Он одобряет пороки: лицемерие, карьеризм, жестокость ради забавы. Барин даже не считает постыдным свое волокитство за горничной. Сам он волнуется лишь об общественном мнении, поэтому в финале восклицает: «О боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!». Сам скандал — пустяк, главное — это то, что подумают о вас важные люди. Такое мировоззрение никак нельзя назвать правильным, ведь оно сохраняет все недостатки старины и не принимает положительные обновления.

А. Н. Островский, «Гроза»

  • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» конфликт поколений приобретает пугающий масштаб. Кабаниха и Дикой доводят молодежь до крайностей: Катерина уходит из жизни, Варя сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в преступлении, а Борис отказывается от любви, боясь остаться без обеспечения. Эти ужасные последствия конфликта отцов и детей фактически лишили Калинов светлого будущего, ведь его просто некому делать. В неравной борьбе победило то, что обречено на скорую смерть, а новые ценности и ориентиры больше некому защищать. Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
  • Почему отцы и дети не находят взаимопонимания? Дело в том, что они развивались в разных условиях, поэтому им не суждено понять друг друга в полной мере. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодое поколение существенно отличается от старшего. Если Кабаниха и Дикой росли в ханжеской атмосфере патриархального купечества, то молодежь растёт в мире, где есть альтернатива «Домострою». Перед ними Кулигин развенчивает невежественные стереотипы странниц, а Катерина, которая получила дворянское воспитание, произносит возвышенные речи о свободе. Естественно, Варвара и Тихон в такой среде ведут себя иначе, чем их предки. На пороге новое время, когда мужчина не будет попирать права женщины, когда люди поймут, что Илья-пророк не скачет по небесам. Но отцы не готовы просто так уступить власть. Они обороняют свою правоту, боясь признать себя побеждёнными. Они свято оберегают то, во что верят. Поэтому конфликт неминуем. Ни одна сторона не сможет понять другую, ведь между ними пролегла пропасть времени.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

    От ошибок отцов сильнее всего страдают дети. Например, Соня Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание» вынуждена жертвовать собой, чтобы прокормить семью. Ее отец женился на многодетной вдове, чтобы помочь ей обеспечить детей, а сама запил и лишился работы. Естественно, Мармеладовы страшно голодали, каждая копейка уходила в кабак. Не выдержав упреков и истерик мачехи, героиня пошла на панель. Только ее позорное ремесло приносило деньги, необходимые для жизни. Тем временем отец ничуть не раскаялся в содеянном зле. Он продолжал пить и жалел только себя, рассказывая людям в трактире о своей несчастной судьбе. Частично деньги, добытые ценой позора, уходили на поощрение алкоголизма отца семейства. Таким образом, именно грехи отцов ложатся тяжким бременем на хрупкие плечи детей, и им невероятно сложно начать свой жизненный путь, исправляя чужие ошибки.

    Не все дети похожи на своих родителей, есть и исключения из правила. Например, Соня Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание» существенно отличается от своего горемычного отца. Пока Мармеладов-старший жалеет только себя и заботится лишь об удовлетворении своей пагубной страсти к спиртным напиткам, его дочь ценой невообразимых жертв спасает семью от голода, причём кормит чужую для неё женщину и чужих детей. При этом она не разглагольствует, как ей тяжело живётся, в трактирах и кабаках. Девушка при своём роде занятий умудряется не опуститься в омут порока. Она сохранила чистоту души, несмотря ни на что. А вот ее отец сломался под натиском жизненных трудностей. Таким образом, дети не всегда являются копиями своих родителей. Новое поколение может исправить ошибки старого и стать гораздо лучше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Направление «Отцы и дети»

С каких сторон можно рассматривать данное направление?

1. Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.

2. Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.

3. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.

4. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д.

Тезисы

Советы родителей очень много значат для детей

Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений

По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах

Не заботиться о своих родителях - значит предать их

Не всегда родители несут добро своим детям

Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы

Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке

Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Отец -

1.Мужчина по отношению к своим детям. 2. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель 3. Отцы (только мн.ч.). Руководитель, глава 4. Основоположник учения. Изобретатель важной части науки, художества, ремесла, или весьма прославившийся чем-либо. Корень, основанье, начало, источник. Санскритский язык отец языков европейских. Нужда отец догадки. Отец отечества, благодушный государь. 5. Предки, предшествующее поколение. 6. Представитель старшего поколения, пожилой мужчина. 7. Люди, облеченные властью. 8. перен. Человек, по-отечески заботящийся о подчиненных,младших

Дети (ребенок, дитя) -

1.Маленький Дети (ребенок, дитя) ребенок. 2. Сын или дочь. 3. Человек, усвоивший влияния и отразивший в своем характере основные черты какой-нибудь среды. Дитя века. Дитя свободы. Дитя улицы. 4. употр. как ласковое обращение, преим. к девушке или юноше 5. Человек, не тронутый городской культурой, близкий к природ е. (дитя природы, дитя цветов) 6. Человек неопытный, наивный, поступающий как ребенок. 7. Молодые люди, новое поколение, потомки. 8. Идейные последователи. 9. Человек, на котором отразились типические черты какой-либо среды/эпохи. 10. Человек, кровно, тесно связанный с кем-либо, чем-либо.

Литература

А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

Д.И.Фонвизин «Недоросль» Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, - это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым - грубость и деспотизм, к вышестоящим - лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии - следствие дурного воспитания, морального уродования человека.

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза - это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги - недруги.

И.А. Гончаров роман «Обломов». Илья Ильич не бунтовал против родителей, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В «Преступлении и наказании» мы вновь сталкиваемся со «случайным» семейством, с отсутствием родственных связей между отцами и их детьми. Примером может служить семья Свидригайлова. «Дети мои остались у тетки; они богаты; а я им лично не надобен. Да и какой я отец!». Эта реплика подчеркивает безжизненность Свидригайлова, его человеческое падение. Ему легче отказаться от своих детей, предоставив их другим людям, нежели самому воспитывать. Свидригайлов тешит себя мыслью, что у тетки им лучше, чем с родным отцом. Он даже не интересуется их жизнью. Свидригайлов утратил связь со своими детьми, а значит кровные, родственные связи тоже потеряны. С образом Свидригайлова можно связать определение «расслабленный отец». Всякое ослабление отцовства у Достоевского - это причина упадка. Жизнь рушится там, где слабеет присутствие отца. Даже невеста Свидригайлову найдется в ущербной семье. С другой стороны, даже воспоминания об отце способны поддерживать несчастных героев романа: Катерина Ивановна всю жизнь гордилась тем, что она полковничья дочь. В свое время Катерина Ивановна пренебрегла желанием отца и вышла замуж без его благословения. Она сама рвет всякие отношения с отцом и уходит из дома. Но в глубине души женщина нуждается в его прощении. До конца жизни Катерина Ивановна ждет, что отец позовет ее, но этого не происходит, и она гибнет.

Детство Родиона Раскольникова представлено через его сон. Именно во сне он видит своего отца, который ведет Родиона за руку. Они идут на кладбище, где любил бывать мальчик и где все исполнено святости: родовые могилы, старинная любимая им церковь - все пробуждает Бога в душе Раскольникова: «Он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал её». Словом, отец ведет сына по праведному пути, а вокруг - страшный греховный мир: «Он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак». Во сне разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади. От окровавленной лошади Родиона уводит отец. Раскольников плачет и просит защиты у отца. Отец предстает как носитель добра и силы. Но даже он не может пойти против толпы, отсюда вытекает вывод: отец бессилен в торжестве зла.

Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.

Отца у Раскольникова уже нет, он сирота. Зато у него есть мать и сестра, которые любят Родиона и готовы все сделать для него, хотя сами голодают и нуждаются в помощи. Они решаются на страшный шаг: Дуня готова стать женой негодяя и развратника. Но Раскольников не может принять этой жертвы. Тут меньше действует его гордость, а больше любовь к сестре и матери. Родственные связи в семействе Раскольниковых не утрачены. Назвать такую семью «случайной», пожалуй, нельзя.

Обратимся к семье Мармеладовых. Главу семейства можно назвать слабым отцом, который не заботиться о своих детях. Он занят самим собой. Катерина Ивановна живет мечтами, но на ее плечах держится семья. Мармеладов несет лишь несчастья своей семье, тем не менее, никто из детей не выскажет ему никакого упрека. Даже сам его странный брак с Катериной Ивановной может быть понят не только через необходимость «некуда пойти» человеку, но и троих приемных детей он подлинный папаша, за которого все молятся наравне с молитвой за родного отца. По Достоевскому, любовь не должна противоречить страданиям, источником которых будет и отец. Это именно христианское состояние: любовь не вопреки страданиям, а именно как чувство к ближнему, страданиями очищенное. Поэтому только любовь связывает Мармеладова и его дочь Соню и его приемных детей. Здесь важно не только кровное отцовство, но и духовное. Мармеладов учит детей Закону Божьему. Дает надежду Сони на прощение перед Богом. Сам он грешник, как и его дочь. Соня любит своего отца, таким, какой он есть и не осуждает его. После смерти Мармеладова Свидригайлов устраивает судьбу сирот. Не смог позаботиться о своих детях, так хоть чужим помочь. Отсюда вытекает вывод - Свидригайлов скучает по своим детям, тоскует по отцовству. В романе «Преступление и наказание» конфликт «отцов и детей» отсутствует. Отцовство - чисто духовная тема: отец это ближайший из близких, его присутствие символизирует отношение человека к людям, к миру. Разрыв этой связи ведет к разрыву и с людьми. Возвращение к миру, к жизни происходит в Раскольникове через обращение к Соне, истинной дочери своего отца. Безотцовщина опустошает, связь с самым падшим отцом связывает с Богом, пусть и не суля никакого земного блага.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” - это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами - людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Базаров и Павел Петрович . Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.Базаров - человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата - безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители . В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья. В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Цитаты и высказывания
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэл Батлер

Искусство старения состоит в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным» (Андре Моруа)