Приемы успешного проведения родительского собрания. План проведения родительского собрания
Десять секретов успешного проведения
родительского собрания.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю .
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя
на родительском собрании:
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО КЛАССАМ .
Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.
1-й класс
I . Младший школьный возраст и его особенности.
- Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
- Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.
- Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)
II . Как научить детей учиться.
- Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог).
- Содержание школьного образования в начальных классах.
- Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.
III . Физическое воспитание школьника в семье и дома.
- Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.
- Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.
- Каждому занятию - определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу - время, а потехе - час».
IY . Игра и труд в жизни младших школьников.
- Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.
- Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.
- Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся.
Y . Итоговое родительское собрание вместе с детьми.
- Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.
- Выставка рисунков, поделок и т.д.
- Награждения.
4. Концерт.
2-й класс
I . Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
- Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.
- Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
- Режим питания в школе и дома.
II . Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.
- Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.
- Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.
- Памятка детям «Как себя вести, чтобы и другим было приятнее и лучше жить».
III . Роль чтения в развитии младших школьников.
- Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.
- Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка.
- Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.
IY . Секретный мир наших детей.
- Свободное время школьника. Анализ анкет.
- Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии).
- Как правильно организовать летний отдых детей.
Y . Итоговое праздничное собрание.
- Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе.
- Награждение учащихся и родителей.
- Концерт. Игры. Чаепитие.
3-й класс
I . Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.
- Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей - необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог).
- Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.
- Учебные цели и задачи на новый учебный год.
II . Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.
- Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.
- Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг…», сочинений «Друг - это тот, кто…»
- Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.
III . Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.
- Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.
- Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры).
- Памятка родителям «Заповеди для родителей».
IY. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.
- Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.
- Поощрение и наказание.
- Педагогические ситуации (игра).
Y. Человек формируется с детств.
- Особенности формирования характера у младших школьников.
- Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.
- Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.
YI . Эстетическое воспитание в семье и школе.
- Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.
- Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.
- Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.
4-й класс
I . Последний год обучения в начальной школе.
- Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.
- Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.
- Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.
II . Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)
- Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.
- Нервные дети и их воспитание.
- Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.
III . Отец и мать - первые воспитатели.
- Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.
- Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.
- Самовоспитание родителей - важнейшее условие совершенствования их личности.
IY . Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я - дружная семья».
- Представление хобби родителей.
- Презентация фирменных семейных блюд.
- Совместные игры. Викторины. Чаепитие.
Y . Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».
- Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса.
- Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).
- На долгую память (Записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми).
5-й класс
I . Будем знакомы!
- Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и т.д.
- Слово школьному психологу:
а) Психологические особенности детей данного возраста.
б) Тестирование родителей.
- Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.
- Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.
II . Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.
- Здоровье наших детей - в наших делах. Итоги медосмотра.
- Результаты анкетирования.
- Памятка родителям о режиме дня учащихся.
III . Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.
- Обсуждение результатов анкетирования учащихся и их родителей (по преемственности).
- «Без муки нет науки»:
а) Итоги II четверти.
б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)
- Памятка родителям «Как любить детей».
IY . Воспитание трудолюбия в семье и школе.
- Маленькое дело лучше большого безделья:
а) Результаты анкетирования родителей и ребят.
б) Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.
- Диспут «Труд - необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения».
- Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям.
Y . Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое собрание с участием детей.
- «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое». Итоги успеваемости за год. Награждение отличников, хорошистов.
- Устный журнал «Страницы из жизни 5-го класса». Внеклассная работа. Награждение ребят и родителей.
- Концерт.
6-й класс
I .«Школа вчера, сегодня, завтра».
- Школа глазами родителей (анализ анкет).
- Анализ работ учащихся. Сочинение на темы:
а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».
б) «Если бы я был директором школы № 9, то…».
в) Рисунки на тему «Школа будущего».
- выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.
- Выборы членов родительского комитета.
II . «Счастлив тот, кто счастлив дома».
- Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям - это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.
- Анализ сочинений учащихся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни».
- Хочешь быть счастливым - будь им! (Рекомендации «Как организовать семейный праздник».)
- Итоги четверти. Разное.
III . Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.
- Слово учителя. Программа самовоспитания учащихся 6-го класса - в действии. Первые результаты.
- Какие мы? Анализ анкет «Расскажи мне обо мне».
- Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка».
- Разное.
IY . «Папа может все, что угодно…».
- Слово учителя. Отец как воспитатель. Тест.
- Психолог. Роль отца в воспитании детей. (Причины устранения отца от воспитания детей.)
- Анализ анкет, рисунков, сочинений учащихся «Мой папа - самый…», «Я горжусь папой, потому что…».
- Шуточный концерт для пап, подготовленный детьми и мамами.
Y . Праздничное собрание совместно с детьми «Всему свое время».
- Итоги года. Награждение учащихся, активных родителей.
- Презентация фильма «В гостях у …».
- «Здравствуй, лето!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.
7-й класс
I .«Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.
- Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания (психолог).
- Различия в развитии мальчиков и девочек (детский врач).
- Анализ анкеты «Какие мы сегодня» (классный руководитель).
II . Особенности учебной деятельности подростков.
- Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе.
- Самообразование подростков и педагогическое руководство им.
- Домашняя работа: удовольствие или наказание?
III . Отец и мать как воспитатели.
- Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.
- Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)
- Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.
IY . Досуг подростков.
- Свободное время и его в формировании личности подростка.
- Подросток и ТВ.
- Подросток и улица.
8-й класс
I .Этот трудный возраст.
- Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков» (психолог).
- Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных» подростков (социальный педагог).
- Характер отношений и требований взрослых к подросткам.
II . Воспитание у подростков эстетической культуры.
- Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании учащихся.
- Форма и средства эстетического воспитания подростков в семье.
- Концерт художественной самодеятельности силами учащихся, занятых в школе искусств, ДК «Магистраль» и др.
III . Твое здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.
- Воспитание поколения здоровых людей - главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом (классный руководитель).
- Программа по физической культуре в школе (учитель физкультуры).
- Гигиена подростков (детский врач).
- Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт - понятия несовместимые (учащиеся).
IY . Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.
- Особенности физиологического развития мальчиков и девочек (мед. работник).
- Особенности дружбы между мальчиками и девочками.
- Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков.
9-й класс
I . Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.
- Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста (психолог).
- Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.
- Проблема «отцов и детей», перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.
II . Правовое воспитание подростков.
- Основные права и обязанности подростков (работник ОВД).
- Формирование у подростков ответственности за свои действия и поступки. «Если бы я знал…» Статистика правонарушений среди подростков.
- Роль в правовом воспитании подростков (классный руководитель).
III . Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков.
- Эмоции и чувства, их роль в жизни людей. Развитие чувств у подростков, особенности их выражения.
- Анализ анкет и итоги тестирования учащихся.
- Отношения между мальчиками и девочками. Дружба подростков.
IY . Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.
- Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе).
- Самооценка и оценка учащихся коллективом.
- Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).
10-й класс
I . Воспитание учащихся старшего школьного возраста.
- Интересы, склонности и способности старшеклассников (вопросы психологии).
- «Какие мы сегодня?» Анализ анкет.
- Влияние социальных условий на психическое развитие старшеклассников.
II . Трудовое воспитание и профориентация подростков.
- Виды трудовой деятельности в школе.
- Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступление родителей.
- Помощь подросткам в выборе профессии. (Изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации.)
III . Что посеешь, то и пожнешь.
- Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребенка.
- Тест «Какие мои родители».
- Психологические и педагогические игры.
IY . Эстетическое воспитание старшеклассников.
- Эстетическая культура и ее сущность в наше время. Общая культура молодежи.
- Воспитание вкуса. Мода и отношение к ней подростков и их родителей.
- Эстетика семейных отношений. Тест для родителей.
11-й класс
I . И все в последний раз…
- Мой последний год в школе (анкета для родителей и учащихся).
- Особенности обучения и воспитания учащихся в 11-м классе.
- Психология учащихся старшего школьного возраста - психология полуребенка - полувзрослого (психолог).
II . Пути-дороги наших детей.
- Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам.
- Хочу, могу и надо. Итоги тестирования учащихся (психолог).
- Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации.
III . Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам.
- Эмоционально-психологическое состояние детей. Их потребности, заботы и тревоги.
- Итоги тестирования родителей. (Тест «Личностная тревожность».)
- Советы родителям «Как готовить ребенка к будущей жизни».
IY . Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание.
- Впереди вся жизнь!
- И все-таки важно, не кем быть, а каким быть.
- Анализ анкет учащихся «Последний год в школе», «Какие мы сегодня?».
Тематика заседаний
1 Распределение обязанностей членов родительского комитета. Определение основных направлений деятельности РК.
Составление плана работы на новый учебный год.
2 Организация и проведение субботника.
Помощь в оснащении предметно-развивающей среды в группе.
3 Подготовка и проведение новогоднего развлекательного мероприятия в ДОУ. Обеспечение дошкольников подарками.
4 Участие в организации святочных и рождественских посиделок в ДОУ.
5 Формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников.
Участие в организации праздника ко Дню защитника Отечества. (Веселые старты для пап) . Пошив костюмов для мальчиков.
6 Участие в подготовке к празднованию 8 Марта. Организация и проведение чаепития для мам и бабушек.
7 Составление плана косметического ремонта ДОУ в летний период 2015 года.
8 Участие в подготовке и проведении празднования Дня Победы. Пошив костюмов для девочек. Подготовка подарков ветеранам.
9 Подготовка группы к летнему оздоровительному сезону. Благоустройство территории ДОУ. Участие родителей в субботнике.
Формы и методы оздоровления детей в летний период. Организация праздника для детей-выпускников из детского сада.
10 Подготовка к общему родительскому собранию «Итоги работы ДОУ в 2014-2015 уч. году. Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе» . Обсуждение вопросов дальнейшего взаимодействия ДОУ и родителей в 2015-2016 учебном году.
Участие родителей в развлекательных мероприятиях для детей в летний период.
11 Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах создания условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Помощь в оснащении спортивной площадки. Помощь родителей в борьбе с сорной растительностью.
12 Подготовка ДОУ к новому учебному году. Участие родителей в ремонтных работах. Проведение субботника. Оснащение предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
13 Подготовка к общему родительскому собранию. Подведение итогов работы РК.
II. Помощь ДОУ в организации и проведении субботников по благоустройству территории дошкольного учреждения:
- Осенний декадник по благоустройству территории и подготовке к зимнему периоду – октябрь- ноябрь 2014 года
- Весенний декадник по уборке территории от мусора. Благоустройство. Подготовка к летнему оздоровительному сезону.
3. Помощь в ремонтных работах в соответствии с планами групп и годовым планом МБДОУ.
4. Участие в работе родительского комитета. (В соответствии с планом комитета) .
5. Участие в психологических тренингах, проводимых для родителей педагогом-психологом МБДОУ.
- Ознакомление с планом работы на новый учебный год.
- Ознакомление с изменениями в законодательстве РФ в системе образования.
- О проведении новогодних утренников –заседание родительского комитета.
- Изучение и распространение лучшего опыта семейного воспитания в группе. Подготовка выступления родителей на общих родительских собраниях.
- Контроль за состоянием образовательной работы с детьми в группах детского сада.
- Подготовка информации для родителей о состоянии образовательной работы с детьми. Участие в подготовке и проведении групповых родительских собраний.
- Контроль за выполнением решений общих и групповых родительских собраний.
- Посещение организованной образовательной деятельности в ДОУ с целью ближе познакомиться с режимом и жизнью детей в дошкольном учреждении.
- Организация питания в детском саду –заседание родительского комитета.
- Организация субботников по озеленению и оборудованию участков и территории детского сада в весенний период.
- Участие в составлении отчета о работе родительского комитета за год.
- Отчет родительского комитета о своей деятельности перед общим родительским собранием. Заседание родительского комитета.
- С целью улучшения внутрисемейных отношений и улучшения эмоционального самочувствия ребенка в семье проводить консультации (групповые и индивидуальные)
- Заслушивание отчетов заведующего и членов контрольно-ревизионной комиссии
о расходовании бюджетных и внебюджетных средств.
16. Заслушивание отчетов медицинской сестры о заболеваемости детей и профилактике инфекционных и простудных заболеваний.
17. Участие в подготовке к праздникам (оформление помещений, пошив костюмов, расфасовка подарков, изготовление декораций для занятий детьми театрализованной деятельностью)
18. Контроль за своевременной оплатой родителями за присмотр и уход детей в дошкольном учреждении.
19. Контроль питания детей в дошкольном учреждении за качеством и разнообразием продуктов.
План проведения родительских собраний в 1 младшей группе» Ромашки» на 2017-2018 учебный год.
- «Давайте познакомимся» - август
- «Адаптация ребенка к условиям детского сада» - сентябрь
- «Осторожно грипп» . «Профилактика ОРВИ» - январь
- «Чему мы научились за год» . Итоговое собрание - май
План проведения родительских собраний на 2017-2018 учебный год во 2 младшей группе.
- «Возрастные особенности детей» . Самообслуживание в жизни ребенка. -октябрь
- «Поощрения и наказания ребенка в семье» -декабрь
- «Овощи и фрукты - полезные продукты"- февраль
- «Итоговое собрание» . «Скоро лето» - май
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
НА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
План проведения общий и групповых родительских собраний в МДОБУ детском саду № 111 на 2017– 2018 учебный год
Цель: оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, развития дошкольников.
Анализ семей по социальным группам (полные, неполные и т.д.)Информационно-справочные стенды, папки-передвижки, газета детского сада.
Задача: знакомить родителей с работой ДОУ.
Размещение материалов о ДОУ в печати;
на сайте детского сада, персональных страницах педагогов.
сентябрь
В течение учебного года
Старший воспитатель
Воспитатели
Педагогическое просвещение родителей.
Задача: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе.
1. Общие собрание родителей.
1.1. Установочное собрание «Организация воспитательно-образовательного пространства в группах» (цели и задачи на новый учебный год; программы технологии, развивающая предметно-пространственная среда в группах).
1.2. Итоговое «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот учебный год» (итоги работы ДОУ)
2. Групповые собрания (4 раза в год – установочное, текущие и итоговое).
Первая младшая группа
1. «Улыбка малыша в процессе адаптации».
2 «Говорим правильно» (развитие речи младшего дошкольника).
3. Игры и пособия для развития детей младшего дошкольного возраста.
4. «Успехи наших детей».
Вторая младшая группа
1.« «Давайте познакомимся. Психолого – педагогическое особенности детей четвертого года жизни».
2. «Игра в процессе развития познавательной сферы детей. Развитие речевой деятельности воспитанников».
3.«Роль семья и ДОУ в формирование всесторонне – развитой личности ребенка»;
4. «Успехи нашей группы».
Средняя группа.
1. «Давайте познакомимся. Планы на учебный год»
2. «Игрушки в жизни детей»;
3. «Я хочу быть здоровым»;
4. Родительское собрание по экологическому воспитанию «Природа и фантазия»»;
Старшая и подготовительная группа
1. Планы на новый учебный год
2. «Физкультура и спорт в вашей семье»;
3. Встреча с родителями «Развитие творческих способностей у детей старшего возраста»
4. Круглый стол «Дошкольник готовится стать школьником».
Занятия с психологом «Школа заботливых родителей».
Цель: просвещение родителей по актуальным вопросам обучения и воспитания детей.
В течение учебного года
1 раз в месяц
Старший воспитатель
Воспитатели
Педагог-психолог
Совместная деятельность образовательного учреждения и родителей.
Задачи: привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.
1.Планирование и организация работы с родителями;
2.Участие родителей в Управляющем совете ДОУ, в разработке локальных актов учреждения (Устав, Образовательная программа, в составлении Договора с родителями);
3.Спортивные праздники, утренники и развлечения с родителями;
4. «Неделя здоровья», «День открытых дверей».
5. Выставки для детей и родителей:
«Галерея детского творчества» (тематические выставки).
В соответствии с планом
Старший воспитатель
Воспитатели
Педагог – психолог
Музыкальный руководитель
Желательно заранее продумать и обозначить тему собрания. Она должна быть актуальна и интересна для родителей. Чаще всего речь идет о традиционных мероприятиях, когда решаются общие вопросы, однако проводятся и собрания, связанные с подготовкой к праздникам, выпускным утренникам, переходу в старшую группу, подготовке к школе и пр.
Родители должны знать, чему будет посвящено мероприятие, еще до его проведения, однако в начале собрания не лишним будет еще раз напомнить его тему. Не забудьте также поблагодарить тех, кто смог прийти
В начале собрания расскажите вкратце о том, каких успехов достигли дети, чему они научились, какие навыки приобрели. Если планируется добавить новые занятия или кружки, следует рассказать о них и попросить родителей решить, интересно и полезно ли будет их детям такое дополнение. Говорите и о том, какие занятия нужно проводить дома. Это особенно актуально в том случае, если речь идет о подготовительной группе.
Говоря о достижениях детей в занятиях, делайте акцент на позитивных моментах и средних показателях. Можно назвать несколько имен детей, которые особенно хорошо проявили себя. Ни в коем случае не говорите на этом этапе о негативных вещах, в особенности если они касаются только некоторых детей. Такие проблемы нужно обсуждать лично с родителями проблемного ребенка, не позоря его при всех. Также не надо сравнивать группу с младшими или старшими детьми, приводить других малышей в пример.
Решение важных вопросов на родительском собрании
Обсудите организационные вопросы, сделайте важные объявления. Они могут касаться следующих моментов:
Покупка тех или иных вещей для детского садика, их стоимость и количество; - организация родительского комитета или отчет о его работе; - выбор и проведение экскурсий, учебных и развлекательных мероприятий; - организация праздников, покупка подарков для детей к знаменательному событию; - приобретение вещей для обучения и творчества: пластилина, бумаги, карандашей и пр.
Если на собрании обсуждается проведение важного мероприятия, в особенности крупного праздника, нужно заранее подготовить список вопросов, которые необходимо решить. Например, нужно ли приглашать фотографа, как будет организовано чаепитие, какие костюмы лучше приготовить для детей, в какой форме будет проводиться торжественная часть, понадобятся ли приглашенные актеры. Желательно, чтобы выступили и члены родительского комитета.
В конце собрания нужно провести личную беседу с некоторыми родителями. Желательно, чтобы этим занялись два воспитателя и психолог, чтобы собрание не затягивалось. Вкратце объясните, в чем проблема, и постарайтесь ясно рассказать родителям, как именно лучше поступить в создавшейся ситуации. Не нужно давать резких оценок. Помните, что цель беседы – сообщить родителям, что идет не так в воспитании и обучении ребенка, и внушить им желание не ругать малыша, а помочь ему справиться с ситуацией.
Памятка
проведения родительских собраний
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - это основная форма совместной работы с родителями. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.
Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности класса.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:
- выбор темы собрания; определение целей родительского собрания; изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников; приглашение родителей и других участников собрания; разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
ПРАВИЛО 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
ПРАВИЛО 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
ПРАВИЛО 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
ПРАВИЛО 4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
ПРАВИЛО 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
ПРАВИЛО 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ:
Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
Самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
Не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
Предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов);
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться;
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек";
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
НЕ СТОИТ:
O осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
O сравнивать успехи отдельных учащихся;
O давать негативную оценку всему классу;
O переоценивать значение отдельных предметов;
O использовать в общении с родителями назидательный тон.
И ещё раз - будьте предельно корректны и тактичны!