Причины агрессии в подростковом возрасте. Если подросток в состоянии аффекта. Агрессия у подростков что делать

Как родители замечают, что их ребенок уже вырос, что он теперь подросток? Кто-то — по размерам одежды и обуви, которую теперь приходится покупать чаще, чем раньше. Кто-то — по невозможности проверить домашнее задание или проводить до школы. Но очень часто наступивший подростковый возраст обнаруживает себя невесть откуда появившимся агрессивным поведением и хамством. Это выбивает из колеи, портит отношения. Что делать?

Почему подросток хамит

Хамство — едва ли не самый частый «симптом» подросткового возраста, который называют родители. Почему так случается, что ребенок, с которым еще вчера получалось найти общий язык, сегодня на все реагирует с агрессией, огрызается и хамит?

Традиционно разберемся для начала в причинах. Их несколько.

  • Ребенку кажется, что это самый простой способ самоутвердиться , по принципу «кто кого переорет». Если он это делает и обращается к родителю намного грубее, то вроде он и победитель. Кроме того, это такая репетиция общения со сверстниками, а родители выступают как «подопытные кролики».
  • Это может быть способ привлечь внимание родителей , когда его недостаточно. Давайте честно себе признаемся: раз ребенок сам кушает, одевается и ходит в школу, то внимания мы уделяем ему все меньше и меньше. А если на нас крикнуть? Внимание сразу обеспечено!
  • А может, подрастающий человек так копирует ваше поведение . Причем как в общении с ним, так и между двумя взрослыми людьми. Он же тоже взрослый, а если родители разговаривают так друг с другом, то, быть может, это и есть некая норма для подростка?
  • Еще одна причина — гормональный скачок . Вспомните себя в эти моменты. Как вы разговариваете? Общаетесь? Дети в такой бесконечной смене настроений пребывают постоянно!
  • Проблемы могут быть в выбранном когда-то стиле воспитания , тут две крайности. Больше хамят в семьях с авторитарным стилем воспитания и с попустительским. На самом деле, даже в этом возрасте родителям не поздно поменять свою линию поведения.
  • Традиционный для любого кризиса поиск границ дозволенного и нащупывание рамок своих возможностей. Это хороший вариант! Потому что такие дети, как правило, «делают вид», что они грубые и хамоватые, но не хотят быть такими на самом деле.

Как отвечать на хамство подростка

Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.

  1. Не включайтесь в соревнование «кто громче», если ребенок повышает на вас голос. Вы можете ответить ему шепотом или проигнорировать подобную манеру общения. Тем самым вы не дадите ему желаемой обратной связи.
  2. В идеале грубость надо рубить на корню. При первых вспышках говорите с ребенком и объясняйте, почему его поведение неприемлемо, чем оно огорчает лично вас. А еще лучше — снимите на видео и покажите ему себя со стороны. Немногим такая картинка придется по душе.
  3. Еще не поздно скорректировать свою линию воспитания. Идеальный стиль — демократический. Когда у каждой из сторон есть и права, и обязанности. Когда вы приучаете ребенка договариваться на берегу, уметь выставлять свои условия и при этом выполнять ваши. При таком взаимном уважении принимать и понимать чувства другого человека гораздо легче.
  4. Ставьте только реально достижимые цели. Часто это наша вина! «Исправь русский до пятницы», — а как это сделать, если там двадцать двоек?! Помните, что ваш ребенок не волшебник! И, как известно, совершать ошибки гораздо проще, чем исправлять.
  5. Введите специальное слово, жест или определите предмет, тормозящий каждого из вас. Изначально договоритесь: слышишь слово «апельсин» — это значит выйди из помещения и отдышись хотя бы 5 минут, после этого мы можем продолжить разговор. Помните, подобное правило должно применяться и к вашему хамству по отношению к ребенку... Или о себе вы предпочитаете говорить «воспитательный тон»? Подумайте, не живете ли вы в мире двойных стандартов? Это очень важный момент для построения гармоничных отношений с детьми.
  • Проводите с ребенком больше времени. Знаю, как это сложно, времени нет совсем, но подростку сейчас это необходимо!
  • Следите за своей речью, ее наполненностью и наличием в ней агрессивных или потенциально агрессивных форм и фраз.

Агрессивное поведение подростков: что делать?

На тему повышенной эмоциональности подростков существует множество фактов и еще больше вымыслов. С позиции здравого смысла взрослым все понятно — всему виной гормональный дисбаланс и перестройка. Тогда почему же вполне взрослые мамы и папы не всегда могут справиться с подростками?

А попробуйте поставить себя на их место! Твое тело, про которое ты все знал еще вчера, которым вполне был доволен, начинает резко меняться. Руки длинные, одежда толком не сидит, на лице появляются прыщи, голос — и тот тебя предает. Тебя окружают сплошные истерички и психи (ведь все их окружение переживает те же изменения, что и они сами, то есть подростки постоянно находятся в довольно взрывоопасной обстановке). Ну и, конечно, родители не понимают.

Если кратко: вчера весь мир тебя любил, а сегодня — ненавидит. Вам бы такое понравилось? Сомневаюсь!

Психологами проводились исследования, в результате которых было выявлено, что эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма. Вы представляете, как им тяжело? Чем же мы можем помочь своим любимым детям?

  1. Будет замечательно, если вы сможете показать ребенку, что испытывать разные эмоции — это нормально . Приводите в пример себя или родных. Донесите до него, что бывают удачные и неудачные дни, и настроение может быть разным. «Но мы же любим друг друга в любом случае. Ты, главное, не молчи, приди — и мы поговорим».
  2. Помогут методы контроля гнева . Побить подушку, постучать по боксерской груше, принять душ, взять мячик-антистресс. Еще отличный метод — «вилами на воде писано». Он прост: водить пальцем по воде, описывая все свои грусти и обиды. А потом воду спустить, она выльется и унесет с собой все переживания.
  3. В этом возрасте появляется потребность в адреналине . Помогите ребенку найти такое занятие: вместе летайте в аэротрубе или займитесь картингом, катайтесь на сноуборде или прыгайте с парашютом — ребенок будет вам благодарен.
  4. Расскажите ему о том, как вы боретесь со стрессом . Алкоголь и сигареты не в счет! Быть может, ваш опыт будет ребенку полезен.

Я живу с двумя детьми: мальчику 13, а дочке скоро 9. Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить.

Недавно пришла ко мне старинная приятельница моей покойной матери, плачет - слова сказать не может. Отпоила я ее валерьянкой, спрашиваю, что случилось. Вот что она мне рассказала. Купила она на свою мизерную пенсию немножко продуктов, пошла через сквер домой, присела на лавочку отдохнуть, видит - детвора окрестная в сквере куролесит. Увидали старушку, окружили ее, авоську из рук вырвали, а там не только продукты были, но и пенсионная книжка, да и денег немножко. Я ее слушаю, а у самой прямо волосы дыбом: разбойники малолетние, никакой управы на них нет. Говорю ей: "Тетя Рая, почему же вы в милицию не обратились? Ну хотите, я с вами пойду, помогу написать заявление?" Она опять в слезы. Говорит, что, может, и пошла бы, да среди детишек этих Вовка мой был. Я ей сначала не поверила, подумала, что обозналась старуха. Решила поговорить с сыном. Но при серьезном разговоре сын признался, что он все-таки там был. Конечно же, были приняты все меры к тому, чтобы его наказать и не пускать больше на улицу. Но мы не можем сторожить его сутки напролет, а доверия к нему больше нет. Что же такое происходит с нашими детьми? Почему они превращаются в извергов? Ведь не только Вовка мой так себя ведет - это просто эпидемия какая-то. Как убедить молодежь, что к старым людям нужно относиться уважительно? Как наказывать за оскорбление слабых, стариков?

Все осуждают агрессивных подростков, но еще никто не посоветовал, что с ними делать. Как быть?

Галина Кротова, Тверь

Комментарий детского психотерапевта, семейного консультанта Мадлена Санчук.

Письмо Галины страшно тем, что отражает типичную проблему, с которой сталкиваются родители и педагоги повсеместно. Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников. Педагоги и родители смогут предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники.

Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы, и потому, что не научился выражать свой гнев или обиду иначе чем в драке.

Вторая причина - перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ваш ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у вашего ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.

Третье - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут хлюпиками или маменькиными сынками. Вопрос только в том, как помочь ребенку воспитать самоуважение и умение сказать нет в ответ на давление разъяренной стаи. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но ведь очень многое прививается родителями и учителями. И наша главная задача - развить индивидуальность подростка, научить принимать "свои" решения.

Четвертое - присущее подросткам желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя, более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое.

Пятое - желание вызвать восторг юной подруги. Проблемы, подобные последним двум, стояли перед человечеством всегда, и цель общества - помочь подрастающему поколению сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения.

Шестое - неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Подростки хотят жить всегда, быть вечно молодыми и сильными! Юным присуща брезгливость к уродливой старости. Родители должны помочь юному человеку увидеть и осознать старость как прекрасное и плодотворное время жизни. Родители могут воспитать уважение к старым людям только собственным примером. Сами взрослые зачастую относятся к старикам как к людям низшего сорта. Подростки чувствуют это и рассчитывают на абсолютную безнаказанность, обижая слабых и старых.

Итак, искоренить подростковую агрессию можно, если взрослые будут придерживаться следующих правил:

  • Относиться к детям и подросткам с уважением, не проявлять грубость по отношению к ним, стараться разговаривайть с ними на равных.
  • Учить ребенка выражать негативные чувства словами, а не кулаками.
  • Ограничивать время у телевизора и исключать из эмоционального рациона ребенка фильмы и передачи, прославляющие насилие и убийство.
  • Прививать любовь к чтению, на литературных примерах воспитывать сочувствие к слабым, желание помочь.
  • Учить подростков не заражаться энергией стаи, а выбирать приятелей, с которыми у них есть не только общие интересы, но и взаимное уважение и понимание. Очень хорошо, если вы знаете друзей своего ребенка.
  • Проводить с ребенком и подростком время на природе, играть в подвижные игры, вовлекать в занятия спортом, в кружки и факультативы (учитывая предпочтения ребенка).
  • Когда ребенок занят полезным и интересным делом, его уже не потянет на "кулачные бои".
  • Воспитывать уважение к старым людям собственным примером: проявлять участие к пожилым соседям, уступать место старикам в автобусе, давать пожертвования дому для престарелых, ходить туда вместе с ребенком хотя бы раз в месяц, привезти гостинцы, пообщаться со стариками или выполнить их небольшие поручения.
  • Говорить с детьми и подростками о цикле жизни, помогать им с ранних лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная житейская мудрость.
  • Беречь семейную историю, рассказывать детям о предках, воспитывая в них гордость за свои корни.
  • Обращаться за профессиональной психологической помощью, если ваш ребенок испытывает наслаждение, истязая зверушек или более слабых людей. Лишь в крайне редких случаях детская агрессия свидетельствует о серьезных психических отклонениях. Скорее всего, ребенок просто не умеет выплескивать негативные эмоции и переживания другим, более мирным способом. И основная задача родителей и педагогов - научить его разрешать конфликты позитивно.

Обсуждение

Поразительное письмо! Отражает всю суть воспитательной работы среднестатистической российской семьи. "Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить." Переводя на нормальный язык - знай своё место и не вякай, пока тебе не разрешили. Представляю себе атмосферу в этой семье... Абсолютно закономерно, что подросшие ребята на улице вымещают на слабосильных своё недовольство такими родителями. Непонятно, чему удивляется автор письма - родители со своей стороны сделали всё для того, чтобы их дети выросли именно такими. Если мать ребёнка, которому 13 лет настолько не в курсе чем он живёт, как живёт, чем интересуется, не знает круга его общения, интересов, а может сказать только, что что "дети приучены уважать старших и не прекословить", то извините, это не вполне адекватная мать. Родительские обязанности не заканчиваются на способности внушить ребёнку "уважение к старшим" (читай между строк - страх перед строгим папой с ремнём). Фактически, в данном случае, воспитание детей ограничилось тем, что их приучили вести себя смирно дома, нимало не интересуясь их внутренним миром. Было бы странно ожидать от таких методов воспитания, иного результата. Думается это письмо - не более чем попытка мамы оправдаться перед самой собой - "ах, этот безумный мир, ах эти дурные компании, завели моего сыночка, который уже научился уважать ремень и следовательно, прекрасно воспитан,в тёмную сторону. А я-то, такая хорошая и строгая мама, немножко недоглядела, что уж меня за это винить, бывает... Нет дорогие и строгие воспитатели, это прямая ваша вина, что ваши дети вырастают пьяницами и наркоманами. И не надо ответственность за свои промахи сваливать на ясли,дет.сад, школу и так далее на всех, кроме себя.

20.11.2007 15:01:51, Игорь

Согласна! Письмо очень однобокое. Ну понятно, подростки плохие, старики хорошие... А кто их воспитывал такими, инопланетяне?

19.08.2006 23:16:42, Анна

О, моя любимая тема. И как всегда в таких случаях ни одного конкретного совета, окромя "надо". Скушшшно, господа авторы.
Что касается обрисованной ситуации, то это ж классический вариант:
Агрессивность,проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
Высокая тревожность, ощущение отверженности - в результате "стадные инстинкты"
Неадекватная самооценка, ан-масс заниженная.
Стремление привлечь внимание взрослых и тд и тп,
а все потому как "Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить..№ (с). Странно,что родительница так удивилась поведению своего сына.

Хм... А КАК именно выплескивать негативные эмоции и переживания? Как этому научить?

Вот не могу я поверить, что среди читателей таких статей будут родители агрессивных подростков, которые старушек грабят. И для кого она написана?
"дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить"
А еще не бегать по двору голыми на четвереньках, не нюхать клей и не есть из мусорных баков.
То есть автор статьи заранее предполагает, что его читатели ночи не спят, а только и думают "как бы это нам так детей воспитать, чтоб нас уважали, не прикословили и по дому помогали". Тут можно только одно сказать, если тебя с такими мыслями воспитывают, неминуемо озвереешь.

03.08.2006 22:07:27, Galka...

Атомосфера в доме армейская -"Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить." Мне кажется, семья- это одобрение и поддержка, а не армия.

ВСе правильно написано в статье- по научному.
Но мне кажется тут не может быть готовых рецептов. НЕ будет агрессии, ребенок в этом возрасте может попасть и в другую историю за компанию со своими сверстниками.
Да и на мой взгляд агрессия по природе своей должна быть у мальчиков. Главное ее правильно направлять.
Главное, это маме надо наладить контакт с сыном и дочерью. Чтоб приходя с улицы они рассказывали ей чем они там занимаються. А она не наказывала и ВОСПИТЫВАЛА, а просто ОБСУЖДАЛА и учила ребенка самого думать о последствиях его действий. И предоставляла право ребенку самому выбирать компании и род развлечений. А запретами и органичениями мне кажется проблем не решить.

03.08.2006 11:17:11, Татьяна

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

Из года в год дети становятся все более агрессивными — так отмечают не только учителя и психологи. Многие родители, чьим чадам скоро исполнится 12-14 лет, почти с ужасом думают о начале переходного периода. В чем кроются причины подростковой агрессии? Почему она проявляется все активнее и что делать, чтобы ваш ребенок научился ее контролировать? Давайте выясним.


Причины возникновения агрессии у подростков

Не так давно в Москве произошел резонансный случай. Двое 14-ти летних подростков после окончания уроков подошли к парню и, угрожая канцелярским ножом, отобрали у него мобильный телефон. К тому же не какой-то «навороченный», а обычную, не новую мобилку, цена которой — около 5000 рублей. Теперь, как к несовершеннолетним, к ним применят методы воспитательного воздействия, а их родители оплатят штраф.

Яркий пример детской агрессии. И с каждым годом она становится все более явной.

Подростковая агрессия, как механизм защиты

Подобные явления сегодня, к сожалению, в определенном смысле закономерны. Учитывая события и поток негативной информации, с которыми сейчас сталкиваются люди, даже взрослым трудно сохранять спокойствие и уравновешенность.

Что же касается подростков, психика которых в этом возрасте чрезвычайно уязвима, то для многих агрессия становится примером для подражания. Однако, как отмечают психологи, агрессия может быть и механизмом защиты.

Повышенный уровень тревожности, спровоцированный информацией, поступающей со всех сторон, а так же нервозность и неуверенность родителей в завтрашнем дне, становится причиной активной агрессии у подростков. Они проявляют ее, потому что не знают других механизмов защиты.

Поэтому психологи советуют родителям, в первую очередь, самим проявлять терпение и спокойствие, даже в мелочах. Так, вместо того, чтобы говорить, что вашего ребенка повсюду подстерегает опасность, и вы очень за него волнуетесь, достаточно сказать «Позвони мне, когда приедешь к друзьям».


Агрессия подростков, как способ самоутверждения

Подростковая агрессия может выражаться не только в драках, криках и словесных образах. Так, классный руководитель 8-го класса рассказала о случае с ее учениками. С некоторых пор она заметила, что дети демонстративно перестали общаться с одной из одноклассниц, а иногда откровенно над ней смеялись. После выяснения обстоятельств, учительница узнала, что одноклассники считали девочку воровкой. Такие сплетни о ней плела обиженная подруга.

Как пояснила школьный психолог, это — проявление косвенной агрессии, которую чаще всего проявляют девушки. Все дело в том, что сегодня родители нередко учат своих детей не пытаться решить конфликт мирным путем, а сразу давать сдачу. И если для ребят самый простой способ — ответить силой, то девушки ударят, скорее всего, в последнюю очередь. Они больше склонны к агрессии, проявляющейся в сплетнях и клевете. Психологи отмечают, что агрессия снова порождает агрессию.

Нужно с детства учить ребенка решать конфликт мирным путем. Если же подросток вдруг стал замкнутым, молчаливым, нелюдимым, возможно, он — объект чужой агрессии. И чем быстрее вы это выясните, тем легче будет справиться с проблемой.

В 13-15 лет для человека очень важно признание сверстников. Подросток нередко делает что-то ради этого или же, наоборот, стремится подражать тому, кого считает своим кумиром, примером для подражания. Поэтому если ваш ребенок попал под чье-то влияние (а компании бывают разные), он может выдвигать несвойственные для него утверждения или странно себя вести.

Кроме необычных разговоров, возможно появление тревожности, подавленности, ухудшение аппетита. В такой период его нельзя отталкивать или осуждать. И ни в коем случае родителям самим не стоит паниковать. Психологи советуют противопоставить влиянию кумира собственные ценности, и делать это постепенно. Лучше усиливать собственное «я» вашего ребенка. Например, интересоваться его мнением: «А как ты думаешь? Что нравится тебе? »

Родительское раздражение

Психологи советуют: В любой конфликтной ситуации главное — не кричать сразу. Даже если вы сильно раздражены, воспользуйтесь общеизвестными способами:

  • Посчитайте про себя до десяти
  • Сожмите пальцы в кулаки и разожмите.

Тогда вам будет легче не отвечать агрессией на агрессию.

Однако и хамство терпеть не следует. Достаточно сказать: «Меня огорчает, что ты со мной так разговариваешь». Откажитесь продолжать разговор, если подросток не снижает тон. Иногда действует простое, но строгое: «Я очень сердит на тебя».

Когда же он успокоился, попробуйте выяснить причину его агрессии. При этом надо понимать, что подросток способен бурно реагировать и на серьезную проблему, и на мелочь. Однако ни в коем случае не говорите, что его проблема — ерунда. Покажите, что вам не безразлична его неприятность. Предложите вместе ее решить. Тогда подросток будет уверен, что вам можно рассказывать и о серьезных проблемах.


Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребёнка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребёнка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребёнка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.

Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребёнка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведёт к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать ещё большей беды.

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребёнка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребёнка (думая, что всё пройдёт с возрастом, само собой), то он начнёт считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости – способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребёнка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырёх из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребёнка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

* Физическая – использование подростком своей силы против другого человека;

* Вербальная – выражение ребёнком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;

* Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;

* подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;

* косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);

* обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим.Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;

* скрытая агрессия (или пассивно – агрессивное поведение), её подсознательная цель – месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.

Пассивно-агрессивное поведение – одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребёнка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознаёт, почему он так себя ведёт.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребёнок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течении 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплёскивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребёнок эти способы может не найти. Ему надо подсказать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно- агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождётесь», говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут ещё ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведёт себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. Он, в результате чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ ещё больше озлобляется.

Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.

Что можно сделать, если ребёнок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребёнка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребёнок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребёнка сочувствию, выражению чувств.

4. Агрессивный ребёнок не умеет правильно оценивать и своё состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.

5. как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими ещё приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.

Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо показать подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Ваш пример покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребёнка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостаёт, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребёнка и принимая его, вы измените к нему своё отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.