Презентация «Экологическое воспитание дошкольников. Формирование экологической культуры дошкольников

Cлайд 1

Формирование экологической культуры дошкольников Автор Набережнева Светлана Михайловна воспитатель 2 квалификационной категории

Cлайд 2

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. В.А. Сухомлинский

Cлайд 3

В своей профессии я делаю первые, но уже уверенные и сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. В нашем детском саду создана благоприятная среда для саморазвития педагогов. Моя педагогическая тема «Формирование экологической культуры дошкольников».

Cлайд 4

Актуальность работы В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.

Cлайд 5

Задачи: 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления; 2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; 3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы. Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Cлайд 6

Основные принципы моей работы Системность Ориентация на возраст ребенка Интеграция Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи

Cлайд 7

Формы работы: С детьми дошкольного возраста Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры Музыкальные и спортивные развлечения Опытная деятельность Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде Экскурсии на природу Познавательные занятия

Cлайд 8

Формы работы: С родителями Родительские собрания, консультации Информационные стенды, экологические газеты Семейные гостиные Фоторепортажи, домашнее видео Анкетирование, проведение опросов Ширмы, экологические стенды

Cлайд 9

Формы работы: Передовой педагогический опыт Видеотренинги Педсоветы, консультации Творческие группы Тематические встречи Практические семинары Экологическая школа С педагогами

Cлайд 10

Первое, что я сделала, это начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы

Cлайд 11

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они в ходе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями.

Cлайд 12

Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, т.е. место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязи живой и неживой природы.

Cлайд 13

Мы создали мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других.

МБДОУ «Детский сад №165» г.Чебоксары

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с живой природой

Подготовила и провела

воспитатель 1 квал. категории

Удякова Валентина Михайловна




Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.


Задачи экологического воспитания: *Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. *Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы. *Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения. *Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы. *Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.


  • Познавательные занятия.
  • Трудовая деятельность на участке и на огороде.
  • Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала
  • Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  • Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
  • Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.
  • Экспериментирование

Методы и приемы работы разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие.


  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • экологические аукционы, марафоны, викторины;
  • экологические акции;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологически музеи;
  • дни экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • экологические агитбригады и др.


Детки леечки все взяли, И цветочки поливали. Мягкой тряпочкой листочки Протирала наша Таня. «Пыль дышать мешает им, Поры закрывает». Острой палочкой взрыхлил Женя Землю им в горшочках. Катя – умница большая, Вымыла поддоны .


О природе знать хотим -

Где растёт съедобный гриб?

Фрукты почему едят?

А поганку не хотят?

Почему так наши белки

Ловко прыгают по веткам?

Почему приходит осень?

Почему цветы цветут?


Кто расскажет обо всём:

Отчего бывает гром?

И о том, как садоводы

Разбивают цветники?

И про север, и про юг,

И про всё, что есть вокруг?

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу?









  • Информационные проспекты,буклеты для родителей
  • Выпуск газеты, плакатов, консультаций, папок- передвижек.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации

Совместное посещение зоопарка «Зооленд»




  • Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся педучилищ.
  • Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А.Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;
  • Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.
  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  • Программа воспитания ребенка-дошкольника / Под ред. О.В. Драгуновой.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.
  • Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа».
  • Рыжова Н.А. Не просто сказки
  • Тропинка в природу. Смирнова В.В.,Балуева Н.И, Парфенова Г.М
  • Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для специалистов дошкольного воспитания
  • Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольника.
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», № 7/2004.

Ребенок приходит в этот мир чистым и невинным созданием. Его разум подобен поролоновой губке, жадно впитывающей всю информацию вокруг себя. Но мы отлично знаем, что далеко не все то, что он видит – хорошо полезно и правильно. Мы знаем – он нет. Для него мир априори прекрасен и интересен. Вот здесь встает задача – научить маленькое открытое создание отделять хорошее от плохого, правильное от неправильного. Научить ребенка с уважением относится к каждому человеку и ко всему миру в целом.

Нравственное воспитание дошкольников начинается с рождения и продолжается всю жизнь . В это понятие входят базовые знания о добре и зле, правилах поведения в обществе, стимулирование эмпатии, уважения к окружающим. Нравственное воспитание – процесс больше естественный, чем научный. Нарочно научить ребенка нравственности – нельзя. Можно только корректировать его самостоятельный путь познания всей гармонии окружающего мира.

Первые шаги воспитания

Маленькие дети о морали не имеют ни малейшего представления до тех пор, пока мы не дадим им его. А моральное воспитание (если можно так выразиться) начинается с самой колыбели. Мама нежно прижимает к себе своего малыша и улыбается, ему приятно. Он понимает, что улыбка – это хорошо, и начинает улыбаться ей в ответ. Она ласково гладит ребенка, целует его – он понимает, что нежные прикосновения приятны, и прикасается к ней в ответ. Это первые уроки любви и нежности. О том, что такое «не хорошо», малыш узнает после, когда нарушает первые родительские запреты. Родители сердятся — он понимает, что поступает неправильно. Эти моменты только кажутся простыми и неважными , на самом деле именно так начинается формирование нравственных качеств.

По мере взросления, ребенку не просто говорят «нет», но и поясняют, почему. Слово «нельзя» без логичного объяснения воспринимается малышом как «можно, только когда мама не видит». Родители объясняют, почему нельзя бить, почему нельзя кричать, обижать котенка, зачем нужно помогать маме. Нравственность для малыша – отличие плохого от хорошего.

Личный пример – его роль в нравственном воспитании

Как мы уже писали выше, детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее от взрослых. Взрослые – пример для дошкольного возраста. Особенно пример родителей. Родители – идеал для малыша . Все, что они делают, для него по умолчанию правильно и хорошо. Если мама поднимает руку на ребенка, а отец решает конфликты кулаками (а того хуже, бьет мать), то они могут сколько угодно твердить ему, что драться не хорошо, но модель поведения он уже взял от родителей, и для него она единственная – правильная.

Читайте еще: Физкультминутки для дошкольников

Для детей источниками нравственного воспитания служат:

  1. Родители;
  2. Окружающие его взрослые (воспитатели, педагоги, родственники, старшие братья и сестры);
  3. Сказки (особенно народные, и не только русские);
  4. Телевизор и интернет;
  5. Окружающая среда.

Внимание

Признавая кого-либо авторитетом, ребенок сознательно (а чаще подсознательно) копирует его поведение, а это, на секундочку, формирует фундамент его нравственного образа. Поэтому, уважаемые родители, воспитатели, и просто старшие по возрасту, будьте внимательны к своему поведению, если вы –хотите, чтобы наше будущее поколение было нравственно и духовно воспитанным.

Фильтруем информацию, или важная роль телевизор

Мы не будем говорить сейчас о вреде самого телевизора (компьютера, планшета). Об этом много говорят врачи, а мы же напомним о том, какое колоссальное влияние на нравственное воспитание оказывает то, что смотрит маленький зритель. Любой, казалось бы, самый безобидный мультфильм несет в себе смысловую нагрузку . Полюбившийся герой становится образцом для подражания, его поведение вносит коррективы в воспитание дошкольника. Поэтому, обратите внимание на то, что смотрит ваш малыш?

В прошлом столетии, в тот самое советское время, сию задачу за родителей решало государство с помощью «Союзмультфильма». Все, что попадало на экраны, несло в себе воспитательную задачу. Мультфильмы учили быть добрым, воспитанным, образованным, трудолюбивым. Они учили любить родину, любить родителей, дружить и уважать старших. И даже «зло» в советских мультиках, в большинстве своем было по-доброму обаятельным и смешным. Надо ли напомнить, каким был уровень нравственности в стране?

Сегодня фильтр и цензуру отключили начисто . С экрана телевизора на малыша смотрят всевозможные монстры, безобразные персонажи, то и дело ругающиеся, пихающиеся, грубые, невоспитанные и неопрятные.

Обратите внимание на то, какую информацию несут низкосортные мультфильмы с дешевых коммерческих каналов?

Что видят дети и что они вбирают:

  • Агрессия. Око за око – зуб за зуб, и это еще мягко сказано. Ударь, толкни, брось что-то в того, кто тебя раздражает;
  • Эгоизм. Каждый сам за себя в этом мире;
  • Отсутствие сострадания. Смеяться, если кому-то больно, пройти мимо, если кто-то нуждается в помощи. Плюс бесконечная боль, которую испытывают герои. Их бьют, на них падает тяжесть, они падают с высоты, при этом нет чувств сожалений – детям предлагают смеяться над упавшим с высоты зверьком (пример);
  • Хитрость. Обмануть, обвести вокруг пальца для достижения цели;
  • Плохие манеры (как же хочется поговорить про Свинку Пеппу). Герои мультфильмов не стесняются звуков своего тела (и задорно смеются над этим) залезают в грязь, входят без стука.

Читайте еще: Познавательный интерес дошкольников

И эти персонажи могут стать образцом нравственной культуры, вы только вдумайтесь. Дешевые ролики наполнили интернет. Дети самостоятельно кликают мультфильмы на планшете и компьютере, в то время как их мамы спешат заняться домашними делами. Эта «информационная помойка» представляет серьезную опасность , и наносит урон не только нравственности детей, но и их неокрепшей психике в целом. Выбирайте только те мультфильмы, которые учат добру и справедливости – основе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду не является отдельным блоком, как, например, физическое, музыкальное или патриотическое. Оно органично вплетено в деятельность и режимные моменты дошкольного учреждения.

Основной задачей для педагогического коллектива является укрепление связи между ДОУ и семьями воспитанников. Семья и детский сад – два основных воспитательных института. Их функции бывают разными, но цель одна и та же – воспитание гармоничной нравственной личности, поэтому взаимодействие необходимо.

В педагогической деятельности детского сада, нравственное воспитание осуществляется, в основном, планомерно, во время образовательной деятельности (занятий). Нравственное воспитание осуществляется при помощи сказок, рассказов и стихотворений для детей, рекомендованных для чтения в детском саду. После чтения воспитатель проводит беседу с детьми, в ходе которой дети учатся сопереживать героям, анализировать их поступки, делая для себя выводы о том, как можно и как не нужно поступать.

Но не только на занятиях, но и во всех режимных моментах педагоги продолжают свою воспитательную деятельность. На прогулке дети учатся дружной организованной игре, познают окружающий мир, учатся быть в гармонии с ним. Культуре питания и поведения за столом малыши познают во время приема пищи. Говоря «спасибо» поварам за вкусный обед, переобуваясь, чтобы не испачкать пол, который нянечка моет каждый день, дети учатся ценить труд другого, быть благодарными.

Детский сад решает те задачи нравственного воспитания, которые семья не в силах реализовать в полной мере – здесь дети учатся жить в социуме . Это очень важный момент. Ребенок учится находиться в коллективе, уважительно относиться к своим друзьям и к старшим, делиться игрушками, организовывать совместную деятельность – это все становится сильным подспорьем для прочного фундамента нравственности пока еще маленькой личности.

«Экологическое воспитание – воспитание духовности, нравственности и интеллекта»

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», село Сарафоново, Ярославский муниципальный район.
В статье рассмотрены вопросы влияния природы на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей, описаны взаимоотношения современных детей с природой, представлены практические рекомендации по воспитанию у дошкольников духовности, нравственности, через экологическое воспитание. Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.


В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе.
В статье, через ответы на некоторые вопросы, я хочу раскрыть особенности взаимоотношений детей с природой, ее влияние на нравственное и духовное развитие.
1. Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой?
Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Показательны такие примеры. Мальчик 4 лет, увидев впервые курицу, спрашивает, почему у нее так мало ног. По его мнению, их должно быть больше. Оказывается, в семье всегда покупали в магазине 4 куриных ноги, и у ребенка создалось впечатление, что у птицы должно быть именно столько ног. Еще пример: ребенок, увидев впервые курицу, удивляется, почему она такая маленькая, ведь на рисунках курица и корова были одинакового размера.
Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Достаточно вспомнить разнообразные электронные игрушки, которые воспитывают у детей равнодушное отношение к природе. Ведь электронного зверька можно забыть покормить, напоить, можно даже убить и заменить новым. Свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят на реальный мир.
2. Что оказывает влияние на отношение современных детей к природе?
Психологи считают важным знать эти причины, так как именно они приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин:
Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее. Необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом.
Семейное воспитание. Семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка - «все бросают мусор, и я тоже».
3. Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно – нравственном развитии?
Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка.
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Например, процесс общения с собакой качественно отличается от взаимодействия с игрушкой, пусть даже и очень любимой. В ходе общения с собакой у ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем питается собака, где живет), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру в целом. Конечно, при общении с игрушкой такого результата не добиться. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Когда в семье сложились отчужденные отношения, иногда рекомендуют завести собаку. У членов семьи, которые не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Постепенно от разговоров о собаке они переходят к разговорам о себе.
Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия ребенка с окружающим. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает опыт общения, который порой другим путем он получить не может. Ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть» он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.
4. Как мир природы влияет на интеллектуальное развитие детей?
Взаимодействие с миром природы может способствовать интеллектуальному развитию ребенка. Например, возьмем животных. Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия животных, познает их поведение, пищевые предпочтения. Животные являются источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру шерсти. Животные – это источник развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи: кошка мяукает у миски - голодная. Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Мир природы влияет не только на интеллектуальное развитие детей, но и взрослых тоже. Показательна история одного преступника, приговоренного к пожизненному заключению. «Страуд находился в тюрьме Алькатрас. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить их жизнь. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О нем сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались с просьбой об его освобождении. Но Страуд так и умер в тюремной камере».
5. Актуально ли использовать экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности, в дошкольном возрасте?
Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника - поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучит ее. Это вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» - он просто не может не представить это яблоко.
Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.
6. Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждения для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание?
Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка.
Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
Дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. В парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания.
Изменились игры детей. Стало меньше игр с природным материалом. Мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Родители и педагоги нередко ограничивают стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности и возможности использовать нам окружающую среду для формирования у детей нравственных ценностей. Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.
Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например релаксационное упражнение «Спящий котенок». Вы говорите детям: «Представьте себе, что вы веселые озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали … начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2- 3 раза)». Вы можете сюда включить и другие факты из жизни кошек и проводить это упражнение при знакомстве детей с домашними животными.
Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна. Например, можно использовать такое релаксационное упражнение, как «Облака». Под тихую, спокойную музыку вы просите детей закрыть глаза и говорите (включается музыка): «Представьте себе теплый, летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке. Чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?» После такого отдыха на природе дети действительно приобщаться к ней.
Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Список литературы:
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 2008.
2. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: «Самарский государственный университет», 2014.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - Москва: «Смысл», 2000.

Елена Романишина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, использую для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно -нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание . Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой смогут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения , повышение их экологической грамотности и культуры.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостях переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным , уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей , ожесточает их. «От чистоты душевной – к чистоте окружающей среды» - советуют православные священники. Исправить не правильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Главной целью является развитие экологической воспитанности у дошкольников . Для ее достижения необходимо решение следующих задач :

1. Освоение экологических представлений

2. Развитие познавательных умений

3. Овладение умением ухода за живыми существами

4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным

5. Развитие интереса к природе и проблемам ее охраны

Решение этих задач осуществлялось через систему педагогического взаимодействия : организованное обучение, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей .

В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплексы экологических знаний , если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям. В своей работе педагоги применяют организованную форму обучения, в которую входят :

1. Классификация представления о природе

2. Экскурсии (на реку, по экологической тропинке и т . д.)

4. Наблюдение за животными и растениями

5. Изобразительная деятельность по экологической тематике

6. Обобщение представлений о природе

7. Ознакомление с трудом взрослых в природе

8. Развитие речи

9. Обучение детей по уходу за растениями и животными

В группах создана соответствующая развивающая среда : экологический уголок , где сконцентрированы разные комнатные растения, календарь природы, мини-библиотека, содержащая книги экологической направленности , биологические паспорта растений, материалы для проведения опытов и наблюдений и т. п.

Огромное значение в экологическом воспитании дошкольников уделяю совместной деятельности взрослого и детей : экологические досуги , наблюдения и уход за растениями в уголке природы, труд на участке, целевые прогулки на природе, игры, рассказы воспитателя , проигрывание ситуаций и словесные обсуждения, выставки поделок из природного и бросового материала, рисунков (конкурсы на лучшую кормушку для птиц, инсценировки, театральные представления, чтение литературы природоведческого содержания, опыты, создания книг-самоделок.

В нашем детском саду ведётся кружок по экологическому воспитанию «Маленькие следопыты» , целью которого является воспитывать экологически грамотное поведение детей в природе и природоохранной деятельности.

Важная роль принадлежит наглядным пособиям, которые дают возможность подробно рассмотреть, описать предметы (изображения событий или природных явлений, установить между ними содержательные связи). Многие пособия изготавливаются педагогами своими руками, это природоохранительные знаки, перфокарты, дидактические картинки, биологические паспорта, схемы-модели. Также имеются дидактические игры и картотека подвижных игр на экологическую тематику .

Результатом такой работы является не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Таким образом, в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Литература :

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М., 2008.

2. Николаева С. Н. «Юный эколог »

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве » - М., Просвещение 2002.

4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - М., ТЦ «Сфера» 2001.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука») МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.