Праздник родословной «Шэжэре байрам. Праздник родословной «Шежере байрам» План-конспект мероприятия Петрова Т.М


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дюртюлинская детская художественная школа
Праздник родословной «Шежере байрам»
План-конспект мероприятия
Петрова Т.М.
Преподаватель детской художественной школы
Дюртюли – 2016
Около центральной стены зала стоят вырезанное из картона большое дерево, юрта и два дерева с изображением родословных двух детей. Недалеко располагается - макет соцветия курая.
Ведущий:
Славься земля серединная,
Золотая, роскошная, дивная.
Так природа сама захотела,
Чтоб земля здесь о радости пела,
Над волнами чтоб чайки носились,
А в лесах чтобы звери водились,
Чтобы недра богатыми были,
Чтобы здесь все мы счастливо жили...
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)
Дети:
1. У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.
2. Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
3. Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
4. Как не любить твои просторы
Как не любить твои луга
Урала яркие узоры
Долины, горы и поля.
5. О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –
Все хором: РЭХМЭТ!Песня на выбор (желательно о Родине)
Дети:
1. Расцветай, Республика,
Мой Башкортостан,
Нет тебя прекраснее
Средь далеких стран.
2. Гордый, независимый
Мой прекрасный край,
Жемчужина России,
А вернее – рай.
3. Юная, но сильная,
Родина моя,
Пусть всегда обильными
Будут закрома.
4. На Урале сказочном
Пусть цветут сады,
Всем желаем радости,
Никому – беды.
Танец на выбор (современные движения с элем. баш. нар. танца)
Ведущий:
Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?
И, если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.
Входит дедушка Хамит (ученик в национальном башкирском костюме) и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево (сухую ветку, на котором закреплены листочки (из бумаги) с именами). К нему подходит ученик(1).
Уч.1.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?
Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.
Уч.1.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Дедушка Хамит: Это моё шежере.
Уч.1.: А что это такое?
Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере?
Дети: Да!
(К дедушке подходит другой ученик(2).Уч.2.: Меня зовут … … … . Я хочу познакомить вас с моим шежере.
(Затем к дедушке подходит ученик (3).Уч.3.: Меня зовут … … … . Познакомьтесь с моей родословной.
Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои шежере.
(Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других детей).
Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у деревьев.
Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.
Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя приготовили.
Песня на выбор
Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за хозяйством присмотреть – оно у меня большое.
Вед.: Подожди, дедушка Хамит, может ты нам поможешь своим советом. Посмотри на наш «курай», он стоит грустным? А ведь на празднике всё должно быть ярким, весёлым.
Дедушка Хамит: Наверное, он хочет увидеть какие вы дружные, веселые, заботливые. У меня как раз для вас есть сундучок, а в нём – задания. Справитесь с ними – расцветёт ваш курай, оживёт, запоёт.
(Отдает сундучок ведущему, прощается и уходит)
(Вед. достаёт из сундучка записку с 1-ым заданием.)
Дети вспоминают пословицы о семье.
- Дом отца соломенный, да дворцом кажется.
- Возле солнца – тепло, возле матери – благостно.
- Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир тянется.
- Шестерых братьев, что объединятся, даже волки боятся.
- Родич без родича не проживёт.
- Глядя на старшего брата, младший силу обретает; глядя на старшую сестру, младшая подрастает.
- Отец для ребёнка – колчан золотой, мать – золотые стрелы.
Вед.: Дорогие родители, как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Родители объясняют смысл нескольких пословиц.)
(Вед. достаёт из сундучка 1-ый кружок из яркой цветной бумаги, один из детей прикрепляет его к макету соцветия курая.
Затем Вед. достаёт записку со 2-ым заданием объявляет, что с ним справятся только наши родители: «Седьмое колено». Вед. задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.)
Вопросы:
Брат жены (Шурин)
Брат мужа (Деверь)
Сестра мужа (Золовка)
Сестра жены (Свояченица)
Мать жены (Теща)
Отец жены (Тесть)
Отец мужа (Свекор)
Мать мужа (Свекровь)
Дочь брата или сестры (Племянница)
Брат отца или матери (Дядя)
Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)
Мужья двух сестер (Свояки)
Матери жены и мужа (Сватьи)
(Вед. вручает одному из детей 2-ой кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.
Вед. достаёт из сундучка записку с третьим заданием.
Вед. (читает записку): Что-то пляска не видна?
Нет, не правда, вот она!
Ученик: Ну-ка музыку давайте
Веселее начинайте
Праздник в школе ведь у нас
Мы попляшем вам сейчас.
Татарский танец (или любой)
(По окончании Вед. вручает одному из детей 3-ий кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: (Достаёт из сундучка записку с четвертым заданием). У меня и для гостей есть задание. Я знаю, что все любят танцевать. Исполните-ка, дорогие родители, необычный танец.
Взрослые исполняют танец (свободный танец)
Вед.: Молодцы, гости, не подвели! Вот ещё с одним заданием справились.
(Вручает ребенку 4-ый кружок из цветной бумаги.Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Пятое задание: Я вижу, что все мы – одна большая, дружная семья. Споём вместе хорошую песню.
Дети вместе с родителями исполняют любую песню (подготовить)
(Вед. вручает 5 кружок из цветной бумаги.
Ребенок прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Шестое задание: из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи.
(Вбегает батыр (юноша) с плёткой, приплясывает)
Батыр: Есть у вас смелый джигит?
Уч.1.: Есть!
Мне не надо, мне не надо
Ни подарка, ни награды.
Мне бы только стать джигитом,
Настоящим, знаменитым.
Батыр: Эй, джигиты, запрягайте лошадей.
Танец «Джигиты» (Исполняют мальчики)
Вед. (к родителям): Хороши ваши джигиты!
(Вед. вручает одному из мальчиков 6-ой кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Седьмое задание: да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.
Проводится игра «Гостеприимная хозяйка» (накрыть на стол)
Вед.: А ещё наши девочки такие рукодельницы. Сами посмотрите. (Работы по ДПИ учениц)
Вед. вручает одной из девочек 7-ой кружок из цветной бумаги.
Та прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед. (обращает внимание детей на соцветие курая): Посмотрите, ребята, наш цветок курая расцвёл, стал нарядным.
Уч.2.: Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Вед.: Большое создаётся малым:
Из жёлудя поднялся дуб,
С бревна начался крепкий сруб,
А родничок – реки начало,
С одной сосны начался бор,
С кирпичика пошёл дворец,
С ворсистой ниточки – ковёр.
Вот так придумал наш Творец!
Дом к дому – улица,
Из улиц растут селенья, города.
Всё это ты, Башкирия родная,
Мой край, любимый навсегда!
Уч.1.: Ну-ка шире, шире круг,
Выходи смелее, друг!
Хоровод мы поведем
Всех друзей своих зовём
Дети водят хоровод «Дружба»
(«Башкортостан – венец Урала» У.Идельбаева).
Вед.: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Звучит песня «Родительский дом». Дети выходят из зала.
Конец!

Сценарий праздника «Моя родословная».
Цель: Развивать интерес к истории своей семьи, родословной. воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям.
Предварительная подготовка:
1. Родительское собрание на тему: Чувства семейной любви.
2. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».
3. Сочинения на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь».
Оборудование: фонограммы песен «Родительский дом», «Песенка медведей»; Презентация «Родословная 4 «Б» класса»; сок «Моя семья» (9 шт); сочинения детей; фотовыставка; генеалогические деревья оформленные детьми, 2 клубка ниток, 2 машинки, оформление доски.
Ход мероприятия
Учитель: Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди! Уважаемые гости! Сегодня наш вечер посвящён теме «Моя родословная».
Чтец: В семейном кругу мы с вами растём,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Здравствуй семья! Какое красивое слово – семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Например: слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я». И тогда это слово говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась её величество семья? Оказывается, очень давно. Когда-то о нём не слыхала земля, но…
Ева, сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьёт? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсить жильё?»
«Я, я – снова вторила Ева, - я, я…»
С этой поры и родилась семья!
Песня на мелодию «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница»
Где-то на белом свете
Наша семья живёт,
Горя и бед не зная,
Дружною слывёт.
Вместе читаем книги,
Вместе в кино идём.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдём.
Припев: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.
Мама бельё стирает,
Дочь – подметает пол,
Папа обед готовит,
Слушая футбол.
Спориться вмиг работа,
Каждый к труду привык!
И отдыхать умеем –
Жарим с степи шашлык!
Учитель: У семьи давние и глубокие корни. У неё высокая крона устремлённая в будущее.
- Что такое родословная? (это перечень поколений одного рода)
- Что такое род? (это ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Кто такой предок? (это древний родственник по роду).
Все определения взяты из Толкового словаря по русскому языку С.И.Ожигова.

Семья родная, словно бригантина,
Расправила как крылья паруса.
Она плывёт по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса.
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока ещё не знали.
А мы набрав ветрами паруса,
Спешим открыть сияющие дали.

Она совсем не старая,
Хотя совсем седая.
Она расскажет сказку мне.
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
«Продолжи сказку… (бабушка)»

Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно у меня.
У Юры, у Вовы обновы
Сшили мальчишкам штанишки
А на штанишках карманы.
А сшили штанишки им … (мамы)

У мамы сестра.
Веселей не найдёте
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тётя)

К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой …(дядя)»

Маме на радость, папе в награду,
Я появился, наследник-отрада.
Родной, несмышленый, пуговки-глазки-
Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын)

Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестрёнка)

Она всё на свете помнит и знает,
И бабушка мамой её называет!
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра… она же мне пра… (прабабушка)
Учитель: Ребята молодцы! А теперь задания, наверное больше для родителей.
Вам надо ответить на вопрос Кто это?…

Мать жены (тёща)
Отец жены (тесть)
Мать мужа (свекровь)
Отец мужа (свёкор)
Брат отца или матери (дядя)
Сестра отца или матери (тётя)
Дочь брата или сестры (племянница)
Муж дочери или сестры (зять)
Брат жены (шурин)
Брат мужа (деверь)
Сестра мужа (золовка)
Жена сына (сноха)

Кто сварит нам борщ
Или вкусную кашу?
Кто торт испечёт,
Новый свитер мне свяжет?
Кто с мылом отмоет
Мне грязные руки?
Кто ловко сошьёт
Мне рубашку и брюки?
Кто в доме порядок
Всегда наведёт,
Починит игрушку,
И книжку прочтёт?
Умеет всё мама!
И верьте мне дети,
Нет мамы добрей
И красивей на свете!

Учитель: Сколько добрых и ласковых слов сказано о маминых руках! Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают.
А смогут ли наши дети узнать руки своих мам?
2 Конкурс «Мамины руки»
Задание: Узнать мамину руку на ощупь.
Чтец:
Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно с ней,
А бабушкины руки
Люблю я всех сильней.

А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладая:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает
Ни одной минуты нет у неё свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на неё быть хочу похожей.
3 конкурс «Смотай клубочек»
Задание: Бабушки должны смотать, как можно быстрее, клубочек с шерстью.
Чтец: Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи варить.
И для дома всё что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы мастера,
Машинисты, доктора…
Одним словом удальцы!
Наши папы – молодцы!
Учитель: «Папа, ну поиграй со мной!» - как часто вам ребята приходиться говорить эти слова. А сейчас, папа вам в этом отказать не сможет. Следующий конкурс называется «Автогонщики».
4 конкурс «Автогонщики»
Папы и сыновья соревнуются друг с другом.
Задание – намотать на карандаш верёвку с машинкой, чтобы она не перевернулась: кто быстрее?
Учитель: А теперь музыкальная пауза.
Ученики исполняют частушки.

Мы весёлые ребята,
Мы частушки вас споём,
Коль понравятся куплеты,
Мы ещё их пропоём.

Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.

Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье –
Все с уроками сидят,
Вот семейный наш подряд.

Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать:
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать!

Мама с папою не могут
Уложить дочурку спать.
Уговоры не помогут,
Не идёт она в кровать.

Просит бабушка внучка
Скушай борщ, окорочка.
Внук не сядет за обед,
Если не дадут конфет.

Разные фамилии
У людей бывают
Но с характерами их
Порой не совпадают.

Мы частушки вам пропели
Больше делать не чего
Мы пойдём, а вы сидите
До другого вечера

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не нужен и клад, коли в семье лад.
Конкурс Пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Согласную семью и горе не берёт.
Дружная семья и землю превращает в золото.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Родители могут обойтись без детей, а дети без родителей не могут.
Сценка
«Мир в семье всего дороже.»
Действующие лица: автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор: Жили-были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё бы ладно, да курочка-невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка: Что ты дед?! Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмём телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка: Может купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада.
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не сё, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка: А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал-
Свет такого не видал!
Только курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну ни как не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
В дребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба…
Внучка и Баба:
Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье, всего дороже!
Учитель: Да, мир в семье всего дороже, но у нас есть ещё одна семья. Это наш классный коллектив. Этой семье уже 4 года. И год от года она становиться всё дружнее, все крепче. И у меня и у ваших родителей, ребята, одна главная забота, что бы вы выросли хорошими людьми. Давайте все впишем свои имена в родословное дерево нашего класса. (на доске ребята записывают свои имена в цветки.) Вот и получилось наше цветочное дерево. А давайте посмотрим, с чего всё началось и как мы росли.
Просмотр презентации Родословная 4 «Б» класса
«Мой классный класс»
Чтец: Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем тёплых светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учитель: Уважаемые родители и гости мы вас просим, чтобы в завершении нашего мероприятия вы помогли нам спеть песню «Родительский дом»
Исполняется песня «Родительский дом»
Учитель: Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. А ребятам я хочу подарить сок «Моя семья». На этом наш праздник завершён.

Сценарий итогового праздника «Моя родословная»

Цели: воспитание понимания ценности семьи в жизни человека;

Развитие семейного творчества, сотрудничества

семьи и школы;

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения

к родителям, гордости за свою семью.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Учитель: - Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».

Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)

Учитель: В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родослов­ное дерево и герб. Для того что­бы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

Знаете, откуда она родом?

^ Выступающий, садится в «кресло памяти». Делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные сидят вокруг выступающего.

Учитель: - Много интересного узнали мы о ваших родственниках.

А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья - группа родственников, живущих вместе (С И. Ожегов).

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчи­тать, сколько родственников в стихотворении

Раз, два, три, четыре

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из их ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

(5 человек.)

^ Семейные конкурсы

1. Конкурс «Пословицы».

При солнышке тепло… (а при матери добро).

Мать кормит детей… (как земля людей).

Нет лучше дружка… (чем родная матушка).

Живы родители – почитай… (умерли - поминай).

У, детины заболеет пальчик … (а у матери - сердце).

Хозяюшка в дому... (что оладушек в меду или пчела в саду).

Дом вести... (не бородой трясти).

Каково на дому... (таково и самому).

Не красна изба углами... (красна пирогами).

В гостях хорошо... (а дома лучше).

Птица радуется весне... (а младенец матери).

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не надобен и клад, коли в семье лад»

^ Сценка «Мир в семье всего дороже».

Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет:

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед. Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка. Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед. Ты балда!

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка. Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет Баба...

Внучка и Бабка.

Вывернул с дырой карманы.

Дед. Нету денег, ну и что же?!

(Вместе) - Мир в семье всего дороже!

Учитель. - Да, мир и дружба в семье всего дороже. А знаете ли вы своих родственников?

^ 2. Конкурс «Кто это?»

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.)

8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.)

12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13. Мужья двух сестер. (Свояки.)

14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

^ 3. Конкурс художников.

Дети рисуют на доске по заданию.

Нарисуйте круг большой,

Сверху маленький такой,

На макушке ушка два -

­Это будет голова.

Нарисуем для красы

Попышней ему усы.

Вот пушистый хвост готов ­

Ты красивей всех котов!

Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
^ 4. Конкурс «Музыкальный».

Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.

1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).

2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)

3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)

4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)

5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)

6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)

7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)

8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)

9. От нее станет всем теплей. (Улыбк

Конкурс «Театральный».

Первое задание - пофантазировать и изобразить:

Горячий утюг (первой семье);

Закипающий чайник (второй семье);

Звенящий будильник (третьей семье);

Звонящий телефон (четвертой семье);

Работающий пылесос.

Второе задание - изобразить походку:

Человека, который только что сытно пообедал (пер­вой семье);

Человека, которому жмут ботинки (второй семье);

Человека, который неудачно пнул кирпич (третьей семье);

Человека, который заблудился в темном лесу (чет­вертой семье);

Человека, которого неожиданно разбудил будильник.

Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во всех начинаниях на­шим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Мы расстаемся с предметом «Основы светской этики». Я надеюсь, что мы не зря изучали этот предмет. Вы о многом узнали и будете всегда следовать ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». И «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»!

Зоя Максимова

Шежере - праздники родословной

НОВАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях -
Когда меня и не было в помине.

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на народные духовные ценности.
Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю.
В нашем районе сложилась целая система мер по возрождению истинной любви к своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к историческому прошлому.
Трудом и старанием многих калтасинцев создавалась славная история района. Это судьба наших дедов, отцов и нас, живущих на благодатной калтасинской земле.
Судьба нашего края неотделима от великих исторических событий, от жизни республики и страны.
Калтасинская земля помнит повстанцев Крестьянской войны 1773-1775 годов. Наши предки во время Отечественной войны 1812 года в составе русских войск дошли до Парижа.
В грозные годы Гражданской войны здесь тоже происходили крупные политические события. В честь героя Гражданской войны, красного командира, кавалера ордена Красного Знамени Шаптрая Кудаевича Кудаева установлен монумент на его родине в деревне Чилибеево, а прах, привезенный из Москвы, замурован в нем.
В веках будут жить имена Героев Советского Союза - уроженцев нашего района Тимиряя Кубакаевича Кубакаева, Дмитрия Ильича Лазарева, Василия Семеновича Васильева, Петра Ивановича Сюткина.
Их нет сегодня среди нас. Двоим - Васильеву и Кубакаеву - высокое и почетное звание присвоено посмертно. Одному - в боях за Советскую Литву, другому - в сражениях за станцию Красновку, что расположена в Ростовской области.
Жители района глубоко чтят память погибших на войне. Их имена увековечены на мемориальных досках, обелисках и в музеях.
В тяжелые военные и послевоенные годы люди с большим подъемом стремились построить новую жизнь и построили. Наши земляки принимали активное участие в строительстве московского метрополитена. Каждый пятый метростроевец был посланцем нашего района.
На территории района в 50-е годы прошлого столетия вырос поселок нефтяников Краснохолмский и позднее поселок Кутерем, которые на сегодняшний день переименованы в села.
Великий боевой и трудовой подвиг нашего народа неизмерим.
В этом году наша республика отмечает 450-летний юбилей вхождения Башкортостана в состав Российского государства.
В нашем Калтасинском районе осенью прошлого года открылась целая панорама праздничных мероприятий, посвященных этому славному юбилею.
Это фестиваль народного творчества «Узами братства», в котором принимают участие все трудовые коллективы и школы района. Состоялись смотры, конкурсы, КВНы «Мы едины», спортивные мероприятия.
Но особенно ярко проходят праздники «Шежере байрамы» в башкирских и татарских деревнях, «Шочмо тукым пайрем» - в марийских, «Чыжы выжыослэн празднизы» в удмуртских деревнях, праздники родословной «Здравствуйте, односельчане» в других населенных пунктах.
Инициатива проведения народного праздника «Шежере байрамы» принадлежит Правительству Республики Башкортостан. В рамках подготовки к знаменательной дате «450 лет в составе России», в целях привлечения населения Республики Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края Правительство РБ своим постановлением от 10 мая 2006 года рекомендовало администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений обеспечить ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы» («Праздник родословной») в населенных пунктах.
Ведь, как известно, праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно.
25 ноября прошлого года в нашем районе впервые за всю историю его существования произошло знаменательное событие: состоялся народный праздник «Шежере байрамы». Проводился он в деревне Новый Аткуль, в доме семьи Саматовых.
К назначенному времени здесь собрались не только родственники семьи Саматовых, друзья и жители деревни Новый Аткуль, но и главы сельских поселений, работники культурно-просветительных учреждений, учителя и учащиеся Нижнекачмашевской школы.
Звучит башкирская мелодия. Хлебосольная группа встречает гостей. Глава семейства Саматовых - Риф Саматович приглашает гостей во двор, который украшен флагами, предметами выставок, где ждет своих посетителей также красочно украшенная башкирская юрта (тирмэ).
О своей родословной, об истории деревни Новый Аткуль и ее роли в судьбе Отечества рассказал Р.С. Саматов.
Риф Саматович Саматов, известный всему Калтасинскому району многоуважаемый человек, сделал не только своему роду, но и всему Калтасинскому району неоценимый подарок - создал шежере своих предков, когда ему уже исполнилось 70 лет.
«Мне интересно было знать свое происхождение, кем же считали себя мои предки в стародавние времена, - рассказывает Риф Саматович. - В какой-то мере найти ответ на интересующие меня вопросы помогли рассказы старожилов деревни, материалы республиканского архива и выпущенная литература о северо-западных башкирах. В хронологическом порядке я проследил историю образования и развития деревень Старый Аткуль и Новый Аткуль, жизнь и быт многих предков, начиная с 1729 года по настоящее время».
В результате неутомимого кропотливого труда родился такой ценный исторический документ, который достоин своего достойного завершения - публикации его отдельной книгой.
Нужно сказать, что исследования Р. Саматова содержат достоверные сведения жизни и быта не только деревни Новый Аткуль, но и других деревень Бирского уезда Уфимской губернии. Полученные сведения и исторические факты он стремился систематизировать таким образом, чтобы выходцы из Нового Аткуля знали свою малую родину, корни своих предков и гордились как прошлым, так и настоящим родного очага.
Как выяснил Р. Саматов по архивным данным, «деревня Аткуль образовалась еще до 1729 года. Предки новоаткульцев жили во владениях Гарейской волости в деревне Старый Аткуль. Ввиду недостатка земли для сельскохозяйственного пользования некоторые жители деревни решили переселиться и образовать новую деревню. В этих целях земская управа выделила землю на том самом месте, где в настоящее время расположена деревня Барсук, и здесь в 1834 году предки новоаткульцев основали деревню под названием Новый Аткуль с населением 30 башкир в 5 дворах. А по сведениям земства по Бирскому уезду за 1902 год в д. Новый Аткуль числилось башкир-вотчинников уже 236 человек мужского пола в 80 дворах. Земля у крестьян деревни Новый Аткуль была бедная, песчаная и не могла их прокормить. По их ходатайству жителям было разрешено переселиться на новое место, и им отвели земли, расположенные рядом с деревней Нижний Качмаш. В 1910 году вся деревня Новый Аткуль со своего первоначального места переселилась и обосновалась на теперешнем месте, сохранив свое прежнее название».
Неоценимой заслугой Рифа Саматовича является еще то, что он после долгих кропотливых изысканий сумел составить родословную таблицу рода Зангировых (по отцовской линии), куда относится он сам и его предки.
Зангировцы всегда были на высоте. Риф Саматов очень горд тем, что его предки, где бы они ни жили или ни трудились, всегда оставляли только добрый след. Они, как и весь башкирский народ, активно участвовали в защите своего Отечества. В архивах имеются сведения, что его предки принимали участие в военной кампании против французов на территории Польши и Пруссии в 1805-1807 годах, во время Отечественной войны 1812 года, на фронтах первой мировой войны, в Гражданской войне, финской кампании и на фронтах Великой Отечественной.
Вот интересный пример. Их родоначальник Муратхузя Зангиров, имея опыт боевых действий в 1807-1809 годах, не мог остаться в стороне, и в рядах «северных амуров» (башкирская конница) сражался в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона Бонапарта. За проявленную храбрость и воинскую доблесть зауряд-хорунжий Муратхузя сын Зангиров был награжден двумя серебряными медалями - «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года».
Ко всему этому надо добавить, что у Муратхузя Зангирова были сыновья: Багаутдин, Шарафутдин, Шаймардан, Кихазмет, Фархутдин, которые так же, как и их отец, служили Отечеству верой и правдой.
Образцы героизма, стойкости показали новоаткульцы и на фронтах Великой Отечественной войны. На фронт были призваны 100 мужчин, а погибли и не вернулись с поля боя 35 односельчан. Среди них есть и из рода Зангировых.
В своих исследованиях Риф Саматов подробно описывает культуру и быт своих земляков, о том, как они исполняли религиозные и другие обряды, как трудились в сельском хозяйстве, повышали свой образовательный уровень и так далее. Интересная деталь: на сегодня выходцев из Нового Аткуля с высшим образованием более 120 человек. Это несмотря на то, что даже в благоприятные годы в деревне было всего 84 двора. В деревне есть семьи, где по 5-6 детей имеют высшее образование.
Обо всем этом и о многих аспектах сельской жизни и быта, о его жителях, о роде Зангировых более подробно говорили и вспоминали на народном празднике «Шежере байрамы» в деревне Новый Аткуль. Праздник у всех его участников оставил добрый след. Так, например, одна из его участниц - женщина средних лет - громко заявила: «Ой, как жалко, зачем же такие праздники не проводили раньше. Почему же наши люди мало знают о своем родословии? Если бы все знали шежере своего рода, то меньше делали бы зла люди друг другу. Они постеснялись бы предать забвению заветы родовой солидарности, память отцов и дедов».
Да, в современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрамы» и в нашем Калтасинском районе может стать одним из тех праздников, которые послужат сохранению национальных традиций и преемственности поколений, воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма.
В этом году праздники родословной продолжились. Они уже состоялись в начальной школе деревне Кокуш, в Калтасинских средних школах № 1 и № 2, Большекачаковском, Кельтеевском, Старояшевском, Тюльдинском, Бабаевском, Качкин-Тураевском, Кугарчинском, Верхне-Тыхтемском, Калмиябашевском сельских Домах культуры.
«Имя твое - в корнях твоих» - так назывался праздничный вечер «Шежере - байрамы», который состоялся на сцене сельского Дома культуры деревни Тюльди. Здесь родословную своих семей представили местные жители Георгий Ачибаев и Евгений Кабитов.
Древние люди хорошо знали свою родословную до седьмого колена. Одни сохраняли имена своих предков в памяти, а другие записывали их. Так появилось русское слово «родословная», башкирское - «шежере», марийское «родо тукым». Но значение этих слов остается одинаковым.
Вспоминая о своих предках, вспоминаешь и о тех краях, где они прожили свою жизнь. Это родное место - деревня Тюльди, название которой происходит от старинного мужского имени Толдыбай. Человек с этим именем и стал основателем этой деревни, жители которой в прошлом году отметили 375-летний юбилей.
«Корень дерева проходит сквозь землю, а корень людей - через весь мир тянется» - так говорят в народе. Вот и корни нынешних жителей деревни Тюльди тянутся к своему основателю.
Родословную своей семьи представил на празднике коренной житель деревни Георгий Ячибаев. Историю его рода составляет восемь поколений.
В своем выступлении Георгий Ачибаев отметил, что работа над родословной его семьи на этом не закончилась, ее обязательно продолжат его дети и последующие члены его семьи.
1840-е годы. Середина XIX-го века - примерно с этого времени ведет начало родословная семьи Кабитовых, то есть тех членов, которых удалось вспомнить на сегодняшний день. Более подробно Евгений Кабитов, который, кстати, является председателем совета ветеранов Тюльдинского сельсовета, остановился на более позднем поколении своего рода.
Не обошлось на празднике без танцев, музыки, а также выставки местных мастериц-рукодельниц.
В завершение директор сельского Дома культуры Люция Байрамова исполнила песню на марийском языке.
Праздник окончен, но всегда будет жить в сердцах его участников народная мудрость: «Богатым считается не тот, у кого скотина на дворе, живность, а тот, у кого есть сыновья и дочери».
На днях в Кельтеевском сельском Доме культуры состоялся праздник родословной (Родо-тукым), где были представлены родословные двух семей - Ислаевых и Байдемировых.
Началось мероприятие выступлением председателя женсовета деревни Б. Кельтей, заведующей местной библиотекой М.И. Ислаевой, которая рассказала собравшимся об истории дружбы других народов. Человек рождается на свет, и то место, где он родился и жил, становится для него самым родным. Родной стала деревня Кельтей для Саскавий Ислаевой, где прожила с мужем Михаилом более сорока лет. Прошлое - это не только перечень событий, но и судьбы, яркие страницы биографии реальных людей. О судьбе дедушки Михаила Ислаева рассказала его внучка Людмила Ислаева, ученица Кельтеевской СОШ. Глава семьи, Михаил Ислаевич, долгие годы работал бухгалтером колхоза «Родина», был участником Великой Отечественной войны. Вместе с женой Саскавий Ирбулатовной воспитали пятерых детей, все они стали достойными людьми. Сейчас у них уже 18 внуков и 16 правнуков.
Большой интерес вызвала у зрителей также судьба рода Байдемировых из деревни Графск. Заведующая сельским клубом Любовь Валикаева представила свою маму, Байдемирову Марию Ивановну, и рассказала историю своих родителей. Мария Ивановна и Николай Пайтуллович вырастили и воспитали троих детей, у них 12 внуков и 13 правнуков. Затем семья уехала в Казахстан. Николай Пайтуллович трудился механизатором, поднимал целину. Но им пришлось вернуться на родину.
Старейших членов семьи пришли поздравить дети, внуки, правнуки, близкие и просто знакомые. Зрителям и гостям были представлены стенды с фотографиями, письмами из семейного архива. Особым достоянием семьи стали сохранившиеся боевые и трудовые награды. Школьники в этот вечер читали стихи, пели песни, танцевали. Администрация сельского поселения вручила им памятные подарки и цветы.
Шежере байрамы - особенный праздник. Он не похож на традиционный тем, что не имеет своей красной даты на календаре. Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все эти ветви генеалогического древа, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины в отрыве от родного края.
Праздники родословной прошли уже во многих деревнях Калтасинского района. На прошлой неделе эта своеобразная эстафета народного творчества дошла до деревни Калмиябаш.
Жители деревень не часто имеют возможность побывать на каких-либо праздниках. А то, что происходило тем вечером в Калмиябашевском Доме культуры, зал которого не мог вместить всех желающих, можно смело назвать праздником, воспитывающим самые лучшие человеческие качества - любовь к Родине, своему краю.
На этот раз были представлены родословные семей Ибатовых и Шакиртовых.
Родоначальники этих семей с давних пор жили на калмиябашевской земле, и из ныне живущих мало кто покинул родные места. Конечно, за многие годы количество родственников увеличилось, некоторые разъехались и проживают в других регионах, но непременно помнят о своей малой родине и по возможности приезжают сюда.
О родословной семьи Шакиртовых рассказал Роберт Шарапович, методист районного отдела образования. Имена и годы жизни членов этой семьи были вписаны в таблицу, по которой Роберт Шарапович подробно рассказал о каждом из родственников.
Кстати, при выступлении Роберта Шакиртова, как только он называл имена родственников, они появлялись в зале в прямом смысле этого слова. Услышав знакомые имена, зрители (дети и взрослые) говорили, что также относятся к той или иной ветви древа Шакиртовых. Роберт Шарапович непременно обещал вписать упущенное и дополнить родословную новыми именами.
Далее пошел разговор о семье Ибатовых. Родословная этой семьи также оказалась довольно обширной и богатой на достойные имена её представителей. Семьи Ибатовых и Шакиртовых являются родственными, поэтому одни и те же имена встречаются у обоих рассказчиков.
Перед началом праздника все с нетерпением ждали приезда капитана авиации в отставке Филимона Ибатова, который преподает военную подготовку в одном из лицеев города Нефтекамска, что находится неподалеку от Калтасинского района.
Его рассказ все слушали с интересом, и не раз в зрительном зале раздавался смех, когда седовласый капитан шутил. К тому же он еще пишет стихи, которые и читал зрителям. Не обошлось на празднике и без народного творчества, были исполнены марийские песни и частушки. Вообще все получилось на славу.
Эта встреча детей и родителей с замечательными людьми, безусловно, оставила в их душах добрый след.
«Изучаем свою родословную» - так звучала тема открытого урока в седьмом классе Калтасинской средней школы № 2. О родословной, или плане о шежере школьники впервые узнают на уроках по истории Башкортостана, но в учебниках об этом говорится немного. Поэтому Татьяна Шуматова, учитель истории Башкортостана, решила посвятить изучению родословной целый цикл уроков.
В начале урока Татьяна Шакиевна подробно рассказала ребятам о происхождении слова «шежере», о том, как звучит это слово на марийском и удмуртском языках.
Ребята к уроку подготовились очень основательно, принесли народные костюмы, утварь, предметы быта.
Один из учеников рассказал своим одноклассникам об особенностях быта древних башкир, о том, как они вели домашнее хозяйство.
Другие ребята приготовили родословную своей семьи, принесли фотографии и краткие биографические справки по каждому из членов рода, который у каждого из учеников оказался достаточно многочисленным и насчитывает немало достойных людей, которые прожили славную трудовую жизнь.
Завершила Татьяна Шакиевна открытый урок строками стихотворения народного поэта Равиля Бикбаева «Семь поколений рода моего»:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, -
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша, -
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша -
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

История рода человека очень тесно переплетается и с историей мест проживания.
Изначально родословные передавались из уст в уста в течение многих поколений, и их хранение доверялось уважаемым грамотным людям, которые никоим образом не могли утратить ценных сведений о племени или роде.
Сегодня люди крайне заинтересованы в том, чтобы их семьи знали свои истоки и своих предков. Поэтому они стараются по любым источникам восстановить генеалогическое древо своего рода.
У некоторых это получается довольно успешно.
«Наш род - род Зайниевых начинался от Шамыкая. Шамыкаев Зайний родился в 1857 году. С детства он воспитывался в труде. Его отец всегда требовал порядочности, дисциплинированности. Он для своего времени был грамотным. Он умел писать, читать», - так начал рассказ о своей родословной Султангареев Ю.Г. - председатель ветеранской организации СП Старояшевский сельсовет.
Долгожители в роду Зайния: дочь, которая прожила 102 года, сын Аклий - 94 года, сын Султангарей - 90 лет, сноха Евдокия - 92 года, внучка Аймалче - 82 года.
«Желаем всем, чтобы и дальше продолжалась успешно родовая традиция Зайния. Для этого надо прилагать все силы для воспитания подрастающего поколения рода Зайниевых, какую бы они фамилию в настоящее время ни носили», - сказал он на встрече с учащимися и земляками Старояшевского сельсовета.
Гизитдинова Фроня Хакимовна и Мензаиров Мензарип Мензаирович - жители деревни Качкин Турай встретились с учащимися и своими земляками в сельском клубе и рассказали о роде своем. Эта встреча носила воспитательный характер.
В деревне Бабаеве жители подробно познакомились с родом Ахмадиева Ивана Тимиршиновича, Тимирбаева Олега Тимофеевича. В деревне Большой Качак - с родами Байметовых и Галимзяновых.
При подготовке шежере школьники собирают сведения об известных личностях своего рода, копаются в семейных архивах, разыскивают предков, изучают их ремесла.
Самое приятное, что в эту большую и очень кропотливую работу постепенно втянулись и их родители. Все вместе они собирали по крупицам историю не только своих семей, но и деревень.
Все более популярным становится в Башкортостане праздник родословной «Шежере байрамы».
У горожан и сельчан возрождается интерес к истории своего рода, семьи, национальным традициям и обычаям.
Подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России заметно повлияла на этот интерес. Потому что шежере - один из важнейших источников истории народа, объединения башкирского, русского и всех других народов.
Праздник шежере - это праздник семьи, праздник, который по-новому заставляет посмотреть на свои семейные корни, по-новому оценить исторические события, которыми была богата наша земля.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в

Древо жизни

(сценарий семейного праздника)

Цели:


  1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива.

  2. Сформировать у учащихся элементарные представления о родословной семьи, познакомить со значением слов «родословная», «род», «поколение», «фамилия», рассмотреть происхождение имён и фамилий.

  3. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление: раскидистое дерево с листочками, семейные проекты «Моя семья», Гербы семей, шары, рисунки «Мой дом! Моя семья!»

Плакаты:


  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»

  • «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.»
Музыкальное оформление: песни «Родительский дом», «Изгиб гитары жёлтой…», «Мы желаем счастья вам!»

Предварительная подготовка:

1.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.

2.0формление фотовыставки« Загляни в семейный альбом».

3.Сочинения учащихся «Моя семья», «Династии», «Наши имена»,

« Семейные традиции», родителей «Мой ребенок».

4. Поиск старинных документов и вещей для конкурса

«Семейная реликвия»

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуй, ребята, уважаемые гости Сегодня мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными традициями русского народа.

Ведущий : В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Исполнение песни «Родительский дом»- дети вместе с родителями.

С чего начинается любая семья?

Ведущий: Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

Так что же такое «семья»? (Ребята стараются сами ответить)

Ведущий: А когда родилась ее величество семья?

(Сценка Разговор Адама и Евы).

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приголубит?

Украсит жилье?

«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я... »

С этой поры родилась семья.

Ведущий: Сколько же их этих родственников, давайте считать.

А. Кардашова

«1,2,3,4»

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина самый младший.

Ведущий: А кто живет в вашей семье?

Им мы посвящаем эти стихи:

1.Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам дорогие здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

2. Я с бабушкой своею

Дружу давным давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.


    Стала бабушка старой,
От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее,

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка: «Ай да внучек мой!

Ай да летчик мой! Молодец!»


    За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.


  1. От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

6.За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

7.Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи варить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

8.Папа может, папа может

Все что угодно.

Плавать брассом, спорить басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть кем угодно,

Только мамой, только мамой

Не может быть.

9.Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы- молодцы!

10.В праздник наш такой желанный

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущий: Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

Сценка «Бабушки и внуки».

Две старушки.

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том... »

l-я: Так, хорошо.

2-я: «оо И днем и ночью пес ученый... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый... »

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

2-я: Ее уже назвали.

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки...

Ведущий: Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?

(ответы учащихся)

Ведущий: Семья это сложный организм, недаром же она называется « семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений. Кем может быть в семье женщина?

Ответы детей.

Кем может быть в семье мужчина?

Ответы детей

Правильно

А в ваших семьях кто вы? - Ответы детей

Ведущий: Вот, сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. п.

При подготовке к данному уроку вы писали мини-сочинение о своей семье. Я предлагаю вам послушать самые лучшие сочинения.

(учитель зачитывает 2 сочинения учащихся и 2 сочинения родителей)

Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой…»

Ведущий: В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете?

Конкурс «Кто это?» Конкурс ребусов.

Конкурс пословиц «Все дороги ведут к дому».

Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?

(ответы учащихся)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не

5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у Филимонова Алексея, нам хотелось бы услышать о том, как ты работал?

Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

Ведущий: А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи - это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам. Вот и мы оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии - это еще одна традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.

На столе оформлена выставка « Семейные реликвии».

(Из коробки достаются различные семейные реликвии, о которых дети и родители рассказывают).

Ведущий: И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе?

(возможные ответы учащихся)

Родители и дети представляют и защищают свои семейные гербы.

Ведущий: И так, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья!


  1. Это близкие и родные люди.

  2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

  3. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

  4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
В заключении нашего мероприятия, мы хотели бы вам раздать памятки, в которых говорится какими вы должны быть в своей семье (памятка в виде сердца появляется на слайде и учитель раздаёт такую же памятку детям и родителям).

Ведущий: В заключении нашего мероприятия, я предлагаю всем вместе исполнить песню: « Мы желаем счастья вам».

Приложение

КОНКУРС «КТО ЭТО?»

1.Брат жены - шурин.

2.Брат мужа - деверь.

3.Сестра мужа - золовка.

4. Мать жены - теща.

5.0тец жены - тесть.

6.Мать мужа - свекровь.

7.7. Отец мужа - свекор.

8.Дочь брата или сестры - племянница.

9. Брат отца или матери - дядя.

10.Родители мужа и жены - сваты.

КОНКУРС «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ... »

1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.

3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.

4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.