Праздник «Масленица». Подготовительная группа. Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Масленицу встречаем, блинами угощаем

Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.

Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.

Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.

1-й скоморох:

Эге-гей, собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

2-й скоморох:

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех!

1-й скоморох:

Добрый день, гости дорогие,

Жданные и нежданные!

2-й скоморох : Званые и незванные!

1-й скоморох:

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадут ни минутки!

2-й скоморох:

Собирайся, народ, в гости праздник идет!

Песни пой и пляши, веселись от души!

1-й скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

Масленицу открываем,

И веселье начинаем!

1-й скоморох:

Масленицу встречаем,

зиму провожаем,

весну заклинаем!

2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!

Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Танцуют все дети.

1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.

Масленица, Масленица,

Дадим тебе мы маслица!

Встретим тебя калачом

И поджаренным блином!

Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?

Дети: Знаем.

Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:

1. Что встречает Масленица? (Весну.)

2. А что провожает? (Зиму.)

3. Что является символом Масленицы? (Блины.)

4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.

Не житье-бытье, а Масленица и др.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!

Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.

2-й скоморох:

Масленица дорогая,

Гостья наша годовая

Едет в санках расписных,

На конях вороных.

1-й скоморох:

Наша Масленица, ты чудесница!

В детский сад к нам пришла!

И веселье принесла.

Устанавливают чучело в центре зала.

Петрушка:

Дорогая наша Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Платочек в цветочках!

Ямочки на щечках

1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!

Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.

1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.

2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.

1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.

Игра «Бег в мешках»

Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...

2-й скоморох : В какую?

Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.

1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?

Петрушка: Ой, забыл.

2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?

Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.

Игра «Кто первый»

В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.

Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!

Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.

2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!

Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!

Пляска Медведя переходит в общую пляску.

Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.

Кланяются, уходят.

1-й скоморох:

Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

2-й скоморох:

Ты чего это так раскричался,

Будто Мишку испугался?

1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?

Тут ты, братец, просчитался.

Я как... эх!

(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)

Я как... ух!

Молодец, удалец!

2-й скоморох:

Как бойцовский петух!

Ах, как Петя-петушок

Отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть,

Нужно снегом потереть.

1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!

Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».

Петрушка:

С вами пляска весела,

А у меня опять игра.

2-й скоморох:

Ну а ты, видать, опять

Позабыл игру назвать?

Петрушка:

Помню-помню в этот раз,

Ведь игра-то «Дед Панас»!

Игра «Дед Панас»

Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.

1-й скоморох:

Что, ребята, поиграли?

Поиграли и устали.

2-й скоморох:

Может, сядем, отдохнем?

Песню-песенку споем?

Звучит народная песня.

1-й скоморох:

Песня ваша хороша,

Распотешилась душа!

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели!

Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.

Петрушка:

Вот и поплясали,

Косточки размяли.

Ну довольно баловаться,

Будем мы соревноваться!

1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.

2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).

Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!

2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Раскрасавица!

1-й скоморох:

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами

Да оладьями.

2-й скоморох:

Но к большому сожаленью,

Наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Увозят чучело Масленицы.

1-й скоморох:

Масленица зиму завершала

И весну к нам приглашала!

Давайте и мы с вами Весну встречать.

И блинами угощать!

Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, здравствуйте,

Милые детишки!

Здравствуйте, здравствуйте,

Девчонки и мальчишки!

За Зимою я пришла

И тепло вам принесла,

Пенье птичек и капель,

Ярких красок акварель!

Я пришла к вам с радостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым...

Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.

Зима:

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна:

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима:

Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна:

А я Весна красная-красная,

Солнечная, ясная-ясная.

Зима:

Тебя снегом вымою,

За ворота выгоню!

Весна:

Я снежком укроюся, зеленью покроюся,

Буду еще краше на просторах наших!

Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)

3. Заря-заряница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает,

Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)

Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!

Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.

1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.

2-й скоморох:

Прощай, прощай, Масленица.

Ты прощай, прощай, широкая.

1-й скоморох:

Ай, Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Все: Прощай, прощай, Масленица!

Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.

1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!

2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!

Все: А за праздник вам спасибо!

Угощение блинами.

Беседа на тему "Масленица" в детском саду

в подготовительной группе

Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.

Ход:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка (Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.

С масленицей связано большое количество поговорок.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории

Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами

Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!

Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

Презентация на тему: Масленица

(На улице)

Цель: формирование представлений о традициях празднования русского народного праздника «Масленица».

  1. знакомить детей с традициями празднования Масленицы;
  2. развитие внимание, физической активности, интереса к русским народным играм, обогащение словарного запаса;
  3. воспитание патриотизма, умение работать в команде.

Оборудование: музыкальный центр, валенки, канат, костер из ватмана, бубен, две метлы, блины, конфетки.

Предварительная работа: рассказ – беседа «Масленица» (раскрыть образование слова), просмотр картин «Празднование Масленицы», опрос родителей «Традиции празднования Масленицы в вашей семье».

Ответственные: воспитатели подготовительной группы.

Место проведения: групповой участок на территории детского сада.

Скоморох (воспитатель 1).

Собирайся народ!

В гости Масленица ждет!

Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех!

Ждут вас, ребята, игры, забавы, шутки и прибаутки!

Масленицу широкую открываем и веселье начинаем…

А давайте, ребята, прежде, чем весну встречать, вспомним, чем же запомнилась вам зимушка, какие праздники были, что хорошего она вам принесла?!

Ответы детей.

А сейчас я предлагаю вам позвать красавицу весну, да повеселиться с ней!

Входит весна (воспитатель 2)

Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!

Я Весна-Красна, к вам на праздник пришла!

Да загадки весенние вам принесла!

  1. Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня… (весна).

  1. Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый… (ручей).

  1. Появился из под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький… (подснежник).

  1. Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное …. (солнце).

Солнце красное взошло.

Станет людям всем тепло!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Сыграем ребята, в игру, позовем в круг солнышко!

Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

Правила игры.

Дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен. Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После слов все останавливаются. Водящий и тот, около которого он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым обежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Как весело с вами играть, ребята! Ну это еще не последняя наша игра! Сейчас я хочу вам предложить еще проверить кто из вас самый-самый сильный!

Притягивание каната.

Правила. Участвуют 6 человек, по три человека с одной и с другой стороны. Игра повторяется 3 раза.

Самых сильных определили! А сейчас выясним, кто из вас саамы быстрый!

Эстафета «Быстрые лошадки»

Ход игры. Разделить детей на две команды. По одному дети должны проскакать на метле до определенной метки и вернуться обратно, передав метлу следующему. Побеждает та команда, последний участник которой добрался до команды первым.

Скоморох.

Посмотрите, ребята, какой костер у нас прямо посреди участка горит! А давайте мы с вами, по старинной русской традиции, через этот костер будем прыгать по очереди!

Прыжки через костер!

Скоморох выбирает пару детей и предлагает игру «Бросание валенка» .

Правила. Играют парами. Первый ребенок забрасывает валенок, как можно дальше. Второй ребенок кидает второй валенок, стараясь попасть как можно ближе к первому. Кто забросит зимнюю обувь дальше всех, точнее всех, чей валенок ляжет ближе к первому – получит приз.

Ну что ж, ребята, мы с вами весело провели время, повеселились, поиграли! Проводили мы с вами зиму, встретили красавицу весну. А сейчас Весна для вас приготовила подарок!

Угощение блинами.

Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»

Задачи :

Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.

Предварительная работа :

Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.

Знакомство с народными играми, танцами, песнями.

Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.

Логика образовательной деятельности :

Заклички :

1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте

Весну красную встречайте всех блинами угощайте.

Вместе с Масленицей на конях прокатимся

2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!

3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.

Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)

Баба Ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Ножку сломала, а потом говорит

У меня нога болит

Баба Ежка : (Б. Я поет)

А я Баба Яга, костяная нога

В ступе летаю, помелом подметаю

Дома не ночую, детишек ворую

Уж как наскачу, схвачу, поколочу!

Частушки.

Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать.

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица ,

Славна Масленица !

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.

Эстафета «Прокатим Масленицу

В конце эстафеты все вместе :

Мы на дровнях тебя волочили

Киселем сладким поили

Прощай Масленица !

Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.

Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.

Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

«Горелки с платочками»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

- Отгадайте загадку :

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .

Игра «Блин»

Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сома к столу несет

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои - готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .

Ой Масленица под курузкой

Проводим тебя - будет грустно

Прощай Масленица !

Нам сказали, что Масленица длится семь дней

А осталось от Масленицы один день

Прощай Масленица

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов

Горячих, да румяных!

Угощайтесь на славу,

Детям на забаву!

С Масленицей поздравляю

Пусть веселье в дом войдет

Пусть весна в права вступает

А зима на год уйдет!

Публикации по теме:

Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.

Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.