Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Отношения полов. Что собой представляют и каковы их проблемы? Правильное взаимоотношение между полами

МБОУ «СОШ №21» План – конспект урока по ОБЖ, 11 класс Преподаватель – Короткова А.А.

В тетрадь записать текст, выделенный синим цветом!

Урок 6 . Нравственность и здоровье. Формирование правильного

взаимоотношения полов.

Цель урока:

Занятие: 1

Урок: 6

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный урок

Учебно-наглядный комплекс: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс» / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М., 2013 г.

Ход урока:

  1. Вступительная часть

Организационный момент

В Толковом словаре слово «Нравственность» - это термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали , иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

В понятиях Св. Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина — ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло (В.И. Даль ).

Понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому. Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества.

Для коренного русского человека нравственный быт важнее быта материального. А это означает способность в самоотверженности. «Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога» (В.И. Даль).

«Каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира. Мир свободной воли имеет свою правду в мире вечной нравственности» (И.В. Киреевский).

«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Созидается общество началами нравственными» (Ф.М. Достоевский).

«Жизнь без нравственного усилия — это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л.Н. Толстой).

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материалапо вышеуказанной теме.

Нравственные основы личности, жизненные позиции в основном закладываются в семье.

Понятие «семья» имеет несколько интерпретаций:

Более простое понятие:

Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Более сложное понятие:

Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

В семье формируется комплекс привычек, типы поведения мужчины и женщины, непосредственно влияющие на здоровье, а главное – в семье (в основном!) рождается и растет новый человек (ребенок), которому передают общечеловеческие традиции, опыт, основы нравственности и т.д.

Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни современной молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Важнейшая задача семьи — рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил.

Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.

Семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованиями друг в друге, в семейной жизни.

Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

В принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба участника конфликта.

Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влечения, от влюбленности.

У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины.

Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехватка денег скажется на всем (нет своего дома, возможности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.

Многие молодые супруги начинают совместную жизнь, ошибочно полагая, что регистрацией в загсе завершается создание семьи, не понимая, что это только начало непростого пути ее формирования.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни:

Ценностно-идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей.

Согласованность функционально-половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна. Даже несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимоотношения супругов.

Совместимость индивидуально-психологических характеристик .

Закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества — подобными, схожими.

Супружеские союзы людей, не слишком различающихся по происхождению, условиям жизнедеятельности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.

Никогда не ссориться, даже в критических ситуациях;

Если что-то не нравится, нельзя ругаться, нужно помочь друг другу;

Не пытаться перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки.

Не критиковать друг друга, тем более в присутствии посторонних; ни о ком не отзываться дурно, а тем более о близком человеке;

Научиться ценить друг друга;

Оказывать друг другу знаки внимания, не забывать благодарить;

Смотреть на ситуацию глазами другой стороны;

Быть вежливым;

Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;

Общаться (говорить о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; если что-то не нравится, скажите об этом);

Помнить только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; уметь прощать друг друга;

Беречь здоровье, свое и близких;

Проблема взаимопонимания полов - одна из главных проблем, волнующих молодежь.

Если в период перестройки организма человек не понимает, что с ним происходит, он испытывает дискомфорт и психические нарушения.

Если человек не понимает, что происходит с окружающими, он причиняет дискомфорт им, а это - почва для конфликтов.

Безопасные отношения полов - это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям.

Понятие «норма» во взаимоотношениях зависит от конкретного исторического этапа развития общества, традиций, нравственных принципов, существующих в обществе.

Тем не менее, есть общепринятые правила, выполнение которых позволяет сделать наше общение эффективным и безопасным. Это:

Этикет - совокупность правил и норм поведения (не имеет законодательной основы и не влечет за собой наказание).

Право - свод законов, регулирующих поведение людей в обществе. Нарушение законов влечет за собой наказание.

Что же вынуждает человека следовать нормам этикета?

Выполняя требования этикета в определенном кругу людей, человек ощущает свою принадлежность к этому кругу.

Выполняя общепринятые нормы, может рассчитывать на доброжелательное отношение окружающих.

Для примера есть определенные советы в общении между мужчиной и женщиной:

О чем же надо говорить, чтобы беседа ни о чем была захватывающей?

О кино (можно обсудить какой-нибудь новый хит);

О путешествиях (только очень захватывающих);

О спорте (только женском и обязательно престижном);

О знаменитостях (какие-нибудь головокружительные сплетни).

О чем не стоит говорить с девушкой:

О своем здоровье (это может вызвать чувство брезгливости);

О технических подробностях (девушки не любят программистский сленг);

О бывших девушках (по понятным причинам);

Об автомобилях (это девушку может не интересовать);

О сексе (оставьте тему на будущее).

О чем не стоит говорить с юношей:

О своих подругах (о них вообще лучше не говорить);

О подарках, которые вам подарили (подумает, что это намек);

О домашних животных — щенках и котятах (подумает, что вы дура);

О повседневностях — что сколько стоит, бытовые неурядицы и т.п. (подумает, что вы слишком практичны).

Дополнительные материалы:

Рассмотрим основные проблемы во взаимоотношении мужского и женского полов. Данные проблемы назовем «мифы»:

1. Миф о равенстве:

2. Миф о «особенностях мужского организма, который не может без секса»:

Этот миф был создан еще во времена падения древнеримской империи, когда оргии стали обычным способом времяпрепровождения знати. В итоге – почти 90% современных отношений начинаются с постели – проверка половой совместимости становится проверкой на семейные отношения. Способом удержать партнера становится постель! А это опять война! Потому, что это не так – и это вам скажет любой животновод!

3. Миф о «особенностях человеческой души – мужской, женской и т.д.»:

Данный миф поддерживается такими иллюзиями:

1) «Мужчины не плачут» (типа, сила – это сдержанность) – итог – мужчины закрыты, культ – жесткий, агрессивный, наглый мужлан

2) «Девочки не должны драться»

3) «Бьет мужик – значит любит» («дергает за косички – значит нравишься») и т.д.

Итог этого мифа – люди не естественны, закрыты, боятся, не умеют и стесняются проявлять свои чувства или делают это уродливыми способами. Отсюда стремление «понравится, показав себя с лучшей стороны» — Не Себя, а лучшую сторону – не всего себя! А это ОБМАН! Да и показывают в основном тело, а не душу!

4. Миф о скоротечности возможности получения божественного блага.

Надо сказать, что и благо-то в основном в представлении материального блага. Это хорошо можно показать чрез расхожую фразу: «Современная женщина должна обеспечивать себя – сначала карьера, известность, потом – семья» у мужчин современных тоже бытует мнение, что сначала материальные блага, а затем семья. И те и другие забывают, что развитие материального блага возможно только когда есть цель. Ведь деньги – это не бумажки, это всего лишь энергия. А энергия, как известно, приходит только туда, где есть возможность для развития, где «контур способен к размыканию и увеличению» (физика). То есть, когда есть цель – ответ на вопрос: «А зачем тебе это надо?» - причем ответом на него не может быть просто: «хочу», — это не цель.

И это на Руси очень хорошо объяснялось двумя понятиями-образами: Кощей и Богатырь. Маленький экскурс в историю. Богатырь – слово, которое произошло от двух этимологических корней: бог и тырить (ст.сл. – владеть). Богатырь – это «владеющий Богом», то есть развивающий свои таланты, а значит богатый и духовно и материально, ибо, когда ты развиваешься, то к тебе приходит из мира все (от учителей, информации до денег), потому, что богатырь имеет цель – двигаться к Богу.

Противоположное понятие в сказках отображено в образе Кощея, и не случайно. Слово «Кощей» происходит от слова «кощный» — костный, окостеневший и этимологически связан с таким понятием, как «кощна» — мешок разбойника, куда сваливается все без разбору (а последствия этого вы понимаете) и «казна» — богатство без развития. Таким образом, Кащей – это тот, кто обладает богатством, но не развивает его, не стремится к Богу, поэтому он «над златом чахнет», поэтому он символ смерти. Смерть для славян – отсутствие развития. Поэтому тот, кто просто «хочет», но не знает зачем, никогда не будет богат духовно и материально – не является богатырем – Кащей по сути своей. А именно к этому призывает современность через: гонку вооружений, гонку ценностей («у кого машина круче», «у кого денег больше») - гонка тел, казны. А в этой гонке люди забывают о душах и о семье.

Причем тут семья? Главная цель человека – это воплощение на земле той задачи, которую поставил себе дух. Все на земле творит совместно с окружающими – от камней до животных и растений. И только современный человек пытается сопротивляться этому. Не может семя прорасти без согласия с землей, насекомыми, водой, небом, червячками и т.д. поэтому и человек может реализовать свою задачу только в содружестве – в СЕМЬЕ. Неслучайно до наших дней сохранилась поговорка: «Бог дал дитя – даст и все на дитя». Дитя в семье рождается только при согласии родителей – то есть если у них есть совместная цель и они умеют договориться. Дитя – показатель ладности цели родителей. А значит и количество детей и богатство семьи – все это зависит от того, кто родители – Богатыри или Кощеи – какая у них цель.

5. Миф о иерархии, пирамиде всего – от биологической цепочки до структур социума.

В основе этого мифа лежит теория о том, что кто-то может быть ниже, а кто-то выше, а значит ближе к Богу, а значит вправе называться «избранным». На основе этого создавалась теория рабства, каст, «трудового класса и интеллигенции», отношения «начальник и подчиненный», а что самое страшное так создается семья – «старше, значит умнее», «яйца курицу не учат», «женщина должна дома сидеть и молчать, когда говорит мужчина» и т.д. – расхожие «фразочки», которые являются способами затеять конфликт, столкнуть две стороны, без взаимодействия и лада которых рухнет целый мир. Так и любая, по сути, структура, выстроенная по принципу иерархии, а значит угнетения одних другим – это всего лишь способ создания рабства, где есть рабы – те, которых имеют, и рабовладельцы – те, которые имеют других. Все это так называемый «принцип пирамиды». Этого никогда не было на Руси и в других странах в Золотой век развития народов! Вспомните, каким самым древним символом изображали Солнце – лик Бога все народы – Круг! Каким Землю? Тоже Круг (только с точкой-семинем)! Поэтому и на Руси было Вече – круг мудрых мужчин, старших из родов; было понятие ура – круг своей земли, которую мужчина должен был защищать; капище – круг, города – круг и т.д. Поэтому и в природе все стремится к кругу – муравейник, крона дерева, планеты, круг смерти и рождения, и биологической цепочки питания и т.д. Поэтому и семья – это круг: ребенок-родитель-старый — а далее через смерть вновь приход в род в своего потомка – ребенок.

6. Миф о ненужности личных изменений:

В современном мире уже давно бытует мнение, которое все выражено в одной фразе: «Он (она) должен измениться, а меня принять таким, какой я есть». На первый взгляд все нормально, но это только на первый. На самом деле благодаря этому люди получают возможность оправдать свою лень и ничего не делать, не менять в своей жизни и не меняться самим. В итоге это приводит к тому, что люди встречают только соратников-«зеркал», то есть с такими же проблемами и «тараканами» в голове. А при построении семьи это привело к тому, что появились семьи, где люди только «зеркала» друг другу!

В итоге в современном мире это привело к тому, что сейчас существует не один «тип» семьи, а три: семья-зеркало, семья-мирники, и лишь третий «тип» истинный – семья-спутники.

Семья-зеркало – это как раз-таки семья, в которую люди притянулись только на основе общей боли. И они как в зеркале в своем спутнике видят свою собственную боль – недостатки, нерешенные ситуации, агрессию и т.д. Например, она воспринимает советы родителей как ограничения свободы и он тоже – встретились, не разбираясь глубже поженились. Отношения в такой семье строятся по принципу: «в своем глазу бревна не замечаю – в другом соринку разгляжу». То есть любые ссоры, скандалы выглядят одинаково: «всяк другого мнит уродом, несмотря, что сам урод» (Л.Филатов) – ваши «подначки» друг друга как ядерная война со сто процентным попаданием снаряда в цель – боль-то одна! Колешь другого туда, что на 100% есть у самого – может выраженное чрез разные действия, но есть! Поэтому войны в таких семьях – вещь страшная. Но и в этой семье есть свой плюс: в другом, как в зеркале себя самого увидеть можешь. А для этого вспомни: «подобное притягивается к подобному» — то есть посмотри, что тебя раздражает, злит, нервирует в спутнике (не только в супруге, а в любом спутнике жизни) – эти качества на 100% есть в тебе. Поэтому не стремись изменить человека. Да это и невозможно. Меняйся сам.

Семья-мирники – семья, где спутники сошлись по общим интересам «на сейчас». Это люди-друзья. Они не задумываются о будущем. Их вместе сводят явные цели. Например, он увлекается метафизикой и она тоже – взяли, поженились. Это неплохо, но очень часто потом оказывается, что оба – да, мечтали о доме, но один – о кирпичном и в городе, а второй – о деревянном и в деревне. И не всегда получается построить что-то общее. А уже, как правило, к моменту «открытия» того, что цели-то разные, уже есть дети.

И семья, где люди друг другу спутники – это единственно настоящее – у них общая сказка – мечты о будущем. И это объединяет их навечно, даже если они с разными увлечениями, денежным состоянием, внешностью – явным миром. Ибо их объединяет Правь – общие стремления.

Поэтому в итоге в современном мире все Золушки мечтают о принцах, но не развиваясь, так никогда и не встречают их; та, которая «дорастает» до принцессы без развития так ей и остается и в 40 и 50 лет, рядом с таким же наивным 50-тилетним принцем – без развития они никогда не становятся Королями и Королевами. Помните: заявиться на кого-то – это еще не значитт быть им, и это еще не значит, что вы достигните более высокого уровня, без усилий.

7. Миф о телесных контактах:

Современные люди под прикосновениями понимают, в основном, два вида: медицинские (обследовать, ощупать – вынести вердикт) и «сексуальные» или как их еще называют «интимные». Некоторые даже думают, что: «Прикосновения бывают только интимные». И практически каждый человек попадает в ловушку этих суждений. Если в дружеских взаимоотношениях это все лишь подтверждение данной философии, то в семье это становится одним из способов разрушения взаимоотношений: семейные пары или ощупывают друг друга и ищут недостатки, придираясь к фигуре или состоянию тела друг у друга, играя в «злобного доктора», или похотливо «лапая» друг друга. В первом случае происходит такое сосредоточение на теле, которое приводит к образованию комплексов, самобичивания, а значит зажатости, стеснения себя и другого – а это предательство сосуда Бога, коим является тело. А в виду привычки травля друг друга с каждым годом усиливается, но ничего не меняется. Во втором случае это привело к тому, что современные люди умеют заниматся сексом (от слова «секти» — обрезание – лат.), половыми отношениями (полы – то, на чем грязь собирается), но они не умеют дарить радость друг другу, силу, любоваться как богами друг другом, а значит и творчество по призыву дитя превращается в чисто механический акт, где родители не слышат и не чувствуют момент прихода бога!

8. Миф об управлении:

В современном мире представлен суждением: «Доверяй, но проверяй, а лучше управляй». Итог – совершенствование в современном мире методов управления – обмана, которое привело когда-то к разделению и противопоставлению языков, народов и т.д. А в основе этого – разность ТОЛКОВИНА (народный термин) – некого внутреннего переводчика, который является частью разума (раз-ум – на раз ум данный, шаблон). Он, толковин, приводит к тому, что даже в одном языке разные люди под одними словами на первом рефлексе подразумевают разное. Например, слово ручка – один видит внутри сознания ручку ребенка, другой – шариковую. В итоге возникает гонка образов – в ней выигрывает тот, кто быстрее создаст такое сочетание образов, подразумевающее свою точку зрения, которое при этом не вызовет протеста у слушателя, создав подмену образов, но приведет в результате взаимодействия к выгодному для говорящего результату. А это управление.

9. Миф о «праведном» вранье или об игре:

В современном мире человек в результате выше перечисленных причин привыкает жить закрыто, прячась, вместо лика души «подсовывая» друг другу различные «стороны» - маски, заученные роли. Играя в этот театр обмана, человек постепенно перестает различать где он настоящий, где его маска – личина прирастает. И в итоге человек не знает свою душу, не видит ее, не чувствует – сам становится маской, харей – нежитью, как называли это в народе. И самое страшное, что нежить всегда найдет красивые слова в оправдание своей лжи.

И в третьих, очарование создается вовлечением человека в борьбу сил, где ситуация «выбор без выбора», то есть человека с его эмоциями вовлекают в создание и поддержку поле-силовых структур, по-другому называемых эгрегоры или маятники. И это самое страшное, потому, что поддерживая жизнь «маятника» своими оценками мы продолжаем существующую ситуацию, не меняя ее.

Представьте себе мужчину, который видит проходящую мимо него женщину в вызывающе откровенной одежде и он клянет ее, на чем свет стоит, а заодно и моду, которая оголяет женщин. Они не являются приверженцами маятника моды, он не следует ей по целому ряду причин. Однако что происходит? мужчина ругает моду, думает: «не дай, Бог моя дочь выйдет на улицу в таком виде». Таким образом, он интенсивно излучает мысленную энергию на частоте этого маятника. В самом деле, ведь маятнику безразлично, с какой стороны вы будете его раскачивать.

III . Закрепление материала.

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание:

2. Ознакомиться с презентацией по теме урока на сайте «В контакте» и лекцией.

3. Краткий конспект в тетрадях.


Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Это законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак , прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации. В нем определены личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам. Рассмотрены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, а также установлен порядок применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее важные правовые аспекты содержатся в приведенных ниже главах Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Ст. 10. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Ст. 11. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в загс. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Ст. 12. Условия заключения брака: необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, в виде исключения - с шестнадцати.

Ст. 15. Медицинское обследование лиц , вступающих в брак, проводится только с их согласия. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

^ Глава 4. Прекращение брака

Ст. 16. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Ст. 17. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Ст. 18. Расторжение брака производится в загсах по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. Или в судебном порядке при наличии у супругов несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Ст. 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака: с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети; порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга; размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Ст. 25. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака.

^ Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Ст. 54. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, имеет право знать своих родителей, право на их заботу, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Ст. 55. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака не влияет на права ребенка.

Ст. 56. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, эту защиту осуществляют родители. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Ст. 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ст. 58. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, при отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

^ Глава 12. Права и обязанности родителей

Ст. 61. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Ст. 62. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если несовершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достигли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Ст. 63. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом , психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Ст. 69. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного и другого учреждения;

Жестоко обращаю.1 ^т. с детьми, осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

Ст. 70. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Ст. 71. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для родителей , имеющих детей.

Ст. 73. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

^

48. Эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций. Виды эвакуации.


Под эвакуацией понимается комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.

Эвакуация населения является основным способом его защиты при опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, путем вывоза (вывода) людей из опасных зон и сведения потерь до минимума.

Для проведения эвакуации используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). Основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальные вывозятся транспортом до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации. Такой способ эвакуации называется комбинированным.

Для своевременного проведения эвакуации населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, автовокзалов, портов и пристаней. С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи, документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, трудовая книжка , пенсионное удостоверение, свидетельства о браке и рождении детей), постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания. Вещи и продукты укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать под охрану домоуправления.

^

49. Брак и семья. Семья и ее функции, понятие об ответственности родителей.


Брак в семейном праве - это добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в соответствии с определенными правилами с целью создания семьи. Условия и порядок заключения брака изложены в Семейном кодексе Российской Федерации. Заключение брака производится в специальных учреждениях (загсах) при условии взаимного согласия лиц, вступающих в него и достигших брачного возраста.

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта , интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

Современная.семья выполняет ряд функций, основными из которых являются:

1. Хозяйственно-бытовая - заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

2. Сексуально-эротическая - обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.

3. Репродуктивная - обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.

4. Воспитательная - состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

5. Эмоциональная- заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

6. Духовного общения- состоящая во взаимном духовном обогащении.

7. Первичного социального контроля - обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается не во власти отца семейства над другими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей , супружеские измены и т. п.).

Развод перестал рассматриваться как наказание

За недостойное поведение в семье.

Появление чувства ответственности перед ребенком - одна из наиболее важных и ценных черт современной семьи. Родительское чувство ответственности обеспечивает желанному ребенку достойное место в кругу семьи, гарантирует его гармоничное развитие.

50. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные цели и задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет в себе все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с ЧС и ранее занимавшиеся этим делом разрозненно.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

Разработка и исполнение законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление государственной экспертизы , надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

^

51. Федеральное законодательство об уголовной ответственности за сексуальное домогательство, совращение и насилие.


Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» предусматривает уголовную ответственность за следующие деяния: изнасилование; насильственные действия сексуального характера; понуждение к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; развратные действия.

Статья 131. Изнасилование

1. Изнасилование, т. е. половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, - наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

2. Изнасилование:

А) совершенное неоднократно или лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера;

Б) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

В) соединенное с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью , а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;

Г) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием;

Д) заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

3. Изнасилование:

А) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

Б) повлекшее по неосторожности -причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия;

В) потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 132. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего.

Что собой представляют отношения полов? Вопрос, кажущийся изначально таким простым, впоследствии ставит в тупик. Мысли, приходящие в голову, слабо складываются в слова, не говоря уже об отменной формулировке.

Мужское и женское начало

Мужчина и женщина - самый банальный и вместе с тем самый таинственный тандем. Они олицетворяют собой идею противоположности в природе. Но одновременно отображают они и ее единство. Неудивительно, что подобная загадка, лежащая на виду, не могла быть так просто упущена.

К вышеуказанной идее не единожды обращалась древнегреческая мифология. Очень много внимания ей уделено и со стороны китайской: знаменитые инь и ян символизируют как раз-таки женское и мужское начала соответственно.

Обычно представляют женскую природу как пассивно-природную, мужскую же - социально-творческую, что и демонстрирует инь и ян. Однако не следует забывать, что мужчина и женщина, черное и белое, ночь и день, тьма и свет - несмотря на свою несхожесть, дают идеальное сочетание.

Бинарный символизм

Уже вышеприведенные примеры ясно дают понять, что бинарность мира - Человечество использует идею двойственности в свою пользу: взять хотя бы машинный (компьютерный) код. Он представляет собой бинарную последовательность чисел. Что любопытно, взяв двойственность за основу многих наук, ее самые важные истоки человек по-прежнему не в состоянии понять до конца.

Андрогинность

Многие древние мифологии, помимо противопоставления и единения женского и мужского начала, широко рассматривали и понятие андрогинности, двуполости. В Китае инь и ян никогда не воспринимались как нечто обособленное: даже медицина строилась на том принципе, что в каждом человеческом теле достаточно и тех и других частиц. Просто одни из них преобладают над другими. В настоящее время это выливается в теории о маскулинности и феминности: несмотря на то, что первое больше соответствует мужчине, а второе - женщине, каждый человек в разных пропорциях проявляет оба качества (свойства).

Рушить привычные представления

Проблемы взаимного отношения полов понятны с точки зрения логики: как противопоставленные друг другу вещи могут так просто сойтись? Доказывает это и чисто бытовая сторона жизни. Стереотипно принято полагать, что некоторые занятия/качества/черты характера ближе женщине, а иные - мужчине. Сейчас, когда идеи маскулинности/феминности и их соотношение с полами пересматриваются, многие домыслы приходится отбрасывать за отсутствием доказательств оных. самоидентификации в настоящее время достигло высокого уровня, и она не ограничивается простым "я чувствую себя мужчиной (или женщиной)".

Любовь как связующее звено

Почти половина статьи посвящена тому, как противоположны инь и ян. Об их единстве сказано лишь пару раз, ненароком, хотя это факт. Все вышесказанное лишь подтверждает, как сложны связи между мужчиной и женщиной и в чем проблема отношения полов. Что же заставляет две противоположности объединиться?

Основой, на которой держатся отношения полов, становится любовь. Она ответственна за преодоления недоверия, страха перед неизвестным и новым. К сожалению (или к счастью), это не то чувство, которое можно описать несколькими словами. Любовь всегда сложна и многогранна. Но в ней всегда заложены уважение, доверие и взаимопонимание. Вот почему нравственное отношение полов - база нормальной семейной жизни, а впоследствии - здорого развития общества.

Нравственная культура взаимоотношения полов

Нравственность легко поставить под вопрос. Мораль как установка - всего лишь выдумка людей, которая может эволюционировать или деградировать, другими словами, изменяться в ту или иную сторону. Потому нравственная полов - слишком сложный для решения вопрос. Он изучается социологами и психологами: в целом и в каждом случае по отдельности.

Проекция на действительность

Отношение между полами регулируется многими факторами. Среди них присутствуют внешние и внутренние. Между собой эти факторами также взаимосвязаны.

Внешнее влияние со стороны социума и общественного мнения формирует в голове у человека отношение к тому или иному полу. Выливаясь в стереотипы, проблемы, которые переживают отношения полов, могут иметь причиной то, что один партнер не соответствует образу, выстроенному на основе идеи маскулинности/феминности в голове у другого партнера.

Другая причина: проекция собственных проблем и переживаний на взаимоотношения.

Особенности психики

Социально-культурные условия располагают к тому, что недоверие к противоположному полу, проистекающее из особенностей психики, усиливается. Исторические традиции успешно разделяли женское и мужское начало, подчеркивая их несхожесть одеждой и манерами поведения. Современный мир не так склонен к этому, но все еще падок на стереотипы. А недоверие, которое родом из детства и подсознания, хоть и сглаживается в зрелом возрасте по причине влечения, интереса и развития собственного мышления, но продолжает влиять на отношения полов не лучшим образом.

Давление социума

Это уже было упомянуто в статье ранее. Социум может выступать одним из факторов внешнего влияния на отношения полов. В какие может вылиться?

Если окружение не признает проявления в представителях мужского пола феминности или, напротив, в представительницах женского - маскуллиности, личность не сможет полноценно развиваться в соответствии со своим психическим состоянием. Стоит ли говорить, что без самореализации она не будет способна на построение здоровых отношений?

Специфика решений проблемы

Проблема отношения полов решаема в каждом конкретном случае, исходя из психологических особенностей партнеров.

Внешние факторы изучаются и регулируются социологическими исследованиями, по итогам которых специалисты принимают те или иные решения для улучшения отношений между полами в отдельной социокультурной среде. Они остаются и центральной темой для обсуждения в силу их влияния на общественное развитие в принципе.

1. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения

Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о мужественности и женственности могут отрицательно сказываться на нравственном и психическом здоровье личности.

Половое воспитание является частью нравственного воспитания . Цель полового воспитания: воспитать целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями.

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Знание этих вопросов способно предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения. Помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Важную психогигиеническую задачу составляет предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола) нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических нарушений.

Воспитание играет ведущую роль в сексуальном определении личности, реального направления мужской и женской принадлежности, в формировании морально-нравственной позиции. Эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является результатом действия биологических и социально-психологических факторов. Половое воспитание как часть нравственного воспитания должно помочь человеку находить и реализовать свою индивидуальность в возвышенном, благородном и гуманном, а не в вульгарном, низменном и сладострастно-своевольном.

Начнем этот раздел с разговора о значении семьи в жизни чело­века. Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосред­ственно влияющие на здоровье.

Семья - это группа людей, связанных браком, кровным родст­вом или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не бо­лее 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ре­бенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть моло­дых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ре­бенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Юноши и девушки как потенциальные родителидолжны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто вос­питываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу всту­пают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья моло­дежи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влия­ние на прочность молодой семьи. Прежде всего это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается от­сутствие экономической самостоятельности и достаточной матери­альной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению се­мейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к труд­ностям, всегда возникающим в молодой семье.

Молодые люди, прежде чем вступить в брак,должны знать обо

всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необ­ходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни та­ких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, а чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.


Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоро­вья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак счита­ется возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образо­вание и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Мо­лодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях поло­вых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответствен­ность супругов за рождение здорового ребенка.

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на та­кой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Коротко затронем вопрос о нравственности и гигиене ранней, до­брачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обяза­тельств.

По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни не­благоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрело­сти, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для бу­дущего ребенка - употребление алкоголя одним или обоими роди­телями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбужден, беспокоен, плохо спит, часто вздраги­вает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети ча­сто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран вы­полнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт:

если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими

отклонениями.

важно отметить, что нормальная половая жизнь благотворно дей­ствует на здоровье, работоспособность и долголетие человека,но при этом подчеркнуть - основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супру­гов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать еще до брака, в период знакомства.

Особо стоит еще раз подчеркнуть опасность для здоровья бес­порядочной половой жизни. Такая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венеричес­кими болезнями.

В то же время в браке супруги познают взаимную любовь, име­ют поддержку, утешение в сложных жизненных ситуациях. Православ­ная Церковь считает, что только в браке возможна сексуальная близость, потому что брак является источником продолжения рода. В православной религии высоко ценится семья, где основные ус­тои - это любовь между мужем и женой, родителями и детьми. Брак в христианстве рассматривается как обет взаимной любви и верно­сти, который хранится в течение всей жизни.

Большинство мировых религий высоко ценит семью. Так, напри­мер, в исламе брак рассматривается как воля Аллаха, а брачные от­ношения являются не только источником деторождения, но и ис­точником сексуального наслаждения. Супругам отводятся определен­ные социальные роли: муж обеспечивает материальное благополу­чие, жена воспитывает детей. Сексуальные отношения вне брака не приветствуются, так как не делают супружескую жизнь стабильной.

В современном обществе семья остается главной структурой. Се­мья, основанная на кровном родстве, малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В большинстве культур брак освяща­ется традициями и связан с удовольствием и радостным подъемом, счастливыми ожиданиями и планами на будущее.

В то же время необходимо отметить, что пару, вступающую в брак, ожидает много проблем. В любом случае, если два человека сходят­ся, чтобы создать семью и иметь детей, они столкнутся со многи­ми проблемами. Каждый из супругов имеет свою сформировавшуюся систему поведения, свои взгляды на отношения в семье, свое пони­мание социальных ролей супругов. На этой почве могут возникнуть конфликты, когда ожидания приходят в противоречие с действитель­ностью. С определенного момента начинается процесс переговоров по достижению баланса и гармонии в отношениях. Необходим эле­мент компромисса с обеих сторон. Важно хорошо помнить, что в природе не существует полностью совместимых людей, но в то же время каждый человек тренируем в определенной степени, т. е. мо­жет изменить свои взгляды на жизнь и свое поведение. Вот эти воз-

можности и необходимо уметь использовать, продвигаясь друг дру­гу навстречу, создавая в семье атмосферу гармонии и любви.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника, понять его точку зрения. Поэтому очень важно до вступ­ления в брак в период ухаживания более детально познакомиться друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совмест­ной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необ­ходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного зна­комства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: психологиче­ский, культурный, материальный.

Психологический фактор определяет степень соответствия взгля­дов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, во­левые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные за­просы супругов и зависит от их образовательного уровня, профес­сии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (ту­ризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает мно­гие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин к раздражению и ссорам.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

В совместной жизни главным можно считать умение понимать и ценить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать не­достатки. Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не толь­ко биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совмест­ной жизни, помогает сохранить и пронести черезвсю жизнь чувст­во первой любви, обеспечить счастливую жизнь.