Поздравляем с праздником Ураза-байрам ('Ид аль-Фитр)! Поздравления к празднику «Ураза Байрам» в прозе Ид аль фитр поздравление на арабском

Религиозный экстремизм в профилактической упаковке

Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями

Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при правительстве Пензенской области, посвященное обсуждению темы профилактики религиозного экстремизма в регионе, состоялось в Пензе на днях. Заметим, что конфессиональных лидеров региона собрали по следам горячих событий в Минске, где в результате теракта на станции метро “Октябрьская” погибли 12 человек и более 200 были ранены.

Но самое интересное в том, что “религиозного экстремизма”, как такового, на Сурской земле не наблюдается. По крайней мере, так оценивают ситуацию участники развернувшейся дискуссии. Любой диалог предусматривает начало (альфа) и конец (омега), что мастерски продемонстрировал вице-губернатор Пензенской области, председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при правительстве Пензенской области Сергей Златогорский, придавший своим выступлением тон всему дальнейшему ходу обсуждения.

«Сегодня мы решили обсудить вопросы профилактики экстремизма в Пензенской области, но мы выносим их на обсуждение не потому, что у нас плохо с экстремизмом. Когда плохо, наверное, уже не обсуждают, а принимают меры совершенно другие структуры. Наша задача состоит в том, чтобы не дать тому хорошему, что у нас есть в Пензенской области, уйти в негативную сторону», – заявил высокопоставленный чиновник, напомнив, что недавние события в Белоруссии показали, что такие моменты могут быть, и белорусы испытали на себе, что такое террор и экстремизм.

«Отдельные проявления, конечно, есть и у нас. Не будем закрывать на них глаза, они, в той же молодежной среде, присутствуют, – продолжил вице-губернатор. – Тем не менее, каких-то базовых корней и фундаментальной основы для экстремизма, которые порождают многовековое противостояние в некоторых странах и регионах, у нас нет. Многовековая история Сурского края свидетельствует о том, что на его территории всегда царил межнациональный и межконфессиональный мир, которым нам надо дорожить».

Сергей Златогорский подчеркнул, что нужно учитывать изменения, происходящие в обществе, искать новые формы и методы профилактики. Он обратился к лидерам конфессий с предложением работать с аудиторией более тонко, но наступательно, поскольку именно они могут сыграть позитивную роль в формировании толерантного сознания среди населения.

«Мы видим, что у людей большая тяга к религии, в дни религиозных праздников церкви, мечети и синагоги не вмещают всех желающих, а это как раз те места, где люди прислушиваются к словам своих пастырей. Проблемы на самом деле есть, и их надо снимать, но если мы не будем говорить о конфликтных ситуациях и проблемах экстремизма, то этот вакуум заполнят другие “проповедники”. Поэтому необходимо обсуждать острые темы, при этом избегая каких-либо действий и суждений, направленных на разжигание национальной розни и религиозных конфликтов. Вся наша историческая память призывает к тому, чтобы не повторять тех ошибок, которые имелись в истории многострадальной России», – отметил председатель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при правительстве Пензенской области.

Исчерпав тему профилактики религиозного экстремизма, участники дискуссии плавно перешли к обсуждению аналогичных проблем в молодежной среде и в ходе обмена мнениями сделали для себя много удивительных открытий. Оказывается, в Пензенской области существует несколько видов и подвидов молодежной субкультуры, и каждая из них базируется на собственных ценностях, придерживается узко-корпоративного стиля в одежде и поведении, имеет своих кумиров и ярко выраженных лидеров. Собрать их вместе, а тем более объединить под конфессиональными лозунгами, не так-то просто. Но опытным наставникам это сделать удается.

Интересный пример из своей личной практики привел епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин: “Ко мне пришли молодые ребята из молодежного общества “Покров”, среди которых оказался мальчик – чеченец. Очень хороший парень! “Ты мусульманин? – спросил я его. – И почему с православной молодежью?” “Да, мусульманин, – ответил он, но мы вместе делаем добрые дела и мне с ними интересно”.

«Вот если мы будем воспринимать людей другой веры как и наша православная молодежь, то нет ничего страшного в том, если православные придут в духовную или культурную молодежную среду других народов. Но в чем я вижу проблему? У нас субкультура возникает на духовном нигилизме и незнании своих корней.
Ведь многие люди, в том числе православные, воспитаны на традициях, которые передают пожилые люди, но в действительности основы веры у них очень мало.

Я вижу решение проблемы в том, чтобы вместо курса светской этики в школах преподавали культуры религий, тогда и дети будут лучше знать основы своей веры. У нас в Пензе сложились очень добрые отношения с мусульманской общиной, такие же добрые отношения у нас с иудеями и протестантами. Мы должны эти добрые отношения показывать и подавать пример своей пастве», – поделился своими наблюдениями религиозный деятель.

В свою очередь раввин пензенской еврейской общины Дан Савинов поведал о более современных методах работы с молодежью. Местные иудеи контактируют с различными молодежными группами, но основную ставку делают на “жирафов”. Так они называют молодежных вожаков, которые изнутри влияют на своих сверстников. Эти ребята обладают лидерскими качествами и подтягивают за собой остальных. Но при этом община уделяет серьезное внимание и тому, чтобы развивать эти качества у каждого члена коллектива.

О богатом опыте воспитательной работы с подрастающим поколением также рассказали религиозные лидеры мусульман. Первый заместитель главы Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров с удовлетворением отметил те значительные перемены, которые в последние годы произошли в религиозной жизни пензенских мусульман. С открытием религиозных центров, мечетей, мактабов и медресе сердца людей наполнились верой, спокойствием и умиротворенностью за судьбы своих детей. Все это стало возможным благодаря милости Аллаха. Большой интерес коллег вызвал и доклад имам-ахуна Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Абубеккера Юнкина об опыте работы с мусульманской молодежью.

В целом заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при правительстве Пензенской области оказалось полезным и плодотворным. Найдены новые точки сближения между властью и религиозными конфессиями. Определены новые задачи и направления по профилактике экстремизма, как на уровне конфессий, так и в молодежной среде.

«Профилактика экстремизма в Пензенской области»

Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Пензенской области. Пенза, 13 апреля 2011г.

Абдуррауф Забиров: мы будем противостоять любым проявлениям экстремизма и терроризма в регионе

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Дорогие братья и сестры, уважаемые коллеги: участники собрания!

От имени Единого духовного управления мусульман Пензенской области, всех мусульманских религиозных организаций, имамов и муэдзинов мечетей сурского края, а также от преподавателей исламских учебных заведений-мактабов, от всех прихожан и учащихся и от себя лично сердечно приветствую всех участников исламским приветствием – приветствием любви и братства:
“Мир вам, милость Аллаха Всевышнего и Его благодать”.

Тема, внесенная в повестку дня сегодняшнего заседания подтверждает актуальность профилактики экстремизма в России. Пензенская область здесь не исключение. Нужно честно признать, что проявления экстремизма и фанатизма имеют в российском обществе место. Где-то они выплескиваются через край (Северный Кавказ), где-то, как в Пензенской области, менее заметны на общем фоне, но вносят смуту и дисбаланс в жизнь отдельных конфессий, тем самым создавая препятствия в проведении духовной реформы, которая может коренным образом изменить содержание общественной идеологии. Прежде всего, в отношениях между государством и человеком.

Есть разные методики противодействия экстремизму, но главное заблуждение состоит в том, что идеологию экстремизма можно преодолеть только административными и силовыми методами. Сам принцип “око за око, зуб за зуб” чреват тем, что культивирует экстремизм, превращая его носителей в мучеников и «шахидов». Конечно, бессмысленно вступать в диалог с теми, кто взял в руки оружие, но и среди этих людей есть те, кто стал жертвами экстремисткой идеологии. Поэтому нужно отделять зерна от плевел, изолируя от общества тех, для кого фанатизм стал смыслом жизни, и переубеждая тех, кто еще не потерян для общества.

Примеры тех стран, где экстремистские настроения берут верх над разумом доказывает, что самым эффективным средством борьбы с подобными тенденциями является радикальное преобразование современного общества, конечной целью которого является создание идеальной социальной модели. И здесь государству не обойтись без взаимодействия с гражданскими общественными институтами, поскольку они ближе к людям и лучше знают ту почву, на которой укореняются разрушительные явления, и что им можно противопоставить.

Мусульманская община России составляет более 20 миллионов человек. Около 40 коренных для РФ наций и народностей исповедуют Ислам. И сегодня представители мусульманских народов сохраняют национальные устои и духовные ценности, вносят достойный вклад в развитие промышленности и сельского хозяйства, в укрепление межнационального согласия и стабильности, являя собой пример трудолюбия, созидательности и добрососедства.

Выражаем надежду, что в сложных условиях исторических перемен, происходящих в нашей стране, мусульманская община, проявляя присущие ей выдержку и чувство реальности, решительно встав на путь духовно-нравственного возрождения, будет и в дальнейшем способствовать благополучию, стабильности и процветанию Отчизны, укреплению взаимопонимания между её народами. Для нас, мусульман многонациональной России залогом этого является сохранение и приумножение духовных ценностей богатейшего культурного наследия.

Религиозные и общественные организации мусульман обладают огромным потенциалом для влияния на все стороны жизни нашей страны. Их деятельность позволяет российским мусульманам чувствовать себя уверенно в многонациональном и поликонфессиональном российском и мировом сообществе. Это доказывает, что ныне, как и во все века, Ислам является универсальной религией, способной отвечать требованиям современности, быть в гармонии с происходящими в обществе изменениями.

Однако, мусульманские религиозные и общественные организации пока ещё не полностью используют свой потенциал, не заняли в российском обществе места, соответствующего численности последователей и авторитету этой религии. Мусульманские религиозные и общественные организации должны сыграть решающую роль для того, чтобы Ислам, как любая другая религия нашей страны, стал равноправным участником государствообразующих и социально значимых мероприятий, проводимых на различных уровнях.

С удовлетворением хочу отметить значительные перемены, произошедшие в последние годы в Пензенской области в религиозной жизни мусульман. Открыты и заново выстроены более семидесяти мечетей, действуют мактбы – исламские учебные заведения, распространяется и востребована религиозная литература, ежегодно проводятся летние коранические курсы для детей, желающим предоставлена возможность совершить хадж в Мекку, расширяются контакты с мировой уммой, духовными управлениями стран СНГ, России и Приволжского федерального округа.

Все это стало возможным благодаря милости Аллаха и тем позитивным переменам в России, когда изменилось отношение государственных структур к нуждам мусульман. Все эти религиозные центры, мечети и мактабы являются источниками света, распространяющими свои лучи на все аспекты жизни. Именно в них сердце человека наполняется верой, спокойствием умиротворенностью, благодаря которым он счастлив и удовлетворен своей жизнью. Проповеди и наставления, которые звучат в мечетях и мактабах питают сердце мусульманина смиренной богобоязненностью и благоговейным трепетом перед Аллахом Господом миров, что делает его добропорядочным, любимым окружающими, далёким от вражды и тирании.

Дорогие друзья!

В числе приоритетных направлений своей деятельности ЕДУМ Пензенской области ставит вопросы просвещения и образования. И мы готовы, совместно с правительством Пензенской области, принять участие в создании целостной системы мусульманского религиозного образования в регионе, начало которой было положено на местах ЕДУМ и получило поддержку со стороны Администрации Президента РФ. Во многих регионах Приволжского федерального округа эти идеи начали реально воплощатся в жизнь. Создаются учебные заведения, есть соответствующие программы, на основе которых ведется образовательная деятельность.

ЕДУМ ставит своей целью при каждой мечети, в каждом населенном пункте, где компактно проживают мусульмане, создать мактабы – учебные заведения начального религиозного образования, в которых мусульмане получают необходимые знания о своей религии. Начало этой работе было положено созданием в 2003 году мактаба при ЕДУМ в Пензе, затем аналогичные учебные заведения были созданы в Каменском и Неверкинском Пензенском районах. В дальнейшем планируется создание сети мактабов по всей области.

Мактабы, как учреждения светско-религиозного типа, наиболее полно отвечают задачам государства в воспитании личности человека- гражданина. Их цель повышение уровня религиозной культуры, содействие по устранению невежества среди мусульман региона, унификация мусульманского образования.
И очень важно, чтобы в любом мактабе, в любой мечети, при любом мусульманском религиозном объединении преподавательская деятельность велась на основе единого образовательного стандарта, что поможет избежать разногласий и противоречий среди мусульман, которые могут вылиться в раскол общины и угрожать духовной безопасности. Такие задачи поставлена перед мусульманскими организациями Советом муфтиев России.

ЕДУМ Пензенской области также демонстрирует свою готовность к более активному сотрудничеству с государством в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания мусульман. Отмечу, что это соответствует национальной концепции безопасности Российской Федерации, в которой в частности, подчеркивается, что во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, а также нейтрализации причин, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий, социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы напомнить, что обеспечение национальной безопасности включает в себя защиту культурного, духовного, нравственного наследия, традиций и норм общественный жизни, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Вот почему, создавая свое информационно-образовательное поле, мы возводим как бы духовный щит, который позволит сохранять наши религиозные и национальные традиции. Мы рассматриваем мусульманское образование как дух ислама, как источник прозрения человека, благодаря которому он видит путь к спасению и счастью.

При формировании новой концепции образования мы также учитываем исторические традиции и современные реалии мусульманского образования в регионе. История Пензенского края ярко свидетельствует о том, что наши отцы и прадеды, вдохновленные кораническими заповедями, строили мечети, мактабы и медресе. К примеру, в 1910 году в пензенской губернии насчитывалось 138 мусульманских общин а количество прихожан превышало 80 тыс. человек. Все общины создавали религиозные школы, в которых проходило обучение основам исламской религии. В 1912 году в губернии было 89 мусульманских школ, в том числе 12 медресе и 77 мактабов.

Уверен, что возродить традиции в новых исторических условиях – дело непростое, но очень нужное не только для сегодняшнего, но и для будущих поколений. Сейчас мы видим, какие проблемы возникают в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений в отдельных регионах России. В частности, появляются секты с чуждыми традиционным конфессиям идеями, преподавателей которых готовят зарубежные специалисты. Мы же хотим, чтобы Пензенскую область эти негативные процессы не коснулись. Для этого мы готовы противостоять деструктивным процессам, в которых используются псевдоисламские лозунги.

Надеемся, что государство, в лице правительства Пензенской облати, поддержит наши стремления и начинания. Помощь со стороны государства может касаться выделения зданий, оказания помощи в подборе преподавательского состава в плане преподавания светских дисциплин – политологии, социологии, права, краеведения, информатики. Такую помощь позволяют оказывать Законы РФ.

И мы рассчитываем, что государственные структуры найдут возможность разработать формы поддержки духовных мусульманских учебных заведений – медресе и мактабов, включая эти учебные заведения в общие программы оказания помощи светским учебным заведениям, например, в деле компьютеризации, подключения к Интернету, в оказании моральной материальной поддержки лучших учащихся.

Не менее актуален вопрос о создании в Пензе медресе. Сейчас мы ставим задачу, чтобы все учебные заведения, входящие в систему ЕДУМ были четко структурированы и имели свои мактабы в регионах компактного проживания мусульман. Отмечу, что эта работа поддерживается на уровне Администрации Президента РФ.

Сейчас в наших учебных заведениях кроме татарского языка и татарской литературы изучается краеведение. Человек должен знать свою историю, отношения своих предков с представителями конфессий и национальностей. Это огромный опыт, который надо возрождать и применять. В Пензенской области было и есть добрососедство и взаимопонимание, поддержка людей разных национальностей и вероисповеданий. И с этими реалиями нужно считаться.

Мы хотели бы, чтобы политика государственно-конфессиональных отношений, проводимая президентом нашего государства была проповедуема и в полном объеме реализуема во всех субъектах Российской Федерации, чтобы все органы местного самоуправления, все органы власти корректировали свой курс на соответствие этой политике.

Ислам и православие – как нациообразующие конфессии в России, это духовный стержень народов, и государство должно иметь твердую опору на них. Мы позитивно оцениваем позицию главы Русской Православной Церкви, который сказал: “Ислам не проповедует терроризм, не проповедует насилие. Конфликты привнесены извне, теми, кто хочет разделить страну по вероисповедальному принципу”.

В настоящее время мы выступаем за создание в Пензенской области межрелигиозного совета. Есть аналогичный совет на уровне страны, есть совет стран СНГ, настало время создания такого совета и в нашем регионе. В него должны войти представители традиционных конфессий нашей области и ЕДУМ Пензенской области готово выступить его соучредителем.

Задачи такого совета нам видятся в консолидации религиозных организаций, взаимодействии с гражданскими институтами, в выстраивании конструктивного диалога с государством. Во-первых, – это противодействие духовно-нравственной деградации общества, во-вторых, – реализация совместных программ по снижению уровня наркомании, пьянства и преступности, в-третьих – недопущение межнациональной и межконфессиональной вражды, и, наконец, противостояние опасным для общества направлениям духовной жизни.

Уважаемые участники заседания!

Сегодня как никогда важно осознать, что в третьем тысячелетии духовность будет составлять неотъемлемую основу развития российского государства и общества. Будущее России непосредственно зависит от того, сможет ли государство сохранить единство её многочисленных народов и последователей различных религий. Именно поэтому мусульмане России выступают против разжигания любых форм межконфессиональной и межнациональной розни, особенно в средствах массовой информации.

Мусульмане Пензенской области полностью поддерживают позицию Президента РФ Д.А. Медведева, заключающуюся в том, что между мусульманами и представителями других конфессий живущими в России в мире и согласии на протяжении многих столетий, должны быть равные добрые отношения, закрепленные Конституцией Российской Федерации.

Все мы – народ России – сыны и дочери одного Отечества, объединенные заботой о его благе и процветании. Мусульмане России настойчиво выступали и выступают против любого вида и проявления фашизма, шовинизма, национализма, терроризма и экстремизма которые угрожают стабильности нашей страны.

Единое духовное управление мусульман Пензенской области будет всячески способствовать укреплению духовности среди мусульман в духе веротерпимости, дружбы между представителями различных национальностей и конфессий, противостоять любым проявлениям экстремизма и терроризма в регионе.

Японские журавлики помогут детям страны восходящего солнца

Журавлики из Японии

Пензенский фонд местного сообщества “Гражданский союз” и пензенское областное отделение “Российского фонда мира” организовали необычную акцию “Тысяча журавликов”. Организаторы напоминают, что в канун катастрофы, постигшей Японию, в Пензу попали рисунки японских школьников, выполненные в разных жанрах и технике. Среди них портреты, пейзажи, рисунки в стиле “витраж”, аппликации. Сегодня они могут оказать реальную материальную помощь японским детям. Все жители Пензенской области и гости столицы сурского края их смогут приобрести, а также сделать пожертвования в копилку.

С этой целью в Пензе будет организовано несколько благотворительных выставок. Самая первая откроется 10 апреля в арт-клубе “Подполье”. На ней будут представлены оригинальные работы японских детей от 7 до 15 лет. Начало мероприятия в 18.00 по адресу: г. Пенза, ул. Лермонтова, 3.

В дальнейшем аналогичные благотворительные выставки будут организованы в картинной галерее им. К. А.Савицкого, областной детско-юношеской библиотеке, Законодательном собрании Пензенской области, Пензенском филиале Международного независимого эколого-политологического университета, городе Заречном, а на портале “Моя свадьба” будет открыта виртуальная выставка.

Ид аль-Фитр – долгожданный праздничный день, день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием месяца поста – благословенного Рамадана. Это день, который объединяет всю великую мусульманскую умму планеты Земля, праздник, когда радуются и веселятся все без исключения. Это праздник, который во всех исламских государствах официально является выходным днём, дабы мусульмане могли встретиться друг с другом, поздравить, навестить родственников, отдохнуть и в полной мере насладиться этим праздником.

Ид аль-Фитр собирает семью вокруг праздничного стола, те, кто был в отъезде, стараются вернуться домой к празднику, кто работает, завершить всё к началу праздника, потому единство наблюдается ярче, ибо дома, улицы полны людьми, которые ходят друг к другу поздравлять с праздником разговения.

Ураза Байрам – это праздник радости, счастья, улыбок, хорошего настроения. В первую очередь в этот день мусульмане обращаются к своему Господу – Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он принял их пост, все хорошие деяния и намерения, совершённые в этот месяц. Равно как для себя, так и для остальных мусульман мы просим того же, при встрече желаем этого и в ответ слышим «аминь», и надеемся, что Создатель по Своей милости примет наше богослужение. Этот день наполнен глубочайшей верой со стороны верующих, поскольку праздничный день начинается с молитв, и весь день наполнен этой божественной милостью.

Праздничный день Ид аль-Фитр начинается с коллективной молитвы в мечетях любого населённого пункта. Через час-два после восхода солнца мечети наполняются мусульманами, которые громко, в один голос читают такбир, после чего совершают праздничную молитву.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах ».

Отметим, что такбир, то есть слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлаху ва Ллаху акбар ва лиЛляхи-ль хамд », начинают звучать с предыдущего дня после вечернего намаза. Они свидетельствуют о том, что рамазан подошёл к своему концу, и завтрашний день объявляется праздничным. Мусульмане, кто в мечетях, а кто дома, ждут такбира, и после того, как он начинает звучать, поздравляют друг друга с праздником. Такбир продолжает звучать вплоть до начала праздничной молитвы.

Как выше уже упомянуто, основная сущность праздника заключается в том, что мусульмане благодарят Всевышнего Аллаха за то, что смогли в течение месяца соблюдать пост, поскольку он является третьим столпом Ислама. Мусульмане благодарят своего Господа за то, что могли совершать богоугодные деяния. Благодарят за то, что за это время смогли хоть немного искупить свои ошибки, улучшить свой нрав, оставить в прошлом какие-то пристрастия, не соответствующие религии.

Ид аль-Фитр уникален ещё и тем , что в этот день одинаково радуются как богатые, так и бедные. Состоятельные мусульмане зачастую приурочивают к этому месяцу и празднику выплату обязательного закята, который позволяет несостоятельным братьям и сёстрам достойно встретить праздник, накрыть стол и встретить гостей.

Милосердие, которое так приветствуется в Исламе и поощряется Всевышним Аллахом, в полной мере проявляется как в течение самого месяца Рамазан, так и в светлый праздник Ураза Байрам. Чувства, эмоции верующих переполняют их сердца и души, ведь они ждали этого дня, испытывали голод и жажду ради Своего Господа, и теперь Он щедро вознаграждает их.

Праздник разговения собирает всех родственников вместе, тех, кого, возможно, не видели месяцами, обязательно увидишь в этот день, каждый ходит в гости, приглашает к себе.

Ид аль-Фитр – праздник дружбы , взаимоуважения, взаимопонимания, любви, прощения, братства.

Праздник разговения является мостиком к другому не менее великому празднику мусульман Ид аль-Адха – Курбан Байрам. Недолго его ждать, где-то два с половиной месяца. Эти праздники следуют друг за другом, и в этом есть особая милость Аллаха. Сначала мусульмане постятся, затем начинают готовиться к самому великому путешествию своей жизни – совершению паломничества к святыням Мекки и Медины.

Если задуматься, то того самого единства и не требуется особо добиваться, поскольку Самим Аллахом оно уже заложено: месяц рамазан, праздник Ид аль-Фитр, подготовка в хаджу, сам хадж, праздник Ид аль-Адха, затем следует месяц раби-уль авваль, раджаб, шаабан и снова рамазан. Все великие события разложены Мудрым Аллахом таким образом, чтобы единство мусульман не прерывалось, ведь каждое из этих событий очень значимо, имеет огромный смысл и значение, и если сами мусульмане правильно к этому подходят, то они всегда едины, члены мусульманской уммы дышат в такт друг с другом, как один организм, как одно большое и единое сердце.

Ид аль-Фитр несёт в себе огромный духовный заряд , одну общую радость. В этот день мусульмане прощаются с месяцем, который ждали целый год, и просят у Господа, чтобы Он не лишал их возможности встретить рамазан и в следующем году. В этот день верующие подводят некий итог своему поведению, своим деяниям, своему милосердию, которые они демонстрировали в благословенные дни.

Поститься в праздничный день запрещено, в этот день только радость и веселье должны присутствовать в сердце мусульманина. После поздравлений имама мечети и совершения коллективного праздничного намаза мусульмане начинают поздравлять и друг друга. С такими приятными впечатлениями прихожане мечетей расходятся по домам, чтобы оттуда начать обход своих соседей, родственников со словами поздравлений, с пожеланиями принятия поста, мира и спокойствия каждому из нас.

Ещё с вечера или в праздничный день до молитвы мусульмане выплачивают , который распределяется между нуждающимися верующими. Также накануне желательно посещать и кладбища.

Непосредственно в сам праздничный день алимы рекомендуют мусульманам: пораньше подняться с постели, совершить полное омовение тела, надеть самую лучшую и красивую одежду, надушиться благовониями, позавтракать до праздничного намаза чем-нибудь сладким, затем отправиться приветствовать мусульман, проявлять радость и веселье, ходить в гости, поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их пост.

Небезучастными остаются дети. Они ждут этот день с большим нетерпением. В разных странах мира по-разному отмечают этот день, где-то родители устраивают для детей настоящие культпоходы, прогулки по паркам, аттракционы, качели, карусели. Всевозможные детские площадки открываются к празднику. Важным атрибутом являются сладости, которые дети получают в день праздника, также дарятся и другие подарки.

Любые добрые традиции, сложившиеся с празднованием Ид аль-Фитра, – хорошо, ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) любил, когда мусульмане радуются, а преподнесение подарков друг другу – восхвалял. «И дарите друг другу подарки », – говорится в хадисе. Мусульмане следуют этому доброму началу и радуют себя, свою семью, родных, близких, друзей.

Ид аль-Фитр является логическим концом месяца рамадан , но с праздником не заканчивается совершение добрых поступков, не заканчивается ибадат, напротив, с ещё большим рвением мы должны это делать, дабы достичь довольства нашего Создателя.

Праздник Ид аль-Фитр приходится на первый день . В хадисе же говорится о желательности соблюдения поста в течение шести дней и этого месяца. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто постился в рамазан, а затем соблюдал пост шесть дней шавваля, получит вознаграждение, равное годовому посту ». Желательно соблюдать этот пост сразу же после праздника, хотя допускается и в любые другие дни этого месяца и важным считается соблюдать эти шесть дней подряд.

Конечно, каждому из нас и радостно, и печально одновременно, ведь мы встречаем такой великий праздник, но сожалеем, что благословенные дни закончились и теперь придётся ждать ровно год, и, если будет на то воля Всевышнего Аллаха, мы ещё раз вкусим всю милость священного месяца рамазан.

А пока будем поздравлять друг друга с праздником Ид аль-Фитр . Как передаётся в хадисе от Джабира бин Нафира: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас” ».

Такими же замечательными словами и мы будем поздравлять своих братьев и сестёр, следуя за Сунной нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Дорогие братья и сестры! Уважаемые соотечественники!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Позвольте мне поздравить всех вас, ваши семьи и домочадцев с великим светлым мусульманским праздником Ид аль-Фитр – праздником разговенья! Молим Всевышнего, чтобы Он принял пост месяца Рамадана и приблизил нас к Своей безграничной милости!
В этом году для мусульманской уммы России Священный месяц выпал на август и сентябрь, – дни были длинными, погода стояла непривычно жаркая. Многие регионы были окутаны смогом и дымом от пожаров, но, несмотря на климатические трудности, мусульмане достойно выполнили завет Господа:
«Вам предписан пост – подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас». (Коран, 2:183)
Только во время поста можно почувствовать отчаяние и боль тех, кто лишен материального достатка в жизни, и испытать состояние, близкое к состоянию голодающего.
Истинный, искренне верующий мусульманин по возможности проявляет сострадание к нуждающимся. Он никогда не спросит, кто ты по национальности и в какого Бога ты веришь. Он накормит и напоит любого, кто попал в беду, он постарается решить его проблемы, протянет руку помощи – устроит на работу или даст добрый совет. Иначе и быть не может! Неважно, черные мы или белые, богатые или бедные – мы не оцениваем и не разделяем людей по социальным и национальным критериям. «Поистине, верующие – это братья» (Коран, 49:10).
В одном хадисе сказано: «Мусульманин мусульманину - брат. Он не притесняет его, не оставит его без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).
Первый день Священного месяца Рамадана потряс всю мусульманскую общественность: бессердечные преступники в нарушение всех общечеловеческих и религиозных принципов пролили кровь невинного имама! Мы скорбим вместе с нашими братьями по вере... Поистине, те, кто совершает проклинаемые Аллахом смертные грехи, в числе которых убийства и террор, не имеют никакого отношения к Исламу!
«Кто бы сознательно ни убил мусульманина, наказание ему – Геенна, и пребудет он там навечно. Аллах гневается на него и проклинает его. Аллах приготовил для него страшное наказание». (Коран, 4:93).
Мы всячески осуждаем подобные злодеяния. Как бы ни старались недруги Ислама посеять межконфессиональную рознь между народами, умма не поддастся на провокации и по-прежнему будет уважительно относиться к представителям всех конфессий, ибо Всевышний Аллах учит нас быть веротерпимыми по отношению к христианам и иудеям: «И ты, кoнeчнo, нaйдeшь, чтo ближе всех пo любви к yвepoвaвшим тe, кoтopыe гoвopили: "Mы - xpиcтиaнe!" Этo - пoтoмy, чтo cpeди ниx ecть иepeи и мoнaxи и чтo oни нe пpeвoзнocятcя». (Коран, 5:82)
После утренней молитвы верующие, следуя мирным и добрым предписаниям Ислама, отправились в мечети и проявили милосердие в отношении нуждающихся. Идя в мечети Аллаха, верующие раздали милостыню (садакату аль-Фитр), ибо религия пророка Мухаммада (мир ему!) призывает к состраданию и взаимопомощи!
«Посланник Аллаха вменил в обязанность садака аль-Фитр для очищения постящихся от праздных слов и занятий, скверных и несдержанных речей, и для помощи в пропитании бедных...» (Абу Дауд, Ибн Маджа)
В течение Священного месяца Рамадана верующие воздерживались не только от приема пищи, но и от совершения запретных, греховных деяний, ибо грехи прощаются в Рамадане! Святой пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал в одном хадисе:
«Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари и Муслим).
Практически в каждой семье мусульман в течение Священного месяца проводились ифтар-меджлисы. Традиция кормить постящихся в темное время суток опирается на Сунну Посланника Аллаха: «Кто накормит постящегося - тому будет награда как за его пост, и не уменьшится награда постящегося». (Ахмад и Ат-Тирмизи)
Некоторые мусульмане, желая приобщиться к великим смыслам Священного Корана, прочитали Книгу Аллаха от начала до конца! И это достойный пример для подражания, ибо Коран, возможно, будет нашим заступником в Судный день!
«Пост и Коран заступаются за раба Божьего в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть дня и ходатайствую за него”. А Коран говорит: “Я лишил его сна ночью и ходатайствую за него” – и их заступничество удовлетворяется». (аль-Хаким, «Сахих»)
В дни Рамадана люди, живущие в достатке, раздавали саадака, организовывали благотворительные мероприятия. Без сомнения, пост для многих послужил прекрасным уроком терпения и хорошим средством укрощения нафса.
Во время Рамадана мусульмане ежедневно собирались в мечетях и молельных домах: проводили ифтары, выстаивали коллективные молитвы (таравих-намаз). Тысячи и тысячи людей в дни этого благодатного месяца обрели веру и нашли дорогу в мечеть.
В современном мире отмечается множество знаменательных дат и памятных событий, но мусульманский праздник разговенья – особенный. От остальных праздников он отличается тем, что в этот день принято больше радовать не себя и не своих родственников, а неимущих и обездоленных. Не секрет, что наступлению Ураза-байрам больше всего радуются нуждающиеся, поскольку по традиции они получают разного рода поддержку от состоятельных верующих. Пророк Мухаммад (мир ему, милость и благословение Всевышнего!) повелел:
«В этот день (день праздника) не заставляйте бедных просить милостыню». (Даракутни)
Ид аль-Фитр, Ураза-байрам – это праздник, который объединяет всех нас и даёт нам пример милосердия и сострадания. Благодаря ему вся Россия видит, что Ислам и мусульмане имеют вес в современном обществе и представляют собой добрую духовную силу. Так пусть же слова такбира:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илл-Аллах, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа Лиллахи-ль-хамд!» («Аллах Велик, Аллах Велик, нет бога, кроме Аллаха, Аллах Велик, Аллаху – слава!»)
– будут услышаны жителями городов и сел! Сегодня наше единство очевидно и осязаемо, пусть Всемилостивый Аллах поможет нам сохранить и приумножить его! Призываю всех верующих следовать предписаниям Корана и Сунне, беречь духовные ценности, проявлять уважение к духовным лидерам и быть законопослушными, – и тогда Всевышний Аллах узрит наши старания и поможет нам стать единой уммой!
Наш праздник будет продолжаться три дня. По традиции, правоверные в это время приглашают друг друга в гости, укрепляют родственные связи и дарят подарки детям. Пусть же Ураза-байрам принесёт радость каждой семье!
Дорогие верующие! Пусть пост месяца Рамадана дарует вам прощение грехов и духовное очищение! Пусть он принесет вам исцеление от эгоизма, алчности и других душевных изъянов! Пусть страждущие и нуждающиеся обретут спокойствие!

Еще раз с праздником вас, дорогие верующие!

Куллю ам ва антум би-хайр!

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мунир-хазрат Беюсов,
имам-мухтасиб г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Поздравляю с праздником разговения - Ураза Байрам! Желаю пышного и вкусного праздничного стола. Благополучия, мира и порядка в семье. Радости, уюта и прекрасного самочувствия. Отличного аппетита и крепкой веры!

Позволь искренне поздравить тебя с днем окончания месяца Рамазан, праздником Ураза-Байрам. Пусть в этот благословенный день Аллах примет твои молитвы. Хочу пожелать терпения, стойкости и заслуженного счастья!

Поздравляю с праздником, ознаменовавшим высокую силу воли и чистое терпение души, с праздником Ураза Байрама. Желаю искренней молитвы и добрых чувств, богатого и вкусного обеда в тёплой и дружной компании, лучших нарядов и щедрых поздравлений, подарков и пожертвований от души, светлого счастья и вечной надежды.

Наступил Ураза Байрам - праздник исключительно живописный, весёлый и вкусный. Будьте счастливы и любимы!
Живите, душой не старея. Чтобы стол ломился от пряных яств, а кровать от любви! Пусть дом всегда будет полон света и детского смеха! С праздником, братья и сёстры!

Я пишу тебе, желая поздравить с наступлением благословенного праздника - Ураза Байрам! Этот день - источник единения и сплочения мусульман, символ щедрости, доброты и душевного подъема. Ну и, конечно, символ изобилия! Пусть радостное настроение, сопутствующее тебе сегодня, не покидает тебя на протяжении всего года, а улыбки близких окружают тебя на протяжении всей жизни. А теперь скорее спеши к праздничному столу! Благословенного праздника!

В светлый и радостный праздник Ураза Байрам желаю чистых помыслов и добрых позывов сердца, щедрой милостыни и чудесных подарков, богатого и вкусного стола, за которым соберутся самые дорогие и близкие люди, искреннего веселья и счастья души.

Прощаемся с днями Рамадана, встречаем светлый праздник Ураза Байрама. Желаю постоянно духовно развиваться, находить в своей жизни только добрые и светлые стороны, никогда не отказывать в помощи хорошим людям, всегда сохранять атмосферу взаимопонимания и гармонии в доме, с каждым днём чувствовать невероятный прилив сил, вдохновения и радости.

Поздравляю с праздником Ураза Байрама. Величие твоей души смогло превзойти прихоти тела, твоё сердце вновь обрело веру, истинный смысл жизни и светлую надежду. Желаю звонких песен радости в твоём доме, добрых мгновений счастья в твоей семье, крепкого здоровья всем твоим близким и благоразумия тебе в любых поступках и идеях.

Желаю Вам в праздничный день разговения духовного единства, смирения перед Всевышним. Пусть в вашем доме всегда живет истинная вера.

Вот и наступил день, когда весь мусульманский народ празднует завершение Святого Рамадана. К этому дню все люди, исповедующие ислам, готовят и душу, и тело. Пускай же это состояние абсолютной чистоты сопровождает вас всю жизнь. Живите с миром в сердце, с любовью в глазах, с положительными мыслями в голове, с искренними словами на губах и добрыми делами в руках.