Поведение ребенка во время еды. У ребенка болит живот во время еды

Стратегия проста: выполнять свои обязанности с учетом принципа разделения ответственности и подавлять в себе соблазн сделать что-то за ребенка. Например, когда моему младшему сыну Куртису было два года, он охотно забирался на свой высокий стульчик, готовый выполнять свою часть обязанностей в кормлении. Однако в голове у него застряла мысль, которую он непременно хотел проверить на мне. Куртис усаживался на стульчик, складывал руки на груди и заявлял: «Я не хочу кушать». Не знаю, с чего он взял, что его прием пищи является моей заботой. Поскольку это был мой третий ребенок, я уже знала, что делать в подобной ситуации. Возможно, она возникала потому, что мальчик хотел выяснить, что же произойдет дальше.
Так или иначе, я знала предполагаемый сценарий. Мне отводилась реплика: «Дорогой, но ты должен поесть!» У Куртиса хитро блестели глаза, и я понимала, что это приглашение к сражению. Думать приходилось быстро. Я боялась, что мальчик может действительно отказаться от еды. В голодном состоянии он становился вспыльчивым, возбудимым, и с ним очень тяжело было справиться. Я также понимала, что он пытается заставить меня сделать множество вещей, по большей части унизительных. Я должна была просить, умолять, угрожать, пытаться действовать подкупом и играть в игру «вот летит аэроплан». Дело было еще и в том, что я не имела права и возможности заставлять его есть, если он этого не хотел. И я говорила: «Хорошо, ты есть не хочешь. Тогда просто составь нам компанию на пару минут, а потом можешь идти». Это ставило Куртиса в тупик: игра могла бы получиться такой интересной, а мама не захотела в нее играть. Мальчик сидел с нами примерно минуту, а затем говорил: «Я тоже хочу». Он съедал свою порцию и просил добавки. Так трапеза и проходила.
Куртис давал мне недвусмысленное приглашение сделать за него работу по приему пищи. Если бы я его приняла, из трапезы не получилось бы ничего хорошего. Позже я приведу еще примеры проблем, с которыми вы можете столкнуться.

«Я не голоден»

«Я не голоден» является небольшой вариацией на предыдущую тему. Разница здесь только в расчете времени. Вы зовете ребенка к ужину; он с головой ушел в игру и не имеет ни малейшего понятия о том, что у него должен был уже кончиться запас энергии. Может помочь пятиминутное упреждение, но даже если вы его сделаете, малыш скорее всего искренне ответит: «Я не голоден». Хотя, возможно, ему просто интересна ваша реакция на его слова. Ответ: «Дорогой, ты должен был уже проголодаться; ты не ел несколько часов» будет означать, что у ребенка получилось то, что он хотел. Вы пересекли запретную линию и взяли на себя ответственность ребенка за то, сколько есть и есть ли вообще. Он выиграл эту игру, потому что у вас нет способов заставить его есть. Однако вы можете сделать шаг назад, вернувшись на свою территорию. Вы отвечаете за то, что есть, когда и где, то есть на вас лежит ответственность за режим и ограничения. Скажите следующее: «Ты не хочешь кушать, но мы-то хотим. Посиди с нами немного». Велика вероятность того, что, оказавшись за столом, ребенок отключится от игры и заинтересуется едой. Хотя, возможно, и нет. В этом случае через две-три минуты разрешите ребенку выйти из-за стола. Не держите его там в надежде, что он поест, иначе в следующий раз он вам не поверит. Если ситуация, когда малыш все-таки отказывается поесть, повторяется часто, установите таймер. Всем будет гораздо легче оставаться по свою сторону разделительной линии ответственности, когда трапеза имеет четкие границы. Отпуская ребенка из-за стола, говорите: «Следующая еда во время перекуса». Имейте в виду, что эти слова предназначены скорее вам, чем вашему малышу. Он понимает вас, потому что дети ясельного возраста вообще понимают гораздо больше, чем нам кажется. Но он вашим словам не поверит: для него это всего лишь теория, которая требует проверки.

«Теперь я голоден»

Наш хитрый малыш встал из-за стола, не поев, и отправился играть дальше. Спустя пять минут он возвращается и просит кушать. Соблазн велик. Перед вами ваш бедный ребенок с глазами, полными мольбы. Какой родитель сможет отказать несчастному малютке в еде? И имейте в виду, что попытка ребенка взять на себя вашу обязанность по режиму и ограничениям не является отвратительным поведением избалованного ребенка; Это всего лишь эксперимент с целью изучить, где кончаются ограничения. Поэтому вы говорите: «Нет, ты сказал, что не хочешь есть. Иди играть».
Ребенок не ответит что-то вроде: «Извини меня. Мне очень жаль». Нет. Скорее всего, он примется хныкать, плакать, расстраиваться, висеть у вас на руке. Ваша обязанность игнорировать его поведение до тех пор, пока он не перестанет капризничать. Если вам повезет, малыш прекратит вести себя подобным образом уже через несколько секунд и вернется к занятиям, которые вы одобряете. После этого вы можете обратить внимание ребенка на что-нибудь, кроме еды, например: «Смотри, какая замечательная книжка/машинка/пазл». Если он продолжает капризничать, скажите ему: «Нет, ты не можешь это делать» и оставьте его с самим собой на несколько минут. Чтобы прервать сражение и дать ребенку возможность успокоиться самостоятельно, посадите его на пол или на невысокий стул. Не злитесь на него, не читайте нравоучений, не ворчите. Тем самым вы окажете ему внимание и этим поощрите за плохое поведение. Будьте деловиты, игнорируйте его до тех пор, пока он не успокоится. Затем дайте ему возможность поиграть, но не капризничать. Вы должны четко осознавать, что то время наедине с самим собой является обучением, а не наказанием. Без подобного обучения ребенок не будет знать, какое его поведение вы одобрите.
Прежде чем научиться твердо настаивать на своем, вы наверняка пройдете через множество экспериментов. Вы позволите ребенку вернуться за стол, но, оказавшись там, он снова откажется есть и испортит вам трапезу своим отвратительным поведением. Если вы быстро учитесь, вам хватит нескольких концертов, чтобы осознать необходимость умения настаивать на своем. Если вы учитесь медленно, не унывайте: у вас все получится. Если вы вообще не умеете учиться, обратитесь за помощью. Борьба подобного рода непродуктивна - она портит отношения и лишает вас удовольствия от еды.

«Мне это не нравится!»

Вашему ребенку не нужен язык, чтобы сказать, что он не нашел на столе ничего привлекательного и кушать выставленное перед ним блюдо не собирается. Вашим лучшим ответом будет проигнорировать его. Еще вы можете сказать: «Тебе не обязательно это есть - здесь много другой еды». Неплохим ходом будет ободрить ребенка, но вы должны быть готовы к отсутствию у него реакции. Мой старший сын Лукас смотрел на еду и сообщал: «Мне не нравится». Я обычно отвечала: «Попробуй. Тебе должно понравиться». Тогда он охотно пробовал, и в большинстве случаев пища ему действительно нравилась. Однако Лукас знал, что ему необязательно пробовать, если он этого не хочет, и если пища ему не нравится, он не обязан ее есть. Но даже такое мягкое стимулирование выглядело для Куртиса как вторжение на его территорию. Однажды, когда я сказала ему: «Попробуй, тебе понравится», он бросил на меня весьма красноречивый взгляд. Если и когда ваш ребенок пробует новую пищу, вы можете сказать: «Я вижу, ты попробовал ее», но никогда не говорите: «Какой ты храбрый. Я горжусь тобой. Ты мой маленький ангелочек». Одобрение необходимо, но похвала отнимет у ребенка удовольствие свершения. Похвала делает его прием пищи вашей собственностью, и малышу становится нечем гордиться.
Тупиковые ходы, с которыми у вас есть соблазн поэкспериментировать, могут начинаться словами: «Это вкусно, тебе понравится», «Это сделает тебя большим и сильным» или «Ты должен взять хотя бы немного». Неосторожные высказывания подразумевают давление на ребенка, они переходят границу разделенной ответственности. Вы и так делаете все возможное, чтобы ваш малыш поел. То, что пища вкусна, вы демонстрируете на собственном примере. Урок правильного питания не поможет - детей не волнует, насколько пища полезна, их больше заботит ее вкус Дальнейшие эксперименты с предложением «одного кусочка» оставляю на ваш страх и риск. Заставляя ребенка съесть хотя бы один кусочек пищи, вы нарушаете его право выбора. Вам это сойдет с рук, если ваш малыш послушен, но если он похож на Куртиса, дело плохо.
На фразу ребенка: «Я не буду это есть!» самым непродуктивным ответом является: «Чтобы ты тогда хотел?» Несмотря на усталость, вам приходится вставать из-за стола, готовить на скорую руку замену. К усталости добавляется раздражение, а если ребенок все равно отказывается есть, то и отвращение. Отказывается же ребенок очень часто. Теряете вы оба: вы - потому что не
можете насладиться ужином, а ребенок -потому что за отсутствием выбора и его последствий не получает нужного опыта. Если ребенок отказывается кушать, последствием его поступка является голод сразу после трапезы. Убедитесь, что в этом виноват он, но не вы.

«Хочу каши. Пожалуйста»

Сейчас мы поговорим о ребенке ясельного возраста, который обозревает стол и, не найдя ничего по вкусу, требует альтернативы. Мало того, требование он сопровождает волшебным словом. Вы спросите себя: «Что не так с кашей? Я не должна ничего готовить дополнительно; каша удобна и к тому же мы просто можем поставить ее на стол на случай, если ребенок откажется от всего остального». Не сомневайтесь: я объясню, что такого неправильного в каше. Если вы услужливо готовите альтернативное блюдо, то лучше всяких слов доносите до ребенка послание: «Я не ожидаю, что ты научишься кушать». Помните: ребенок хочет расти с уважением к приемам пищи, но с удовольствием изберет путь наименьшего сопротивления, если вы позволите. Родители с какой-то гордостью сообщают мне, что всегда держат на столе банку с арахисовым маслом на случай, если их ребенку не понравится основное блюдо. Логика, конечно, в этом есть. Дело в том, что арахисовое масло питательно и может заменить собой мясо. Таким образом, ребенок получит нужные питательные вещества, даже если откажется от основного блюда. Некоторые считают, что замененное блюдо должно быть простым: никакого сахара в каше, никакого желе на арахисовом масле. Погоды это не делает: смысл послания остается тем же. В питательном отношении с подобной стратегией все в порядке, но в плане развития - нет. Готовность предложить альтернативное блюдо делает ребенка ответственным за меню и не дает ему возможности научиться есть питательную и разнообразную пищу, выставленную на семейном столе. Незнакомое блюдо вызывает у ребенка неприятие (впрочем, как и у нас). Если вы не будете давить на малыша, он справится со своим отношением и постепенно научится любить новую пищу. Когда альтернатива под рукой, ребенок не сможет стать организованным и ничему не научится. Возможно, вас удивляет, почему я рекомендую постоянно выкладывать на стол хлеб и не одобряю кашу и арахисовое масло. Потому что хлеб является обыденной частью трапезы, им не заменяют другие блюда, и вся семья его с удовольствием ест. А вот арахисовое масло или каша являются альтернативой другим блюдам.
Вариации на тему «арахисовое масло на столе» подобны тактике, когда овощи запрятывают в блюда, чтобы ребенок их поел. Гордые своей смекалкой родители рассказывали мне о моркови в мясном рулете, измельченных цукини в соусе для спагетти и свекле в шоколадном кексе. Умные хитрости, но все-таки хочу повторить: подобная стратегия хороша в питательном отношении, но в плане развития в ней нет ничего полезного. Честно говоря, я и сама проделывала подобные трюки в надежде, что дети поедят. Мне она не помогла: дети всегда были на шаг впереди меня. Практика показывает, что если вы изо всех сил стараетесь впихнуть еду в ребенка, вы пересекаете запретную черту разделенной ответственности. Мало того, ваш ребенок быстро вычислит, в какие блюда вы прячете овощи, и вскоре начнет отказываться не только от овощей, но и от самих блюд. Все дело в намерениях. Нет ничего страшного в том, чтобы класть тертую морковь в мясной рулет, если ребенок овладел умением есть морковь и если та добавляет блюду вкус и аромат. Однако дело обстоит куда хуже, если ваше намерение - обмануть малыша, чтобы он поел моркови. Ваша нечестность в отношении еды сделает ребенка подозрительным. К новой пище он будет относиться настороженно и враждебно.

Одну маму, которая пришла ко мне на прием, заботил слишком хороший аппетит ее 18-месячной дочери. Девочку удочерили, когда ей было 4 месяца. Новые родители специально ездили за ней в Китай. По приезде туда они с облегчением обнаружили, что малышка ухожена, ее не ограничивают в еде и всячески поощряют хорошо кушать. Сначала девочка ела много. Ей нравилась ее молочная смесь, легко прошел и переход сначала на твердую, а потом и на обычную пищу. В общем, отсутствием аппетита малышка не страдала. Однако теперь ее мать беспокоилась, что та ест слишком много, потому что вес ребенка быстро увеличивался и уже превышал норму. Я привыкла к подобным историям. Их рассказывают родители тех приемных детей, которые жили в условиях с недостаточным питанием. Такие обездоленные в младенчестве дети, попав в нормальные условия, начинают очень много есть и никак не могут насытиться. Если взрослым путем множества повторений удается убедить ребенка, что еды достаточно, что никто не собирается отнимать ее у него, тот вскоре успокаивается и перестает быть таким ненасытным. Однако если взрослые тревожатся из-за слишком хорошего аппетита ребенка и начинают ограничивать малыша в еде, ребенок начинает есть еще больше. Но в данном случае ситуация была другая, и я не могла связать переедании девочки с ограничениями в пище. Ее мама уверяла меня, что вся их большая семья так радовалась здоровому аппетиту девочки, что та во время еды постоянно оказывалась в центре внимания. «Посмотрите, как хорошо она кушает!» - восклицали тетушки, дядюшки, дедушки и бабушки, с умилением взирая на то, с какой жадностью девочка атакует пищу. И я получила ответ: малышке нравилось угождать, она научилась радовать аудиторию своим аппетитом. Конечно, чтобы знать точно, мне требовалось взглянуть на ситуацию более внимательно, не ограничиваясь коротким разговором с матерью. Моя теория о том, что детям свойственно обзаводиться странными привычками, если те радуют их родителей, подтвердилась. Случаи, когда дети слишком много едят, встречаются не реже, чем случаи, когда дети, словно по команде, начинают отрыгивать пищу или набивать ею рот, становясь похожими на бурундучков. В самом начале такое поведение является случайным, но, видя реакцию родителей, дети делают это снова и снова. Какой ребенок откажется от возможности порадовать родителей, если тем так нравится вскакивать из-за стола, вытаскивать его из высокого стульчика и бежать к раковине, чтобы ребенок мог продемонстрировать свои таланты в рвоте на бис? Ребенку, экспериментирующему над контролем, доставляет большое удовольствие, когда родители обхаживают его, пытаясь вытащить еду у него изо рта. Не демонстрируйте лишних эмоций, когда обтираете лицо малыша или вытаскиваете у него из-за щек запасы «на черный день», игнорируйте его поведение - только тогда у малыша не появится странных пищевых привычек и он не возьмет над вами власть. Мораль этой истории? Относитесь спокойно к тому, как ест ребенок. Его страшное поведение во время еды тоже не стоит лишних эмоций.

«Я сам»

В самый разгар обсуждения необходимости ограничений мы не должны забывать о стремлении ребенка к независимости, стремлении быть отдельной личностью. Как я уже говорила, чтобы успешно справляться с едой, дети должны удовлетворять свои эмоциональные нужды. Нутриционист из Индианаполиса Пэм Эстес рассказывает о 13-месячном Тобине. Эстес участвует в программе, предназначенной для детей до трех лет, которые имеют пороки развития-или нуждаются в особом уходе по состоянию здоровья. Такая программа есть в каждом штате, и в Индианаполисе она называется «Первые шаги». Тобин родился умственно отсталым и вдобавок его кости формировались неправильно. Он хорошо справлялся с питанием из соска, но в возрасте четырех месяцев, когда мать попыталась перевести мальчика на твердую пищу, дела пошли настолько плохо, что ей пришлось вернуться на исходные позиции. К дню знакомства Эстес с семьей с мальчиком уже работали врачи: специалист по трудовой терапии пытался уменьшить восприимчивость его рта, а физиотерапевт помогал ему с умением контролировать мышцы. Процедуры не пугали ребенка, не отбивали у него охоту к мягкой пище. Он мог жевать и глотать, но пища не вызывала у него интереса. Мама малыша жаловалась, что кормление ребенка занимает у нее весь день и что во время*него мальчик часто отрыгивает даже полужидкую пищу. Казалось, Тобину нравится держать пищу в руках. Но ему было трудно положить ее в рот, а когда это все-таки получалось, его рвало. Вес малыша падал, и его пришлось перевести на молочную смесь, которую Эстес назвала «суперсмесью». Она содержала 30 калорий на унцию (30 г), что превышает содержание калорий в твердой пище. Эстес не любит подобные молочные смеси, как и я. Мне также не нравятся смеси типа «быстрый завтрак» и другие богатые калориями жидкие молочные смеси. Они мешают ребенку учиться есть, мешают родителям учиться кормить. Казалось, Тобин разделяет наше мнение о подобных молочных смесях, потому что он ел смесь все неохотнее.
Во время семейных трапез мальчик в своих ходунках присутствовал за столом. Его кормили отдельно. Эстес предложила сделать мальчика полноправным участником того, что происходит за столом. Для этого его нужно было включить в семейные трапезы на общих основаниях. Родители согласились: они принесли его к столу, закрепили в высоком стульчике и положили перед ним кусочки тех блюд, которые ели сами. Эстес рассказывала, что мальчик выглядел даже меньше, чем был на самом деле, среди всех окружавших его подушек. Но она строго предупредила родителей, чтобы те не смели заставлять Тобина есть, и попросила радостно хлопать в ладоши, когда мальчик попытается сделать это самостоятельно. Представьте себе изумление родителей, когда они увидели, как оживилось лицо ребенка. Он сосредоточился на еде и стал пытаться подцепить пищу. Сначала он просто гонял кусочки по подносу своего стульчика. Тут ему на помощь при шла мама: она нашла оптимальное расстояние, которое позволяло ребенку легко дотянуться до еды. Все получилось отлично. Тобин быстро усовершенствовал контроль над мускулами, который был ему нужен, чтобы доносить пищу до рта, жевать и глотать. Рвотные движения тоже перестали быть проблемой, поскольку мальчик теперь сидел прямо и ел самостоятельно. Родители Тобина наблюдали за действиями сына в абсолютной тишине - настолько они боялись помешать совершающемуся чуду. Их восхищало, как решительно мальчик боролся за право кушать самостоятельно. Тобин знал, что ему нужно делать, и когда помощники оставили его в покое, он начал прекрасно справляться с приемом пищи.
Эстес говорит, что никогда не забудет благодарных слез в глазах матери Тобина. Работая с детьми, нуждающимися в особом уходе по состоянию здоровья, она обнаружила, что такие дети и их родители только выиграют, если поймут, что у детей есть способности и что лучшая помощь в данном случае - найти и развить эти способности. Она считает, что «подобное отношение и определяет разницу между кормлением, где присутствуют страх, озабоченность и отчаяние, и кормлением с уверенностью, целесообразностью, даже радостью», и продолжает: «Дети очень часто удивляют нас, если мы отступаем и позволяем им справляться с питанием самостоятельно».
«Интересно, кто решит эту проблему», - думала я, наблюдая, как Эмма, моя внучка двух с половиной лет, оспаривает у родителей право самостоятельно завязывать шнурки. Решимости ей хватало, но, к сожалению, недостаток возможностей был налицо. Родители расстраивались, поскольку прекрасно это осознавали. Будучи в завидном положении наблюдателя, ответ я получила почти сразу: проблема решится, когда Эмма обретет нужные навыки. Сейчас ей была нужна помощь понимающих, обеспокоенных и преданных родителей, которые могут отступить, чтобы дать малышке возможность учиться, делать собственные попытки и вообще быть личностью. В этой компании Эмма была не единственной, кто менялся: вместе с ней менялись и ее родители. Они учились позволять девочке быть независимой. Когда-нибудь Эмма действительно захочет научиться завязывать шнурки. Сейчас ее попытки - просто способ утвердить себя.
На том этапе, когда девочка обретет нужные навыки и проблема найдет свое решение, она превратится в дошкольника. Это верно и для вашего ребенка. В один прекрасный день вы позовете его к ужину, и он охотно прибежит. Вы предложите ему попробовать новую пищу, и сопротивления не будет. Вы сможете оставить его в комнате одного, не боясь, что пострадает или он, или комната. Когда этот день придет, ваш малыш станет дошкольником, а в доме воцарится мир.
На этом этапе нам предстоит работа по внедрению принципов поведения и питания в кормлении детей. Это те же принципы, которые мы использовали на протяжении первых лет жизни ребенка. Однако теперь мы делаем еще один значительный шаг вперед в деле кормления с любовью и здравым смыслом: мы вводим принцип воспитания послушного, думающего и независимого ребенка. Тот северный бог, о котором мы говорили, нуждался в дошкольнике, чтобы его пожелание было выполнено. В этом и заключаются возможности и опасности дошкольного возраста.

К питанию ребенка следует подходить очень ответственно. Малыши остро реагируют на еду, которую им предлагают впервые. Если в детский желудок проникают продукты сомнительного качества, могут наступить серьёзные последствия для организма. Когда ребёнка рвёт, это означает, что внутренняя защита работает: организм пытается избавить желудок от вредных элементов.

Помощь ребёнку должна быть комплексной. После того как рвотная реакция остановлена, родители обязаны решить для себя естественный вопрос: чем кормить ребенка после рвоты. Произошло нарушение работы внутренних органов. В этом случае требуется поддержать слабый организм и восстановить нормальное пищеварение.

Когда взрослые обнаруживают у ребёнка рвотные реакции, они зачастую констатируют у него диарею (понос), которая сопровождается повышением температуры тела малыша.

Это сигнал о том, что ребёнок теряет много жидкости. Восполнить её недостаток можно, обеспечив больного большим количеством воды. Иными словами, диета при поносе и рвоте начинается с обильного питья.

В течение первых 24 часов нужно поить малыша в переменном режиме:

  • травяным и чёрным чаем;
  • отваром шиповника;
  • минеральной или слегка подсоленной водой;
  • компотом из сухофруктов.

Родителям важно учитывать, что рацион питания зависит от того, какими причинами была вызвана рвота. Если имело место несоблюдение режима приема еды или ребенок перенес какой-то стресс, то через двое суток можно возвращаться к привычной для ребёнка еде.

В случае пищевого отравления или нарушений в работе нервной системы, к питанию необходимо более серьёзное отношение. Не исключено, что совет врача окажется как нельзя кстати.

Питание после рвоты в первые дни

Когда рвоту удалось остановить, возникает вопрос — можно ли малышу кушать? Здесь специалисты на редкость едины: есть нужно обязательно.



Как продукты воздействуют на детский желудок

На первых порах для восстановления организма ребенку нужна щадящая диета. Детский желудок не готов сразу принимать обычную пищу. Родителям рекомендуется подумать о том, чтобы тяжёлые для переваривания продукты не попали в ослабленный пищевой тракт. К ним относятся:

  • мясные и рыбные блюда;
  • соки из фруктов;
  • виноград, груши, сливы;
  • бюбые сладости;
  • свежая выпечка и вся мучная продукция;
  • сырые овощи;
  • жиры в виде подсолнечного и сливочного масла;
  • пшённая, ячневая и перловая крупы;
  • колбасные и копчёные изделия;
  • газированные воды.

В первые сутки мощным оружием против недомогания является обилие питья: отвариваете плоды шиповника, готовите слабый слегка подслащенный чай или делаете медицинский водно-солевой раствор. Это могут быть Глюкосолан, Оралит или Регидрон. На каждый килограмм массы тела ребенку можно давать не более 170 г. раствора. Порции должны быть по 1-2 чайной ложке, иначе есть риск возобновления рвоты.

Работа желудка наладится быстро, если предложить ребёнку есть в небольших порциях:

  1. бананы;
  2. печёные яблоки;
  3. отвар из сушёных фруктов;
  4. отварные брокколи и морковь;
  5. йогурты с отсутствием добавок;
  6. кефир без окисления.

Особенности приготовления пищи для ребенка после рвоты

Основная задача продуктов, которые ребенок употребляет через 24–48 часов после рвоты, хорошо усвоиться и не раздражать слизистую оболочку детского желудка. С этой целью еда для малыша измельчается блендером или при помощи ситечка.

Крупы следует доводить до разваристого состояния, маленьким детям их можно растирать в кисель. Рисовые и геркулесовые отвары благотворно скажутся на работе желудочного тракта ребенка. Пюре и всякого рода кашки не должны содержать сахар. Наиболее ценной является свежеприготовленная пища.

Вся пища, которую родители дают ребенку есть в самые первые дни после рвоты, тушится, варится, или проходит паровую обработку. Горячая еда крайне нежелательна, впрочем, как и холодная – могут травмироваться нежные стенки желудка.

И не забывайте: кушать ребёнку захочется не сразу.

Режим питания

Через 48 часов можно вводить в детское меню:

  1. Творожную массу, не более 20 г.
  2. Пюре из овощей.
  3. Блюда жидкой или полужидкой консистенции (обезжиренные супы).
  4. Продукты, богатые белком (измельчённое варёное мясо).
  5. Запечённые или приготовленные при помощи паровой обработки блюда.

Не заставляйте ребёнка есть против его воли!

Ребенок должен кушать не менее 7 раз в сутки через каждые 2,5 часа. Любой съеденный малышом объём пищи можно расценивать как норму. С каждым днём аппетит ребёнка будет улучшаться.

Возврат к нормальному рациону наступает через 4-5 суток после окончания рвоты. Диета и щадащий режим приёма пищи требуют соблюдения цикла в 2-3 недели после болезни.

Особенности питания детей до года

Дети, получающие грудное кормление с элементами прикорма, во время рвоты в дополнительном питании не нуждаются. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, хорошо переваривают рисовые и гречневые смеси на молоке.

Полугодовалым детям полезны каши из гречки и риса. Варить их следует на воде и молоке в пропорции 1:1. Прикорм разрешается включать в меню малышей по окончании рвоты: делать это следует постепенно. Питание ребенка в возрасте 7-8 месяцев предполагает присутствие, помимо каш, мясного суфле, пюре из овощей, воздушного крема-супа.

Родители поступят очень мудро, если доверятся потребностям самого ребенка, и не будут оказывать на него давления в отношении качества и объёма питания. Пусть малыш кушает, сколько хочет и что хочет.

Полезное видео о лечении рвоты у детей

Ответов

Часто желание накормить своего привереду становится задачей №1 для всей семьи. На какие только уловки и ухищрения не идут сердобольные мамы и бабушки!. Но правильно ли это — пытаться накормить во чтобы то ни стало или может малыш просто не голоден?

Все нижеизложенное имеет отношение к здоровым активным и жизнерадостным карапузам, которые не испытывают проблем со здоровьем и имеют возрастные прибавки в весе соответствующие возрасту.

Ошибка 1. Накормлю любой ценой.

Примерно с 1 года, когда ребенок начинает ходить, у него появляется множество новых более интересных занятий, поэтому часто прием пищи отодвигается на второй план. Усадить за стол и накормить такого непоседу становится крайне сложной задачей. Кроме того, после года многие дети становятся более разборчивыми в еде и не всегда хотят есть то, что им предлагают. Обычно именно в этот период родители начинают жаловаться на плохой аппетит своего чада. Чтобы заставить поесть своего привереду родители идут на различные уловки, – пытаются накормить во время игры, включают крохе мультфильмы, читают книжки, сами выступают в роли клоуна с ложкой.

В некоторых случаях это помогает отвлечь малыша, а родителям достичь желаемой цели. Но в действительности, руководствуясь лучшими побуждениями, родители не только разрушают культуру приема пищи, но и наносят вред здоровью ребенка. Любые развлечения во время еды, так же как и кормление в неподходящей для принятия пищи обстановке не дают ребенку возможности настроится на прием пищи, сосредоточиться на процессе, полноценно ощутить вкус и аромат еды.

В результате, пищеварительная система крохи оказывается не готовой к поступлению пищи, не выделяется достаточное количество пищеварительных соков и ферментов, нарушаются нормальные физиологические процессы пищеварения. К тому же, отвлекаясь на посторонние занятия, ребенок плохо пережевывает пищу, что в итоге затрудняет ее переваривание и усвоение.

Сидя перед телевизором и завороженно глядя на экран малыш послушно открывает рот, не обращая внимания на количество съеденного и не контролируя процесс насыщения, в итоге легко может возникнуть переедание, которое еще больше перегружает неподготовленную пищеварительную систему крохи.

Если приемы пищи в такой обстановке становятся системой, постоянные нарушения пищеварения в дальнейшем могут привести к развитию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и к ожирению. Именно по этим причинам необходимо воспитывать у ребенка привычку принимать пищу только за обеденным столом, не отвлекаясь на посторонние дела. Кроме того, родителям важно понимать, что необходимым условием нормального пищеварения является наличие у ребенка аппетита. Аппетит – это не только желание есть, но и отражение готовности детского организма к перевариванию пищи. В здоровом организме аппетит возникает на основе состояния голода, это происходит только когда желудок и верхние отделы тонкого кишечника освободились от ранее съеденной пищи, справилась с работой печень и поджелудочная железа, всосалась и усвоилась организмом большая часть питательных веществ. Аппетит способствует эффективному пищеварению, помогает организму настроиться на прием пищи, способствует выделению слюны и желудочного сока, стимулирует перистальтику желудка и кишечника, и соответственно пища, съеденная без аппетита - труднее переваривается и плохо усваивается.

Если ребенок в промежутках между кормлениями весел, жизнерадостен и активно осуществляет познавательную деятельность, но когда подходит время обеда отказывается от еды, значит в данным момент он просто не голоден. В таком случае родителям следует проявить терпение и перенести кормление на более позднее время, даже если для этого придется отклониться от режима и пропустить один прием пищи, зато в следующий раз ребенок охотно усядется за стол и поест с аппетитом. Если же помимо отказа от еды родители находят в поведении малыша настораживающие признаки, следует обратиться к врачу за исключением более серьезных причин, вызывающих снижение аппетита у малыша.

Ошибка 2. Не одно – так другое.

По мере взросления вкусы малыша и отношение к тем или иным блюдам могут меняться. Бывает, что ребенок отказывается от ранее любимых блюд, или каждый день требует одно и то же блюдо. Часто в такой ситуации мамы и бабушки, желая накормить малыша, начинают предлагать ему несколько вариантов блюд на выбор. В результате, малыш становится все более привередливым, требуя постоянной возможности выбора, а маме приходится все больше времени проводить на кухне.

Безусловно, меню ребенка должно быть разнообразным, но не стоит потакать капризам маленького гурмана и каждый раз выставлять на стол многочисленные яства. Если ребенок в очередной раз отказывается есть предложенное блюдо, требуя взамен что-то другое, значит скорее всего он не голоден, в таком случае следует спокойно убрать тарелку и предложить крохе покушать попозже, когда он проголодается.

Ошибка 3. Общество чистых тарелок.

Многие родители воспитанные на правиле всегда оставлять после еды пустую тарелку, часто требуют того же от своих детей. Нередко мамы, обеспокоены тем, что малыш не съедает свою «возрастную норму» и недополучает питательных веществ, поэтому заставляют его доедать всю порцию. Между тем, такая настойчивость совсем не полезна для ребенка и может привести к различным нарушениям аппетита и, как следствие, проблемам со здоровьем в будущем.

С одной стороны, заставляя насильно есть уже насытившегося ребенка, можно спровоцировать у него неприятие к данной пище и вызвать негативное отношение к приему пищи в целом.

С другой стороны, каждый раз требуя от малыша доесть до конца, родители нарушают естественную способность ребенка прислушиваться и понимать потребности своего организма. В результате, в дальнейшем у ребенка может сформироваться привычка переедать, т.е. есть, несмотря на отсутствие чувства голода, просто для получения удовольствия от вкусной пищи. Если малыш постоянно оставляет еду на тарелке, возможно, маме просто следует уменьшить ему размер порции, и если он не наелся, пусть лучше попросит добавки.

Ошибка 4. В гостях – не дома.

Часто родители не уделяют должного внимания поведению ребенка за столом дома, но приходя в гости, начинают одергивать и ругать ребенка за те поступки, которые дома не считаются «преступлением». Такое поведение родителей, безусловно, не вносит ясность в представление ребенка о принятых правилах поведения. Если родители хотят привить малышу хорошие манеры, не стоит делить застольное поведение на «домашнее» и «для гостей», необходимо чтобы требования к поведению ребенка за столом везде были одинаковы. Кроме того, в правилах этикета нужно упражняться постоянно, поэтому учить малыша правилам поведения за столом следует в домашней обстановке, и не стоит одергивать и критиковать ребенка в присутствии посторонних.

Полезные советы:

1. Личный пример.

Как известно, ребенок в первую очередь учится на примере своих родителей, во всем копируя их манеру поведения, в том числе и поведение за столом. Если родители сами не соблюдают правил гигиены, едят на бегу, перехватывая что придется, не придерживаются здорового питания и не задумываются об эстетической стороне вопроса, глупо требовать от ребенка культурного поведения за столом. Родители должны в первую очередь сами являться положительным примером для своего чада, ведь личный пример гораздо эффективнее любых наставлений и замечаний.

2. Режим питания.

Большую роль в формировании здорового пищевого поведения ребенка играет соблюдение режима питания. Прием пищи через определенные интервалы времени обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, у малыша к определенному времени начинают вырабатываться пищеварительные соки, появляется аппетит и ребенок более охотно усаживается за обеденный стол. Кроме того, при соблюдении режима питания улучшается переваривание и усвоение пищи. Для малышей старше года, как правило, устанавливается режим питания с 4 - 5 разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 - 4 часа, при этом желательно не отклонятся «от расписания» больше чем на полчаса, в противном случае не будет вырабатываться пищевой рефлекс. Не следует надолго растягивать прием пищи, продолжительность кормления не должна превышать 20-30 минут.

3. Полезные ритуалы.

Чтобы ребенок лучше усвоил правила поведения за столом важно создать систему ритуалов - определенную последовательность действий, которая изо дня в день сопровождает кормление малыша: помыть руки душистым детским мылом, усадить в детский стульчик, повязать нагрудник, поставить на стол посуду и приборы, положить салфетку, после еды вытереть рот салфеткой, поцеловать в ответ на «спасибо». Все действия желательно сопровождать пояснениями, разговаривать с малышом во время приема пищи следует спокойным ласковым тоном. Ритуалы умиротворяюще действуют на психику ребенка и помогают сформировать позитивное отношение к приему пищи, а постоянное выполнение одних и тех же действий воспитывает в ребенке привычку, и, немного повзрослев, он будет проделывать все то же самое самостоятельно.

4. Украшение блюд и сервировка стола.

Диетологам давно известно о влиянии сервировки и убранства стола на аппетит и пищеварение. Красиво поданные блюда и сервированный стол привлекают внимание, повышают настроение и вызывают аппетит. Хорошо известно, что маленьких гурманов гораздо больше привлекает вид приготовленного блюда, чем его запах и вкус, если поданное кушанье интересно оформлено, его охотнее попробует даже ребенок с плохим аппетитом. Еда на тарелке ребенка любого возраста всегда должна выглядеть эстетично. Для украшения готовых блюд можно использовать овощи и зелень, из нарезанных овощей можно сделать цветочек или веселую мордочку, можно красиво полить блюдо соусом и т. д. Хлеб следует также подавать на отдельной тарелочке. На столе у малыша обязательно должны быть салфетки.

Очень важно постепенно приобщать ребенка к сервировке стола, чтобы малыш учился правильно накрывать стол. Дети очень любят подражать взрослым, участие в подготовке к трапезе развивает у ребенка чувство причастности к «взрослому» делу, настраивает на желание проявлять за столом аккуратность, на стремление культурно себя вести, при этом, как правило, за самостоятельно накрытым столом малыш с гораздо большим удовольствием кушает предложенные блюда.

5. Атмосфера за столом.

Немаловажной является спокойная доброжелательная позитивная атмосфера за семейным столом, взрослые и дети должны садиться за стол в хорошем настроении. Находясь в комфортной обстановке у ребенка будут формироваться положительные ассоциации с приемом пищи. Кроме того, хорошее настроение способствует повышению аппетита и лучшему усвоению пищи.

Очень важно поддерживать традиции семейных обедов и ужинов. Трапезы в семейном кругу не только прививают необходимые навыки поведения за столом, но и помогают найти взаимопонимание с взрослыми членами семьи. Семейные обеды, которые стали традицией, очень благотворно влияют на здоровье, как детей, так и взрослых. По данным исследований, дети регулярно участвовавшие в семейных обедах гораздо чаще придерживаются здорового питания в старшем возрасте.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Отец и сын: Насколько важна роль папы в воспитании мальчика

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Главный секрет воспитания детей

Советы родителям

Просмотрено

Сейчас почти каждый родитель озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Ваш ребенок пьет во время еды? Если ваш ответ положителен, давайте разбираться почему он так делает, какие для этого могут быть причины и можно ли ребенку запивать еду. На самом деле это довольно распространенная привычка как у детей, так и у взрослых. Вначале определим какие могут быть причины того, что детки просят попить до, после или во время приема пищи.

Почему ребенок пьет во время еды, причины

В первую очередь это может быть обычная вредная привычка. Просто он привык так делать, а его организм на самом деле, совсем в этом не нуждается.

Также причины могут быть вполне естественными. Например, из-за того, что перед едой ребенок много бегал, играл, вследствие чего вспотел и, просто хочет пить. Но такая ситуация может возникать не постоянно, а иногда.

Стоит обратить внимание на качество пищи. Если она очень густая и сухая, то ее просто ребенку будет сложно проглотить. Ему легче пищу размягчить во рту, запивая жидкостью, чем жевать. Так и проглотить будет легче.

Можно выделить еще одну причину. Если ребенок находится в сухом, душном помещении, то его слизистые оболочки будут пересыхать и в таком случае ему опять же захочется попить.

Поэтому, если такая ситуация происходит постоянно, и малыш постоянно просит запить еду водой, нужно просто постараться выяснить причину. В первую очередь спросить об этом у самого ребенка. Если ребенок не совсем маленький, то дать ответ на такой вопрос он вполне сможет.

Вредно или нет запивать еду?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дело в том, что раньше врачи говорили, что делать это категорически нельзя, так как это мешает нормальному пищеварению. Однако сейчас врачи уже не так категоричны и относятся к такой проблеме более спокойно.

По их мнению, если развитие малыша идет хорошо, не наблюдается никаких проблем с пищеварением, нет постоянных проблем со стулом, то и беспокоиться по этому поводу не стоит.

Что касается лично моего мнения, то я думаю, что лучше все-таки отучить малыша от привычки запивать еду водой и не мешать процессу пищеварения. Например, свою дочь я приучила обходиться без воды как во время приема пищи, так и сразу после него.

Если пить воду, которая по температуре холодная, а именно меньше чем 20 градусов, то это будет способствовать тому, что пища будет покидать желудок намного быстрее чем нужно. То есть, например, вместо 2 или 3 часов пища задержится в желудке всего на 20 минут.

Скорее всего именно по этой причине в Макдональдсе и других ресторанах быстрого питания часто предлагаются именно холодные напитки, например, кока-кола.

Как вы понимаете, в таком случае пища не успевает нормально обработаться в желудке и далее начинается её гниение.

Итак, подведем итог. Если уж ребенок пьет во время еды, то не давайте ему больше стакана жидкости и питье должно быть теплым, а не холодным.

Ольга Пиняева

добрый день! Моя дочка, которой 9 месяцев постоянно плачет во время кормления. Все началось 1,5 месяца назад, когда дочка начала крутить головой и отказываться от бутылочки со смесью утром, после ночного сна. Или могла выпить буквально 30-40 мл. Потом начала отказываться от прикорма. Все сопровождалось сильным плачем. Из всего более менее ела, кашу и банан. Мясное полный отказ, картофель и супчики тоже. Я тогда все это списала на растущие зубу, т.к. в то время у нее сразу лезло пять зубов. Прибавка в весе, за тот месяц составила всего 60 грамм.Поговорив с педиатром из поликлиники, она посоветовала давать дочке кашу два раза в день. Так я и поступила. Утром в 6 часов, пока дочка спит (а спит она до восьми утра) я ей спящей давала смесь, при чем она выпивала полностью бутылочку, и последнее кормление поступала также. Днем и вечером ели кашу с фруктами и творогом, и один раз предлагала ей баночное питание. Сначала овощные, а потом и мясные. И ребенок стала снова кушать. Конечно иногда случались и слезы, но уже не каждый день. Да и зубы вылезли. И вроде я успокоилась, и с неделю назад решила, что не нужно больше ребенку давать баночное питание. Приготовила ей сама супчик. И начались опять истерики. И теперь она плачет постоянно когда есть. Отказалась от фруктов. Обед не хочет есть ни какой, не баночный и не приготовленный, съедает одну-две ложки и закатывается в истерику. Или может немного съесть, а потом начинает давится и все вырыгивает. Едим только творог, кашу утром (и то не доедаем), и два раза смесь (и то пока спим).Посмотрела ее десна, но новых зубов не видно. И еще она совсем не может есть густую пищу и кусочки, начинает ими давится. Доктор, подскажите пожалуйста с чем это может быть связано? Заранее спасибо!

Здравствуйте! Начнем с того, что в 9 месяцев ребенок не должен еще есть густую пищу или тем более кусочки. Зубы в этом возрасте - только резцы; грызть ими сушки или сухарик можно, а вот жевать - нет. Потому пища должна быть только жидкая, полужидкая и пюрированная. В 9 месяцев должно быть 5 кормлений; у вас их - 4. Отставание не очень значительное, и смерть от истощения ребенку явно не грозит. Потому не паникуйте и не пытайтесь кормить ребенка насильно. Сделать это очень трудно; по себе знаю. Коллеги-мужчины сурово заявляют, что пища ребенку должна быть предложена; а в случае отказа убрана до следующего кормления. Женщине выполнить эту рекомендацию тяжело; но по большому счету они правы. Старайтесь больше гулять. На прогулках ребятишки "нагуливают" аппетит очень явно. А пойдет, энерготраты возрастут - и аппетит тоже вырастет. Я бы советовала Вам проконсультироваться у невролога. В последние годы довольно часто рекомендуют в вашей ситуации