Пособие по восстановлению речи после инсульта. Как происходит восстановление. I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов

Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения, в результате которого поражаются различные отделы мозга. Следствием этой патологии практически всегда являются нарушения двигательной и речевой способностей человека. Возвращение к нормальной жизни проходит по-разному, в зависимости от характера инсульта — геморрагический или ишемический, размеров и степени изменений, и, самое главное, от желания больного стать прежним человеком. В период кризиса жизнь и будущее состояние пациента целиком зависят от врачей. Но о том, как восстановить речь после инсульта, должны обязательно знать родственники и близкие люди, которые будут находиться возле выздоравливающего.

Лечебная физкультура после инсульта иногда творит чудеса, опровергая предсказания врачей о дальнейших возможностях пациента. Но нельзя рассчитывать на то, что после первых дней занятий произойдет сдвиг и человек заговорит.

Способности мозга и формируются, и восстанавливаются значительно дольше, чем мышечные. Только кропотливая ежедневная работа, любовь и терпение окружающих, сила воли больного приведут к положительному результату.

Как восстановить речь после инсульта

Кроме физиотерапевтических процедур, медицинских препаратов и занятий с логопедом, существует ряд значимых упражнений, которые могут выполняться пациентом самостоятельно или с участием родственников, направленных на восстановление функции говорения. Их можно условно разделить на 4 группы:

  • для мимических мышц лица;
  • для жевательных мышц и языка;
  • для собственных мышц гортани и шеи;
  • дыхательные упражнения.

Упражнения для мимических мышц

1. Улыбка.

Сначала растягиваем губы за уголки в стороны, вверх, вниз, вызывая пассивную улыбку. Затем просим удержать это положение мышцами и отпускаем руки. Когда получится зафиксировать, отрабатываем активное движение. Если с одной стороны лица повышена спастика, придерживая за щеку, ограничиваем «размер» улыбки, а с другой стороны помогаем растянуть ее до оптимального расстояния. Для слабой стороны упражнение выполняется на 2-3 раза больше, спазмированную часть лица в это время поглаживаем круговыми движениями.

2. Визит к стоматологу.

Пациенту нужно оскалиться, не размыкая челюсти. В начале упражнений, необходимо придерживать за подбородок и показывать медленно, как размыкаются губы. Затем прибегнуть к пассивному оскалу. Если у больного движется хотя бы одна рука, он может сам выполнять оба описанных упражнения. Следующая стадия — активный оскал с удержанием такого положения.

3. Поцелуй — складывание губ трубочкой, если получается, то с характерным звуком.

После освоения этих трех упражнений выполнять их слитно в любом порядке без фазы расслабления. Количество повторений не ограничено, если выполняет сам пациент. При выполнении с помощью ориентироваться нужно на внешние признаки утомления, желание продолжать работу.

Упражнения для жевательных мышц

  1. Сжатие и расслабление челюстей. При потерянной чувствительности убедиться, что язык не попадает между ними.
  2. При сжатых челюстях движение языком вправо-влево, вверх по небу, вниз к основанию.
  3. Широко раскрыть рот — закрыть, сжать челюсти. Можно легко придерживать подбородок, оказывая сопротивление при открывании рта. Если получается, сочетать с любыми гортанными звуками.
  4. Раскрыть рот и выполнять движения языком — вперед-назад, вправо-влево, сворачивать в трубочку, попытаться тянуть к кончику носа. По мере освоения — увеличивать частоту.
  5. При отсутствии нарушений в жевании и глотании 3 раза в день по 15 минут жевать жвачку.

Упражнения для мышц гортани и шеи

  1. Звуковое сопровождение дыхания — мычание на каждый выдох с изменением интонации. Можно имитировать боль, скуку, злость. Менять громкость и тембр звуков.
  2. Включить знакомую музыку и попросить пациента пропеть ее. Повторять звуки животных, падения предметов, работы технических устройств. Все выполнять с закрытым ртом.
  3. Глотание слюны с поворотом головы вправо и влево, забросив голову вверх и опустив ее к груди.
  4. Искусственные кашель и чиханье.

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Акт вдоха-выдоха сочетается с активным произношением любых звуков. Сначала больной повторяет услышанные, вспоминает ранее знакомые и потом произвольно воспроизводит то, что в данный момент считает нужным.

  1. Активное дыхание с открытым ртом и пропеванием гласных а-о-у-и-э -ы, которые получаются у пациента. Не более 1 минуты без отдыха. Поем под музыку, ритмичную и хорошо знакомую.
  2. Надутые щеки — выдох силой, не разжимая губ. Игра пальцами на выдохе по губам, как по струнам, хлопками, зажимами по центру и по бокам. Добиваться громкого исполнения, но контролировать давление и пульс. Не более 10 повторений.
  3. Хрип, свист, имитация звуков животных, цоканье языком, шепот, крик, протяжный звучный поцелуй, чавканье.

Все эти упражнения активизируют сохранившиеся нейроны головного мозга и восстанавливают речевую функцию. Пациент должен доверять человеку, занимающемуся с ним, не стесняться его, чувствовать веру и поддержку всех близких.

Более подробно с основами лечебной физкультуры для людей, перенесших инсульт,

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции . Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия . Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление . Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми , обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

– это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Архив статей и новости на темы: Инсульт, Профилактика инсульта, Улучшение памяти после инсульта, Реабилитация инсульта, Ишемический инсульт.

Фактор риска. Холестерин

Что такое холестерин? От чего зависит уровень холестерина, и чем может окончиться для вас превышение этого уровня? Какова вероятность инсульта?

Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Успех лечения больных с ишемическим инсультом зависит от хорошей организации оказания медицинской помощи от начальных этапов до восстановительного лечения после инсульта. Поэтому, с книгой следует не просто ознакомиться, а тщательно ее проработать.

Скачать книги об инсульте: Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Новый терапевтический справочник

(С подробным описанием эпидемиологии, скрининга и профилактики инсультов. Классификация инсультов и микроинсультов. Диагноз, лечение и профилактика повторного инсульта. Что делать после инсульта?)

Неотложные состояния

Главная цель учебника «Неотложные состояния» — изложить правила оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи при неотложных состояниях.

Скачать книги об инсульте: Неотложные состояния

Как вернуть речь

В результате инсульта, опухоли или черепно-мозговой травмы может возникать афазия (расстройство речи). Чтобы устранить или хотя бы уменьшить последствия инсульта. необходимы усилия различных специалистов.

Скачать книги об инсульте: Как вернуть речь

Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

Сердечно-сосудистые болезни становятся главной причиной смерти человека, поражая в равной степени и бедных, и богатых. Люди, перенесшие инфаркт или инсульт, часто нуждаются в длительном лечении. И часто после инсульта восстанавливаются не полностью.

Скачать книги об инсульте: Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Инсульт — причины, профилактика, самопомощь. Исключительно наглядный и подготовленный для совершенно далеких от медицины людей, где популярно излагаются ответы на основные вопросы по заболеванию.

Скачать книги об инсульте: 36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Реабилитация после инсульта

Авторы раскрывают основные принципы реабилитации больного после инсульта, рассказывают, как ухаживать за больным, подробно описывают упражнения лечебной физкультуры на разных стадиях заболевания. Кроме того, читатели ознакомятся со специальными приемами восстановления утраченных навыков и >>>

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта

Пособие предназначено для преодоления речевых расстройств у больных с различными формами афазии после геморрагического и ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний. >>>

Скачать книгу Оппель В.В. — Восстановление речи после инсульта

Издательство . «Медицина», Ленинградское отделение

Формат . PDF

Язык: русский

Размер . 12 МБ

Cтраниц: 152

Год издания: 1972

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

Восстановление речи после инсульта

Название . Восстановление речи после инсульта

Издательство: «Медицина», Ленинградское отделение

Год издания: 1972

Формат . PDF

Язык: русский

Cтраниц: 152

Размер . 12 МБ

Описание: Из предисловия: «Когда мы впервые предприняли попытку организации систематической работы по восстановлению речи в неврологическом отделении Ленинградской городской больницы большинство больных доставлялось в больницу с квартиры через три недели после наступления острого нарушения мозгового кровообращения. Занятия по восстановлению речи начинались с больным не ранее шестой недели заболевания, когда у больного уже закрепилось отношение к себе как человеку, который не может общаться с окружающими звучащей речью. С тех пор прошло около пятнадцати лет. В настоящее время большинство больных доставляется в стационар по поводу острого нарушения мозгового кровообращения в первые 3-12 часов заболевания, после оказания на дому дифференцированной патогенетической врачебной помощи. В больнице они получают энергичное патогенетическое лечение. В связи с этим восстановительные возможности больных заметно возросли.

Из сказанного вытекает и другой вывод: если в прошлом логопед имел дело в первую очередь с остаточными явлениями, пусть недавно, но все же уже перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, в настоящее время восстановительные занятия начинаются (в зависимости от тяжести общего состояния больного) с первой-третьей недели от начала заболевания, т. е. до завершения процессов, возникших в головном мозгу в момент инсульта. Следовательно, и методика работы не может быть той же, которой она была 10-15 лет тому назад.

За последние десятилетия огромный культуру рост населения значительно изменил уровень речево развития заболевающих, что в свою очередь измени, требования к методике восстановительных занятий перспективы восстановления речи.

Работа по восстановлению речи с больными, стр; дающими афазией, развертывается по всей стране, есть необходимость дать логопедам методическс пособие, которое помогло бы им работать сегодня.

Мы попытались осветить только несколько основных разделов восстановительной работы. При этс мы стремились выбрать те из них, которые, во-пе вых, выкристаллизовались после опубликования на! в 1963 г. книги «Восстановление речи при афазии». Во-вторых, мы осветили те разделы, которые претерпели самые значительные изменения и отработаны за последние годы.

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

После инсульта, при нарушении речевых процессов очень важно вовремя заняться этой проблемой и начать проводить реабилитацию.

Своевременно оказанная помощь сможет полностью восстановить функции речи или же частичное восстановление, но при этом реабилитационные мероприятия помогут больному адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Какие бывают виды нарушения речевой функции?

Факт потери навыков разговора после инсульта врачи разделили на две основные категории, которые возникают чаще всего: сенсорная афазия и моторная. От того какой вид нарушения речевой функции у конкретного человека зависит характер повреждения коры головного мозга. Отличаются они друг от друга возможностью восприятия больным общения посторонних людей.

  • При моторной афазии человек, как правило, понимает, о чем говорят. Но при этом не может выразить свои мысли словами. Человеку тяжело читать или писать, порой, он этого не может. Этот вид характерен для поражения нижней лобной и теменной областей.
  • Сенсорная афазия отличается тем, что человек не воспринимает речь в принципе. Даже, если больной издает какие-то звуки, похожие на слова – помните, что он при этом не контролирует свою речь. Возможно, что пациент сможет даже читать, но, увы, он не поймет смысла прочитанного. Возникает, как правило, при нарушении кровотока в височной области.

Меры, помогающие восстановить речь

Есть несколько советов опытных специалистов о том, какие нужны меры для восстановления речи и как необходимо себя вести с человеком, пережившим инсульт. В первую очередь следует помнить, что все будет происходить постепенно. В первые дни человек может не понимать что произошло, не узнавать знакомых и даже самых близких людей . Бывает, что человек изначально и вовсе молчит и никак не реагирует на человеческое общение. Однако, спустя несколько дней это начинает проходить, и дальнейшее поведение будет зависеть от вида нарушения, которое имеется у данного пациента.

Для реабилитации пациента необходима слаженная работа близких ему людей и специалистов. Очень важно не запускать, а сразу приступать к постепенным занятиям, как только врачи дадут на это добро.

Почему желательно подключить к этой проблеме логопеда? Профессионал поможет грамотно подобрать правильный комплекс упражнений и предостережет от возможных ошибок. Но даже, если нет возможности обратиться к специалисту – не стоит опускать руки, так как неплохих результатов можно при желании добиться и без него, главное грамотно и последовательно все делать. И заниматься регулярно.

Самые распространенные ошибки

Это одни из самых распространенных ошибок, которые многие родственники допускают по незнанию. Постарайтесь их избежать во время восстановительного периода:

  • Не торопитесь . Не стоит пытаться делать все и сразу. Здесь главные принципы: постепенность, терпеливость, пошаговые занятия.
  • Не начинайте с изучения звуков . Многие, обнаружив лишь нечленораздельное мычание у больного родственника, спешат ознакомить его с буквами и звуками. Не стоит этого делать. Специалисты советуют начинать сразу со слов, причем использовать их в контексте.
  • Однообразие . Если на каком-либо стадии реабилитационных упражнений пациент начинает произносить какое-то слово – не стоит на нем делать упор и постоянно «гонять» его по кругу. Продолжайте занятия, осваивая новые слова.

С чего же начать восстановление речи?

Начинать лучше всего с того, что больной знал до этого достаточно хорошо. Повторяйте имена близких ему людей. Попробуйте вспомнить его любимые стихи или песни. Обязательно пытайтесь задействовать человека в этих беседах. Если он не может повторить – пусть сначала жестами показывает и подает знаки. Затем постепенно пытаться проговаривать с ним. Помните, что все то нужно делать спокойно, медленно и четко. Порой, после инсульта больной не воспринимает разговор нескольких людей, говорящих одновременно.

Записывайте в тетради все ваши занятия и успехи по датам. Когда пациент начнет поправляться и сможет писать сам – помогите ему в этом. И с тех пор это должна быть его маленькая обязанность, до этого момента – записывайте, но просите проговорить с вами и повторить самостоятельно. Бывают ситуации, когда у правши парализована действующая рука, в таком случае необходимо учить его пользоваться левой рукой. Параллельно с этим необходимо делать комплексные упражнения для правой руки. В дальнейшем, левая рука станет помощником и поддержкой в первых попытках движений правой. Уделяйте этому должное внимание, так как постепенная разработка парализованной руки так или иначе связана с постепенным пробуждением мозговой деятельности в частях мозга, отвечающих за способность говорить.

Логопеды советуют начинать заниматься с карточек. Показывать предметы на картинках, называть и объяснять, для чего они нужны. Просить повторить название предметов на карточках. Задавайте вопросы, чтобы человек пытался вспомнить название предмета по его функциям.

В помощь также отлично подойдут детские игры на развитие речи, букварь, детские пособия.

Посоветуйтесь со специалистом, он поможет подобрать комплекс гимнастики для речевого аппарата, который будет способствовать лучшей артикуляции. Она поможет разработать подвижность мышц, которые задействованы в процессе разговора.

  • Во время занятий будьте терпеливы, спокойны, но иногда требуется проявить немного настойчивости.
  • Постарайтесь заинтересовать больного, чтобы он старался заниматься и самостоятельно. Это поможет достичь желаемого результата скорее.
  • Не стоит допускать постоянного времяпровождения с компьютером или телевизором. Ограничивайте время до 2-3 часов , при этом старайтесь фильтровать просматриваемый материал, чтобы он имел исключительно положительный характер. Вспомните, чем увлекался ваш родственник, и включайте программы или фильмы, которые будут вызывать положительные впечатления, а возможно и невольные комментарии. Просите рассказать о том, что же он смотрел.
  • Говорите медленно, внятно и не повышайте голоса при разговоре, помните, что пациент не оглох, а плохо воспринимает речь.
  • Старайтесь, чтобы человек не чувствовал себя отрешенно от остального мира. Вовлекайте его в дискуссии, приглашайте его знакомых и старайтесь «расшевелить» на пусть и своеобразное, но общение.

Помните, что после такого серьезного заболевания как инсульт – больному тяжело привыкнуть к новой ситуации и порой смириться со своей некоторой беспомощностью. У таких людей наблюдается характерные для их состояния вспышки агрессии, жалости к себе. Человек будет пытаться выразить свои мысли при помощи жестов, мимики, возможно у него не всегда это будет получаться и тогда важно поддержать и помогать.

У многих людей, которые перенесли инсульт, нередко возникают определенные проблемы с речью.

Носят они совершенно разный характер, но все подобные сбои характеризуются таким понятием, как афазия. Особенности и уровень нарушения речевой функции прямо зависят от степени поражения мозга.

Если регулярно заниматься, можно достаточно быстро восстановить свою речь, пусть и не в полном объеме. Самое главное знать, что предпринять и какие упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях можно и нужно проводить.

В данной статье вниманию представлена информация относительно того, как полностью восстановить речевые функции после инсульта.

Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

Логопед в процессе обследования определяет вид общего расстройства и на их основании назначает соответствующие варианты для полноценного восстановления речи.

Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени . В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

Профессиональный логопед уже через две недели после приступа может определить тип нарушения речи и на его основании разрабатывает процесс лечения. Многие методики можно применять в обычных домашних условиях.

Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

Перед началом курса восстановления речи в домашних условиях под руководством специалиста или самостоятельно, требуется составить программу мероприятий, которые будут направлены на лечение сбоя в речи.

В процессе составления подобной схемы, врач идет в двух направлениях:

  1. Медикаментозное лечение , когда назначаются таблетки для улучшения речи после инсульта. Это особая терапия, основное действие которой направляется на предупреждение разных осложнений и рецидивов, на восстановление пораженного отдела нервной системы и на улучшение общих мозговых структур.
  2. Занятия по речи с логопедом или по его инструкции и под его периодическим контролем.

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта назначаются в обязательном порядке, так как без этого просто невозможно вернуть нормальную речь.

Стоит отметить, что это могут быть не только слова и предложения, но также восстановление общей моторики. Подобные упражнения также оказывают влияние на общую скорость восстановления речи после приступа.

Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

Достаточно серьезного эффекта можно добиться в процессе лечения и восстановления в групповых занятиях .

Пациенты, которые перенесли инсульт, с намного большим удовольствием делятся информацией и общаются. Все это намного быстрее восстанавливает функции речи, более того, помогает обзавестись новыми знакомствами.

В процессе восстановления после приступа можно делать не только упражнения, направленные на налаживание мысленного процесса. Стоит заняться специальной гимнастикой для разработки речевого аппарата.

Среди данных упражнений можно отметить следующие:

Это идеальная возможность быстро восстановить мускулатуру и гибкость, что максимально положительно сказывается на общем речевом аппарате.

Пациент обязательно должен выполнять полный комплекс грамотно разработанных мероприятий. Только после их четкого выполнения можно говорить о получении тех или иных положительных результатов.

Чтобы восстановительный процесс прошел как можно быстрее, первое время человек, переживший инсульт, должен заниматься вместе с родственниками.

Основная работа, направленная на развитие речи в самое первое время не должна превышать 15 минут. В дальнейшем длительность занятий может достигать 30 минут.

Оптимальным вариантом является несколько подходов в течении дня по 10 минут . Вне занятий также нужно стараться как можно больше разговаривать, например, описывая свои действия.

Больному нужно постоянно задавать вопросы, сначала для получения односложных вопросов, потом более развернутых.

Времени на упражнения тратится относительно немного, потому можно дополнять терапию такие методами лечения и восстановления, как физиотерапия, иглорефлексотерапия, а также функциональное биоуправление.

Современная физиотерапия предназначена для эффективной электростимуляции всей речевой мускулатуры в целом. Процедуры очень хорошо корректируют общую артикуляцию, а также улучшают звено речевой деятельности.

В процессе восстановления речевых процессов и функций после инсульта, можно использовать методы народной медицины. Их так же, как упражнения нужно согласовывать с лечащим врачом, так как самостоятельное лечение может привести к определенным проблемам, с которыми потом очень сложно справиться.

Чтобы быстро вернуть и восстановить речь после приступа, можно пользоваться следующими народными средствами:

Рецепты народной медицины предназначены для возвращения исходного функционирования тканей мозга.

В сочетании с медицинскими препаратами, современными физиотерапевтическими процедурами, а также логопедическими упражнениями рецепты народной медицины в состоянии оказать уникальный положительный эффект, позволяя организму очень быстро восстановиться.

Опираться только на народную медицину не стоит, в большинстве случаев этого недостаточно.

Подводя итоги

Несмотря на тот факт, что все упражнения, а также занятия по восстановлению речи прямо зависят от навыков и опыта специалиста, немалое требуется от самого пациента.

Чтобы максимально быстро восстановиться после инсульта в домашних условиях, важно проявить терпение, упорство, веру и дисциплину . Тогда положительный эффект не заставит себя ждать.

Если поражение относительно несерьезное, процесс реабилитации пройдет очень быстро. В простых ситуациях достаточно будет провести буквально несколько занятий на протяжении одного месяца.

При серьезных осложнениях потребуется прием лекарственных препаратов и основной восстановительной терапии.

Процесс восстановления речевой функции после приступа достаточно трудоемкий и сложный. Без грамотно построенной реабилитации не получится восстановить нормальное общение, обеспечить оптимальный психологический комфорт, то есть вернуть человека к жизни.