Пособие для обучения детей чтению "учу читать". Пособия по обучению чтению

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе « ».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова . Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках » и звуковых плакатах . Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует . Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла , они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению :

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова ! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману , оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой , и в тех же кубиках Чаплыгина . Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады) . В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики . Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход . Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева , Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать .

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги . Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Пояснительная записка

В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, в школах вводятся новые предметы, в трудной ситуации оказывается ученик. Увлекаясь новшествами, не все учителя уделяют достаточное внимание решению проблемы формирования учебных компетентностей, то есть общеучебных умений и навыков (техника счета, письма, чтения, умения работать с текстом, со справочной литературой и т.д.)

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться — способам действия с учебным материалом.

Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.

Я предлагаю Вам свою систему работы по решению проблемы медленного чтения.

С чего начинать?

Прежде всего — заинтересовать родителей, настроить на положительный результат. Для этого следует провести родительское собрание: убедить родителей в том, что только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы ребенок научился читать правильно и бегло; научить их специальным упражнениям по увеличению скорости чтения детей и формирования у них интереса к чтению. Параллельно с решением задачи выполнение норм по технике чтения должна решаться задача формирования интереса к чтению. Для консультаций родителей были мною разработаны рекомендации, которые вручались родителям для индивидуальной работы с ребенком дома.

Упражнением по технике чтения для тренировки дома , является следующее: ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов прочитанных за первую минуту, вторую, и т.д., в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста. Для работы над техникой чтения рекомендую родителям тексты писателей: Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.М.Пришвина, Н.Н.Носова, В.В.Бианки, В.Ю.Драгунского.

В классе я вела работу в следующих направлениях.

Отработка навыка чтения целыми словами:

  • сведение к минимуму ошибок при чтении;
  • осознанность чтения;
  • выразительность чтения.
  • Чтобы заинтересовать детей, настроить на серьезную работу и в то же время неутомительную, а даже увлекательную, я использовала систему тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут и включающий в себя следующие пять последовательно выполняемых упражнений:

  • Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  • Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений. Развитие оперативной памяти.
  • Отработка дикции.
  • Коррекционно-развивающие упражнения.
  • Интонационная разминка.
  • Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

    В книге М.Р.Львова «Школа Творческого мышления » в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений: «Задуйте свечу» (сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух; сделать вдох и выдохнуть тремя порциями — три свечи, пятью-пять свечей и т.п.) «Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять — глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье), «В цветочном магазине » (шумный вдох носом и выдох ртом), «Выдох со счетом » (глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор пока не кончится воздух), «В лифте » (представить,что едем в лифте и объявляем этажи,чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот) и т.д.

    Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений.

    Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка на раннее выявление дефектов речи. А также на отработку навыка беглого чтения.

    Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти . Работа над ее развитием ведется в 3-4-х классах с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально. Коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха ». Оригинальным и удачным является здесь прием – запись предложения на доске мокрой тряпкой.

    Отработка дикции.

    Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.

    Интонационная разминка.

    Работу над выразительным чтением необходимо начинать со второго класса,когда дети уже умеют читать целыми словами и еще не стесняются изменять свой голос, подражать героям произведений.. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений:

    2. Выбирать нужный темп чтения: быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание.

    3. Ставить логическое ударение в предложении.

    Для практической работы подбираю хороший, доставляющий ребенку радость короткий рассказ, но это может быть и стишок-небылица, забавные и смешные герои которого ему известны, т.е. это тексты с эмоционально-оценочной лексикой. Это могут быть шутливые стихи Б.В. Заходера, короткие миниатюры «Лесные шорохи» Н.И. Сладкова, веселые стихи С.Я. Маршака и др.

    Коррекционно-развивающие упражнения.

    Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений, разработанных отечественными психологами,помогают учителю устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Это такие упражнения как: «Словесные горки», «Чтение пунктирно написанных слов», «Задуманное слово», «Мягкие буквы», «Буквографика», «Найди меня», «Прочитай быстро», «Иностранные слова», «Слово рассыпалось», «Паутина», «Самый внимательный», «Полубуковка» и т.д.

    Каковы условия успешного формирования навыка беглого чтения?

    1. Учитель, ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого надо организовать тематические родительские собрания и консультации.

    2. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.

    3. Диагностический замер техники чтения дает возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют или перевыполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать.

    4. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.

    5. Работа по технике чтения для учащихся, должна быть ежедневной.

    Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимся следующей формы отчета:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени

    I. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности.

    II. Понятие скорочтения.

    III. Оптимальное чтение. Основные причины важности овладения им младшими школьниками.

    IV. Резервы обучения чтению.

    а) многократное чтение,
    б) чтение в темпе скороговорки
    в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
    г) упражнение для развития угла чтения
    д) “Губы”
    е) “Буксир”
    ж) “Бросок-засечка”
    з) “Молния”

    V. Приемы стимулирования.

    VI. Причины получения отрицательных результатов по развитию техники чтения.

    Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

    Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

    Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

    Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

    Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно — познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

    Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Но тогда давайте обратимся к терминологии.

    Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. В США и других развитых странах не возьмут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг! Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать! Словом за скорочтение в начальных классах ратовать не имеет смысла.

    Чтение в темпе скороговорки – это от 180 до 300 слов. Этого тоже не нужно добиваться.

    Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем показателе 130 слов.

    Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

    Я сторонник того, что к концу начального обучения, ученики должны достигать оптимальной скорости чтения.

    Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 7 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. Получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа; еще прибавим 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А еще письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, английскому языку, сочинения по литературе. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

    Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо довести вначале до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

    В последние годы резко возросла роль Японии, как экономически развитой страны. Почему? Потому, что многие рабочие имеют высшее образование. В их число входят не только служащие, не только руководящие работники, но и многие представители рабочего класса. Это не случайно: для японца образование – это средство выжить. Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

    Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем газеты “Труд” на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют многие наши десятиклассники, идущие в ПТУ, т.е. без пяти минут рабочие. Значит, будущий рабочий прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день.

    Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения.

    Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

    В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть ее учеников /т.е. более 50%/ занимались на “4”. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии Украины, более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.

    Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень, какие резервы обучения использовать.

    Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, резервы обучения чтению.

    Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

    Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.

    Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.

    Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

    Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике и в 3 классе, он имеет 5 уроков чтения, то при наполняемости классов 30 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь для тренировки всего 3 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.

    Хорошо, если ребенку повезло с семьей, и дома его научат хорошо читать. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж его сводится к этим трем минутам, естественно, что такой ребенок читать не научится.

    Давайте проследим, что делают ежеурочные пятиминутки. Запишем:

    5 минут за урок, пять уроков в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 125 минут. Очевидно, если время увеличилось от 3 минут до 125 минут, то результат будет положительный.

    Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Приведу общественные примеры этой закономерности.

    Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

    Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

    Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко /см.приложение/. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах.

    В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной — две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

    Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени /время указано для каждого предложения/ читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.

    Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

    На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.

    Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

    Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

    А теперь расскажу о тех упражнениях из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, которые я использую в своей работе.

    1. Многократное чтение . При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

    Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

    2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

    При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

    3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

    4. Упражнения для развития угла зрения . Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

    а) чтение первого и последнего слогов на строке.

    Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос ,
    по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
    от
    жадности

    б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

    Логопед для школьников

    Тренировочные упражнения, способствующие формированию навыков чтения без насилия над ребёнком.

    Тихонович Г.И., учитель–логопед, МОУ СОШ №1, Хакасия, г. Абакан.

    Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Навыки осознанного, выразительного, беглого чтения закладываются в начальных классах. Обычно эту проблему пытаются решить просто: надо больше читать. Сидит ребёнок над книгой, плачет, ненавидя и само чтение, и того кто принуждает к этому. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Практика логопедической работы с учащимися имеющих трудности в формировании навыка чтения показывает о необходимости внесения качественных изменений в организацию и содержание коррекционной работы. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о том, что развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать логопедам при организации коррекционной работы, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, внимания и произвольной регуляции действий. Предлагаемая практика позволит более гуманно подойти к решению актуальных проблем в логопедии это:

  • Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в овладении техникой чтения с детьми имеющими проблемы.
  • “Формирование навыка чтения без насилия над ребенком”.
  • Чтение является сложным актом, который включает в себя:

    технические навыки – правильное восприятие и озвучивание слов, осуществление связи между их зрительными образами, и акустическими, и речедвигательными.

    процесс понимания смысла читаемого извлечение смысла, из содержания.

    Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений

    Причины, тормозящие скорость чтения:

  • Природный темп деятельности;
  • Регрессии;
  • Отсутствие антиципации;
  • Нарушения артикуляции;
  • Неправильное дыхание;
  • Малое поле зрения;
  • Уровень организации внимания;
  • Уровень развития памяти.
  • 1.Природный темп деятельности.

    Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко “копуша”, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

    Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Читать до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

    Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде “Молния”.

    Вы читаете текст вслух, Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту.

    Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

    Причины: Сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания.

    Виды коррекционных упражнений:

    “Чтение с окошечком”.

    Листок с окошечком накладывается на строку. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, и повторное прочитывание будет исключено.

    Методика обучения чтению предусматривает тренировочные упражнения способствующие устранению регрессии и формированию смысловой стороны чтения.

  • Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
  • козы – косы трава – травы

    ветер – вечер взбежал – вбежал

    “Найди лишнее слово”

  • Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой.
  • Шляпа шляпа шляпы шляпа

    Стол столб стол стол

    вслух – глух – слух

    вьют – вьюн – вьюга

    вода – водный – подводный

    лес – лесной – лесник — подлесок

  • Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
    • Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
    • Раз – ли – ва – лось разливалось

      Пу –те -шест–во–вать путешествовать

    • Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
    • Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

      Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух.

      Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

      Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

      е — — (еда, ели, ела)

      е — — — (енот, езда, ерши)

      — Я толстый и большой. С — — —

      — Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С — — —

      • Поиск смысловых несуразностей.
      • В тексте, наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки. Например: “Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом”.

        При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучаемые, должны восстановить смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут.

        Для процесса чтения важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии.

      • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
      • Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

        АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ. С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш.

        Ба — бя бо — бё бу — бю бэ – бе бы — би

        Жа — жа — жа - есть иголки у ежа.

        Ло — ло — ло - на улице тепло.

        Сделайте глубокий вдох и выдох.

        Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

        Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают воздух, а выдыхать так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

        “Выдох со счетом”

        На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

        Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот.

        5.Малое поле зрения.

        Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации

      • Упражнения, помогающие расширить поле зрения
      • Глядя в центр на точку, увидеть два слога одного слова.

      • Чтение первого и последнего слогов на строке.
      • Дети кладут руки на колени и по команде “Бросок” начинают читать. Команда “Засечка”, дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают. По команде “Бросок”, дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

        “Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.”

        По сигналу “Внимание” показать карточку, но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать.

      • Постарайся без ошибок переписать следующие строки:
      • Аммадама реберге ассамаса

      • Найди среди букв слова и подчеркни их.
      • Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти . Что это значит? Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово.

        Предложенные практические задания позволят логопеду работать не просто над следственными проявлениями нарушений (плохо читает — значит, будем учить читать), но в первую очередь над базовыми процессами, в которых скрыта причина. Использование в логопедической работе тренировочных упражнений, улучшает технику чтения. А хорошая техники чтения в свою очередь позитивно влияет на:

      • общее развитие речи;
      • на повышение качества успеваемости.
      • Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Мисаренко Г.Г. Москва. Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004 год.
      • Игры по обучению грамоте и чтению. Максимук Н.Н. Москва, издательство “ВАКО” , 2004 год
      • Как преодолеть трудности в обучении чтению. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. – Изд. “ОСЬ-89”, 1999 г., Москва.
      • Как научить ребёнка читать. Федин С.Н., Федина О.В. Москва, издательство “АЙРИС-ПРЕСС”, 2002 год
      • Поиграем в слова. Дружинина В.В.. Москва, издательство “НОВАЯ ШКОЛА”, 1997 год.
      • Развиваем способности детей. 1, 2, 3, 4 классы. Винокурова Н.К. Москва, издательство “РОСМЭН”, 2004 год
      • Учебно-методический материал по чтению на тему:
        Обучение оптимальному чтению

        Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 станицы Владимирской муниципального образования Лабинский район

        Обучение младших школьников оптимальному

        Учитель начальных классов Катасонова Наталья Григорьевна

        Можно и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.Тот, кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда, перед которым закрыто окно в мир…Плохое чтение- забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно.»

        Чтение — это раздел практического курса родного языка. Язык — универсальное средство хранения и передачи информации. Мы видим и слышим язык только в конкретных речевых высказываниях, в текстах. А чтение — это вид речевой деятельности. Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. Младший школьник при выходе из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Психологи утверждают, что понимание читаемого тем полнее. Чем быстрее читает ребенок. Следовательно, необходимо научить читать ребенка в оптимальном для него темпе(в зависимости от темперамента) Заботясь о формировании оптимального чтения, нужно помнить, что чтение должно быть: беглым, безошибочным, плавным (слоги, слова),

        Многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности при чтении, которые приводят к затруднению в выполнении домашних заданий. Также пропадает интерес на уроках: ребёнок неусидчив, безразличен. Не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это не столько удовольствие, сколько мука. Быстро и выразительно читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. С первого класса я начала работать над развитием оптимального чтения.

        Изучив методические пособия А.Ф.Банновой «Обучение младших школьников оптимальному чтению» и «Развитие оперативной памяти у младших школьников», В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», О.В.Узоровой «Практическое пособие для обучения детей чтению», я начала использовать многие упражнения и задания на уроках. По книге О.В.Узоровой составила индивидуальные карточки для формирования навыка чтения. (Приложение №1 Нумерация карточек соответствует изучению букв по программе «Школа России»). Составила словесные горки к каждому уроку чтения для работы в послебукварный период. Из книги Зайцева В.Н. использую некоторые рекомендации обучения оптимальному чтению. С этими рекомендациями я познакомила родителей на собрании. Они помогают правильно выполнять домашние задания, а также дополнительно читать книги, не переутомляя ребёнка и не подавляя желание читать, а также читать быстро и осмысленно.

        Как добиться оптимальной скорости чтения.

      • Важна не длительность, а ч а с т о т а тренировочных упражнений.
      • Ежедневно, через определенные промежутки времени и небольшие по объему упражнения. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает. Через 1-2 еще одна порция, перед сном еще одна порция. Такое упражнение рекомендую для родителей для домашней тренировки.

      • Ж у ж ж а щ е е чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
      • Е ж е у р о ч н ы е п т и м и н у т к и ч т е н и я. У каждого ребенка на парте лежит книга, с любимыми произведениями. И любой урок начинается с чтения ровно 5 минут в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
      • Хорошие результаты дает ч т е н и е п е р е д с н о м.
    1. Развитие о п е р а т и в н о й п а м я т и. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко.(Приложение №2)
    2. Из системы Федоренко И.Т. заимствовала 3 у п р а ж н е н и я: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
    3. Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

      С чего начать?

      На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

      Несколько примеров игр для детей 4 лет

      • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

      Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

      • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

      Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

      • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

      Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

      Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

      Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

      • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

      Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

      Учим буквы

      Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

      • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
      • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
      • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
      • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
      • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

      Учимся читать по слогам

      В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

      На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

      Читаем слова

      Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

      Вставь букву

      Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

      Картинка со словом

      Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

      Закончи слово

      Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

      Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


      При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

      практическое пособие

      для обучения детей чтению

      Составила: Шадрина Т.В.,

      учитель начальных классов

      МБОУ «СОШ №3»

      г. Братск, 2015г.

      Пособие может использоваться на занятиях в «Школе будущих первоклассников», на уроках обучения грамоте в 1 классе в качестве дополнительного материала, а также для индивидуальных занятий дома.

      Изучение каждой буквы сопровождается материалом для чтения слогов, слов, предложений и несложных текстов. Материал пособия не повторяет материал в «Букваре» и «Азбуке».

      Для читающих детей и тех, у кого формирование навыков чтения не вызывает затруднений материал можно использовать на одном уроке. Для тех, у кого сложности материал можно разделить на два занятия.

      При составлении пособия использован материал из книги О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Практическое пособие для обучения детей чтению», сети Интернет и составлен самостоятельно.

      Занятие 1

      Тема: Буквы А а, О о, И и, У у, ы, Э э.

      а у ы э э и о а

      у э ы о а у и ы

      э а у о и у ы о

      2. «Спой песенку»

      а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

      о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

      и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и

      у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у

      ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы

      э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э-э

      АО ОА АИ ИА ОИ

      ИО АО ОИ УА АУ

      ЫА АЫ УЫ ЫУ ОУ

      УО ОЫ ЫО АЭ ОЭ

      ИЭ ЭИ УИ ИЭ ЭЫ

      аоу оиа аиы уаи

      эао уоа иаа эуэ

      оао уау ыээ оуо

      аооа уауа иаиа

      эауо аыуо уыао

      аоуи аиоу ыоиа

      4. Назови букву, которая стоит первой в строке, найди её и подчеркни.

      а бьтогрМАВНШуопаАГШЩАиаяыаж

      ы роуеыьтуыъхзщыапрйцыьбъхыьроы

      э роЭЮБУЭыэгшщэкуэАЭХэтьэываэу

      5. В каждом треугольнике напиши букву и , в каждом круге – букву у , в каждом квадрате – букву э.

      О. О! О? Ау! Ау!

      А. А! А? Уа! Уа!

      У. У! У? Иа? Иа!

      7. Найди имя ослика Иа.

      смаиРОЛИаячслНГШЩИабьтимсгнииЫВААМИТАи

      Занятие 2

      Тема: Буквы Я я, Е е, Ё ё, Ю ю.

      е у ю ё о а э ы

      и о я а ё е ю э

      ы э о а е ё ю и

      я у а о у ю е э

      2. «Спой песенку»

      я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я-я

      е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е

      ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё-ё

      ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю

      АЯ УЮ ЫЕ ЯЯ ИЕ

      ОЕ ЮЮ ЭЕ ЕО ЕЁ

      ЫА АЕ ИЕ ОЕ ЕЕ

      ЫЯ АИ ИА УЯ ЮА

      оиэя оаея иыэо

      яоою аюое ёияо

      ыяюе уёюа эяёу

      4. Назови букву, которая стоит в начале строки, найди её и подчерки.

      Я тьбПРОЯЧСМзщшяЦУКЕЯияшгяйцукеняюбЯИТ

      Ю МИьтимюбьтАПЮБЬкеюбьЩШГЮАПРюбьтиЮ

      Е МИТеитрпенёчсмЕСМИЁеимитьереЙЦУКЕНБЬТ

      Я. Я! Я?

      И я. И я!

      А я? А я!

      И я?

      и

      у

      Занятие 3

      Тема: Буквы Н н.

      1. Найди новую букву и назови её

      НрогшипнОРПНнвармждон Н

      он Ни-на Я-на

      о-на А-ня Ин-на

      о-но ня-ня

      о-ни Ян

      3. Найди слово.

      он лдопавнаджщшонаюжздлонно ролдл

      У Ни-ны.


      У А- ни .


      У Я- ны.


      Ни-на, на .


      А-ня, на .

      Закрепление

      1. Найди букву

      Н лотимниюбьтмиВАКУНячмсипеНнхздьм

      Е итреюдщЁемсчёЕьлшщзхжэехжбсаеьлш

      2. Найди слово

      Аня ьлтипняюдзАянеамисчАнясмпнртЯна

      нан нян А-ня ня-ня

      нун нюн Я-на ня-ни

      нон нён Ян

      нын нин

      нэн нен

      У ня-ни А-ня.

      У А-ни .

      Я-на, на!

      У Я-на. Он ________.

      Ня-ня! Ня-ня! На .

      Занятие 4

      Тема: Буквы Т т.

      1.Найди новую букву и назови её.

      Т юбьтлнотТваку щзхТТпрнепсмиТцуеасэхзжтячсмутг

      тя

      ют

      тю

      ит

      ти

      ет

      те

      ёт

      тё

      ат

      та

      ут

      ту

      от

      то

      ыт

      ты

      эт

      тэ

      та

      тат

      тя

      тят

      то

      тот

      тё

      тёт

      ту

      тут

      тю

      тют

      ты

      тыт

      ти

      тит

      тэ

      тэт

      те

      тет

      та ат тат Та-ня

      то от тот А-ню-та

      ту ут тут То-ня

      ты ыт тыт тут

      ти ит тит но-ты

      тя ят тят ни-ти

      тё ёт тёт Та-та

      тю ют тют

      те ет тет

      Закрепление

      У Та-ни но-ты.

      То-ня, на ни-ти.

      А у Та-ты.

      2. Найди слово

      ноты лд зночсмиттыячснотыюждлитыноты

      Таня юбьтасвкеняИТРПТаня лшТаняРНГШТ

      А – ня

      Ан-на Та-ня То-ня Ти-на

      А- ню-та тот тут

      У Та-ни тё- тя. У тё-ти у-тя-та.

      То-ня, на ноты. А-ню-та, на ни-ти.

      Ан- тон, на ________.

      Занятие 5

      Тема: Буквы К к.

      1. Найди букву

      К тьогкюдзжмккчсмтбкъщкавуц фКНОГК

      2. Читать

      ко

      ку

      кы

      кэ

      ак

      ок

      ук

      ык

      эк

      кя

      ки

      кё

      ке

      кю

      як

      ик

      ёк

      ек

      юк

      как нак кан как ко-ни

      кок нок кон кот ки-но

      кук нук кун так тик-так

      кик ник кин кто тук-тук

      кек нек кен кит о-ку-ни

      кяк няк кян

      кот Ка-тя ут-ка

      ко-тик Ни-ки-та ут-ки

      ко-ти-ки

      У Ка-ти кот.

      У тё-ти ут-ка.

      Ни-ки-та, на
      .

      Закрепление

      1. Найди слово

      кит юбдлштикмсакитячсмитшлокичсскит

      утка юдшгкачыцууткаяыцйутхзщшуткасв

      кна кто тко ки-но ко-ни

      кны ктя тка ок-но ок-на

      кню ктю тки кто кот ток

      кну кти ткю кит киты

      кни кту тку ут-ка ут-ки

      кно кте ткё

      кня кнё ткя

      кнё кнэ ткы

      ка- ка-я та-ка-я ко-тя-та ко-тё-нок

      ка-ко-е та-ко-е у-тя-та у-тё-нок

      ка-ки-е та-ки-е ки-тё-нок

      Тут кот! Он _____________ .

      Э-то кто? Э-то кит! Он _________ .

      У Ни-ки-ты о-ку-ни.

      А у Ка-ти у-тя-та.

      А –ня, на нит-ки. У тё-ти Та-ни ко-тик.

      3. В каждом треугольнике напиши букву Т, в квадрате – букву К, в кругах – букву Н.

      кно тка тан нук

      кну тку тон ник

      кни тко тун нек

      кне тке тин нюк

      кна тно тен нак

      Кто тут? Тут кот.

      Это кот? Нет! Это кит!

      На-та, на ни-ти. О-ни тон-ки-е.

      Тик-так, тик-так. Это _________ .

      Тук-тук, тук-тук. Это _________ .

      Занятие 6

      Тема: Буквы С с.

      смирпаэбьсуекСВнесэЮБТОСнгосствуцё

      са

      со

      су

      сы

      сэ

      ас

      ос

      ус

      ыс

      эс

      ся

      си

      сё

      се

      сю

      яс

      ис

      ёс

      ес

      юс



      сас сяс ста сна нас

      сос сёс сту снё нёс

      сус сюс сты сны нюс

      сыс сес стя сну нис

      сэс сис стё сни нус

      Со-ня сок са-ни сан-ки

      Са-ня сон ус у-сы у-си-ки

      Се-ня сын ко-са ко-сы

      Та-ся о-са нос но-сы

      А-ся у-сы

      У о-сы у-си-ки. А у ко-та у-сы.

      У Са-ни ко-са. Он ко-сит.

      И у Со- ни ко-са. Ка-ка-я ко-са!

      Закрепление

      1. Найди слово

      сок тьдлоэжзкосячаксокюбокмтсоюбьсок

      2. Добавь букву, чтобы получилось слово.

      то. со. ки. ко. со. сы.

      3. Что изменилось?

      сын сон сом ком

      Со-ня То-ня Та-ня

      аист - аисты танк - танки

      сосна - сосны соска – соски

      5. Отгадай ребус.

      У тё-ти Со- ни сы-нок.

      Он со-сёт сос-ку.

      Се-ня и Са-ня не-сут.

      Занятие 8

      Тема: Буквы Л л.

      1. Найди новую букву и назови её.

      л тимаЮБЛДИМпЦУКСмьлавРОЛДЩюбЛм

      лал кла лан тла У-ля

      лол кло лон тло О-ля

      лул клу лун тлу Ю-ля

      лыл клы лын тлы А-ля

      лял кля лян тля Лю-ся

      люл клю люн тлю Лё-ня

      лел кле лен тле Ле-на

      лёл клё лён тлё То-ля

      о-ле-ни са-лат

      ю-ла си-ла

      лу-на слон

      а-ку-ла кук-ла

      лук ли-са

      люк лес

      Закрепление

      А-ля, Ю-ля, У-ля, О-ля - это... .

      А-лик, Ян, Лё-ня, То-ля - э-то... .

      2. Кто (что) лишний?

      о-ле-ни ли- са е-ли

      тю-ле-ни ут – ка сос-ны

      ло-си сус-лик ли-ли-и

      о-ку-ни слон

      3. Добавь слова.

      Слон ___________ , а у-лит-ка _______________.

      У Ю-ли ю-ла.

      А у О-ли кук-ла.

      То-ля, на ______ .

      О- ко-ло кот. Он ____________ .

      У А-ли- ны ос-лик Иа.

      У О-ли ста-кан. О-на на-ли-ла сок.

      ска-ка-ла тя-нул ис-кал

      ска-ка-ли тя-ну-ли ис-ка-ли

      ска-ка-ло тя-ну-ла ис-ка-ла

      ска-кал тя-ну-ло ис-ка-ло

      Занятие 9

      Тема: Буквы Р р.

      РдльтреъюьрьМРОТьбРТбакйРтолИмпЬ

      рё

      рю

      ри

      ре

      яр

      ёр

      юр

      ир

      ер

      ро

      ры

      ру

      рэ

      ар

      ор

      ыр

      ур

      эр

      рар рал лор тра кра рис и-рис

      рор рол лыр тро кри ру-ка ру-ки

      рур рыл сыр тру крю И-ра И-ри-на

      рыр рил сир три кре Ка-ри-на

      ряр рял сор тря рна Ла-ри-са

      рёр рёл рес нра рну Ри-та

      рир лир ряс нру рни Ле-ра

      рюр лар рус нро рню Ю-ра

      у-ро-ни-ла рос-ли

      у-ро-ни-ли рос-ла

      у-ро-нил рос-ло

      У Та-ра-са ра-ки.

      У И-ри-ны и-рис.

      Ю-ра, на сыр.

      Ле-ра, на сок.

      У Ки-ры кук-ла. Ка-ка-я кук-ла!

      Э-то о-ку-ни? Нет! Э-то ка-ра-си.

      Тут но-ра! Там ли-са? Да.

      Занятие 10

      Тема: Буквы В в.

      1. Найди новую букву, назови её и подчеркни.

      ВждбзвсчыбьИИРНАВдльиВмивсчвхяфы

      во

      ву

      вы

      вэ

      ав

      ов

      ув

      ыв

      эв

      вя

      вё

      ви

      ве

      вю

      яв

      ёв

      ив

      ве

      вю

      вав вна рве ныв Во-ва И-ван

      вов вно рвя нив Ва-ля Е-ва

      вув вну тыв вяк Ви-тя Я-ков

      выв вне тяв вик Ви-ка Сла-ва

      вив вня тив век Ва-ся Ва-ря

      вёв рва тев вюк Ве-ня Лё-ва

      вяв рву тюв вюн Кла-ва

      вюв рви нав вят Ва-ня

      3. Добавь слова.

      И-ва и сос-на - э-то … .

      Лев, волк, кот - э-то … .

      Со-ва, со-ро-ка, ут-ка – э-то … .

      4. Читать.

      левая рука

      новая лента

      красивая река

      У Сла-вы сли-вы. О-ни вкус-ны-е.

      Ва-ся ри-со-вал вол-ка.

      А Лё-ва ри-су-ет со-ву.

      5. Найди слово

      короваюбдшотромкотваьткоровам вактьоватикроваюб

      6. Добавь буквы, чтобы получилось слово.

      лу - . .

      сы.

      со.

      В этой статье освящается тема "Пособия по обучению чтению" .

      Обучение чтению детей позволяет открыть перед ними новые возможности - они учатся самостоятельно знакомиться с понравившимися произведениями и тем самым расширяют кругозор. Для многих родителей это кажется сложной задачей, однако опытные педагоги и методисты знают, как сделать процесс увлекательным и эффективным.

      Важнейший фактор успеха в обучении чтению ребенка – своевременность и интерес. Существует заблуждение, что занятия в раннем возрасте излишни, но именно в первые годы жизни малыши проходят половину пути интеллектуального развития. Если время упущено, то навыка обучения чтению потребует большего количества времени и сил.

      Главная задача современных пособий по обучению детей чтению – помочь родителям в легкой игровой форме донести до малыша новые знания и навыки. В интернет-магазине «Ранний старт» вы сможете найти учебную литературу различных авторов по этой теме. Это буквари и азбуки, а также книги для развития, обучения детей чтению и для закрепления изученного. Представлены авторские методики Зайцева Н.А. и Домана-Маниченко. Такие пособия, разработанные специалистами в области дошкольного воспитания и развития, помогут родителям и воспитателям различных детских учреждений.

      Обучение чтению ребенка-дошкольника

      Рано или поздно нормальный родитель ученика дошкольника озадачивается вопросами обучения чтению.

      Есть два правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда дошкольник проявляет интерес к учебе. В таком случае занятия можно начинать сразу.

      Другой случай, это когда интереса у ребенка к обучению нет.

      Начинать заниматься следует с букв, после этого слогов, слов и потом переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по логическим законам. Если взрослому понятно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого не понять, он может только уяснить.

      И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

      1. стимулируйте интерес ученика к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

      2. Важна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

      3. Обучение чтению требует от малыша умственного напряжения, поэтому после занятий непременно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

      4. Если ребенок не хочет заниматься, значит возможности ребенка не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у или у вашего ребенка плохое настроение.

      5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. скорость обучения у всех своя и возможно таланты вашего ученика проявят себя в другой области.

      Статья была посвящена теме "Пособия по обучению чтению" .