Пословицы поговорки и загадки. Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение

Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова - в древнерусском глаголе «гадати» - думать, размыш­лять . Размышления требует процесс отгадывания - расшиф­ровка образного, иносказательного описания какого-то яв­ления, которое дает загадка: «Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять». (Клубок.)

Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соеди­нить, сопоставить, зрительно представить описываемый пред­мет - клубок ниток.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность . Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым - длинной девичьей косе: “Стоит девица в избе, а коса - на дворе”.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета - черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету . На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления . Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание - полезное упражнение для развития образного мышления.



Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства . Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.

На дворе горой, а в избе - водой.

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.

Красное коромысло над рекой повисло.

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Висит груша, нельзя скушать.

(лампочка)

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.

(рубашка)

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.

(мухомор)

Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки

Пословица - короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое жи­вет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

Известный собиратель фольклора и составитель сборни­ка «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл посло­вицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и чет­костью мысли, выраженной предельно кратко и просто:

«Друзья познаются в беде».

Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно:

«Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».

К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку , во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”.

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую посло­вицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься».

Народные пословицы содержат мораль , выработанную многими поколениями: “Нет друга - ищи, а нашел - береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело - гуляй смело”; “При солнышке - тепло, при матери - добро”. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Такие фразы как "Семь пятниц на неделе" или "Положить зубы на полку", это и есть поговорки.

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, но между ними есть явные отличия. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое - сказать, что он надоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он свалился как снег на голову.

Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

3. СКАЗКИ

Оглавление [Показать]

Раздел «Загадки, пословицы, поговорки и стихи»

Работа любого педагога-дошкольника тесно связана с разнообразным литературно-фольклорным наследием: сказками, загадками, пословицами и поговорками, потешками, играми и многими другими видами письменного и устного творчества разных народов мира. Грамотное использование подобных материалов не только позитивно влияет на развитие речи детей, расширяет их кругозор и положительно влияет на развитие логического мышления, но и формирует у детей дошкольного возраста общее представление о мире и культуре народов мира.

Загадки, как один из видов фольклорного жанра, существуют с глубокой древности и, так или иначе, присутствуют в культурах почти всех народов мира. В давние времена сложные загадки использовались в качестве своеобразного военно-дипломатического языка, отголосок чего можно найти в старинных сказках, где правители ставили перед героем задачи по разгадыванию различных и очень непростых загадок.

Загадки для детей очень часто исвользуют воспитатели в своей повседневной работе: в интегрированных занятиях, занятиях по ознакомлению с окружающим или развитию речи. Как правило, для детских загадок очень характерна своеобразная поэтика, что очень полезно для более полного погружения в культуру и восприятия на слух поэтических произведений детьми.

Логические загадки (как правило не очень сложные) имеет смысл использовать на занятиях по математике в старшей и подготовительной группах. Правильно подобранные загадки на логику заставляют ребят формировать собственные логические цепочки в процессе нахождения ответов на поставленные вопросы.

Огромное число самых разнообразных загадок посвящено явлениям природы и отдельным видам флоры и фауны. Загадки о природе, загадки о явлениях природы являются превосходным материалом для занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой, материалом естественным и проверенным не одним поколением как педагогов, так и детей.

Пословицы и загадки о книгах

Пословицы и поговорки о книге

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.
  • Книга - лучший товарищ.
  • Не красна книга письмом, красна умом.
  • Испокон веков книга растит человека.
  • Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
  • Всем хорошим во мне я обязан книгам (М. Горький).
  • Любите книгу - источник знания (М. Горький).
  • Книга книгой, но и своим умом двигай.
  • Книга хороша, да начетчики плохи.
  • Книги не говорят, а правду сказывают.
  • Книги читай, а дела не забывай.
  • Книги читать - не в ладушки играть.
  • Будешь книги читать - будешь все знать.
  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
  • Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
  • Книга поможет в труде, выручит и в беде.
  • Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
  • Хорошая книга - искренний друг.
  • Хорошая книга ярче звездочки светит.
  • Книга - пища ума.
  • Книга - твой друг, без нее как без рук.
  • Книга в два листа, а середка пуста.
  • Книга книге - рознь: одна учит, другая мучит.
  • Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
  • Книга не шапка, а выбирай по голове.
  • В книге ищи не буквы, а мысли.
  • За книгой - умом двигай.
  • Иная книга обогащает, а иная - с пути совращает.
  • Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
  • Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит.
  • Кому книга - развлечение, а кому - учение.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
  • Одна книга тысячи людей учит.
  • С книгами знаться - ума набраться.
  • С книгой жить - век не тужить.
  • С книгой поведешься - ума наберешься.
  • Ум без книги, что птица без крыльев.
  • Умнее книги не скажешь.
  • Иное от книг, иное от ендовы.
  • В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.

Загадки о книгах

Русские загадки о книге:

Сама мала,
а ума придала.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.

Кто говорит молча?

Задание из Окружающий мир, рабочая тетрадь, 4 класс, 2 часть, ответы, Перспектива

Стоит сноха и ноги развела: мир кормит, сама не ест (соха).

Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет (рассадник).

Кланяется, кланяется - придет домой, растянется (топор).

Кочет голенаст, кланяться горазд (то же).

Мается, мается - придет домой, растянется (то же).

Лежит красавица лицом в подлавицу (то же).

В лес идет, домой глядит; из лесу идет, в лес глядит (он же, за поясом).

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).

Сквозь лошадь и корову свинью и лен волокут (тачанье сапогов).

Шла свинья сквозь быка по железному следку, хвост смолевой (то же).

Сам гол (наг), а рубашка в пазухе (свеча и светильня).

День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет (свеча).

Кто ни крещен, ни рожден, а правдой живет? (Безмен).

Черныш, огарыш, куда едешь? - Молчи, продолбанная, и тебе там быть (пивной котел и чан).

Боровище в черном хлевище (деготь в бочке).

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу (набивка обручей).

В избу вороном, из избы лебедем (лутошка).

Сухая пятница кости грызет (чесалка, гребень).

Бабье ремесло хворостом поросло (намычка пряжи).

Под передом, передом сидит барин с бородой (гребень с мочкой).

На осине (липе) сижу, сквозь клену гляжу, березой трясу (пряденье).

Пять, пять овечек зарод подъедают; пять, пять овечек (или: шестой барашек) прочь отбегают (то же).

Пять, пять овечек зарод подъедают; пять, пять овечек труху подбирают (то же).

Пять братов по дороге бегут, да сухи; пять братов под одоньем стоят, да мокры (пальцы обеих рук во время пряжи).

Пять подъедают, а пять подгоняют (пальцы и пряжа).

Четыре сестрицы вокруг гоняются; одна другой не догонит (воробы, мотовило).

Загануть ли те загадку - перекинуть через грядку, через плетень, через барский двор (гребень, мочка).

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

Ногой топчу, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну (тканье).

Брюхом тру, ногами пру, где разинется, тут и ткну (тканье).

Слепой поросенок возле тыну ползет (челнок).

Деревянные ноги, хоть все лето стой (ткацкий стан).

Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (ножницы).

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).

Маленька, синенька, всему свету миленька (то же).

Маленько, светленько, весь мир одевает (то же).

Синяя синичка весь белый свет одела (то же).

Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит (или: одевает. Иголка с ниткой).

Зверок с вершок, а хвост семи верст (то же).

Сам железный, а хвост портяной (иголка с ниткой).

Бычок кованый, а хвост воровеный (то же).

Конь стальной, хвост льняной (то же).

Железный конь, посконный хвост (то же).

Бык железный, хвост кудельный (то же).

Волк железный, хвост конопляный (то же).

Шмыг под ворота, посконная борода (то же).

Бежит свинья из Питера, вся истыкана (наперсток).

На яме, яме сто ям с ямой (наперсток).

На ямке, ямке сто ямок со приямком (то же).

Типяк (пиктель) бьет, ревяк (жернов) ревет, трубы (колеса) трещат, воды плещут (мельница).

Летят колпчики и говорят: у нашей матушки сердце каменное, грудь железная (то же).

Затопали кони в Кириловском поле, залаяла собачка на Муромском, заревел медведь на Ивановском (Романовском) (кони - мельничные песты; собачка - порхлица; медведь - жернов).

За ельником, за березничком кобылка ржет, жеребенка ждет (мельница).

Во поле, поле затопали кони, заревел медведь на ярмарке (то же).

Сидит баба на юру, ноги свесила в реку (то же).

Птица-юстрица на ветер глядит, кряльями машет, сама ни с места (то же).

Без рук, без ног лапшу крошит (то же).

Тах-тарарах, стоит дом на горах, вода брызжется, борода трясется (то же).

Стучит, бренчит, сто конец бежит: что есть в околотке, весь хлеб поест (то же).

Весь мир кормит, сама не ест (то же).

Лежит монах в крутых горах; выйдет наружу, кормит верных и неверных (жернова).

Два борова дерутся, промеж их пена валит (то же).

Бык бурчит, старик стучит; бык побежит, пена повалит (жернова).

В темной избе медведь ревет (то же).

Брат брата трет, белая кровь течет (то же).

Один говорит - побежим, другой говорит - полежим, третий говорит - покачаемся (вода, жернов, колесо).

Шило, мотовило по подлавочью ходило, по-немецки говорило (журавль).

Семь Семионов, одна Матрена (песты и ступа в мельнице).

Стучит, бренчит, вертится, страху божьего не боится (толчея).

Без ног прытко, без жил сильно, без разума хитро (мельница).

Зайду я в топотушку, загляну в работушку, стоит пузырь с побрякушкой (кузня).

Замолола безголова (коловорот).

Сухой Мартын далеко плюет (ружье).

Черный кочет рявкнуть хочет (ружье).

Дудка-дуда, на дудке дыра; дуда затрещит, собака бежит (ружье).

Летит орел, во рту огонь, по конец хвоста человечья смерть (ружье).

Летит ворон, нос окован: где ткнет, руда канет (ружье).

Во поле-полище несут голенище: в этом голенище деготь, леготь и смерть недалече (ружье).

На горе-горище лежит голенище: в том голенище деготь, леготь и смерть недалеко (ружье на плече).

Летит птица тонка, перья красны да желты, по конец ее человечья смерть (ружье, выстрел).

Летела сова из красна села, села сова на четыре столба (выстрел).

В печурке три чурки, три гуся, три утки, три яблочка (ружейный заряд).

Летела тетеря вечером, не теперя, упала в лебеду - и теперь не найду (пуля).

Птичка-невеличка по полю катится, никого не боится (ружейная пуля).

Идет свинья из болота, вся испорота (бредень).

Ноги каменны, голова деревянная, а сам в шабуре и ходит в воде (недотка мережа).

Двор дыроват, люди говорят, а выйти не велят (морда).

Ехал не конем, погонял не кнутом, жег не палку, угодил не в галку, сварил, не отеребил (на лучину рыбачить).

Пришли воры (рыбаки), хозяев украли (рыбу), а дом в окошки ушел (вода в ячейки невода).

Пошел по тут-тухту, взял с собой тав-тавту, нашел на храп-тахту; кабы да не тав-тавта, съела б меня храп-тахта (пошел за лошадью, взял с собой собаку и нашел на медведицу).

Шел я по тюх-тюхтю, наше я валюх-тюхтю; кабы эта не валюх-тюхтя, так бы съела меня тюх-тюхтя (мужик, топор и медведь).

В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут (балалайка).

В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет (балалайка).

В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает - скачет (гудок).

Как ни крути, а человеческий мозг совершенен настолько, что порой удивляешься – откуда столько нестандартных решений он может черпать? Вот наука о числах – это понятно. Но когда эти самые цифры участвуют в поговорках, ребусах, играх и сканвордах, то тут явно просматривается не столько научная, сколько творческая стезя. Оказывается, такой фольклор существовал ещё со времён Древнего Египта. Уже тогда фараоны упражнялись в числовых загадках, обучаясь у мудрецов. А сегодня пословицы, стихи и головоломки с числами – это панацея, которой увлекаются практически все, от малого до пожилого возраста.

Уникальные ребусы и загадки

Давайте рассмотрим столь интересное направление, как цифровые шарады. Для начала выясним, какие есть загадки с числами:

  • Математические фокусы.
  • Решалки с числительными, дробями, чётными и нечётными цифрами.
  • Цифровые загадки с картами, кубиками, домино, спичками и другими настольными развлечениями.
  • Развивающие запоминалки и обучающие головоломки.
  • Загадки-куплеты (стихи).
  • Строфы с числами от 1 до 10.
  • Игры-ребусы, сканворды.
  • Загадки-сказки для детей.
  • Активные считалки и загадки-игры с цифрами в группах.
  • Одиночные смекалки – «посчитай в уме».

Решая загадки-задачи и игровые симуляторы, мы совершенствуемся и развиваемся. Это очень полезное занятие, особенно когда в головоломках участвуют цифры.

Для чего нужны числовые загадки?

Отвечая на вопрос, для чего или для кого нужны такие интересные премудрости, как загадки с числами, можно ответить так: «Для всех». На сегодняшний день, когда развиты наука и просвещение, каждый человек должен знать любые числовые значения, комбинации и операции с ними, начиная с таблицы умножения и достигая уровня математики средней школы. Этого достаточно, чтобы быть в потоке современной жизни. Но кто-то не останавливается на достигнутом и постигает вершины высшей алгебры, геометрии и физики. А загадки с цифрами улучшают развитие памяти и наблюдательность. Изучая числа, люди становятся умней и мудрей, воспитанней и совершенней. Поэтому дальше перейдём непосредственно к числовым загадкам.

Поговорки и загадки с числами

Ах вы, ребусы-загадки, как же вас кумекать сладко… Задавшись целью решения таких головоломок, испытуемые окунаются с головой в столь захватывающее занятие. Рассмотрим на примере, как остроумны такие задачки.

Напишем некоторые загадки с числами без ответов:

  1. Сколько дней рождения за всю жизнь у дедушки, прожившего 100 лет?
  2. Горело 7 газовых конфорок, 3 конфорки отключили. Сколько конфорок осталось?
  3. Вьётся до ветру коса, а посреди спины — полоса.
  4. Сколько концов у пяти прутов?
  5. Шея длинная с крючком… Обожает лоботрясов, лоботрясы ж её – нет!
  6. У пяти братков работа одна – до хруста.
  7. Если встанет на главу, увеличится на три.
  8. Ног шесть, есть шерсть, головы две, а хвост один. Кто же это?
  9. Семь братцев: одинаковые по годам, а именами разнятся.
  10. Кувыркнётся на главу, и уменьшится на три.

Теперь приведём загадки с числами и ответами:

  1. На страницах азбуки 33 воробушка. И воробушков тех самых знает в школе каждый малый. (Буквы)
  2. 12 братцев ведут разные дела, сменяя друг друга в одном общем деле. (Месяцы года)
  3. Сто сосновых вояк рядом в цепь одну стоят. Днём и ночью и весь год защищают огород. (Забор)
  4. У двух матушек по пять сыночков, и имя у всех одно. (Пальцы)
  5. Вместе все живут братишки и всегда в одной лишь книжке. Десять братьев умных этих и считают всё на свете. (Цифры)
  6. У черепахи две задние лапы, две передние, к тому же две правые и две левые. Сколько ног всего у черепахи? (Четыре)
  7. Восемь ручек столько ж ножек, любит вышивать вокруг. В шёлке мастер знает толк. Мухи мчитесь все на шёлк! (Паук)
  8. Шляпа одна, а ноги четыре. Нужен в обед на семейный совет. (Стол)
  9. Четыре уха и два брюха. (Подушка)
  10. Сто одёжек сидят без застёжек, кто их снимает, тот слёзы проливает. (Лук)


Загадки с логическим мышлением

Оченьпривлекательны логические загадки с числами. Рассмотрим примеры их решения:

  • Цепочка у Валентины весит 5,5 грамма. Подумайте и скажите, сколько тонн весит миллион таких цепочек. (Ответ: Миллион украшений весит 5,5 тонны.)
  • Семь копателей за 7 часов откапывают 7 метров рва. Сколько копателей откопают 1000 метров рва за 1000 часов? (Ответ: 7 копателей.)
  • Часы пробивают три раза за 3 секунды. Сколько пройдет времени, пока ходики будут бить семь. (Ответ: 9 секунд.)
  • Сто грецких орешков нужно разделить между 25 покупателями так, чтобы ни у кого не было чётного числа орешков. Как это сделать? Есть орехи нельзя. (Ответ: Задача без решения.)
  • Три подружки – Зина, Марфа и Пелагея – уселись на скамейку рядком. Сколько способов они могли применить для усаживания? (Ответ: Подружки могли разместиться 6 способами: Зина – Марфа – Пелагея; Зина – Пелагея – Марфа; Марфа – Зина – Пелагея; Марфа – Пелагея – Зина; Пелагея – Зина – Марфа; Пелагея – Марфа – Зина.)
  • Какая цифра должна стоять вместо А в решении: 9А: 1А = А. (Ответ: Цифра 6.)
  • Три дюжины апельсинов стоят столько же, сколько их продают на 16 рублей. Сколько стоит двенадцать апельсинов, если дюжина равна 12? (Ответ: Двенадцать апельсинов стоят 8 рублей.)
  • Турист приобрёл чемодан, ботинки и галстук и заплатил за весь товар 140 рублей. Чемодан обошёлся на 90 рублей больше ботинок, а ботинки и чемодан вместе на 120 рублей дороже галстука. Сколько стоит каждая вещь по отдельности? (Ответ: Галстук стоит 10 рублей, ботинки – 20 рублей, чемодан – 110 рублей.)


Поговорки и загадки с числом 7

Отдельное внимание заслуживают скороговорки и ребусы с конкретными числами. На каждую цифру придумано множество пословиц и задач. Человечество увлечено изысканностью и строгостью математических игр.

Загадки с числом 7:

  • Вьётся коса до ветру, а среди спины полоска. (Отгадка: Семь.)
  • Дружки-белочки уселись вшестером на мягкой ели. Вдруг сестрица к ним примчалась – От собак она скрывалась. Все в рядок шерстят в тепле. Сколько белок там в хвое? (Отгадка: Семь.)
  • Я к роду цифр отношусь, что меньше 10. Узнать легко меня. Со мною рядом буква «я» объединит нас всех – отца, братишку, мать, меня… (Отгадка: Семь.)
  • Семь сорванцов на лесенке заверещали песенки. (Отгадка: Ноты.)
  • Сколько воробышек шагов успеет сделать за семь лет? (Отгадка: Ни одного, воробышек не ходит, а прыгает.)
  • Раскинулся мост на 7 вёрст, а на краю моста – красная верста. (Отгадка: Неделя.)
  • Я сестре сказала: стой, семицветный мост дугой! Но лишь туча спрячет свет – мост падёт, а щепок нет. (Отгадка: Радуга.)

Поговорки с числом 7:

  • Мерь семь раз, а режь один.
  • Одного чудака всемером не ждут.
  • На неделе семь пятниц.
  • За семью замками таинство.
  • С ложкой семеро, а с сошкой – один.
  • Дитятко без глазу и у семи нянек.
  • На киселе да седьмая водица.
  • Защитим, коль нас семеро, а не один.
  • От семи недуг чеснок и лук.
  • Одним взмахом семерых как плахом.
  • Во лбу семь пядей.
  • Один ответ и за семь бед.
  • Мал посёлок, да воевод семь.
  • Для бешеного пса и семь вёрст не полоса.
  • У одного пастуха семь овец.
  • Суп очень крут, коль он из семи круп.
  • Семь смертей не бойся, а одну жди.


Загадки для детей с числами

Ну а для самых маленьких существуют интересные короткие задачки-отрывки. Они познавательны и поучительны. И если выше мы привели поговорки и загадки с числом 7в виде цитат и афоризмов, то другие выглядят в стиле художественных решебников. Именно такие головоломки любят разгадывать малыши в детских садиках и в домашней обстановке со своими мамами и папами. Они за родителями повторяют каждое слово, учатся думать и быстро развиваются.

Приведём в пример 5 загадок с числамии с ответами для детей:

  1. Маленькая Алёна без ума от животных. Дома у неё живут шесть черепашек, четыре щенка, два кролика и семь хомячков. Сколько ног у всех обитателей комнаты, вместе с Алёной? (Отгадка: Две ноги, потому что у животных лапки.)
  2. Три ёжика легли спать, каждый в своей норке, и заснули в разное время. Первый ежик заснул 17 декабря, второй – 15 января, третий – 20 декабря. Когда каждый из ёжиков проснётся? (Отгадка: Весной.)
  3. На веточке сидели семь перепёлок. В одну из них выстрелил охотник. Сколько птиц осталось сидеть? (Отгадка: Ни одной, остальные, испугавшись, улетели.)
  4. Напишите слова «сухая трава» четырьмя буквами. (Отгадка: Сено.)
  5. Какое слово начинается на три буквы «г», а заканчивается тремя буквами «я»? (Отгадка: Тригонометрия.)

Числовые головоломки с интригой

Кроме того что существуют загадки с числами, также есть заковыристые головоломки, которые очень легки, но на самом деле могут ввести с первого раза в ступор любого профессора. Это так называемые загадки с интригой, и вся суть их заключается не столько в решении, сколько в обычной концентрации внимания, например:

  • Где торчит водица в столб? (Ответ: В стакане или пробирке.)
  • Что больше – если все цифры от 0 до 9 перемножить или переплюсовать? (Ответ: Если переплюсовать, так как при умножении на 0 всех цифр будет 0.)
  • Когда в доме хозяин остаётся без головы? (Ответ: Когда он высовывает голову в форточку.)
  • Сколько на голодный желудок можно съесть куриных яиц? (Ответ: Одно. Остальные уже будут съедены не натощак.)
  • Самая высоченная гора до открытия Эвереста? (Ответ: Эверест и был, но его тогда ещё никто не знал.)
  • Какую одну букву следует убрать из семибуквенного слова «Букварь», чтобы осталось всего 2 буквы? (Ответ: «Буква».)
  • Из каких мисок не кушают? (Ответ: Из пустых.)
  • Как увидеть прошлогодний снег? (Ответ: После 12 ночи с 31 декабря на 1 января выйти на улицу.)
  • Загорелись 2 особняка. Один богатого человека, другой – бедняка. Какой дом первым будет тушить прибывшая на место ЧП полиция? (Ответ: Никакой. Полиция не тушит пожары.)
  • Как правильно спрыгнуть с 30-метровой лестницы и не расшибиться? (Ответ: Спрыгнуть можно с лежачей лестницы или со стоячей, но только с первой ступеньки.)


Игры и решалки с числами

Одним из важнейших факторов сотворения мира, где участвуют загадки с числами, являются игры, которые развиваются в разных странах и так захватывают своих почитателей, что те готовы сутками тренировать память и наблюдательность. Это такие известные головоломки, как судоку и тетрис, игры из серии «отгадайте число» и цифровые сканворды, морской бой и многие другие логические и математические решалки.

Все загадки хороши, коль решаем от души

И напоследок хочется сказать спасибо тем авторам, кто придумывает такие замечательные поговорки и куплеты, загадки и ребусы, головоломки и шарады, задачи и считалки. Все они несут пользу как умственную, так и духовную. Потому что люди, отгадывая загадки, становятся добрей и внимательней не только к своим близким, но и к окружающим.

Слайд 2

План: Определение жанра. Собрание, издание и изучение. Тематика и содержание. Художественные особенности. Литература: Лазутин С.Г. «Метафора в загадках», М., 1981 г. Митрофанова В.В. «Русские народные загадки», Л., 1978г. «Русский фольклор», М., «Художественная литература», 1985 г. «Детская литература» Ключевые слова: содержание, художественная форма, иносказательный характер, мифология, народная наука, жанр, поэтический стиль, олицетворение, сопоставление, метафора, ритм, рифма, былины, сказки, рукописные издания.

Слайд 3

ЗАГАДКИ

Загадки относятся к малым жанрам русского фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора. Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Слайд 4

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него даётся его метафорический эквивалент. Составить загадку - значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку её метафорические образы заменить образами реальными Так, в загадке «На полянах девчонки в белых рубашках, в зелёных полушанках», нужно произвести следующие замены на поле не девчонки, а берёзки, у берёзок не белая рубашка, а белая кора, у них зелёные не полушалки, а зелёные листья.

Слайд 5

Загадка - это не просто метафорически заданный вопрос, очень хитро составленный вопрос. Загадка - не просто метафора, а какая-то необыкновенная, удивительная метафора. Так, нас удивляет намёк на существо, которое «Без рук без ног, а рисовать умеет» (Мороз). Трудно представить, как это может быть «В одном бочонке - два сорта вина» (яйцо) и т.д. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житейная литература, «Повесть о Петре и Феофане»).

Слайд 6

Первые записи загадок относятся к ХVII в. В ХVII в. до 70 годов XVIII в. загадки вместе с пословицами и поговорками включались в различные рукописные сборники. В последней трети ХVIII в. появляются печатные сборники, в которых вместе с загадками литературного происхождения помещаются в под направленном виде и народные загадки.

Слайд 7

Систематическое собрание русских народных загадок начинается в 30-е годы XIX в. В 1841 г. И.П. Сахаров в своих ""Сказаниях» опубликовал более 200 загадок. В 1861 г. выходит сборник фольклориста-демократа И.А. Худякова «Великорусские загадки». Загадки в нём расположены в алфавитном порядке по отгадкам, всего 731 загадка. Используя все ранее собранные материалы, Д.Н. Садовников в 1876 г. издал большой сборник «Загадки русского народа», включавший более 3500 загадок. В основу расположения материала положен предметно-тематический принцип.

Слайд 8

В 1961 году был издан сборник «Пословицы, поговорки и загадки в рукописных сборниках XVIII-XIX веков», в котором было опубликовано более 1000 загадок, извлечённых из рукописных сборников. В 1968 году Академия наук издаёт свод загадок, в котором публикуется 5517 номеров этого жанра, взятых из прежних публикаций и архивных источников. Материал в сборнике расположен по предметно-тематическому принципу. Примечания дают возможность установить время и место записи, а так же место публикации или хранения вариантов.

Слайд 9

И.А. Худяков так же считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до XIX в. загадок по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки по определению Худякова, - это «народная наука» о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта. В статье «Значение загадок в народном быту и поэзии», предпосланной публикации материала, И.А. Худяков указывает на различные виды загадок, говоря об их связи с другими жанрами фольклора, останавливается на условиях их бытования и функциях.

Слайд 10

Каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: «Что краше свету белого?» (солнце); «Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и они имеют метафорически-описательный характер. Например: «По синему морю тарелка плывёт» (Месяц); «Жили три брата: один любит зиму, другой лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Слайд 11

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и: язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются общефольклорные эпитеты, как «сырая земля», «чистое поле», «темный лес», «зелёный сад», «добрый молодец», «красная девица», «родная мать» и т.д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т.п.

Слайд 12

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику, для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведём примеры метафорических (загадочных) эпитетов «голубое поле» (небо), «водяной мост» (лёд), «золотой пень» (напёрсток) и т.д. Иногда, загадка строится на метафорических эпитетах. Например: «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ушком), «Печь мясная, приступы железные» (подковы). «Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник). Чаще всего в загадках встречаются собственные метафоры, когда сравнение двух предметов или явлений не имеет внешней, грамматической формы выражения. Например: «Между двух светил я в середине один» (нос), «Под полом, под полом ходит с колом» (мышь).

Слайд 13

метафорически сопоставляются с живыми существами и наоборот, живые существа - с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным. Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник со щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружу, челнок с уточкой, которая ныряла и хвост потеряла и т.д.

Слайд 14

Олицетворение, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближает его к человеку, придаёт загадке особую поэтичность, создаёт в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка «Полная горенка гусей да лебедей» (зубы). Овес в загадках представляется стройной, красивой девушкой («Как во поле, на кургане стоит девушка с серьгами»). В свою очередь, серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: «За темными лесами двое лебедей плясали» (серьги) и т.п.

Слайд 15

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тон или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью сверится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда в отрицательной форме) с солнцем «Не солнце, не огонь, а светит».

Слайд 16

Многие сказки созданы на основе сказочных образов: Например: «Баба-яга, короткая нога» (соха), «Конь бежит - земля дрожит» (гром), «Летит птица орёл, несёт в зубах огонь, посредине его человеческая смерть» (молния). А вот загадка, использующая присказку: «На море, на океане стоит дуб с гибелями, отростки чертовски, листки чемодановски» (репей).

Слайд 17

В свою очередь загадки нередко включаются в сказки. Приведём лишь один пример. Существует загадка о сваренное гусе, в которой загадываемые и отгадываемые предметы начинаются с одних букв «В Печорске, в Горшевске, под Крынским сидит КурлынКурлынович». Эта загадка вариативно использована в бытовой юмористической сказке о жадной старухе («Солдатская загадка»).

Слайд 18

ПОСЛОВИЦЫ

Лазубин С.Г. «Ритм, лирика и рифмы пословиц». В его книге: Поэтика русского фольклора. М., 1981 г., стр148-6З Митропольская Н.К. «Русские пословицы как малый жанр фольклора». Вильнюс, 1973 г. Морозова Л.А. «Художественные формы пословиц». В сборнике Вопросы жанров русского фольклора, М. 1972, стр. 3-7. «Детская литература», под редакцией А.В. Терновского, 1977 г., стр. 19-21.

Слайд 19

Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад - большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».

Слайд 20

Свод пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности, в то время как другие жанры имеют определённый предмет изображения: былины и исторические песни касаются прошлого, истории народа, любовные и семейные песни - личных отношений людей и т.д. Даже сказки, хотя они включают в себя несколько жанровых разновидностей (сказки о животных, волшебные, семейно-бытовые) значительно более ограничены тематически, чем пословицы.

Слайд 21

Общее количество фольклора - традиционность - также иному выражается в пословицах. Они белее устойчивы в своём тексте, менее других жанров варьируется, хотя конечно, подчиняются общему закону связи устного народного творчества с жизнью, изменяются, но их изменения весьма ограничены. Народ хорошо осознаёт древность и традиционность пословиц: «Старая пословица век не сломится». Основой устойчивости пословиц служат свойственные им верность жизненных наблюдений, важность выраженных в них мыслей, поэтому народ ценит и бережет их. Немаловажной причиной устойчивости пословиц является выразительность и строгость их формы, благодаря чему они легко запоминаются. Устойчивость пословиц подтверждается тем, что их тексты в огромном большинстве случаев зарегистрированы без всяких изменений в сборниках XVII, XVIII, XIX и XX вв.

Слайд 22

Благодаря конкретному выражению общего пословица может применяться ко многим однотипным явлениям. Такой способ обобщения даёт основу для употребления пословиц в переносном значении. Иносказательность пословиц это характерная их особенность. В пословицах прямое значение совмещается с переносным: «Пусти козла в огород, он всю капусту обдерёт».

Слайд 23

Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от ХVII в. Первый такой сборник «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В него вошли около двух тысяч восемьсот текстов из более ранних сборников. Пётр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины ХVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу «Российская универсальная грамматика или Всеобщее письмословие», где поместил около 1000 (тысячи) пословиц.

Слайд 24

В 1770 г. вышло «Собрание 4221 древних российских пословиц», которое по предположениям исследователей, было составлено профессором Московского университета А.А. Барсовым. В него вошли, кроме пословиц, прибаутки и присказки. Собиранием пословиц занимался профессор Московского университета И.М. Снегирёв. Он выпустил два сборника: «Русские народные пословицы и притчи» (1848) и «Новый сборник русских пословиц и притчей» (1857). Ф.И. Буслаев в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» (1654г.). «Русские пословицы и поговорки».

Слайд 25

На основе далевского сборника позднее составлялись популярные сборники пословиц и поговорок. Публиковались сборники специальной тематики: земледельческой, юридической. И.И. Иллюстратов в 1940 г. издал в Киеве книгу «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках». В ней приведён богатый материал достаточно объективно освещающей воззрения народа, дана подробная библиография. Изучение пословиц следует вести от М.В. Ломоносова, который собирал пословицы и изучал их в связи с занятиями русским языком («Российская грамматика», «Риторика»). В начале XIX в. изучением пословиц занимался А.Х. Востоков. В 1816 г. А.Ф. Рихтер издал «Два опыта в словесности. Рассуждение о русских пословицах», он показал связь пословиц с жизнью, отражение в них воззрений народа.

Слайд 26

Много лет пословицы изучал И.М. Снегирёв. В 1823 г он выпустил «Рассуждение о русских пословицах», в 1829 г напечатал статью «Замечания о русских пословицах, сходных с греческими и римскими», в1831-1834 гг. издал книгу «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках». В середине XIХ в. пословицы изучали А.Н. Афанасьев и Ф.И. Буслаев. В 1854 г. Ф.И. Буслаев напечатал статью «Руский быт и русские пословицы». В ней было много наблюдений над взаимоотношением пословиц и народного быта. Однако Н.А. Добролюбов в статье «Заметки и дополнения к сборнику пословиц г. Буслаева» критиковал сборник за недостаточное раскрытие народных воззрений, за неразличение пословиц и поговорок, за мифологическое толкование пословиц и отрыв их от народной жизни.

Слайд 27

В конце XIX в. изучение пословиц получило новое направление: учёные занялись историей пословиц формированием их состава, а также их лингвистическим исследование. И. Тимошенко издал в 1897 году книгу «Литературные первоисточники и прототипы трёхсот русских пословиц». В современный период развернулись исследования по изучению проблематики пословиц. Уделяется значительное внимание определению жанра, соотношению пословиц и поговорок, афоризмов и пословиц, специфики пословиц как малого жанра (А.Н. Кожин, В.С. Гудков, Л.А. Морозов). Много работ исследователи посвятили рассмотрению синтаксиса пословиц, особенностей лексики, именам собственным, числам. Освещали вопросы отражения истории (В.П. Аникин, А.М. Жигелёв, Л.Н. Пушкарёв).

Слайд 28

Познавательная ценность пословиц определяется прежде всего многообразием сведений, которые в них сообщаются. В целом создаётся широкая картина русской жизни, отражённая реалистически. Пословицы дают представления о воззрениях и взглядах народа, о его понимании явлений действительности. Познавательное значение пословиц состоит в том, что они типизируют явления, т.е. выделяют среди них наиболее показательные и отмечают в них самые существенные черты. Так, говоря о положении крестьян в царской России, они скажут и о его бедности, и о его безземелье, и об отсутствии у него скота, и о его задолженности по уплате за аренду земли. Получится довольно полная и точная картина.

Слайд 29

Познавательное значение пословиц сказывается в обобщении богатого жизненного опыта народных масс. Исключительно богаты и верны наблюдения над природой: «Земля мать - подаёт клад», «Сибирь - золотое дно», « Не родит верба груши», «Где цветок, там и медок». Кроме того, пословицы часто имеют, как отмечалось расширительный смысл, что подчёркивается обобщающими словами: «везде», «всегда».

Слайд 30

Пословиц - философский жанр. Они содержат в себе немало важных общих заключений о закономерностях развития природы и общества: «Время не дремлет», «Старое старится, молодое растет», «Вчера не догонишь, а от завтра не уйдёшь», «Без причины и чирей не сядет», «Где не было начала, не будет и конца». Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувству дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперирует понятиями добра и зла, чести и бесчестия. Поучения и советы нередко преподносятся в виде осмеяния отрицательных качеств людей.

Слайд 31

Пословиц с ярко выраженной моралью весьма много: «Береги честь смолоду», «Посеешь ложь не вырастет рожь», «Труд человека кормит, а лень портит», «Чужого мужа полюбить - себя погубить», «Берись дружно, не будет грузно», «Не учась и лаптя не сплетешь». Эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Пословица - явление высокого мастерства. В ней воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве простота, краткость, содержательность, выразительность. Народ иронически говорит о многословие «Слов много, а складу нет».

Слайд 32

Пословица, как и всякий жанр, представляет собой содержательную форму, структуру, основное отличие которой внутреннее художественное единство. В пословице это выражено с удивительной наглядностью. В одном предложении заключён огромный смысл. Кроме того, в пословице обнажена её целенаправленностъ. Все элементы подчинены задаче - точнее раскрыть мысль, ярче её выразить, благодаря чему достигается концентрация мысли. Внутреннее единство пословицы определяется и её однотемностью, сосредоточением на одном факте или явлении. Для пословицы свойственны две основные формы построения: одночастная и двухчастная. Обе формы представляет собой скрепление по правилам связи и согласования предложение: «Всякая сосна своему бору шумит», «Пустая мельница без толку мелет», а вторая отличается неразрывной связью двух частей сложного предложения: «Белый свет не околица, а пустая речь не пословица».

Слайд 33

Наконец, своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полностью совпадает с употреблёнными в ней стилистическими средствами - сравнением и антитезой. В песне, сказке, былине эти средства представляют собой лишь небольшие элементы структуры, а в пословице они становятся основой её композиции: «За старой головой, как за каменной стеной», «Счастья без ума, - дырявая сума», «Делу время - потехе - час», «Птице - крылья, человеку - разум». В приведённых примерах важно указать на то, что употребления в них сравнения антитезы, метономии, с одной стороны, служит их передаче определённой мысли, а с другой - сохраняет целостность пословицы.

Слайд 34

Как уже было отмечено, пословицы обобщают наблюдения, размышления народа о социальном устройстве и человечестве, относятся не к одному, а ко многим предметам и явлениям. Пословицы говорят о месте человека на земле («Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»), его отношении к другим людям («Человек человека стоит»), дают человеку нравственные рекомендации («Береги честь смолоду»). Пословицы широко используются на уроках литературы. Они помогают ученикам глубже понять общие принципы словесного искусства, комментируют близкие по темам произведения русской литературы. На уроках русского языка пословицы и поговорки являются основой лексико-фразеологической работы с учениками, материалом при изучении разнообразных языковых явлений.

Слайд 35

ПОГОВОРКИ

Поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё больше кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально не исполняются (не поются, не рассказываются), а употребляются в живой речи к случаю, кстати. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц по характеру содержания, по форме, и по выполняемым в речи функциям. Поговорки имеют свои специфические жанровые признаки. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной. По своей структуре поговорка проще пословицы. Поговорки употребляются только в связи с определёнными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание. По определению А.А. Потебни, поговорка - это «иносказательный образ отдельно взятого, качества, действия».

Слайд 36

В зависимости от того, к какому конкретному лицу или действию в речи относится поговорка, изменяется и предложение, в котором она приводится. В силу сказанного поговорка, в отличии от пословицы, в речи не составляет и не может составить цельного, законченного предложения, а является его частью. Научный подход к поговоркам, как и к пословицам, впервые появился в статьях И.М. Снегирёва, опубликованных в 20-30-е годы XIX в. В работах В.И. Даля и А.А. Потебни даётся краткое, но глубокое определение жанровой специфики поговорок, устанавливается их взаимосвязь с пословицами.

Слайд 37

Наибольший интерес представляет статья М.А. Рыбниковой «Русская поговорка», в которой раскрывается содержание и формы поговорок. По верному определению Рыбниковой, главное назначение поговорок (в отличии от пословиц) выражается в том, что они служат образно-эмоциональной характеристике человека и его действий. Изучение жанровой специфики поговорок также посвящены работы В.П. Аникина, Г.С. Гаврина, А.Н. Кожина и другие. Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Причём эта характеристика людей очень многогранна, и в речевом контексте она всегда конкретизирована и индивидуализирована. По заключению пословицы, в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка».

Слайд 38

Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть положительные и отрицательные. Пример положительного портрета: «Красна, как маков цвет». Отрицательный портрет: « Оборист как корова на льду». Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящегося в радостном настроение говорят: «Ходит насмешником, прыгает козлом». О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т.п., поговорка говорит: «Дошёл до белого колония», « На стенку лезет».

Слайд 39

Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке простом, открытом: «Душа нараспашку». О человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск». О человеке чёрством, бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша». Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей: «Не в бровь, а прямо в глаз», «Переливать из пустого в порожнее». В поговорках мы находим социальную характеристику: «У него денег, куры не клюют»

Слайд 40

Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности. В поговорках очень широко используются образные средства живого разговорного языка: сравнения («Гол, как сокол, а остёр, как бритва», «Вертится, как белка в колесе») метафоры («Подливать масла в огонь», «Остаться у разбитого корыта»). Поговорки, являясь образным выражением живой разговорной речи, нередко выходят в сказки.

Слайд 41

СКОРОГОВОРКИ

Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: «На дворе трава, на траве дрова», «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковывать». Трудно решить, кто творец этих скороговорок - дети или взрослые. По крайней мере некоторые из них (а именно те, у которых нескромный смысл) вряд ли созданы детьми. Пришёл Прокоп, кипит укроп, И при Прокопе кипит укроп, И ушёл Прокоп, кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Слайд 42

СТРАШИЛКИ

Литература Гречина О.Н., Осорина М.В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Выпуск 20. – Л.,1981. – С.96-106. Осорина М.В. «Чёрная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории? // Знание – сила. – 1986. - №10. – С.43-45. Мамонтова Г.И. Культурно-исторические и психологические основы жанра страшилок// Сибирский фольклор. – Новосибирск, 1981. Лойтер С.М. Детские мифологические рассказы / Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – С.84-104. Чередникова М.П. Современная русская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995.

Слайд 43

М. Осорина: страшилки – рассказы, «имеющие целью вызвать переживание страха, которое в заведомо защищенной и безопасной ситуации доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису». Мельников М.Н.: страшилки – «детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность». Лойтер С.М.:, «Детские страшные истории – один из жанров повествовательной традиции детей: мифологические рассказы о страшном и ужасном (смерти прежде всего), которые приходят по воле существ, предметов и явлений, наделённых сверхъестественными свойствами и возведённых в ранг демонологических сил; они обладают устойчивой структурой и имеют своей целью вызвать переживание страха, необходимое для самоутверждения личности». Лойтер С.М. (С.87): «Главная характерная черта детских страшных историй, являющих собой рассказ с однотипными сюжетными коллизиями и развязкой, состоит в том, что те таинственные и необъяснимые события, которые в них происходят, есть результат действия сверхъестественных сил, предметов, вещей». Подобная же ситуация (т.е. вера в сверхъестественные силы) наблюдается в бывальщинах и быличках.

Слайд 44

С.М. Лойтер разделяет всех вредителей на 2 группы: Но функционируют эти персонажи во взрослом и детском фольклоре по-разному. Во взрослых – рассказ о встрече с демонической силой необходим для убеждения слушателя в достоверности этой силы. Другие архетипические мотивы и персонажи: оборотничество, осиновый кол и крест как обереги, нарушение запрета, вампиризм, разрубание, оживление, пространственные перемещения и т.д.

Слайд 45

Страшилка как жанр отличается своей художественной оформленностью, завершённостью. Её начало часто повторяет сказочный зачин («Жила-была одна женщина, и были у неё дети: девочка и мальчик», «Однажды жила девочка со своими родителями» и т.д.). Толчком к действию часто является нарушение запрета, следующее за «отлучкой». Под влиянием волшебной сказки страшилки обрели чёткость композиционной структуры: предупреждение / запрет – нарушение – воздаяние / наказание. Сюжетно-композиционный ритм основан на повторении одних и тех же действий (по ночам голос последовательно говорит сначала папе, затем маме, потом девочке: «Встань!») или кумулятивном принципе нанизывания («В чёрном-чёрном лесу стоит чёрный-чёрный дом, в чёрном-чёрном доме стоит чёрный-чёрный стол…»)

Слайд 46

Другие черты поэтики: небольшой объём текста, элементарность сюжета, устойчивая лексика, повторы языковых элементов, частотность глаголов. Исполнительская манера рассказывания страшилок, как ритуал, диктует ряд внешних условий: это должен быть вечер, укромное место, без взрослых, соответствующие интонации, выкрики и неожиданное хватание слушателя за руку.

Посмотреть все слайды

Пословица не на ветер молвится.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица ввек не сломится.
Красна речь пословицей.
(Русские пословицы)

…Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
(М.Горький)

Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы также являются фразеологическими оборотами и служат выразительными средствами речи, обогащают речь, делают её яркой и меткой. Относятся они к малым жанрам фольклора.

ЗАГАДКИ

Слово «загадка» образовано от глагола «загадать» - предлагать вопрос, требующий ответа, то есть разгадки. В этом вопросе предмет или явление, которые нужно узнать, описываются не прямо, а иносказательно, поэтому, чтобы разгадать загадку, нужно увидеть сходство между загаданными предметами и тем его описа-нием, которое дается в загадках.
Загадка - вид устного народного творчества (фольклора). Загадка содержит иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно узнать (разгадать). Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе.
Но важно увидеть и другое: изображая мир, народ поэтизировал его. Каждая загадка - маленькое художественное произведение. Отгадывая загадки, вы должны увидеть в обычном поэтическое, понять, при помощи каких художественных средств «сделаны» загадки. Загадок в русском фольклоре очень много: загадки - иносказания, загадки - описания, загадки - вопросы, загадки - шутки, загадки с числами и др. Это очень древний жанр фольклора. Многие загадки создаются при помощи звукописи. Звукопись включает в себя ассонанс, аллитерацию и звукоподражание. Эти выразительные средства фонетики широко используются в пословицах, поговорках и загадках.
Задания:
1. Приведите примеры загадок, созданных при помощи сравнений, загадок, основанных на антитезе, созданных при помощи отрицания. Отгадайте загадку и расскажите, по каким признакам вы её отгадали.

Взгляну я в окошко,
Раскину рогожку,
Посею горошку,
Положу хлеба краюшку.
Всякий видит,
Да не всякий чует.
Кому светло,
Кому темно,
А мне голубо.

2. В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отгадайте приведенные ниже загадки. Выпишите из них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их.
1) Маленький, пузатенький, весь дом бережет. 2) Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 3) Красненьки сапожки в земле и в лукошке. 4) Черненька, маленька, всему свету миленька. 5) Четыре братца под одной шляпкой. 6) Штучка-одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. 7) Под сосенкой на бору стоит старичок, красненький колпачок. 8) Стоит копна, впереди вилы, сзади метла. 9) Пошли два братца на речку купаться, один - купается, другой - на берегу валяется. 10) Всякому мальчику по чуланчику. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков.
ПОСЛОВИЦЫ

Помимо загадок, к малым формам фольклора относятся пословицы и поговорки. В толковом словаре В.И.Даля говорится, что пословица- это «коро-тенькая притча…Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности». Пословица - краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении.
Задания:
1. Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке, о труде, о дружбе и любви. Составьте небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое устное сочинение. Один из расска-зов запишите.
1) Где виден путь прямой, там не езди по кривой. 2) Где сила властвует, там нет места уму. 3) Добрый плачет с печали, а злой - от радости. 4) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 5) Соловья баснями не кормят. 6) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

2. Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается книга?

1) Будешь книги читать - будешь все знать. 2) В книге ищи не буквы, а мысли. 3) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 4) Книга для ума что теплый дождь для всходов. 5) Книга мала, а ума придала. 6) Книга подобна воде: дорогу пробьет везде. 7) Ум без книги что птица без крыльев. 8) Читай, Фома, набирай ума. 9) Читать не размышляя что есть не пережевывая. 10) Чтение - вот лучшее учение.

Пословицы, как правило, представляют собой целые предложения, выражающие более или менее законченную мысль: «Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает». Или афоризмы: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Исключением являются поговорки, которые обычно не представляют цельных предложений: за семь верст киселя хлебать; выеденного яйца не стоит. Пословица - это краткое изречение, относящееся к разным случаям жизни. Поговорка очень близка пословице, но в отличие от нее не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. »Чужими руками жар загребать» - поговорка, но если мы добавим к ней слово «легко»,она превратится в пословицу. В первом случае намек, во втором - вывод.
ПОГОВОРКА - образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.
Почему мы говорим «не всякое лыко в строку»? Поговорка эта означает, что нельзя всякую, даже незначительную ошибку ставить в вину, упрек. Но какое отно-шение имеет к этому лыко? В старину на Руси из лыка плели лапти, лукошки и другие поделки. Полоски лыка для плетения назывались строками. Чтобы работа была аккуратной, мастер употреблял в строку не всякое лыко, отбрасывая лычки с неровностями, дырочками от сучков. Так и создалась поговорка, приобретя более широкий и даже противоположный смысл: не стоит придираться к каждому пустяку. «Как с гуся вода». Эта поговорка является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки над больными или родители, купая своих детей: «С гуся вода, а с нашего ребенка - худоба (болезнь)». Люди верили, что при этом болезнь сойдет так же бесследно, как с «гуся вода». Мы говорим: «По Сеньке и шапка», то есть каждому свое, что заслужил, то и получил. А в старой Руси можно было легко по высоте меховых шапок установить знатность рода. Чем выше над головой вельможи вздымалась такая шапка, тем знатней он был. Простой народ не имел права и средств носить высокие шапки из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и роди-лась поговорка: «По Сеньке и шапка». А как родилась поговорка: «За семь верст киселя хлебать»? В древности цифре 7 придавали магическое, чудодейственное значение. Большой отпечаток наложила «чудодейственная» цифра 7 и на русские пословицы. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе». Об умном человеке говорят, что он «семи пядей во лбу». О человеке, который издалека вернулся ни с чем, говорят: «За семь верст киселя хлебать ходил». Провинившийся человек, делая очередной проступок, говорит: «Семь бед - один ответ». Если нескольким людям поручили одно и то же дело, а они его не сделали, говорят: «У семи нянек дитя без глазу». Часто употребляется выражение: «Семеро одного не ждут». О большой семье, в которой только один работает, говорят: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Об очень отдаленном родственнике говорят: «Седьмая вода на киселе». Во время Великой Отечественной войны была в ходу пословица: «Семи смертям не бывать, а одной не миновать».
Задания:
1. Закончите данные ниже пословицы. Объясните, в каких ситуациях они при-меняются. На одну из них придумайте рассказ и запишите его.
1) Волков бояться-… 2) Нет дыма… 3) Куй железо…4) На безрыбье… 5) Не гордись званием,… 6) Знает кошка,… 7) Кошка скребет… 8) Какова пряха,… 9) Не было ни гроша,… 10) Под лежачий камень… 11)Взялся за гуж,… 12) Близок локоть,… 13) Старый друг… 14) Что посеешь,… 15) Снявши голову,… 16) Не плюй в колодец,… 17) Все хорошо,… 18) Кому много дано,… 19) Видно птицу… 20) Семь раз примерь,… 21) Готовь сани летом,… 22) Не рой другому яму,… 23) Лучше позд-но,… 24) Не говори «гоп»,… 25) Дружба дружбой,… 26) Любишь кататься,… 27) Маслом каши… 28) Терпение и труд… 29) Дорога ложка … 30) Шила в мешке… 31) Ум хорошо,…32) Что написано пером,… 33) Поспешишь - … 34) После драки… 35) На чужой роток… 36) У кого что болит,… 37) Хрен редьки… 38) С миру по нит-ке-… 39) По одежке встречают,… 40) Делу время,… 41) По секрету… 42) Дареному коню…

2. О ком говорят пословицы-загадки:
1) Подал ручку, да подставил ножку. 2) Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. 3) Мое горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне. 4) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. 5) Ел да устал, спал да намаялся. 6) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

3. Из каких басен И.Крылова взяты перечисленные ниже фразеологизмы:
А воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймет. А Васька слушает, да ест. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Услужливый дурак опаснее врага. С ним была плутовка такова.
4. Какой русский драматург использовал в качестве названий многих своих произведений русские народные пословицы и поговорки? Назовите несколько его пьес.
5. Из каких произведений А.С.Пушкина в нашу речь вошли приведенные здесь фразеологизмы: 1) С корабля на бал; С ученым видом знатока; Что день грядущий мне готовит? Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. 2) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой; Там русский дух…там Русью пахнет. 3) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни; Да, жалок тот, в ком совесть не чиста; Еще одно, последнее сказанье - и летопись окончена моя. 4) Глаголом жечь сердца людей?

6. Из каких произведений А.М. Горького взяты эти фразеологические сочетания: 1) Рожденный ползать летать не может. Безумству храбрых поем мы песню. 2) Пусть сильнее грянет буря! 3) Человек - это звучит гордо. В карете прошлого никуда не уедешь. 4) Свинцовые мерзости жизни?

Загадки, пословицы и поговорки о лете.

Автор подборки: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен» ДДТ г.Аксу Республики Казахстан.
Описание работы: Загадки, пословицы и поговорки о лете для детей младшего и среднего школьного возраста. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для организации интересного досуга детей.
Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение; расширять словарный запас.

Пословицы и поговорки

В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко.
Белые ночи - долгие дни.
В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
На зимний стол август готовит разносол.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
В августе зима с летом борется.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе до обеда - лето, после обеда - осень.
Что летом родится, зимой пригодится.
Летний день за зимнюю неделю.
Красное лето - зеленый покос.
Клади по ягодке, наберешь кузовок.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Люди рады лету, пчелы рады цвету.
Зима страшна волками, а лето мухами да комарами.
Дождливое лето хуже осени.
В летнюю пору заря с зарей сходятся.

Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться... (лето)
Солнце печет, липа цветет, бабочки летают, когда это бывает? (летом)
Я соткана из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, "Купа
йтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я - ... (лето)
От его громких слов и от смеха по лесам меж стволов бродит эхо. Там, где может весна простудиться, взять ракушки со дна не боится! (лето)

Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда - и сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (роса)
Кто-то проплакал всю ночь на лугу, сколько слезинок сосчитать не могу. (роса)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (роса)
Заря-заряница, красная девица, по лесу ходила, ключи обронила, месяц видел, не сказал, солнце увидало - подняло. (роса)
Вот брильянты на листочках, Вдоль дорожек и на кочках - Это что за чудеса? По утру блестит... (роса)

Солнце вечером заходит, В небе кисточкой проводит. Уходить не хочет зря. Остается след - ... (заря)
Только дождик удалился, в небе мостик появился, ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой.(радуга)
Что за чудо – красота! Расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти! (радуга)
Кто развесил над землей, как для сушки, шарф цветной. (радуга)
Поднялись ворота, всему миру красота. (радуга)
Крашено коромысло через реку повисло. (радуга)

Теплый, длинный-длинный день, в полдень - крохотная тень. Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос, дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)
Расцвели в саду пионы, в землянике - горок склоны. Ветерок, прохладой дунь, чтоб не жарким был... (Июнь)
Ароматен чай из липы! Мы её цветов могли бы насушить хоть целый куль! Приходи скорей, ... (Июль)
Жаркий, знойный, душный день, даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Листья клена пожелтели, в страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи! (Август)
Этот летний месяц жаркий дарит всем свои подарки: сливы, яблоки и груши. Фрукты варим, фрукты сушим. Он - последний месяц лета, осень рядом, близко где-то. (Август)

Его ждут, не дождутся, а как увидят – разбегутся. (дождь)
Он поплачет над садами - сад наполнится плодами. Даже пыльный подорожник рад умыться в летний... (дождик)
Подходила, грохотала, стрелы на землю метала, нам казалось, шла с бедой, оказалось, что с водой. Прошла и пролилась, вдоволь пашня пролилась. (дождевая туча)
Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, зацепился он за лес, прохудился и исчез. (дождевая туча)
Не удержались в сите сверкающие нити и, выскочив на волю, прошлись с тучей по полю. (дождь)
Заслонили тучи солнце, гром раскатисто смеется. В небе молний полоса - значит, началась... (гроза)

Лежит на дороге – в ней промочишь ноги. (лужа)

Живут сестра и брат, каждый видит, но не слышит, слышит, но не видит. (гром и молния)
Сверкает, мигает, огневые стрелы пускает. (молния. )

Похож я с виду на горох. Где я пройду – переполох. (град)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)
Льдинки с неба полетели, колоски побить хотели. (град)
Сыплется из туч горох, прыгает к нам на порог. С крыши катится он в сад. Что такое? Это - ... (град)

А в июне белый снег вновь порадовал нас всех - будто рой ленивых мух, с тополей слетает... (пух)
Жаркий шар на небе светит. Этот шар любой заметит. Утром смотрит к нам в оконце, радостно сияя, ... (солнце)
Мчится по холмам змея, влагу деревцам неся. Омывая берега, по полям течет... (река)
Они легкие, как вата, по небу плывут куда-то. Держат путь издалека каравеллы-... (облака)