Посажение на коня у казаков. Как жили донские казаки, почему казачки могли запросто развестись с мужем, а их дети с трех лет садились на лошадь. Какими были донские женщины

Возрастное посвящение, которое происходит в три года называется в народе „сажанием на коня”. Этот обычай очень и очень древний, несмотря на то, что сегодня традиция возрастных посвящений разрушена, и все же во многих селах остались
рассказы об этом обряде. Семья принимает мальчика как будущего мужчину.

Утром мама и отец обращаются в молитвах к Богам нашим родным, приглашают их прийти в гости. С сегодняшнего дня Коляда Божич отдает свое опекунство над ребенком Симарглу, Богу земного огня. Его наши предки видели и как крылатой собакой, и как крылатого коня. Конем он прилетал к людям тогда, когда нужна была его магическая сила, когда человек делал переход с одного состояния в другой. Когда коня приводили на двор к ребенку, Симаргл проникал в сознание коня и сам посвящал мальчика, проявляясь через кожу коня огнем, и через его рот - паром, дыханием.

После молитв и прославлений - обязательное омывание ребенка, мама купает его в душистых травах. Травы должны быть мужские. Во время купания мама приговаривает на здоровье сына, ум, мужество. Для этого действия должна быть приготовлена одежда: вышитая рубашка и мужские штаны (шаровары, и т.п.). Вышивка должна быть ярко красная, защитная, лишь одежда без пояса! Подпоясывание ребенка происходит в семь лет, и это значит, что теперь ребенок идет на обучение.

Мать провожает сына из дома, а перед тем, возле Покутья стелет тулуп на лаву, на тулуп отец посыпает зерно и деньги, под лаву ставит плуг, оружие, уздечку от коня и книгу. Вместе все обращаются в молитвах к Сварогу и Ладе, Ярилу и Перуну, особые молитвы к Симарглу, чтобы опекался ребенком, помогал воспитывать их сына.
Бабушки кладут на вышитый рушник каравай и, держа над головой внука, благословляют его на счастливую судьбу и мужественный мужской характер.

После всех молитв отец берет сына за руку, снимает из тулупа и спрашивает, желает ли он настоящим воином стать, защитником рода своего? Если ребенок с радостью отвечает да, тогда праздник продлевается. Отец ведет сына за руку на двор, где Божат, или дедушка держит за уздечку коня. Сзади ребенка обязательно идет кто-то из женщин: мать или Божатка с хлебом на вышитом рушнике. Перед посвящением, отец трижды кланяется дому, как храму, и сын также, и целуют каравай. После чего, все женщины их благословляют на обрядодейство.

Нужно, чтобы все были празднично одеты и ощущали всю важность каждой минуты обряда. Теперь женщины остаются за порогом дома, а в двор выходят лишь мужчины. Возле коня, должна собраться вся мужская часть рода. Сын должен ощущать, что он сейчас герой и центр всех событий. Теперь, когда все ждут, отец, подбодрив сына, берет его на руки и садит на коня, говоря: а ну казаче, покажи, из какого ты рода племени, и гордиться ли мне тобой, как вырастешь, славу принесешь роду нашему? Когда мальчик сядет на коня, отец берет за повод коня и трижды проводит коня с сыном вокруг дома.

Очень важно в настоящее время говорить (программировать) сына на мужские качества.

1 -ый круг -
вокруг дома, вы учите и программируете его, как хозяина дома: „хороший хозяин из тебя будет, работящий и богатства имеешь вдоволь и семью будешь иметь добрую. Жену умную, хозяйку добрую, и деток много, чтобы род наш множился и плодился, и много нас было».

2 -ой круг -
вокруг дома, вы учите его как воина, защитника рода своего: „Вот растешь ты у меня сильным воином, честью и славой покрытый путь твой. И гордится тобой весь род и народ наш. Добрый воин,сын мой, смелый и отважный. Ловкий в оружии всяком”.

3 -ий круг -
вокруг дома - идет наука мужчины ведающего. „Умный ты у меня сын, и читать, и писать, и знаний много уметь и знать должен. Так как ум - это, прежде всего, что мужчина должен развивать в себе. И еще Богов любить. С умом все сладится, а с любовью к Всевышнему всегда тебе благословение будет от предков и Богов наших”.

Объезжая вокруг дома, смотрите, как ребенок реагирует на ваши слова, какие ему больше к сердцу придутся, а какие - меньше. Речь ваша должны быть четкая и громкая. Четко и громко проговаривайте каждое слово, так, чтобы ребенок их хорошо слышал. Не спешите наговорить много, должно быть вдоволь: ни мало, ни много. Нужно употреблять лишь утверждающие слова. Без частицы «не», «нет», избегайте таких слов. Например, скажете: не боишься, сознание ребенка воспримет - боишься.
Отрицательные слова: „чтоб ты у меня не был бездельником и.т.д” в таких важных моментах нельзя говорить. Все должно быть лучше всего в настоящем и будущем времени, и очень положительное: „трудолюбивый у меня сын (Ярослав) и будешь таким”.

Перед тем, как снимать его с коня, нужно, чтобы все мужчины, которые в жизни были успешными, похвалили его мужество. Отец должен позвать маму, чтобы и она высказала сыну свою радость, от того, что он у нее такой крепкий и сильный. Присутствие мамы в этот момент очень важно, ведь это признание женственностью - мужества.

Теперь, отец снимает сына, все мужчины говорят какой он мужественный казак, и спрашивает, желает он еще на коне ездить или нет? Если ребенок говорит, что да, значит, все обстоит благополучно, вы воспитали на данном этапе прекрасного будущего мужчину. Если же он боится и говорит нет, не разочаровывайтесь, но подумайте что было не так, чего он испугался. Не показывайте сыну своего недовольства, это плохо ляжет на его подсознание, и в будущем, он будет бояться испытаний. Наоборот, поддержите его силой своего духа, скажите, что это было легко и весело.

Дальше, все мужчины готовят обрядовый костер во дворе, где стоит ваша Божница. Сын должен активно участвовать в подготавливание костра. С молитвами, старший в роде, или отец разжигает огонь, призывая Симаргла прийти к его дому и взять под опеку сына. В огонь ложится пожертвование Богам. Сначала молоко с медом, а потом - каравай, который испекли бабушки.

Вся семья обращается к Богам, молясь за счастливую судьбу сына, чтобы помогли ему получить славу и честь. От рода пожертвование ложатся в огонь. Старший в роде призывает предков помогать внуку, опекаться им и поддерживать в сложную минуту. Свою молитву говорит и мальчик. После действия над огнем, мать приглашает всех к столу. Отец ведет сына за руку к дому, гости одаривают ребенка, приговаривая хорошие пожелания.

В конце мая в поселке Пригородном впервые прошел казачий обряд Посажение на коня. Юные казаки пусть и прошли его несколько позже положенного возраста, но сделали это достойно.

В качестве организаторов выступили Межрегиональная молодежная казачья организация «Есаул» (Председатель Правления Дмитрий Гнедаш), Пригородное хуторское казачье общество (атаман Игорь Никитин) и Оренбургское городское казачье общество (атаман Сергей Слепов). Для Оренбургского регионального отделения МО МКО «Есаул» и ОГКО нынешнее проведение обряда уже второе, в первый раз это было в прошлом году на Большой поляне в Зауральной роще города Оренбурга. Но главными действующими лицами 26 мая были казаки, которые воспитываются в 5 «К» казачьем кадетском классе Пригородной СОШ №1.

Погода с самого утра жаркая, солнце высоко, а на лазурном небе ни единого облачка. Сама природа дарит всю теплоту и заботу, которая только может быть. Гнедой уже бьет копытом по прогретому песку школьной площадки. Ждет юных седоков.

Родители – волнуются, дети – в ровном строю ждут своей очереди. Мальчики один за другим седлают коня, помогает им в этом атаман. Он им за крестного отца стал. Папы и мамы казаков принимают сыновей с клятвой растить достойных казаков, настоящих воинов.

— Люб ли вам казак? – спрашивает каждый о своем сыне у других родителей и гостей.

– Люб, – отвечают они, и мальчик отправляется в строй.

Не остались без внимания и девочки – казачки. Обряд посажения, конечно, они не проходили, но на жеребце прокатились.

Как и положено, обряд получился семейным. Родители подготовили для ребят столы со вкусностями. Обед удался на славу. В большом семейном кругу юные казаки отобедали, да угостились чаем и тортами.

На этом праздничный день у казачат не закончился. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки стали радостным событием, как для детей, так и для взрослых. Судья соревнования Павел Демидов строго следил за соблюдением правил техники безопасности. А казачата старались метко целиться и попадать «в яблочко». Показавшие лучшие результаты среди детей и среди взрослых получили грамоты.

Весь день в школе работала выставка фотографий, где можно было познакомиться с работой, которую проводили казаки МО МКО «Есаул» в течение года с момента создания. А также, посмотреть и почитать книги, которые хранятся в казачьей библиотеке молодежной организации.

День закончился всеобщим построением, где детям подарили Святое Евангелие и памятные сувениры. Классному руководителю — воспитателю Елене Никитиной (природной донской казачке) была вручена награда – «За славу и честь казачью». В поощрение за огромное дело в воспитании молодых казаков, в назидание казакам взрослым.

Казачьему роду нет переводу!

Екатерина Гнедаш

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

4 мая 2015, впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. Об этом рассказывает портал "Благословенный Кавказ".

На праздник, который посвятили 70-летию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пригласили кунаков из КБР и КЧР.

Обряд был распространен еще в Древней Руси для боярских, княжеских детей и их дружинников, отметили организаторы. У казаков он сохранился без изменений почти до наших дней. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук казака, он ребенком уже был казаком. Обычай посажения на коня остается актуальным и сегодня. Ведь это - первое испытание будущего защитника Отечества. Прикосновение к истокам, слияние с родными традициями и обычаями. Возможность почувствовать себя равным старшим братьям-казакам.

Местом проведения праздника стала гора Машук. В организации участвовали Горячеводская казачья община, Пятигорская епархия и мэрия столицы Северо-Кавказского округа.

По решению оргкомитета всем гостям был предписан казачий дресс-код: мужчинам - национальные рубахи или рубахи с длинными рукавами, головные уборы в виде папах либо форменные фуражки. Женщин пропускали только в длинных юбках и блузках с длинными рукавами и убранными волосами.

Казаки, люди православные, каждое серьезное дело начинают с молитвы. Так же было и в этот день. На поляне была установлена походная часовня, в которую принесли ковчег с мощами великомученика и Победоносца Георгия.

Молебен перед cвятыней совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении казачьего духовенства Пятигорской епархии. Особо помянули вождей и воинов, и всех отдавших свои жизни на фронте и в тылу ради Победы.

"Мы помним о подвиге наших предков, защитивших народ от страшной угрозы уничтожения, и сегодняшний праздник становится очень важным свидетельством того, что от крепкого корня Великой Победы появляются новые побеги. Мы не придумываем что-то новое, а обращаемся к тысячелетнем опыту народа", — отметил архиерей.

По окончании богослужения состоялось вручение наград отличившимся казакам, а затем начался сам обряд посажения на коня. Посвящение прошли более ста казачат Горячеводской общины возрастом от одного года до десяти лет. Под казачьи песни отец, дед или крестный отец сажали казачат в седло. На них впервые одевали казачью шашка и папаху. Сделав почетный круг, казачата получали благословение стариков и атамана.

Завершением праздника стала показательная джигитовка.

Православие.Ru


Донское казачество известно как самобытный род вооруженных сил России. На протяжении сотен лет казаки считались непревзойденными наездниками. Без казачьей шашки не обходились русско-турецкие войны 18-19 веков, участвовали донские казаки в походах на Кавказ, завоевывали земли Средней Азии, осваивали Дальний Восток и Сибирь. Даже находясь дома, на Дону, они прикрывали границы тревожного юга России. Фактически донское казачество вело ежедневную многовековую войну, что послужило формированию особого уклада их жизни.

Демократия по-казачьи

Донское казачье войско считается самым многочисленным казачьим объединением в Российской империи. С момента получения Царской грамоты от Ивана Грозного в 1570 году донские казаки стали первыми по старшинству среди всех казачьих войск. С этого времени они наряду с царской армией участвовали во всех крупных сражениях.


До подавления Булавинского восстания в 1708 году, когда территорию вольных казаков включили в состав Российской империи, это был абсолютно независимый от политики внешнего мира народ. Но, находясь после распада Золотой Орды в окружении воинственно настроенных крымских татар, нагайцев, калмыков, донские казаки вынужденно пребывали в постоянной боевой готовности. Такая напряженность требовала высокой ответственности и четко работающей системы внутреннего подчинения.


Жизненный уклад донского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных городков. Этот демократичный подход к выдвижению лидеров резко отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена. Даже после отмены Петром 1 выборности казачьих атаманов и введении обязательной службы в царской армии донские казаки настойчиво отстаивали свои свободы перед имперскими властями, добиваясь частичного сохранения своих привилегий. Донское казачество освобождалось от налоговой повинности, а также имело право беспошлинной торговли на войсковых территориях.

Порядки в казачьей семье

В 16-17 веках все самое важное в жизни донских казаков решалось на Кругу. Мужчина, давший слово на всеобщем собрании, обязан был сдержать свое обещание. Со временем Круг начал давать одобрение брачным союзам. Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания, и с народного согласия рождалась новая семья.


Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты. Насильно казаков не женили. Молодой приходил с отцом к приглянувшейся казачке, и дальнейший ход событий зависел от невесты. Она могла одобрить сватовство или же дать понять, что свадьбы не будет. В случае неудачного замужества жена имела право добиваться поддержки казачьего Круга в разводе, чего не знали традиционные русские семьи.

Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Он считался носителем традиций и семейной памяти. Неуважение к старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми.

Воспитание настоящего казака

В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.


Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.


Помимо освоения воинского дела мальчишки с 5 лет работали в поле, пасли скот, управляли волами на пахоте. Времени для традиционных детских забав оставалось мало. Но даже игры сводились либо к обучению, либо к воинскому искусству, для чего казак, собственно, и был рожден. В подростковом возрасте ребята осваивали воинскую стратегию, выстраивая модели сражений и анализируя тактику противника. Для этого устраивались потешные бои одной группы детей против другой, в результате чего победители захватывали знамя «противника».


Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени.

Какими были донские женщины



В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.

Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.


Случалось, что на казачьи селения нападал враг. Женщины отвечали за укрытие детей и скота, перезаряжали мужу ружья, помогали строить укрепления, тушить жары, спасали раненых. А если главного защитника дома не оказывалось, казачка, не задумываясь, хваталась за мужнину саблю, защищая собственный дом. В 1641 году 800 казачек наравне с мужчинами защищали от турок крепость Азов, проявив в тяжелых боях небывалую храбрость. Эта героическая операция известна в истории как «Азовское стояние».

Сегодня огромный интерес вызывают и .