Понятие экспериментальная деятельность. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. развитие творческого воображения и мышления обеспечение психологического благополучия и здоровья детей развитие коммуникативных навыков развитие познавательных способностей Задачи развития


Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.


Постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов. Структура детского экспериментирования


Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;


Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; материалы прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.









Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".


К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.


В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. 18 Список использованной литературы: 1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование» 2. Г. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми» 3. О. В.Дыбина « Неизведанное рядом» 4. Н. Рыжова « Наш дом природа» 5. А. И. Иванова « Детское экспериментирование-как метод обучения» 6. В.А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»



В детском саду малыши не только играют и весело проводят время, но еще и всему учатся. Для этого существует огромное количество различных способов. Сегодня важной составляющей развития ребенка является экспериментальная деятельность в детском саду.

Что это такое

Всем понятно, что малыш учится, задействовав все свои резервы - слух, нюх, осязание и обозрение. Наиболее простой и понятный способ рассказать крохе о том или ином действии - непосредственно показать, как это все происходит. Именно поэтому экспериментальная деятельность в детском саду очень важна для обучения дошкольников основам физики, химии и биологии.

Как подобрать тематику

В чистом виде наука детей пока точно не заинтересует. Поэтому воспитатель должен очень грамотно подобрать тему занятия, чтобы она привлекла к себе внимание всех малышей. Начинать нужно с того, что нас окружает. Ведь детям на самом деле интересно практически все. Затрагивать можно темы живой и - все, что касается человека.

Что делать

Экспериментальная деятельность в детском саду должна проходить в комплексе с различными формами обучения. Так, ребенок должен не только смотреть, что делает воспитатель. Он должен слышать, зачем это нужно, что от этого может измениться, как происходят те или иные действия. Также хорошо детей вовлекать в различные эксперименты. Ведь совсем несложно дать малышу задание посадить дома в прозрачную емкость лук и смотреть, как он прорастает. После, уже в саду, можно устроить выставку проросших растений, детям нравится хвастаться своими наработками.

Опыт первый

Не должна быть сложной, проходить с использованием дорогой техники. Для этого достаточно взять простые вещи, которые находятся всегда под рукой. Малышам можно показать эксперимент с водой: в каких состояниях она может бывать - жидком, замерзшем и парообразном. Для этого понадобится всего лишь банка с водой, средство для подогрева, а также место охлаждения. Помимо самой главной цели с малышами можно много о чем поговорить и попутно много полезного сделать. Так, воду в банке можно измерить разными емкостями: чайной и столовой ложкой, стаканом, необходимо рассказать, что вода в морях и реках разная - пресная и соленая и т. д. Предварительно ребят можно попросить надеть спецодежду для занятия, ведь в лаборатории нужно находиться только в спецформе. Деткам это очень понравится.

Опыт второй

Экспериментальная деятельность в ДОУ может быть довольно продолжительной. Так, например, малышам можно дать задание понаблюдать за комнатными растениями в самой группе. Дети должны будут поливать растение, ухаживать за ним: обрывать пожелтевшие листочки, вспушивать почву. Можно каждому ученику присвоить своего зеленого друга, а потом сравнить результаты опыта. Попутно детям нужно рассказать о многом: как правильно поливать цветок, когда его лучше пересаживать и почему, рассказать, как он при помощи листиков питается от солнышка и т. д.

О многом

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ не должна быть строго ограниченной какими-то рамками. Хорошо, если воспитатели будут просто спрашивать детей, о чем им интересно узнать, делиться с малышами планами на следующий урок. Только так деток можно будет легко заинтересовать и без проблем вовлечь в учебный процесс.

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей». (В.А.Сухомлинский)

Есть замечательные слова восточного мудреца: «Ребёнок? это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Мы любим всё красивое, ведь «Красота? спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой? это создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:

Активности, побуждающей к действию;

Стабильности (воспитатель стабилен, а среда меняется);

Комфортности (всем удобно).

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому педагоги ведут целенаправленную, продуманную педагогическую работу по развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой? предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, педагоги ведут работу по экспериментальной деятельности. Задача педагога на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет? не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

В результате экспериментирования дети учатся:

Выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагать возможные решения;

Проверять эти возможные решения, исходя из данных;

Делать выводы в соответствии с результатами проверки;

Делать обобщения.

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания? творческий процесс, задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Вывод

Таким образом, все дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность? естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить? значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача? помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому мы стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Развитие исследовательских способностей ребёнка? одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года? практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Из опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников»

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Современный образовательный процесс в детском саду немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментирование.
По мнению академика Николая Николаевича Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому, я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников ", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется совместная работа (воспитатель- дети- родители) по технологии экспериментальной деятельности.
Основная цель педагогической идеи: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Технологию экспериментальной деятельности применяю поэтапно, по месяцам и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона.
Работа ведётся по разделам:
ВОДА - ВОЗДУХ - ПЕСОК И ГЛИНА - ФАУНА И ФЛОРА-СНЕГ И ЛЁД
В группе я оборудовала уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий. В нём нас встречает его хозяйка - тётушка Совунья, она знакомит детей с правилами поведения и оборудованием.
Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Оснащением уголка экспериментирования являются:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. В работе по разделам: «Песок, глина» , «Вода, воздух» и др. дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы: свойства несеянного песка, "Как обнаружить воздух", "Цветок лотоса", "Капля шар", "Снег тоже вода","Выйти сухим из воды", "Что нужно для питания растения?".
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка, группы детей, коллективную работу. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы
детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию мы используем игровую деятельность. Даем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Куклы вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать,
делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.
При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители принимают активное участие в уголках экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы, занятия в разных источниках, опираюсь на опыт других педагогов. Очень помогает моей работе статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Старший воспитатель».
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том , что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят-любознаек и почемучек.

– детский сад №5 г. Можайска

Доклад

«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»

(из опыта работы)

Воспитатель

г. Можайск

Ребенок по своей природе исследователь. Важные черты детского поведения - это неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».

Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Все усиливается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам чувствует.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую в своей работе - это опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей разнообразна. Я работаю по таким направлениям:

1. Свойства самого удивительного вещества на земле - воды.

2. Свойства воздуха.

3. Исследование почвы - бесценной кладовой, песка, глины.

4. Изучение камней - удивительных созданий природы ровесников нашей планеты.

5. Эксперименты и опыты с растениями: размножение, рост и развитие.

Главными задачами в своей работе я ставлю не только приобретение знаний, развитие любознательности, но и формирование у детей бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Условия для проведения опытов у нас в детском саду есть. Создана развивающая среда: зимний сад, лаборатория, фруктовый сад, огород, экологическая тропинка, собраны мини-музеи «Морское дно», «Минералы», «Что у нас под ногами».

В нашей опытно-исследовательской лаборатории собраны различные емкости, пробирки, колбочки для экспериментирования, подносы для каждого ребенка, лупы, трубочки, песочные часы, лейки, воронки, стаканчики, материал для ухода за растениями, микроскоп, халаты и фартучки для юных исследователей. Заготовлены земля, песок, глина, соль, семена для посадки и проращивания в разных условиях. Составлены описание и план экологической тропинки, планы огорода и фруктового сада, схемы экосистем, различных сред обитания, дидактические игры, модели эколого - систематических групп.

В процессе проведения опытов пытаюсь задействовать каждого ребенка, занятия провожу и по подгруппам и со всей группой. Наши опыты чем-то напоминают детям фокусы: они необычные, а главное - дети проделывают все сами.

Так, к примеру, детям нравятся опыты с водой. На занятии «Волшебница вода» дети закрепляют знания о свойствах воды: текучесть, прозрачность, не имеет запаха, вода способна окрашиваться, растворять некоторые вещества (соль, сахар). На других занятиях, в зимнее время, дети узнают агрегатные состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Даю детям потрогать лед, растопить его в ладошках. Знания усиливаются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам чувствует. На этих же занятиях мы с детьми используем моделирование кружочками, маленькими человечками, действия обозначаем алгоритмами. Особенно дети любят моделировать маленькими человечками.

Метод моделирования маленькими человечками основан на том, что все дети представляют себе предметы и явления в виде множества человечков, эти человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по - разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам. При моделировании ребенок может поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Так, человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки. Чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие. Человечки жидкого вещества - человечки-капельки стоят рядом и слегка касаются друг друга, руки у них на поясе. Эта связь непрочна, таких человечков можно легко отделить друг от друга (отлить воды из стакана). Человечки газообразных веществ - воздушные человечки (газ, дым, пар, запах) неусидчивы, любят прыгать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют, лишь иногда они задевают друг друга.

На занятии «Как воду сделать чистой», дети фильтруют воду через бумажные фильтры, узнают, какими фильтрами мамы пользуются в быту, как они очищают воду. На каждом занятии детям напоминается, что воду необходимо беречь и когда они моют руки, кран нужно закрывать так, чтобы вода не капала.

Интересно занятие «Тайны соленой воды». На этом занятии я выпариваю соленую воду в пробирке (в ложке), дети наблюдают, как испаряется вода, а соль остаётся на дне пробирки. На этом же занятии дети узнают тайну соленой воды - она тяжелее пресной: дети опускают в сосуд с соленой водой картофелину и яйцо. На собственном опыте дети убеждаются, что соленая вода тяжелее, и поэтому в ней не тонет яйцо и картофелина.

Опыт «Выращивание кристаллов». Это очень красивый и будоражащий воображение опыт. И очень простой. Вырастить кристаллы можно из соли или соды. Главное в этом опыте – соблюдать осторожность при работе с горячей водой. Оборудование для эксперимента очень простое:

соль (сода), горячая вода, стеклянная баночка, проволочка или шерстяная нитка с петелькой на конце (к нитке можно привязать обыкновенную канцелярскую скрепку), деревянная палочка или карандаш, большая миска. Каждому ребёнку предоставляется возможность вырастить свой собственный кристалл. Дети с удовольствием наблюдают в течение одной-двух недель, как ниточки со скрепками начинают потихоньку обрастать кристаллами соли.

На занятии «Поиск воздуха» дети знакомятся со свойствами воздуха, убеждаются, что воздух вокруг нас, он везде, воздух - невидимка. Проводится опыт со стаканом, в котором пустой стакан опускается вверх дном в тазик с водой. Стакан остаётся пустым. Дети делают вывод, что и в пустом стакане есть воздух, только его мы не видим.

На занятии «Путешествие на воздушном шаре » дети знакомятся с еще одним свойством воздуха: воздух при нагревании расширяется. На занятии «Чистый и загрязненный воздух» узнают, что влияет на чистоту воздуха и состояние здоровья человека, и какую роль играют растения в нашей жизни.

Проводя цикл занятий о воздухе, я максимально пытаюсь рассказать детям о значимости воздуха для человека и для нашей планеты. Экспериментным путём показываю, как воздух помогает людям. Например, воздух надувает паруса (демонстрирую парусный кораблик в тазике), ведь ветер - это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу и мельница вращается, помогает людям молоть муку (показываю игрушечную мельницу), если на нее подуть, она крутится, предлагаю детям подуть на нее.

Рассуждая с детьми о полёте птицы, мы делаем вывод, что крыльями птицы опираются на воздух, отталкиваются от него и летят. Так же и самолеты - у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не смогли бы летать. Предлагаю детям сделать бумажные самолетики и каждому запустить свой самолетик.

Показываю детям, как работает вентилятор : его лопасти заставляют воздух двигаться - создают ветер, ветер - это воздух, который движется, и мы его чувствуем.

Для закрепления знаний о воздухе детям зачитываются фрагменты сказок, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане...», «Соловей - разбойник», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

У детей старшего возраста уже накоплен опыт игр с песком, поэтому они с удовольствием наблюдают за экспериментами с этим веществом, стремятся получить новую информацию о нём. На занятиях проводим опыты, на которых дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный , очень мокрый, сыплется, лепится, желтый (светло или темно - коричневый), хорошо пропускает через себя воду (вода уходит в песок). На сыром песке отпечатываются следы (от человека, птиц, игрушек, животных), по ним можно узнать, кто ходил по песку, на сухом песке вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко - он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки); по сухому песку ходить трудно - он осыпается, ноги проваливаются. Предлагается рассмотреть небольшую горстку сухого песка. Дети делают вывод, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. В этом опыте использую лупы, микроскоп. Другое исследование – сравнение песка с речными камнями. Дети берут в руки камни, рассматривают их, жмут, гладят, называют их свойства (форму, цвет, твердость, особенности поверхности), сравнивают с песком, называют отличия и сходства. Делаю пояснения, что песчинки - это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг о друга больших камней.

Выясняем с детьми, кому нужен песок для жизни, кто живет в песчаных пустынях, рассматриваем макет «Пустыня», ищем на глобусе пустыню Сахара, обсуждаем, как приспособлены к жизни в песках верблюды , ящерицы, черепахи, выясняем разные приспособительные особенности животных: способность запасать питательные вещества, подолгу обходится без воды (верблюд), впадать в спячку и так пережидать самое жаркое время (черепахи), использование маскировочной окраски (под песок), приспособленность животных к передвижению в песке, закапыванию в песок.

Для знакомства и проведения опытов с камнями в нашем саду есть коллекция «Минералы» из обычных камней: речных, морских и тех, что у нас встречаются под ногами. Провожу вместе с детьми такие опыты с камнями: опускаем в банку с водой, дети наблюдают, как камни падают на дно; пытаемся забить гвоздь в камень – показываю, как гвоздь согнулся. Делаем вывод: камень тверже дерева. В процессе беседы дети выясняют, что камни в природе есть в земле, в реках, в морях и океанах, поэтому их называют речными и морскими. Учимся различать камни, рассматривая их и обследуя. Делаем вывод: речные камни - неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие - такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений.

Даю первые представления о ценных камнях. Рассматриваем и обследуем коллекцию «Минералы». Дети сами рассказывают, где используются ценные камни: для украшения построек, в изготовлении сувениров, памятников (гранит, мрамор), в изготовлении украшений.

Так же интересные опыты проводим с глиной, детям она знакома с раннего детства. Сравниваем глину с песком, она не сыплется, плотная, может быть сухая и сырая: мокрая глина липкая, вязкая, мягкая - из нее можно лепить разные предметы, сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная - дети на опыте убеждаются, что при ударе или падении разбивается на куски. Делаем такой опыт: в одну прозрачную емкость кладем глину, в другую – песок, предлагаю воткнуть палочку в глину и в песок. Дети делают вывод: в песок палочка входит легко, а в глину с трудом. Предлагаю в емкости налить воды. Обсуждаем следующее свойство глины: песок воду пропускает, а глина нет, впитывает воду и становится мягкой. На прогулке находим места с преобладанием в почве песка и глины. Детям предлагается подумать и сказать, почему в одном случае нет луж после дождя, а в другом вода застаивается. Обсуждаем с детьми вопрос, кому нужна глина для жизни: вспоминаем ласточек - береговушек, которые устраивают гнезда - норки в отвесных глиняных берегах рек.

Проводим исследования почвы не только на огороде, но и в лаборатории. У каждого на бумажной тарелочке комочки земли и палочка, лупа. Рассматривая под лупой землю, дети видят в земле корешки, камешки, перегной, различную живность: жучков, червячков, делают вывод, что почва отличается по составу, цвету, запаху, почва бывает сухой и мокрой (влажной). Проводится беседа, какую пользу оказывают почве червяки.

В лаборатории у нас есть комнатный огород. Через стекло дети могут наблюдать и состав почвы, и то, как растут и развиваются растения, их корневая система. Сначала проращиваем семена самым простым способом, во влажной ткани. Сажаем с детьми семена пророщенные и не пророщенные. Сравниваем, наблюдаем за развитием. Делаем вывод, что пророщенные семена быстрее растут и развиваются, чем не пророщенные.

Чтобы закрепить знания детей, что необходимо для роста и развития семян делаем такие опыты.

Так, например, одну влажную коробочку с набухшими семенами располагаем на свету, другую - в темноте. Через два - четыре дня дети убеждаются, что состояние проростков в обеих коробочках, примерно, одинаковое. Делаем с детьми вывод: свет не играет никакой роли для прорастания семян. На свету и в темноте прорастание идет с одинаковой скоростью.

Экспериментируем и вегетативным размножением растений, при помощи любых органов растений: луковицами, клубнями, корнеплодами, кочерыжкой. Этим мы занимаемся в основном на огороде. Экспериментальным путём устанавливаем, сколько новых клубней получилось из одного клубня, сколько горошин получилось из одной горошины, как влияет густота посева на размер корнеплодов моркови. Проводится очень интересный, занимательный эксперимент «Как огурец попал в бутылку?» Предлагаю на огуречную грядку положить прозрачную бутылку с узким горлышком. Через горлышко внутрь бутылки помещаем отросток с маленьким огурчиком, который только что образовался на месте цветка. Под бутылку предлагаю подложить камешки, чтобы она не смещалась. Наблюдаем, как огурец растет, занимает свободное место в бутылке и постепенно принимает ее форму. Каково же удивление и радость детей! Особенно, когда мы разрезаем бутылку и вынимаем огурец. Осенью проводим опыт «Продлим жизнь растению цветника». Дети на собственном опыте убеждаются, что человек может реально помочь растению и наблюдает влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность растений.

Зимой проводится цикл опытов, чтобы показать детям роль снега в жизни растений. В январе-феврале предлагаю детям раскопать снег в том месте, где росла трава. Дети обнаруживают под снегом зеленую травку длиной 10-15 см. Снеговую ямку сразу же засыпаем, иначе растения вымерзнут. В период таяния снега, сравниваем состояние почвы в местах, где снега было много и мало. Дети убеждаются, где было снега мало (его сдувал ветер), почва будет сухой или слегка влажной, а там, куда мы присыпали снег, под деревья, кусты, почва - очень мокрая. Так же дети убеждаются, что на тех местах, где было много снега, раньше и гуще появляется трава.

В итоге у детей складывается осознанное представление о роли снега в жизни растений: зимой снег согревает растения, а весной при таянии растения получают много воды. Снеговая вода особо ценная, она намного полезнее, чем обычная, в талой воде молекулы располагаются упорядоченнее, поэтому она обладает повышенной биологической активностью; семена, намоченные в талой воле, быстрее прорастают, проростки растут более интенсивно, растения бывают более крепкими.

Примеров экспериментирования можно привести много. Я в своей работе стараюсь использовать подручный материал. Проводя эксперименты, я не делаю четкой границы между обычной жизнью детей и проведением опытов. Считаю, что эксперименты - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром, в котором детям предстоит жить. Ведь только через действия ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н. Е, Галимов - исследовательская деятельность дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез,2012.

2. Иванова растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: Сфера, 2010.

3. Ковинько природы - это так интересно. - М.: Линка-Пресс,2004.

4. Николаева эколог.- М.: Мозаика-Синтез,2004.

5. Рыжова у нас под ногами.- М.: Карапуз, 2005