Почему украшают елку. Исследовательская работа "Почему на Новый год украшают ёлку"

МБОУ «Поводимовская средняя общеобразовательная школа»

Дубёнского муниципального района

Республики Мордовия

Исследовательская работа

Почему на Новый год

украшают ёлку.

Выполнила: ученица 3 класса

Иванова Екатерина

Руководитель: воспитатель ГПД

Чичайкина Татьяна Михайловна

2014 – 2015 учебный год

    Введение

    Теоретическая часть.

3. Первая ёлка в России.

    Практическая часть.

    Заключение.

    Литература.

I . Введение .

Цель проекта:

    Узнать, почему украшают ёлку на Новый год.

Объект исследования: ёлка.

Предмет исследования: украшение новогодней ёлки.

Гипотеза: если бы не украшали новогоднюю ёлку, то праздник был бы неинтересным.

Перед собой я поставила задачи:

    Рассмотреть историю украшения Н овогодней ёлки.

    Узнать, что украшают на Новый год в других странах?

    Изучить технологию выполнения Новогодней елки своими рук ами.

    Обобщить результаты и сделать выводы.

II . Теоретическая часть.

1. Почему украшают ёлку на новый год.

В своём классе я провела анкетирование, и оказалось, что мало кто знает, почему украшают ёлку на Новый год.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель? И как появился этот обычай?

Наши древние предки верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлебов и фруктов, овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья. К тому же, вечнозеленая ёлка издревле символизировала саму жизнь .

Она символизирует вечность, красоту, бессмертие, а ее шишки были ол ицетворением здоровья и вечного огня.

Первыми, кто начал украшать именно ель, были немцы, потому что они считали это дерево священным и верили, что в нем живет «дух лесов», защ ищающий справедливость. Каждый отдельный «подарок» имел свой смысл, например подношение яблок, являлось символом плодородия, яиц - символом благополучия.

Постепенно данный обычай начал проникать во Фра нцию и Англию.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

И люди стали украшать свои дома ветками хвойных деревьев на новогодние праздники, по европейскому образцу.

2. Рождественский венок – популярное украшение.

В мире одно из самых популярных украшений - рождественский венок, символизирующий жизнь, которая не имеет ни конца, ни начала. Несмотря на то, что этот обычай пришел к нам из католических стран, мы переняли эту традицию с удовольствием. Венок делают из еловых веток, которые скручивают в жгут и украшают маленькими игрушками, крошечными подарочными упаковками, палочками корицы, засушенными цветами. В середине круга можно установить зажженные свечи или взять и с помощью проволоки привесить венок снаружи на входную дверь.

Сначала для украшения использовались конфеты, фрукты, только в середине 19 века на елках стали появляться гирлянды, фонарики, игрушки. В начале двадцатого века украшенная елка стала главным атрибутом новогодних праздников в России.

Постепенно красивый обычай стал распространяться за пределы Германии. Взял герцог Орлеанский в жёны немку – и рождественское дерево оказалось во Франции. Приглянулась английскому королю Георгу III немецкая принцесса – в 1760 году ёлочка впервые пришла на берега туманного Альбиона. Вслед за венценосцами ёлку полюбили богатые люди из Праги, Цюриха, Вены, Гааги, Нью-Йорка. Сначала её украшали шишками, орехами, конфетами. Позже появились украшения из папье-маше. А затем всё те же немцы придумали удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

Сегодня родиной обычая наряжать рождественское дерево называют Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

3. Первая ёлка в России.

В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е годы XIX века. Новая забава была с восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Обычай вошёл в моду. Постепенно наладилась торговля срубленными деревьями. А уже в конце 1840-х годов люди стали заказывать искусственные ёлки, что считалось особым шиком. Рост промышленного производства поспособствовал тому, что в считанные годы разнообразные украшения и свечи, изготовленные фабричным способом, стали доступны практически всем слоям населения.

4. Рождественская ёлка- обычное явление.

К концу столетия рождественская ёлка стала обычным явлением. Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли. Отыскивали под ним подарки. Со временем стали организовывать общественные елки, как для детей, так и для взрослых – в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц, в школах.

Вот такой нелегкий путь пришлось преодолеть «пышной новогодней крас авице». Сегодня мы уже не можем представить Новый год без нее, ведь именно под елочкой Дед Мороз оставляет подарки, и именно она, своими яркими огнями и фонариками, создает эту незабываемую атмосферу новогодних праздников.

5. Что наряжают на Новый год в других странах.

А ещё я решила узнать что наряжают на Новый год в других странах? Ведь хвойные деревья растут не везде . Что же, давайте попутешествуем.

На Кубе новогодним деревом является пальма, а некоторые украшают араукарию, – местное хвойное дерево, которое растет в горшках, еще ее называют комнатной елью.

В Никарагуа, символом Нового года служит кофейное дерево, увешенное красными плодами.

В Австралии и Новой Зеландии в это время лето. Новогодним деревом является метросидерос, который усыпан алыми цветами. Его также украшают фигурками мишек коала и кенгуру в костюмах Санта Клауса.

В Индии на Рождество наряжают манговое или банановое дерево. Для украшения домов используют листья манго и пуансеттии (молочай красивейший, «рождественская звезда»). На стены и края плоских крыш помещают глиняные масляные лампы.

В Японии все чаще начали украшать елку, а также у них очень популярна икебана, которая состоит из сосны, листьев бамбука, розовых бутонов, цветов сливы и японского абрикоса. Такая композиция символизирует пожелания вечной молодости и долголетия.

В Китае новогодний стол украшают срезанными нарциссами. Дома украшают мандариновым деревом в горшке. На улице наряжают «огненные» деревья, на которых вешают очень много лампочек и ярких украшений.

Во Вьетнаме символом Нового года являются веточки полураспустившегося персикового дерева – хао-дао. Их дарят друг другу, поздравляя с Новым годом. А еще украшают бамбук, который ставят посредине комнаты, цепляют на него глиняных рыбок и колокольчики.

В Судане талисманом Нового года и символом счастья является зеленый, не вызревший орех.

На Бали – уж для нас совсем необычное новогоднее дерево. Высокие колонны из стеблей риса, раскрашенные в разные цвета. Африка богата баобабами. И африканцы украшают их на праздник Нового года всевозможными яркими ленточками, лоскутами тканей, украшениями.

В Мексике любят пальму. На Новый год, мексиканцы украшают ее, и раскладывают вокруг нее подарки.

В Гане сооружают на Новый год домики из пальмовых листьев, и украшают их разноцветными лампочками.

В Бразилии в канун Нового года украшают деревья, кустарники, пальмы разнообразными лампочками и серебряными шарами. Кроме того, в этой стране очень популярны искусственные елки, сделанные из синтетических материалов, бумаги, стружек.

В Никарагуа - кофейное дерево. Во Вьетнаме – персиковое дерево.

III . Практическая часть.

Узнав так много о новогодней ёлке, я решила сделать ёлку собственными руками и украсить её. Для этого я взяла ватман, салфетки белого и зеленого цвета, ножницы, клей и стип лер.

    Сначала я сделала конус из ватмана.

    Потом взяла салфетки, сложила их два раза , в середине скрепила стиплером.



    Обрезала края, сделав из салфетки кр ужок.



    Сделала надрезы по всему кр угу.



    Потом я его ра спушила и приклеила к конусу.




    Когда я все закончила я её украсила игрушками. И вот что у меня получ илось.

В настоящее время ель из леса можно заменить искусственной ёлкой.

Я считаю, что она также украсит наш праздник и поможет сохранить тысячи зелёных красавиц в лесах.

    Заключение.

Для себя я сд елала следующие выводы:

Любопытно, что изначально ель в России считалась деревом погребальным и никак не могла сопровождать праздники. Полтора столетия прошло со дня издания Петром I указа о переносе Нового года на 1 января и особом украшении домов, прежде чем русские люди отважились внести в горницу первую елку.

История новогодней ели тесно связана с Рождеством, да и называют ее в Европе именно рождественской. И сама строгость этого дерева, и украшения, и навершие в виде звезды – все связано с новозаветной историей прихода в наш мир Спасителя. Евангелие ничего не говорит о ели, да это и понятно: не растут такие деревья в жарком и сухом Израиле. Даже в наше время в земле обетованной на Новый год покупают кипарис или араукарию. Поэтому за рождественской историей нашей лесной красавицы обратимся к преданиям.

Совет. Приобретите живую ель в кадушке и поставьте ее в спальне. Вам будут гарантированы здоровый сон, насыщенный фитонцидами воздух и новогоднее настроение.

Она пришла с севера за Вифлеемской звездой

Согласно основной европейской легенде, выразить свою радость Младенцу и его Матери пришли не только волхвы, но даже звери, птицы и растения. Прослышала о чудесном рождении и могучая гиперборейская ель. Однако, придя к вертепу, где Богоматерь кормила Сына, ель застеснялась и осталась в сторонке. Прочие деревья стали спрашивать ее, почему не подходит она ближе. Ель взглянула на их богатые плоды и пышную листву и ответила, что боится напугать сидящих внутри людей.

Поняли деревья, что гостья смущается своей простоты и мрачности, и стали одаривать ее цветами, яблоками, инжиром, орехами, брызнули соком на ее шишки, отчего те стали золотыми. И стала скромная ель сиять и переливаться, и вошла в пещеру. Увидел ее Сын Божий, заулыбался и замахал приветственно ручками. Больше всех понравилась ему нарядная северная ель.

В этот красивой истории веками отточены все детали:

  • сладкие и фруктовые украшения символизируют дары, которые волхвы несли Младенцу;
  • звезда на верхушке – та самая Вифлеемская провозвестница, указавшая путь к вертепу;
  • – это сплетенная пауками для очень бедных людей паутина, которую сам Иисус превращает в сверкающие нити.

Совет. Ежегодно проверяйте качество гирлянд, которыми собираетесь иллюминировать праздник: они часто служат причинами пожаров.

Сказ о том, как ель языческие символы победила

В зарубежной Европе ель распространена нешироко: Скандинавия, Альпы и восток Германии. Неудивительно, что именно в этих местах родилась традиция украшать Рождество душистым хвойным деревом. Но еще раньше ель стала объектом поклонения у древних кельтов, открывая год согласно их растительному гороскопу.

Кельтские жрецы – друиды – в конце декабря выбирали самую высокую и мощную ель в окрестностях и наряжали ее дарами для лесных духов. Это происходило во время праздника Йоль, двенадцатая ночь которого соответствует нашей Новогодней.

Ветви дерева богато увешивали лампадами с горящим жиром – символами света, а также орехами, печеньем, а порой и внутренностями животных, которые предназначались добрым духам. От друидских обрядов происходят многие символы Рождества:

  • венок, который обязательно вешают на дверь – это бывший еловый венок Йоля, символ слияния конца и начала года;
  • лакомство «Рождественское полено» – превращенное в сладость йольское бревно, которое горело, не переставая, все 12 дней праздника;
  • непременные свечи на столе – способ призвать в дом добрых духов.

Однако все это языческие приметы, как же они проникли в христианство? А все благодаря елке. В VIII веке н.э. в германских лесах бродили священники-миссионеры, пытаясь обратить язычников на путь истины. Среди них был и святой Бонифаций, не боявшийся ни дремучих северных чащоб, ни друидских жертвоприношений.

Бонифаций призвал друидов к их священному дереву, Дубу Тора, и провозгласил, что срубит его с помощью своего христианского бога. Усмехнулись друиды и продолжили смотреть, как сподвижники монаха рубят дуб. И рухнуло могучее дерево, и поняли язычники, что неведомый бог играючи подчинил себе Тора. А на месте поверженного дуба выросла красавица-елочка, на которую указал Бонифаций друидам со словами: «Вот оно, христианское дерево».

И как славно, что древний обычай встречать новый год с сияющим в углу гостиной, загадочным и подмигивающим гирляндами хвойным чудом сохранился до наших дней!

Почему наряжают елку: видео

Первыми начали наряжать рождественскую елку в Германии. По легенде за появление этой традиции мы должны быть благодарны Мартину Лютеру, выдающемуся немецкому реформатору. Накануне рождества в 1513 году он, как гласит предание, возвращался домой и любовался усыпанным звездами небом. Складывалось впечатление, что они искрятся и на ветвях деревьев. Добравшись до дома, Мартин Лютер решил воспроизвести увиденное, поэтому поставил небольшую елку на стол, нарядил ее свечами и звездой, которую поместил на верхушку в качестве напоминания о Вифлеемской звезде, указавшей по Библии путь к месту рождения Иисуса.

Широко известно, что в Центральной Европе XVI столетия существовала традиция наряжать небольшое буковое деревце грушами, сливами и яблоками, которые предварительно варились в меду, а также лесными орехами. В канун Рождества украшенный таким образом бук устанавливали в центре праздничного стола.

Примерно через столетие в Швейцарии и Германии на рождественских застольях уже появились не только лиственные деревья, но и хвойные. Главное требование, которое к ним предъявлялось, касалось величины. Дерево должно было быть миниатюрным. Сначала небольшие елочки, украшенные яблоками и конфетами, было принято подвешивать к потолку, и только со временем появилась традиция устанавливать в гостиной большое дерево.

С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.

Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.

Рождественская открытка, 19 век

Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.

Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.

Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.

В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.


Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555

Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.