Почему собаки считаются инфернальными животными. Отношение Русской Православной Церкви к собакам

Считающиеся нечистыми : их нельзя держать дома, после контакта нужно обязательно совершить специальный ритуал очищения и конечно же, их нельзя употреблять в пищу. В этом списке оказалась и собака , которую мы привыкли называть другом человека. Почему собака нечистое животное для мусульман?

Существует легенда, будто собака укусила пророка Мухаммеда и за это была проклята. Это народное сказание в Коране никак не отображено, зато в священной книге магометан неоднократно говорится о нечистоте собаке и запрете на соприкосновение с ней, ее шерстью и слюной. В одной из сур упоминается, что ангел не придет в дом, где находится собака .

Тем не менее, мусульмане держат собак и пользуются их «услугами» - у многих в усадьбах есть лающие питомцы. Правда, живут они в отдельных помещениях и не допускаются в человеческое жилье. У чабанов, пасущих овец, обязательно есть собака, и часто не одна.

Кроме того, существуют виды собак, популярных в мусульманских странах — среднеазиатские овчарки , салюки (персидская борзая), ханаанская собака . Салюки — очень древняя порода и среди других пользуется особым расположением. Это единственная собака, которая не считается нечистой — к ней можно прикасаться, не совершая после этого обряда очищения.

В связи с этим у мусульман есть красивая легенда. Однажды царь Соломон позвал к себе всех животных, чтобы услышать их просьбы, а взамен рассказать, как они должны относиться друг к другу. Пришли все животные, не явился только еж . Чтобы отыскать и привести его, вызвались два добровольца — лошадь и собака. Лошадь сказала, что сможет догнать непокорного, но она слишком высокая, чтобы достать его из норы. Собака же заявила, что не боится колючек ежа и сможет поймать его, но у нее слишком толстая морда, которая не сможет пролезть в нору.

Соломон посмотрел на них и сказал, что высокий рост лошади не является ее недостатком, поэтому он не хотел бы ничего в ней менять, а вот собаке можно сделать морду потоньше, чтобы она могла залезть в нору. Он принялся гладить собаку, а та прямо на глазах стала делаться тоньше и изящнее, и через некоторое время превратилась в борзую. Лошадь и собака разыскали и привели к Соломону ежа, а в награду царь сделал их самыми близкими друзьями человека. Действительно, для жителей восточных народов долгие века самыми верными спутниками являются конь и борзая собака.

Существует мнение, будто и в христианстве собака считается нечистым животным , ведь в Библии сказано, что для человека нечисты все, кто ходит на лапах — то есть не на копытах. На самом деле это далеко не так, данный запрет касается только употребления в пищу животных, у которых есть лапы — таких как

Русская православная церковь отмечает один из 12 главных праздников - Сретение Господне.
К Великому Празднику, предлагаем Вашему вниманию, актуальную статью на тему:
Отношение Русской Православной Церкви к собакам.
Многие из нас считают, что отношение Русской Православной Церкви к
животным в общем и собакам в частности, особенно содержащимся в доме,
крайне негативное. Однако это не совсем так. А вернее будет сказать:
абсолютно не соответствует реальности.

Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО «КПЦ «АТАМАН»

Хорошо было бы начать традиционным вступлением - «в редакцию поступил
звонок…» Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Зато
поступил упрек. Что называется, «в теплой, дружеской атмосфере». Проще
говоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку «наехала»
на меня в разгар застолья.

Эта моя знакомая (об имени
умолчим) знает о роде моей работы*, и предполагает, что именно я, как
адепт Русской Православной Церкви, - наиболее подходящий объект для
вымещения обид, нанесенных ей «служителями культа». Обиду, нанесенную
ей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерском
храме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под тем
предлогом, что она осквернена проживанием в ней «нечистых животных», то
есть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашая
небесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать «эту гадость» из
дома.

Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертве
религиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть.
Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкая
провинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачью
физиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок не
запустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор.
Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести из
себя, обозвав собакой.

Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?

Для меня этот вопрос очень насущен - я человек верующий. Имея
собственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковных
правил и постановлений, я, «ничтоже сумняшеся»*, имею собаку в городской
квартире. А что делать «маловерным», впадающим в смущение от незнания
русских церковных традиций и правил?
За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) - отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну . С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном.

Отец Владислав
- священник с академическим образованием, преподаватель семинарии в
одном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моей
работы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на котором
его дочка выступает на соревнованиях. Собака - «детский» лабрадор,
посещает выставки, любимица семьи.

Отец Геннадий
собак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгих
правил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартиру
и загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров.

В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другому
батюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.
- Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку
«нечистым» животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с
«нечистой силой»…

О.В. : Традиция древняя, имеет
ветхозаветное происхождение. Три мировых религии - христианство,
иудаизм и ислам - имеют происхождение, восходящее к общим историческим
корням - Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет является
составляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету - главному
христианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная часть
традиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета.

Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего
пророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». На
употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на
тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить
на алтарь. Так что ассоциации с «нечистой силой» сегодня весьма
поверхностны.

Чистые животные в ветхозаветных правилах -
агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби - должны были при принесении их в
жертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов ли
уродств. Должны были быть «непорочными». Современный иудаизм твердо
исповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге - талмуде.

Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбы
сом и осетр - также животные «нечистые». Талмуд запрещает исповедующим
иудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что «чистый» зверь или
«нечистый» - сегодня это скорее область гастрономических пристрастий.

Теперь об истории…

Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным,
символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработители
еврейского народа - вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину,
исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке как
обожествленному животному отводилось особо почетное место. Так что
собака для иудеев была ненавистным языческим символом.

Псом
называли язычника не только древние евреи. «Пес смердящий», «собака
некрещеная» - традиционные русские ругательства, обращенные и к
половецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многие
ветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственных
правил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрывать
голову женщине (обязательное правило при входе в церковь - прим. ред.).

Но православная церковь на законодательном уровне не делит
животных на «чистых» и «нечистых»! Нет ни одного соборного
постановления, запрещающего христианам иметь собаку.

Еще
нужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенно
городская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничего
общего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшими
города. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством,
вселяли ужас в людей. Существовала форма казни - «бросить на
растерзание собакам». Выгнать ночью за городские ворота провинившегося -
означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Не
говоря о том, что бешенство научились излечивать менее ста лет назад.
ожет ли бес вселиться в собаку?

О.В. : Изгнав на
скале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христос
послал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы в
море. И утонули в нем. Животные - несомненно одушевленные существа. И по
всей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевным
заболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно - так и
говорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес… Люди должны
культивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. В
христианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеров
укрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил,
брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив,
львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровский
кормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* за
подачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве,
добровольно служившем старцу.

Несомненно, добрый, кроткий
сердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный -
воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцев
кичатся тем, что их собака - гроза округи, грызет других собак, давит
котов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не в
смысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.

Бог
сотворил собаку для служения человеку. Человек - владелец собаки,
юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своего
животного, но и перед Богом - за потакание своим страстям - гордыни,
гневу, тщеславию.

О.Г. : То, что «нечистая сила»
вселяется в собаку, - скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил:
собаки очень часто похожи на своих хозяев.

До такой степени,
что иногда у собаки бывает «лицо», а иногда наоборот - у человека лицо
становится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копирует
его. «Бешеная» собака - продукт воспитания «бешеного» хозяина.

- Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья или
о том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно и
недопустимо?

О.Г. : В наших требниках* есть тексты
молитв о страждущих животных. Молитвы о них - законное дело. Случись
беда - заболело животное, потерялось - обратитесь к Богу. Но обратитесь с
сокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с Вас взыскивает Господь?
Но будет кощунственно, если Вы, называя собаку человеческим именем,
будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружка
записку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего возмутите спокойствие
и прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию и не будете
иметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубо
домашней.

О.В. : Все плохое, что случается с
человеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с Вашей
собакой - задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должны
были отдавать людям? Может, вы «зациклились» на своей «дорогой и
единственной» и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? О
том, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужно
отдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, вы
ошибочно полагаете, что «ближние» - это только ваши собаки? Или собака
культивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие… Тогда
не удивляйтесь, что ваши собаки «мрут как мухи». И прежде, чем
помолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если только
о своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите на
соревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше,
если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания «ни пуха
ни пера» попросите Божьего благословения.

Собаководы часто
бывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки «от
сглаза», не ходят на выставки 13 числа… Доброе дело нужно начинать с
краткой молитвы - «Господи, благослови». Часто люди в бесовщину, сглаз и
прочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает.
Получается, что в черта верим, а в Бога - нет.

- Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?

О.В. :
Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится,
если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородного
возраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могут
получить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака…
мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком не
слышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой,
когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традиция
существует более для успокоения мнительных прихожан.

- Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?

О.В. :
По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил,
типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти - христианам
запрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.

- Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?

О.В. :
Да, дочка водила и что-то там такое важное получила… какой-то титул.
Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу - не гордись, не
тщеславься.
- А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?

O.В. :
Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешь
посетить выставку в воскресенье - встань пораньше и сначала «отдай Богу
богово». Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после - на выставку.
Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Что
касается постов… Я помню. как в нашем городе проводилась международная
выставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня это
покоробило… Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы,
совершается чин Погребения, и в то же время - выставка, «тусовка».

Наверняка шампанское пьют, «ура» кричат… Конечно, не многие знают об
этом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначить
выставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки -
мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства как
отрасли. Но для многих владельцев выставка - самоцель, ярмарка
тщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито,
спокойно; другие - как истерики, дают волю страстям, рыдают, с ума
сходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вот
этим, последним, собаководство противопоказано.

О.Г. :
Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в «глухой затвор» не
уходит, живя в миру. Для кого-то выставки - это тоже работа. А для тех,
кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себя
поскромнее. В великие церковные праздники - Рождество, Пасху, посещать
«ристалища» грешно.

- Я, как любитель, готова пытаться
«реабилитировать» собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душу
только таким же любителям, как я. Большинство «церковных бабушек» меня и
слушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьи
собаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, что
канонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мой
прадед - священник, расстрелянный в 1937 году, - имел собак и любил их.
Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921
года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушку
мороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошу
сказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.

О.В. : Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.

О.Г. :
Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бывают
сторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-то
служит на границе. Животные - наши пленники, мы обязаны заботиться о
них. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично и
негигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица.
Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собака
вместе с людьми.

- Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?

О.Г. :
Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но какова
судьба этой «скотской» души - мы не знаем. Писание не отвечает на этот
вопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать.

Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты.
Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?

- Благодать отступает от «запаха псины»?

О.Г. :
Дух Божий дышит, идеже хощет*… Как мы, земные, ничтожные люди смеем
рассуждать о том, «боится» ли Господь собаки? Это чисто человеческие
измышления. Не «запах псины» противен Богу, а дух корысти, наживы,
злобы.

- Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС или
отряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке на
место службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отряду
проводников с собаками?

О.Г. : Наличие животных
рядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, но
молебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся о
благополучном исходе доброго дела, а собака - это только орудие в руках
человека.

- Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?

О.Г. :
Каждый священник - человек. Нет на земле ангелов среди священства.
Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек.
Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Просто
пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его
слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе,
своих грехах, не осуждая никого.

Ученые решили разобраться в причинах того, почему Бог разделил животных на чистых и нечистых?

Так какая разница между чистыми и нечистыми животными?

Чистые

(Втор. 14:9 Лев. 11:9) - чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

В море лосось питается главным образом сельдью и песчанкой. Лосось относится к плотоядным видам рыбы и питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей, водной растительностью, моллюсками, рачками, червячками и другими мелкими организмами.

Нечистые

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас (Втор. 14:10). Большая категория, включающая в себя значительное количество разнообразных рыб, ракообразных и других морских обитателей, таких как акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.

Сом (нет чешуи). Сом питается не только мелкой и ослабевшей рыбешкой, но и некоторой другой пищей: раками, червями, моллюсками, лягушками, некрупной водоплавающей птицей, разнообразными пищевыми отходами, поэтому его, наряду со щукой, еще называют санитаром рек.

Рыба меч (нет чешуи). Рыбные поставщики практически никогда не заказывают рыбу-меч: в отличие от своих клиентов они видели трехметровых червей, которые в ней живут.

Осетр (нет чешуи). Практически все осетровые ведут донный образ жизни, питаясь червями, моллюсками, личинками насекомых, рыбой и т.п.

Крабы - (падальщики) питаются падалью, беспозвоночными, мелкими ракообразными, червями, водорослями. (пищевыми отходами пинны). По своей трофической специализации крабы детритофаги, то есть питаются в основном органической падалью - мертвыми морскими животными и их остатками. Поэтому в местах работы рыбоперерабатывающего флота, там где за борт летят отходы переработки, пир горой не только у чаек, но и у крабов.

Раки - по своей природе раки-отшельники, чистильщики, санитары морского дна. В естественной среде обитания раки кормятся падалью, а точнее все, что валяется на дне, включая долхлятину и утопленников. Он питается водорослями, растениями, донными организмами, пожирает даже сородичей, особенно тех, которые линяют или только что полиняли и поэтому беззащитны. Так же, как другие падальщики, могут выступать переносчиками опасных заболеваний человека – тифа, гепатита А.

Устрица - На самом деле именно устрица активно и эффективно очищают воду, поедают избыток водорослей и планктона, а также осадок на дне. В процессе своей жизни устрицы (как и мидии) пропускают через себя огромное количество воды, поэтому впитывают в себя из нее всю химическую грязь. Кроме того, они могут накапливать в себе сильнейший яд – сакситоксин, который обладает нервнопаралитическим действием, их даже называют моллюсками-фильтрами.

А люди поедают устриц – это известный во всем мире морской деликатес.

Демонстрация показывает, насколько эффективны устрицы в естественной фильтрации воды. В течение двух часов, устрицы полностью очистили воду в своем аквариуме. Известно, что устрицы могут очищать от 75 до 200 литров воды в сутки. По словам ученых, данная способность приносит огромную пользу экосистеме.



Раки, крабы, креветки и иные падальщики питаются падалью и поэтому содержат канцерогены. Поэтому употребление их в пищу значительно увеличивает риск заболевания раком. Поэтому употребление их в пищу запрещается опытными врачами-онкологами 21 века.

Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества.

Для людей они могут оказаться губительными. Мы приносим вред окружающей среде , употребляя эти запрещенные виды. Кроме того, нечистые рыбы часто питаются падалью чистых, принося тем самым пользу экологии. Другая рыба, у которой отсутствует чешуя, зачастую помогает в очищении поверхности рек и озер.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки , все, у кого есть зоб. Утки, также относятся к чистым птицам.

Утки едят с утра до поздней ночи, щиплет растущую по берегам гусиную травку, немилосердно водяной мох или шелк, зелень, цвет и все водяные растения, жадно глотает мелкую рыбешку и всяких водяных, воздушных и земляных насекомых.

Голуби едят зерно, любого вида и еще голуби хорошо клюют мелко рубленные листья салата, капусты, шпината, моркови, щавеля, клевера, молодой крапивы, люцерны, мокрицы и прочих культур и трав, отличающихся мягкостью и сочностью.

Нечистые птицы

Левит 11:13-19 Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя. и т.д.

Грифы, Чайки, вороны - относятся к падальщикам и от других хищных птиц отличаются тем, что охотятся на птенцов, убивают ослабленных и больных птиц и мелких животных. Питаются мертвыми птицами и другой падалью.

Ястребы, совы, пеликаны - мелких и средних млекопитающих, птиц, насекомых, крысы мыши, лягушки и т.д.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания.

В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Наука узнает все больше фактов о распространении вирусных заболеваний через нечистых птиц. На практике получается, что от нечистых заболевания распространяются на чистых птиц, как, например, в Гонконге, где уток зачастую выращивают рядом со свиньями. От свиней вирусы передаются к мигрирующим нечистым птицам, которые, в свою очередь, являются звеном в цепи питания человека. Это же может являться источником вспышек пневмонии, начавшихся в Азии..

Чистые животные

Левит 11:1-3 Втор. 14:3-6 Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, и серна, орикс, и камелопард.

Козы, овцы,с серна, олени, коровы - травоядные.

Кровь животных также не годится в пищу. В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

Нечистые животные

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Это является очень веской причиной для того, чтобы не есть их мясо.

Верблюды - травоядные животные, они питаются в основном колючими растениями, сухой травой и кустарниками.

Кролики - сырые овощи и фрукты, траву(клевер очень любят).

Если говорить о вреде мяса кролика, так как в нем выявлены пуриновые основания, которые, попадая в организм, превращаются в мочевую кислоту, которая оседая в суставах и сухожилиях, повреждает их, вызывая артрит, подагру, нервно-артритический диатез у детей до года.

Более того, аминокислоты из мяса кролика, перевариваясь в кишечнике, преобразуются в синильные кислоты, делая среду в организме, таким образом, более кислой. Для некоторых болезней, особенно желудочно-кишечного тракта, этот факт имеет принципиальное значение.

Лошади - трава, злаки и корнеплоды.

Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи - всеядная, корни, черви, ест падаль, мелкое зверье, в том числе и свое потомство.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний человеку, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, которые содержат в себе свинину.

Медикам известно, что существует связь между свининой, принимаемой человеком в пищу, и заболеваниями печени. Этим заболеваниям подвержены даже дети.

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается в несколько раз. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Чистые

Левит 11:20-23 - Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

В библейские времена бедные люди, которые не могли себе позволить есть мясо, могли потреблять определенный вид саранчи. В наши дни саранчу еще едят арабы. Оторвав ей ножки, крылья и голову, ее окунают в муку и затем жарят в сливочном или растительном масле.

Один арабский писатель давал в своей книге п одробное описание, схожее с кулинарным рецептом. "Саранчу едят и свежей, и заготовленной впрок, оторвав у нее лапки и крылья, поджарив и сварив ее...

Известен и такой факт: некогда в Багдаде в периоды нашествия саранчи падали цены на мясо. Это немудрено, ведь мясо саранчи обладает большой питательной ценностью: 46% белка, 4,5% жира, кальций, фосфор и т.д.

Некоторые гурманы сравнивают вкус саранчи со вкусом жареных каштанов, другие сравнивают его с куриным мясом.

Нечистые

Левит 11:27 - Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Левит 11:29-31 Левит 11:41-42 В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков . Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

Написано: «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся, и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми. Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле… Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:43-45).

«Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно» (Лев.11:46-47).

Нужно донести до сознания каждого человека, что он сам должен проявить максимум заботы о своем здоровье и быть мудрым в выборе пищи для себя и своей семьи.

Собаки и Церковь.

Зачастую можно услышать, что держать собак в квартире - грех. А вот что говорит об этом Святейший Патриарх Кирилл:

Комментарий митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным:

"Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене.

[.....] Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными."

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ:

"Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака "плохое" животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались.

С точки зрения православного богословия собака не лучше и не хуже кошки. Скорее всего, кошку допустили в дом и храм лишь потому, что там водились мыши. Например, русский проповедник после эмиграции жил в Индии. Он был священником, и, живя на чужбине, построил себе храм. Построил специально на какой-то священной языческой горе, чтобы его никто не беспокоил. Однажды, войдя в храм, он увидел, что на престоле спит кобра. Тогда он спокойно взял ее и выбросил. Что взять с животного, оно ведь не знает что такое престол. Но если следовать существующему мнению, то кобра страшнейший зверь, а священнику вообще надо было немедленно уезжать? Он даже переосвящать ничего не стал. Такое же отношение должно быть и к собакам. Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспоминания митрополита Нестора - "Моя Камчатка". Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не перестают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. "

Думаю мало кто осведомлен еще и о том, что и у покойного Патриарха Алексия II было целых 3 собаки и, по словам очевидцев, он их очень любил. Любовь здесь, конечно же, имеется в виду не страстная, когда животное очеловечивается и ставится во главу угла, а искренняя любовь к творению Божьему.

"- Я всегда любил животных. Меня через всю жизнь сопровождают собаки, - говорил Патриарх. - После того, как с ними повозишься, становится легко и покойно на сердце. Дома у меня была собачка по кличке Чижик, которая недавно околела. Сейчас остались три. Кеша - это мопс. Пушок - пекинес. А какое-то время назад, когда встречался с детьми Беслана, они, вы знаете, подарили мне карликового пуделя. Я сначала растерялся, даже сказал: «Пустят ли меня с ним домой?» Особенно имея в виду гордый, независимый характер Пушка. Но Туся (пудель оказался девочкой) всех покорила своей симпатичной забавной мордашкой."

"- Святейший не проходил мимо ни одного животного, - вспоминает настоятельница Пюхтицкого женского монастыря матушка Варвара . - Очень их любил. И они теперь тоскуют по нему..."

Ответ известного Богослова диакона Андрея Кураева на вопрос "Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя?"

— Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен .
Мол, «если дом освящен — поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, -- благодать Святого духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!» Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет.
Библия не учит о несовместимости собаки и благодати . Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5, 17). И Ангела это не отгоняло и не смущало.
И нигде в Библии собака не именуется нечистым животным (равно как и кошка нигде не относится к животным чистым.

Церковная история позволяет молвить словечко в защиту собак: в 1439 году во Флоренции проходил собор, заключивший унию католиков с православными. В последний день собора, когда и зачитывался сам акт об унии, у ног византийского (православного) императора лежала собака. И вот когда начали читать этот документ, который с точки зрения православия был предательским, пес залаял так, что никто не смог его остановить. Дело, кстати, происходило в храме . И пес был единственным в тот день и в том месте, кто возвысил свой голос в защиту православия…

Неприязнь к собаке имеет не церковное, а языческое происхождение . «Собака по неясной причине обычна в семантическом ряду смерть-преисподняя-Земля» .
Мистические причины негативного отношения некоторых язычников к собакам неясны, а вот бытовые причины вполне понятны. От собаки несет «собачиной». крошки во время течки в отличие от кошек не вылизывают себя и оставляют следы. Собаки спокойно ложатся в грязь, могут сходить с ума (и тогда пожирать своих щенков).
Но в конце концов все это не неизбежно.

Да, в традиционном хозяйстве места животных были распределены разумно и ясно: пес охраняет дом снаружи, кот — изнутри. Но у наших квартир нет «приусадебных участков». Так что собаку приходится пускать внутрь.
И польза от пребывания собаки в современном доме бывает вполне очевидной.
Сегодня домашний пес стал средством ко вполне христианскому воспитанию детей . «Ты просил щенка? Так и заботься о нем и иди с ним гулять!»

Столь же очевиден и вред от изгнания собаки «во имя веры». Если бабушка, настроенная на борьбу с собакой каким-либо «духовным наставником», приезжает домой и пользуясь отсутствием дома детей и внуков, изгонит вон их любимого щенка, то что потом будут думать ее дети и внуки о вере самой бабушки, о том «наставнике», что внушил ей эту премудрость, и вообще о Православии?

Для современного горожанина, общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей «куча мала», то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо.Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка , но если сам ребенок просит: «Мама роди мне братика или щеночка», и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. Было бы лучше, если бы был братик, но щенок лучше, чем ничего. В таком случае надо ему объяснить: «Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним». Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья. Потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.

Эту статью можно продолжать еще очень долго.
И в интернете, и в православной литературе имеется огромное количество высказываний как высших Церковных чинов, так и простых священников в защиту собак. Приводить их все означает создать отдельный ресурс, посвященный исключительно этой теме.

Однако еще одно интервью все же размещается по причине ответов на самые простые бытовые вопросы, связанные с содержанием собак в доме.

Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО "КПЦ "АТАМАН"

Хорошо было бы начать традиционным вступлением — «в редакцию поступил звонок…» Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Зато поступил упрек. Что называется, «в теплой, дружеской атмосфере». Проще говоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку «наехала» на меня в разгар застолья.

Эта моя знакомая (об имени умолчим) знает о роде моей работы*, и предполагает, что именно я, как адепт Русской Православной Церкви, — наиболее подходящий объект для вымещения обид, нанесенных ей «служителями культа». Обиду, нанесенную ей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерском храме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под тем предлогом, что она осквернена проживанием в ней «нечистых животных», то есть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашая небесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать «эту гадость» из дома.

Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертве религиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть. Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкая провинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачью физиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок не запустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор. Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести из себя, обозвав собакой.

Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?

Для меня этот вопрос очень насущен — я человек верующий. Имея собственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковных правил и постановлений, я, «ничтоже сумняшеся»*, имею собаку в городской квартире. А что делать «маловерным», впадающим в смущение от незнания русских церковных традиций и правил?

За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) — отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну . С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном.

Отец Владислав — священник с академическим образованием, преподаватель семинарии в одном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моей работы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на котором его дочка выступает на соревнованиях. Собака — «детский» лабрадор, посещает выставки, любимица семьи.

Отец Геннадий собак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгих правил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартиру и загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров.

В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другому батюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.

Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку «нечистым» животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с «нечистой силой»…

О.В. : Традиция древняя, имеет ветхозаветное происхождение. Три мировых религии — христианство, иудаизм и ислам — имеют происхождение, восходящее к общим историческим корням — Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет является составляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету — главному христианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная часть традиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета.

Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего пророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». На употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить на алтарь. Так что ассоциации с «нечистой силой» сегодня весьма поверхностны.

Чистые животные в ветхозаветных правилах — агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби — должны были при принесении их в жертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов ли уродств. Должны были быть «непорочными». Современный иудаизм твердо исповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге — талмуде.

Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбы сом и осетр — также животные «нечистые». Талмуд запрещает исповедующим иудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что «чистый» зверь или «нечистый» — сегодня это скорее область гастрономических пристрастий.

Теперь об истории…

Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным, символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработители еврейского народа — вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину, исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке как обожествленному животному отводилось особо почетное место. Так что собака для иудеев была ненавистным языческим символом.

Псом называли язычника не только древние евреи. «Пес смердящий», «собака некрещеная» — традиционные русские ругательства, обращенные и к половецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многие ветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственных правил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрывать голову женщине (обязательное правило при входе в церковь — прим. ред.).

Но православная церковь на законодательном уровне не делит животных на «чистых» и «нечистых»! Нет ни одного соборного постановления, запрещающего христианам иметь собаку.

Еще нужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенно городская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничего общего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшими города. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством, вселяли ужас в людей. Существовала форма казни — «бросить на растерзание собакам». Выгнать ночью за городские ворота провинившегося — означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Не говоря о том, что бешенство научились излечивать менее ста лет назад.

- Может ли бес вселиться в собаку?

О. В. : Изгнав на скале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христос послал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы в море. И утонули в нем. Животные — несомненно одушевленные существа. И по всей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевным заболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно — так и говорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес… Люди должны культивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. В христианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеров укрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил, брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив, львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровский кормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* за подачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве, добровольно служившем старцу.

Несомненно, добрый, кроткий сердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный — воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцев кичатся тем, что их собака — гроза округи, грызет других собак, давит котов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не в смысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.

Бог сотворил собаку для служения человеку. Человек — владелец собаки, юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своего животного, но и перед Богом — за потакание своим страстям — гордыни, гневу, тщеславию.

О. Г. : То, что «нечистая сила» вселяется в собаку, — скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил: собаки очень часто похожи на своих хозяев.

До такой степени, что иногда у собаки бывает «лицо», а иногда наоборот — у человека лицо становится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копирует его. «Бешеная» собака — продукт воспитания «бешеного» хозяина.

— Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья или о том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно и недопустимо?

О. Г. : В наших требниках* есть тексты молитв о страждущих животных. Молитвы о них — законное дело. Случись беда — заболело животное, потерялось — обратитесь к Богу. Но обратитесь с сокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с Вас взыскивает Господь? Но будет кощунственно, если Вы, называя собаку человеческим именем, будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружка записку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего возмутите спокойствие и прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию и не будете иметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубо домашней.

О. В. : Все плохое, что случается с человеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с Вашей собакой — задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должны были отдавать людям? Может, вы «зациклились» на своей «дорогой и единственной» и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? О том, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужно отдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, вы ошибочно полагаете, что «ближние» — это только ваши собаки? Или собака культивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие… Тогда не удивляйтесь, что ваши собаки «мрут как мухи». И прежде, чем помолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если только о своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите на соревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше, если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания «ни пуха ни пера» попросите Божьего благословения.

Собаководы часто бывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки «от сглаза», не ходят на выставки 13 числа… Доброе дело нужно начинать с краткой молитвы — «Господи, благослови». Часто люди в бесовщину, сглаз и прочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает. Получается, что в черта верим, а в Бога — нет.

— Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?

О. В. Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится, если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородного возраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могут получить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака… мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком не слышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой, когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традиция существует более для успокоения мнительных прихожан.

— Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?

О. В. По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил, типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти — христианам запрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.

— Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?

О. В. : Да, дочка водила и что-то там такое важное получила… какой-то титул. Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу — не гордись, не тщеславься.

— А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?

O.В. : Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешь посетить выставку в воскресенье — встань пораньше и сначала «отдай Богу богово». Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после — на выставку. Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Что касается постов… Я помню. как в нашем городе проводилась международная выставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня это покоробило… Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы, совершается чин Погребения, и в то же время — выставка, «тусовка».

Наверняка шампанское пьют, «ура» кричат… Конечно, не многие знают об этом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначить выставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки — мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства как отрасли. Но для многих владельцев выставка — самоцель, ярмарка тщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито, спокойно; другие — как истерики, дают волю страстям, рыдают, с ума сходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вот этим, последним, собаководство противопоказано.

О. Г. : Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в «глухой затвор» не уходит, живя в миру. Для кого-то выставки — это тоже работа. А для тех, кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себя поскромнее. В великие церковные праздники — Рождество, Пасху, посещать «ристалища» грешно.

— Я, как любитель, готова пытаться «реабилитировать» собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душу только таким же любителям, как я. Большинство «церковных бабушек» меня и слушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьи собаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, что канонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мой прадед — священник, расстрелянный в 1937 году, — имел собак и любил их. Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921 года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушку мороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошу сказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.

О. В. : Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.

О. Г. : Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бывают сторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-то служит на границе. Животные — наши пленники, мы обязаны заботиться о них. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично и негигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица. Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собака вместе с людьми.

— Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?

О. Г. : Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но какова судьба этой «скотской» души — мы не знаем. Писание не отвечает на этот вопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать.

Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты.
Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?

— Благодать отступает от «запаха псины»?

О. Г. : Дух Божий дышит, идеже хощет*… Как мы, земные, ничтожные люди смеем рассуждать о том, «боится» ли Господь собаки? Это чисто человеческие измышления. Не «запах псины» противен Богу, а дух корысти, наживы, злобы.

— Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС или отряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке на место службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отряду проводников с собаками?

О. Г. : Наличие животных рядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, но молебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся о благополучном исходе доброго дела, а собака — это только орудие в руках человека.

— Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?

О. Г. : Каждый священник — человек. Нет на земле ангелов среди священства. Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек. Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Просто пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе, своих грехах, не осуждая никого.

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничес тва: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших.

Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.