Почему на Новый год наряжают ёлку. Почему на Рождество наряжают ёлку

Наряженная елка – обязательный атрибут празднования Нового года. С раннего детства мы знаем и любим этот обычай. В последнее время распространено словосочетание «рождественская елка». Некоторые люди даже наряжают елку не к Новому году, а к 7 января – к празднику Рождества Христова!

Я задавалась неоднократно вопросом о связи наряженной елки и Рождества, а в прошлом году услышала по телевизору вполне логичное объяснение, которое было примерно таким:

«Когда родился Иисус, на небе появилось новая звезда, которую назвали Вифлеемской. Это было чудо! Восточные мудрецы поняли, что родился необычный ребенок – будущий Царь и Бог! Три волхва – Мельхиор, Гаспар и Балтазар - пришли поздравить счастливых родителей и принесли новорожденному три подарка: золото, ладан и смирну. Но к новорожденному их не пустили, поэтому волхвы развесили свои подарки на дереве перед входом в хлев. В память об этом событии мы и наряжаем елку к Рождеству!»

Все понятно и логично. Только имя третьего волхва я забыла и решила уточнить в Интернете. Во время поисков я выяснила, что елка не имеет никакого отношения к празднику Рождества.

Оказывается, к моменту прихода волхвов, количество которых неизвестно, младенцу Иисусу было около двух лет: они пришли издалека, с Востока, неизвестно, сколько времени потратили на дорогу. По крайней мере Ирод, после разговора с ними, приказал убить всех младенцев в возрасте от двух лет и ниже! Значит, у родителей Иисуса не было причин не пускать волхвов к ребенку и развешивать подарки на деревьях не было нужды!

А как же елочка? Почему мы ее украшаем на Новый год и Рождество?

Обычай украшать деревья был у многих народов в древности. Даже в наше время он существует: в 1994 году мне один осетин показывал «дерево рода», под которым раз в году собираются все родственники, наряжают его, высказывают свои желания.

Родиной обычая наряжать рождественскую елку считают Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

Красивый обычай постепенно распространился по всей Европе благодаря бракам с немецкими принцессами. Женился английский король Георг III на немецкой принцессе – в 1760 году ёлочка появлась в Англии. Вскоре ёлку полюбили богатые люди из различных городов Европы и Нового света. Сначала её украшали яблоками, шишками, конфетами, потом - игрушками из папье-маше. Позже стали делать удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

В России первые ёлки стали устанавливать немцы в 40-е годы XIX века,
постоянно проживавшие в Санкт-Петербурге.

Получается, что наряжать елку – это красивый обычай, который вошел в МОДУ и стал ТРАДИЦИЕЙ!

С какой стороны не посмотри – к празднику Рождества елка не имеет никакого отношения!

07.01.2017

Рождество Христово – самый главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви. Из Евангелия мы знаем, что Пресвятая Дева Мария перед рождением своего Сына вместе с праведным Иосифом пришли в Вифлеем. В те дни проходила перепись населения, и народу в городе было очень много. Иосифу с Марией негде было переночевать, и они разместились в пещере, где пастухи обычно укрывались с овцами в непогоду и ночевали. Родившегося Младенца Христа положили в кормушку для скота – ясли. Пастухам, находившимся недалеко от пещеры, явился ангел и возвестил великую радость о рождении Спасителя, также им было видение множества ангелов, которые славили Бога. Пастухи первыми пришли поклониться Христу. Событие пришествия в мир Спасителя, рождающегося от Девы Марии, очень важно для всего человеческого рода. Все писания Ветхого Завета пронизаны ожиданием Мессии, который спасет людей от греха и смерти, примирит с Богом после грехопадения Адама. Этот великий день для всего христианского мира всегда сопровождался красивыми народными обычаями. Он считается одним из главных семейных праздников.

На первом месте в праздничном торжестве, конечно, стоит богослужение – всенощное бдение и литургия, которая по традиции совершается ночью. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Богослужебные тексты: стихиры, ирмосы, тропари канона – раскрывают догматический смысл этого великого праздника. Они являются шедеврами как по смыслу, так и по поэтике и мелодии, потому что написаны святыми при благодатной помощи Бога.

Но праздник Рождества Христова не остается в рамках богослужебного, церковного празднования. Это событие в большей или меньшей степени затрагивает все слои общества, шествует по улицам в украшениях, народных гуляниях, песнях, собирает и объединяет людей в различных мероприятиях, поздравлениях и подарках. Храмы, улицы, дома наполняются различными атрибутами, свойственными этому великому празднику. Рождество Христово возрождает в душах людей доброту, любовь друг к другу, веру в чудеса.

Хотя в России основной гражданский зимний праздник – это Новый год, все равно даже у нецерковных людей не остается без внимания торжество родившегося Спасителя. Пусть в самом малейшем проявлении, в простом поздравлении «С Рождеством!», даже не до конца осознаваемом, а просто потому что так принято – люди славят пришедшего в мир Христа, становятся участниками исполняющихся ветхозаветных обетований о спасении всего мира.

Неизменным спутником праздника Рождества Христова является рождественская ель. Самыми красивыми считаются пышные и пушистые елочки. Елями украшают храмы, из еловых веток делают украшения на иконы, большие ели с гирляндами и шарами ставят на площадях и улицах. Ну и, конечно же, елку приносят в дом, где она сразу дает ощущение торжества, создает атмосферу праздника. В день перед сочельником на елке развешивают разноцветные лампочки, игрушки, конфеты, гирлянды. Под елку кладут подарки.

В наше время большинство людей приносят в дом и наряжают елки именно к Новому году. Но так было не всегда. До Петровской эпохи Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Тогда же он ввел украшения «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.


Вначале их украшали орехами, конфетами и фруктами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XIX века. В то время Россия жила по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря, поэтому было принято наряжать елки именно к Рождеству.

В Европе этот обычай пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, не затронув лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника. Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а также фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда, а затем и рождественские свечи.

Такой груз был слишком тяжел для дерева, и немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить ими фрукты и другие тяжелые украшения.

Восковые свечи тоже являлись непременным атрибутом новогоднего елочного оформления вплоть до распространения электричества. Это было весьма опасное украшение, поэтому в гостиных всегда держали ведра с водой на случай пожара. Первая электрическая гирлянда появилась в 1895 году в США и украшала рождественскую ель перед Белым домом. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису.


В начале XX века в виду происходивших тогда политических событий, и в особенности вступления России в Первую мировую войну, в нашей стране рождественская елка оказалась в изгнании – в 1914 году началась активная антинемецкая кампания. Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей», чуждой православному русскому народу, и издал указ, запрещающий устройство елок в школах и гимназиях.

После революции 1917 года елки на несколько лет опять были возобновлены. В конце января 1918 года Советом народных комиссаров был издан декрет, переводивший Россию на григорианский календарь, который «обгонял» юлианский на 13 дней. Но Православная Церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество, как прежде, по юлианскому календарю. С тех православное Рождество в России стало отмечаться 7 января, то есть после Нового года. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена в 1929 году празднования в стране Рождества. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с рождественским праздником отменялась и елка, уже прочно «сросшаяся» с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Елки были разрешены только в конце 1935 года. Это произошло по предложению первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева и было одобрено Иосифом Сталиным. Можно сказать, это хвойное дерево стало символом нового праздника, получившего простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство праздников – новогодних елок – для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, и сейчас для большинства русских людей елка связывается именно с новолетием. Так Рождественская елка стала новогодней.

Рождественский венок

Из еловых веток создают еще одно украшение для дома – рождественский венок. Обычно он делается не очень большим, чтобы было удобно повесить его на входную дверь, но и не очень маленьким, чтобы издалека было видно, что в этом доме рады гостям, приходящим с рождественскими поздравлениями. Такие венки бывают очень разнообразными, насколько хватит фантазии. Они украшаются разноцветными лентами, шишками, цветами, фигурами ангелов, яблоками, искусственным снегом, снежинками и звездочками. Если в центр венка поместить колокольчик, то при открывании входной двери он обязательно звякнет и оповестит хозяина о прибытии гостей.


Рождественский венок делают и для украшения праздничной трапезы – на нем устанавливают свечи.

Изначально рождественский венок появился в западных странах как украшение в предрождественское время. У католиков и лютеран время предрождественского периода, во время которого они готовятся к празднику, аналогичное периоду Рождественского поста в православных странах, называется адвент. В первое из четырех воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе – вторая, потом третья и четвертая.

Рождественский венок был введен гамбургским лютеранским теологом Иоганном Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя маленькими и четырьмя большими свечами. Каждое утро в этом венке он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.


Такой венок еще называется «венок адвента». Последовательное зажигание свечей символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, Который есть «Свет миру».

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Его круг также символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение.

Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. На церковнославянском языке пещера – это вертеп. Такой вертеп как объемное изображение события Рождества Христа в рождественский сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе.

Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Постоянной остается только сцена у яслей, где Богородица и праведный Иосиф склонились над родившимся Младенцем-Христом. Украшают вертеп еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.


Композиция вертепа может изображать не один какой-то момент Рождества Христова, а совокупность событий; чаще всего в ней вместе изображается поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

В православных храмах иногда вместо главных персонажей – Святого семейства – используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками.


Как дополнительные персонажи около Младенца могут присутствовать вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Среди пастухов с овцами один из пастухов часто изображается несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазии автора в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы. В традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. Это объясняется тем, что в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец-Христос. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется традициями иконографии.


Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Сначала вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом, повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.

В России устроение вертепов стало распространяться с XVII века.

Вифлеемская звезда

Неизменная спутница события Рождества Христова в иконографии – это яркая звезда, которая, согласно Священному Писанию, явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере. Феофилакт Болгарский пишет о звезде, что это «была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Бог привел их ко Христу этим для них знакомым знаком. К тому же она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и останавливалась, когда останавливались они.

При устроении вертепа Вифлеемскую звезду часто располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.


Звезда как символ праздника занимает важное место и в украшении рождественских елок, венчая собой верхушку дерева. Даже в советский период звезда на елках осталась, только плавно была заменена с восьмиконечной Вифлеемской на пятиконечную.

Рождественское угощение

Немаловажным этапом празднования Рождества Христова является трапеза. Так как праздник Рождества предваряет продолжительный сорокадневный пост, верующие люди после богослужения идут по домам разговляться. Для праздничной трапезы заранее готовится обильное угощение, которое сравнимо с пасхальным. Тут и мясные блюда, и различные салаты, и молочные продукты, и самая разнообразная выпечка. Стол застилается праздничной скатертью, а для большего уюта на него ставятся зажженные свечи.


Главным же и обязательным блюдом для рождественского стола во многих странах Европы является рождественский гусь, рождественская индейка или утка. Обычно берут крупную птицу, чтобы угощения хватило на всех участников застолья. Гусь готовится в Германии, Дании, Греции, России. По классическому рецепту жирного гуся запекают в духовке целиком, приправляя картофелем и овощами, также используют яблоки и чернослив. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе.

Рождественская индейка больше распространена в Англии и США. На Руси традиция целиком запекать крупную птицу или большие куски мяса связана с особенностями устройства русской печи, которая позволяла успешно готовить крупноразмерные продукты.

К Рождеству готовят много разной выпечки. Можно выделить плоские имбирные пряники, которые обладают уникальным ароматом. Их делают совершенно разными: и в форме звездочек, и в форме елочек, и в форме животных. Пряники украшают разноцветной глазурью, дарят друг другу, а также развешивают в качестве вкусных украшений на елку.

Но, пожалуй, самое желанное украшение рождественского стола – это выпечка в форме агнца или барашка. Сама идея изображать барашков очень древняя, ей около двух тысяч лет. Во время археологических раскопок храмов раннего христианства в древних катакомбах учёные находят на стенах изображения ягнят. Древние христиане изображали таких агнцев на стенах как символ Иисуса Христа, потому что во многих местах Священного Писания Он именуется «Агнец Божий». Поэтому и на праздник Рождества выпекают красивых барашков.


По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом. В тесто можно добавлять изюм или цукаты. Выпекаются такие барашки в специальных формах. После того, как готовое изделие остынет, рекомендуется немного срезать низ, чтобы барашек ровно стоял на праздничном столе, и посыпать его сахарной пудрой.

Подарки

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Конечно, при подмене в советский период Рождества Новым годом для многих наших сограждан традиция дарить подарки переместилась на новогоднюю ночь. Но церковные люди понимают, что, несмотря на всю важность даты 1 января как начала года, начала нового этапа в общественной гражданской жизни, все-таки праздничное настроение, душевное и духовное ликование более уместны после окончания поста, в праздник Рождества Христова.

Когда родился младенец Христос, волхвы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе особую звезду, отправились за ней и пришли к бедным Вифлеемским яслям. Их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Золото восточные мудрецы преподнесли Христу как царский дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу. Также он является священническим символом, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна являлась указанием на искупительную жертву Христа за все человечество, так как ею помазывали тело умершего человека. По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество.


Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Также обычай дарить рождественские подарки идет от древних повествований о святом Николае Чудотворце. Праздник святителя Николая Мирликийского отмечается 19 декабря, незадолго до Рождества. Из его жития известно, что он помогал бедным и нуждающимся. Особенно выделяется история о том, как он помог одному бедняку, имевшему трех дочерей и впавшему в отчаяние от того, что не может их прокормить. Святитель Николай помог отчаявшемуся человеку, подкинув ему в дом три раза по мешку золота, и девушки после этого смогли выйти замуж. Святитель Николай старался помогать людям, оставаясь при этом незамеченным. Отсюда впоследствии пошла традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса.


В русской литературной традиции Дед Мороз появился в 1840 году. В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Дед Мороз из славянской мифологии и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и празднование Нового года существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Знакомый нам образ Деда Мороза сложился к началу XX века. Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческое изображение сил природы – зимы и мороза, а также это волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.


Религиозные каноны не накладывают никаких специальных ограничений и предписаний на рождественские подарки близким и друзьям. Считается, что подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное. Они ни в коем случае не должны быть формальными. Да и как приятно найти что-то особенное для близкого человека и доставить ему радость! Когда возникла традиция наряжать к Рождеству елку, она не сразу стала ассоциироваться с подарками. Первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

Рождественский носок

Сегодня многие жители нашей страны перенимают любопытный западный обычай прятать подарки в рождественские носки. В европейских странах принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или возле постели. Этот обычай восходит к разным трактовкам все той же истории о помощи святителя Николая бедняку с тремя дочерями. Одна из таких легенд говорит, что святой якобы бросил в трубу дома бедных сестер золотые монеты, которые упали в сушившиеся у камина чулки. Вот и европейские дети оставляют у очага свои носочки в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. С чем бы ни была связана история появления рождественских носочков, такой способ вручения подарков очень нравится и взрослым, и детям во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Рождественские носочки можно сделать самостоятельно из фетра или любой плотной ткани либо связать из плотных шерстяных ниток. Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом или блестящим дождиком, украсить вышивкой, атласными лентами, кружевами, фигурками оленей или снежинок и бубенчиками. Если носочки изготавливаются для нескольких членов семьи, то их делают именными, вышивая красивыми буквами имена.

Рождественские носочки предназначены не только для вручения подарков, но и для украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и даже делать из маленьких носочков гирлянды.

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. Православные люди, объединенные радостью о пришедшем в мир Спасителе, ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и поздравлениями. Пение выражает праздничное настроение.

В святочные дни поются особые обрядовые песни, сложенные в течение веков русским народом, – это колядки. Традиция колядования в особенности была распространена в деревнях и селах. Изначально история колядования в России была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния, «день рождения» солнца, крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже, когда Русь стала христианской, языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование было приурочено к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.


Колядующие назывались ряжеными, так как наряжались в шубы и тулупы наизнанку, на их лицах были маски животных, а в руках – мешки для сбора даров. Впереди процессии шел человек, несущий на шесте или палке блестящую звезду как символ праздника.

Но самое главное в этом шествии – это песни-колядки. Как правило, колядка является маленьким рождественским рассказом о величайшем событии евангельской истории – пришествии в мир Христа, прославлением родившегося Спасителя.

В наше время традиция колядования возрождается, колядки поют не только в церковных дворах, но и в масштабах города устраиваются святочные ярмарки, народные гуляния с неизменными «ряжеными», поющими колядки. «Славить Христа», то есть петь некоторые богослужебные песнопения и колядки, ходят к православным друзьям, к знакомым священникам, а также на детские праздничные вечера, где к тому же устраиваются спектакли на тему праздника.

Рождественские открытки

Как бы ни были продолжительны выходные дни, связанные с Новым годом и Рождеством, но не всех друзей и знакомых можно посетить, не со всеми удается созвониться даже в наш век развития интернета и видеосвязи. Поэтому еще одной хорошей традицией, до сих пор не утратившей своей актуальности, является отправление в разные уголки мира рождественских поздравительных открыток.

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное

ЕЛКА – СИМВОЛ РОЖДЕСТВА

Классный час

Цели: познакомить с историей возникновения традиции наряжать елку в Рождество и на Новый год.

Подготовка: сделать выставку рождественских открыток, раздать стихи для заучивания чтецам.

I. Вводная часть.

В е д у щ и й. Вы уже много чего узнали про Рождественскую ночь, познакомились с историей возникновения традиций и обычаев. Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года? Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку? Почему людям так нравится этот обычай? (В ысказывания детей).

– Знакома ли вам такая картина?

(Звучит фонограмма – “Щелкунчик”, муз. П. И. Чайковского.)

У ч е н и к. “Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды”.

– Так пишет немецкий писатель Гофман в своей замечательной сказке “Щелкунчик”.

– Что особенного вы заметили в описании елки? Чем раньше наряжали ее? Как украшают елку сегодня? Задумывались ли вы, почему на Рождество украшают дерево?

– Но почему на Рождество украшают именно елку?

– Почему она стоит в центре праздника, а не береза, например, или орешник?

II. Рассказ учителя.

У ч и т е л ь. Послушайте древнюю сказку, ее рассказала одна очень старенькая женщина, которой в свою очередь поведала ее бабушка.

У ч е н и к (можно инсценировать) . Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня – яблоки, маслина – оливки, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елка стояла в отдалении и не приближалась.

– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее другие деревья.

– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

– Ах ты, добрая печальная елка!

За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рожденья елку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками.

– Интересно, как объясняют ученые, которые изучают обычаи и представления о мире у разных народов это событие?

У ч и т е л ь. В разных уголках света сложились мифы о Мировом дереве. Это не простое дерево, а мифологическое. Крона его уходит в небеса: там звезды. Если в космосе возникала угроза самой жизни на земле, мировое дерево уберегало мир от распада, устанавливало порядок во Вселенной.

Крона его раскинута в небе, в ней гнездятся птицы – это Верхний мир.

Ствол его прорастает сквозь Средний мир, где обитают звери и мы, люди.

Его корни углубляются в мир Нижний. Там покоятся умершие, там всяческая нечисть строит козни против людей. Вы читали о гномах, чародеях?

Конечно, украшая елку, люди не думают о М ировом дереве. Но ведь Рождество – совсем особенный, таинственный праздник.

– Но мы с вами уже говорили о том, что все традиции и обычаи, дошедшие до нашего времени, пронизаны следами древнейшего происхождения, древнейшими представлениями о мире наших далеких предков.

Вопросы для размышления:

– Какие примеры М ирового дерева можно обнаружить у нашей елки, когда она наряжена?

– Какие традиционные игрушки на ней указывают на то, что и она принадлежит к числу мифологических деревьев?

В е д у щ и й. У вас, наверное, сложилась впечатление, что елку наряжали еще в пещере? Конечно, нет, елки появились поздно, очень поздно. Говорят, в Германии мастеровые однажды вдруг вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками.

А из Германии привезли этот обычай во Францию и Англию германские принцессы. Они выходили замуж за заморских принцев, уезжали в чужие страны, увозя с собой полюбившуюся традицию. Было это в конце XVIII века.

А в России эта традиция появилась примерно в 1830-е годы. Очевидно, еще одна германская принцесса и привезла в Россию обычай наряжать елку: это была Мария Федоровна, жена Николая I.

Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали березу лентами, на Пасху – вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную елку.

Вопрос для обдумывания: Почему пастухи, наряжая первую Рождественскую елку, украсили ее яблоками?

Дети читают стихи.

Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Елочки красив наряд,

Огоньки на ней горят.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Будем петь и веселиться,

Возле елочки кружиться –

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Широко раскинув ветви,

В шубе снеговой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Светлая глава…

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

Н. Хвостов

III. Наряжаем елку. (И грушки сделаны руками ребят.)

Дополнительный материал

Ну а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым деревом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно в конце декабря (когда начинался "солнечный" год) люди "развешивали разные подарки" для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай.

Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку игрушками.

О праздновании Рождества Христова на Руси

(немного истории)

Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками – всё это вошло в нашу жизнь вместе со светлым праздником Рождества Христова. Рождество на Руси начали отмечать в 10 веке, после введения христианства.

Перед праздником Рождества Христова есть день, когда вспоминают о святом Николае, который жил очень давно в далёкой азиатской стране Ликии. Николай был епископом в городе Миры. Он очень заботился о всех людях, особенно о тех, кто попал в беду.

Известно такое предание. У одного человека было три дочери. Отец неожиданно разорился, ему не на что было даже кормить своих дочерей. Тогда он решил отдать старшую дочь в позорный дом. Но ночью кто-то бросил в их дом мешочек с деньгами. Старшая дочь вышла замуж. То же самое повторилось со средней дочерью. Тогда отец решил раскрыть имя таинственного благодетеля. Ночью, очень тихо и незаметно какой-то человек подошёл к окну и осторожно, чтобы не было слышно, положил мешочек с деньгами и скрылся. Отец догнал этого человека и узнал епископа Николая, который попросил никому об этом не рассказывать. И только после смерти святителя Николая люди узнали эту историю. Дети верили, что под Рождество Христово святой Николай приносит каждому подарок, тайно и секретно. В Голландии имя святого Николая называли «Сийте-Клаас», а в других странах о известен как Санта-Клаус. А у нас в России зовут его Дед Мороз.

У русского народа есть обычай ставить на Рождество в своём доме наряженную ёлку. С чем это связано?

Всем известно, что ель – символ Рождественского праздника. Мы так любим этот святой обычай, что невольно считаем его вечным. Но рождественской ёлке не так уж много лет.

Первыми стали наряжать ёлку на Рождество пастухи в горах Германии. Потом этот весёлый и уютный обычай пришёл в города, проник в особняки и замки. А в замках росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний праздничный обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце 18 века первую ёлку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Первая украшенная яблоками, печеньем и свечами ёлка появилась на площади Эльзаса в 1521 году. На Руси в ту пору дома украшали сливовыми, вишнёвыми и яблоневыми ветвями, которые предварительно ставили в воду, чтобы на них распустились листики. А еловые ветки появились благодаря Петру 1, который «подсмотрел» этот обычай у немцев, дома стали украшать еловыми, сосновыми, кедровыми ветками. Только на Рождество 1852 года первая ёлка была установлена на площади российской столицы. И самые изысканные ёлочные украшения пришли в дореволюционную Россию тоже из Германии.

Почему верхушку ёлки принято украшать звездой? Оказывается, этому есть объяснение, связанное с легендами о первых дарах природы новорожденному Христу.

Рождественская ёлочка

(старинное сказание)

Настала та ночь, в которую родился Младенец Иисус. Ангел, неслышно пролетая мимо деревьев, цветов, растений, ликовал. «Идём, поклонимся Младенцу, понесём ему вкусные плоды, понесём Ему лучшие душистые цветы», – говорили растения. Они пошли. Их вела яркая звезда.

Пошла за ними и скромная ёлка. Пришла она, стала печально в стороночке и плакала: у неё не было дара, чтобы порадовать светлое дитя. Ангел увидел, пожалел печальную ёлочку и кинул ей с высоты яркую звезду. Звезда упала на вершину ёлочки и рассыпалась яркими огоньками. Святой младенец взглянул и улыбнулся. С тех пор каждый год ёлочку украшают огнями и на вершину её прикрепляют Вифлеемскую звезду. С тех пор люди зовут новогоднюю ель Христовой ёлкой.

Мы тоже решили поддержать этот древний обычай.

Рождество Христово – наш любимый праздник, ведь Бог обещал устами пророков, что избавление от греха, принесшего на землю смерть, произойдёт через рождение Спасителя. Исполнение этого обещания мы и празднуем. К Рождеству на приходской праздник всегда наряжали ёлку всем миром: кто игрушку принесёт, кто мишуру, кто бусы, флажки, гирлянды…– каждый хотел пожертвовать свою игрушку для общей ёлки. Вот так и набралась коллекция ёлочных украшений и новогодних открыток, которая дорога нашему музею тем, что старшему поколению помогает вспомнить своё детство, молодость, а молодому поколению – приобщиться к истории страны. Огромное спасибо всем, кто принял участие в оформлении выставки, пожертвовал ёлочные украшения и новогодние открытки. Особая благодарность Барановым Людмиле Николаевне и Ольге Юрьевне, Ермаковой Екатерине Фёдоровне, Шамовой Анастасии Евгеньевне, Голодок Галине Иосифовне ветерану труда Зырянову Николаю Ивановичу и другим прихожанам.


Рождественские дни — одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.).

Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа.

Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке.

В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной — в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи.

Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников).

С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, ёлку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник — естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное.

В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили «новогодней елкой» — ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства