Почему елка символ рождества. Классный час на тему: Ёлка - символ Рождества

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное

Наряженная елка – обязательный атрибут празднования Нового года. С раннего детства мы знаем и любим этот обычай. В последнее время распространено словосочетание «рождественская елка». Некоторые люди даже наряжают елку не к Новому году, а к 7 января – к празднику Рождества Христова!

Я задавалась неоднократно вопросом о связи наряженной елки и Рождества, а в прошлом году услышала по телевизору вполне логичное объяснение, которое было примерно таким:

«Когда родился Иисус, на небе появилось новая звезда, которую назвали Вифлеемской. Это было чудо! Восточные мудрецы поняли, что родился необычный ребенок – будущий Царь и Бог! Три волхва – Мельхиор, Гаспар и Балтазар - пришли поздравить счастливых родителей и принесли новорожденному три подарка: золото, ладан и смирну. Но к новорожденному их не пустили, поэтому волхвы развесили свои подарки на дереве перед входом в хлев. В память об этом событии мы и наряжаем елку к Рождеству!»

Все понятно и логично. Только имя третьего волхва я забыла и решила уточнить в Интернете. Во время поисков я выяснила, что елка не имеет никакого отношения к празднику Рождества.

Оказывается, к моменту прихода волхвов, количество которых неизвестно, младенцу Иисусу было около двух лет: они пришли издалека, с Востока, неизвестно, сколько времени потратили на дорогу. По крайней мере Ирод, после разговора с ними, приказал убить всех младенцев в возрасте от двух лет и ниже! Значит, у родителей Иисуса не было причин не пускать волхвов к ребенку и развешивать подарки на деревьях не было нужды!

А как же елочка? Почему мы ее украшаем на Новый год и Рождество?

Обычай украшать деревья был у многих народов в древности. Даже в наше время он существует: в 1994 году мне один осетин показывал «дерево рода», под которым раз в году собираются все родственники, наряжают его, высказывают свои желания.

Родиной обычая наряжать рождественскую елку считают Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

Красивый обычай постепенно распространился по всей Европе благодаря бракам с немецкими принцессами. Женился английский король Георг III на немецкой принцессе – в 1760 году ёлочка появлась в Англии. Вскоре ёлку полюбили богатые люди из различных городов Европы и Нового света. Сначала её украшали яблоками, шишками, конфетами, потом - игрушками из папье-маше. Позже стали делать удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

В России первые ёлки стали устанавливать немцы в 40-е годы XIX века,
постоянно проживавшие в Санкт-Петербурге.

Получается, что наряжать елку – это красивый обычай, который вошел в МОДУ и стал ТРАДИЦИЕЙ!

С какой стороны не посмотри – к празднику Рождества елка не имеет никакого отношения!

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня - яблоки, вишня - вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают. Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления елки как главного рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка - главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу - растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

07.01.2017

Рождество Христово – самый главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви. Из Евангелия мы знаем, что Пресвятая Дева Мария перед рождением своего Сына вместе с праведным Иосифом пришли в Вифлеем. В те дни проходила перепись населения, и народу в городе было очень много. Иосифу с Марией негде было переночевать, и они разместились в пещере, где пастухи обычно укрывались с овцами в непогоду и ночевали. Родившегося Младенца Христа положили в кормушку для скота – ясли. Пастухам, находившимся недалеко от пещеры, явился ангел и возвестил великую радость о рождении Спасителя, также им было видение множества ангелов, которые славили Бога. Пастухи первыми пришли поклониться Христу. Событие пришествия в мир Спасителя, рождающегося от Девы Марии, очень важно для всего человеческого рода. Все писания Ветхого Завета пронизаны ожиданием Мессии, который спасет людей от греха и смерти, примирит с Богом после грехопадения Адама. Этот великий день для всего христианского мира всегда сопровождался красивыми народными обычаями. Он считается одним из главных семейных праздников.

На первом месте в праздничном торжестве, конечно, стоит богослужение – всенощное бдение и литургия, которая по традиции совершается ночью. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Богослужебные тексты: стихиры, ирмосы, тропари канона – раскрывают догматический смысл этого великого праздника. Они являются шедеврами как по смыслу, так и по поэтике и мелодии, потому что написаны святыми при благодатной помощи Бога.

Но праздник Рождества Христова не остается в рамках богослужебного, церковного празднования. Это событие в большей или меньшей степени затрагивает все слои общества, шествует по улицам в украшениях, народных гуляниях, песнях, собирает и объединяет людей в различных мероприятиях, поздравлениях и подарках. Храмы, улицы, дома наполняются различными атрибутами, свойственными этому великому празднику. Рождество Христово возрождает в душах людей доброту, любовь друг к другу, веру в чудеса.

Хотя в России основной гражданский зимний праздник – это Новый год, все равно даже у нецерковных людей не остается без внимания торжество родившегося Спасителя. Пусть в самом малейшем проявлении, в простом поздравлении «С Рождеством!», даже не до конца осознаваемом, а просто потому что так принято – люди славят пришедшего в мир Христа, становятся участниками исполняющихся ветхозаветных обетований о спасении всего мира.

Неизменным спутником праздника Рождества Христова является рождественская ель. Самыми красивыми считаются пышные и пушистые елочки. Елями украшают храмы, из еловых веток делают украшения на иконы, большие ели с гирляндами и шарами ставят на площадях и улицах. Ну и, конечно же, елку приносят в дом, где она сразу дает ощущение торжества, создает атмосферу праздника. В день перед сочельником на елке развешивают разноцветные лампочки, игрушки, конфеты, гирлянды. Под елку кладут подарки.

В наше время большинство людей приносят в дом и наряжают елки именно к Новому году. Но так было не всегда. До Петровской эпохи Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Тогда же он ввел украшения «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.


Вначале их украшали орехами, конфетами и фруктами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XIX века. В то время Россия жила по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря, поэтому было принято наряжать елки именно к Рождеству.

В Европе этот обычай пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, не затронув лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника. Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а также фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда, а затем и рождественские свечи.

Такой груз был слишком тяжел для дерева, и немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить ими фрукты и другие тяжелые украшения.

Восковые свечи тоже являлись непременным атрибутом новогоднего елочного оформления вплоть до распространения электричества. Это было весьма опасное украшение, поэтому в гостиных всегда держали ведра с водой на случай пожара. Первая электрическая гирлянда появилась в 1895 году в США и украшала рождественскую ель перед Белым домом. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису.


В начале XX века в виду происходивших тогда политических событий, и в особенности вступления России в Первую мировую войну, в нашей стране рождественская елка оказалась в изгнании – в 1914 году началась активная антинемецкая кампания. Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей», чуждой православному русскому народу, и издал указ, запрещающий устройство елок в школах и гимназиях.

После революции 1917 года елки на несколько лет опять были возобновлены. В конце января 1918 года Советом народных комиссаров был издан декрет, переводивший Россию на григорианский календарь, который «обгонял» юлианский на 13 дней. Но Православная Церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество, как прежде, по юлианскому календарю. С тех православное Рождество в России стало отмечаться 7 января, то есть после Нового года. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена в 1929 году празднования в стране Рождества. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с рождественским праздником отменялась и елка, уже прочно «сросшаяся» с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Елки были разрешены только в конце 1935 года. Это произошло по предложению первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева и было одобрено Иосифом Сталиным. Можно сказать, это хвойное дерево стало символом нового праздника, получившего простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство праздников – новогодних елок – для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, и сейчас для большинства русских людей елка связывается именно с новолетием. Так Рождественская елка стала новогодней.

Рождественский венок

Из еловых веток создают еще одно украшение для дома – рождественский венок. Обычно он делается не очень большим, чтобы было удобно повесить его на входную дверь, но и не очень маленьким, чтобы издалека было видно, что в этом доме рады гостям, приходящим с рождественскими поздравлениями. Такие венки бывают очень разнообразными, насколько хватит фантазии. Они украшаются разноцветными лентами, шишками, цветами, фигурами ангелов, яблоками, искусственным снегом, снежинками и звездочками. Если в центр венка поместить колокольчик, то при открывании входной двери он обязательно звякнет и оповестит хозяина о прибытии гостей.


Рождественский венок делают и для украшения праздничной трапезы – на нем устанавливают свечи.

Изначально рождественский венок появился в западных странах как украшение в предрождественское время. У католиков и лютеран время предрождественского периода, во время которого они готовятся к празднику, аналогичное периоду Рождественского поста в православных странах, называется адвент. В первое из четырех воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе – вторая, потом третья и четвертая.

Рождественский венок был введен гамбургским лютеранским теологом Иоганном Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя маленькими и четырьмя большими свечами. Каждое утро в этом венке он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.


Такой венок еще называется «венок адвента». Последовательное зажигание свечей символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, Который есть «Свет миру».

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Его круг также символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение.

Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. На церковнославянском языке пещера – это вертеп. Такой вертеп как объемное изображение события Рождества Христа в рождественский сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе.

Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Постоянной остается только сцена у яслей, где Богородица и праведный Иосиф склонились над родившимся Младенцем-Христом. Украшают вертеп еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.


Композиция вертепа может изображать не один какой-то момент Рождества Христова, а совокупность событий; чаще всего в ней вместе изображается поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

В православных храмах иногда вместо главных персонажей – Святого семейства – используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками.


Как дополнительные персонажи около Младенца могут присутствовать вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Среди пастухов с овцами один из пастухов часто изображается несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазии автора в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы. В традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. Это объясняется тем, что в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец-Христос. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется традициями иконографии.


Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Сначала вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом, повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.

В России устроение вертепов стало распространяться с XVII века.

Вифлеемская звезда

Неизменная спутница события Рождества Христова в иконографии – это яркая звезда, которая, согласно Священному Писанию, явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере. Феофилакт Болгарский пишет о звезде, что это «была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Бог привел их ко Христу этим для них знакомым знаком. К тому же она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и останавливалась, когда останавливались они.

При устроении вертепа Вифлеемскую звезду часто располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.


Звезда как символ праздника занимает важное место и в украшении рождественских елок, венчая собой верхушку дерева. Даже в советский период звезда на елках осталась, только плавно была заменена с восьмиконечной Вифлеемской на пятиконечную.

Рождественское угощение

Немаловажным этапом празднования Рождества Христова является трапеза. Так как праздник Рождества предваряет продолжительный сорокадневный пост, верующие люди после богослужения идут по домам разговляться. Для праздничной трапезы заранее готовится обильное угощение, которое сравнимо с пасхальным. Тут и мясные блюда, и различные салаты, и молочные продукты, и самая разнообразная выпечка. Стол застилается праздничной скатертью, а для большего уюта на него ставятся зажженные свечи.


Главным же и обязательным блюдом для рождественского стола во многих странах Европы является рождественский гусь, рождественская индейка или утка. Обычно берут крупную птицу, чтобы угощения хватило на всех участников застолья. Гусь готовится в Германии, Дании, Греции, России. По классическому рецепту жирного гуся запекают в духовке целиком, приправляя картофелем и овощами, также используют яблоки и чернослив. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе.

Рождественская индейка больше распространена в Англии и США. На Руси традиция целиком запекать крупную птицу или большие куски мяса связана с особенностями устройства русской печи, которая позволяла успешно готовить крупноразмерные продукты.

К Рождеству готовят много разной выпечки. Можно выделить плоские имбирные пряники, которые обладают уникальным ароматом. Их делают совершенно разными: и в форме звездочек, и в форме елочек, и в форме животных. Пряники украшают разноцветной глазурью, дарят друг другу, а также развешивают в качестве вкусных украшений на елку.

Но, пожалуй, самое желанное украшение рождественского стола – это выпечка в форме агнца или барашка. Сама идея изображать барашков очень древняя, ей около двух тысяч лет. Во время археологических раскопок храмов раннего христианства в древних катакомбах учёные находят на стенах изображения ягнят. Древние христиане изображали таких агнцев на стенах как символ Иисуса Христа, потому что во многих местах Священного Писания Он именуется «Агнец Божий». Поэтому и на праздник Рождества выпекают красивых барашков.


По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом. В тесто можно добавлять изюм или цукаты. Выпекаются такие барашки в специальных формах. После того, как готовое изделие остынет, рекомендуется немного срезать низ, чтобы барашек ровно стоял на праздничном столе, и посыпать его сахарной пудрой.

Подарки

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Конечно, при подмене в советский период Рождества Новым годом для многих наших сограждан традиция дарить подарки переместилась на новогоднюю ночь. Но церковные люди понимают, что, несмотря на всю важность даты 1 января как начала года, начала нового этапа в общественной гражданской жизни, все-таки праздничное настроение, душевное и духовное ликование более уместны после окончания поста, в праздник Рождества Христова.

Когда родился младенец Христос, волхвы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе особую звезду, отправились за ней и пришли к бедным Вифлеемским яслям. Их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Золото восточные мудрецы преподнесли Христу как царский дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу. Также он является священническим символом, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна являлась указанием на искупительную жертву Христа за все человечество, так как ею помазывали тело умершего человека. По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество.


Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Также обычай дарить рождественские подарки идет от древних повествований о святом Николае Чудотворце. Праздник святителя Николая Мирликийского отмечается 19 декабря, незадолго до Рождества. Из его жития известно, что он помогал бедным и нуждающимся. Особенно выделяется история о том, как он помог одному бедняку, имевшему трех дочерей и впавшему в отчаяние от того, что не может их прокормить. Святитель Николай помог отчаявшемуся человеку, подкинув ему в дом три раза по мешку золота, и девушки после этого смогли выйти замуж. Святитель Николай старался помогать людям, оставаясь при этом незамеченным. Отсюда впоследствии пошла традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса.


В русской литературной традиции Дед Мороз появился в 1840 году. В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Дед Мороз из славянской мифологии и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и празднование Нового года существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Знакомый нам образ Деда Мороза сложился к началу XX века. Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческое изображение сил природы – зимы и мороза, а также это волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.


Религиозные каноны не накладывают никаких специальных ограничений и предписаний на рождественские подарки близким и друзьям. Считается, что подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное. Они ни в коем случае не должны быть формальными. Да и как приятно найти что-то особенное для близкого человека и доставить ему радость! Когда возникла традиция наряжать к Рождеству елку, она не сразу стала ассоциироваться с подарками. Первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

Рождественский носок

Сегодня многие жители нашей страны перенимают любопытный западный обычай прятать подарки в рождественские носки. В европейских странах принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или возле постели. Этот обычай восходит к разным трактовкам все той же истории о помощи святителя Николая бедняку с тремя дочерями. Одна из таких легенд говорит, что святой якобы бросил в трубу дома бедных сестер золотые монеты, которые упали в сушившиеся у камина чулки. Вот и европейские дети оставляют у очага свои носочки в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. С чем бы ни была связана история появления рождественских носочков, такой способ вручения подарков очень нравится и взрослым, и детям во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Рождественские носочки можно сделать самостоятельно из фетра или любой плотной ткани либо связать из плотных шерстяных ниток. Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом или блестящим дождиком, украсить вышивкой, атласными лентами, кружевами, фигурками оленей или снежинок и бубенчиками. Если носочки изготавливаются для нескольких членов семьи, то их делают именными, вышивая красивыми буквами имена.

Рождественские носочки предназначены не только для вручения подарков, но и для украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и даже делать из маленьких носочков гирлянды.

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. Православные люди, объединенные радостью о пришедшем в мир Спасителе, ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и поздравлениями. Пение выражает праздничное настроение.

В святочные дни поются особые обрядовые песни, сложенные в течение веков русским народом, – это колядки. Традиция колядования в особенности была распространена в деревнях и селах. Изначально история колядования в России была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния, «день рождения» солнца, крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже, когда Русь стала христианской, языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование было приурочено к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.


Колядующие назывались ряжеными, так как наряжались в шубы и тулупы наизнанку, на их лицах были маски животных, а в руках – мешки для сбора даров. Впереди процессии шел человек, несущий на шесте или палке блестящую звезду как символ праздника.

Но самое главное в этом шествии – это песни-колядки. Как правило, колядка является маленьким рождественским рассказом о величайшем событии евангельской истории – пришествии в мир Христа, прославлением родившегося Спасителя.

В наше время традиция колядования возрождается, колядки поют не только в церковных дворах, но и в масштабах города устраиваются святочные ярмарки, народные гуляния с неизменными «ряжеными», поющими колядки. «Славить Христа», то есть петь некоторые богослужебные песнопения и колядки, ходят к православным друзьям, к знакомым священникам, а также на детские праздничные вечера, где к тому же устраиваются спектакли на тему праздника.

Рождественские открытки

Как бы ни были продолжительны выходные дни, связанные с Новым годом и Рождеством, но не всех друзей и знакомых можно посетить, не со всеми удается созвониться даже в наш век развития интернета и видеосвязи. Поэтому еще одной хорошей традицией, до сих пор не утратившей своей актуальности, является отправление в разные уголки мира рождественских поздравительных открыток.