Почему дети привязаны к матери. Особенная привязанность ребенка к маме. Вопросы для размышления

Экология жизни. Дети: Именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ...

Исследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя.

Джон Боулби, посвятив привязанности обширные исследования, охарактеризовал её как «устойчивую психологическую связь между людьми». В дополнение к этому он счёл, что привязанность имела важное значение для эволюции: она помогала выжить.

«Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими есть основной элемент человеческой природы» (Боулби, 1988).

Какой бывает привязанность у детей

У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите.

Не менее важным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт , который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру.

Таким образом, именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ на демонстрацию «отношенческой» активности младенца формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о ребёнке.

Этот постулат описывает значимость зрелости материнского поведения, как основы формирования привязанности у ребёнка, что равноценно базису его психического здоровья.

Именно поэтому так важен опыт первого года жизни, он является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций и является основой психического здоровья растущей личности.

Ниже будут приведены основные стили привязанности , но важно оговориться, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни, здесь большую роль играет промежуточный опыт и то, каким он будет у человека.

Надежный стиль

Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, то будут искать утешение именно у взрослых. Несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей незнакомым людям.

Родители детей с надёжным стилем привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем.

Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.

Тревожно-амбивалентный стиль

В процессе диагностики видно, как такие дети очень сильно огорчаются после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают.

В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.

Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая её).

Амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребёнок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому - «привязанность–отвержение» - попеременно, а иногда практически одновременно.

Часто такая форма поведения приобретает черты негативной невротической привязанности, когда ребёнок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражать их и провоцируя родителей на наказания, в поиске «суррогата» привязанности, эрзац-внимания: необходимости разрешать постоянно возникающие проблемы вследствие неадекватного поведения ребёнка.

Такой тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания.

Амбивалентный, тревожно-сопротивляющийся тип привязанности характерен для детей, чьи родители непоследовательны. Они то «заласкивают» ребёнка, то взрываются, обижают его, часто несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин. Этим родители (преимущественно мать, так как отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребёнка) лишают ребёнка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе.

Избегающий стиль

Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки.

Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта.

Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.

В зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса.

Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем привязанности более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.

Дезорганизованный стиль

Дети с этим стилем привязанности выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы - они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.

Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей, жестким воспитанием или физическими наказаниями.

Позже Мэйн и Гессе (1990) утверждали, что такие родители своим поведением вызывают в ребёнке страх и неуверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.

Явление привязанности ребенка к матери стало предметом психологического исследования в 40-е гг. XX в. и оформилось в теорию в 50-60-е гг. XX в. как своеобразная оппозиция ортодоксальному психоанализу Фрейда. Важным внешним толчком к развитию теории послужили события Второй мировой войны и большое число детей, разлученных с родителями и потерявших их. Неблагоприятный, а иногда и патологический психический статус этих детей побудил Всемирную организацию здравоохранения заняться вопросом их психического здоровья. Исследование проблемы и доклад на эту тему были поручены английскому психоаналитику Джону Боулби (рис. 3.2). В 1951 г. текст доклада был переведен на 14 языков и стал отправной точкой переосмысления сути «психологической работы», которую совершает мать, воспитывающая маленького ребенка.

Рис. 3.2.

В завершенной версии теории привязанности 1 Боулби - этолог, эволюционист и психоаналитик - дал следующее определение привязанности: «Поведение привязанности - одна из систем инстинктивного поведения ребенка, функциональной целью которой является поиск и достижение близости с тем, кто обеспечивает его безопасность».

Боулби настаивает на том, что мать - это в первую очередь опора чувства безопасности, а не источник удовлетворения пищевой потребности (Боулби иронично называет взгляд ортодоксального анализа на значение матери для ребенка «теорией буфета» ), так как накормленный и ухоженный ребенок в отсутствие матери все равно переживает сильнейший стресс, приводящий к сильной дезадаптации. Лангмейер и Матейчик 1 доказали, что дети, подвергавшиеся бомбежкам во время Второй мировой войны, но оставшиеся вместе со своими родителями, оказались менее невроти- зированными, чем те, кто во время войны был эвакуирован в безопасное место, но разлучен с родителями.

Стадии развития привязанности . Несмотря на то что поведение привязанности демонстрируют многие виды животных, и оно считается инстинктивным, у него нет формы «готового» к моменту рождения поведения. Поведение привязанности реализуется нейронными структурами «ждущими опыта» и зависит от конкретного опыта (конкретных стимулов), с которым сталкивается младенец. Это соображение является для Боулби критически важным, так как он полагал, что поведение младенца не может быть независимым от реальных опытов, с которыми тот сталкивается.

Стадия 1. Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу начинается с момента рождения и длится до двух - трех месяцев. Формы ориентировки направлены на любого человека и проявляются в реакциях слежения глазами, хватания, цепляния, улыбке и леиеге.

Стадия 2. Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов длится от трех до шести месяцев. На этой стадии ребенок начинает выделять из окружающих мать или того, кто заботится о нем, и именно на этого человека направлено больше всего поведенческих реакций, на базе которых сформируется будущее поведения привязанности.

Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов начинается в возрасте 6-7 месяцев и длится на протяжении всего второго и третьего года жизни. У детей, не имевших тесного контакта с главным лицом, начало этой стадии может сдвигаться на более поздние сроки и начинаться после первого года жизни. Первые признаки формирования поведения привязанности - поддержание контакта глаз , улыбка , протягивание ручек и крики , выражающие радость при появлении матери, тревога и плач как реакция на ее уход - формируются в период 4-6 месяцев. К 6-9 месяцам 3/4 детей, за которыми велось наблюдение, демонстрировали отчетливое поведение привязанности . Через месяц после того, как ребенок начинал демонстрировать признаки поведения привязанности к матери, он начинал проявлять признаки привязанности еще к одному или нескольким людям. Чаще всего к отцу, сиблингу или другому заботящемуся взрослому, при этом сила привязанности к матери не ослабевала. К концу первого года жизни и на протяжении всего второго года дети проявляют более сильную привязанность: они цепляются за мать, ползут (следуют) за нею и громко протестуют (кричат и плачут) при угрозе расставания, приветствуют ее и ползут навстречу при воссоединении. Цепляние становится характерным в случаях, когда ребенок встревожен или плохо себя чувствует.

Сила привязанности, однако, является не только следствием материнского поведения, но определяется степенью активности самого ребенка, который инициирует взаимодействие, его требовательное и настойчивое поведение сильно влияет на ту форму контакта, которую проявляет мать. Мать становится в этом возрасте базой , служащей опорой ребенку в его исследовании окружающего мира. Ребенок в этом возрасте совершает «маленькие путешествия», то удаляясь от матери, то возвращаясь к ней, чтобы убедиться, что она на месте. В течение второго, но в основном третьего года жизни поведение привязанности проявляется с не меньшей силой и не реже, чем раньше. В связи с гем что ребенок все лучше ориентируется в окружающей ситуации, он начинает лучше распознавать предвестники грозящего расставания с матерью, например ситуации, когда мать начинает собираться уходить, и реагирует протестом на более широкий круг ситуаций, когда он может оказаться без нее.

Стадия 4. Формирование партнерства на основе осознания целей другого. Наиболее важным приобретением в психическом развитии ребенка становится усложнение его когнитивной карты пространства, в котором мать получает статус независимого объекта, передвижения которого «в пространстве и времени» можно более или менее точно предвидеть, происходит понимание того, что ее «передвижения в пространстве» не зависят от него, но их можно прогнозировать.

После трех лет наступает резкая перемена в поведении ребенка, когда он научается переносить временное отсутствие матери, не утрачивая при этом чувства равновесия и покоя. Боулби называет этот момент перехода «порогом созревания» 1 . Большинство детей становятся способными в этом возрасте чувствовать себя в безопасности, при соблюдении трех условий. Во-первых, с ними должен оставаться замещающий мать человек, во-вторых, мать и этот человек должны быть знакомы и ребенок должен это знать (например, он видел их раньше вместе, видел, как они разговаривали), и, в-третьих, ребенок должен знать, где находится его мать, и должен быть уверен, что контакт с нею может быть возобновлен по его первому требованию.

Вопросы для размышления

  • Как вы понимаете высказывание Боулби: «Всегда имелись люди, которые знали, что ребенок был отцом взрослому человеку, началом взрослого человека»?
  • Существует ли зависимость между принятыми в культуре традициями ухода за маленьким ребенком и «модальным» типом личности?
  • Чем, по вашему мнению, объясняются следующие стереотипы ухода за маленьким ребенком: «ребенка надо кормить по часам, нельзя сбивать режим»; «нельзя все время брать ребенка на руки - у него искривится спинка»; «ребенку полезно кричать, зто развивает его легкие»?
  • К каким последствиям для личности могут привести описанные практики?
  • Изменились ли современные традиции ухода за младенцами? Каким образом?

Развитие привязанности в последующие возрастные периоды.

На протяжении следующих четвертого и пятого годов жизни поведение привязанности проявляется в моменты опасности, детских ссор и при плохом самочувствии ребенка. В подростковом возрасте поведение привязанности ослабевает, но не исчезает совсем. Новые отношения формируются с более широким кругом людей, появляются первые признаки романтической привязанности к сверстнице или сверстнику. В этот период в сферу привязанности попадают представители социальных групп (профессиональных, политических, религиозных).

Поведение привязанности продолжает обнаруживаться во всех возрастных группах. Однако у представителей старшего поколения, для которых уже нет возможности обращаться к еще более старшим как к опоре привязанности, обнаруживается привязанность к более молодым но сравнению с ними людям, у которых они ищут защиту и безопасность. Боулби полагает, что ни одна из форм человеческого поведения не сопровождается такими сильными чувствами, как привязанность. Людей, на которых направлена привязанность, любят, их появлению рады, угроза потери объекта привязанности вызывает тревогу, его утрата вызывает переживания гнева и острого горя. Боулби, в частности, считает, что патриотизм и любовь к «монарху» являются производным от детской привязанности человека. Подтверждением этого можно считать выступления президента перед своим народом в моменты особой опасности или внутреннего напряжения в стране. Ежегодные послания президента также можно считать ответными реакциями на проявления потребности взрослого населения в привязанности. «Назвать поведение привязанности во взрослой жизни регрессивным, - пишет Дж. Боулби, - на самом деле значит не увидеть ту исключительно важную роль, которую оно играет в жизни человека от его рождения до смерти» 1 .

Привязанность к неодушевленным предметам - особая форма поведения привязанности, на которую впервые пристальное внимание обратил британский психоаналитик Дональд Винникотт, а позднее и Дж. Боулби. Это особые «предметы собственности», чаще всего мягкие игрушки, которые ребенок может обнимать и прижимать к себе в моменты опасности, предметы, которые помогают детям успокоиться, заснуть или перенести расставание с матерью. Утеря такого предмета порождает негативную бурную эмоциональную реакцию и может сопровождаться симптоматикой острого горя.

Случай из практики

«Мать Роя рассказала мне, что если Рой упадет, то он нс ждет, чтобы его успокоили, а всегда просит дать ему “Сэю” - так он называет свою тряпочку. Другие две матери рассказали мне, что, когда их сыновья приходили в себя после операции, первое, что они просили, были предметы. Одним из этих мальчиков был Марк, которому в б лет удалили миндалины. Приходя в себя после анестезии, он попросил свою деревянную “Белку”, а получив ее, спокойно уснул» .

Привязанность к неодушевленным предметам формируется начиная с девятимесячного возраста, но чаще всего между первым и вторым годами жизни. Винникотт называет эти предметы «переходными предметами» и считает, что привязанность к ним отражает стадию перехода от «объектных отношений» с конкретным человеком к его символическим заменителям, т.е. стадию в когнитивном развитии ребенка. Боулби полагает, что нет никаких причин думать, что такая привязанность свидетельствует о нарушении реальных отношений привязанности ребенка и его матери. Он согласен с тем, что таким предметам переадресованы некоторые компоненты привязанности, но им все-таки не принадлежит существенная роль в когнитивном или эмоциональном развитии ребенка. Эмпирический анализ взаимоотношений ребенка с неодушевленными предметами позволяет Боулби говорить, что в случае, когда ребенок на протяжении долгого времени взаимодействует исключительно с игрушкой или предметом, ее заменяющим, игнорируя взрослого, можно предположить, что поведение привязанности с реальными объектами нарушено.

Затрагивая тему привязанности к неодушевленным предметам, нельзя не вспомнить, что игрушка на протяжении всех периодов развития человеческой цивилизации сопровождала детство человека (начиная с палеолита) и выполняла, очевидно, многие функции в становлении его психики и адаптивного поведения. Нельзя не вспомнить в этой связи вальдорфскую куклу, изготовление которой является важной частью вальдорфской педагогики, эпохальную повесть Алана Милна «Вини-Пух», где игрушка играет значительно большую роль, чем прямые взаимодействия ребенка с родителем, и многие другие культурно антропологические материалы, подтверждающие значимость неодушевленных предметов в психическом развитии ребенка.

Понятие «внутреннейрабочей модели» - наиболее значимое понятие теории Боулби, так как именно в нем концентрируется основной смысл теории привязанности, а кроме того, это безупречно психологическое понятие, поскольку оно говорит о новообразовании в психике человека. «Внутренняя рабочая модель» - это когнитивная репрезентация опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром. Это ментальная, психическая конструкция, которая формируется в опыте и влияет на поведение в среде. Боулби использует понятие «рабочей модели», которое семантически ближе к словарю терминов теории управления, при этом он намеренно избегает необоснованных психологических интерпретаций, но указывает на сходство этого понятия с термином Э. Эриксона «базовое доверие», так как базовое доверие можно понять как один из видов «внутренней рабочей модели». По сути, за каждым типом привязанности стоит своя «внутренняя рабочая модель», которая и определяет конфигурацию поведения на ее основе. «Рабочая модель» не осознается индивидом, но сквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир

Вплоть до середины 20-го века общество не придавало большого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Поэтому вполне нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.

В 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и матерью – или другим человеком, который осуществляет постоянную заботу о малыше, – с момента рождения формируются особые, очень важные, отношения. Это отношения привязанности – глубокой эмоциональной связи между . Они закладывают фундамент для будущей в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

То, насколько здоровая привязанность сформируется у ребенка к его «главным взрослым», во многом определяет качество его будущих отношений на протяжении всей жизни.

В этой статье Я – Родитель расскажет о том, какие основные этапы развития проходят отношения привязанности, и что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку благополучно повзрослеть.

Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. Лучшим временем для установления связи с ребенком считаются первые сутки его жизни. Важно, чтобы родители провели с ним как можно больше времени в этот первый день, держали на руках, прикасались, смотрели в глаза. Завершается этап соединения с родителем в возрасте 9-12 месяцев, когда ребенок отделяется от мамы и начинает активно передвигаться самостоятельно.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в таком случае, – сначала помочь самому себе.

Анна Кольчугина

Девочки, есть Архи Важная Тема о привязанности наших крошек к нам в младенчетве и ее влиянии на всю их последующую жизнь! Эта статья очень доступно и наглядно освещает этот вопрос! Прочтите - не пожалеете!!!
"Девочка 2-х лет постоянно плачет, когда мама уходит из дома. А когда мама возвращается, девочка, хотя и радуется ей, но может и заплакать, сердито выговаривая маме за то, что ушла. На консультации у психолога мама спрашивает, что происходит с ребенком, почему дочка плачет при каждом расставании с матерью?

Для того, чтобы понять, что происходит с двухлетним ребенком, при разлуке с мамой, даже, если она расстается с малышом ненадолго, обратимся к важнейшему психологическому образованию – эмоциональной привязанности ребенка к матери.

Привязанность формируется постепенно. У младенцев старше 6 месяцев начинает явно проявляться привязанность к определенным людям. Обычно, хотя и не всегда, это мать, выступающая как первый объект привязанности. В течение месяца или двух после появления признаков привязанности к матери большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.

Каковы признаки привязанности? Привязанность ребенка проявляется в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке).

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и. отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

Поведение родителей и привязанность
Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоциональную привязанность, выбор объекта, а также сила и качество привязанности в большой степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Что же наиболее важно во взаимоотношениях родителей и ребенка для развития привязанности? Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее познавательным способностям и настроению ребенка. Для иллюстрации рассмотрим две ситуации.

Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к ребенку и наблюдает за его игрой. "Какая красивая машинка и кубики. У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!" – говорит мать. Петя улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Прошло несколько минут. Петя берет детскую книжку, подходит к матери, и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, откладывает свою книгу и говорит: "Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?" Петя отвечает "да", мать начинает читать.

Другой двухлетний мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: "Подойти ко мне, я почитаю тебе интересную книжку". Саша оборачивается, но не подходит к матери, а продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к сыну берет на руки и говорит: "Давай почитаем". Саша вырывается и протестует. Мать отпускает его, и Саша возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, Саша берет детскую книжку подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. "Нет, - говорит мать, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята".

В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть в игру), чутко реагировала на инициативу ребенка (просьбу почитать книжку).

Во второй ситуации мать больше склонна "подстраивать ребенка под себя", не считаясь с его потребностями и желаниями.

Психологи установили, что необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу являются их теплота, мягкость, нежность в отношениях с ребенком, подбадривание и эмоциональная поддержка. Родители, к которым дети сильно привязаны, давая ребенку указания, произносят их мягко с теплотой, часто хвалят ребенка, одобряют его действия.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.

Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. Этот эксперимент получил название "Незнакомая ситуация" и состоит из нескольких трехминутных эпизодов во время которых ребенок остается в непривычной обстановке один, наедине с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и матерью. Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, потом одного. Через несколько минут мать возвращается к малышу. О характере привязанности ребенка к матери судят на основании степени огорчения малыша после ухода матери и поведения ребенка после ее возвращения.

В результате исследования были выделены три группы детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "аффективными, ненадежно привязанными".

Последующие исследования показали, что тип привязанности ребенка к родителям влияет на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Надежная привязанность ребенка к матери в первые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво по сравнению с детьми с надежной привязанностью.

Каким же образом привязанность, закладывающаяся в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем?

В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые "рабочие модели себя и других людей". В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чувствительные, заботливые родители формируют у ребенка чувство базисного доверия к миру, создается позитивная рабочая модель окружающих. Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчивый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативной рабочей модели. На примере взаимоотношений с родителями ребенок убеждается в том, что другие люди, так же как и родители не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять. Результатом взаимодействия и общения с родителями является также "рабочая модель себя". При позитивной модели у ребенка формируется инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной – пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я.

С точки зрения известного американского психолога П. Криттенден для понимания того, как формируются привязанности важно учитывать преобладающий тип переработки и интеграции информации ребенком.

Способы переработки информации: аффективный (эмоциональный) или когнитивный (умственный) определяют стратегии поведения ребенка по отношению к близким. Если взрослый адекватно реагирует на инициативы и чувства ребенка, поведение малыша "закрепляется" и будет воспроизводиться в аналогичной ситуации. В случаях, когда проявления ребенка отвергаются или вызывают неприятные для него последствия, поведение получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой ребенок будет избегать открытого выражения своих эмоций и потребностей, как бы скрывает свое состояние, переживания, его привязанность является "избегающей". Дети, которые в годовалом возрасте проявляли "избегающий" тип привязанности, обычно имели опыт отвержения со стороны матери при попытках эмоционального, аффективного взаимодействия с ней. Такая мать редко берет ребенка на руки, не проявляет нежности, отстраняет его при попытке обнять и приласкаться. Если малыш протестует против такого поведения матери, то к отвержению прибавляется ее гнев на ребенка. Так малыш усваивает, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные последствия, и научается быть сдержанным.

В случае, когда мать не принимает ребенка, но демонстрирует положительные эмоции в ответ на его поведение, т.е. ее аффективные реакции неискренни, предвидеть последствия своих эмоциональных проявление ребенку еще труднее. Такие родители сначала подтверждают потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает им взаимностью, они отвергают контакт.

Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны для ребенка. Невозможность предсказать их поведение вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева. С точки зрения теории научения ребенок такой матери оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного подкрепления, которая только усиливает поведение даже при возможных отрицательных последствиях для ребенка. Примерно к 9 месяцам младенец уже может сфокусировать выражение своих переживаний на другом человеке, таким образом, гнев становится агрессией, направленной на объект привязанности. Страх и желание эмоциональной близости (потребность в любви) также становятся "эмоциями" направленными на другого. Но без определенной и стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожно-амбивалентным.

Таким образом, к концу младенчества дети с "уверенным" типом привязанности усваивают множество средств общения. Используют как интеллект, так и аффект, разнообразные эмоции. У них складывается внутренняя модель, которая интегрирует информацию из обоих источников и образцы поведения, максимально обеспечивающие безопасность и комфорт ребенка. "Избегающие" дети научаются организовывать свое поведение без использования аффективных сигналов, они пользуются в основном интеллектуальной информацией. Эмоциональное поведение "тревожных, амбивалентных детей подкрепляется, но они не научаются интеллектуальной организации поведения, которая могла бы компенсировать непоследовательность их матерей. Они не доверяют интеллектуальной информации и используют преимущественно аффективную. Таким образом, различия в способах интеграции при различных типах привязанности может быть объяснено характером индивидуального опыта ребенка в его межличностных отношениях с матерью.

Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты первичной привязанности. С определенной долей условности можно говорить о видах, качестве привязанности у взрослых. Так, отношения, которые устанавливаются с лицами противоположного пола, также как и отношение к пожилым родителям можно определить как надежные, двойственные и избегающие. Для первого типа характерны хорошие отношения между родителями и взрослыми детьми, основанные на доверии, понимании, помощи родителям. При этом у детей отмечается надежная привязанность к родителям в первые годы жизни. В случае второго типа – взрослые вспоминают о своих родителях только тогда, когда они заболевают. В раннем возрасте у них отмечается двойственная, аффективная привязанность. При третьем типе взрослые дети почти не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них. В раннем детстве для них характерна ненадежная привязанность избегающего типа.

Влияние различий в качестве привязанности на романтические межличностные отношения взрослых исследовались американскими психологами. Испытуемыми в этом исследовании были участники газетного опроса. Тип привязанности определялся по тому, к какой категории относили себя читатели газеты, оценивая свои взаимоотношения с людьми. Предлагалось ответить на вопросы, касающиеся самой значительной любви в жизни. Задавались и дополнительные вопросы о том, как развивалась их любовь во времени, и о детских воспоминаниях, касающихся отношений с родителями и между родителями.

Результаты исследования показали, что имеет место своего рода преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов: ранний стиль привязанности к матери, как правило, переносится и на романтические межличностные отношения взрослых. Так, надежная привязанность оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и доверия, избегающий стиль- со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью. А аффективная - двойственная привязанность к матери в детстве соответствовала навязчивой поглощенности любимым человеком, желанию тесного союза, сексуальной страсти, эмоциональным крайностям и ревности. Кроме того, эти три группы различались своими взглядами на любовь, т.е. ментальными моделями романтических отношений. Люди с надежной привязанностью смотрели на любовные чувства как на что-то относительно стабильное, но также постепенно развивающееся и затухающее, и скептически относились к романтическим историям, изображенным в романах и кино, в которых от любви теряют голову. Те, кто избегал тесной привязанности в любовных отношениях, относились скептически к прочности романтических отношений и считали, что очень редко удается найти человека, в которого можно влюбиться. Респонденты с аффективно-двойственной привязанностью считали, что влюбиться легко, но трудно найти истинную любовь. Кроме того, взрослые с надежной привязанностью по сравнению с другими двумя группами сообщали о более теплых взаимоотношениях с обоими родителями, так же как и о более теплых отношениях между родителями.

Исследование, проведенное со студентами колледжа подтвердило характер этих взаимосвязей, а также позволило установить, что различия касаются и того, как представители данных трех групп описывают самих себя. Молодые люди с надежной привязанностью считали, что с ними легко общаться и большинство окружающих им симпатизируют в то время как те, у кого отмечалась аффективная, двойственная привязанность описывали себя как людей, неуверенных в себе, которых часто не понимают и недооценивают. Близкими к этим последним были ответы студентов с избегающим типом привязанности.

В дальнейших исследованиях было показано, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, оказывает очень широкое воздействие на взаимоотношения человека с другими людьми, а также связан с его отношением к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечались большая зависимость от похвалы, страх отвержения и, кроме того, они допускали, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы избегать социальных взаимодействий. Даже когда в финансовом отношения дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем люди с надежным уверенным стилем привязанности.

В последнее время исследователи выделяют еще один тип привязанности – отвергающий эмоциональную близость. Индивиды с таким паттерном привязанности чувствуют себя некомфортно при установлении близких отношений и предпочитают не зависеть от других, но при этом все-таки сохраняют позитивный образ Я.

Несмотря на убедительные данные, об устойчивости стиля привязанности, есть доказательства и того, что в зависимости от жизненных обстоятельств он может изменяться. Кроме того, один и тот же человек может иметь несколько паттернов привязанности: один в отношениях с мужчинами, другой –с женщинами или один для одних ситуаций, другой – для других.

Возвращаясь к обращению к психологу матери с дочкой раннего возраста, с которого началась эта статья можно так ответить на поставленные вопросы. У девочки сложилась ненадежная двойственная привязанность к матери. По-видимому мама была недостаточно чувствительна, внимательна к дочери на первом году жизни. Во взаимодействии с ней не всегда позитивно отвечала на инициативу ребенка, не стремилась успокоить, если малыш плакал, не всегда отвечала на улыбку и лепет, мало играла. Вот поэтому у девочки не сформировалась уверенность в позитивном отношении к себе матери, в том, что она нужна ей, любима. При расставании с мамой даже на короткое время девочка плачет, как будто не уверена, вернется ли к ней мать. Психологи говорят о том, что у ребенка в подобном случае не сформировано базовое доверие к миру, а отношения с другими людьми, также как и с матерью кажутся ему небезопасными. Как можно скорректировать ненадежную привязанность? Как правило, это требует квалифицированной психологической помощи. Однако общий совет – будьте внимательны к потребностям своего ребенка, учитывайте его интересы, принимайте его таким, какой он есть и чаще выражайте ему свою любовь и привязанность".

Движение - это Жизнь!!!