Планирование занятий по аппликации в средней группе. Перспективное планирование по аппликации старшая группа доу

План- конспект занятия по аппликации на тему "В космос" для старшей группы ДОУ

Автор: Кириленко Ирина Альбертовна, воспитатель КДОУ ВО "Острогожский центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста"
Описание : материал будет интересен и полезен воспитателям ДОУ, работникам дополнительного образования, руководителям кружков изобразительной деятельности, родителям
Интеграция: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное, речевое, познавательное развитие
Цель: создание конкурсной работы на тему "В космос"
Задачи:
образовательные: расширить знания детей о космосе; учить работать с фольгированной бумагой, пользоваться шаблоном; закрепить умение располагать предметы по всему периметру листа
развивающие: развивать чувства композиции и эстетического вкуса
воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, способность добиваться хорошего результата
Методы и приёмы: игровой, наглядный, использование художественного слова, самостоятельная деятельность детей, беседа, пояснения, индивидуальный подход
Предварительная работа: конструирование в уголке "Юный строитель" из плоского и объёмного конструктора, рассматривание иллюстраций по теме, подвижная игра "Космонавты"
Материалы и оборудование: набор для аппликации, фольгированная бумага, лист чёрного картона в рамке, файл "Ракета" из дидактической игры "Конструирование из геометрических фигур"

План занятия:
1. Организационный момент. Оборудование.
2. Беседа по теме занятия.
3. Составление плана работы.
4. Дидактическое задание "Конструирование ракеты".
5. Работа по плану.
6. Итог. Анализ. Выставка.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рассмотрите, пожалуйста, оборудование и скажите, какое будет занятие?
Ответы детей: Будет аппликация.

Воспитатель:
Послушайте загадку и отгадайте тему нашего занятия:

До Луны не может птица
Долететь и приземлиться,
Но зато умеет это
Делать быстрая...(ракета)

Итак, тема занятия "В космос", будем наклеивать ракеты.


2. Воспитатель:
12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это- особенный праздник. В 1961 году гражданин нашей страны Ю.А. Гагарин совершил первый космический полёт. До этого времени космическое пространство долго исследовали, изучали учёные многих стран. Прежде, чем послать в космос человека, туда отправили собак- Белку и Стрелку, они- то и проложили первый космический путь в неизведанное пространство. И только потом полетел человек.
Как называют такого человека?

Он ни лётчик, ни пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)

3. Воспитатель:
Составим план работы:
1) обводим шаблоны;
2) вырезаем ракеты;
3) наклеиваем их на картон.

4. Воспитатель:
Прежде, чем мы приступим к работе, сложим ракету из геометрических фигур- файл "Ракета" из дидактической игры "Конструирование из геометрических фигур".


5. Перед работой сделаем пальчиковую гимнастику:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз- Меркурий,
2- Венера,
3- Земля,
4- Марс,
5- Юпитер,
6- Сатурн,
7- Уран, за ним Нептун,
Он восьмым идёт по счёту,
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон.

Воспитатель:
Представьте, что вы- конструкторы ракет, в которых космонавты отправятся в космическое путешествие, а они работают внимательно, аккуратно, строго по плану.
Начинайте работу:
1) шаблон накладывайте аккуратно, придерживайте фольгу, чтобы не скользила, обводите контур ровно, чётко;


2) вырезывайте, соблюдая правила безопасности при работе с ножницами;
3) аккуратно наклеивайте заготовки на картон, распределяя их по всему листу.


6. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая получилась картина- маленький кусочек космоса: быстрые ракеты пролетают между планетами, ими управляют космонавты, они торопятся домой- на Землю...


В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Вопросы комплексно-тематического планирования детских творческих занятий по аппликации подробным образом изложены в публикациях данного тематического раздела. Какой из видов аппликации выбрать для организации деятельности детей определённого возраста, как спланировать и воплотить задуманное, подробным образом рассказывается на этих страницах.

К Вашим услугам здесь – готовые образцы перспективно-тематического планирования художественно-эстетической деятельности детей в технике аппликации. А также консультации для педагогов и родителей по данному вопросу.

Помогаем в составлении планов и программ в жанре «аппликация»!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 268 .
Все разделы | Аппликация. Проекты, консультации, планирование, программы

Ваш ребёнок подрос. Вы видите, как он изменился, повзрослел, поумнел. И Вы рады этому, ведь в этом немало Вашей заслуги! Вы часто гуляете с ним, общаетесь, играете. У Вашего малыша, наверно, есть любимые игрушки : плюшевые медвежата, зайцы, заводные машины, красивые куклы. Но...


«Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке» Программное содержание . Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его...

Аппликация. Проекты, консультации, планирование, программы - Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации»

Публикация «Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью...»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский Представляю вашему...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Перспективное планирование во второй младшей группе по лепке и аппликации Перспективное планирование «Художественно-эстетическое развитие»: Лепка/Аппликация Неделя Тема недели Тема ООД./ Программное содержание 1 03.09 - 07.09 Мой любимый детский сад. Труд работников детского сада. Лепка «Знакомство с пластилином» (Т.С. Комарова "ИЗО деятельность в...

Консультация для воспитателей «Аппликация по замыслу» Консультация для воспитателей «Эффективные формы и методы с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности. Аппликация по замыслу». Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении...

Консультация для родителей «Аппликация и ее влияние на умственное развитие» Консультация для родителей Аппликация и ее влияние на умственное развитие Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности детей: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и...

Аппликация. Проекты, консультации, планирование, программы - Планирование недели «Широкая масленица» по лепке и аппликации

Тема недели:«Широкая Масленица» Сроки проведения: с 26.02. 29.02.19 Образовательная практика «Фантазия» Цель Предположительные виды деятельности. Средовое решение Содержание экрана проекта Вовлечение родителей и социума Индивидуальная работа Вызвать желание изготовить различные...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной группе (лепка, аппликация) Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие ООД: Лепка Методическое пособие Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная группа Т.С. Комарова. 1 «Фрукты для игры в магазин» Стр.32 2 «Корзина с грибами» Стр.34 3 «Девочка играет в мяч» Стр.42 4...

Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
Интеграция областей:
«Художественно - эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивающие :
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
1. Организационная часть.
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: Гриб
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
- Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
Дети: съедобные.
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать. (Нет).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физкультминутка
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
Инструкция:
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть - грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
4. Итоговая часть .
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Дети: Композиция.
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными её задачами являются:

Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат -в два-четыре треугольника, прямоугольник -в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Рабочая программа по реализации «Художественно-эстетического развития» составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №32, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Количество занятий по разделу «Аппликация » составляет 18 занятий (1 раз в 2 недели, продолжительность 25 минут). Форма организации образовательного процесса- фронтально.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г.

2. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа. Т.С.Комарова,2015г.

Занятие №1

Тема «На лесной полянке выросли грибы».

Программное содержание.

Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Развивать образные представления детей.

Воспитывать у детей интерес к занятию аппликацией.

Словарная работа: грибы, трава, мох, шляпка, ножка, прямоугольник, овал, резать, отрывать, наклеивать, закруглять, коричневый, зелёный.

Материалы. Картинки с изображением разных грибов. Бумага разных цветов для грибов, 1/2 альбомного листа для наклеивания изображений (желательно использовать бумагу зеленого цвета - получится полянка), неширокие полоски бумаги зеленого цвета, ножницы, клей, салфетка, клееночки (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Беседы о летних занятиях и развлечениях. Лепка грибов. Рассматривание иллюстраций в книгах, художественных открыток.

Ход занятия.

Вспомнить с детьми о сборе грибов, о том, как они недавно лепили грибы. Уточнить форму шляпок, ножек (используя обследование картинок, игрушек). Спросить у детей о приемах вырезывания частей грибов (овальных форм из прямоугольников). Показать (вызвать для показа детей) прием закругления углов у прямоугольника с целью вырезывания шляпок, ножек. Вопросы к детям:

Что мы с вами лепили на прошлом занятии?

Из каких частей состоит гриб?

Какой формы шляпка гриба, ножка?

Какого цвета бывают грибы?

Как с помощью ножниц из прямоугольника получить овал?

Показать, как, закругляя углы, можно вырезать шляпку из треугольника (мухомор). Обращать внимание на то, чтобы дети использовали правильные приемы работы ножницами и аккуратного наклеивания.

Физкультминутка «Грибок№1.

Гриша шёл- шёл –шёл – ходьба на месте

Белый гриб нашёл.-наклоны корпуса вперёд

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок,

Положил их в кузовок.

Когда дети вырежут и наклеят грибы, показать им, как можно от неширокой полосы аккуратно пальчиками оторвать маленькие кусочки, полоски для изображения травки, мха.

Поощрять создание нескольких изображений (больших и маленьких грибов), красивое расположение их на листе.

Занятие №2

Тема «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Программное содержание.

Продолжать отрабатывать умение детей вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. Развивать координацию движений обеих рук. Воспитывать у детей привычку наводить порядок на своём рабочем месте.

Материалы. Овощи для рассматривания. Круг из белой бумаги диаметром 18 см; заготовки из цветной бумаги для вырезывания овощей, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Беседа об уборке овощей на огороде. Лепка овощей. Дидактические игры с овощами («Чудесный мешочек).

Ход занятия.

Рассмотреть с детьми овощи, спросить об их форме. Уточнить приемы их вырезывания. Предложить каждому ребенку вырезать несколько помидоров и огурцов. Вопросы к детям:

Какие овощи вы знаете?

Где они растут?

Какой формы огурец, помидор?

Какого цвета эти овощи?

Как из прямоугольника получить овал?

Как из квадрата с помощью ножниц сделать круг?

В процессе занятия следить за правильным использованием ножниц, добиваться плавной линии закругления. Обращать внимание детей на угловатые срезы; объяснить, что так получается потому, что ребенок поворачивает бумагу не плавно, а толчками, резко сжимает ножницы. Применять индивидуальный показ.

Физкультминутка «Цветок».№3

Спал цветок и вдруг проснулся,-туловище вправо, влево

Больше спать не захотел, - туловище вперёд, назад

Шевельнулся, потянулся,- руки вверх, потянуться

Взвился вверх и полетел.-руки вверх, вправо, влево

В конце занятия рассмотреть все работы, отметить наиболее удачные.

Занятие №3(коллективная работа)

Тема «Блюдо с фруктами и ягодами».

Программное содержание. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. навыки Развивать чувство композиции. Воспитывать у детей умение создавать коллективную работу.

Словарная работа: фрукты, яблоко, груша, слива, персик, виноград, сад, растут, висят, вырезать, наклеивать, красное, жёлтая, синяя.

Материалы. Большой лист бумаги в форме круга диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Беседы о сборе урожая, об участии в нем детей. Лепка овощей и фруктов. Дидактические игры.

Ход занятия.

Рассмотреть с детьми фрукты (яблоки, груши, сливы, персики, виноград). Уточнить их форму и характерные особенности. Спросить, как можно вырезать яблоко, грушу. Вопросы к детям:

Какие фрукты вы знаете?

Где они растут?

Какое по форме яблоко, груша, слива, персик?

Какого цвета эти фрукты?

Как из квадрата получить круглое яблоко?

Вызвать кого-либо из ребят для показа к доске.

На вырезанном ребенком изображении показать, как можно придать яблоку большее сходство, сделав ножницами небольшое углубление снизу и более глубокое сверху.

Физкультминутка « А теперь на месте шаг»№5

А теперь на месте шаг

Выше ноги! Стой, раз, два-ходьба на месте.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем-поднимать и опускать плечи.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем-руки перед грудью, рывки руками.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно-прыжки на месте

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем-ходьба на месте.

От души мы потянулись-потягивания руки вверх и в стороны.

И на место вновь вернулись-дети садятся.

В конце занятия полюбоваться коллективной работой.

Занятие №4

Тема «Наш любимый мишка и его друзья».

Программное содержание. Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать и изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать у детей чувство сопереживания и желание помочь.

Словарная работа: мишка, друг, друзья, грустит, играть, коричневый, круглая, голова, туловище, лапы.

Материалы. Бумага белая размером 1/2 альбомного листа для фона, цветная бумага для вырезывания фигуры мишки (игрушечные мишки бывают разных цветов), ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Игры детей с куклами в игровом уголке. Лепка Мишутки по сказке «Три медведя». Чтение сказок «Три медведя», «Медведь и девочка».

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям знакомую им игрушку мишку и говорит: «Ребята, наш Мишка сказал мне, что ему очень грустно, потому что его не навещают друзья и ему не с кем поговорить. Как же нам помочь ему?» Если дети не догадаются о возможности сделать ему друзей, то воспитатель предлагает: «А можете вы сделать ему друзей? Я вам помогу. Давайте внимательно рассмотрим Мишутку».

Рассмотрев с детьми игрушечного мишку, спросить о форме частей его тела, об их величине и расположении. Уточнить приемы вырезывания. Вопросы к детям:

Какой величины медведь?

Какого он цвета?

Из каких частей состоит игрушка медведя?

Какой формы голова мишки, туловище, лапы?

Предложить детям рассказать порядок выполнения аппликации и приступить к работе.

Физкультминутка « Жил да был весёлый гном№7»

Жил да был весёлый гном

С круглыми ушами-описывают круги вокруг ушей

Он на сахарной горе –складывают руки горкой

Спал под воротами-пальцами изображают ворота.

Вдруг откуда ни возьмись великан явился-руки высоко над головой

Скушать гору он хотел -Делают движения руками, как будто едят

только подавился-хватают ртом воздух, надувают щёки

Ну а что весёлый гном?

Так и спит глубоким сном-руки под щё, глазки закрыты..

В конце занятия предложить рассказать ребятам о друзьях мишки.

Занятие №5

Тема «Троллейбус».

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги). Развивать умение оценивать свою работу. Воспитывать у детей интерес к занятиям аппликацией.

Словарная работа: троллейбус, вагон, колёса, окна, углы, закруглённые, круглые, прямоугольник, едет, люди, спешат, транспорт, штанги.

Материалы. Игрушка или картинка-троллейбус. Бумага размером 1/2 альбомного листа для фона, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх.

Ход занятия.

Рассмотреть с детьми игрушку или картинку, изображающую троллейбус, уточнить его форму, ее особенности (скругленные углы), предложить обвести форму руками по контуру. Спросить о приемах вырезывания. Уточнить последовательность работы. Вопросы к детям:

Какие виды транспорта вы знаете?

К какому виду транспорта относится троллейбус?

Какие части у троллейбуса вы можете мне назвать?

Какой формы вагон, окна, колёса?

В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Направлять внимание детей на передачу характерных деталей.

Физкультминутка «Зарядка »№9

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравиться нам делать по порядку:

Весело шагать

Весело шагать

Руки поднимать,

Руки опускать.

Приседать и вставать

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать

Прыгать и скакать..

Тем, кто раньше других закончит работу, предложить дополнить изображение (сделать дорогу, остановку и др.).

Занятие №6

Тема «Дома на нашей улице». (коллективная работа)

Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Развивать умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Словарная работа: дом, стены, окна, двери, крыша, улица, большой, маленький, много, прямоугольник, треугольник.

Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали), бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, игрушек.

Ход занятия.

Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Вопросы к детям:

Какие дома мы видели с вами на прогулке?

Из каких частей состоит дом?

Какой формы стена, крыша, окно, дверь?

Какой по величине одноэтажный дом, многоэтажный?

Как назвать несколько домов, стоящих рядом?

Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери.

Физкультминутка « Девочки и мальчики»№11

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики- сделать ушки над головой.

Раз, два,три, четыре,пять,

Начал заинька скакать-скачут на двух ногах.

Прыгал заинька весь день,

Прыгать заиньке не лень..

Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа), предложить внести соответствующие дополнения. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они вырежут машины, которые едут по улице, и наклеят их на этой картине.

Занятие №7

Тема «Машины едут по улице».

Программное содержание. Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Развивать образное мышление, воображение. Воспитывать навыки создания коллективной композиции.

Словарная работа: машина, улица, дома, кузов, кабина, колёса, мотор, едут, сигналят, перевозят, быстрые, легковые, грузовые.

Материалы. Набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Наблюдения на улицах, рассматривание иллюстраций. Изготовление аппликации «Дома на нашей улице».

Ход занятия.

Это занятие является продолжением коллективной работы «Дома на нашей улице» (занятие 6). Повесить сделанную ребятами ранее коллективную работу, спросить, чего еще не хватает на улице. Предложить вырезать и наклеить машины, которые едут по улице. Вопросы к детям:

Что не хватает на нашей картине?

Где едут машины?

Какие вы знаете машины?

Из каких частей состоит машина?

Что нужно взять, чтобы вырезать кузов машины, колёса?

Уточнить, как можно вырезать машины.

Физкультминутка «Бегал по двору щеночек» №13

Бегал по двору щеночек-медленный бег на месте.

Видит пирога кусочек-наклон вперёд, руки в стороны.

Под крыльцо залез и съел,-присесть руки ко рту.

Развалился, засопел.-руки в стороны,голову набок..

Каждый ребенок сам склеивает изображение, затем вместе с педагогом находит ему место в общей композиции.

Всем вместе рассмотреть картину, подумать, чем еще ее можно дополнить (трава, деревья, солнце и т.п.). Композицию повесить в группе.

Занятие №8

Тема «Большой и маленький бокальчики».

Программное содержание. Учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. Развивать умение оценивать свои работы и работы других ребят. Воспитывать интерес к самостоятельному созданию полезных вещей.

Словарная работа: бокал, бокальчик, большой, маленький, вдвое, пополам, середина, половина.

Материалы. Бокальчик. Бумага для упражнения, бумажные прямоугольники разных цветов для вырезывания бокальчиков, ножницы.

Предварительная работа. Рассматривание бокальчика, расширяющегося кверху. Беседа о посуде.

Ход занятия.

Рассмотреть с детьми бокальчик, расширяющийся кверху. Показать, что с двух сторон он одинаковый (можно поставить посередине карандаш и показать каждому ряду отдельно) (если дети сидят за двухместными столами, стоящими в 2-3 ряда друг за другом). Объяснить, что предметы, одинаковые с двух сторон, можно вырезывать из бумаги, сложенной вдвое. Закрыв листком бумаги половину бокальчика (слева или справа), обвести по контуру вторую, видимую всем половину.

Показать детям прием вырезывания. Объяснить, что держать листок бумаги надо за сложенную середину и вырезывать лишь половину предмета. Дать детям возможность поупражняться сначала на простой тонкой бумаге, а затем предложить вырезывать бокальчик из цветной бумаги.

Физкультминутка «Весёлые прыжки » №15

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре- самолёт.

Раз, два-хлопок в ладоши,-прыжки на одной и двух ногах.

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире.

Раз, два,три, четыре и на месте походили.

Оказывать индивидуальную помощь: показ, напоминание, поощрение. Если дети успешно справятся с заданием, предложить им подумать, что может стоять в бокальчике.

Занятие №9

Тема «Новогодняя поздравительная открытка».

Программное содержание. Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные - из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать у детей желание сделать подарок близким и родным своими руками.

Словарная работа: новый год, праздник, ёлка, подарки, открытка, почта, почтальон, украшать, дарить, радовать.

Материалы. 3-4 новогодние открытки. Половина альбомного листа, согнутая пополам, - открытка, белого или любого мягкого тона (на выбор), наборы цветной бумаги.

Предварительная работа. Подготовка к новогоднему празднику. Украшение елки. Рассматривание елочных украшений. Организация выставки новогодних открыток с сюжетами, доступными детям для изображения (воспитатель не должен ориентировать детей на прямое копирование этих открыток).

Ход занятия .

Предложить детям подумать, как можно украсить поздравительную открытку к Новому году. Похвалить за интересные ответы. Показать 3-4 новогодние открытки с простыми изображениями. Вопросы к детям:

Какой скоро будет праздник?

Какое главное украшение новогоднего праздника?

Какого цвета ёлка?

Чем её украшают люди?

Зачем людям открытки?

Кому их можно дарить?

Что на них принято рисовать?

Предложить ребятам самим сделать поздравительную открытку. Подходя к детям в процессе рисования, спрашивать, что ребенок собирается нарисовать на открытке; в случае необходимости помочь советом, напоминанием.

Физкультминутка «Солнце вышло» №17

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки-потягивания, руки вверх

Мы пошире разведём-руки в стороны.

Мы закончили разминку,

Отдохнули ручки, спинки..

В конце занятия все открытки рассмотреть, предложить каждому ребенку выбрать ту открытку, которую ему хотелось бы получить; объяснить свой выбор.

Занятие №10

Тема «Петрушка на ёлке».

Программное содержание . Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др.), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать навыки коллективной работы.

Словарная работа: ёлка, праздник, хоровод, игрушки, шары, огни, гирлянды, танцевать, водить хоровод, играть, яркие, разноцветные.

Материалы. Бумага разных цветов для костюмов Петрушек, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги с наклеенной или нарисованной елкой, на который дети будут наклеивать изображения.

Предварительная работа. Подготовка к новогоднему празднику, участие в утреннике в детском саду, разговоры о елке.

Ход занятия.

Вспомнить с детьми нарядных, весёлых Петрушек, которых они видели на празднике. Предложить вырезать и наклеить разных веселых Петрушек у елки. Уточнить части тела Петрушки (по игрушке или образцу). Вопросы к детям:

Какой утренник был недавно у нас в детском саду?

Что мы с вами делали на этом празднике?

В какой одежде мы там были?

Какие костюмы были у мальчиков?

Из каких частей состоит игрушка Петрушки?

Какая по форме голова, туловище, ноги, руки?

Какие по цвету костюмы у Петрушек?

Вызвать кого-либо из ребят к доске для показа приема вырезывания одинаковых частей из бумаги, сложенной вдвое. Напомнить, что показывать надо медленно, сопровождая действия объяснением.

Физкультминутка «Дружно встали»№19

Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
.

При наклеивании изображений на общий лист советоваться с ребятами: обсуждать, красиво ли сочетаются костюмы Петрушек по цвету.

Занятие №11

Тема «Красивые рыбки в аквариуме». (Коллективная композиция)

Программное содержание . Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. Воспитывать навыки коллективной работы.

Словарная работа: аквариум, рыбки, водоросли, туловище, плавники, хвост, голова, глаза, плавает, виляет, прячется, красная, бордовая, розовая.

Материалы. Цветная бумага, альбомные листы, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Знакомство с оттенками цветов в одежде, игрушках, в окружающей обстановке.

Ход занятия.

Уточнить с детьми названия цветов и оттенков. Предложить вырезать стайку красивых рыбок разных оттенков одного цвета (выбрав цвет по желанию) и красиво их наклеить, расположив в определенной системе по цвету. Вопросы к детям:

Кто живёт у нас в аквариуме?

Сколько там рыбок?

Какого они размера?

Какого цвета?

Из каких частей состоит тело рыбки?

Ребятам, быстро справившимся с работой, можно предложить выполнить еще одну картину.

Физкультминутка «Начинается разминка » №21

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили.

Это нужная работа -

Мышцы ног тренировать (Приседания)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)

По окончании занятия рассмотреть все готовые работы, предложить назвать понравившиеся, объяснить свой выбор.

Занятие №12

Тема «Матрос с сигнальными флажками».

Программное содержание . Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, руки вверху, одна рука вверху, другая внизу и т.п.). Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки), красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Словарная работа: праздник, армия, солдат, матрос, корабль, флажок, защищает, подаёт сигнал, смелый, сильный, руки, туловище, ноги, голова.

Материалы. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей,кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Беседы о Российской армии, рассматривание иллюстраций

Ход занятия.

Рассмотреть с детьми картинку или игрушку, изображающую матроса. Уточнить форму и расположение частей. Вопросы к детям:

Кто охраняет нашу Родину от врагов?

Как называют солдата, который служит на корабле?

Какие части тела у человека?

Какой формы голова, туловище, ноги, руки?

Как и чем матрос подаёт сигналы?

Уточнить приёмы вырезывания, последовательность создания изображения (по частям).В процессе занятия помогать затрудняющимся

детям, напоминать последовательность работы, приемы вырезывания.

Физкультминутка «Нам пора передохнуть » №23

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

(Приседания)

В конце занятия готовые работы рассмотреть и проанализировать.

Занятие №13

Тема «Пароход».

Программное содержание. Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение. Воспитывать у детей желание создавать работы по аппликации.

Словарная работа: море, корабль, мачта, корма, каюты, капитан, плывёт, гудит, везёт, синее, большой.

Материалы . Цветная бумага для вырезывания кораблей, бумага разного цвета для моря (оттенки на выбор), ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа . Рассматривание картинок с изображением пароходов. Чтение стихотворений, рассказов о кораблях.

Ход занятия.

Предложить детям подумать, в какую погоду и в какое время года плавают корабли и как это можно изобразить в аппликации; выбрать фон для работы. Вопросы к детям:

Где плавают корабли?

К какому виду транспорта относится корабль?

Для чего людям он нужен?

Какого цвета нужно взять бумагу, чтобы изобразить море?

Какой формы корпус корабля?

Предложить подумать, как можно вырезать корабль.

Вызвать кого-либо из ребят к доске для показа приемов вырезывания. Назвать форму (трапеция), объяснить, что это за форма (две стороны прямые, две косые). Спросить у детей, какие еще предметы бывают такой формы.

Физкультминутка «Разминка »№25

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

В конце занятия попросить детей выбрать наиболее выразительные.

Занятие №14

Тема «Сказочная птица».

Программное содержание . Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Словарная работа: птица, туловище, голова, хвост, крылья, сказочная, настоящая, яркая, летит, машет, поёт, дымковская, гжельская.

Материалы. Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Лепка больших и маленьких птиц. Рассматривание иллюстраций; дымковских глиняных птиц, гжельских, городецких и других изделий.

Ход занятия.

Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные птицы. Рассмотреть изображение различных сказочных птиц в изделиях народных мастеров: дымковская игрушка, гжельский фарфор (малая скульптура), мезенская роспись, городецкая роспись и др. Предложить назвать сказки, в которых рассказывается о сказочных птицах. Отметить, что общего у всех птиц (у настоящих и у сказочных), сравнить их. Уточнить, какие части птицы надо вырезать. Вопросы к детям:

В каких сказках рассказывается о сказочных птицах?

Что общего у сказочной и настоящей птицы?

Из каких частей состоит птица?

Какой формы голова, туловище, хвост?

Какого цвета вам понадобиться бумага?

Показать, разные варианты вырезывания красивого хвоста из бумаги, сложенной вдвое. (Хвост можно изобразить путем составления из отдельных перьев.) Поощрять украшение птицы.

Физкультминутка «Буратино».№27

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В конце занятия все работы выставить на доске, рассмотреть. Предложить детям выбрать самых красивых сказочных птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых сказочных птиц.

Занятие №15

Тема «Вырежи и наклей какую хочешь картинку».

Программное содержание. Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Развивать умение выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество.

Словарная работа: дом, цветы, пароход, дерево, солнышко, самолёты, сказочные птицы, красивое, яркое, летят, идут, стоят, солнечный.

Материалы. Листы цветной (мягкого тона) бумаги для фона, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Игры и занятия в детском саду. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Поговорить с детьми о том, какую картинку они могли бы вырезать и наклеить. Если они будут затрудняться, назвать 2-3 несложных сюжета (например, домик, около него растет дерево, цветок; цветы красиво расцвели в траве, светит солнышко, самолеты летят по небу и др.). Называются лишь примерные темы, поэтому обязательно нужно сказать детям, что картинки могут быть и другие - каждый ребенок сам выбирает и придумывает картинку. Вопросы к детям:

Что бы вы хотели сегодня вырезать на занятии?

Какого цвета бумага вам для этого понадобиться?

Какой формы?

В какой последовательности будете наклеивать вырезанные детали?

В процессе работы поощрять самостоятельность и активность, правильное вырезывание, аккуратное наклеивание, красивое расположение деталей на листе.

Физкультминутка «Две лягушки »№29

На балконе две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

По окончании занятия все работы выставить на доске и рассмотреть, выбрать наиболее интересные, красивые. Отметить оригинальность замысла, творческое решение.

Занятие №16

Тема «Наша новая кукла».

Программное содержание. Учить вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. Упражнять в аккуратном вырезывании и наклеивании. Развивать умение оценивать созданные изображения. Воспитывать у детей интерес к новым игрушкам.

Словарная работа: кукла, голова, туловище, руки, ноги, платье, нарядное, красивое, яркое, длинное, короткое, наклеивать.

Материалы. Кукла в простом по форме платье. Белая бумага размером в 1/2 альбомного листа для наклеивания изображения, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Игры с куклами. Рассматривание новой куклы, выделение ее красивого платья (показывая движением рук его форму, расположение других частей).

Ход занятия.

Рассмотреть с детьми новую куклу. Определить форму основных частей. Предложить вспомнить приемы вырезывания; вызвать ребенка к доске для показа приема вырезывания платья из бумаги, сложенной вдвое (в случае затруднения сначала показывает педагог, а затем вызывает ребенка). Спросить, как лучше расположить изображение на листе. Вопросы к детям:

Какую новую игрушку мы свами рассматривали?

Во что одета кукла?

Какие части куклы вы можете мне назвать?

Какой формы голова?

Какого цвета платье?

Какой оно формы?

Предложить детям вырезать кукле нарядное красивое платье. Поощрять интересные дополнения (украшение платья).

Физкультминутка «Отдых наш физминутка ».№31

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

В конце занятия рассмотреть с детьми все работы, предложить выбрать наиболее выразительные решения. Можно разложить работы на столе в виде хоровода.

Занятие №17

Тема «Поезд».

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закруглённые углы), вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметом одинаковой формы из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать умение оценивать свои рисунки. Воспитывать навыки коллективной работы.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, кисть для клея, клей, салфетка (на каждого ребенка). Большой удлиненный лист бумаги для наклеивания прикалывается к доске.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации. Разучивание песни о поезде. Беседа о железной дороге. Чтение сказки Дж. Родари «Голубая стрела».

Ход занятия.

Сказать детям, что сегодня они будут наклеивать общую картину «Поезд». Каждый ребенок вырезает и склеивает вагон. Потом из вагонов дети все вместе составят поезд. Уточнить форму основной и более мелких частей вагона, приемы вырезывания. Вызвать детей для показа к доске. Напомнить, что одинаковые по форме и величине части надо вырезывать из бумаги, сложенной гармошкой (колеса). Вопросы к детям:

Какой по форме вагон?

Сколько вагонов в поезде?

Для чего людям нужен поезд?

Какие по форме колёса у вагона?

Как нужно вырезывать одинаковые по форме и величине части?

Физкультминутка «Мы ногами топ- топ».№33

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

По окончании работы рассмотреть с детьми получившуюся картину, вместе порадоваться общему результату. Спросить у детей, что бы им хотелось добавить, чтобы картина стала еще красивее, предложить сделать это в свободное время.

Занятие №18

Тема «Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы».

Программное содержание. Учить красиво подбирать цвета, правильно передавать соотношения по величине. Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину и своих дедов.

Словарная работа: праздник, День Победы, открытка, дедушка, бабушка, защищать, освобождать, Родина, цветы, флаг, салют.

Материалы. Разнообразные поздравительные открытки с простыми, доступными детям изображениями. Цветная бумага, нарезанная прямоугольниками и полосками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Разучивание стихотворений и песен. Организация выставки праздничных открыток в группе. Чтение произведений художественной литературы по теме. Участие детей в подготовке к празднику.

Ход занятия.

Выставить на доску 10-12 разных поздравительных открыток. Сказать, что к каждому празднику выпускается много красивых открыток, которые всем приятно получать. Рассмотреть с детьми открытки, предложить им рассказать об украшениях открыток. Дополнить высказывания ребят, выделив доступное для изображения содержание. Вопросы к детям:

К какому празднику мы свами готовимся на музыкальном занятии?

Кто освободил нашу Родину от врагов?

Что нарисовано на этих открытках?

Что бы вы хотели изобразить на своих открытках?

Кому вы подарите их?

Предложить каждому ребенку подумать, какую он сделает поздравительную открытку. Спросить у нескольких ребят, какие открытки они будут делать.

Физкультминутка «На зарядку солнышко» №35

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде - раз!

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде - два!

Тем ребятам, которые быстро вырежут и наклеят открытку, посоветовать сделать еще одну открытку (для бабушки, дедушки и других членов семьи).

Все открытки рассмотреть и оценить.

Используемая литература. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – Мозаика-Синтез

Москва 2015


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №114 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

Согласовано Утверждаю

Ст. воспитатель Хисамутдинова И.Р. заведующий Ахметшин И.В.

________ «__»_________2016 г. ______ «__»_________2016 г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ХЭР (АППЛИКАЦИЯ) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №6

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:

Воспитатель МБДОУ №114

Лабутина А.Г.

Казань 2016 г.

Перспективный план работы по аппликации (образовательная область ХЭР) в средней группе на

2016-2017 учебный год.

Блок: «День знаний».

«Золотая осень».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Сентябрь

2-ая

неделя:

1.

Тема: «Корзина грибов».

(Коллективная композиция).

Цель: Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Корзина для грибов, нарисованная воспитателем и наклеенная на лист бумаги квадратной формы так, чтобы осталось место для наклеивания грибов; цветные бумажные прямоугольники для шляпок грибов; белые и светло-серые прямоугольники для ножек грибов, клей, кисть для клея, салфетка, клеёночка (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр. 41, М. 2015 год

4-ая

неделя:

2.

Тема: «Осеннее дерево».

Цель: Расширять знания детей о приметах осени. Продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать в нужном месте картинки.

Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал: Картон с нарисованными гуашью стволом и ветвями дерева, цветная двухсторонняя бумага (зелёная, жёлтая, красная, оранжевая), клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.18, Москва 2011 год.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Октябрь

2-ая

неделя:

3.

Тема: «Сказочные герои».

Цель: Учить складывать изображение сказочного героя из четырёх частей, наносить клей кистью на обратную сторону фигуры от середины к краям. Закрепить умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать её тряпочкой.

Раздаточный материал: Половинки альбомных листов, разрезанные на 4 части картинки со сказочными героями, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки к сказкам «Теремок», «Колобок» и т.д.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.11, Москва 2011 год.

4-ая

неделя:

4.

Тема: «Полосатый коврик».

(Декоративная аппликация с элементами рисования).

Цель: Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом -резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Бумажные квадраты или прямоугольники как основа для аппликативного коврика-по одному на каждого ребёнка (длина стороны 12-20 см), бумажные прямоугольники разного цвета - по три-четыре на каждого ребёнка: для разрезания на полоски; ножницы для детского труда, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки. Три-четыре коврика, подготовленных воспитателем для показа детям вариантов декора.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, Москва 2014 год, стр.64.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Ноябрь

2-ая

неделя:

5.

Тема: «Автобус».

Цель: закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

Цветная бумага прямоугольной формы 10*4 см для корпуса автобуса, полоски голубой бумаги 2*8 см для окон, два чёрных квадрата 2,5*2,5 см для колёс, ножницы, клей, кисть для клея, полоски бумаги разных цветов (из которых дети будут нарезать детали) (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр. 54, М. 2015 год

4-ая

неделя:

6.

Тема: «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду и мамам». (Коллективная работа).

Цель: Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

Большой лист бумаги (ватманский лист) любого светлого тона; бумажные салфетки (диаметр 6 см) разных цветов, краски гуашь 5-6 основных цветов и оттенков (розовый, голубой), кисти, банки с водой, салфетка (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр. 64, М. 2015 год

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Декабрь

2-ая

неделя:

7.

Тема: «Заснеженный город».

Цель: Учить составлять коллективную сюжетную композицию из прямоугольников разных размеров, технике изготовления фрески: равномерно наносить клей на поверхность и сыпать манную крупу. Продолжать учить работать в коллективе, распределять действия и договариваться о ходе работы. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал:

По листу голубого или синего картона на каждые 5-6 детей, разноцветные прямоугольники из цветной бумаги разных размеров (от 6*2 см до 14*8 см), манная крупа, фломастеры,

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.31, Москва 2011 год.

4-ая

неделя:

8.

Тема: «Белая снежинка».

Цель: Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навык аккуратного и ровного наклеивания. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

Раздаточный материал: Картонные круги диаметром 10 см, квадраты из белой бумаги 8*8 см, ножницы,

клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.23, Москва 2011 год.

«Братья наши меньшие».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Январь

2-ая

неделя:

9.

Тема: «Мордочка лисы».

Цель: Продолжать знакомить детей с оригами, складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы. Продолжать учить выполнять действия в заданной последовательности. Развивать образное мышление. Познакомить с жизнью лисы. Закреплять умение украшать изделие фломастерами.

Раздаточный материал:

Квадраты из цветной двухсторонней бумаги оранжевого цвета, фломастеры.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.29, Москва 2011 год.

4-ая

неделя:

10.

Тема: «Лебедь».

Цель: Познакомить детей с новым способом обработки бумаги-оригами. Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами. Развивать мелкую моторику.

Раздаточный материал: Квадраты из белой бумаги 15*15 см, фломастеры.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.17, Москва 2011 год.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Февраль

2-ая

неделя:

11.

Тема: «Строитель».

Цель: Учить создавать объёмный предмет, складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, срезать прямые углы у сложенного пополам прямоугольника для получения трапеции.

Раздаточный материал: Прямоугольники из плотной цветной бумаги 20*8 см и 10*4 см, по четыре квадрата 3*3см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.34, Москва 2011 год.

4-ая

неделя:

12.

Тема: «Цветы в вазе».

Цель: Учить детей составлять композицию из заготовленных деталей, вырезанных из открыток и журнальной бумаги. Продолжать упражнять в аккуратном и ровном наклеивании. Воспитывать любовь к маме.

Раздаточный материал: Для каждого ребёнка: картон, вырезанный из открытки букет цветов, ваза из журнальной бумаги; ножницы, клей ПВА,

кисточки для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.36, Москва 2011 год.

«Весна. Мамин праздник».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Март

2-ая

неделя:

13.

Тема: «Рыбки играют, рыбки сверкают».

Цель: Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

Активизировать способы вырезания кругов и овалов-из квадратов или прямоугольников путём закругления углов. Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе (аквариум круглой или прямоугольной формы). Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.

Цветная бумага гладкоокрашенная и фактурная, кусочки яркой ткани, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги и ткани для оформления рыбок, водорослей, камушков.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, Москва 2014 год, стр.136.

4-ая

неделя:

14.

Тема: «Воробьи на лужах».

Цель: Учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Разнообразить и обогащать аппликативную технику, дополнять её графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Листы бумаги жёлтого, светло-зелёного, голубого и серого цвета одного размера как основа композиции на свободный выбор детям (для составления общего альбома рисунков «Воробьи в луже»); бумажные квадраты синего и ярко-голубого цвета для изображения луж (размер от 10*10 см до 12*12 см), бумажные квадраты серо-коричневого цвета для вырезания туловища воробьёв (размер от 5*5 см до 7*7 см), цветная и фактурная бумага; ножницы, клей ПВА,

кисточки для клея, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, Москва 2014 год, стр.120.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Апрель

2-ая

неделя:

15.

Тема: «Ракеты и кометы».

Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник – нос ракеты, два маленьких – крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Листы бумаги тёмно-синего, фиолетового, чёрного цвета, бумажные формы для вырезания и наклеивания ракет, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, Москва 2014 год, стр.128.

4-ая

неделя:

16.

Тема: «Пасха. Ветка вербы».

Цель: Продолжать учить отрывать от ваты кусочки, слегка скатывать их между пальцами и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Учить раскрашивать ватные шарики. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Демонстрационный материал: Предметная картинка ветки вербы или живая веточка.

Раздаточный материал: Картон любого цвета (кроме белого), вата, вырезанные из красной или коричневой бумаги ветки вербы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки, гуашь, мягкие кисточки, баночки с водой.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.41, Москва 2011 год.

«Лето».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Май

2-ая

неделя:

17.

Тема: «Бабочка».

Цель: Учить самостоятельно украшать аппликацию кругами, квадратами и треугольниками, соблюдая симметрию в создании узора. Продолжать учить располагать предмет в центре листа. Закреплять умение аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги. Развивать внимание и сообразительность.

Раздаточный материал: Альбомный лист с наклеенными 3-4 разными бабочками (у каждой бабочки не хватает одного или двух крыльев), недостающие крылья из цветной бумаги, половинки альбомных листов, вырезанные силуэты бабочки и заготовки для украшений (круги, квадраты, треугольники), клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.44, Москва 2011 год.

4-ая

неделя:

18.

Тема: «Ромашки на лугу».

Цель: Закреплять умение вырезать круги из квадратов и вставлять их в заготовленные прорези на круге. Учить составлять коллективную композицию и аккуратно наклеивать силуэты цветов на основу. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал: Большой лист зелёного картона или лист ватмана, тонированный зелёным, жёлтые круги с 6 надрезами по 2 см, по 6 белых квадратов 5*5 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», стр.45, Москва 2011 год.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».

АППЛИКАЦИЯ.

Пояснительная записка.

Перспективный план организованной деятельности по аппликации составлен для работы с детьми в средней группе. План основан на рекомендациях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учебно - методического пособия И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», 2014г.; учебно - методического пособия Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа 2015г.; методического пособия под редакцией Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» - М: Мозаика-синтез, 2011-48 с.

В средней группе занятия проводятся 2 раза в месяц.

Длительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год – 18.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно - действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации, приобщение ребёнка к окружающей красоте. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Задачи:

Воспитание эстетического восприятия детей.

Приобщение к миру искусства.

Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.

Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.

Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Предполагаемые навыки и умения детей к концу года:

    Сформирован интерес к искусству аппликации.

    Дети могут правильно держать ножницы в правой руке и работать ими (режут одним или несколькими движениями ножниц).

    Умеют резать по прямой.

    Умеют составлять из полос изображения разных предметов.

    Умеют вырезать круг из квадрата путём скругления углов.

    Умеют вырезать овал из прямоугольника путём скругления углов.

    Составляют изображения предметов из частей.

    Умеют подбирать цвета, сочетающиеся между собой.

    Умеют составлять узоры из заготовленных геометрических элементов на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине.

    Умеют украшать изделие фломастерами.

    Умеют создавать аппликацию из цветной бумаги, из журнальной бумаги, засушенных листьев, салфеток, ваты, открыток.

    Владеют навыками аккуратного вырезания и наклеивания.

    Знакомы с техникой изготовления фрески.

    Знакомы с оригами и простыми приёмами объёмного конструирования.

Количество занятий: 18 за учебный год

- в месяц 2 занятия – 2 * 20 = 40 минут;

- в год 18 занятий - 18 * 20 = 360 минут.

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозаика-синтез, 2014 368 с.;

2. Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. – Мозаика-синтез, 2011. – 48 с.

3. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. – Мозаика-синтез, 2015.-96с.: цв. вкл.

4. Учебно - методическое пособие И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», 2014г.