Первый психологический кризис ребенок переживает. Кризис первого года: причины

Кажется, что малыша словно подменили: ни с того ни с сего слезы, капризы и протесты по малейшему поводу, нарушился без видимых причин сон… Что случилось с крохой? Не тревожьтесь, все идет по плану, намеченному природой, ведь, скорее всего, именно сейчас ваш ребенок переживает кризис одного года.

Что такое кризис 1 года у ребенка?

Кризис 1 года - это не что иное как переходный возраст крохи от младенчества к раннему детству. И наступает он тогда, когда малыш впервые начинает осознавать свое «я». То есть, если раньше, будучи младенцем, ребенок не отделял себя от окружающего мира и, в первую очередь, от мамы, то теперь он стал ощущать себя личностью, которой свойственны собственные мнения и желания.

Этот важнейший психологический процесс неразрывно связан с физическим развитием ребенка. Он пополз, затем встал на ножки, потом сделал свои первые шаги - обрел физическую независимость от взрослых. И получив ее, кроха хочет двигаться в нужном ему, а не родителям, направлении. Хочет изучать то, что интересно ему, а не то, что считает нужным для его воспитания мама.

При этом ребенок еще, конечно, слишком мал для того, чтобы разобраться в себе и донести до взрослых все то, что сейчас происходит в его сознании (а это настоящая революция!). Он не владеет аргументированной для корректной демонстрации своей воли (хочу это, не хочу то) и пояснения своих целей (мне нужна эта вещь по такой-то причине). Но как-то же объясняться надо! Вот ребенок и объясняется доступными ему способами: кричит, плачет, отвергает.

Бояться кризиса не стоит - это абсолютно нормальное явление. Более того, кризис 1 года и его бурное внешнее проявление явное свидетельство того, что процесс формирования личности крохи проходит правильно.

Маленькому капризуле можно помочь легче справиться с кризисом, порадовать его необычными новыми покупками, купите в Мамином Магазине:

  • для спокойного отхода ко сну;
  • , которые так любят малыши;

Когда наступает кризис одного года?

Ошибочно полагать, что кризис наступает строго в тот день, когда малышу . У каждого ребенка свое время. Но, по наблюдениям психологов, чаще всего детки сталкиваются с кризисом в возрасте от 9 до 18 месяцев.

Как долго длится кризис - еще один вопрос, на который нет единого для всех малышей ответа. Кто-то переживает кризис за месяц, а кому-то может потребоваться полгода и даже год. Здесь очень многое зависит от , психологической обстановки в семье, реакции родителей. Взрослым крайне важно помочь ребенку пройти этот непростой в его жизни момент. Увидеть положительные стороны происходящего и, конечно, поддержать малыша, отнестись с терпением и пониманием к изменению его поведения и привычек.

Как проявляется кризис 1 года?

Признаков, характерных для кризиса, несколько.

  • Противоречивость и непоследовательность.

Данил (13 месяцев) собирается на прогулку. Собирается охотно, ведь на прогулке он будет кормить голубей! Но вдруг в один момент мальчик категорически отказывается одеваться (за окном зима, отправиться налегке не выход из ситуации), стучит ножками, плачет, стягивает шапку, варежки. При этом на вопрос мамы: «Ты не хочешь идти гулять?», сквозь рев отвечает: «Гуля!» (голубь). То есть кормить птиц Данил хочет, но собираться и выходить на улицу - нет.

  • Обиды, агрессия.

Маша (18 месяцев) играет с конструктором. Одну деталь никак не может соединить с другой. В результате, детали с силой разбрасываются по комнате, ломается и все то, что уже было удачно построено.

  • Упрямство, настырность.

Лиза (10 месяцев) дает маме куклу по имени Бу. Мама берет куклу, Лиза кричит: «Бу, Бу, Бу!». Мама: «Да, доченька, это твоя куколка Бу». Лиза продолжает кричать имя куклы. Мама проговаривает то, как выглядит кукла, какая она красивая, как нарядно одета, вот ее глазки-ручки-ножки. Крик «Бу!» становится все громче. Мама предлагает вместе покормить Бу. Крик дочки только нарастает. Так продолжалось до тех пор, пока мама не догадалась начать говорить с Лизой от имени Бу высоким «кукольным» голосом.

  • Непослушание.

Саша (15 месяцев) во время прогулки с большими уговорами зашел вместе с бабушкой в магазин. Покупки были сделаны быстро, но выйти из магазина оказалось еще сложнее - ребенку хотелось ходить туда-сюда в прикассовой зоне, расталкивая покупателей. Уговоры бабушки встречались сначала весельем (мол, игра такая я убегаю, ты догоняешь), затем - слезами и громким криком-протестом.

  • Нетерпимость к замечаниям.

Маша (18 месяцев) гладила кошку. Потом дернула кошку за хвост. Замечание мамы о том, что кошку обижать нельзя - ей больно, спровоцировало очередное дергание животного за хвост и обиду на маму.

  • Капризность.

Всегда отличающийся хорошим аппетитом Никита (14 месяцев) стал крайне разборчив за столом. Те блюда, которые раньше он ел с удовольствием, теперь могут быть отвергнуты (нередко переворачивается тарелочка вместе с содержимым), взамен требует только хлеб.

  • Отстаивание своего.

Сюжет, когда дети на площадке делят одну игрушку, наверняка, знаком всем мамам. Что происходит? А вот что. Один малыш кричит «дай», отстаивая свой интерес к конкретному объекту. Другой же, крепко вцепившись в игрушку, демонстрирует осознание своих личных границ и нежелание отдавать то, что считает своим продолжением (примерно до 3 лет дети именно так воспринимают игрушки как продолжение самих себя).

  • Отказ от выполнения привычных занятий или процедур.

Ваня (17 месяцев) стал хуже укладываться спать. И перед дневным, и перед ночным сном он устраивал родителям настоящее испытание: сначала догони его, потом покачай, потом расскажи сказку, потом дай попить, потом опять расскажи сказку, потом нужна книжка…

Даша (13 месяцев) всегда умница на занятиях в детском развивающем клубе (легко выполняла любые задания преподавателя) вдруг перестала делать то, что раньше давалось ей без особых усилий. Вся группа отделяет мячики от кубиков, а Даша просто сидит в сторонке. Группа танцует, Даша пошла играть с мячиками.

Все приведенные выше примеры - яркие иллюстрации кризиса 1 года. Однако далеко не все из возможных, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит, по-своему будет вести себя в той или иной ситуации. Что делать родителям? Быть готовыми ко всему и стараться правильно реагировать.

Стоит приобрести домой разнообразные игрушки для развития познавательного интереса ребенка. Купите:

  • красочные и интересные ;

Как помочь ребенку преодолеть кризис 1 года?

В это достаточно непростое время взрослые должны с максимальным пониманием отнестись к малышу и тем переменам, которые с ним происходят.

  • Прислушивайтесь к желаниям ребенка.

Дайте малышу понять, насколько он важен как личность, насколько важны его интересы. Пусть это будет игра с той игрушкой, которую предложит кроха. Пусть это будет тот маршрут прогулки, который выберет малыш. По сути, ребенок ведь еще в силу очень юного возраста не в состоянии пожелать того, что заставит родителей крепко задуматься: «А стоит ли?».

  • Опекайте мягко и ненавязчиво.

Понятно, что следить за любознательным карапузом приходится в оба. Однако не стоит демонстрировать это очевидно. Приходите на помощь лишь тогда, когда этого потребует сам ребенок или ситуация (вы понимаете, что ваше невмешательство чревато явной угрозой здоровью малыша). Такое поведение взрослых способствует развитию у крохи .

  • Не кричите и не наказывайте.

Даже если нервы на пределе, это вопрос не столько к ребенку, сколько к вашему самообладанию. Поверьте, «неправильным» поведением малыш не стремится вам насолить, ему сейчас, действительно, трудно разобраться самим с собой.

Чего, например, можно добиться, прикрикнув на ребенка, который не хочет возвращаться с прогулки домой? Вероятно, нового витка детской истерики, подпитанной теперь еще и обидой на маму… Не лучше ли попробовать договориться с малышом: «Давай сделаем еще круг по двору и пойдем обедать, сегодня я тебя угощу вкусным супом!» В конце концов, лишние пять минут на воздухе только на пользу растущему организму. Или же сделайте поход домой привлекательным по другим причинам, например, доверьте ребенку нести ключи с предложением пойти и вместе открыть дверь.

  • Не демонстрируйте свое превосходство.

Ваша задача сейчас стать первым другом малыша, мудрым товарищем.

Высказывания в стиле «я знаю, как лучше», «можешь капризничать, это никому не интересно», «хочешь или нет, а слушаться придется» никак не поспособствуют укреплению между вами доверительных отношений, а, кроме того, нарушат правильное развитие в ребенке самостоятельности. Апатичность, боязнь принятия решений уже во взрослой жизни берут свое начало именно в этих авторитарных фразах родителя.

  • Сократите число запретов.

Сейчас ребенку крайне важно изучать все, что его окружает. Дайте ему эту возможность!

Подумайте, так ли уж критично, если малыш потрогает овощи, принесенные из магазина (ручки-то легко потом помыть), заглянет в мамин шкаф (извлеченные из него вещи за несколько минут можно сложить обратно), потопает по луже (что стоит обуть ребенка по погоде). Пойдя навстречу исследовательским потребностям крохи, вы не только избежите слез и капризов, но и существенно расширите его кругозор! Согласитесь, ради этого можно перетерпеть некоторые неудобства для мамы (лишний раз что-то сложить, что-то постирать).

  • Выработайте одну схему поведения для всех взрослых членов семьи.

Если уж что-то нельзя, то это ребенок должен слышать от всех старших.

Например, мама считает, что ребенку нельзя играть с мобильным телефоном. На его попытки завладеть гаджетом всегда отвечает отказом, объясняя, что это не игрушка. Папа же, придя с работы, вручает малышу свой телефон без малейшего сомнения. Естественно, кроха решает, что телефон - не такое уж и нельзя. Каково будет его недоумение, когда завтра мама снова запретит брать телефон! Протест против такой непонятной ситуации будет гарантирован. И это понятно, даже взрослого отсутствие логики сбивает с толку.

  • Предоставьте право выбора.

Везде, где только это возможно. Что надеть (дайте несколько футболок на выбор). Что съесть (грушу или яблоко). Во что поиграть (в «ку-ку» или построение башенки из кубиков). Уметь делать выбор, оценивая ситуацию - очень важное качество для формирующейся личности. А иметь возможность выбирать - это именно то, чего сейчас малыш хочет больше всего.

Услышьте вашего кроху, поймите его потребности, творчески подойдите к решению той или иной задачи, которую ставит перед вами ребенок. Так вы не только поможете малышу легче преодолеть переходный период, но и сможете посмотреть на кризис одного года под иным углом - как на важный и интереснейший этап в жизни ребенка и всей семьи в целом.

Существует мнение о том, что чем сильнее проявляется кризис первого года жизни, тем сильнее и независимее формируется личность ребенка. Поэтому не подавляйте желание малыша защищать свое право на то, чтобы быть самим собой.

Мы Вам поможем легче преодолеть кризис первого года, собрав интересные вещи и игрушки для Вашего, уже практически самостоятельного, малыша. С Маминым Магазином Вы научитесь проще находить общий язык со своим/своей крохой. Здесь можно выбрать и купить удобные , чтобы одевать малыша легко, быстро и без лишних слез. У нас есть развивающие

Наша команда старается сделать Ваши покупки максимально удобными и приятными в обслуживании .

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка - далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;
  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это - важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи !>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить ?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться ?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года - внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз >>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Кризис одного года у ребенка. Эта тема была актуальна во все времена. Ведь по мере приближения детей к годовалому возрасту практически все родители замечают некоторые изменения в их психике.
Наиболее часто кризис 1 года возникает у малышей, которым недавно исполнилось 10 месяцев. Длится этот период от полугода до 1 года. Выявить кризис одного года вовсе не сложно, ведь он имеет ряд отличительных признаков. А волноваться по поводу его возникновения вовсе не следует. Не думайте, что таким образом малыш показывает свой упрямый характер. На самом деле он просто проходит очередной этап в своей жизни. И главное, что в этом случае должны сделать родители – помочь малышу справиться со своими проблемами. В этом случае на помощь придет возрастная психология.

Что такое кризис 1 года?

По мере взросления малыш должен учиться менять свое поведение и привычки. Делается это, как правило, в определенных отрезках времени. Именно в этот момент у него и возникает психологический кризис.
В течение жизни человека такие кризисы постоянно повторятся. Возрастная психология выделяет целый ряд этих периодов. Первый кризис обычно бывает по достижении 10-12 месяцев, затем в 3 года, 6 лет и в 12-13 лет.
Со временем у ребенка появляются новые потребности, а то, что его удовлетворяло раньше, просто перестает интересовать. В этом и заключается вся проблема. Наиболее часто дети именно в возрасте 1 года начинают ходить и изучать все то, что их окружает. Но при этом они достаточно часто слышат родительские запреты. Все это обычно заканчивается слезами, капризами и истериками.
В этот момент родители должны осознать, что их кроха взрослеет и начать относиться к нему более снисходительно.

Симптомы кризиса

Психология выделяет ряд симптомов, по которым можно определить, что у малыша кризис 1 года:

  • ребенок не слушает родителей или даже делает назло, ведь он уверен, что может делать то, что ему хочется и когда ему что-либо запрещают, начинает активно сопротивляться;
  • постоянные перепады настроения. Малыш может капризничать по поводу и без. Он начинает по-другому реагировать на различные ситуации, появляются первые признаки агрессии;
  • противоречивое поведение. Это может выражаться следующим образом: сначала малыш обнимает и целует близких, а затем начинает их бить. Или, например, он долго выпрашивает понравившуюся игрушку, после чего выбрасывает ее;
  • обиды. Ребенок в это время очень часто плачет и истерит, причем успокоить его невозможно, так как причину такого поведения обнаружить, как правило, не удается;
  • боязнь опускать маму. Нередко психологи называют такого ребенка «мамин хвостик»;
  • желание внимания. В возрасте одного года крохе очень важно чтобы с ним как можно больше проводили времени, при этом он может сильно ревновать.

Что в это время чувствует ребенок?

К одному году кроха становится еще более самостоятельным. Он начинает делать первые шаги, а в некоторых случаях даже свободно передвигается по комнате и дотягивается до нижних полок. В это время малыш растет очень быстро.
Они знают и умеют больше и им можно практически все. В этот момент малыш понимает, что он также личность и начинает показывать свой темперамент.
Когда у карапуза кризис одного года, ему кажется, что родители запрещают играть с розеткой или ножами, потому что они не любят его. Он не знает, чем все это отличается от привычных ему игрушек. Поэтому он полностью уверен в том, что родители своими запретами только мешают ему исследовать все окружающее, не дают в полной мере развиваться.
В это же время малыш хочет, чтобы не родители командовали им, а он родителями. Ему хочется выбирать развлечения и одежду самостоятельно, как можно больше общаться. Однако годовалый ребенок еще не может в полной мере выразить свои желания и если родители не понимают его, все заканчивается истерикой.
В этот период ребенок может копировать действия родителей, обижаться, когда ему что-либо подсказывают.
В это время очень важно научиться правильно вести себя с малышом. Не кричите на него. Покажите спокойно, как пользоваться теми или иными предметами на собственном примере. При правильном подходе ребенок будет расти ответственным и самостоятельным с самого раннего детства, а кризис пройдет быстро и легко.

Как правильно себя вести?

Многие родители привыкают к новому капризному характеру карапуза и продолжают потакать ему в дальнейшем. Другие же наоборот постоянно ограничивают во всем и наказывают детей. Однако психология имеет в своем арсенале ряд мер, соблюдение которых поможет эффективно справиться с проблемой:

  • уменьшите количество запретов до минимума. Иногда лучше спрятать от ребенка какую-либо вещь, нежели постоянно запрещать ему ее трогать;
  • не пресекайте сразу же любые попытки ребенка сделать что-нибудь самостоятельно;
  • не заставляйте кроху насильно принимать пищу. Лучше предложите ему это сделать вместе. В любом случае, если малыш проголодается, он обязательно поест;
  • относитесь с пониманием к желаниям ребенка, ведь все родители на подсознании понимают, чего хочет их малыш;
  • станьте друзьями вашему карапузу, перестаньте быть злыми воспитателями. Можете ползать с малышом и играть в его игры. Ему это обязательно понравится;
  • как можно чаще общайтесь с ребенком. Таким образом, вы не только будете лучше понимать его желания, но и поможете развивать речевые навыки. Разговаривайте с ним про все. Про погоду, про то, что вы сейчас делаете, почаще спрашивайте у него что-нибудь;
  • привлекайте ребенка к выполнению домашней работы. Ему это очень понравиться. При этом постоянно хвалите его. Не бойтесь попросить ребенка о помощи;
  • если малыш плачет и кричит, а успокоить его не получается, оставьте его буквально на несколько минут. Когда малыш увидит, что его истерику не замечают, он быстро успокоится и займется своими делами.

Для того чтобы не усугубить кризис психологи категорически не рекомендуют родителям:

  • кричать на ребенка и оскорблять его грубыми словами;
  • забирать любые предметы, которые не используются в играх. Так, хрупкие и острые предметы можно убрать из поля зрения ребенка, в то время как с другими он вполне может ознакомиться (например, ложечки или пластиковые крышки от банок). Можно также купить ему новые игрушки, предназначенные для более старшего возраста;
  • не потакайте ребенку постоянно. В противном случае малыш останется капризным, даже когда кризис завершиться. Но не переусердствуйте. Так, в возрасте 1 года дети очень боятся остаться без мамы. Не оставляйте ребенка заплаканным идя на шоппинг, даже если с малышом останется папа или кто-нибудь из близких. Отложите свои дела.

И самое главное – не нервничайте. Только так вы сможете вместе справиться с кризисом и потом с улыбкой вспоминать этот период.

Еще недавно малыш был лежащим кричащим пупсом, а теперь он стал озорным бегающим карапузом, которому все нужно пощупать и попробовать на вкус. А ведь прошел всего год.

Многие родители замечают, что именно в этом возрасте их чадо становится просто неуправляемым, капризным и характерным деспотом, который командует бабушками, мамой, а порой и папой. Сразу все начинают думать, что они что это первые проявления его трудного характера, который будет с ним всегда. На самом деле все не так страшно, и вся эта вредность пройдет без ремней и наказаний. Такая резкая смена поведения человечка называется так - у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от грудничка до прямоходящего, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону. В период с 9 месяцев и до полутора лет может начаться кризис одного года. у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12-14 лет - основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его не получится ни детям, ни их родителям.

Как понять, что началось

Кризис 1 года у ребенка довольно несложно диагностировать, есть ряд определяющих признаков:

  • неуправляемость, трудности в проведении воспитательных работ, упрямство, попытки сделать, как надо ему, требование повышенного внимания и в то же время отказ от помощи и крепких объятий;

  • немедленная реакция на любой запрет обидой, криками, слезами, агрессивным поведением;
  • капризы без повода;
  • противоречия в поведении: только малыш что-то страстно желал, как уже швыряет из-за ненужности, просил помочь, подать, и тут же отказывается от помощи, желая сделать сам.

Кризис одного года психология называет нормальным явлением и дает понятные объяснения. После года малыш начинает активно ходить и бегать, у него появляется интерес к исследованию всего, что встречается у него на пути. Тут-то он и сталкивается с массой непонятых для него запретов не лезть в шкафы, не трогать лекарства, косметику, инструменты, провода, не открывать, не дергать. Совсем недавно ребенок видел, как родители все это делали и держали в руках, а ему почему-то нельзя. Психологи рекомендуют ставить как можно меньше запретов, обговорив это со всеми близкими родственниками, чтобы не получилось, что мама разрешает, а папа нет. Дать ребенку возможность залезть на нижние полки шкафов и полок, вытащить и сложить обратно лежащие там предметы, потенциально опасные заранее убрав из поля видимости юного исследователя.

Боязнь потерять маму

Кризис ребенка первого года жизни не обходится без такой проблемы, как неотступное следование за мамой. Малыш всюду ее сопровождает, а если у него перед носом закрывают дверь ванной или туалетной комнаты, то может сильно и надолго расплакаться. Но этого можно избежать, если вовлечь маленького капризулю в игру, например, собирать цветные фантики, которые мама подсовывает под дверь.

Можно петь песни, настукивать мелодии, хлопать в ладоши - все это станет ребенку доказательством, что мама рядом. Если женщина намерена уйти или выделить для себя некоторое время, то сначала надо провести хотя бы полчаса в тесном общении со своим чадом. Тогда он, пресытившись совместным времяпрепровождением, сам захочет свободы и самостоятельной игры.

Упрямство и кризис 1 года у ребенка

Годовалый малыш частенько бывает упрям, отказываясь гулять, есть, спать, одеваться. Ему не важно, от чего отказываться, главное, что таким образом, как ему кажется, он проявляет свою самостоятельность. Показать, как надо делать правильно, помогут родственники или любимые игрушки: посадите куклу на горшок, накормите мишку кашей, умойте мордашку зайчику. Ребенок непременно захочет это повторить. Не стоит сильно настаивать на своем, если малыш не хочет есть или укладываться спать. Пусть займется, чем хочет, а через полчаса, возможно, проголодается и сам позовет маму на кухню.

Я сам!

Начинает активно проявляться излишняя самостоятельность, но родители ей не рады, считая, что их ребенок еще слишком мал делать что-то сам.

Это одна из основных проблем, сопровождающих кризис одного года. Психология рекомендует не пресекать попытки малыша надеть шапку, расстегнуть кофту, вытереть пыль или самому кушать ложкой. Конечно, у мамы все это получится быстрей и аккуратней, но очень важно не заглушить детскую инициативу, иначе он привыкнет, что все делается за него, и заставить потом его убраться в своей комнате будет очень проблематично.

Тирания или либерализм

Существует 2 модели родительского воспитания в тот момент, когда начался кризис одного года. Первый возрастной кризис ребенка осложняется неспособностью малыша высказать свое недовольство и требования. Порой маленький скандалист тянет куда-то взрослых за руку или тычет пальчиком в неизвестном направлении. Они отмахиваются и не обращают внимания, но для ребенка это очень важно. В итоге родительское игнорирование провоцирует детскую истерику. Некоторые мамы и папы считают, что нужно не давать ребенку свободы, заставлять, запрещать и настаивать на своем. Ведь они стараются ради его блага и безопасности.

Отчасти они правы, но не стоит забывать, что малыш - это уже личность, которая может хотеть смотреть мультфильм про Лунтика, а не про Чебурашку, любить яблоки, а не капусту, чувствовать обиду, страх, разочарование, радость, усталость. Если на корню пресекать все детские попытки самостоятельности и выражения собственных желаний и потребностей, то велик риск вырастить безынициативного лентяя, который привык, что за него принимают все решения. Совсем нетрудно позволить ребенку заниматься любимым делом, но в безопасном для него режиме. Хочет он играть с разноцветными таблетками, пусть играет, но можно заменить их на цветные крупные пуговицы. Любит не только рассматривать книги и журналы с картинками, но и рвать тонкие страницы, следует заменить их на детские книжки с плотными картонными листами. Любой запрет или действие для обязательного выполнения можно обыграть весело, творчески подойдя к воспитательному процессу так, что ребенок все выполнит, сам того не заметив.

Кризис 1 года жизни ребенка - это не болезнь, поэтому нет повода постоянно жалеть ребенка и разрешать ему все, баловать, считая, что ему сейчас плохо и трудно. В дальнейшем он сможет использовать свои как способ манипуляции родителями.

Как пережить кризисный период

Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек - к 1,5 годам, у мальчиков - к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.

Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

С момента появления новорожденного ребенка в семье прошло почти 12 месяцев, малыш подрос, у него появились дополнительные варианты поведения и черты характера. Взрослеющий малыш становится нервным, капризным, чаще отказывается от приема пищи и сна, плачет по поводу и без, и тем самым вводит в недоумение своих родителей.

Если раньше мама и папа могли себе позволить уложить ребенка спать и заниматься повседневными делами, то к 1 году задача усложнилась. Упомянутые поведенческие реакции связаны с так называемым кризисом первого года жизни малыша, который чаще всего берет свое начало у детей старше 9 месяцев.

Продолжительность такого состояния варьируется от 5 до 7 месяцев. Для того чтобы понимать как вести себя с ребёнком в таком состоянии, родителям необходимо ознакомиться с причинами формирования психологических изменений.

Причины

В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.

Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.

Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.

Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков. Данное поведение неприемлемо, и влечет за собой серьезные психологические последствия для детского организма.

Симптомы

С момента появления грудничка на свет в его организме запускается целый каскад адаптационных реакций, которые помогают новорожденному приспособиться к условиям окружающей среды. Вступая в этап психологической перестройки, ребёнок становится плаксивым, капризничает по любому поводу, проявляет непослушание. В качестве отличительных признаков данного состояния выделяют:

  • Появление ранее не характерной для ребёнка обидчивости. Если малыш стал обижаться на каждое слово и безобидное действие, то, скорее всего, речь идет о наступлении кризиса первого года жизни;
  • Нежелание выполнять наставление родителей. Ребёнок научился и , а значит он уверен, что просьбы родителей для него неактуальны;
  • Резкая смена настроения. Такой ребёнок может сначала пнуть ножкой, а потом подбежать и начать обнимать. Подобная эмоциональная лабильность связана с психологической перестройкой детского организма;
  • Желание постоянно находиться возле мамы. Такое поведение вовсе не является прихотью для ребёнка, так как у малыша на уровне подсознания зарождается страх перед утратой близких людей;
  • Требование повышенного внимания к себе. Как только родители переключают свое внимание на другие объекты, ребёнок начинает плакать, капризничать и всем своим видом пытаться переключить центр внимания на себя.

Как вести себя с ребёнком

Специалистами в области педиатрии и детской психологии были разработаны ключевые методики, помогающие родителям справиться с кризисом первого года жизни без ущерба для детского организма. Прежде всего, советуют не идти на поводу у детских капризов.

Категорически запрещено реагировать на неадекватное поведение малыша агрессией и физическими действиями. Для того чтобы коррекция психологического состояния прошла мягко и без последствий для самосознания грудничка, медицинские специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Не отказывать ребенку в реализации тех инициатив, которые у него возникают в процессе развития. Если малыш изъявляет желание выполнить ту или иную функцию самостоятельно, то родителям стоит поддержать малыша;
  2. Осуществлять выборочный запрет. С точки зрения психологии, тотальные запреты приводят к угнетению ребенка как личности и развитию у него комплекса неполноценности. Правильной тактикой со стороны родителей будет ознакомление малыша с теми правилами, которые принято соблюдать внутри семьи и в обществе;
  3. Отказаться от насильственного кормления. Когда ребенок начнёт испытывать чувство голода, он самостоятельно даст об этом знать. Категорически запрещено давить на него психологически, угрожать и шантажировать;
  4. Постараться быть с малышом друзьями. Научно доказано, что находясь в дружественных отношениях с мамой и папой, дети преуспевают в интеллектуальном развитии и не имеют проблем с осознанием чувства собственного я. Принудительное общение с ребёнком ещё никогда не заканчивалось положительно;
  5. Прислушиваться к тревогам и проблемам ребёнка. Если мама видит, что малыш чем-то обеспокоен, то ей нужно аккуратно пойти ему навстречу, поговорить с ним, успокоить и предложить совместное решение насущной проблемы;
  6. Разговаривать с ребенком как можно чаще. Понимание многих вещей у ребенка напрямую зависит от родителей. Если малыша интересуют те или иные детали, то его родителям важно общаться с малышом на интересующие его темы. Таким образом, у грудничка формируется социальная адаптация, улучшается речь и произношение многих слов, а также происходит улучшение психологического контакта с мамой и папой.

Если малыш не перестает капризничать и плакать, то его следует оставить на короткий промежуток времени в одиночестве. Когда годовалый ребёнок остаётся наедине с собой, то его внимание переключается на другие занятия, и плакать ему становится неинтересно.

Чего нельзя делать

Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым. При общении с малышом, который находится на этапе психологического кризиса, нельзя совершать такие действия:

  • Лишать ребёнка возможности почувствовать себя самостоятельным. Такие дети в процессе взросления формируются как инфантильные личности, неспособные к принятию решений и достижению каких-либо жизненных целей;
  • Показывать собственное превосходство, психологическую и физическую силу. Важно помнить, что ребёнок не всегда будет меньше и слабее, а его угнетение в столь ответственный период повлечет за собой развитие психологической травмы и агрессии;
  • Вести разобщенную систему воспитания. Получив запрет от одного из родителей и разрешение от другого, у малыша может сформироваться неправильное мировосприятие, которое впоследствии приведет к расстройствам личности;
  • Бросать все дела и реагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.

Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.

Важно! Родителям малыша не следует бояться, так как психологический кризис у годовалого ребенка является естественным процессом, с которым сталкивается каждый ребёнок. Для некоторых семей этот процесс протекает малосимптомно, а для некоторых проблема стоит остро и болезненно. Во всяком случае мамам и папам не нужно впадать в панику и бояться каких-либо последствий. Внимательное и уважительное отношение к своему малышу является залогом безболезненного и мягкого выхода из психологического кризиса.

Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.

Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.