Первый экзамен. Рефлексы новорожденного. Рефлексы малышей

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, - это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции - щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, — это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции — щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая периферическая клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную информацию далее — по чувствительным волокнам (отросткам) нервных клеток. Следующие звенья рефлекторной дуги — центральная часть — нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и передающие его дальше. Здесь импульс встречают двигательные нервные клетки, и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по рефлекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга — это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизнедеятельность организма любого человека, в том числе и ребенка. Но в случае с безусловными, врожденными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жизненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему — и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информация «Горячо! Опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке — двигательному нейрону, который «будит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается.

Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т.е. при нормальной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое малыш поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот — так реализуется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зрелость ребенка, что позволяет доктору судить о функциональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, о состоянии его . Лишь некоторые из них имеют определенное значение для обеспечения жизнедеятельности, например, сосательный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр , педиатру необходимо удостовериться в сохранности некоторых основных безусловных рефлексов — сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный , чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорожденного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусогнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц — сгибателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтанные движения — периодически сгибает и разгибает ножки, хаотично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, звуки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлексы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых — на уровне спинного мозга.

Оральные рефлексы новорожденных

К оральным рефлексам относятся следующие.

Сосательный — вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жизни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) — в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый — при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокращение круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) — относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладони, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтягиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый голодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схватывая грудь матери (или соску). Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме лучше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормления и при естественном освещении.

Спинальные рефлексы новорожденных

Верхний защитный рефлекс — при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, делает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути.

Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем головки и изменение положения ее у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших рефлексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным рефлексами новорожденных, изначально обеспечивает крошечному человечку способность к выживанию в новой для него среде обитания. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы снижен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — если малыша, держа за подмышки, приподнять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суставах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражением нервной системы автоматическая походка задерживается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка — он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем — угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) — вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно приподнять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) — аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) — вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В ответ на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1-я фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2-я фаза). В норме 1-я и 2-я фазы рефлекса в зависимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта — при проведении большим и указательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он дугообразно изгибает спину и голову в сторону раздражителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и остается в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса — лежащему на животе ребенку проводят пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется поясничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднимает таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы наблюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется неврологом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных автоматизмов является тревожным признаком, говорящим о возможном поражении центральной нервной системы на уровне спинного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от изменения положения тела. В норме они угасают по мере того, как малыш самостоятельно овладевает основными двигательными навыками — способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна) — вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обращено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы — при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдается обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводится к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлично». Однако если выявлены настораживающие признаки (отсутствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наоборот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего — это ультразвуковое исследование головного мозга — эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополнительные исследования.

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы — действия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса), могут вызывать резкий дискомфорт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно скажите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и состояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие показатели состояния здоровья малыша, а также историю беременности, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом возрасте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Зайниддинова Рабият врач-неонатолог, канд. мед. наук, Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва
Статья предоставлена журналом о беременности и родах «9 месяцев» № 1, 2009

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом , а способность проглотить съеденную пищу – глотательным .

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы— набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Рефлекс «автоматической» походки , являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс

Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

«Хоботковый» рефлекс.

Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

Рефлекс задержки дыхания

Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Плавaтельный рефлекс

Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)

Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела.

Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает.

Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского)

Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

«Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».

Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.

Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)

Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.

Шаговый рефлекс

Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.

Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша.

Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери.

Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро.

Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера.

У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.

У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Рефлекс Галанта.

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.

Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс

Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Рефлекс кляпа

В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)

Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

Рефлекс отдергивания

Источники информации:

Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Врожденные (безусловные) рефлексы – проявляются в качестве ответной реакции на конкретные внешние раздражители. От проявления рефлексов зависит состояние и здоровье центральной нервной системы.

Некоторые рефлексы проявляются непосредственно после рождения, а остальные спустя некоторое время. В идеале все безусловные рефлексы имеют свое конкретное время появления и исчезновения: одни появляются и сохраняются в течении всей жизни, другие же имеют временный характер. Спустя месяц после рождения врач-невропатолог проверит все рефлексы ребенка и будет контролировать их в течение года до их полного исчезновения.

Все рефлексы, присутствующие у новорожденного малыша имеют свои уникальные функции, они защищают организм маленького человечка от вредного воздействия окружающей среды.

У здорового ребенка безусловные рефлексы должны одинаково наблюдаться и с правой стороны и с левой, лишь в этом случае они будут являться симметричными. Если же симметрии рефлексов не наблюдается, то необходимо срочно проконсультироваться с врачом.

Если присутствует ослабление рефлексов или их полное отсутствие, то возможно имеет место быть нарушение мышечного тонуса, инфекционные болезни или нарушение работы нервной системы.

При условии хорошего здоровья у грудничка, можно проводить проверку рефлексов в домашних условиях в качестве своеобразной гимнастики. В это время малыш должен быть спокойным, не голодным и выспавшимся. Исследование рефлексов должно происходить в светлой и теплой комнате.

Большая часть безусловных рефлексов закладывается еще в утробе матери, они направлены на защиту внутренних органов и приспособление к взрослой и самостоятельной жизни. К ним относятся следующие рефлексы новорожденных и грудничков:

Новорожденные груднички полностью реализуют врожденный рефлекс в момент сосания груди (в том случае, если грудь они получают по требования), у детей – искусственников такой возможности нет, поэтому именно они чаще просят пустышку и быстрее к ней привыкают

Хоботковый рефлекс. Если слегка прикоснуться к губам новорожденного, произойдет сокращение мышц рта, и малыш вытянет губы в трубочку или хоботком. Проявление рефлекса сохраняется в течение 2-3 первых месяцев жизни ребенка, затем полностью исчезает.

Поисковый рефлекс. Для обнаружения данного рефлекса необходимо погладить щечку ребенка, рядом с уголком рта, тогда произойдет выпячивание нижней губы, и малыш высунет язычок и повернет голову в сторону поглаживания. Особенно ярко проявляется рефлекс непосредственно перед кормлением. Угасание поискового рефлекса происходит в 1,5 месяца после рождения, полностью исчезает к первому году жизни.

Сосательный рефлекс. При помещении в ротовую полость какого-либо предмета, ребенок начинает активно сосать его. Этот рефлекс возникает у всех доношенных здоровых детей, и играет важную роль в познании мира и самостоятельном питании. Угасание рефлекса происходит в возрасте 1-1,5 лет, сохраняется в ночное время во время сна до 3-4 лет.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если надавить пальцем на ладошку малыша, он согнет голову и приоткроет рот. В норме, рефлекс должен ярко проявляться у новорожденного. Если же рефлекс слабо выражен или отсутствует вообще, это может указывать на проблемы в работе нервной системы. К 2 месяцам этот рефлекс угасает, к 3 месяцам исчезает полностью.

Хватательный рефлекс. При прикосновении пальцем или игрушкой к ладошке, малыш захватывает в кулачок то, чем к нему прикасались. Этот рефлекс удается вызвать и на пяточке, для этого нужно нажать пальцами на подошву у основания пальцев, между вторым и третьим. После этого действия пальчики ребенка согнутся. Неосознанное действие рефлекса угасает к 3-4 месяцам, после этого срока малыш понемногу начинает контролировать свои действия.

Рефлекс Моро. Если ударить по поверхности, на которой располагается новорожденный, отступая от него на 15-20 см, ребенок начинает вытягивать конечности, разгибать пальчики и приподнимать ножки и попу. Суть рефлекса состоит в следующем, сначала малыш разводит руки, затем, спустя какое-то время, возвращает их в исходное положение. Часто вызывать рефлекс Моро не рекомендуется, можно таким образом напугать ребенка. Рефлекс угасает к 4 месяцу жизни.

Рефлекс Бабинского . Проверяется следующим образом, нужно пальцем провести по подошве пятки, по направлению к пальцам, в этом случае малыш должен растопырить пальчики, а также согнет ноги в голени, коленях и тазобедренном суставе.

Рефлекс опоры. Даже учитывая тот факт, что ребенок научится стоять самостоятельно не ранее 8 месяцев, рефлекс опоры заложен в него с самого рождения. Если, удерживая малыша подмышки, поставить его к опоре, он станет упираться полной стопой на поверхность, на которой стоит.

Рефлекс автоматической ходьбы. Продолжить предыдущий рефлекс можно следующим образом. Необходимо немного наклонить ребенка вперед, при этом он сделает небольшие шаги, без размахивания руками. При проверке этого и предыдущего рефлекса необходимо придерживать голову и брать основной вес малыша на себя.

Рефлекс ползания Бауэра. Если выложить ребенка на живот, он немного приподнимает голову и спонтанно движется, словно пытается ползти. Если подставить ладонь в качестве опоры, малыш начнет активнее совершать ползающие движения, подключая руки, будет стараться оттолкнуться от опоры. Исчезновение рефлекса произойдет, когда ребенку исполнится не менее 4-х месяцев.

Провоцировать проявление большинства этих рефлексов, можно в качестве развивающих тренировок, однако делать это надо в пределах, рекомендованных невропатологом. Важно, чтобы грудничку на этот момент было не меньше 1-го месяца. Если у ребенка нет настроения или ему неприятно, то не нужно принуждать его к выполнению этих упражнений или попробовать повторить их чуть позже.

Врожденные рефлексы

Они активно используются во время домашних занятий массажем с малышом.

Поисковый рефлекс
Сохраняется до 3 месяцев. Если вы гладите уголки рта малыша, он опускает губы и поворачивает головку в сторону раздражителя - таким образом вы можете стимулировать его повернуть голову в ту сторону, куда вам требуется.

При таком нарушении, как кривошея, поворот головы - очень полезное упражнение.

Хоботковый рефлекс
Если постучать пальцем по верхней губке ребенка, в ответ произойдет сокращение мускулатуры, и губки сложатся, как хоботок. К 3-4 месяцам этот рефлекс угаснет.

Если к 4 месяцам рефлекс не угас - нужно обратиться к врачу.

Сосательный рефлекс
Этот рефлекс имеется у всех новорожденных детей. Ребенок сразу после рождения берет грудь.

При наличии патологии рефлекс может быть снижен или отсутствовать.

Ладонно-ротовой рефлекс
При надавливании на ладошку ребенок открывает рот, он может согнуться до пояса, наклонить шею. К 3 месяцам рефлекс угасает.

Хватательный рефлекс
Вложите свой палец в ладонь ребенка - в ответ он сильно сожмет его и даже может слегка подтянуться, удерживая на весу свое тело. Во время сосания рефлекс усиливается - малыш крепко держит ручками грудь или бутылочку с едой.
Этот рефлекс не угасает; к 4-5 месяцам он сменяется осознанными действиями: ребенок хватает игрушки, пальцы ваших рук, вцепляется в волосы. Затем начинает удерживать предметы и игрушки, перекладывать их из одной руки в другую.

Если ребенок к 5 месяцам не берет игрушки и не удерживает их, обратите на это внимание врача.

Может, у него снижен тонус мышц или, наоборот, кулачки так сжаты, что пальчики не раскрываются, и малыш не может взять игрушку. В таком случае помогут как раз массаж и гимнастика.

Рефлекс Робинзона
Он близок к хватательному рефлексу. Ребенок крепко держится за пальцы взрослого, его можно даже приподнять. Хорошая выраженность обоиз рефлексов способствует быстрому развитию мышечной силы в руках.

Нижний хватательный рефлекс
Нажмите на переднюю часть подошвы новорожденного - в ответ он согнет пальчики. Этот рефлекс исчезает к 9-11 месяцам, но может сохраняться и до года.

Рефлекс Моро
Если вы включите яркий свет и попробуете потянуть на себя край пеленки, лежащей под головкой ребенка, он раскрывает ручки, растопыривает пальчики, затем снова скрещивает ручки на груди. И так может повторить несколько раз. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а после 4 месяцев угасает.

При наличии патологии ребенок может раскрыть ручки, а затем очень медленно вернуть их в первоначальное положение.

Рефлекс Галанта
Положите новорожденного на животик и пощекотите пальцем спинку вдоль позвоночника - в ответ малыш изогнется дугой в сторону, откуда почувствует раздражение, а ножка с этой стороны распрямится. Рефлекс хорошо выражен у всех здоровых новорожденных и сохраняется до 2-3 месяцев.

Рефлекс Переза
Уложите ребенка на свою ладонь лицом вниз. Слегка надавливая, проведите пальцем по позвоночнику от копчика до шеи. В ответ на это возникнет лордоз (изгиб в поясничной области), ручки и ножки разогнутся, голова поднимется. К исходу 3 месяца рефлекс исчезает. Если ребенок к концу 1 месяца жизни плохо поднимает головку, лежа на животе, можно специально вызывать этот рефлекс - получится очень полезное упражнение. Обязательно придерживайте головку.

Рефлекс опоры
Если взять ребенка под мышки, придерживая головку, он рефлекторно согнет ноги в тазобедренных суставах и в коленях. Теперь поставьте ребенка на опору, и вы увидите, что он разгибает ноги и плотно, всей стопой, упирается в поверхность стола.

Если ребенок реагирует иначе, необходимо проконсультироваться с врачом.

Например, вы ставите ребенка на опору, а он подгибает ноги или одну ставит, а другую подгибает. Или ставит обе ножки, но не на всю стопу, а на носочки, пятки при этом приподняты. Еще один вариант - скрещивание ножек. Все это может означать снижение или, наоборот, повышение тонуса мышц, возможна и другая патология. Рефлекс, если его не стимулировать, угасает к 1,5-2 месяцам.

Рефлекс автоматической походки
Взяв ребенка под мышки, поставьте его на опору. При легком наклоне тела вперед ребенок начинает делать шаговые движения. Дети очень любят “ходить”, поднимая высоко ноги; переставляя их, они перешагивают через предметы. Это очень полезное упражнение: когда ребенок начнет ходить самостоятельно, он не будет “шаркать” ногами, цепляться за препятствия - он их перешагнет. Если этот рефлекс не поддерживать, то он угаснет к 2 месяцам. Но если начать заниматься с ребенком, он возродится.

У детей с энцефалопатией рефлекс может быть снижен или совсем отсутствовать.

Рефлекс ползания Бауэра
Новорожденный ребенок, уложенный на животик, стремится ползти вперед. Если вы подставите руки к его стопам и слегка надавите на них, ребенок начнет отталкиваться и “ползти”. К 3-4 месяцам этот рефлекс угасает. Но, если его стимулировать, то к 5 месяцам или чуть позже ребенок начнет ползать самостоятельно. Ползание - очень важный этап в развитии малыша. Во время ползания уравновешиваются тонусы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, тренируются мышцы рук, ног и спины.

Защитный рефлекс
Ребенок, уложенный на живот, поворачивает голову в сторону. Поэтому не бойтесь укладывать на живот здорового новорожденного. Более того, выкладывание на живот полезно для мышц спины, шеи, живота.

ТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ - мышечные реакции малыша на ту или иную позу.

Лабиринтный тонический рефлекс
У ребенка, лежащего на спине, повышается тонус мышц-разгибателей спины и передней поверхности ног. Ребенок при этом лежит свободно, ручки и ножки выпрямлены.
Лежа на животе, малыш сгибает шею, наклоняет голову; ручки и ножки согнуты под животиком. Рефлекс может сохраняться до 4-5 месяцев. После 4-5 месяцев, лежа на животе, малыш играет, тянет ручки к игрушкам, пытается ползти; при этом ноги его выпрямлены.

Шейный тонический симметричный рефлекс
При опускании головы на грудь повышается тонус мышц-сгибателей передней поверхности - ручки выпрямляются, а ноги сгибаются в коленях. Держится рефлекс до 3-4 месяцев. Если ребенка одной рукой взять под мышци и поставить на опору спиной к себе, а голову немного запрокинуть, то он будет активно двигаться - распрямит ноги.

Шейный тонический асимметричный рефлекс
Если ребенок лежит на спине, то рука, к которой он поворачивает голову, выпрямляется, а другая рука сгибается в локте. К 2-3 месяцам этот рефлекс исчезает.

Если рефлекс отсутствует, обратитесь к врачу.

Рефлекторные повороты головы, таза и туловища
Если вы возьмете ножки ребенка и попробуете перевернуть его со спины на живот, новорожденный перевернется всем туловищем сразу. А после 4 месяцев повороты будут происходить уже в три этапа. Сначала малыш поворачивает голову, затем туловище и только потом таз. Если малыш сначала поворачивает таз, то после этого он заносит одну ножку за другую, затем поворачивает туловище и, наконец, голову.

Если после 4-5 месяцев ребенок не может поворачиваться, необходимо помочь - проводить массаж и гимнастику.

ПРИОБРЕТЕННЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Лабиринтно-установочный рефлекс
Это первый рефлекс, который развивается на 2 месяце жизни. Ребенок начинает поднимать голову, лежа на животе, и удерживать ее. Постепенно укрепляются мышцы шеи, малыш привыкает держать голову: так ему удобнее играть с игрушками и ползать. А чтобы рефлекс развился, ребенка нужно с самого рождения поворачивать на живот, поддерживая его головку, тогда мышцы шеи окрепнут раньше. Сначала малыш будет поднимать головку и тут же ронять ее, но очень скоро научится все дольше удерживать ее.

Установочный шейный цепной асимметричный рефлекс
Ползание по-пластунски - очень важный этап. Ребенок самостоятельно совершает движения всем телом, ручками, ножками, при этом нормализуется тонус мышц, развивается крупная мускулатура, уравновешиваются тонусы мышц-сгибателей и разгибателей.
Вставание на четвереньки. Сначала укрепляются руки, развивается чувство равновесия. Затем ребенок начинает передвигаться на четвереньках, знакомясь со своей комнатой, квартирой, а “заодно” тренируя координацию и разгружая позвоночник.
Усаживание с четверенек. Ребенок может подолгу раскачиваться, стоя на четвереньках, и вдруг подгибает одну ногу и садится на бедро и попу. Первое время, чтобы сохранить равновесие, он упирается ладошкой, а другую руку поднимает вверх, тем самым координируя положение тела.

Если установочный шейный цепной асимметричный рефлекс развивается правильно, ребенок, после того как научится садиться, сразу же будет пытаться вставать, цепляясь руками за опору.

Рефлекс Ландау (парение на животе)
Положите ладони под животик малыша и поднимите его: он поднимет голову и ноги - словно парит в воздухе. Это упражнение так и называется - парение. Если малыш не поднимает ноги и голову, значит, мышцы шеи, спины и ягодичные мышцы слабые и их нужно укреплять. Рефлекс присутствует у детей в возрасте 4-8 месяцев.

Рефлекс Пейпера (парение на боку)
Положите ребенка боком на ладонь и приподнимите. При этом головка ребенка повернется на другой бок, а ноги выпрямятся.

Если ребенок 4-5 месяцев не выполняет эти движения, обратитесь к специалисту.

Учтите, что некоторые дети могут бояться парения, поэтому сначала поднимайте ребенка невысоко и очень аккуратно. А перед этим расскажите ему, что вы собираетесь делать. Не сомневайтесь, даже самый маленький ребенок обязательно поймет вас и не будет бояться.
Таким образом тренируется вестибулярный аппарат.

Подошвенный рефлекс
Вызывается штриховым раздражением кожи по наружному краю подошвы сверху вниз. При этом у малыша сгибаются пальцы стопы. У детей до 1 года - 1 года 5 месяцев в ответ на штрихование подошвы происходит не сгибание пальцев, а веерообразное разведение и разгибание.

(из книги Егороврй В.В. "Беби-массаж и беби-гимнастика от рождения до года")