Перспективный план по раннему возрасту. Из опыта работы с родителями детей раннего возраста. Работа с родителями группы раннего возраста

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация - это изменение того, что уже существует.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык под-держки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комп-лимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально- положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимо-отношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из--за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, дет-ские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Новая форма проведения родительского собрания

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что--нибудь к чаю. И всегда находится чья--либо бабушка или мама, которая печет пироги.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

Проведение дней открытых дверей

Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашем детском саду внесены инновации и в данную сферу деятельности. На протяжении многих лет дни открытых дверей начинают проводить уже в ноябре, то есть когда у большинства детей прошел адаптационный период. Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что их маленькие воспитанники, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.

Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Если кто--то из родителей не смог прийти на встречу, то есть возможность показать запись дня открытых дверей на видео, так как в группе всегда найдется родитель, имеющий видеокамеру. Это можно сделать, но с тем условием, чтобы в равной мере снимать всех детей. Кроме того, такая съемка дает возможность воспитателям сделать видеоархив. Когда ребята через год переходят во вторую младшую группу, воспитатели дарят родителям видеокассету «Какие мы есть!».

Во время выпуска детей из детского сада родители благодарят педагогов за то, что создан видеоархив жизни их детей с первых дней пребывания в ДОУ, они сравнивают своих детей: какими они были пять лет назад и какими стали, да и сами дети с большим удовольствием смотрят на себя маленьких. Это очень сближает родителей и педагогов, а дети не смогут забыть своих воспитателей, с любовью ухаживавших за ними.

Посещение педагогами семей воспитанников

Такая форма взаимодействия, как посещение воспитателями семей воспитанников, чаще всего не пользуется популярностью ни среди педагогов, ни среди родителей. Современные родители живут в своем обособленном мире и не всегда впускают в него посторонних. Но именно родители подсказали, как можно изменить ситуацию. Родителям всегда хочется, чтобы с Новым годом их детей поздравил Дед Мороз и Снегурочка. Но часто малыши при виде незнакомых взрослых начинают плакать, поэтому было решено, что готовить поздравления Деда Мороза и Снегурочки будут воспитатели.

Знакомый ребенку педагог приходит к нему в гости, играет с ним, затем приходят Дед Мороз и Снегурочка, в роли которых выступают воспитатели. Встреча протекает спокойно, игра продолжается без слез и нервных срывов. Конечно, старший воспитатель, будучи профессиональным педагогом, не только играет с ребенком, но и наблюдает поведение малыша в домашней, привычной для него обстановке, что помогает ему в дальнейшей работе.

После этого родители стали приглашать воспитателей на дни рождения детей за праздничный стол. Такие посещения предоставляют возможность показать, какие развлечения доступны ребенку, изучить семью изнутри, почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер межличностных отношений между членами семьи и т. д. Положительные и отрицательные проявления имеют особую ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается маленький человек. Безусловно, все, что увидят и узнают в семье воспитатели, - строго конфиденциально.

Посещение семьи должно сподвигнуть воспитателя не к обсуждению или осуждению того, как живет та или иная семья, а к оказанию ей необходимой помощи. Кроме того, это может стать знакомством с успешным опытом семейного воспитания, семейными традициями. Полученная информация используется в индивидуальных консультациях для родителей. С этого момента многие проблемы в развитии и воспитании детей родители с педагогом решают сообща. Кроме того, в процессе доверительного общения воспитателей с семьями родителям легче преодолеть сомнение и недоверие к воспитанию их детей чужими людьми.

Совместные посещения культурно--развлекательных мероприятий

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов являются также совместные посещения детских театров. Ничто так не определяет будущее человека, как незабываемые впечатления детства, этот своеобразный фундамент сознательной жизни. Своевременно начатое приобщение детей к наследию мировой художественной культуры приводит к формированию и развитию эстетических чувств.

Несмотря на то что дети еще очень малы, воспитатели, посоветовавшись с родителями, решили приобщать их к посещению театров. Родители заранее узнают репертуар детских театров (цирков, театров кукол, теней, животных), вместе с воспитателями обсуждают, на какой спектакль лучше пойти, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, покупают билеты. Представление становится настоящим праздником для всех: воспитателей, родителей и детей. Многие до совместного посещения театра считают, что еще рано водить детей на такие мероприятия, но после меняют свое мнение.

Таким образом, в процессе поисков и экспериментов постепенно сложился определенный план работы с родителями в группе детей раннего возраста (приложение). Разработанная модель качественно отличается от существовавших ранее моделей. Ее особенности заключаются в следующем:

  • создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей
  • родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия
  • родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, - претворяют их в жизнь.

Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность - показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качест-венно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.

Приложение

Перспективный план взаимодействия с родителями детей раннего возраста

Месяц

Форма взаимодействия

Пути осуществления
взаимодействия с родителями

Апрель - май

Личное знакомство воспитателя с родителями и детьми

Беседа, анкетирование, изучение специфики семьи

Июнь - август

«Знакомьтесь: группа КАРАПУЗ!»

Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой

Вечер вопросов и ответов

Первое родительское собрание с ответами на инте-ресующие вопросы

Помощь в подготовке группы к новому учебному году

Коллективная уборка группы: совместный труд - сближение родителей и воспи-тателей

Сентябрь

Устный журнал по адаптации детей в группе раннего возраста

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ»

За круглым столом

Общение за чаепитием. Разговор о проблемах.
Встреча с педагогом--психологом

День открытых дверей

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физкультурном и музыкальном залах

Журнал «Здоровье»

Консультации типа «Расти здоровым, малыш!»

Посещение воспитателем семей воспитанников

Дед Мороз со Снегурочкой в гостях у ребят

Совместное чаепитие в группе

Праздник новогодней елки в детском саду

Посещение театра
«Вместе с мамой, вместе с папой».

Родительское собрание

Совместная поездка в театр родителей, воспитателей и детей.

Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервно--психического развития и усвоения программы детьми, обмен опытом

Спортивный досуг «Вырасту, как папа».

«Полезные советы»

Игры - развлечения вместе с папами

Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю»

Посещение театра

Цирк, «Театр кошек Ю. Куклачева», «Уголок дедушки Дурова»

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду»

День открытых дверей

Родители готовят фотографии детей в детском саду

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физ-культурном зале, с музыкальным руководителем

День добрых дел

Кафе «Лакомка»

Семейный клуб - родительское собрание

Субботник на территории детского сада и в группе

Чаепитие

Просмотр видеоархива, обсуждение планов -на будущее

Семейный отдых, пикник

Выезд на природу или в парк

Посещение зоопарка

Совместная поездка в зоопарк всей группой

Светлана Пильгун

Начался новый учебный год. К нам в ясли пришли новые детишки. Они очень маленькие, ничего не умеют, недавно встали на ножки и им плохо без мамы. Дети ещё не оставались так долго без мамы. Мамы у нас - тоже очень беспокойные : как долго плакал, что съел, как спал.

Воспитатели в раннем возрасте работают с детьми всего два года и им приходиться формировать, новые для родителей , взаимоотношения с воспитателями, другими родителями и их детьми .

Взаимоотношения эти должны быть вежливыми, уважительными, доброжелательными, корректными и, направлены на комфортное, психологически безопасное пребывание детей в группе . Конечно, работа воспитателя по созданию комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении начинается с раздевалки, где выкладывается полезная и интересная информация, рисунки и поделки детей, стенгазеты с фотографиями и аннотациями к ним. В этом году мы решили сделать стенгазету с домашними питомцами, но тема разрослась до природы, а затем и до окружающего мира. Стенгазету мы назвали «Я и мой мир» , в ней есть ребята, котята, коровы, собаки, одна гусеница и тыква - большая-пребольшая. Всё это способствует установлению хороших отношений, часто переходящих в дружбу, между родителями . Они понимают, что проблемы у них общие, они не одни проходят этот сложный период в их жизни, а воспитатели - добрые, заинтересованные и профессиональные помощники.

Следующий важный этап в работе с родителями - это родительское собрание , где родители получают много важной информации о предстоящем пребывании своих детей в саду, об образовательной программе, о возрастных характеристиках детей.



Следующее значительное событие в жизни группы - это субботник ! Это - не просто уборка участка для прогулки. В несложной трудовой деятельности вместе с детьми строятся такие добрые хорошие отношения и все участники субботника получают удовольствие от работы на благо своих детей, особенно, если всё оформлено в виде стенгазеты и благодарности родителям за помощь .

Итак, начало положено, а дальше родители с удовольствием придут на праздник, на мастер-класс «Мы делаем куколок для своих деток» , на занятие по ПДД и будут соревноваться, кто лучше нарисует или сделает поделку. Расстаёмся мы всегда со слезами, но в детский сад родители идут сплочённым коллективом и мы остаемся добрыми друзьями.



Публикации по теме:

Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников всегда было.

Ранний возраст это ответственный период психического развития ребёнка, когда все только начинается, общение со сверстниками, игра, речь,.

Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.

Мастер-класс для родителей с детьми «Подарок папе» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Общение детей раннего возраста со сверстниками В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми. В первый.

Перспективное планирование с родителями во второй группе раннего возраста на 2016–2017 год Апрель июнь 1. Родительское собрание. Тема: «Адаптация ребенка в условиях детского сада». 2. Консультации:.

План работы с родителями в группе детей раннего возраста Цель: Создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное.

Цель :

Задачи :

1

2

3

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с родителями в группе детей раннего возраста.

Цель :

Создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

Задачи :

1 .Распространять педагогические знания среди родителей;

2 .Оказать практическую помощь в воспитании детей;

3 .Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.

Темы родительских собраний на учебный год

Месяц

Тема

Ответственные

Сентябрь

«Особенности адаптационного периода детей группы, задачи воспитания и обучения детей 2-го года жизни»

Воспитатели группы

Психолог

Февраль

«Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»

Воспитатели группы

Медсестра

Психолог

Май

«Чему научились наши дети за год»

Воспитатели группы

Психолог

Организация работы с родителями

Месяц

Советы воспитателя

Природа - наш верный друг

О здоровье всерьёз

Сентябрь

Индивидуальные контакты, консультации “Первые дни в ДОУ”,

«Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду»

«Режим – главное условие здоровья малышей»

Октябрь

Консультации «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

«Природа в окружении ребёнка»

Индивидуальная работа «Здоровый сон»

Ноябрь

«Пальчиковая игры для малышей»

Консультация «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков»

Декабрь

Консультация «Учить цвета просто и весело»

«Как помочь птицам зимой?»

Консультация «Зимняя прогулка с малышом»

Январь

Консультация «Будьте бдительны на улицах города»

Консультация «Расти здоровым, малыш!»

Февраль

«Играем со снегом и познаём его свойства»

«Гимнастика для малышей»

Март

Консультация «Юные художники»

«Что нужно знать родителям о прививках»

Апрель

Консультация «Какие игрушки покупать ребёнку 1-2 года?»

«Как вокруг всё интересно!»

Индивидуальные беседы «Выбираем правильную обувь для малыша»

Май

Индивидуальные беседы «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация «Солнце, воздух,

и вода - наши лучшие друзья!»

Фотостенд

Мероприятия с участием родителей

Дата проведения

Мероприятие

ноябрь

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика»

Задачи: помочь родителям овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и укрепление здоровья малыша.

декабрь

Родительский клуб. Встреча № 1. «В гостях у солнышка»

январь

Родительский клуб №2 «Зимние забавы». «Постройка снежного городка на участке для прогулок»

Задачи: способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

февраль

Родительский клуб №3 «Игры для настоящих мужчин»

март

Родительский клуб с чаепитием “ Самая прекрасная на свете – женщина с ребенком на руках ”

апрель

Литературная гостиная «Книжки для малышек»

Задачи: рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, показать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой.

Субботник на территории детского сада и в группе «День добрых дел».

Задачи: оказание помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

май

Родительский клуб №4 « Поиграем со сказкой»




Своеобразие развития детей раннего возраста требует наиболее тесных и частых контактов воспитателей и родителей. Наряду с педагогическими беседами и докладами на групповых собраниях большое место занимает индивидуальные беседы и консультации. Педагоги предлагают родителям педагогическую и психологическую литературу.
Посещение семьи - обязательная и необходимая форма работы с родителями детей раннего возраста. В беседе с родителями педагог узнает о том, к какому режиму дня привык ребенок, где он и как спит, какие игрушки у него есть, какие он больше всего любит. Он узнает также о составе семьи, о том кто занимается воспитанием ребенка. График посещений семей педагог составляет в начале учебного года и согласует с родителями.
Беседы с небольшими группами родителей или индивидуальные беседы педагог проводит в соответствии с планом. Для участия в коллективных беседах педагог объединяет тех родителей, дети которых имеют сходные особенности поведения и развития или одинаковы по возрасту. Это позволяет побеседовать о каждом ребенке, дать конкретные советы родителям. В начале года, когда воспитатель еще мало знает детей, беседы проводятся на общие темы. Но по мере того как он ближе знакомится с детьми и родителями, становятся возможными беседы, в которых отражаются наблюдения воспитателя. К каждой беседе педагог готовится: целенаправленно наблюдает за детьми, читает соответствующую литературу, беседует со специалистами детского сада. Для того чтобы состоялась именно беседа, то есть взаимный разговор воспитателя и родителя, педагог с самого начала просит родителей задавать вопросы, высказывать свои соображения (бывает ведь так: воспитатель говорит, а родители молчат, в беседе фактически не участвуют).
Повседневные беседы. Кроме тематических консультаций и бесед, ежедневно, передавая ребенка родителям или принимая его утром, воспитатель выясняет, как ребенок спал, когда проснулся, ел ли дома, как вел себя до прихода в детский сад. Вечером воспитатель рассказывает родителям об играх, об общении малыша со сверстниками в течении дня, сообщает о том, какие новые умения приобрел ребенок, и предлагает закреплять эти умения дома, советует, на что обратить внимание.
Групповые родительские собрания проводятся один раз в квартал. К участию в собрании привлекаются старший воспитатель, медсестра, специалисты. Собрание проходит живее и с большой пользой, если в докладе были поставлены вопросы, побуждающие родителей к высказываниям о своем ребенке, о своих взглядах на воспитание. Для того чтобы родители были активны на собрании, им заранее сообщают повестку собрания. Педагог подготавливает средства нагля

Предпросмотр страницы №1

Работа с родителями детей раннего возраста

Первым шагом к сотрудничеству является работа педагогов с родителями групп раннего возраста. В работе с родителями самых маленьких воспитанников детского сада (детей второго года жизни) много общего с тем, что делают педагоги дошкольных групп. Вместе с тем она имеет свою специфику, вытекающую из возрастных психофизиологических особенностей детей раннего возраста.

Своеобразие развития детей раннего возраста требует наиболее тесных и частых контактов воспитателей и родителей. Наряду с педагогическими беседами и докладами на групповых собраниях большое место занимает индивидуальные беседы и консультации. Педагоги предлагают родителям педагогическую и психологическую литературу.

Посещение семьи - обязательная и необходимая форма работы с родителями детей раннего возраста. В беседе с родителями педагог узнает о том, к какому режиму дня привык ребенок, где он и как спит, какие игрушки у него есть, какие он больше всего любит. Он узнает также о составе семьи, о том кто занимается воспитанием ребенка. График посещений семей педагог составляет в начале учебного года и согласует с родителями.

Беседы с небольшими группами родителей или индивидуальные беседы педагог проводит в соответствии с планом. Для участия в коллективных беседах педагог объединяет тех родителей, дети которых имеют сходные особенности поведения и развития или одинаковы по возрасту. Это позволяет побеседовать о каждом ребенке, дать конкретные советы родителям. В начале года, когда воспитатель еще мало знает детей, беседы проводятся на общие темы. Но по мере того как он ближе знакомится с детьми и родителями, становятся возможными беседы, в которых отражаются наблюдения воспитателя. К каждой беседе педагог готовится: целенаправленно наблюдает за детьми, читает соответствующую литературу, беседует со специалистами детского сада. Для того чтобы состоялась именно беседа, то есть взаимный разговор воспитателя и родителя, педагог с самого начала просит родителей задавать вопросы, высказывать свои соображения (бывает ведь так: воспитатель говорит, а родители молчат, в беседе фактически не участвуют).

Организация работы с родителями в группе раннего возраста


В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, набрав группу малышей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса , заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление
Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая ) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства , делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой следующие задачи :
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
телефон Доверия;
почта Доверия;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:

папки - передвижки различной тематики
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. (Приложение №2 фото и видео материал
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел и др.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:
совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
выпуск семейных и тематических газет
празднование дней рождения (ежемесячно),
Новогодний утренник
Планируется
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,
спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей в отдельной рубрике «Благодарим»
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть у нас и кафе, где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой дети просто обожают играть.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так мы планируем в рамках акции «Дни добрых дел» организовать ремонт игрушек, мебели, группы вместе с родителями, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва.)

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность воспитателя детского сада.
Главные задачи:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое и медицинское просвещение родителей;
- ознакомление родителей с жизнью и работой детского учреждения.
- помочь семье воспитать гармонически развитого человека. Мы проанализировали особенности семьи и семейного воспитания наших детей, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Активные формы и методы работы с родителями. Один из важнейших моментов взаимодействия семьи и детского сада связан с периодом адаптации. Успешность протекания адаптации зависит от подготовки взрослых и ребенка.
Сотрудничество воспитателей и родителей начинается до поступления ребенка в ДОУ, со сбора первичных сведений о нем и его семье, приглашая родителей на консультацию «Как подготовить ребенка к поступлению в ясли»;
Памятка для родителей «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения »
Анкета для родителей
(Беседы с родителями; общение со сверстниками; отношение ребенка к посторонним взрослым)
Родительский клуб «Семь фей у колыбели», в рамках которого проходят следующие мероприятия:
Родительские собрания по теме:
«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению »
«Расти здоровым малыш»
«Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов»
«Как развивать речь малыша»
«Игры и игрушки»
« Кризис 3-х лет»

Консультации:

«Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»;
«Адаптация детей раннего возраста»; « Характеристика развития детей и организация их жизни»;
«Культурно - гигиенические навыки детей раннего возраста»; «Обучение восприятию цвета детей »;
«Сенсорное воспитание ребенка »;
«Как развивать речь малыша»;
«Капризы и упрямство»; «Здоровье всему голова»; «Как приучить ребёнка к самостоятельности»; «Зимние травмы»; «Игры и игрушки»; «Игрушка в жизни ребёнка»; «Игры с детьми раннего возраста»; «Основные показатели развития детей 3-х лет» и др.
Рекомендации:
«Воспитание гиперактивных детей»; «Стеснительные и замкнутые»; «Необходимо ли наказание?» ; «Детство с кулаками».
Советы:
«Как играть с малышом»;
«Игры для развития восприятия»; «Не жалейте времени на уроки улицы» ; «Если ребёнок плохо говорит» ; «Игры для развития восприятия»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
Из опыта работы:
родители делятся своим опытом воспитания.

Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:
- информационные стенды: визитная карточка , режим дня, наши занятия, практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
- фотомонтажи: «Из жизни группы», эта форма работы является востребованной.
- фотовыставки: «Моя мама - лучше всех», «Самый лучший папа мой», «Пригласительный билет в мир игры», «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают с нами наши дети» и др.
- папки-передвижки: «Адаптационный период», «В здоровом теле – здоровый дух», «Детские болезни От А до Я», «Осторожно, дети!», «Советы доктора Градусника», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть», «Вопрос-Ответ», «Дорога и мы», «Не болейка», «Дети 2-х лет», «Слово-серебро, молчание-золото», «Необходимые советы для родителей», «Одежда и питание», «Адаптация детей» и др.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с музыкальным руководителем. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздник, «С днем рождения «Колобок», «Прощание с «Колобком», где вручаются детям дипломы. Живой интерес и даже удивление родителей вызвал фотоколлаж детей группы - «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Весна-красна»

При помощи родителей созданы видеофильмы: «Один день из жизни группы», «Подвижные игры и физкультурные занятия», «Игра – драматизация» Колобок». Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешиваем яркое объявление. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем благодарственные письма для родителей, принимающих активное участие в жизни группы. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, помощь в уборке листьев на участке, изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц, изготовление выносного материала, постройка снежного городка на участке, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. В зависимости от плана работы, сообща обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;
создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей;
родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности , гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе.

Наглядные материалы:










В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация - это изменение того, что уже существует.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык под-держки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комп-лимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально- положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимо-отношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из--за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности . С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия , дет-ские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Новая форма проведения родительского собрания

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что--нибудь к чаю. И всегда находится чья--либо бабушка или мама, которая печет пироги.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

Проведение дней открытых дверей

Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашем детском саду внесены инновации и в данную сферу деятельности. На протяжении многих лет дни открытых дверей начинают проводить уже в ноябре, то есть когда у большинства детей прошел адаптационный период . Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что их маленькие воспитанники, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.

Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Если кто--то из родителей не смог прийти на встречу, то есть возможность показать запись дня открытых дверей на видео, так как в группе всегда найдется родитель, имеющий видеокамеру. Это можно сделать, но с тем условием, чтобы в равной мере снимать всех детей. Кроме того, такая съемка дает возможность воспитателям сделать видеоархив. Когда ребята через год переходят во вторую младшую группу , воспитатели дарят родителям видеокассету «Какие мы есть!».

Во время выпуска детей из детского сада родители благодарят педагогов за то, что создан видеоархив жизни их детей с первых дней пребывания в ДОУ, они сравнивают своих детей: какими они были пять лет назад и какими стали, да и сами дети с большим удовольствием смотрят на себя маленьких. Это очень сближает родителей и педагогов, а дети не смогут забыть своих воспитателей, с любовью ухаживавших за ними.

Посещение педагогами семей воспитанников

Такая форма взаимодействия, как посещение воспитателями семей воспитанников, чаще всего не пользуется популярностью ни среди педагогов, ни среди родителей. Современные родители живут в своем обособленном мире и не всегда впускают в него посторонних. Но именно родители подсказали, как можно изменить ситуацию. Родителям всегда хочется, чтобы с Новым годом их детей поздравил Дед Мороз и Снегурочка. Но часто малыши при виде незнакомых взрослых начинают плакать, поэтому было решено, что готовить поздравления Деда Мороза и Снегурочки будут воспитатели.

Знакомый ребенку педагог приходит к нему в гости, играет с ним, затем приходят Дед Мороз и Снегурочка, в роли которых выступают воспитатели. Встреча протекает спокойно, игра продолжается без слез и нервных срывов . Конечно, старший воспитатель, будучи профессиональным педагогом , не только играет с ребенком, но и наблюдает поведение малыша в домашней, привычной для него обстановке, что помогает ему в дальнейшей работе.

После этого родители стали приглашать воспитателей на дни рождения детей за праздничный стол. Такие посещения предоставляют возможность показать, какие развлечения доступны ребенку, изучить семью изнутри, почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер межличностных отношений между членами семьи и т. д. Положительные и отрицательные проявления имеют особую ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается маленький человек. Безусловно, все, что увидят и узнают в семье воспитатели, - строго конфиденциально.

Посещение семьи должно сподвигнуть воспитателя не к обсуждению или осуждению того, как живет та или иная семья, а к оказанию ей необходимой помощи. Кроме того, это может стать знакомством с успешным опытом семейного воспитания, семейными традициями. Полученная информация используется в индивидуальных консультациях для родителей. С этого момента многие проблемы в развитии и воспитании детей родители с педагогом решают сообща. Кроме того, в процессе доверительного общения воспитателей с семьями родителям легче преодолеть сомнение и недоверие к воспитанию их детей чужими людьми.

Совместные посещения культурно--развлекательных мероприятий

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов являются также совместные посещения детских театров. Ничто так не определяет будущее человека, как незабываемые впечатления детства, этот своеобразный фундамент сознательной жизни. Своевременно начатое приобщение детей к наследию мировой художественной культуры приводит к формированию и развитию эстетических чувств.

Несмотря на то что дети еще очень малы, воспитатели, посоветовавшись с родителями, решили приобщать их к посещению театров. Родители заранее узнают репертуар детских театров (цирков, театров кукол, теней, животных), вместе с воспитателями обсуждают, на какой спектакль лучше пойти, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, покупают билеты. Представление становится настоящим праздником для всех: воспитателей, родителей и детей. Многие до совместного посещения театра считают, что еще рано водить детей на такие мероприятия, но после меняют свое мнение.

Таким образом, в процессе поисков и экспериментов постепенно сложился определенный план работы с родителями в группе детей раннего возраста (приложение). Разработанная модель качественно отличается от существовавших ранее моделей. Ее особенности заключаются в следующем:

  • создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей
  • родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия
  • родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, - претворяют их в жизнь.

Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность - показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качест-венно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.

Приложение

Перспективный план взаимодействия с родителями детей раннего возраста

Месяц

Форма взаимодействия

Пути осуществления
взаимодействия с родителями

Апрель - май

Личное знакомство воспитателя с родителями и детьми

Беседа, анкетирование, изучение специфики семьи

Июнь - август

«Знакомьтесь: группа КАРАПУЗ!»

Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой

Вечер вопросов и ответов

Первое родительское собрание с ответами на инте-ресующие вопросы

Помощь в подготовке группы к новому учебному году

Коллективная уборка группы: совместный труд - сближение родителей и воспи-тателей

Сентябрь

Устный журнал по адаптации детей в группе раннего возраста

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ»

За круглым столом

Общение за чаепитием. Разговор о проблемах.
Встреча с педагогом--психологом

День открытых дверей

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физкультурном и музыкальном залах

Журнал «Здоровье»

Консультации типа «Расти здоровым, малыш!»

Посещение воспитателем семей воспитанников

Дед Мороз со Снегурочкой в гостях у ребят

Совместное чаепитие в группе

Праздник новогодней елки в детском саду

Посещение театра
«Вместе с мамой, вместе с папой».

Родительское собрание

Совместная поездка в театр родителей, воспитателей и детей.

Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервно--психического развития и усвоения программы детьми, обмен опытом

Спортивный досуг «Вырасту, как папа».

«Полезные советы»

Игры - развлечения вместе с папами

Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю»

Посещение театра

Цирк, «Театр кошек Ю. Куклачева», «Уголок дедушки Дурова»

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду»

День открытых дверей

Родители готовят фотографии детей в детском саду

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физ-культурном зале, с музыкальным руководителем

День добрых дел

Кафе «Лакомка»

Семейный клуб - родительское собрание

Субботник на территории детского сада и в группе

Чаепитие

Просмотр видеоархива, обсуждение планов -на будущее

Семейный отдых, пикник

Выезд на природу или в парк

Посещение зоопарка

Совместная поездка в зоопарк всей группой