Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются). У вас хорошая память? Психологические тесты для пожилых людей и инвалидов

Мы привыкли к тому, что с возрастом у людей обязательно появляются какие-то проблемы со здоровьем, и они воспринимаются как должное. Вот почему во многих семьях часто случается так, что психическое здоровье бабушки или дедушки постепенно ухудшается многие годы, но никому не приходит в голову обращаться к врачу.

Когда выясняется, что нарушения уже зашли далеко и время упущено, родные пациента искренне удивляются: «Мы все списывали на возраст». И даже многие врачи в ответ на жалобы семидесятилетнего человека на снижение памяти отвечают: «А что вы хотите? Это возраст».

Также существует стереотип о том, что в старости естественно находиться в подавленном состоянии. Считается, что «старость не радость» и пожилому человеку свойственна апатия, грусть и «усталость от жизни».

На самом деле постоянная подавленность и нежелание жить — не норма для любого возраста. Это симптомы нарушения, которое называется депрессия, и лечится оно особыми лекарствами — антидепрессантами.

В таблице описаны состояния, которые можно считать нормальными для людей пожилого возраста, и те, что свидетельствуют о болезни.

Как распознать деменцию

Норма Признак болезни
Некоторое сужение интересов, снижение активности (например, больше времени, чем раньше, человек проводит дома). Апатия, бездеятельность, пренебрежение мытьем, сменой одежды.
Осмысление жизненного пути, осознание своей смертности, забота о том, что останется после его смерти (решение проблем наследования, накопления на похороны), без акцента на этой теме. Постоянные мысли о смерти, разговоры о том, что «зажился», «пора умирать», «стал обузой» и т.п.
Удовольствие доставляют не те занятия, что раньше. Нет удовольствия ни от какой деятельности.
Легкая забывчивость, которая не мешает в быту. Например, можно забыть о каком-то событии, но вспомнить, если о нем расскажут. Забывчивость нарушает повседневную жизнь. Утрачиваются навыки. Забыв о событии, человек не вспоминает о нем, даже если напомнить.
Сон 6-7 часов в сутки, склонность рано ложиться и рано вставать. Пробуждения 1-2 раза за ночь (например, для посещения туалета), после чего нет проблем с засыпанием. Сон меньше 6 часов в сутки, многократные пробуждения, сонливость днем.
Приверженность старому опыту, настороженное отношение к изменению привычного уклада. Хранение старых вещей, с которыми связаны воспоминания. Высказывания о том, что кто-то (обычно близкие люди или соседи) вредят или враждебно настроены, воруют вещи и т. п. Собирание хлама и мусора на улице.

Очень важно как можно раньше распознать болезненные проявления, внимательно присмотревшись к родным, и как можно быстрее обратиться к врачу, если проблемы обнаружатся. Вовремя начатое лечение поможет продлить годы достойной жизни нашим близким.

Что такое деменция

Деменция — это утрата познавательных, или, как говорят специалисты, когнитивных, способностей, то есть памяти, внимания, речи, ориентировки в пространстве и других. При деменции познавательные способности нарушаются стойко, то есть речь идет не о временном ухудшении психического состояния, как, например, во время острой болезни.

Некоторое ухудшение памяти на недавние события естественно для пожилого возраста, и это явление называют доброкачественной забывчивостью. Когда нарушения достигают степени деменции, у людей появляются трудности с выполнением бытовых дел, которые раньше давались легко. Если в норме человек может сделать так, чтобы его забывчивость была заметна только ему, то при деменции изменения видны сначала близким людям, а затем и всем окружающим.

Снижение памяти и утрата бытовых навыков не нормальны ни для какого возраста. Это всегда результат болезни или травмы.

Как распознать деменцию на ранних стадиях: тест

При разных видах деменции симптомы могут различаться и появляться в разной последовательности. Обычно деменция при болезни Альцгеймера развивается постепенно, и часто близкие с трудом вспоминают, когда же у больного проявились первые изменения. Чаще всего к врачу обращаются в тот период, когда замедлить процесс уже невозможно и немногие лекарства, которые могут улучшить состояние, уже не действуют.

У человека, вероятно, развивается деменция, если:

  • он постоянно теряет важные вещи: ключи, документы и т.п.;
  • кладет вещи в совершенно несвойственные им места;
  • подозревает, что потерянные вещи украдены, не поддается разубеждению;
  • много раз переспрашивает одно и то же, забывая ответ;
  • с трудом ориентируется на улице;
  • делает грубые ошибки в том, что раньше давалось легко (например, заполнение квитанций).

Даже один из перечисленных признаков — это повод обратиться к неврологу или психиатру.

В интернете можно найти много тестов, которые используют чтобы оценить собственные познавательные способности. Один из самых простых и достоверных — задача нарисовать часы. Человека просят начертить по памяти круглый циферблат со всеми цифрами и стрелками, чтобы они показывали определенное время, например, четыре часа тридцать минут.

Здоровый человек легко справляется с этим заданием. При развитии деменции ошибки в этом тесте начинают проявляться очень рано: например, «зеркальное» расположение цифр, числа 13, 14 на циферблате и т.д. Обычно к этому моменту проблемы, которые могут встревожить родных, бывают заметны уже и в быту. Не нужно ждать, что они исчезнут: чем раньше вы обратитесь к врачу, тем больше возможностей для лечения получит родной вам человек.

Чаще всего она начинается со снижения памяти на недавние события: человек начинает забывать о важных договоренностях. Появляются ошибки в сложных делах: денежных расчетах, управлении техникой. Неожиданно выясняется, что человек уже не может освоить ничего нового, например, при смене стиральной машины не запоминает новый способ ее включения. Со временем в памяти остаются только старые, хорошо усвоенные знания, затем и они начинают утрачиваться — от более новых к более старым.

Становится заметна чувствительность человека с деменцией к перемене обстановки, неспособность переносить изменения. Иногда признаки заболевания ярко проявляются после смерти супруга (супруги). Такое резкое ухудшение может быть связано не только с горем и депрессией, но и с необходимостью полностью перестроить уклад жизни и взять на себя задачи, которые раньше выполнял супруг.

Постепенно пациент теряет бытовые навыки, и раньше всего страдает ориентировка в пространстве и времени. Вначале становится сложно ориентироваться в совершенно незнакомых ему местах, затем человек может потеряться даже рядом со своим собственным домом.

Для пенсионера объяснимо ошибаться на один день в числе или дне недели, но при деменции человек неправильно называет даже месяц и год. Становится трудно определять время по часам, многие «путают день с ночью»: проснувшись после дневного сна, решают, что уже утро.

Постепенно появляются трудности с планированием самых простых действий: больной не может готовить еду, одеваться, завязывать шнурки, мыться, чистить зубы. На поздних стадиях «забываются» даже такие, казалось бы, очевидные навыки, как распознавание предметов и ходьба.

Постепенно утрачивается речь: вначале собственная речь становится бедной, человек забывает слова, заменяя их ничего не значащими фразами, например, «это самое». Со временем нарушается и понимание речи, услышанной и прочитанной, и этот процесс не связан с ухудшением слуха. Если больной не выполняет ваших просьб, задумайтесь о том, понимает ли он, что вы сказали. Возможно, он не узнает смысл отдельных слов, или ваша речь для него уже — не значащий набор звуков.

По мере того как болезнь затрагивает отделы мозга, отвечающие за движения, человек становится все более неловким, ходит шаркающей походкой, бедной становится мимика. На последней стадии заболевания пациент разучивается ходить.

Обсуждение

Сейчас прочитала и поняла, что эта болезнь у моей мамы. Так ужасно, когда она все время говорит, что мы у нее все воруем. И спрашивает все по 10 раз и забывает...

Комментировать статью "Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест"

Лекарств от деменции нет к сожалению. Знакомая врач сказала, что поддерживала маму тренталом и кавинтоном. Соседка в возрасте 84г.,но вроде без деменции,попросила сохранить ее деньги,т.к. к ней часто приходят внуки и она боялась, ч то они заберут у нее все...

прогрессирующая деменция. Уход за престарелыми. Старшее поколение. Экспериментально и пока только на 17 из 25 испытуемых удалось ощутимо затормозить деменцию разного рода экстремальными визуальными конфликтами.

Старческая деменция. Ищем психиатра. Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Старческая деменция. Тяжелая деменция - это старческое слабоумие, характеризующееся полной дезадаптацией человека к окружающей среде и его Мама может...

Ей ставят деменцию, не Альцгеймера. Хоспис - не выход хотя бы потому, что она туда не захочет. Пока борюсь за то, чтобы не уходила из квартиры и не пыталась слишком Деменция - такая болезнь, что в любом случае ухаживающий будет чувствовать себя виноватым.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. У мужа есть признаки деменции. Его мама, моя свекровь, тоже рано начала проявлять, но скончалась от другого тяжелого заболевания.

Ранняя деменция. Жена и муж. Семейные отношения. Ранняя деменция. Предложите варианты дальнейшей жизни. У мужа есть признаки деменции. Его мама, моя свекровь, тоже рано начала проявлять, но скончалась от другого тяжелого заболевания.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. И даже многие врачи в ответ на жалобы семидесятилетнего человека на... Если пожилой человек с деменцией отказывается идти к врачу. Посмотрите другие обсуждения: Старческое слабоумие.

Тест. Образ жизни. Старшее поколение. Уход за пожилыми родственниками, взаимоотношения, лечение, сиделки, конфликтные ситуации, помощь, дедушки и бабушки. Выписаны и принимаются препараты. которые останавливают или замедляют деменцию.

У мамы деменция, так получилось, что думали про один диагноз, а вывалился другой и буквально за последние полтора месяца случился обвал в сознании. На данный момент одного взгляда на нее достаточно, что-бы понять, что с ней нелады.

Бабушка с деменцией - как общаться. Забрала бабулю к себе из другого города после того как она стала чудить. В Москве она каждый день рвалась домой, даже отлавливали ее у порога в верхней одежде, нас подозревала в заговоре с целью отобрать квартиру.

Деменция нужны советы. Болезни, уход за больными. Старшее поколение. Повела ее в психдиспансер, там поставили тяжелую степень деменции. Сейчас по направлению психиатра кладу ее в больницу для обследования и чтобы получить первую группу (хотя бы лекарства...

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Считается, что « старость не радость» и пожилому человеку свойственна апатия, грусть и... он постоянно теряет важные вещи: ключи, документы и т.п. подозревает, что потерянные вещи украдены, не поддается...

Если есть пожилой человек с деменцией, в силу которой справляться с ним трудно, он представляет опасность для себя и для окружающих, а лечения нет и в больницу/дом престарелых сдать - не вариант, то почему давать ему, например, на ночь снотворное или даже...

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. болезнь Альцгеймера. Причины деменции и болезни Альцгеймера. Зачем делать томографию. От забывчивости к деменции. 3 способа отложить Альцгеймер.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. 01.06.2015 01:16:14, договор пожизненной ренты+. Старческое слабоумие - это деменция, с таким диагнозом легко признать человека недееспособным по суду. Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция: что...

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. У родственника – деменция. Как стать опекуном: процедура подробно. Тяжелая деменция - это старческое слабоумие, характеризующееся полной дезадаптацией человека к окружающей среде и его Мама может...

У моего отца тяжелая деменция, он лежачий, себя не обслуживает и почти не соображает. У меня есть от него генеральная доверенность, которую оформляли еще когда он лучше соображал. Срок доверенности истекает через 6 месяцев.

Старческое слабоумие - это деменция, с таким диагнозом легко признать человека недееспособным по суду. Сходила посмотреть что такое деменция, диагноз надо сказать малоприятный. Но по большому счёту такой диагноз можно поставить половине наших стариков.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Хранение старых вещей, с которыми связаны воспоминания. Высказывания о том, что кто-то (обычно близкие люди или соседи) вредят или Когда беспокоиться о забывчивости? Как же отличить обычную...

Неумалимая статистика свидетельствует, что люди, увлекающиеся разгадыванием головоломок, любящие танцевать и сохраняющие умственную активность до самой старости, страдают слабоумием (в частности Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест.

Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны рождает необходимость планомерной работы социальных служб с данной категорией граждан.

Прекращение или ограничение трудовой деятельности для человека, вышедшего на пенсию, серьезно меняет его ценностные приоритеты, образ жизни и общение, часто становится причиной психологических проблем, свойственных именно пожилым людям.

С другой стороны, это очень разнообразная категория населения, потому что пожилые люди различаются как характерологическими особенностями, так и статусом и состоянием: это могут быть люди одинокие и проживающие в семьях, с различными хроническими заболеваниями и практически здоровые, ведущие активные образ жизни и малоподвижные, интересующиеся происходящим во внешнем мире и погруженные в себя.

Для успешной работы с названной категорией населения социальному работнику важно быть в курсе не только социально-экономического положения, но и иметь представление об особенностях характера, состояния человека, чтобы уверенно выстроить программу поддержки в каждом конкретном случае.

Комплекс психодиагностических методик для социальной работы открывает широкие диагностические возможности для последующей организации помощи пожилым людям. Одними из основных диагностических инструментов являются взаимодополняющие методики, определяющие уровень социальной изолированности и фрустрированности личности.

Социальная изолированность - это вынужденное длительное пребывание человека в условиях ограничения или даже отсутствия социальных контактов . При социальной изоляции происходит потеря смысла жизни, что, в свою очередь, может быть причиной деградации личности и неадекватного поведения. Высокий уровень социальной фрустрированности обусловлен невозможностью удовлетворения потребностей в разных сферах отношений в социуме. Соответственно, выявление критического уровня по двум названным параметрам нацеливает на работу, которая помогает преодолеть социальные стереотипы старости, ориентирующие человека на бездеятельность, разрыв контактов и вызывающие дистресс, а вместе с ним упадок жизненных сил.



Не менее значимыми являются исследования субъективного благополучия пожилых людей в комплексе с изучением личностных особенностей и проявлений различных состояний. На уровень субъективного благополучия влияют два фактора: внутренний, связанный с особенностями личности, и внешние условия: доходы, проблемы здоровья, наличие или отсутствие работы, отношения в социуме, досуг, условия проживания и другое. Как правило, внутренние факторы зачастую оказывают большее влияние на ощущение субъективного благополучия, нежели внешние, поэтому важно, не только определить уровень субъективного благополучия, но и исследовать личностные структуры, которые могут создавать негативные установки и мешать осмысленному отношению к жизни. Так с помощью опросника Кеттелла можно сосредоточиться на данных об эмоционально-волевых проявлениях личности, а также об особенностях межличностного взаимодействия. В числе других значимых факторов можно выявить тенденции к депрессии, неконтролируемому поведению и т. д.

Не менее важные диагностические данные, помогающие сделать полный личностный анализ, получаем с помощью методик, изучающих состояние и отдельные эмоциональные проявления (Цветовой тест Люшера, САН, шкала тревожности Спилбергера-Ханина и др.)

В частности, при диагностике пожилых людей необходимо иметь представление о проявлениях тревожности. Личностная тревожность определяет во многом поведение человека и его склонность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие, если еще при этом и стратегии преодоления стрессовых ситуаций не являются конструктивными, то появляется огромная вероятность эмоциональных и невротических срывов, а также психосоматических заболеваний.

Диагностика психического и социального статуса людей пожилого и старческого возраста наиболее часто проводится по следующим методикам :

Американские специалисты Р. Аллен и Ш. Линди разработали очень простой тест для определения вероятной продолжительности жизни. Для того чтобы проверить свои перспективы, надо к исходным цифрам (70 для мужчин, 78 для женщин) прибавить (или вычесть из него) соответствующее число лет, отвечая на ряд вопросов.

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер) - данная методика более подробно будет рассмотрена во второй главе.

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов).

Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, -- стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.

Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

1. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Цель: определение уровня эгоцентрической направленности личности пожилого человека. Тест состоит из 40 незаконченных предложений.

Цель обработки и анализа - получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа.

2. Методика «Склонность к одиночеству»

Данная методика представляет собой фрагмент теста А.Е. Личко Она измеряет склонность к одиночеству.

Под склонностью к одиночеству понимается стремление избегать общения и находиться вне социальных общностей людей.

Текст опросника состоит из 10 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с тем или иным положением.

Чем больше положительная сумма баллов, тем больше выражено стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление у него отсутствует.

3. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Пол Балтес продемонстрировал границы резервных способностей пожилых людей. В его исследовании пожилых и молодых людей со сходным уровнем образования просили запомнить длинный перечень слов, например, 30 существительных, расположенных в строго определенном порядке.

Для того, чтобы оценить объем знаний, связанных с мудростью, П. Балтес просил участников эксперимента разрешить дилеммы, подобные этой: «Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует сделать?» Пол Балтес просил участников исследования продумать проблему вслух. Размышления испытуемых записывали на кассету, расшифровывали и оценивали на основании того, насколько они содержали пять основных критериев знаний, связанных с мудростью: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей), а также элемент сомнения и способы разрешения неопределенности. Затем ответы участников эксперимента были ранжированы согласно объему и типу связанных с мудростью знаний.

Определение проблемных зон с помощью психодиагностики - это всего лишь первый шаг для выстраивания стратегии помощи пожилым людям. Даже в случае, если диагностика дает оптимистический прогноз и адаптивные показатели: сохранение социальных контактов, низкий уровень фрустрации, оптимизм и другое - система социальной поддержки должна включать развивающие методы для решения потенциальных проблемных ситуаций.

Выводы по I главе

Таким образом, психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза - описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

· Сбор данных.

· Переработка и интерпретация данных.

· Вынесение решения - психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

МЕТОДЫ

Рис. 1. Классификация психодиагностических методов

Наиболее часто используются следующие методы психодиагностики людей пожилого возраста:

1. Тест «Перспектива продолжительности жизни" (Р. Ален. Ш. Линди)

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М.Ш. Магомед-Эминов).

4. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

5. Методика «Склонность к одиночеству»

6. Изучение мудрости (P. Baltes и др)


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ЦСО Г. НАРИМАНОВ

2.1 Организация психодиагностического исследования на базе ЦСО г. Нариманов

Цель деятельности «Центра социального обслуживания населения г. Нариманов» социальное обслуживание малообеспеченных граждан, улучшение их социально экономических условий жизни, оказание социальной помощи незащищенным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

· граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

· участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла, вдовы матери погибших военнослужащих, бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей;

· одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров;

· лица, подвергшиеся политическим репрессиям и реабилитированные;

· зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

· лица, подвергшиеся радиационным заражением;

· дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей;

· выпускники детских домов и школ-интернатов, самостоятельно проживающие;

· дети из семей «группы риска»;

· безработные взрослые и подростки;

· лица, вернувшиеся из мест лишения свободы или специализированных учебно-воспитательных учреждений;

· лица без определенного места жительства и занятий;

· лица, прошедшие курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании;

· малообеспеченные неполные и многодетные семьи;

· беременные женщины, кормящие матери, находящие в отпуске по уходу за ребенком;

· молодые семьи;

· семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации.

Основными задачами «Центра социального обслуживания населения г. Нариманов» являются:

· выполнение программ, графиков и др. мероприятий по социальной поддержке населения;

· выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании совместно с органами здравоохранения, образования, миграционной службы, Новосибирским областным комитетом общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов, религиозными организациями и объединениями и т. д.;

· внедрение в практику новых форм социального обслуживания;

· оказание гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, юридических, оздоровительных услуг, материальной и натуральной помощи разового и периодического характера при соблюдении принципов гуманности, адресности, конфиденциальности предоставления;

· социальный патронаж семьи и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержки;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;

· осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников «Центра социального обслуживания населения г. Нариманов».

На базе «Центра социального обслуживания населения г. Нариманов» нами было проведено психодиагностическое исследование людей пожилого возраста с помощью методики «Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергера)».

Данный метод выражается в виде теста.

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда - тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20 - приложение № 1) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40 - приложение № 2) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=?1 - ?2 + 50,

где?1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ?2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 19, 20);

ЛТ = ?1 - ?2 + 35,

где?1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ?2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.


2.2 Анализ результатов проведения психодиагностики людей пожилого возраста в ЦСО г. Нариманов

В опросе и дальнейшем проведении психодиагностического теста участвовало 35 человек - посетителей ЦСО г. Нариманов: 11 мужчин и 24 женщины. Все посетители - пенсионеры по возрасту или по состоянию здоровья. 7 (20%) человек из опрошенных относятся к позднестарческому возрасту (до 85 лет), 17 (48%) человек старческого возраста, 11 предстарческого периода (31%), посетителей в возрасте дряхлости почти не бывает. 96% посетителей ЦСО - инвалиды II группы. 54% пожилых людей одиноки, 46% имеют близких родственников (дети, супруги). 31% посетителей имеют образование ниже среднего (3-8 классов), 48% - среднее или среднее специальное, и 18% высшее.

Результаты, полученные с помощью методики «Шкала самооценки и оценки тревожности» можно представить в виде таблицы 2. 1.

Таблица 2.1 Результаты проведения психодиагностического исследования в ЦСО г. Нариманов

Шкала тревожности Уровень тревожности
Высокий Средний Низкий
Общая тревожность 4% 88% 8%
Ситуативная тревожность 7,5% 61,5% 31%
Личностная тревожность 3,5% 85% 11,5%

Представим полученные данные в виде диаграммы.

Рис. 2. 1. Результаты проведения психодиагностического исследования в ЦСО г. Нариманов

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.


Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференциированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

Решение проблемы социокультурного развития людей пожилого возраста в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.

Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде в сего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.

Те психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование их динамики и особенностей социального поведения пожилых. Поскольку одним из ведущих механизмов, обеспечивающих целостность личности и предсказуемость ее деятельности, является социальная адаптация, эта проблема выходит в центр исследовательских интересов.

По вопросу об изменении личности старых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность жизни старения и на трактовку понятия "личность". Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические и психические изменения, да и саму старость считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью. Это крайние точки зрения существует еще множество вариантов.

Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная «просветленность духа», они становятся мудрыми.

Личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности).

Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.

Для изучения степени адаптации в пожилом возрасте можно использовать методика диагностику социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Данная методика относится к классу опросников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале. На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых :

1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации (группа А)

2. Пенсионеры со средним уровнем адаптации (группа В)

3. Пенсионеры с низким уровнем адаптации (группа С)

Для изучения самосознания:

Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева)

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности. Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала: Оценки, Силы, Активности.

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе.

Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности можно применять методику незаконченных предложений. Испытуемым предлагается закончить предложения. Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как: положительную, отрицательную, безразличную.

Для изучения мотива аффилизации можно использовать шкалу «Принятие других» методики СПА. По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других».

При исследовании эмоциональной сферы личности можно применять следующие методы:

Шкала «Эмоциональный комфорт» опросника К. Роджерса и Р. Даймонда.

Подсчитывается показатель «эмоциональный комфорт», который включает в себя результаты по двум шкалам: эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт.

На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта: высокая, средняя, низкая.

Данные, полученные в ходе исследований, позволяют выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающие успешную адаптацию в посттрудовой период (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).


Выводы по II главе

Таким образом, на базе «Центра социального обслуживания населения г. Нариманов» было проведено психодиагностическое исследование по методике «Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергера)».

В эксперименте приняло участие 35 людей пожилого возраста, посещающих «Центр социального обслуживания населения г. Нариманов».

В результате по всем шкалам тревожности наибольшие показатели составляет средний уровень тревожности (от 61,5 до 88%).

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп в ЦСО г. Нариманов можно применять следующие методики:

· Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева)

· Шкала «Эмоциональный комфорт» опросника К. Роджерса и Р. Даймонда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мировой психологии можно выделить несколько основных направлений исследования взрослых и пожилых людей.

Основное направление связано с разработками экспериментальных исследований, которые ставят целью понять, как и что развивается в психике человека в позднем периоде его жизни. Усилия исследователей при этом направлены на измерение социального интеллекта и мудрости людей этого возрастного этапа. Этот подход является по своей сути психометрическим, осуществляется с помощью батареи (комплекса) стандартизованных тестов; процедура проводится под строгим контролем и направлена на выявление индивидуальных различий, уровней выполнения когнитивного стимульного материала. По своей сути эти исследования лонгитюдинальны и имеют значение для получения знаний об «интеллигентности» пожилых людей; о роли социального знания и умения, а также об их связи с реальной жизнью. Знания о закономерностях развития и структуре личности служит отправным пунктом при конструировании и применении психодиагностических методов, а также при интерпретации психодиагностической информации.

Проведенное на базе Центра обслуживания населения психодиагностическое исследование по методике «Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергера)», показало, что только у 4% исследуемых высокий уровень общей тревожности. Данный показатель является достаточно положительным для людей пожилого возраста.

По каждому испытуемому было написано заключение, которое включало оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

В данной работе проведен анализ литературы по проблеме психодиагностики людей пожилого возраста, а также предпринята попытка по изучению особенностей личности пожилых людей.

В процессе исследования была достигнута поставленная цель, решены задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.

С учетом полученных результатов были разработаны рекомендации, направленные на улучшение психодиагностических исследований, проводимых на базе исследования.

Как пожилые люди могут узнать, как работает их головной мозг. Кому не случалось, забыв нужное слово или дату, посетовать шутливо: "Эх, старость-не радость!"

Но в этой шутке лишь доля шутки. Как говорил великий мудрец Франсуа Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой разум". А между тем в нашей стране уже два миллиона человек страдают заболеванием, которое так и называется - деменция, или старческое слабоумие.

Со временем болезнь прогрессирует : человек забывает, как его зовут, может выйти из дома и заблудиться, теряет простейшие жизненные навыки. В мире таких больных почти 40 миллионов, а к 2030 году, прогнозируют врачи, их число удвоится - деменция наступает.

Первые признаки деменции или старческого слабоумия

Можно ли заметить первые признаки болезни, чтобы предотвратить худшее? Оказывается, можно. Специалисты-неврологи из Университета штата Огайо (США) разработали тест SAGE, который позволяет самостоятельно выявить признаки ухудшения мыслительных способностей.

Тест нужно выполнить самостоятельно , без чьей-либо помощи, словарей или справочников. В среднем на это должно уйти 10-15 минут. Ошибки или пропуск шести или более пунктов - сигнал того, что какие-то изменения в мозге уже произошли. Конечно, тест не ставит диагноз. Разве что служит поводом обратиться к врачу-невропатологу для более детального обследования.

Предлагаю вам , уважаемые читатели, испытать себя или предложить тест пожилым родственникам, если, конечно, они сами того захотят. Разумеется, не стоит воспринимать испытание слишком всерьез-мы с вами не академики и не эксперты. Но, согласитесь, даже в шутливой форме, но все равно интересно узнать, что же у тебя в голове происходит?

Тест - Хорошо ли вы мыслите

Ответьте на вопросы теста письменно, ответы "Да", "Иногда" или "Нет" просто обведите.

Задания теста 1

1. Ваше имя ______________

2. Дата рождения ______________

3. Ваш пол _______________

4. Сколько лет назад вы окончили школу? _______________

5. Испытываете ли вы проблемы с памятью или мышлением?
Да Иногда Нет

6. Есть ли у вас близкие родственники, которые испытывают проблемы с памятью или мышлением?
Да Нет

7. Бывает ли, что вы теряете равновесие?
Да Нет

8. Если да, то знаете ли вы причину этого?
Да (опишите причину) _______ Нет _______

9. Был ли у вас инсульт?
Да Нет

10. Был ли у вас микроинсульт?
Да Нет

11. Чувствуете ли вы какие-либо изменения в своей личности?
Да (опишите, какие) ________ Нет_______

12. Есть ли у вас трудности с повседневными делами из-за проблем "с головой"?
Да Нет

Задания теста 2

1. Напишите сегодняшнюю дату, не заглядывая в календарь. Число_______ Месяц_______ Год_______,

2. Напишите, что изображено на этих рисунках?
Рис.1
1. _______________
2. _______________

3. Чем похожи между собой наручные часы и линейка? Напишите
Оба эти предмета являются _______
(впишите продолжение фразы).

4. Сколько "пятачков" в 60 копейках?

5. В булочной вы заплатили за покупку 13 рублей 45 копеек. Сколько вам дадут сдачи с 20 рублей?

6. Проверка памяти. Запомните, что в конце этого теста на последней линейке надо написать фразу "Тест закончен".

7. Перерисуйте картинку
Рис.2 квадрат

8. Нарисуйте циферблат, расставьте на нем цифры. Нарисуйте две стрелки в положении "пять минут двенадцатого". Длинную стрелку обозначьте буквой "Д", короткую - буквой "К".

9. Запишите названия 12 любых животных.

10. Соедините цифры и буквы так, как это сделано в образце.
Рис.3

11. Перестройте фигуры по данному образцу.

А. Дано: один треугольник и один квадрат.
Рис.4 Уберите две линии. Перенесите их на рисунок так, чтобы получилось два квадрата.

Б. Дано два квадрата и два треугольника. Рис.5 Уберите четыре линии. Перенесите их так, чтобы получилось четыре квадрата.

12. Закончили ли вы тест?

Теперь проверьте, допустили ли вы ошибки в ответах и на все ли вопросы ответили сразу. Если ошибок и пропусков 6 и больше, стоит обратиться к врачу-невропатологу и обследовать функции головного мозга.

Марьяна Безруких академик Российской академии образования, специалист по возрастной физиологии

- Функция головного мозга угасает , если человек не ставит перед собой новых, нестандартных задач. Только такие задачи сохраняют наш интеллект, создают новые связи между клетками головного мозга. Задачи могут быть любые - изучение иностранного языка, чтение, заучивание наизусть стихов, решение сложных кроссвордов, занятие творчеством, общественная работа - все, что выходит за рамки чисто бытовых, рутинных забот.

Эдуард Костандов профессор, зав. лабораторией нейрофизиологии когнитивных процессов Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

- Головной мозг, как и мышцы тела , надо все время упражнять. Конечно, если человек выходит на пенсию, нагрузка сильно уменьшается. Но надо ее компенсировать-писать мемуары, заниматься с внуками, вести семейную бухгалтерию и т.д. В общем, делать все, чтобы голова работала, а мотивация к интеллектуальной нагрузке сохранялась. И как можно больше двигаться - физическая и умственная активность взаимосвязаны.

Деменцией называют достаточно тяжелое и трудно определяемое заболевание. Диагностика деменции подразумевает несколько тестов для исследования психического состояния пациента (ММSE), а также применяются таблицы. Они вмещают много информации, и не занимают большого количества времени на свое проведение. Не нужно присутствие специалиста, чтобы провести тестирование.

Виды тестирования

Диагностика психического состояния включает Монреальскую шкалу оценки когнитивных функций (МоСА).

В первичную диагностику входит один из видов психологического тестирования – тест на старческую деменцию «Рисование часов». Плюс его в том, что ему не нужны громоздкие тесты, которые определяют нарушения:

  • на события;
  • речи;
  • уровня внимания;
  • зрительно-пространственных функций;
  • счета;
  • праксиса;
  • исследования на вербальную активность;
  • способности к суждению;
  • способности к ориентации.

Как провести тест с часами?

Чтобы провести тест часы для определения деменции нужно иметь бумагу и карандаш. Пациенту говорят, что нужно нарисовать часы с циферблатом и показать точное время. Здоровый человек без труда нарисует и покажет время, однако пациенту с проблемами памяти, будет тяжело выполнить тестовое задание, и он совершит ошибки.

Результаты теста оценивают по шкале в 10 баллов:

  • Десятибалльный результат – считается нормой. Круг, цифры и стрелки нарисованы правильно, время указано правильно.
  • Девятибалльный результат – стрелки расположены с неточностью.
  • Восьмибалльный результат – наблюдаются небольшие погрешности.
  • Семибалльный результат – стрелки расположены в неправильных местах.
  • Шестибалльный результат – стрелки не показывают время.
  • Пятибалльный результат – числа расположены в неправильном порядке.
  • Четырехбалльный результат – единство чисел утрачено.
  • Трехбалльный результат – числа и циферблат не связаны друг с другом.
  • Двухбалльный результат – задание пациентом не выполнено.
  • Результат в один балл – пациент не реагирует на задание.

Любой результат менее чем в 9 баллов говорит о том, что пациент имеет нарушения. При показаниях , пациент не может самостоятельно рисовать числа и располагать стрелки самостоятельно на уже существующем циферблате.

Наши пансионаты:

Как провести тест на психическое состояние пациента?

Следующий не менее успешный тест на деменцию является MMSE. Этот тест используют, чтобы оценить когнитивную функцию человека, включающую в себя оценку памяти, счета и речи.

В тесте включены 30 вопросов. Если пациент ответит ниже 24 баллов, то предполагается, что у него нарушены когнитивные функции, и он страдает .

Исследование содержит следующее:

  • опрос пациента на текущую дату;
  • ориентацию пациента на место, где он находится;
  • опрос на восприятие;
  • опрос на концентрацию внимания, включающего в себя обратный отсчет;
  • повтор не менее трех слов;
  • речевой тест произношения предметов;
  • тест на деменцию в способности осуществлять команды.

Как провести тест по Монреальской шкале оценки когнитивных функций (МоСА)?

Тест на деменцию определяет нарушения на ранней стадии. Данная диагностика более чувствительна к раннему проявлению болезни.

Тест на деменцию содержит в себе 30 пунктов. При результате менее 26 баллов, пациент будет считаться больным.

Специалист предоставляет лист белой бумаги с указаниями, по которым ему необходимо пройти оптико-пространственный тест, а именно:

  • пациент должен провести линию, соединяющую цифру с буквой;
  • пациент перерисовывает куб;
  • испытуемый рисует часы с определенным временем.
  • назвать трех животных, которых он видит на карточке;
  • воспроизвести около пяти слов, которые называет специалист;
  • пройти тест на внимательность. Необходимо испытуемого попросить повторить несколько цифр по порядку, а потом в обратном направлении. Далее необходимо читать в определенном порядке буквы, среди которых будет буква «А», а испытуемый должен подавать знаки, когда ее услышит;
  • пройти тест на правильное произношение. Испытуемый повторяет все фразы, которые назвал специалист. Далее испытуемый должен произнести все слова, на букву «К» за 60 секунд;
  • пройти абстрактное мышление. Специалист дает задание отыскать одинаковые слова;
  • пройти тест на просроченное воспроизведение ранее названных слов;
  • пройти тест на деменцию пожилых людей на предмет ориентации в пространстве. Испытуемый должен назвать, где и в какое время он находится на данный момент.
  • Приглядитесь к пожилому родственнику и если вы подозреваете, что у него деменция, то пройдите тест на старческую деменцию. Также пройдите обследование у специалиста, включающее медицинский осмотр и сдачу общего анализа крови.
  • Когнитивную функцию у пожилого человека вызывают: признаки авитаминоза, патологии щитовидной железы, побочные эффекты от лекарств и депрессивное состояние.

Неточности диагностики в тестировании отмечаются у небольшого числа пациентов, которые связывают с псевдоболезнью либо нарушениями в поведении. Тест не дает возможности определения этиологии заболевания. Только благодаря анамнезу и качественно проведенному тестированию, можно определить заболевание. Обнаружить причины появления патологии можно только с наличием необходимых лабораторных обследований и инструментальных методик диагностирования болезни.

Пансионат для пожилых людей с деменцией

Пожилые люди чаще страдают деменцией, изнашиваются их органы и системы. Старость делает человека раздражительным, он перестает спать, у него возникают . Поэтому родственникам необходима помощь специалистов, и в частности, ими являются специалисты пансионата «Дом доброты». Пансионат для пожилых людей предоставит все необходимые услуги, чтобы пожилой человек чувствовал себя комфортно. Ведь дом престарелых предназначен для этого. Лучшие психологи будут общаться с пожилым и помогут ему вернуться к качественной и привычной жизни. Профессиональное общение и хороший уход помогут больному легче справиться с заболеванием.

Память – психическая форма нервной и умственной деятельности человека по удержанию, накоплению, хранению и воспроизведению той информации, которую он пропускает через свои органы восприятия.

Процесс ослабление памяти называют гипомнезией. Обычно проблема возникает с возрастом или как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсиии т. д.).

Однако зачастую на ослабление памяти жалуются и молодые люди. Здесь важно не путать болезнь с избирательностью нашей памяти. Если вы только что говорили с человеком и забыли его имя или продиктованный телефон - это не повод бежать к врачу. Зачастую так проявляет себя способность головного мозга сортировать более и менее важные аспекты информации для вас. А вот если вы, поговорив с человеком, и спустя время не можете вспомнить о чём шла в разговоре речь - вам прямая дорога к специалисту.

Причины нарушения памяти

Причин нарушения памяти, как и любого физиологического процесса организма, несколько. Вот те, всем известные внешние причины, которые вообще пагубно сказываются на здоровье человека и в частности на ослабление памяти:

Плохая экология, загрязнённость воздуха, которым дышим. Для деятельности мозговых клеток нужен кислород, который всё больше становится проблематичным в нашем загазованном городе.

Плохой сон, частые проявления бессонницы, ведь именно во сне происходят в организме все восстановительные процессы. Особенно важен здоровый, беспрерывный сон, который должен обязательно начинаться до 24 часов и заканчиваться в 6 - 8 часов утра.

Информационная перегрузка, которую испытываем мы все: интернет, радио, телевидение. На мозг неожиданно сваливается большое количество информации или человек сам забивает её ненужным «хламом».

Психологическая усталость, стрессы, нервные перегрузки так же вызывают ухудшение памяти.
Многим знакомая банальная лень, когда человек, тот же студент, ещё недавно хранивший в голове массу информации, окончив учёбу, перестал вообще читать, считает с калькулятором, все записи дел ведёт через блокнот. Головной мозг резко перестал получать сигналы к запоминанию, отключается напрочь, и человек уже завтра не запомнинает элементарного.

Некачественное питание, недостаток витаминов, отсутствие натуральных продуктов, в которых много консервантов, пищевых добавок, вредных для организма.

Как видите, все причины внешние, ни слова о генетике, так что свою память, данную от природы, любой человек может даже улучшить.

ТЕСТ НА ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Для начала пройдите простой тест, который поможет Вам выяснить насколько работоспособна Ваша память на элементарных вещах.
Ответьте на следующие вопросы (да / нет):

1. Удается ли вам с первого раза ввести пин-код в мобильный телефон или в банкомат?

2. Быстро ли запоминаете имя или имя + отчество новых знакомых?

3. Часто ли случается вам терять (запямятовали куда положили) столь необходимые в жизни мелочи как ключи, помаду, расческу, очки?

4. Случается ли вам забывать о назначенной встрече или забыть про звонок, который от вас ждут?

5. Высыпаетесь ли вы?

6. Можете ли вы сосредоточиться на главном, важном на данный момент деле?

7. Часто ли вы задаетесь вопросами: не забыли ли вы выключить утюг, плиту, воду, свет?

8. Вы хорошо запоминаете дни рождения родных, друзей и коллег?

9 . Часто ли вы отдыхаете, расслабляетесь?

10. Затрудняетесь ли вспомнить, какое сегодня число и день недели?

11 .Часто приходится слышать упреки в необязательности от близких и коллег?

12. Вам приходится заранее составлять список продуктов, чтобы не забыть купить необходимое?

14. Получается ли разгадывать кроссворды и прочие головоломки хотя бы процентов на 70?

15 Всё, что нужно сделать за день записываете, а потом постоянно сверяетесь со списком?

17. Случается, шли куда то и зачем то, придя на место, забыли зачем пришли?

18.Случается ли так, что когда Вы рассказываете очередную историю или анекдот друзьям, Вам говорят, что Вы его уже рассказывали?

19. Если у Вас допустим 3 сим карты, помните ли Вы все свои мобильные номера?

20.Вы рассказываете — Вас перебили, быстро ли вспоминаете о чем говорили?

5 ответов «ДА» – в наше время норма.
Действительно, память иногда может и подвести. Это вполне нормально. Мы с вами не роботы и не
компьютеры, чтобы не забывать и не ошибаться.

От 6 до 10 ответов «ДА» – легкий дефицит памяти.
Такое тоже вполне допустимо, но при определенных условиях: вас одолели болезни, умственное напряжение, стрессы, депрессии, переутомление и т.д. В этом случае лучше обратиться психотерапевту, попить травяные успокоительные чаи.

От 11 до 20 ответов «ДА» – дефицит памяти, диагноз!
Вот здесь нужно позаботиться о себе и обязательно принять меры. Пройдите медицинское обследование, найдите причину проблемы и пройдите лечение, здесь таблетками и травяными чаями не обойдётся.

ТЕСТ НА АЛЬЦГЕЙМЕР

Этот тест считается одним из лучших в ряду тестов на Альцгеймер. Желательно внимательно прочитать весь текст, до конца. Не торопитесь, найдите закономерность и тогда на второй-третий раз вы просто глазами проглотите текст. Таково свойство здорового мозга. Итак, дерзайте!

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ! ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

Прочли легко? - признаков Альцгеймера нет.

Для справки:

Ало́ис Альцге́ймер (нем. Alois Alzheimer; Алоис Альцхаймер, 14 июня 1864, Марктбрайт, Германия - 19 декабря 1915, Бреслау, Германия) - немецкий психиатр и невролог, автор множества статей по таким проблемам как алкогольный психоз, шизофрения, эпилепсия, сифилис мозга, хорея Хантингтона, артериосклеротическая атрофия мозга (1894), пресенильный психоз (1907).

Получил медицинское образование в Вюрцбурге, затем жил и работал во Франкфурте. В возрасте 31 года Альцгеймер стал руководителем исследовательского института, в котором проработал всю оставшуюся жизнь. В 1904-1915 годы опубликовал шеститомный труд «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга».

Альцгеймер внёс значительный вклад в изучение патологии нервной системы. Увековечило его имя изучение сенильной деменции, известной как «болезнь Альцгеймера». Основываясь на результатах собственных фундаментальных исследований, он описал принципиальные различия между слабоумием сосудистого и нейродегенеративного генеза.

Коллега Альцгеймера, немецкий психиатр Эмиль Крепелин позднее назвал разновидность старческого слабоумия именем Альцгеймера.

Как улучшить память и внимание в домашних условиях

Тренируем память. Начинаем тренировать свою память точно так же, как тренируем мышцы.

Очень часто при знакомстве люди тут же забывают названные имена, это происходит оттого, что в этот момент, мы считываем информацию о человеке, которого видим. Срабатывает стереотип: практически все имена для нас знакомы, и мозг отключается в этом направлении. Учитесь концентрировать своё внимание в нужные моменты и там где это необходимо.

Едете в транспорте, посмотрите внимательно в течение 3-5 секунд на двух-трёх людей, отвернитесь в сторону и спросите себя о том, что удалось запомнить: какого цвета куртка у первого, шапка у второго и какой длины волосы у третьего.

Ниже кратко приведена методика улучшения памяти И.И.Полонейчика - руководителя Центра интеллектуальных технологий, признанной сегодня самой успешной на постсоветском пространстве. Она называется системой накопления. Суть работы методики в следующем:

Будите свои мозги, смените род занятий, расширьте сферу интересов увлечений. Если вас интересуют инвестиции, переключитесь на политику, здоровое питание или искусство.

Читайте книги, учите стихи, заучивайте отрывки из прозы, которые запомнить особенно трудно, решайте кроссворды. Здесь важно, чтобы процесс приносил удовольствие, доставлял радость вам, тогда и будет успех.
И особенно важно, чтобы стихи были хорошие, лучше классика, ведь мозг наш очень избирателен, но не менее важно, чтобы эти стихи вам нравились.

Японцы доказали, что устный счёт хорошо улучшает память, дети считающие в школе «в уме» гораздо умнее и обладают лучшей памятью, чем их сверстники с калькуляторами.

Высчитывайте дату по дням недели и наоборот. К примеру, сегодня суббота 1 марта, а в пятницу через неделю какое будет число? Или 23 марта придётся на какой день?

Назовите за 100 секунд 100 названий стран, городов, столиц государств, рек и озёр. Или придумайте за 100 секунд 100 слов в порядке алфавита. Здесь очень важна скорость. Пусть не 100 за сто удастся, но мозг будет работать и это уже даст результат.

Установлено, что очень важно разнообразить род своих занятий, что стимулирует установление в мозге новых связей нервных клеток, и вызывает даже рост этих клеток, способствуя повышению качества памяти.

Память наша инерционна, поначалу вы будете забывать про эти упражнения, вам будет лень их делать, но возьмите это под контроль и уже через две, максимум три недели вы заметите результаты.

Употребляйте пищу, богатую витаминами Е, С, микроэлементами.

Замечено, что плохой памяти страдают люди, сидящие на диетах, курящие и употребляющие алкоголь, а также те, кто не завтракает по утрам. Так что делайте выводы!

Будьте всегда здоровы, с прекрасной памятью и в ясном уме!